Jefta. Человеческие скульптуры

Jefta. Человеческие скульптуры

Почему автор знаменитого «Шагающего человека» отрёкся от сюрреализма, и чем покоряли зрителей его скульптуры-«палочки»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

От реализма к авангарду: кубизм

Он родился в 1901 году в Швейцарии, в семье художника Джованни Джакометти. С самого детства Альберто увлекался рисованием и лепкой, заставляя близких часами позировать юному художнику, да и братья его – Диего и Бруно – переняли от отца любовь к искусству: один впоследствии стал скульптором, второй – архитектором. Художественное образование Альберто Джакометти получил в Женевской школе изящных искусств.
По классической и, пожалуй, устаревшей к тому времени традиции, он отправился в путешествие по Италии – знакомиться с шедеврами античного искусства и классиков Возрождения. Кстати, на уникальный стиль Джакометти, который впоследствии прославит его, оказала непосредственное влияние этрусская статуэтка «Вечерняя тень», хранящаяся в музее Вольтерры.

В 1922 году молодой швейцарец уже был в Париже, там он продолжал обучение в мастерской Эмиля Антуана Бурделя, ученика Родена, и получил доступ к ведущим мастерам авангарда – Бретону, Арагону, Бэккету, Миро, Пикассо, Эрнсту. Несмотря на приверженность учителя античным идеалам и вопреки собственной любви к реализму в искусстве, Джакометти начинает интересоваться новыми направлениями, которые диктует модерн. Это было модно, ново и демонстрировало возможность отказа от традиционных форм в пользу упрощения и абстракции. Помимо прочего, молодой художник видел в новых подходах возможность выразить подлинный облик окружающего мира, скрытого за привычной реальностью.

Этот же период был связан с погружением в «примитивное искусство» — Джакометти изучал произведения народов Африки и Океании, американских индейцев, общался в том числе и с учеными-этнографами. Простота и радость творчества – та основа, которую Джакометти видел в архаическом искусстве, вдохновляла и его самого – и откликом стали скульптуры «Пара», «Женщина-ложка», «Голова». Упрощение и выраженная геометричность не мешают увидеть в произведениях замысел художника – так, «Женщина-ложка», продолжая древнюю философию, несет в себе помимо эротической составляющей символ продолжения жизни – подтекст, весьма популярный в среде авангардистов, и в первую очередь – у приверженцев сюрреализма.

Джакометти и сюрреализм

Идеи сюрреализма захватили Джакометти с начала тридцатых годов. Собратья по цеху, и прежде всего основоположник сюрреализма Андре Бретон, пришли в восторг от его «Подвешенного шара», подвижной скульптуры, одновременно чувственной и агрессивной.

«Шар» стал первым произведением из череды прославивших Джакометти: в течение «сюрреалистического» периода творчества швейцарец создал и другие культовые для того времени скульптуры – «Женщина с перерезанным горлом», «Сюрреалистический стол», «Дворец в четыре часа утра».
Один из циклов его работ в этот период составили «Скульптуры в клетке», где клетка не столько становится символом несвободы и пленения, сколько очерчивает собственное пространство, где человек может чувствовать себя защищенным.

Но уже в 1935 году произошел разрыв Джакометти с Бретоном и сюрреалистами – в том, что было им сделано в последние пять лет, художник видел «полный тупик». Одной из главных потребностей Джакометти всегда было стремление творить с натуры, что противоречило самой философии сюрреализма, отвергавшего ценность реальных моделей и предметов. С этого времени мастер обращает свои взгляды к гуманизму в искусстве, особо пристальное внимание уделяет изображению человеческой головы, наполняет свои произведения вопросами экзистенциального характера.
Безусловно, на философию и на творчество Джакометти огромное влияние оказала Вторая мировая война. Несмотря на то, что эти годы художник провел на территории нейтральной Швейцарии, ни о какой изоляции от внешнего мира речи не шло, он видел смерть и боялся ее.

В работах, которые создает во время войны скульптор, начинает воплощаться самая сущность бытия. Он отказывается от намеков эротического плана в своих произведениях и вообще исключает все плотское, оставляя только вытянутые, хрупкие фигуры, как будто изъеденные окружающей средой, полностью изолированные друг от друга. Чрезмерная удлиненность вертикалей скульптур подчеркивает и автономность разных частей человеческого тела.

Впрочем, не только человеческого – среди бронзовых скульптур Джакометти встречаются и фигуры животных. Знаменитая «Кошка» появилась благодаря домашней любимице его брата Диего, которая – «как солнечный луч» — умела проходить между двумя предметами, не касаясь их, идеально владея своим гибким телом.

Феномен скульптур Джакометти

Одиночество, уязвимость, деформированность – главные черты творений Джакометти, как результат его попыток увидеть что-то за гранью привычного понимания вещей, разглядеть и показать отражение истинной сущности человека в мире. И сам художник признавался, что лепит не человеческую фигуру, а отбрасываемую ею тень. И тут снова вспоминается та встреченная Джакометти в итальянском музее скульптура, именно тень и изображающую.
Джакометти любил работать с гипсом, когда почти из ничего, из пыли и воды, в мастерской появлялись воплощения его страхов, фантазий и снов. Потом на основе гипсовых заготовок он отливал уже окончательные варианты работ.

Большую часть жизни художник проводил в своей мастерской. «В основном я работаю ради эмоций, которые испытываю, только когда нахожусь в процессе созидания». Его натурщиками были брат Диего, которому Джакометти посвятил некоторые произведения, знаменитая в среде художников Изабель Росторн (Ламберт), а потом Аннет Арм, которую он встретил в 1946 году и на которой спустя несколько лет женился.

Первые бронзовые скульптуры, которые создавал Джакометти в сороковые годы, были невысокими, меньше семи сантиметров, и толщиной не превышающие гвоздя. А вот знаменитый «Шагающий человек», который в 2010 году был продан на аукционе «Сотбис» за рекордную к тому времени цену, в высоту составлял уже 183 сантиметра.

Читать еще:  Josef Kote. Уникальное видение мира

В 1962 году «Шагающий человек» был представлен на Венецианском биеннале, и там же Джакометти был признан лучшим скульптором XX века. Скульптура изображает человеческую фигуру, с усилием совершающую шаги – обреченно, устало, из ниоткуда в никуда. Это произведение считается одним из наиболее ярких воплощений метафоры жизни. «Шагающий человек» — произведение, изображение которого размещена на купюре в сто швейцарских франков.

Другим рекордным «человеком» Джакометти стал «Указующий» — в 2015 году на аукционе «Кристис» эта скульптура стала самой дорогой за всю историю, окончательная стоимость составила более 141 миллиона долларов.

Да и при жизни художник был довольно востребован – среди его заказов, правда, невыполненных, была скульптура для нью-йоркской площади, состоящая из трех объектов. Его творчество пытались осмыслить в своих сочинениях современники и друзья, в том числе и литераторы. Скандальный писатель Жан Жене, которого с Джакометти связывали довольно близкие приятельские отношения, формулировал суть манеры скульптора как стремление «показать то, что останется от человека, когда исчезнет видимость». Писатель Франсис Понж видел в вытянутых скульптурах Джакометти «пафос предельного изнеможения», а Жан-Поль Сартр считал их воплощением экзистенциализма, образами, находящимися «между бытием и ничто».

Наследие Джакометти составляли не только скульптуры – на протяжении всей своей жизни он оставался верен живописи и рисунку, и создавал сотни таких произведений, в том числе выполняя заказы на портреты. По сути, его скульптуры и сами были чем-то вроде трехмерного рисунка. Творчество Джакометти после отказа от идей сюрреализма нельзя отнести к какому-либо стилю, да и нет в этом, наверное, необходимости.

Альберто Джакометти умер в 1966 году в Швейцарии, причиной смерти стала болезнь сердца. Вдова – Аннет Джакометти – посвятила свою жизнь каталогизации, описанию и сохранению наследия мужа, в которое вошло около пяти тысяч его произведений.
Со временем, считал художник, все скульптуры – и его тоже – превратятся в прах. И, даже зная это, нужно создавать их, наполняя жизнью. На вопрос о том, сколько жизни в работах Джакометти, пожалуй, лучшим ответом будет то, что их узнают по всему миру до того, как прочитают на табличке имя художника.

Что до сюрреалистов, то вот, пожалуй, еще имя, которое нет нужды читать, чтобы определить авторство произведения: Сальвадор Дали.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Выставка «Миры тела» — искусство или глумление?

«Миры тела» — это передвижная выставка, где на всеобщее обозрение выставляются человеческие останки (трупы целиком или только отдельные органы), прошедшие особую обработку, обеспечивающую их длительную сохранность. Создателем этой ставшей уже знаменитой выставки является немецкий анатом Гюнтер фон Хагенс, разработчик процесса пластинации — того самого метода, который позволяет очень долго сохранять мертвые тела. (Внимание! Материалы, представленные в этой фотоновости, могут показаться неприятными или пугающими!)

1. В процессе пластинации вода и жир, содержащиеся в теле, замещаются особым пластиком (могут использоваться латекс, полиэстер и различные специальные резины). Обработанное таким способом тело называют «пластинатом».

2. Пластинат не гниет, не издает трупного запаха, к нему можно прикасаться. При пластинации сохраняется даже клеточная структура и рельеф мертвых тканей тела.

3. Сам Гюнтер фон Хагенс говорит, что открыл метод пластинации случайно. В 1977 году он работал ассистентом в Анатомическом институте Гейдельбергского университета, и, когда он наблюдал за изготовлением анатомических препаратов, ему пришла мысль не заливать их полимером, а закачивать полимер внутрь.

4. Первый патент на свое изобретение Гюнтер фон Хагенс получил в 1979 году. С тех пор он еще более усовершенствовал свой метод, и сегодня пластинация позволяет получать самые долговечные анатомические препараты.

5. Как научный метод пластинация пользовалась таким успехом, что это позволило Гюнтеру фон Хагенсу основать в 1993 году собственный институт пластинации. Сначала этот институт занимался только изготовлением уникальных учебных пособий для медицинских вузов. Но вскоре было разработано оборудование, при помощи которого можно было подвергать пластинации не только небольшие образцы, а все тело целиком (на изготовление такого пластината требуется 1500 человеко-часов).

6. И первая выставка обработанных таким образом трупов состоялась в Токио в 1995 году. Выставка вызвала огромный интерес — ее посетило более трех миллионов зрителей — и, разумеется, неоднозначную реакцию со стороны публики.

7. Конечно, если бы для подобной выставки использовались только искусственные материалы, то можно было бы говорить о ее идейной стороне и о мастерстве скульпторов. Но здесь в качестве музейного экспоната используется настоящее человеческое тело, и используется оно не в каких-то сугубо научных целях, а просто выставлено на всеобщее обозрение. Это все-таки очень похоже на какое-то высокотехнологичное глумление над трупами.

8. В течение следующих двух лет Гюнтер фон Хагенс организовал работу своей скандально знаменитой выставки «Миры тела», где выставлялись тела людей и животных, превращенные в пластинаты. Тела людей со снятой кожей были установлены в живые позы, многие тела при этом разрезаны на несколько полос так, чтобы была видна внутренняя структура.

9. Для производства экспонатов выставок «Миры тела» Гюнтер фон Хагенс нанял 340 специалистов, которые работают в пяти лабораториях, находящихся в четырех разных странах. Самым сложным в изготовлении экспонатом был жираф, выставлявшийся на «Мирах тела — 3». На его изготовление ушло три года работы — это в десять раз больше, чем требуется для изготовления экспоната из человеческого трупа.

10. Должность художественного руководителя выставок «Миры тела» занимает Ангелина Валлей (Angelina Whalley) — супруга Гюнтера фон Хагенса. Гюнтер фон Хагенс заявляет, что его целью является создание «Музея человека», где работала бы постоянная экспозиция, посвященная человеческой анатомии.

Читать еще:  Damian Klaczkiewicz. Современный польский художник

11. Утверждается, что для пластинатов, представляющих на выставках человеческое тело целиком, использовались исключительно тела добровольных доноров, которые завещали для этой цели свои тела. В донорской программе имеют право принимать участие только люди старше 18 лет, выразившие свое согласие в письменной форме.

12. Также Гюнтер фон Хагенс утверждает, что для своих экспонатов он не использовал ни тела умерших из больниц Киргизстана, ни тела казненных китайских заключенных. Фон Хагенс даже подал в суд на немецкий журнал «Шпигель», который распространял сведения, что «Доктор Смерть» запросил из Китая тела казненных для своей выставки. Фон Хагенс заявил, что о происхождении тел ему ничего не было известно и что он вернул семь трупов в Китай.

13. В октябре 2003 года парламентская комиссия Киргизстана вела расследование по выдвинутым против Хагенса обвинениям в том, что он незаконно, и даже без уведомления родственников умерших, вывез несколько сотен тел из тюрем и больниц Киргизстана. Но Хагенс отвечал, что он получил только девять тел и что эти тела не использовались в качестве экспонатов на выставке.

14. Сегодня довольно много людей изъявляют желание завещать свои тела выставке Гюнтера фон Хагенса. В одной только Германии их уже более девяти тысяч.

15. Сам доктор Хагенс тоже завещал свое тело музею. После смерти его труп должны распилить на тончайшие пластинки и разослать в разные медицинские институты.

16. Как говорит сам доктор (на фото), после смерти он будет продолжать преподавать анатомию сразу в нескольких вузах, чего не мог делать при жизни.

Знать как свои пять пальцев: искусство Джеффа Кунса

#китч, #ЛедиГага, #скульптура, #нео-поп

Ретроспектива Джеффа Кунса в Нью-Йорке — одно из главных арт-событий этого лета. К счастью, ее можно изучить прямо на сайте музея. По этому случаю мы решили подробно рассказать о главных работах американского скульптора, которого нужно знать в лицо

Скульптор Джефф Кунс —»самый успешный американский художник после Уорхола» и человек, для которого слово «китч» стало путеводной звездой. Сам же Кунс стал звездой всех арт-ярмарок и закрытых светских мероприятий. Его искусство, наоборот, все чаще приобретает массовый характер: сначала Кунс оформил альбом Леди Гаги и бутылку Dom Perignon, затем расписал водяные баки вместе с Джоном Балдессари и другими крупными художниками, а теперь приложил руку к дизайну нового флагманского магазина H&M и одной из их сумок.

Не зайти в музей американского искусства Уитни для тех, кто будет в Нью-Йорке этим летом, — настоящее преступление. В здании музея на Мэдисон-авеню сейчас выставлено более 120 работ Кунса, которые заняли четыре этажа. По этому случаю мы решили рассказать о главных произведениях Кунса, они стали вехами современного искусства.

1. Сидящий Майкл Джексон

Творчество Кунса характеризуют как нео-поп или пост-поп. Не то чтобы он и другие художники этого направления изобрели велосипед, но их искусство вывело поп-арт на новую ступень развития. В этом ключе связка с Уорхолом, которую журнал New York Magazine сделал, поместив Кунса на обложку, становится еще более убедительной. Как и его великий предшественник, Кунс воспевает в своих работах только современных знаменитостей и предметы потребления — на смену уорхоловской Мэрилин Монро пришел кунсовский Майкл Джексон.

2. Игры в баскетбол

Раннее искусство Кунса — это концептуальная скульптура. Ярчайший пример — работа «Три мяча 50/50 Бак» 1985 года, недавно показанная на выставке коллекции Дэмиена Херста в Мультимедиа Арт Музее. Херст бережно хранит аквариум с баскетбольными мячами, а мы можем не сомневаться, что именно эта работа Кунса в числе прочих повлияла на его скульптуры с коровами, овцами и акулами, помещенными в формальдегид.

3. Собаки

Собаки — одна из самых популярных тем в творчестве Кунса. Сегодня больше всего известны его зеркальные скульптуры, особенно после того, как в прошлом году Christie’s удалось продать работу Balloon Dog за $58,4 млн. Но самой первой знаменитой «собакой» Кунса стал 13-метровый «Щенок», весь украшенный цветами. В 1992 году скульптор представил его в Германии, после чего «собака» несколько раз переезжала, пока наконец не обосновалась во дворе музея «Гуггенхайм» в Бильбао.

Красота, вселяющая ужас. История одной скульптуры

Путешествуя по Италии, вы не можете пройти мимо многочисленных церквей, храмов и соборов. Католическая религия, которая многие годы имела неограниченное влияние в стране, выражала свое могущество и монопольное право на царство небесное через произведения искусства, прославляющие бога. Культурные центры также были сосредоточены в церквях, место встречи горожан. Самые знаменитые мастера того времени трудились над украшением церкви, человек должен был осознать свою никчемность по сравнению с величеством бога и почувствовать, что вся его жизнь должна быть направлена на служение всемогущему богу, вплоть до самопожертвования. За века могущества церкви это нашло отражение в произведениях искусства, в доступной на то время форме пропагандирования правильного образа жизни.

И хотя христианская религия отвергает и борется с язычеством, места для поклонения новому богу часто строились на территории языческих храмов.

Одно из самых посещаемых туристических мест в Милане — это миланский Дуомо. В доисторические времена здесь стояло кельтское святилище, а при римлянах храм Минервы.

Расписные своды времён ренессанса привлекают туристов полюбоваться работами мастеров прошлого.

Не знаю как вы, но иногда внутри церкви я чувствую себя немного угнетенно и неуютно, особенно под суровым взглядом святых и праведных. Грешник, одним словом.

Читать еще:  Fidel Garcia. Смешение стилей

Возможно, на это и рассчитывали духовные лидеры и приближенные к богу. Почтение и раболепие.

В Миланском соборе одна из скульптур, наверняка привлечет ваше внимание, она выделяется на фоне других мраморных монументов. Это творение может вызвать шок для неподготовленного человека. Среди скорбящих ангелов, святых, архиепископов, похороненных в храме вы увидите статую человека, стоящего на постаменте.

Обнаженную фигуру прикрывает накидка, переброшенная через плечо. Вроде бы ничего необычного в этом нет, если не сказать, что накидка это собственная кожа человека. Со всеми анатомическими подробностями показаны обнаженные мускулы святого, одной рукой он поддерживает плащ из собственной кожи, а в другой руке книга и с плеча свисает его скальп. Этот образ может быть включён в любой из современных культовых фильмов ужасов, будь-то фильм восставший из ада или живые мертвецы.

«Не Пракситель меня создал, но Марко д̀Аграте» — гласит надпись на постаменте одной из самых знаменитых скульптур Дуомо. Статуя святого Варфоломея — покровителя рыбаков со снятой кожей, ошеломляет. Поразительный образец анатомии человека настолько совершенен, что точность передачи скульптором в середине XVI века внутреннего устройства до сих пор вызывает удивление и восхищение.

Почему же святой изображен в таком виде?

После казни Иисуса Христа, святой Варфоломей проповедовал Евангелие в Армении, Индии, Арабии и Эфоипии, оздоравливал больных и бесноватых. Так, например, в городе Иераполе (в те времена языческий город), который находился в малоазийской области Фригии, апостолы Филипп и Варфоломей исцелили человека по имени Стахий, который был слепым на протяжении 40 лет. Также в этом городе была исцелена и жена градоначальника Никанора, которую укусила ядовитая змея. Она долгое время лежала при смерти, но услыхав о апостолах, велела своим рабам отнести её тело к дому Стахия (там жили и проповедовали апостолы). Женщина получила двойное исцеление: телесное — от укуса змеи и душевное — от бесовского обольщения. Благодаря учениям и проповедям апостолов, уверовала во Христа и приняла крещение.

Язычество не выдержало конкуренции с новой религией и как это бывает, в борьбе за человеческие души и влияние, языческие жрецы стали терять власть и титулы.

Они обратились к брату Полимия Астиагу, который был верен языческим богам.

По его приказу в городе Албане (ныне Баку) Варфоломей был схвачен и распят вниз головой, однако он не прекращал славить Христа и проповедовать Его милость.

Тогда разъяренный Астаиг велел содрать с него кожу, но и это не остановило проповедника. В итоге, король приказал святому отрубить голову. Верующие, получив его останки, положили голову, кожу и тело в оловянную раку (ковчег с мощами святых) и погребли в том же городе. Но даже от могилы было множество исцелений.

Скульптуры из трупов

Человеческая фантазия безгранична, каких только экспозиций, выставок и музеев нет в мире! Посещение некоторых доставляет эстетическое наслаждение и поражает мастерством и талантом авторов, а в некоторые людям впечатлительным и заходить-то не стоит. К числу таких музеев относится и всемирно известный музей Гюнтера фон Хагенса — «Мир тела».

Скульптура из трупов Гюнтера фон Хагенса

Скульптура из трупов Гюнтера фон Хагенса

Скульптура из трупов Гюнтера фон Хагенса

Главными экспонатами его являются скульптуры из человеческих трупов. Эта выставка уже много лет «гастролирует» по всему миру, вызывая неизменно высокий интерес у зрителей. Справедливости ради, надо сказать, что у подобных шедевров из трупов очень много противников, считающих, что такая экспозиция не должна выставляться.

Гюнтер фон Хагенс по образованию анатом из Германии, для которого, очевидно, его профессия — основное в жизни. Он даже одевается именно так, как принято у патологоанатомов со времен средневековья, — черный костюм и обязательно черная шляпа. Хагенс считает, что человеческое тело «изнутри» совершенно и хотел, чтобы простые люди увидели, как оно выглядит. Не желая прибегать к помощи воска и делать еще одно подобие музея восковых фигур, Гюнтер не один год бился над проблемой сохранения трупов. Наконец, в 70-е годы прошлого века ему это удалось, и он изобрел метод пластинации. Это очень сложный и трудоемкий процесс, занимающий много времени (на один труп уходит не менее четырех месяцев).

Если кратко: при пластинации все органические жидкости, склонные к гниению, с помощью сложных процедур замещаются искусственными веществами, которые не разлагаются.

Пластинация и позволила осуществить Гюнтеру фон Хагенсу его мечту — создать выставку, главными героями которой будут человеческие мертвые тела. Трупы он берет из моргов, больниц и тюрем (конечно, невостребованные родственниками тела). Есть случаи, когда люди сами завещают отдать их тела после смерти Хагенсу.

Есть среди выставленных тел и бывшие россияне. В 2002 году один чиновник из бюро судмедэкспертизы Новосибирска продал Хагенсу более десяти «бесхозных» трупов, о чем стало известно, и разгорелся крупный скандал.

Первая экспозиция была представлена в 2000 году в Германии; за последующие тринадцать лет число «скульптур из трупов» значительно увеличилось, а посмотрели их более 30 миллионов человек по всему миру.

Сам Гюнтер фон Хагенс в итоге получил второе имя — Доктор Смерть. Он отвергает обвинения в кощунстве и цинизме, считая, что его музей несет образовательную и философскую функции, помогает посетителям понять насколько хрупко устроен человек и научиться ценить жизнь.

Но все-таки, на мой взгляд, людям с подвижной психикой и тонкой душевной организацией не стоит приходить в музей Гюнтера фон Хагенса «Мир тела».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector