Что такое керамика
Что такое керамика
Каменная керамика
Каменные массы — материал для керамических изделий, тугоплавкий, непрозрачный, образующий плотный спёкшийся черепок серого или светло-коричневого цвета. Основу сырья составляют шамот, кварц, каолин и полевой шпат. Покрытая глазурью каменная керамика представляет собой очень прочное, водостойкое и огнеупорное изделие. Посуду из керамической массы обычно покрывают прозрачной кристаллической или матовой глазурью, нередко украшают тонким рельефом. Обжигается такая керамика при температуре 1200-1300 градусов.
Благодаря высокой температуре обжига, керамика имеет черепок с очень малой пористостью, практически не поглощает влагу. Раньше посуда из каменных масс часто вовсе не глазуровалась.
В отличие от обычной керамики, каменная масса не имеет аналогов. Она отличается повышенной прочностью, стойкостью к резким перепадам температур и агрессивным средам. Неповторимость изделий достигается за счет рельефного орнамента, необычных форм и возможности использования специальных тугоплавких глазурей.
В Китае появление керамической массы предшествовало изобретению фарфора. По своим свойствам изделия из керамических масс приближаются к фарфору. Чашки из каменных масс — легкие, очень звонкие, абсолютно безопасные в использовании, кроме того, их без ограничений можно мыть в посудомоечной машине и использовать в микроволновой печи.
При том, что на Западе каменная керамика довольно широко распространена, в России мало кто не занимается изготовлением посуды из каменных масс.
Но теперь эту уникальную керамику можно купить в магазине DishWishes.
Если для вас керамика ручной работы это не только яркая идея, дизайнерская находка, предмет декора или вещь с душой, а в первую очередь — качественная функциональная посуда, которая будет служить много лет, то чашки из каменных масс — правильный выбор.
В магазине DishWishes представлен широкий выбор чашек из каменных масс. Чашки ручной работы, в которых соединились вместе оригинальная форма, восхитительный цвет и безупречное качество.
Виды керамики
Для производства керамических изделий используется природная глина и ее смеси с минеральными и органическими добавками. Производство состоит из трех этапов: формирование, сушка, обжиг.
Рассмотрим популярные виды керамики.
Майолика
Майолика – разновидность керамики, получаемая из обожженной глины пористой фактуры. Для получения майолики обычно применяются легкоплавкие разновидности глины (в чистом составе либо с добавлением специальных примесей). Обжиг изделий осуществляется в два этапа: сначала формируются изгибы формы, затем изделия обжигаются для нанесения глазури.
Технология майолики успешно применяется для изготовления посуды, сувениров, скульптур, декоративных панно и т.д. Обжиг майолики выполняется при низких температурах, что позволяет использовать для оформления изделий широкую цветовую гамму глазури и эмали. Особенно популярна посуда из данного вида керамики, обладающая высоким качеством и привлекательным внешним видом.
Фаянс
Фаянс – основой фаянса выступает белая глина, по многим характеристикам материал имеет сходство с фарфором, отличия есть лишь в пропорциях компонентов. Фаянс обладает низкой прочностью и высокой пористостью, поэтому для снижения свойств водопоглощения изделия обильно покрываются глазурью.
Основной продукт, получаемый из фаянса – это посуда с толстыми стенками, отличающаяся легкостью и разнообразием расцветок. Выжигается фаянс при менее высоких температурах, чем фарфор.
Фарфор
Фарфор – один из самых распространенных видов тонкой керамики, получаемый методом обжига (при очень высокой температуре) смеси полевого шпата, каолина и других минералов.
Характерные качества фарфора: высокая химическая устойчивость, прочность, незначительная пористость.
По известной версии технология получения фарфора была изобретена между VI и VIII веками в Китае. Фарфор имеет свойство просвечиваться, поэтому нашел широкое применение не только в производстве посуды и декоративных элементов, но и в сувенирной промышленности.
Шамот
Шамот — этот вид керамики получают из перемолотой обожженной глины. Из полученной массы изготавливают вазы, скульптуры, строительные материалы и другие изделия архитектурной керамики. Шамот обжигается во вращающейся печи (температура обжига достигает 1500 градусов), отличается продолжительным сроком службы, высокой термостойкостью, прочностью и устойчивостью к климатическим условиям.
Прочность шамота зависит от зернистости состава, чем крупнее фракция зерен, тем выше пористость и, соответственно, ниже прочность.
Значение слова «керамика»
1. Гончарное производство, гончарное искусство.
2. собир. Изделия из обожженной глины. Античная керамика.
3. Спец. Масса, из которой изготовляются такие изделия.
[Греч. κεραμική (τέχνη)]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.
Современные высокотемпературные сверхпроводящие материалы также являются керамикой.
КЕРА’МИКА, и, мн. нет, ж. [греч. keramikē] (спец.). 1. собир. Глиняные изделия. Отдел керамики в музее. Книга о персидской керамике. 2. Гончарное производство.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
2. изделия из обожжённой глины
3. масса, из которой изготовляются такие изделия
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приемлемость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое «художественная керамика»?
Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначения посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.
Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому применяется в основном для декоративных изделий.
Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается нанесением ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.
Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершенный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непременные компоненты сырьевой массы — дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоровые изделия в один ряд с наиболее ценными произведениями декоративно-прикладного искусства.
Способы изготовления художественной керамики в истории развития этих изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеально собранной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет. Последующие изменения в гончарном станке касались переходов от вращения круга рукой к ножному приводу, а затем и к электромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.
На современном производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шликер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистка швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности — лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По завершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика проходит обжиг.
В декорировании этих изделий чаще всего используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами — тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины — связано как с покрытием поверхности целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Для народных гончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.
Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эмалями — издавна использовались для создания живописных эффектов. Основной цвет черепка был прикрыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспечивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой температуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.
Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится клеевыми красками и связана с технологией, не требующей обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь в отдельных промыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения женской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека явлений, скульптурные изображения имеют обобщенный полуфантастический характер.
Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма примитивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игрушки появились изображения людей — представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горожан, солдат, барынь. В работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое «керамика» в других словарях:
Керамика — (греч. keramike гончарное искусство, от keramos глина), изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота,… … Художественная энциклопедия
Керамика — – изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов и других неорганических соединений. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Керамика –… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
керамика — и, ж. 1. Гончарное искусство и производство. БАС 1. 2. собир. Гончарные изделия. Русская керамика. БАС 1. ♦ КерАмики, керАмик мн. Он преимущественно расписывает керамики. 6. 11. 1879. М.Антокольский В.В. Стасову. Нужно еще упомянуть выставку… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Керамика — Керамика. Птица. Музей исламского искусства. Каир. КЕРАМИКА (греческое keramike гончарное искусство, от keramos глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КЕРАМИКА — КЕРАМИКА, в искусстве и технике предмет, изготовленный из неорганических соединений, которые формуют в мягком состоянии и затем подвергают нагреву в печи для придания им твердости. Фаянс это пористая керамика, изготовляемая из каолина, комовой… … Научно-технический энциклопедический словарь
керамика — майолика, терракота, фарфор, фаянс Словарь русских синонимов. керамика сущ., кол во синонимов: 18 • биск (3) • гжель … Словарь синонимов
Керамика — (собственно Керамевтика; от греч. слова keramoV=кирпич) производство посуды и других предметов домашнего обихода илистроительного назначения из различных сортов глины как таких, которые,будучи вылеплены, только высушиваются в обыкновенной… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
КЕРАМИКА — (греческое keramike гончарное искусство, от keramos глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и … Современная энциклопедия
КЕРАМИКА — (греч. keramike гончарное искусство от keramos глина), изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.) … Большой Энциклопедический словарь
КЕРАМИКА — КЕРАМИКА, керамики, мн. нет, жен. (греч. keramike) (спец.). 1. собир. Глиняные изделия. Отдел керамики в музее. Книга о персидской керамике. 2. Гончарное производство. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КЕРАМИКА — КЕРАМИКА, и, жен. 1. собир. Изделия из обожжённой глины, глиняных смесей. Художественная к. 2. Гончарное искусство. Заниматься керамикой. | прил. керамический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова