Человеческие эмоции. Yigit Dundar

Человеческие эмоции. Yigit Dundar

Теория Взгляды буддизма и психологии на благополучие и эмоции ч.1

Знаковая коллективная статья Пола Экмана, Алана Уоллеса, Ричарда Дэвидсона и Матье Рикара, посвященная тому, как психология может взаимодействовать с буддийским учением. В первой части обсуждается вопрос достижения устойчивого счастья…

Взгляды буддизма и психологии на эмоции и благополучие. Опубликовано в 2005 году в журнале American Psychological Society . Авторы: П. Экман, Р. Дэвидсон, М. Рикар, А. Уоллес

Буддистская школа мысли, возникшая более 2000 лет назад на почве азиатских культур, придерживается некоторых представлений, которые разительно отличаются от взглядов современной психологии. Отдельной ветвью этой школы является Индо-Тибетская традиция, уходящая корнями в работы индийских мыслителей, затем развитые тибетскими теоретиками. Несмотря на то, что различные аспекты буддийской мысли заметно повлияли на некоторых психологов, вклад Буддизма в исследование эмоциональных состояний пока остается не слишком широко известным. Отдельные сходства во взглядах между буддийской мыслью и новыми открытиями в нейробиологии заставляют задуматься и позволяют надеяться на то, что интеграция буддийских взглядов в современные исследования эмоций может быть плодотворна.

В традиционных языках, на которых изложено учение Буддизма — пали, санскрит, тибетский, — нет слова напрямую эквивалентного западному термину «эмоция». Хотя это находится в противоречии с современной традицией психологических исследований, которая выделяет эмоции, как отдельный ментальный процесс, который может изучаться отдельно от остальных процессов, тот факт, что в Буддизме отсутствует термин для эмоций, вполне согласуется с тем, что в последнее время становится известно ученым, изучающим анатомию мозга. Каждый участок мозга, который, как было определено ранее, связан с определенной эмоцией, также связан с определенным когнитивным аспектом (e.g., Davidson & Irwin, 1999).

Мы выбрали две темы: достижение устойчивого счастья и природа негативных, болезненных (аффликтивных) эмоций, для того чтобы проиллюстрировать полезность учета буддийской точки зрения при работе с эмоциями. Принимая во внимание ограничения объема статьи, мы отдали предпочтение примерам возможных областей исследований, в ущерб полноте обсуждения вопроса.

Эта статья — результат коллективной работы представителей буддийской традиции (Матье Рикар и Б. Алан Уоллес) и психологической науки (Пол Экман и Ричард Дэвидсон). Наша работа выросла из уникальной встречи с Его Святейшеством Далай Ламой, состоявшейся в Дхарамсале, в Индии, в марте 2000 года, посвященной теме деструктивных эмоций. Авторы — представители буддийской традиции написали разделы озаглавленные «Буддийская точка зрения», а авторы — психологи написали разделы, посвященные направлениям исследований и теории.

ДОСТИЖЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО СЧАСТЬЯ

Буддийская точка зрения.

Как буддисты, так и психологи одинаково полагают, что эмоции оказывают сильное влияние на мысли людей, их слова и действия, однако, порой они помогают в поиске преходящих наслаждений и удовольствий. С буддийской точки зрения, как бы то ни было, некоторые эмоции способствуют устойчивому счастью, а некоторые нет. Буддийский термин для такого вида устойчивого, долговременного счастья — суккх а, котор ое может быть определено в данном к он те ксте, как состояни е благополучи я, возник а ю щ е е из ментально г о равновесия и постижения пр и роды реа ль ности. Суккха — это не мимолетная эмоция или настроение, возникающие на основе сенсорных или концептуальных стимулов, а скорее устойчивое качество, возникающее в уме, находящемся в состоянии равновесия, и вызывающее концептуально неструктурированное осознание подлинной природы реальности. Многие буддийские созерцатели сообщали о переживании суккха, которое возрастало в результате регулярной и настойчивой тренировки.

Подобным образом, буддийская концепция дуккха, часто переводящаяся как «страдание», это не просто неприятное чувство. Скорее речь идет о глубоком чувстве уязвимости к страданиям и боли, проистекающее из превратного понимания природы реальности. (Термины суккха и дуккха происходят из санскрита, основного языка, на котором написана буддийская литература ).

Как же реализовать суккха? Буддисты верят, что коренная трансформация сознания, необходимая для достижения суккха, достигается путем усердной тренировки в управлении вниманием, эмоциональном равновесии и осознанности (памятовании, англ. Mindfulness ), таким образом, что практикующий может научиться проводить различие между тем, как вещи предстают в его органах чувств, и теми концептуальными наслоениями, которые он проецирует на объекты. В результате подобной тренировки, практикующий воспринимает все, что предстает перед его органами чувств, включая свои собственные ментальные состояния, в более реалистичном виде, так, что они гораздо ближе к своей подлинной природе, неискаженной обычными ошибочными представлениями о реальности.

Такой тренинг ведет не только к сдвигам в краткосрочных эмоциональных состояниях, но и меняет настроение, а, возможно, даже способен изменить темперамент. За два тысячелетия буддийские практикующие разработали и проверили на практике способы поэтапного развития тех эмоций, которые способствуют поискам суккха и освобождают ученика от эмоциональных состояний, препятствующих его достижения. Идеалом является не просто достижение собственного индивидуального счастья отдельно от других, но распознание общего глубокого родства всех существ, разделяющих единое страстное желание быть свободными от страданий и желание найти состояние постоянного благополучия.

Два направления исследований.

Мы приступили к изучению нескольких исключительно опытных буддийских практиков, которые, предполагается, достигли состояния суккха, для того чтобы определить будет ли это состояние проявляться на уровне биологической активности, в течение эпизодов с эмоциональной нагрузкой ( Lutz, Greischar, Rawlings, Ricard, & Davidson ) , возр о с ла ли их чувствительность к эмоциональному состоянию других людей, и как их стиль межличностного взаимодействия сможет трансформировать конфликтные ситуации. Подобное исследование наиболее опытных буддийских практиков способно изменить научные представления о том, чего в конечном итоге способны достичь человеческие существа.

Другая возможная сфера исследований касается достоверности самоотчетов о ментальных состояниях. Хотя во многих исследованиях в области эмоций предполагается, что участники исследований и пациенты психотерапевтов могут легко дать отчет о своих субъективных переживаниях посредством опросников и интервью, на сегодняшний день обнаружено, что большинство людей сообщают только о последних или наиболее с ильных эмоциональных переживаниях ( Kahneman, Fredrickson, Schreiber, & Redelmeier, 1993; Rosenberg & Ekman, 1994 ) и делают это предвзято. Будущие исследования смогут определить, способны ли субъекты, прошедшие основательную буддийскую подготовку, предоставить более точный и полный отчет о своем предыдущем эмоциональном опыте, проявляя меньше предвзятости. Сходным образом, существуют исследования, продемонстрировавшие, что большинство людей слабо способны предсказать, что сделает их счастливее (Wilson & Gilbert ). Было бы интересно определить, будут ли прошедшие буддийскую созерцательную подготовку на уровне, необходимом для достижения суккха, более точными в предсказании своих аффектов.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

В рамках данной статьи мы попробуем ответить на несколько ключевых вопросов:
— Зачем человеку нужны эмоции?
— Допустим, что задача человека — обуздать свое животное начало, (и эмоции, в том числе): думать головой, действия и слова обдумывать прежде, чем давать волю своим эмоциям. Но что делать тому, кто по природе своей очень эмоциональный и темпераментный? Постоянно угнетать эмоции? Это может вызвать нездоровье!
— Как можно направить наши эмоции в доброе русло?

Читать еще:  Тёплые тона. Lamine Azzouzi

Для чего нужны эмоции?

Во-первых, скажем однозначно: без эмоций человек — это не человек, а робот. А Тора хочет воспитать именно человека.

Как можно без эмоций любить? Уважать? В конце концов, как можно молиться?

Определенно и лаконично выразились мудрецы Талмуда: «Всевышнему нужно сердце». И так же сказано в книге Мишлей (Притч): «Дай Мне, сын Мой, сердце твоё» (23, 26).

И настоящее понимание Торы — это то, которое прошло через сердце. Этим полна вся Тора: понимание — это понимание сердцем.

Нужно подчинять эмоции разуму?

Как вышесказанное соотносится с необходимостью подчинения разуму?

В принципе, в этом вся Тора: научиться склонять сердце к тому, что правильно и хорошо, не увлекаясь недолговечным и зыбким. Каким образом?

Этому научил нас в первую очередь автор Сефер а-Хинух, назвав основным правилом Торы, основным принципом, стоящим за исполнением заповедей, следующий: «За деяниями следует сердце». То есть: когда человек ведет себя в соответствии с определенными принципами, поступает определенным образом, его сердце принимает эти принципы. Потому что человек по природе своей не может делать одно, а думать другое. А значит, победит одно из двух: или человек перестанет делать то, чего не принимает его внутренний мир, или же его внутренний мир подстроится под его действия. Успех зависит в основном от уверенности человека в правильности и обоснованности его действий, от глубины понимания их смысла и, что не менее важно, понимания их полезности. Этот «механизм» описан в Торе одним стихом, который мы читаем в конце каждой молитвы: «Познай же ныне и положи на сердце твое, что Творец есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого» (Дварим 4, 39).

Великий Магид из Дубно в своей книге о качествах характера (Сефер а-Мидот) объясняет это так: когда у ребенка еще недостаточно развит внутренний мир, в нем все равно действуют душевные силы: любовь, страх и другие. Но поначалу они направлены только к ощутимому и осязаемому. Со временем, если человек знакомится с духовными понятиями и учится духовным переживаниям, эти силы направляются и к ним: любовь к истине, страх перед моральным падением и так далее. Именно для этого и были созданы эти силы, но, если бы они не были задействованы изначально, они бы просто атрофировались.

Чем больше мы будем изучать заповеди и пути их правильного исполнения, слушать и размышлять об этом и, конечно, пытаться претворять в жизни то, что учим, а затем анализировать, как это на нас влияет и как добиться лучших результатов, тем больше мы проникнемся ими эмоционально. И нам будет все легче и приятнее быть соблюдающими Тору евреями.

Какие бывают эмоции? Список эмоций

Здравствуйте, дорогой читатель. Для того чтобы показать актуальность нашего сегодняшнего разговора, хочу, чтобы Вы на несколько мгновений остановили чтение статьи и ответили на вопрос: «Какие эмоции Вы в данный момент испытываете?»
Подумали? Ответили?

А теперь давайте разберемся, какие проблемы часто возникают при ответе на этот вопрос.

  • Многие люди на такой вопрос отвечают следующим образом: «Да никаких особенно эмоций я сейчас не испытываю, все нормально». Значит ли это, что эмоций действительно нет? Или это означает всего лишь то, что человек плохо осознает свое эмоциональное состояние? Дело в том, что эмоции человек испытывает всегда, каждое мгновение своей жизни. Когда-то они достигают высокой интенсивности, а когда-то их интенсивность низкая. Многие люди обращают внимание только на сильные эмоциональные переживания, а эмоциям низкой интенсивности не придают никакого значения и даже совсем их не замечают. Однако, если эмоции не очень сильные, это не значит, что они отсутствуют.
  • Другой возможный ответ на поставленный вопрос таков: «Как-то мне неприятно. Я испытываю дискомфорт». Мы видим, что человек осознает, что внутри присутствуют неприятные эмоции, но какие именно, назвать не может. Может быть, это раздражение, а может разочарование или чувство вины, а может еще что-то.
  • Часто на наш вопрос отвечают подобным образом: «Я чувствую, что мне пора встать из-за компьютера и заняться делом» или «Я чувствую, что эта статья мне может быть полезна». Многие люди путают свои эмоции с мыслями и стремлением что-то сделать. Пытаясь описать свое эмоциональное состояние, они описывают все что угодно, кроме эмоций.

В прошлой статье мы обсудили, почему так важно прислушиваться к своим эмоциям, а не пытаться их подавлять и игнорировать. Мы выяснили, что в эмоциях заключена полезная информация, которую необходимо уметь понимать. Такое понимание поможет научиться легко управлять своим внутренним состоянием.

Но как мы можем понять смысл посланий, заключенных в эмоциях, если мы даже не можем определить, какие именно эмоции мы испытываем? Более того, многих людей вводит в ступор вопрос: «Какие бывают эмоции?» Можете ли Вы самостоятельно, без помощи Гугла, составить список эмоций хотя бы из десяти пунктов? Для многих эта задача оказывается очень сложной.

Итак, первый шаг к тому, чтобы научиться управлять своими эмоциями, состоит в том, чтобы развить в себе способность осознавать свое эмоциональное состояние. Развитием этой способности мы сегодня и займемся.

Список эмоций

Для того чтобы было проще описать свое эмоциональное состояние, полезно написать как можно более полный список всех возможных эмоций. Если человек знает, какие бывают эмоции, ему легче сориентироваться и описать словами свое внутреннее состояние.

Предлагаю Вам посмотреть на список, который я подготовила для Вас. В этот список я включила не только эмоции, но и чувства, поскольку чувства – это тоже состояния эмоциональной природы. Предлагаю Вам такую работу. Внимательно читайте название каждой эмоции или чувства и прислушивайтесь к себе. Откликается ли что-то внутри на то или иное слово? Насколько интенсивно ощущается та или иная эмоция? Возможно, Вы обнаружите, что чувствуете смесь разных эмоций различной интенсивности. Например, смесь нежности с легкой печалью, или сильной обиды с легким беспокойством.

Итак, перед Вами список, какие бывают эмоции. Для удобства я все эмоции разделила на несколько групп. Такое деление весьма условное. Однако, как мне кажется, для восприятия информации оно удобное.

Читать еще:  Французский художник. Patricia Debuchy

Наши переживания глазами Будды

Эмоции сами по себе нейтральны, но приносят нам вред, если мы себя с ними отождествляем. Отстраниться от эмоций, чтобы они не имели над нами власти, – такой путь предлагает буддизм.

Основные идеи

  • Избавляться от того, что волнует. Ненависть, зависимость, высокомерие – заставляют нас страдать.
  • Брать под контроль эмоциональный всплеск. Самодисциплина, медитация и рассудительность помогут не терять самообладания.
  • Любовь не должна быть эгоистичной. Любовь без зависимости свободна от капканов алчности и ревности, которые разрушают отношения.

«Основная цель нашей жизни – счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы – атеисты или верующие, буддисты или христиане, все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни – это движение к счастью ».* Но чтобы избавиться от страданий и обрести счастье, о котором говорит далай-лама, буддизм предлагает собственный рецепт. Он состоит в том, чтобы отделить себя от собственных эмоций и тем самым освободиться от их власти. Ведь гнев, страх, ревность не только болезненны для тех, на кого они направлены, но и разрушают тех, кто их испытывает. За двадцать пять веков до появления современной психологии Будда обратил внимание своих учеников на то, что все происходящее с нами само по себе ни плохо, ни хорошо. Лишь мы сами – наш разум – воспринимаем события и поступки как радостные или печальные, обидные или вдохновляющие нас. Не обязательно быть буддистом, чтобы воспользоваться мудростью буддийского подхода к эмоциям: понять их причины, внимательнее отнестись к их проявлениям и постараться взять их под контроль.

1. Избегать пяти «ядов рассудка»

В буддизме нет понятия, эквивалентного нашим «эмоциям». Столкнувшись с западным представлением об эмоциях, некоторые тибетские учителя стали использовать в качестве перевода выражение «тсхор мьонг» (что буквально означает «опыт чувств»). Но этому термину еще только предстоит прижиться.

В буддизме же есть важное понятие «клеша» – в переводе с санскрита «страдание», «аффект» или «омрачение». Оно включает пять мешающих нам чувств, или «ядов рассудка»: страсть, агрессия, невежество, гордость и зависть. Все они выводят нас из равновесия, затрудняют мышление и вызывают страдания. Идея Будды в том, что все люди изначально обладают просветленной природой – спокойной, радостной, сострадательной, но, действуя под влиянием «клеш», то есть в «загрязненном» состоянии разума, они попадают в замкнутый круг: злость порождает чувство вины, вина вызывает тревогу, а та – снова злость. Чтобы разорвать этот круг, нужно понять причины возникновения «первичной» эмоции.

Все начинается с того, что мы чрезмерно привязаны к себе и своим желаниям. Мы хотим получить то, что нам нравится, и избавиться от того, что вызывает дискомфорт. И, когда реальность не отвечает нашим ожиданиям, возникают растерянность, досада или упадок сил, которые в дальнейшем порождают негативные и беспорядочные эмоциональные реакции. А действия, на которые нас толкают эти реакции, порождают еще большее страдание как в нас самих, так и вокруг нас. Для буддиста выход из этой ситуации заключается в медитации.

То, что мы привыкли считать положительными эмоциями, к клешам не относится. И целью буддизма является не абсолютный контроль над всеми эмоциями, а прекращение страданий. В своей книге «Искусство быть счастливым» далай-лама поясняет это так: «Душевное равновесие – это не апатия. Это вовсе не полная отрешенность и пустота. Основа душевного равновесия – любовь и сострадание. Этому состоянию свойственны эмоциональность и чувствительность».

2. Не заводиться с пол-оборота

Прекрасны или мучительны наши чувства, не столь важно, если мы не следуем им безоговорочно, как собака, бегущая по следу хозяина. Но наши эмоциональные реакции зачастую неосознанны, мы заводимся при малейшем противодействии, малейшей трудности. Когда кто-нибудь нам возражает, нашей первой реакцией может быть гнев, и мы начинаем сердиться; в дальнейшем, если мы злопамятны, у нас может возникнуть желание отомстить.

Но посмотрим на это иначе: разве ярость, которая на мгновение вселилась в человека, и есть этот человек? Определенно нет. И все же я злюсь на него, не различая человека и его ярость. Моя враждебность в отношении человека – чувство скоротечное, это ответ на ситуацию. Являюсь ли я сам этой враждебностью? Конечно, нет. Но, испытывая ненависть, мы привыкаем к ней, начинаем считать ее неотъемлемой частью себя. И это источник наших проблем, нашего страдания.

Я не отвечаю за действия других и не могу их контролировать, но я несу полную ответственность за то, как реагирую сам, и ничто не обязывает меня отвечать на агрессию агрессией. Наша задача – дистанцироваться от своих эмоциональных привычек с помощью медитации и самодисциплины и малопомалу освободиться от пагубных последствий наших страстей.

Чем поможет медитация

Медитировать – это прежде всего уделить себе немного времени, отставив заботы, обратить взор внутрь себя, в свое сознание.

И что же там – смятение в мыслях, ведущее к эмоциональному возбуждению? Первые попытки наблюдения за эмоциями приведут к неизбежному открытию: я завишу от своего сознания, а мое состояние – от тех мыслей, которые в нем возникают. Что же делать? Один из самых простых способов – сосредоточить свое внимание на вдохе-выдохе (или на рисунке, цветке, пламени свечи ) и возвращаться к этому объекту внимания каждый раз, когда вас отвлекают какая-нибудь мысль или вмешательство извне. Мало-помалу сознание начнет успокаиваться и станет более ясным. Теперь, сосредоточившись, начните наблюдать, какие мысли или эмоции у вас появляются: просто отмечайте их присутствие, не пытаясь ни отбросить их, ни управлять ими, иначе вы просто начнете подпитывать их своим вниманием. Если вам удастся сохранить состояние спокойного, благожелательного наблюдения, эмоции будут рассеиваться естественно, как волна, возвращающаяся обратно в океан, из которого поднялась. В этом состоянии легко совершить еще одно открытие: я – это не мои эмоции. В результате они постепенно утратят над вами власть и ваше сознание станет более свободным, ясным и спокойным.

3. Не подавлять, но рассеивать

Проблемой являются не сами эмоции, а то преувеличенное значение, которое мы им придаем. Преувеличивая эмоцию, мы лишь усиливаем ее. А те эмоции, с которыми мы себя отождествляем, оставляют в сознании след, который в дальнейшем может негативно повлиять на наши реакции: это «кармический след» эмоции, ответственный за наши будущие страдания.

Буддизм не призывает нас подавлять эмоции, блокировать негативные мысли или искусственно опустошать сознание. Медитация призвана трансформировать огромную психическую энергию, заложенную в нашем гневе или отчаянии, в радость и сострадание – не менее интенсивные. Но прежде, чем мы сможем осуществить эту трансформацию, нужно научиться давать своим мыслям простор и спокойно наблюдать за ними. Так мы позволим эмоции выйти наружу, показать себя и рассеяться, не оставляя травмирующих следов. Медитировать – значит быть естественным, что не имеет ничего общего с насильственным подавлением эмоций.

Читать еще:  Фигуративные картины. Andrew Conklin

4. Не путать любовь и привязанность

Привязанности порождают страдания, заставляя нас верить, что мы навсегда сохраним предмет нашего желания или любви. Но рано или поздно нам придется расстаться с этим заблуждением. Чем сильнее была наша привязанность, тем острее страдания от потери того, что любим.

Причина в том, что мы нередко смешиваем любовь и привязанность. Любовь, как ее обычно воспринимают, почти всегда связана с чувством собственника: мой ребенок принадлежит мне так же, как и мой шарф. И так же, как я ожидаю, что шарф меня согреет, я ожидаю от ребенка, что он будет соответствовать моим требованиям. Но это не истинная любовь!

На самом деле в этом случае любовь служит проекцией наших проблем и средством для самоутверждения. Только когда любовь свободна от ограничений, наложенных нашим самолюбием и эгоизмом, она становится непредвзятой и бескорыстной и может принять все существа без различия.

В буддизме не говорят о «равнодушии», которое означало бы неприятие, отторжение. Речь идет об отсутствии зависимости. Нет ничего плохого в человеческой любви – лишь через нее наше сердце может открыться миру, но нужно постараться не попасть в сети алчности и ревности, которые в конце концов разрушают и нас, и наши отношения.

Большой список эмоций и чувств человека. 257 от А до Я. Инфографика внутри.

Статья носит прикладной характер. Вы можете её использовать, как просто ради расширения собственного кругозора, так и как справочный материал (Reference).

Для чего можно использовать список эмоций? 2 варианта, которые сразу приходят на ум

Для анализа собственного быта. Если вы достаточно осознанны и обладаете развитым EQ, вам нужно откалибровать процессы, провести ревизию эмоций и внести коррективы. Вы можете пробежаться по списку эмоций и выделить те ключевые направления, где, субъективно, не дорабатываете/дожимаете.

После наметить план действий и попытаться научиться лучше оперировать с эмоциями этого типа. Это был вариант №1.

Как справочное пособие. Возможно вы готовитесь к докладу, презентации, создаете какую-то интеллектуальную единицу. Тогда вам будет иметь под рукой готовый список эмоций.

От него можно отталкиваться, а дальше “наслаивать” дополнительную информацию. Подходит для всех сценариев, где список эмоций используется как справка, пособие. Это вариант №2.

⭕ Велика вероятность, что вы зашли на эту страницу по иной причине. Напишите в комментарии — для чего вам список эмоций?

P.s. При использовании этой инфографики на внешних ресурсах, будет круто, если вы оставите обратную ссылку на эту страницу.

Большой список эмоций и чувств/переживаний человека. 257 эмоций в алфавитном порядке

  • Азарт
  • Апатия
  • Безмятежность
  • Безнадежность
  • Безобидность
  • Безопасность
  • Безразличие
  • Безысходность
  • Беспокойство
  • Беспомощность
  • Бессвязность
  • Бессилие
  • Бешенство
  • Благоговение
  • Благодарность
  • Блаженство
  • Бодрость
  • Болезненность
  • Боль
  • Боязнь
  • Бунтарство
  • Вдохновение
  • Великодушие
  • Вера
  • Взаимовыручка
  • Взволнованность
  • Вина
  • Влюбленность
  • Возбужденность
  • Возмущение
  • Воинственность
  • Волнение
  • Воодушевление
  • Восприимчивость
  • Восторг
  • Восхищение
  • Впечатлительность
  • Вспыльчивость
  • Высокомерие
  • Глупость
  • Гнев
  • Гордость
  • Гордыня
  • Горечь
  • Готовность
  • Грусть
  • Дезориентация
  • Депрессия
  • Дерзость
  • Доброта
  • Доверие
  • Довольство
  • Досада
  • Драйв
  • Дружелюбие
  • Дух соперничества
  • Душевная боль
  • Жалость
  • Живость
  • Забавность
  • Забота
  • Зависть
  • Загнаность
  • Заинтересованность
  • Заискивание
  • Замешательство
  • Заносчивость
  • Запутанность
  • Застенчивость
  • Злорадство
  • Злость
  • Идентичность
  • Изолированность
  • Изумление
  • Интерес
  • Ирония
  • Искренность
  • Испуг
  • Истерия
  • Истощение
  • Комфорт
  • Лень
  • Ликование
  • Лукавство
  • Любование
  • Любовь
  • Любовь к себе
  • Любопытство
  • Мечтательность
  • Мирность
  • Мольба
  • Мрачность
  • Мстительность
  • Надежда
  • Надменность
  • Напряжение
  • Настороженность
  • Невозмутимость
  • Негодование
  • Нежность
  • Неловкость
  • Нелюдимость
  • Ненависть
  • Неповиновение
  • Неприязнь
  • Нервозность
  • Нетерпеливость
  • Неудобство
  • Обескураженность
  • Обеспокоенность
  • Обида
  • Облегчение
  • Обожание
  • Обреченность
  • Одиночество
  • Одухотворенность
  • Оживленность
  • Ожидание
  • Озабоченность
  • Озадаченность
  • Озорство
  • Омерзение
  • Опасение
  • Оптимизм
  • Опустошенность
  • Освобождение
  • Оскорбленность
  • Остолбенение
  • Осторожность
  • Отвращение
  • Оторопь
  • Отрешенность
  • Отсталость
  • Отстраненность
  • Отчаяние​​​​​​​
  • Отчужденность
  • Оцененность по достоинству
  • Оцепенение
  • Очарование
  • Очарованность
  • Ошарашенность
  • Ошеломленность
  • Ощущение ловушки
  • Ощущение тупика
  • Ощущение угрозы
  • Печаль
  • Плаксивость
  • Подавленность
  • Подверженность навязчивой идее
  • Подвох
  • Подозрение
  • Подозрительность
  • Покинутость
  • Покорность
  • Покровительственность
  • Помешательство
  • Поражение
  • Порыв
  • Потерянность
  • Потрясение
  • Превосходство
  • Предвкушение
  • Презрение
  • Пренебрежение
  • Привязанность
  • Признательность
  • Принятие
  • Приподнятость
  • Прощение
  • Пытливость
  • Радость
  • Раздражение
  • Разочарование
  • Ранимость
  • Расположение
  • Рассеянность
  • Расслабленность
  • Расстройство
  • Растерянность
  • Ревность
  • Рефлексия
  • Решимость
  • Рьяность
  • Самодовольство
  • Самоценность
  • Сарказм
  • Сварливость
  • Сдержанность
  • Сентиментальность
  • Сердитость
  • Серьезность
  • Сильное желание
  • Симпатия
  • Скорбь
  • Скука
  • Слабость
  • Сломленность
  • Смех
  • Смирение
  • Смущение
  • Смятение​
  • Собранность
  • Сожаление
  • Сомнение
  • Сопротивление
  • Сочувствие
  • Спокойствие
  • Стеснительность
  • Страдание
  • Страсть
  • Страх
  • Стремление
  • Стресс
  • Стыд
  • Счастье
  • Твердая уверенность
  • Теплота
  • Тоска
  • Тревога
  • Тревожность
  • Трепет
  • Триумф
  • Тяжесть
  • Уважение
  • Уверенность в себе
  • Увлечение
  • Увлеченность
  • Угнетенность
  • Угрюмость
  • Удачливость
  • Удивление
  • Удовлетворенность
  • Удовольствие
  • Удрученность
  • Ужас
  • Укоры совести
  • Умиление
  • Умиротворение
  • Унижение
  • Униженность
  • Уныние
  • Упадок сил
  • Упорство
  • Усталость
  • Ущемленность
  • Уязвленность
  • Хандра
  • Царственность
  • Циничность
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Шок
  • Эйфория
  • Экзальтация
  • Экстаз
  • Энергичность
  • Энтузиазм
  • Ярость

Что дальше? Чем можно наполнить сознание чтобы глубже разбираться в предмете вопроса?

Есть на просторах платформы Stepik русскоязычный курс по осознанности и основам эмоционального интеллекта от Марины Самсоновой. Команда журнала 1timer.ru настоятельно рекомендует ознакомиться с содержанием.

Курс бесплатен и проходится достаточно в короткий срок, но содержит необходимый практический минимум для понимания “обратной связи” собственного тела.

Курс предназначен для всех тех, кто хочет развить у себя навык осознанности и изменить свою жизнь к лучшему. Никаких специальных знаний для прохождения курса не требуется.

После прохождения курса, по заявлению Марины, вы сможете:

  • Лучше фокусироваться на настоящем моменте. Прошлое — нельзя изменить, сильно фокусироваться на будущем — ничего/мало не сделать сейчас;
  • Узнать, как повысить свою эффективность за счет практики осознанности. Умение работать со своим телом;
  • Научиться “перезагружать” свой мозг, чтобы он мог работать с бОльшим количеством информации;
  • Понять, как не потерять контроль над своей жизнью в современном мире с его бешеными скоростями и объемами информации.

Марина Самсонова — психолог, коуч, тренер МГУ им.М.В.Ломоносова, Международный Эриксоновский Университет коучинга; более 8 лет опыта преподавания, работы в HR (обучение и развитие), индивидуальном и групповом коучинге.

Главный редактор журнала 1timer.ru. Отвечаю за качество контента. Дитя конца 80-х, опыт относительной профессиональной реализации. Перелопатила около 150 книг по психологии, личной эффективности, финансам, вопросам мотивации и немного классики. Подробнее на странице Об авторе.

Авторов по статьям, пока не указываем точечно, есть определенные открытые вопросы. До II-III квартала 2020 под всеми статьями авторство за главредом. Принципы работы над контентом — на странице О проекте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector