Чем отличается абстракционизм от импрессионизма?

Чем отличается абстракционизм от импрессионизма?

Характеристики основных направлений в живописи

Дата публикации: 10.01.2017

Настоящий профессионал, взглянув на картину художника, сможет понять: в каком стиле она написана. Такие знания необходимы и начинающим мастерам, чтобы оценить по достоинству настоящие шедевры.

Живопись многогранна и представлена множеством уникальных течений:

Импрессионизм

Импрессионизм – направление, которое характеризуется наличием ярких деталей в изображении, в основном – событий, становящихся центральным объектом картины. Зародилось течение во Франции в сер. XIX века. В основном импрессионисты тяготели к изображению реальности, однако, особенным способом. Цвета использовались часто контрастные, для того чтобы подчеркнуть особенность темы. На холсте словно застывало время и какой-либо приятный момент, который вдохновляет на положительные мысли. Представителями импрессионизма являются К. Моне, О. Ренуар, Б. Моризо, Э. Мане и др.

Стиль в деталях:

  1. Основа направления – настроение, которое чувствует художник.
  2. Предметом картин данного течения становились пейзажи и люди.
  3. Все события на картине обязательно изображались в движении, предпочтение отдавалось городской жизни: отдыхе в кафе, театре, саду и др.

Абстракционизм

Абстракционизм – арт-стиль с ярко выраженным острым противоречием логике. Полная противоположность законам классического изобразительного искусства. В данном направлении главное – свобода выражения, никаких пропорций, реальных предметов. В стиле преобладало хаотическое изображение мыслей. На первый взгляд данный стиль может показаться весьма нелогичным, однако его представители старались восстановить внутреннюю гармонию путем полного игнорирования догматов и норм. Впервые абстракционизм стал популярным в нач. ХХ века, благодаря таким художникам: К. Малевич, Р. Делоне, В. Кандинский, Ф. Купка и др.

Стиль в деталях:

  1. В основе изображения – уникальное сочетание различных геометрических форм и контрастных цветов.
  2. Основная цель картины в стиле абстракционизм – вдохновить созерцателя на ассоциативный ряд, именно поэтому у разных людей, которые рассматривают изображения, могут возникать абсолютно разные впечатления и образы.
  3. Для живописи данного течения характерны две крайности: строгие геометрические линии с четкими контурами или, наоборот, формы, плавно перетекающие из одной конфигурации в другую.

Авангардизм

Авангардизм – понятие, которое обобщает и группирует множество течений в европейском искусстве, активно возникающих на рубеже XIX и XX веков. Основной идеей данного направления стало тяготение к полной «перезагрузке» или обновлению живописи. Авангардизм – это протест всем техникам, которые существовали до возникновения данного течения. Представителями стиля стали: К. Малевич, А. Экстер, В. Кандинский и др.

Стиль в деталях:

  1. В авангардных картинах остро чувствуется протест предыдущим канонам и традициям, на смену которым пришли новые способы художественного выражения.
  2. Представители авангарда используют многочисленные темы в живописи. Одни – пишут картины, создавая элитарное искусство, другие, наоборот, стараются поднять острые социальные, а также политические темы. Также в направлении есть примеры бессюжетной живописи.
  3. Авангардизм – это эксперимент, поэтому часто разные виды искусства старались соединить воедино. К примеру, музыку и живопись, так как понять ее не возможно без определенной мелодии. Также некоторые картины на выставках и закрытых собраниях презентовались особенным образом: с поэтическим сопровождением. Это все характеризует авангардизм, как безграничное искусство, в котором нет места рамкам.

Экспрессионизм

Экспрессионизм – направление, в основе которого сосредоточение выражения эмоций художника при помощи рисунка. Возникло течение в нач. ХХ века в Австрии и Германии. В стиле ярко проявлялось тяготение авторов к иррациональности. Живопись стала в это время своего рода протестом хаосу, который царил в реальности. Зачастую изображались такие драматические эмоции, как страх, тревога, ужас, боль, разочарование и др. К представителям течения относятся: Винсент ван Гог, Э. Мунк, О. Кокошка, Д. Энсор, Э. Шиле и др.

Стиль в деталях:

  1. В картинах изображена обостренная эмоциональность, связанная с фатальным разочарованием в окружающем мире.
  2. В некоторых полотнах присутствует фантастический гротеск.
  3. Популярные приемы художников экспрессионистов: упрощение реальности, смещение форм, преувеличение пропорций, четкие контуры, использование огненных красок (преобладают красный, оранжевый, желтый цвет).
  4. Внимание к психологизму, внутреннему состоянию души определенного человека: его субъективной борьбы и переживаний.
  5. Эмоции изображаются максимально «открыто», как будто бы на картине представлена сама душа человека, без «украшений» и изысков.
  6. На полотнах некоторых художников можно увидеть резкие мазки, дисгармоничные формы (австрийские экспрессионисты).
  7. Акцент на мимике и жестах (если присутствуют люди), а также гротеск в изображении окружающего мира.

Подписаться

Подпишитесь, чтобы получать новые статьи о рисовании!

Чем отличается абстракционизм от импрессионизма?

«Стили живописи делятся на классические и все остальные». Эта старая шутка со временем не теряет своей актуальности. Ведь действительно, отличить конструктивизм от абстракционизма, а модерн от импрессионизма сегодня смогут очень немногие.

АиФ.ru подготовил инфографику-шпаргалку, которая на примере картины Петрова-Водкина «Купание красного коня » * поможет читателям разобраться в стилях живописи.

Чем отличаются виды живописи друг от друга?

Абстракционизм (от лат. abstractio — удаление, отвлечение) — стиль XX века. Главные черты — отказ от приближённого к действительности образа, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Представители: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) — стиль XIX – начала XX веков. Основная идея — изображение реального мира в его наиболее естественной и живой форме, в подвижности и изменчивости, передача своих мимолётных впечатлений. Представители: Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Клод Моне.

Конструктивизм (от лат. construction— построение) — направление в советском искусстве 1920-х годов. Основная идея — изображение чётких геометрических форм. Представители: Владимир Татлин, Александр Родченко, Любовь Попова.

Модерн (от фр. moderne — современный) — стиль XIX – начала XX века. Его отличительные особенности — отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» очертаний. Представители: Густав Климт, Фернан Кнопф, Лев Бакст, Михаил Врубель, Валентин Серов.

Поп-Арт (от англ. popular art — популярное искусство) — направление в искусстве Западной Европы и США конца 1950–1960-х годов. Отличительная деталь — использование в работах образов товаров массового потребления и сочетаний бытовых предметов, фотографий, отрывков печатных изданий. Вдохновители — глянцевые журналы, телевидение, реклама. Представители: Ричард Гамильтон, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Тадаоми Шибуйя.

Примитивизм (от лат. primitive— упрощённый) — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Отличительные черты — обдуманное упрощение картины и примитивные, как творчество ребёнка, изображения. Представители: Анри Руссо, Нико Пиросмани, Катя Медведева.

Символизм (от фр. symbolisme — символика) — направление, возникшее во Франции в 1870–80-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. Основные идеи — использование в работах символов, недосказанности, намёков, таинственности, загадочности. Представители: Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель, Кузьма Петров-Водкин, Гюстав Моро, Яцек Мальчевский, Обри Бердслей.

Сюрреализм (от франц. surrealisme — сверхреализм) — стиль, появившийся в 20-х годах XX века. Его главные идеи — это изображение образов, возникающих в человеческом подсознании, абсурд, парадоксальные сочетания форм, изменчивость фигур. Представители: Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.

*«Купание красного коня» Петрова-Водкина была написана в 1912 году и принесла художнику мировую известность. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка Волгоградской области. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении, а для образа подростка сидящего на нём верхом, художник использовал черты своего ученика Сергея Калмыкова.

Абстрактный импрессионизм — Abstract impressionism

Абстрактный импрессионизм — это художественное направление, зародившееся в Нью-Йорке в 1940-х годах. Он включает в себя рисование предметов, таких как сцены из реальной жизни, объекты или люди (портреты), в стиле импрессионистов, но с акцентом на различные меры абстракции. Картины часто пишутся на пленэре, в художественном стиле, предполагающем рисование на улице с пейзажем прямо перед художником. Движение деликатно работает между линиями чистой абстракции (степень которой сильно варьируется) и допущением впечатления от реальности на картине.

Содержание

Терминология

Впервые термин «абстрактный импрессионизм» был придуман художницей и критиком Элейн де Кунинг в 1950-х годах. Введение этого термина и связанных с ним произведений искусства предшествовало и узаконило ее первую выставку в 1958 году, куратором которой был Лоуренс Аллоуэй .

Этот термин, придуманный Элейн де Кунинг, считается популяризированным художником и критиком Луи Финкельштейном для описания работ Филипа Густона , чтобы отличить его искусство от искусства растущего абстрактного экспрессионизма . Подъем Филиппа Гастона в художественной и социальной сферах в середине 1950-х годов стал определяющим фактором в развитии и профилировании абстрактного импрессионизма. Финкельштейн считал его картины одновременно расширением абстрактного экспрессионизма, а также противоположностью или альтернативой агрессивности абстрактного экспрессионизма.

После применения этого термина к Густону Финкельштейн продолжил использовать термин «абстрактный импрессионизм» для описания новых произведений искусства и художественных практик 1950-х годов в Нью-Йорке . Он считал и утверждал, что возникающие формы искусства предоставляют уникальную возможность переосмыслить и переоценить ряд художников, которые, несмотря на то, что выросли вокруг идеалов и норм абстрактного экспрессионизма, больше двигались в сторону возрождения идеалов традиционного импрессионистского движения .

Выставка Аллоуэя

На выставке Лоуренса Аллоуэя, первой в своем роде абстрактного импрессионизма, было представлено 26 картин 23 художников. Идея выставки исходила от факультета изящных искусств Ноттингемского университета и проходила в галерее Arts Council на площади Сент-Джеймс.

Представленные художники были из Англии , Франции и США , их различные работы предварялись «длинным каталогом», написанным самим Аллоуэем. Алан Боунесс , критик шоу, напомнил, что Николас де Сталь , Питер Ланьон и Сэм Фрэнсис были художниками-участниками выставки.

Дифференциация

Как выставка, так и движение в целом, по мнению многих, подчеркивают четкую дифференциацию от предшествующих движений, несмотря на то, что некоторые критики, такие как Алан Баунесс, утверждают, что работы движения недостаточно отличаются от предыдущих работ.

Несмотря на это противоречие, абстрактный импрессионизм считался идеологической оппозицией другим послевоенным движениям той эпохи, особенно его растущим контрдвижениям, кубизму и футуризму . В то время как футуризм был сосредоточен на отказе от искусства прошлого, абстрактный импрессионизм стремился включить методы из многочисленных движений до него. Сюда входили как абстрактное, так и импрессионистское движения начала 1900-х и 1860-х годов соответственно. Кроме того, абстрактные импрессионисты не желали подписываться под рациональностью и математической точностью кубизма. Они отвергли идею создания изображения из разделенных частей и вместо этого стремились создать массу цвета и образов, которые были бы узнаваемы только в целом.

Абстрактный импрессионизм считается результатом отклонения художника от «экспрессионистской агрессивности сороковых годов» и одновременного принятия как новых методов абстракции, так и более традиционных корней природы и лирической оценки.

С точки зрения отличия от традиционных произведений импрессионистов, абстрактные импрессионисты отклоняются таким образом, который Элейн де Кунинг описывает как «сохраняющую импрессионистскую манеру смотреть на сцену, но [оставляя] сцену вне ее… тем самым давая старому стилю вид новая тема » . Проще говоря, они добавляют абстракции импрессионизму и избавляют от необходимости полагаться на конкретность и точность.

Стилистическая критика

Абстрактный импрессионизм подвергался критике за его легитимность и неспособность отличить себя от других движений многими критиками искусства. После одной из первых выставок в Совете художественной галереи на площади Сент-Джеймс Алан Боунесс (уважаемый искусствовед и историк) охарактеризовал абстрактный импрессионизм как «просто еще один« изм »», без «каталога для принятия этого нового термин [является] очень убедительным ». Основным предметом споров является трудность отделения движения от других периодов искусства, таких как абстрактный экспрессионизм , лирическая абстракция или постимпрессионизм . Боунесс говорит, что при попытке различить «определенные качества, которые есть у этих картин, качества, которые отличают их от других картин примерно аналогичного типа . результат неубедителен» .

Еще одна проблема — это сильно различающиеся степени абстракции в движении, которые могут затруднить визуальное единообразие. Боунесс отмечает, что ему трудно понять какое-либо единство между произведениями искусства, и приходит к выводу, что нет движения, которое могло бы по праву претендовать на все из них.

Категоризация Критика

Другой элемент разногласий в абстрактном импрессионизме — попытка классифицировать его стиль в рамках других движений. Историки искусства Саймон Уотни и Роджер Фрай спорят о двух местах, в которых может уместиться абстрактный импрессионизм. Они приходят к выводу, что не уверены, является ли это дальнейшим развитием постимпрессионизма или, возможно, больше связано с периодом абстракции Блумсбери в рамках абстрактного движения.

Кроме того, многие художники, которых утверждало движение абстрактного импрессионизма, такие как Милтон Резник , Сэм Фрэнсис , Николас де Сталь или Джексон Поллок , одновременно считаются членами других более широко известных движений, таких как абстрактный экспрессионизм, независимо от того, являются ли они самими собой. определение или навешивание ярлыков других искусствоведов.

Стиль абстрактного импрессионизма фокусируется на изображении реальных предметов, обычно расположенных рядом с самим художником, посредством упрощения и абстракции. Это создает произведение искусства, которое соответствует традициям как импрессионизма, так и абстрактного искусства . Степень абстракции сильно варьируется от картины к картине, что было замечено как предмет разногласий в движении, поскольку оно не допускает визуального соответствия между работами.

Техника Живописи

Как и в импрессионизме, в произведениях искусства используются короткие мазки с краской, «загруженной» на инструмент для рисования. Эта техника включает в себя наложение краски на художественный инструмент, такой как кисть или мастихин, и нанесение краски на холст или бумагу для создания многослойного и текстурированного эффекта — или «впечатления».

Было описано, что абстрактные картины импрессионистов напоминают картины поздних импрессионистов по своей технике, как и картины Моне , но без репрезентативного содержания, которое обычно определяет импрессионизм.

Стиль абстрактного импрессионизма также во многом опирается на живопись, охватывающую концепцию пленэра . Живопись на пленэре — это художественный стиль, предполагающий рисование на открытом воздухе, с пейзажем или предметом прямо перед художником. Эта техника используется прежде всего импрессионистами. Однако «Абстрактное впечатление» отличается от традиционных произведений искусства на пленэре, поскольку уровень точности или реализма в картине менее важен, чем общий атмосферный эффект.

Отклонения от подобных движений

Было описано, что абстрактные импрессионисты в значительной степени вдохновлены современными достижениями в теории цвета и изменением отношения к ним . Традиционные работы импрессионистов в своем отражении реальности часто использовали нежные, яркие и дополнительные цвета, чтобы отразить внешнюю обстановку и источники света. Однако абстрактные импрессионисты «без колебаний применяли новаторские техники в своей живописи, считавшейся революционной в то время».

Известные художники и произведения искусства

Известные художники

Как уже упоминалось, известные художники и произведения этого движения являются предметом споров и возможной субъективности.

На первой выставке абстрактных импрессионистов, которую курировал Лоуренс Аллоуэй, проходила в Лондоне. Оксфордский словарь искусства и художников перечисляет следующих художников в качестве субъектов:

Историк искусства и критик Алан Боунесс в своей критике первой выставки также упоминает присутствие Питера Ланьона и подтвердил присутствие Сэма Фрэнсиса и Николаса де Стэля.

Ниже приводится полный список художников, которые были связаны с этим движением.

Импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм: в чем разница

Вторая половина 19 века – эпоха расцвета этих трех течений в изобразительном искусстве. Давайте разберемся, что их объединяло, что лежало в основе, и кто — основные представители.

Импрессионизм

Импрессионизм – течение, зародившееся во Франции во второй половине 19 века. В его основе лежит стремление художника передать впечатление от увиденного. (фр. impressionnisme ← impression «впечатление»). Важные фигуры импрессионизма – Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар.

Возникновению импрессионизма предшествовало появление фотографии. Теперь, чтобы передать реальность достаточно было фотоаппарата, однако снимок того времени не передавал цвет, и это могли сделать только художники. Для импрессиониста не так важна реалистичность, сколько заложенные эмоции, художники использовали крупные мазки, игру цвета и света, некоторую размытость. Главной картиной импрессионизма можно назвать работу Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

Впечатление. Восход солнца. Моне

Импрессионисты рисовали на пленэре, т.е. не в студии, а на природе, с натуры, так как это было необходимо для передачи сиюминутного впечатления. Они рисовали обыденные сцены из жизни, использовали чистые цвета, смешивали их на холсте.

Кризис импрессионизма

С развитием импрессионизма, некоторые художники задумались о том, что творчество должно передавать не только впечатление от увиденного, но и внутренний мир художника, его драму.

Звездная ночь над Роной. Ван Гог

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм – достаточно условное течение, объединяющее художников, которые стремились передать в работе не только впечатление, но и сущностные состояния жизни, длительные состояния окружающего мира. Его представители – Винсент Ван Гог, Тулуз Лотрек, Поль Гоген.

Сена в Гранд-Жатт, весна. Сёра

Техники постимпрессионистов были различны, и во многом они послужили основой для таких течений как модерн (работы Тулуз-Лотрека), символизм (Гоген), пуантилизм – рисование точками (Сёра). Объединяло художников то, что они вышли из импрессионизма.

Чудесный источник. Гоген

Экспрессионизм

Экспрессионизм призван показать драму художника, протест, социальное напряжение. Одним из прародителей экспрессионизма считается Ван Гог. Известные представители – Эдвард Мунк, Василий Кандинский.

Экспрессионисты еще дальше от реализма, чем импрессионисты, они тяготели к абстракции, ломали пропорции, использовали неестественные цвета, чтобы выразить внутреннее состояние автора. Течение формировалось в годы, предшествующие Первой мировой войне, отсюда мрачность, пессимизм, напряжение в картинах. Наиболее ярко экспрессионизм проявил себя в работах австрийских и немецких художников.

Дома в Мюнхене. Кандинский

На культуру оказывает большое влияние происходящее в обществе, поэтому, чтобы лучше понять то или иное течение, нужно знать, что происходило в мире в это время.

Возможно, если бы не появление фотографии, не было бы импрессионизма. Не было бы Первой мировой войны — не было бы экспрессионизма, либо он носил бы менее мрачный характер.

Абстракционизм и экспрессионизм

Успеху абстрактного искусства (абстракционизма), беспредметного искусства, безусловно, способствовала коммерциализация живописи, но сказались также и другие причины: известный снобизм, потребность в нефигуративной декоративности. Абстракционизм явился завершением экспериментального демарша, начатого кубистами и сюрреалистами. Последние до конца исчерпали изучение реального, на смену которого пришли чертежи голландца Пита Мондриана (1872—1944), одного из первых абстракционистов, полагавшего, что чистые геометрические формы — это и есть подлинная красота.

Несколько иное понимание освобождения от реальной формы в работах русского художника Василия Кандинского (1866—1944), создавшего в 1910 г. первую абстрактную акварель. Эта акварель была выражением освобождения от сюжета, от всех случайностей внешнего мира, от всех внешних случайностей вообще, красочным и музыкальным выражением собственного внутреннего ритма и, как писали об этой картине, «невыразимым посланием скрытого космоса». Специалисты называют живопись абстракционизма «метафизической», «сбивающей с толку», «непостижимой».

Со временем абстрактное искусство превратилось в универсальный язык, а для некоторых оно стало продолжением спонтанных инстинктивных жестов, что привело таких абстракционистов, как Гартунг и Ж. Матье, к созданию в живописи своеобразных каллиграфических символов. Жорж Матье устраивал свои сеансы живописи в присутствии публики, на глазах которой испещрял полотно закорючками, запятыми и точками. Во время своих шоу, сопровождавшихся музыкой, он был облачен в средневековый костюм. Для других оно явилось духовным опытом, посредством которого обнаружился тупик. Показательно в этом отношении самоубийство в 1955 г. французского (русского по происхождению) художника- абстракциониста Никола де Сталя (1914—1955), произведения которого выражали состояние жуткой неуверенности от пребывания в мире, ставили вопросы, на которые нет ответов, были рефлексией над чем-то беспокойным, раздирающим душу и, в конечном счете, уничтожающим.

Абстракционизм был своеобразной попыткой средствами живописи выразить идеи философии экзистенциализма.

Близкую к абстракционизму позицию занимали сторонники экспрессионизма (от лат. expresio — выражение). Это крупнейшее течение европейской живописи первых трех десятилетий XX в. Неопределенность мировоззренческой и художественной программы обусловила своеобразный плюрализм экспрессионизма. Свойственная ему эмоциональная острота проявилась в творчестве таких французских экспрессионистов, как Ж. Руо, М. Громер, А. Маршан, Б. Бюффе. Как и некоторые другие течения модернизма в европейской живописи, экспрессионизм был порождением последствий Первой мировой войны, открывшей миру ее жестокость и сориентировавшей многих художников на выражение в своих работах ужаса, который война породила в их сердцах. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионистов одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на человечество. Экспрессионисты стремятся исказить или преувеличить естественную внешность с целью отражения внутреннего мира.

^ На карнавале жизни

Один из первых художников — представителей экспрессионизма — бельгиец Джеймс Энсор (1860—1949). В своем творчестве он представил жизнь общества как гигантский зловещий карнавал. В свои тщательно выписанные массовые сцены художник помещает людей в униформе с белыми, как гипс, и красными, как помидор, головами. Лица их корчат гримасы — злые или испуганные. Повсюду прогуливаются скелеты: они напоминают людям, чем кончается жизнь.

Норвежцу Эдварду Мунку (1863—1944), картины которого высоко оценил Ван Гог, экспрессионизм позволил показать страдания и трагическую судьбу каждой отдельной личности. Отчаяние художника принимает формы искореженного пейзажа и ввергающих в панику видений — кошмаров и галлюцинаций. В картине «Крик» ощущение ужаса удваивается с одной стороны красным, как огонь, небом, и с другой стороны искаженным в отчаянном крике лицом персонажа на первом плане.

Читать еще:  Современный американский художник. Kris Lewis
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector