Чешская художница. Iva Skrivankova

Чешская художница. Iva Skrivankova

ВЫДАЮЩИЕСЯ ХУДОЖНИКИ ЧЕХИИ. МАРИНА РИХТЕРОВА.

Известная чешская художница Марина Рихтерова является ярким представителем современного постмодернизма. Ее уникальные графические работы и акварели можно отыскать в галереях и центрах искусства Европы, Америки и Японии. Коллеги именуют Рихтерову «королевой поп-литографии», а искусствоведы сравнивают ее работы с картинами самых знаменитых художников Чехии. Большинство людей считает картины автора гениальными. И, как это зачастую случается с гениями, путь Рихтеровой к мировому признанию оказался довольно тернистым.

Биография Марины Рихтеровой

Марина Рихтерова родилась в Москве, 21 июня 1962 года. Её отцом был академический художник, профессор Олег Павлович Филатов, который возглавлял мастерскую монументальной живописи при Академии искусств и ремёсел (Строгановское). Пойдя по стопам отца, Марина посещала Французский лицей и школу декоративного искусства, изучала иконопись и миниатюру, училась в московском Колледже Искусств. Казалось, поддержка отца и природные способности гарантировали девушке успешную карьеру. Но на втором году обучения в Строгановском институте Марина выходит замуж за чешского врача Яна Тесаржика (Jan Tesarík) и вместе с ним переезжает в Прагу, где с трудом поступает в Академию Искусств и Дизайна: комиссия, принимающая решение о ее переводе, после долгих прений все-таки зачисляет к себе выпускницу «советского вуза».

Многие ее современники, наблюдавшие процесс становления выдающейся художницы, отмечали упорные старания студентки Тесаржиковой постичь волшебный мир искусства. В этом ей не смогли помешать ни беременность, ни плохое знание чешского языка, ни предвзятое отношение к себе многих чехов, включая родственников и преподавателей, для которых она была представительницей «русских», войска которых не так давно вторгались в Чехословакию. Жители «демократической западной Чехословакии» косились на ортодоксальный крест на ее шее, а руководство часто обсуждало ее либеральное поведение.

Марина обижалась на несправедливость такого отношения, но «русский дух» едва ощутимо присутствовал в ней и его импульсы проявлялись в первых студенческих работах. Сказывалось византийское вдохновение и первоначальное влияние ее известного отца. Об этом упоминает в своих воспоминаниях архитектор Богумил Халупничек, который 40 лет назад был ее преподавателем. В то далекое время он читал студентам лекции по сопутствующей дисциплине: «Перспектива — космическая наука».

Как-то раз, на втором курсе, она принесла мне «набросок», полностью отражающий ее русскую душу. Это был фасад полуразрушенного православного храма, исполненный в неожиданно сильной выразительной манере я был глубоко взволнован и не знал, что об этом думать. Ее рисунок разительно отличался от невзрачных работ других студентов; в работе Марины присутствовала масса цветов и невероятных линейных решений, которые были чрезвычайно стеснительными и вызывающими одновременно …».

Мотивы графических работ Рихтеровой

Обиды и проблемы девушка заглушала навязчивой идеей выучиться и начать осуществление своих творческих фантазий в области графического рисунка. Ее страстное увлечение искусством сказалось на личной жизни — в 1992 году Марину оставляет муж и она остается без денег, с двумя детьми на руках. (Вторым супругом Марины позже стал актёр Иван Рихтер, который умер в 2000 году).
Очевидно, что графика известной художницы отражала ее личные жизненные переживания и страдания – большинство рисунков Рихтеровой выглядят мелодраматично и печально. Они словно проникнуты духовным дуализмом — депрессивным настроением, и в тоже время, невероятным мастерством рисунка и композиции. За гримом нарочитого гротеска, в большинстве женских образов узнается едва уловимое сходство с портретными чертами автора.

Оказавшись в стране с богатейшим культурным наследием, творчество Рихтеровой абсорбировало в себя живописные элементы таких известнейших чешских художников, как Иозеф Навратил (1798—1865) — мастера маленьких бытовых сцен, пейзажа и натюрморта, отличающихся гармоничностью колорита. Навратил умел красками так передавать цвета, что его стиль граничил с импрессионизмом.

Используя другие материалы, Рихтерова добивалась в своих работах почти того же эффекта.

Натюрморт в смешанной технике, Марина Рихтерова

В некоторых произведениях чешкой художницы можно усмотреть отдаленное влияние Альфонса Мариа Мухи (1860 -1939) — чешско-моравского живописца, одного из наиболее известных представителей стиля «ар нуво». И, возможно, великолепного чешского графика Миколаша Алеша (Mikoláš Aleš; 1852 -1913). Находясь на рубеже XIX и XX столетий, Микулаш намного опережал свое время. Он авангардно комбинировал технику масляной живописи с элементами графики, а его акварели «смазывались» от динамики, словно движущиеся объекты на цифровых фото. В некоторых графических работах Рихтеровой присутствует не меньшая экспрессия.

Многие известные чешские художники были мастерами иллюстрации. Рихтерова пополнила их прекрасную половину. Теперь ее имя упоминают наряду со всемирно известными художницами-иллюстраторами: классиком детской иллюстрации начала XX века — Зденкой Браунеровой (Zdenka Braunerová; 1858—1934) и книжным иллюстратором Аленой Ладовой (Alena Ladová; 1925—1992), рисунки которой часто печатались в газетах и журналах, в календарях, на пасхальных и рождественских открытках.

Иллюстрации Марины Рихтеровой

Марина Рихтерова проиллюстрировала ряд книг для детей и взрослых. Ее иллюстрации зачастую не ограничиваются содержанием и обладают независимым художественным форматом. Иллюстрации как бы передают ее впечатление от прочитанной книги. При их создании, она работает в смешанной технике — может использовать карандашный рисунок и акварель, сталкивая четкость и текучесть.
Среди них — иллюстрации к произведениям Э. Т. Гофмана «Щелкунчик» и «Черная курица» А. Погорельского, а также целый цикл иллюстраций к произведениям Шекспира «Ромео и Джульетта», «Король Лир» и «Сонеты».

В жизни Марины был период, когда она восторженно увлеклась произведениями японского, китайского и корейского изобразительного искусства. Она начала изучать китайский и корейский языки, историю, обычаи, этикет и даже восточную архитектуру. Но даже под таким сильным воздействием, Рихтерова сохранила индивидуальность своих графических работ.

Рассказ о известной чешской художнице, можно завершить выводом: Марина Рихтерова обогатила чешскую живопись своим неординарным мышлением, новой концепцией, композицией и тайной творческой фантазии. Как и в музыке, основная тема у Рихтеровой всегда сопровождается другими тонами, тем самым создавая целую симфонию. Ее работы сравнимы с либретто Верди: каждая история начинается задолго до того, как поднимается занавес, каждая часть является символической, и значение может быть понято лишь при соединении частей головоломки. Люди любой национальности ощущают этот посыл и с удовольствием вступают в игру, предложенную художником.

«Таинственный танец», Марина Рихтерова, 2007

91-летняя уличная художница из Чехии превратила свою деревню в шедевр

91-летняя художница превратила свою деревню в потрясающую художественную галерею. Она украшает росписью дома и строения, как делали ее предки. Денег за свою работу не берет, бабушка делает это ради удовольствия.

Большую часть жизни Анежка Кашпаркова (также известная как Агнес) проработала фермером. С момента выхода на пенсию прошло три десятилетия. Но сидеть без дела не в ее характере. Все свободное время она посвящает искусству.

Несмотря на преклонный возраст, она полна сил и вдохновения. Она смогла доказать, что возраст — не помеха, пока есть желание творить и создавать прекрасное.

Красота расписная в Луке

На ее счету десятки украшенных росписью домов. Она стремится сделать родную деревню Лука более красивой. Живет она в южно-моравском регионе Чешской Республики. Активная позиция художницы не только не прекращается с возрастом, но и доказывает, что время можно потратить более продуктивно, посвятив себя прекрасным вещам.

Соблюдение традиций

Пожилую женщину можно смело назвать экспертом, она знает, как украшать оконные рамы, двери и фасады традиционными моравскими узорами. В основном она работает с цветочными мотивами, они придают особенную свежесть старым фасадам, которые со временем изнашиваются и выглядят уныло.

Читать еще:  Я рисую то, что мне нравится. Uttam Manna

Всемирная известность

Бабушка Агнес не устает повторять, что работой просто наслаждается.

Для чешской деревни роспись стала традицией. Издавна женщины украшали так свои дома, и Кашпаркова переняла опыт.

Ее работы известны во всем мире. Но она не зазналась. «Я пытаюсь хоть немного украсить мир» — говорит она.

Бабушка использует в основном синюю краску и работает одной маленькой кистью. Этот оттенок прекрасно сочетается со стенами старинных сельских домишек, выкрашенных в белый.

Вдохновение

Она никогда ничего не планирует, часто даже не знает, как будет выглядеть ее следующее творение. Она просто берет в руку кисть и приступает к работе. Конечный результат — это настоящее произведение искусства, которое радует глаз и наполняет сердце радостью.

Агнес иногда жалуется, что трудно рисовать. Но, как гласит старая поговорка, там, где есть желание, есть и возможности. А желания творить у нее хоть отбавляй.

Поэтому каждый год с приходом весны она взбирается на стремянку или табурет и начинает обновлять дизайн деревенской часовни.

Практика использования цветочных мотивов на фасадах старых зданий характерна не только для Чехии, но и для других стран Европы. К примеру, деревня Залипье (Zalipie) в Польше стала туристической достопримечательностью благодаря определенной манере покраски домов.

Местные женщины начали украшать свои жилища расписанными цветами в 19-м веке, и ежегодный конкурс Malowana Chata («Расписной дом») с 1948 года стал традиционным.

Альфонс Муха

Альфонс Муха (1860 – 1939 гг.) – самый известный чешский художник в мире, один из самых главных представителей стиля «ар нуво». Он прославился как автор афиши «Жисмонда» для французской актрисы Сары Бернар в 1894 году. Муха стал популярным художником-модернистом во Франции и США. Он не только рисовал картины, но и проектировал дизайн украшений, мебели и предметов интерьера. Именно Муха – автор первых чехословацких марок и денежных купюр.

Большой популярностью пользовались графические серии Мухи «Времена года» и «Месяцы года»

В конце жизни Альфонс Муха создал цикл из 20 огромных полотен в духе славянского единства, известных как «Славянская эпопея». Каждое полотно отражает значимые, по мнению автора, события из жизни славянского народа. Величина картин составляет 6 на 8 метров. В настоящее время цикл полотен выставлен в Национальной галерее Праги. Произведения Альфонса Мухи входят в коллекции крупнейших мировых музеев и галерей. В его честь даже назвали астероид № 5122.

Большая выставка произведений Мухи до 31 декабря 2017 года проходит в пражской галерее GOAP.

Славяне на исконной Родине (чеш. Slované v pravlasti, 1912), из цикла «Славянская эпопея»

Франтишек Купка

Франтишек Купка (1871 – 1957) – чешский художник и график, один из основателей абстрактного искусства. Большую часть жизни Купка прожил по Франции, где сначала зарабатывал на жизнь как рисовальщик и карикатурист. После 1900 года в его творчестве стали появляться абстрактные элементы, а позже он от реализма перешел на чистый абстракционизм. Произведения Купки того времени теперь продаются на аукционах за миллионные суммы. Картина Купки «Форма синего» стала самой дорогой проданной в Чехии картиной (55 млн крон). Крупнейшая коллекция произведений Купки представлена в музее Kampa в Праге, избранные работы хранятся в Национальной галерее в Праге. До 22 мая в галерее Kampa проходит временная выставка Купки «Веющая синева».

«Форма синего», Франтишек Купка, 1925 г.

Эмиль Филла

Эмиль Филла (1882 — 1953) – чешский художник и скульптор, один из главных представителей чешского кубизма. Соединял тенденции кубизма и немецкого экспрессионизма, находился под влиянием Пабло Пикассо. Картины Филлы также продаются на аукционах за рекордные суммы для Чехии и высоко ценятся среди коллекционеров. Например, кубическую картину «Художник» продали за 18 миллионов крон. Произведения Эмиля Филлы можно увидеть в Национальной галерее Праги, а также на большой выставке чешского кубизма в Доме у Черной Божьей Матери.

Эмиль Филла, «Художник»

Тойен

Эксцентричная художница Мария Черминова (1902-1980), более известная под псевдонимом Тойен, который для нее выдумал чешский поэт Ярослав Сейферт, является одной из представительниц чешского и мирового сюрреализма. Тойен считается наиболее значимой женщиной-художником Чехословакии ХХ века. Большую часть жизни она прожила в Париже, где была членом сюрреалистического кружка наряду с поэтом Полем Элюаром и основоположником сюрреализма Андре Бретоном. Тойен прославилась, кроме прочего, своими рисунками эротического содержания, которые она подписывала буквой «Т» или «ХХ». Для своего времени это был весьма смелый шаг, который характеризовал художницу как прогрессивную нонконформистку. Полотна Тойен выставляют в музее Kampa в Праге.

К артина маслом «Спящий», которую написала Тойен, была продана в 2009 году за 20 миллионов крон на аукционе. До сих пор она удерживает авторский рекорд.

Вацлав Холлар

Вацлав Холлар (1607-1677) – барочный художник, гравер и картограф, один из самых известных графиков в европейской истории. Родился в Праге, но вынужден был уехать в период 30-летней войны. Жил в Германии, а большую часть жизни – в Англии, где прославился как Венцеслав Холлар Богемус (Холлар с гордостью заявлял о своей принадлежности к чешскому народу).

Холлар стал известен благодаря своим гравюрам пейзажей, карт, натюрмортов и портретов. Особенно знамениты его изображения Праги, Лондона и других городов. Холлар работал в технике офорта, выпускал иллюстрированные серии. Всего художник создал около 3000 гравюр на самые разные темы. Виды городов и архитектуры, которые писал Холлар, отличаются топографической точностью, хотя в них и присутствует художественный замысел.

Прага, Вацлав Холлар

Широкая коллекция работ Холлара представлена в Британском музее, а также в библиотеке Виндзорского замка. Выставки гравюр Вацлава Холлара регулярно проводят в Национальной галерее в Праге и других чешских музеях.

В Чехии есть Средняя художественная школа и университет Вацлава Холлара, в котором изучают художественную графику.

Одна из самых известных гравюр Холлара называется «Хороша кошка, которая не лакомится» (1646 г.).

Чешская художница. Iva Skrivankova

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Чешский художник, россиянка и детская порнография

В России жалобы в полицию на художественные и фотовыставки давно стали приметой времени – неравнодушные граждане обвиняют художников в оскорблении чувств верующих, попрании морали, педофилии. В Чехии подобная форма выражения своего несогласия с произведением искусства практически не встречается, однако россияне и здесь проявляют бдительность – посетительница Карловых Вар была так возмущена увиденным, что подала заявление в полицию, указывая на факт демонстрации детской порнографии.

На сигнал отреагировала полиция, которая уже побывала в «Галерее искусств Карловы Вары», где проходит выставка работ Милана Книжака «Жить иначе». В 60-летней творческой биографии знаменитого художника – занесение в список «врагов государства» и аресты во времена ЧССР, перформансы, участие в арт-движении «Флуксус», посты президента Академии изобразительных искусств и директора Национальной галереи, престижные премии, громкие неоднозначные заявления, конфликты с коллегами. Однако в изготовлении детской порнографии его еще не обвиняли.

«В застекленных витринах этой галереи выставлены произведения этого автора, содержащие крайне безвкусные, аморальные и отталкивающие коллажи, изображающие (помимо прочего) младенцев и детей в неподобающих сексуальных позах», – говорится в заявлении, составленном адвокатом Оксаны Гунгер, переехавшей в Чехию из Новосибирска.

«Мне бы не пришло в голову жаловаться на галерею в Сочи»


Картина из выставки «Жить иначе»

По мнению Милана Книжака, некоторые из россиян просто «страдают имперским комплексом». Впрочем, подобные черты он отмечает и у американцев.

Читать еще:  Тунисский художник-самоучка. Megid Khedhiry

– Прежде всего, хочу сказать, что это была посетительница из России, которая говорила только по-русски. Я ее никогда не видел – об этом я знаю со слов директора галереи. Это, конечно, странно – мне бы никогда не пришло в голову, приехав, например, на курорт в Сочи, жаловаться на то, что там экспонируют. В заявлении она указывает на мои иллюстрации к работе «Новая Библия» – эту серию я сделал в 1990 году. На коллажах изображены сцены катастроф, самолеты – в общем, атмосфера войны, и там возникает новая жизнь, символом которой я сделал младенцев – детские игрушки, купленные мною в Германии. Их я поместил в эротические позы, чтобы показать рождение новой жизни, которая продолжается и в хаосе войны,

– так объяснил Милан Книжак в интервью «Чешскому Радио» творческий замысел цикла «Мутанты», который Оксана Гунгер сочла детской порнографией.

«Там ходят дети»

Как известно, одно из определений порнографии звучит как «эротическое вне художественного». За комментариями мы обратились к адвокату Лубомиру Камзде, который подал заявление о нарушении закона от имени гражданки России.


Картина с выставки «Жить иначе»

– Что касается заявления в полицию, то оно было подано в связи с проведением выставки, где в витрине, находящейся в публичном пространстве, помещены весьма неоднозначные изображения, которые могут рассматриваться (это, разумеется, решат правоохранительные органы) как демонстрация детской порнографии, поскольку их содержанием являются дети, занимающиеся сексом, в том числе и с животным – с собакой. И мою клиентку, и другое лицо – гражданина Чехии это задело, и они подали заявление о нарушении закона, поскольку там ходят дети, недалеко распложена школа. Моя клиентка не понимает, почему эти изображения хотя бы не помещены внутрь галереи, почему они выставлены на всеобщее обозрение,

– пояснил юрист в интервью «Радио Прага», отметив, что если бы экспонаты находились внутри, это не вызвало бы подобной реакции у его доверительницы, «поскольку она понимает, что такое свобода творчества». По словам адвоката, Оксана Гунгер увидела витрину совершенно случайно, прогуливаясь со своей матерью по Карловым Варам, куда она приехала ненадолго из Праги.

«Покушение на культурную целостность Чехии»


Выставка «Жить иначе»

В письме на имя гетмана края Милан Книжак выражает свое категорическое несогласие с поданной жалобой: «Я считаю абсурдным, что гражданка другого государства позволяет себе определять шкалу наших ценностей. Это выглядит особо бесцеремонно, если вспомнить, что сейчас происходит в России… Я считаю беспрецедентную ситуацию, созданную россиянкой, грубым нарушением своей личной свободы, личным оскорблением и покушением на культурную целостность нашего государства». Адвокат Оксаны Гунгер считает такую постановку вопроса «отвлечением внимания о сути проблемы».

«Гражданство не имеет значения»

– считает Лубомир Казда, который также сообщил в ходе беседы, что Оксана Гунгер «очень хорошо владеет чешским языком», на котором он и общается со своей доверительницей.

28-летние «Мутанты»

Выставка «Жить иначе»

Визит полиции на основании заявления о нарушении закона стал полным сюрпризом для директора «Галереи искусств Карловы Вары» Яна Самеца – ни с чем подобным здесь раньше не сталкивались.

– Сначала я в это просто не поверил. Госпожа Гунгер сообщила через своего адвоката, что подаст на нас заявление – думаю, чешского она не знает, а наша молодая куратор, находившаяся в галерее, не владеет русским языком. Я, по правде говоря, не знаю, на кого она подала заявление – на галерею, на автора, или на нас обоих. Спустя несколько дней пришла полиция, чтобы, так сказать, расследовать дело прямо на месте, – сообщил «Радио Прага» Ян Самец.

– Какие перспективы у этого дела? Чем грозит подобное заявление в полицию?

– Я надеюсь, что полиция вызовет экспертов в данной области, и они дадут свое заключение. Я полагаю, что эксперты – сексолог или специалист по изобразительному искусству – укажут, что эти работы не являются детской порнографией и не могут использоваться с подобной целью. Я не способен представить, что подобные изображения способны кого-то возбуждать.

Выставка «Жить иначе»

Иного мнения придерживается адвокат Лубомир Казда, который считает, что закон был нарушен.

– В законе указано, что изображение и несуществующего ребенка является преступлением, если оно подается таким образом, что может восприниматься как сексуально эксплицитное. Сейчас я говорю очень упрощенно. Согласно Уголовному кодексу, параграф 330/2011, «детской порнографией считается изображение, показывающее ребенка, и преступное деяние может быть совершено и в случае реалистичного изображения несуществующего ребенка».

– Насколько эти изображения вызывают неприятие более широкого круга зрителей?

– Посетители нашей галереи ни о чем таком не говорили. Не знаю, по инициативе ли госпожи Гунгер или кого-то другого, но против нас была начата кампания и составлена петиция, под которой было собрано около двух сотен подписей. Появилась петиция и в нашу защиту – за свободу демонстрации произведений искусства, и под ней поставлено несколько сотен подписей. Я исхожу из того, что эти произведения существуют вот уже 28 лет. За это время они неоднократно экспонировались, как в Чехии – в Праге, в Брно, так и за границей, и никто никогда не называл это детской порнографией, – объясняет директор Ян Самец.

Выставка нон-конформистов, которых преследовали в СССР


Ян Самец, Милан Книжак и Реа Михалова

– Не прослеживается ли здесь определенные аналогии с ситуацией в России, где давно в порядке вещей подавать заявления в полицию на выставки и художников, а иногда и выражать свое несогласие более радикальными способами?

– Интересно, что следующая выставка, которую мы готовим, посвящена русским нон-конформистам, которые в 1960-е, 70-е, 80-е за свое искусство подвергались преследованиям в СССР, – мы будем выставлять работы из частной коллекции. На примере этой выставке видно, какие проблемы со свободой самовыражения испытывали художники в прошлом веке, тем более если там присутствовал некий эротический подтекст. Мне сложно судить, что сейчас происходит в России, поскольку у меня об этом нет точных сведений. Кстати, мой дед был русским эмигрантом, уехавшим из России в 1918 году…

– заключает Ян Самец, который не может вспомнить другого подобного случая подачи заявления в полицию на художественную выставку в современной истории Чехии.

По сути, происходящее сейчас в Чехии «культурно-юридическое противостояние» между художником и наглой самкой ватника — это маленькая модель противостояния между цивилизацией и варварством, культурой и агрессивным невежеством, свободной личностью и ничтожным человечишкой с рабской психологией, открытым и тоталитарным сознанием. Как только личинка ватного мира попала в демократическую, цивилизованную страну — она сразу же начала ГАДИТЬ и пытаться пропихнуть в чужой монастырь свой устав, искренне не желая понимать и принимать чешскую (и вообще западную) систему ценностей, включающую в себя безоговорочное уважение государства к свободе творческого самовыражения гражданина и немыслимость попыток ограничить эту свободу, зажав ее в тиски запретов и ограничений.

Вообщем, тетенька явно выбрала не ту страну для проживания. Пусть возвращается в великую, богоспасаемую, нефтегазовую державу, где много духовных скрепок, высокой нравственности и невьебенной духовности. Ей там будет комфортнее.

Чемодан — вокзал — Новосибирск!

PS. Сама выставка и ее эстэтическая направленность не вызывает у меня симпатии.

Чешская художница. Iva Skrivankova

АМАЗОНКА ЧЕШСКОГО АВАНГАРДА

Читать еще:  Фильмы про женщин в искусстве

Пост навеян выставкой, которая проходит в Минске, «Время и творчество Льва Бакста», приуроченная к 150-летию художника, сценографа, модельера, чье имя в этом году отмечено в Списке памятных дат ЮНЕСКО.

И, конечно, одной из жемчужин данной выставки картиной Леона Бакста «Портрет девушки в голубом».

«Портрет девушки в голубом» (Ружены Затковой), 1914

Выдающаяся чешская художница Ружена Заткова (1885 – 1923) являет собой редчайший пример женщины-футуриста. Ружена была настоящей футуристкой как в смысле мировоззрения и восприятия окружающей жизни, так и в смысле творчества. Она тонко чувствовала современность и отражала это в своих оригинальных по стилю работах.

«Во имя Ружены Затковой да здравствует футуризм! Да здравствует футуристическая Прага!» Таким восклицанием завершил в декабре 1921 года один из своих пражских вечеров в театре имени Шванды поэт и автор первого манифеста футуризма Филиппо Томмазо Маринетти. Один из основоположников аэроживописи хотел таким образом представить чешскую художницу, в отличие от Чехии уже известную в Италии, на ее родине.

Увы, возвращение Ружены Затковой «домой» тогда не состоялось, и планам Маринетти, намеревавшегося организовать выставки работ Затковой в Праге и Берлине, не было суждено сбыться. В 1923 году художница, в возрасте 38 лет, умерла от туберкулеза в Швейцарии.

Первая ретроспективная выставка работ Затковой, о которых похвально отозвался и Пабло Пикассо, открылась на ее родине лишь в апреле 2011 года, 88 лет после ее смерти. В залах Императорского манежа Пражского града представлены произведения, подтверждающие незаурядный талант их автора — картины, коллажи, ассамбляжи, (последние являются одним из самых прогрессивным художественных достижений своего времени), иллюстрации к библейскому жизнеописанию царя Давида или, например, скульптура Beranidlo.

Работы, сохранившиеся в частных собраниях коллекционеров Рима, Милана и Лондона (главным образом в семьях Маринетти и Затковых), выставлялись в Турине, Риме, Флоренции и Болонье. Она была известна, главным образом, за границей, так как большую часть своей непродолжительной жизни провела в Германии, Италии и Франции. Несмотря на то, что за нею закрепилось обозначение «футуристка», она не ограничивалась в своем творчестве рамками одного художественного направления и примеряла к холсту и бумаге различные техники.

Ружена Заткова родилась в Южной Чехии. В 1901 году, когда ей исполнилось 15 лет, семья перебралась в Прагу и Ружена вместе с ее сестрой Славой брали уроки рисования у тонкого пейзажиста Антонина Славичека.

Ружена короткое время училась в Мюнхене – кстати, ее сестра Слава Заткова-Тондрова более интенсивно занималась живописью и известна как традиционный художник. В 1910 году Ружена вышла замуж за царского дипломата, служившего в Риме, Василия Хвощинского и уехала в Италию.

В Италии она ознакомилась с примитивной живописью Мештровича, с Филиппом Маринетти, с правнучатой племянницей жены Пушкина, русской художницей-авангардисткой Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым. Независимость творчества Гончаровой и Ларионова вдохновляет чешскую художницу, утверждая ее в формулировке собственных взглядов на свободную природу искусства.


Портрет Маринетти,1920

На портрете Маринетти представлен настоящим футуристическим королём. Глаза получились довольно злыми, причём обращает на себя внимание, что они светятся страстным огнём: скорее всего, художница таким образом хотела отразить жажду Маринетти преобразовать мир, его страстное желание “заявить” новую эру на земле. Это яркое по своей цветовой гамме произведение. Сочетание интенсивных красных и жёлтых тонов вообще характерно для футуристических полотен. Лицо футуриста расслаивается на отдельные плоскости. От его головы исходят потоки солнечных лучей. Вспоминается лозунг русских футуристов “Будем как солнце!”

Турин, 1920 год, Маринетти позирует со своим портретом работы Ружены Затковой.

Хвощинский обладал хорошей коллекцией живописи, поощрял художественную деятельность жены и охотно помогал ей устраивать выставки в разных странах.

Очень жаль, что мы так мало знаем об этой супружеской паре. Однако известно, что в браке родилась дочь Мария Васильевна. Интересным фактом является и то, что Ружена Заткова знала русский язык и до нас дошли некоторые её письма, написанные по-русски.

“Борьба предметов быта за превосходство”, начало 20-х годов

На картине нет борьбы вещей, они просто очень кучно сгруппированы (как это обычно бывает у футуристов), и видно, что не автор картины, а сама судьба решит, каким из этих предметов суждено взять превосходство над другими. Борьба имеет скорее эстетический характер, так как предметы в высшей степени разнообразны по форме и цвету. Это борьба колористических схем и пропорций.


Декоративное панно «Вода под снегом и льдом»

Декоративное панно “Вода под снегом и льдом” (1919 – 1920), созданное в смешанной технике. Здесь нет прославления технического прогресса, более того: перед нами уникальное свидетельство того, как футурист видит природу. Не технику, которую все они так любили, а обыкновенную воду под слоем замёрзшего льда. Мотив не очень-то футуристический, ведь художники круга Маринетти предпочитали раскалённый металл холодному льду.

Одним из ключевых произведений Ружены Затковой является смелая скульптура Beranidlo («Таран»), выполненная, кроме прочих материалов, из стекла и бумаги. Она, увы, не сохранилась.

«Скульптура Beranidlo возникла в 1916 году – ничего подобного в чешском искусстве не было. Можно сказать, что она родилась отчасти на футуристических принципах, отчасти — на основе очень интимного отношения к природе, так как в создании этой скульптуры использованы природные метафоры: шумы, звуки, стук, влияние на среду».

Воссоздал «Таран» скульптор Михал Габриэл: «Нам казалось очень заманчивым ее реконструировать. Изначально скульптура была сделана из бумаги, но так как никто не знал, в какой цветовой гамме она была сделана, что привело к многочисленным спорам, мы, главным образом, решили сохранить основные пропорции и формы. Был использован метод цифровой 3D-печати. То есть, скульптура создана таким образом, что человеческие руки ее не касались.»

После Первой мировой войны Заткова, из-за ухудшившегося состояния своего здоровья, поселяется в итальянской деревне, издали наблюдая за политическими переменами. Под влияниям крайней бедности, которую она видит вокруг, ее взгляды становятся более радикальными, что влияет и на ее личную жизнь. Следует развод с мужем, и Заткова выходит замуж второй раз – за журналиста левого толка Артура Каппу, хотя ни развод, ни последующее бракосочетание, не были признаны итальянскими учреждениями.


На фото (слева направо): И. Стравинский, Р. Заткова, С. Дягилев, Л. Бакст

В ходе гастролей русского балета в Италии Заткова познакомилась и с кругом Сергея Дягилева, Сергеем Прокофьевым и Игорем Стравинским. Стравинский посвятил чешской художнице свои «Подблюдные», четыре русские крестьянские песни для женского вокального ансамбля без сопрано на народные тексты (I — У Спаса в Чигисах, II — Овсень, III — Щука, IV — Пузище), а также писал ей письма.

Сохранилась еще одна фотография, но не все лица на ней узнаваемы.

Произведения Затковой являются редкостью, они разбросаны по всему миру. Существует два каталога с названиями произведений, из них лишь треть документирована фотографиями. Однако две трети, о которых никто ничего не знает – они, возможно, утеряны, уничтожены или еще найдутся, как знать.

Затковой принадлежат слова: “Я вся создана из окружностей, но все они разомкнуты… Мне не нужны никакие названия и никакие ярлыки. Не хочу я и того, чтобы меня где-либо зарегистрировали”.

Маринетти, поэт, который хотел освободить мир — Жизнь он прожил яркую, насыщенную, да и время было удивительное. (Статья довольна большая).

Описание картин Автор: Андрей Дьяченко

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector