Что такого особенного в этой Моне Лизе?

Что такого особенного в этой Моне Лизе?

Картина Мона Лиза

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Это самое знаменитое и загадочное произведение живописи в истории мирового искусства. Ее таинственная улыбка до сих пор заставляет задуматься и очаровать людей, которые не любят или не интересуются живописью. А история с ее похищением в начале XX века превратили картину в живую легенду. Но обо всем по порядку.

История создания картины

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

Это удивительно, о жизни самой Лизы практически ничего неизвестно, а ее портрет – главное произведение мировой живописи.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Описание картины

На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.

Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

Улыбка Моны Лизы

Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна. Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей». А особый взгляд «мимолетным».

Современное состояние

Из-за того, что художник любил экспериментировать с красками и техникой письма, картина очень сильно потемнела к настоящему времени. А ее поверхности образуются сильные трещины. Одна из них находится в миллиметре над головой Джоконды. В середине прошлого века полотно отправлялось на «гастроли» в музеи США и Японии. Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посчастливилось принять у себя шедевр на время выставки.

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

Мона Лиза в наши дни

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.

Что такого особенного в этой Моне Лизе?

Загадки Моны Лизы, будут интриговать нас еще долгие годы. Именно широта и глубина возможных интерпретаций делает ее особенной

Каждый день тысячи людей со всего мира толпятся в пустом, бежевом зале парижского Лувра https://1paris.ru/luvr/, чтобы увидеть монументальное произведение Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

Для этого они проходят мимо бесчисленных шедевров европейского Возрождения. Так почему же Мона Лиза кажется им такой особенной?

Тайна ее личности

История, рассказанная одним из первых биографов Леонардо, Джорджо Вазари, заключается в том, что этот портрет маслом изображает Лизу Герардини, вторую жену богатого торговца шелком и шерстью Франческо дель Джокондо (отсюда и название, под которым он известен по-итальянски: La Gioconda).

Леонардо, вероятно, начал эту работу, находясь во Флоренции в начале 1500-х годов, возможно, когда он надеялся получить заказ на создание массивной настенной картины битвы при Ангиари.

Получение заказа на портрет от одного из самых влиятельных горожан города вполне могло помочь его шансам. Недавно обнаруженная на полях записка Агостино Веспуччи, бывшего помощника дипломата и писателя Никколо Макиавелли, сообщает, что Леонардо работал над картиной «Лиза дель Джокондо» в 1503 году.

Агостино Веспуччи, рукописный комментарий о Моне Лизе в «Cicero’s Epistolae ad familiares» (Болонья, 1477), проходившем в Гейдельберге, Университетская библиотека. Гейдельбергский университет

Итальянский живописец Рафаэль, большой поклонник Леонардо, оставляет нам набросок
примерно 1505-1506 годов того, что кажется этой работой. Когда Леонардо позже переехал во Францию в 1516 году, он взял эту еще не законченную работу с собой.

Однако искусствоведы все чаще высказывают сомнения в том, что изображение в Лувре действительно может быть Лизой Вазари, поскольку стиль и техника живописи гораздо лучше соответствуют более поздним работам Леонардо, начиная с 1510 года.

Кроме того, Посетитель дома Леонардо в 1517 году записал, что видел там портрет «некой Флорентийской женщины, выполненный с натуры», сделанный «по образцу покойного великолепного Джулиано Медичи» (Медичи был покровителем Леонардо в Риме с 1513 по 1516 год). Смотрел ли наш посетитель на то же самое изображение, которое Вазари и наш маргинальный дневник описывают как Лизу, или на другой портрет другой женщины, заказанный позже?

В общем, то, кого мы видим в Лувре, остается одной из многих загадок работы.

Портрет раздет догола

По сравнению со многими современными образами элиты, этот портрет лишен привычных атрибутов высокого статуса или символических намеков на династическое наследие натурщика. Все внимание, таким образом, обращено на ее лицо и это загадочное выражение.

До XVIII века эмоции в живописи чаще выражались жестами рук и тела, чем лицом. Но в любом случае, изображения отдельных людей не стремились передать те же самые эмоции, которые мы могли бы искать в портретной фотографии сегодня , они предлагали думать о мужестве или смирении, а не о радости или счастье.

Кроме того, отличительной чертой элитного статуса была способность держать страсти под хорошим контролем. Независимо от стандартов гигиены зубов, широкая улыбка в произведениях искусства, таким образом, обычно указывала на плохое воспитание или насмешку, как мы видим в собственном исследовании Леонардо пяти гротескных голов.

Леонардо да Винчи, гротескные головы, 1490-е годы, перо, Королевская библиотека, Виндзор. Викимедиа

Наши современные представления об эмоциях заставляют нас задуматься о том, что Мона Лиза могла чувствовать или думать гораздо больше, чем это делали ранние современные зрители произведения.

Феномен 20-го века

На самом деле, существует реальный вопрос о том, много ли кто-либо до 20-го века думал о Моне Лизе вообще. Историк Дональд Сассун утверждал, что большая часть современного глобального культового статуса картины основана на ее широком воспроизведении и использовании во всех видах рекламы.

Читать еще:  Современные филиппинские художники. Glenn A. Bautista

Этой дурной славе «помогла» ее кража в 1911 году бывшим сотрудником Лувра Винченцо Перуджа. Как-то вечером, после закрытия, он вышел из музея с картиной, завернутой в халат. Следующие два года он прятал её в своей квартире.

Вскоре после его возвращения дадаист Марсель Дюшан использовал открытку с изображением Моны Лизы в качестве основы для своей готовой работы 1919 года, инициалы которой (LHOOQ) звучат по-французски, как «у нее горячая задница».

Марсель Дюшан (LHOOQ), с Фрэнсисом Пикабиа, 1919, опубликовано в журнале 391, № 12, март 1920. Викимедиа

Хотя это и не первый, но, пожалуй, один из самых известных примеров пародий на Мону Лизу, наряду с автопортретом Сальвадора Дали в роли Моны Лизы, 1954 год.

Культурная «мебель»

От Дюшана и Дали мы все чаще видим, что Мона Лиза используется в качестве некого обрза. Художник «Balardung / Noongar» Дайанн Джонс повторила эту работу в своих фотографических портретах 2005 года, которые менее нацелены на белое европейское искусство и более светлы в своем восприятии ощущения мечтательной полноты Моны Лизы.

Картина появляется как культурная мебель в недавнем музыкальном клипе Apeshit, 2019, Бейонсе и Джей Зи, в котором они резвятся в Лувре в сопровождении труппы скудно одетых танцоров, принимая различные позы перед известными произведениями искусства.

Сам Apeshit подражает более ранним произведениям современной высокой культуры, не в последнюю очередь фильму французского режиссера новой волны Жан-Люка Годара «Bande à Part» (группа аутсайдеров) 1964 года, в котором три подруги, в том числе Мона Лиза — как Анна Карина (знаменитая муза Годара), встречаются и бегут через Лувр.

Между тем печально известная кража произведения искусства немецкого художника-перформанса Улая в 1976 году, в котором он снял самую знаменитую (и китчевую) картину в Национальной галерее в Берлине, портрет бедного поэта Карла Шпицвега 1839 года, была репризой кражи Моны Лизы в 1911 году.

Вим Дельвуа, снабженцы, 2012, Лувр, Париж. Мартин Готрон

Недавно бельгийский арт-провокатор ВИМ Дельвойе (чья машина для производства дерьма Cloaca 2000, является одним из центральных экспонатов музея старого и нового искусства Хобарта) установил Suppo (2012), гигантский стальной штопор-суппозиторий, под центральной стеклянной входной пирамидой Лувра. Это стало первым знакомством с искусством в музее, куда стекаются посетители «Моны Лизы».

Тем не менее, загадки Моны Лизы, похоже, будут интриговать нас еще долгие годы. Именно широта и глубина возможных интерпретаций делает ее особенной.

7 тайн знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи

21 августа 1911 года из Лувра была похищена одна из самых известных картин всех времен – легендарная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Полотно с удивительной историей, которое хранит в себе множество нераскрытых тайн своего создателя. Мы решили разобраться, в чем же собственно секрет загадочной улыбки «Джоконды», и какие зашифрованные послания оставил нам художник.

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (или «Джоконда»), созданная в XVI веке, – пожалуй, самое знаменитое произведение искусства. За это звание с ним могут посоперничать разве что только «Крик» Эдварда Мунка или «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. Однако, что такого особенного в этом портрете, помимо таинственной улыбки девушки, на нем изображенной? Почему именно «Мону Лизу» знают даже те, кто совсем далек от мира искусства? Предлагаем вам погрузиться в самые удивительные и невероятные тайны, которыми окружена эта легендарная картина.

Даже в XXI веке слава самого популярного полотна Леонардо да Винчи не утихает и дарит почву для размышлений многочисленным конспирологам и вдохновение – писателям и режиссерам. В 2006 году свет увидел фильм «Код да Винчи», снятый по одноименному роману Дэна Брауна, который заставил многих зрителей поверить в нелепые теории заговора вокруг «Моны Лизы». Однако, стоит признать, что и до выхода киноистории о зашифрованном послании в работах художника, легендарный портрет уже был овеян многочисленными тайнами и слухами. Историки, критики и эксперты из мира искусства на протяжении многих столетий спорят о том, кем в действительности была девушка, изображенная на картине, и о прочих загадках этого портрета. Некоторые из этих теорий могли бы удивить даже самого Дэна Брауна.

Портрет беременной жены торговца шелком из Флоренции

Эта одна из самых распространенных теорий. Она гласит, что «Мона Лиза» создана по образу и подобию жены флорентийского джентльмена по имени Лиза дель Джокондо. Согласно историческим документам, эта женщина была беременна вторым ребенком в то время, когда (предположительно) Леонардо да Винчи писал ее портрет – где-то между 1503 и 1506 годами. Свидетельства этому можно найти и на самом полотне. Как мы видим, руки дамы скрещены в области живота, что характерно для женщин, ожидающих ребенка. А в 2006 году группа канадских ученых использовала лазерное и инфракрасное сканирование для создания трехмерного изображения картины, и обнаружила еще одно подтверждение этой версии. Они пришли к выводу, что изначально на плечах у изображенной на полотне дамы была тонкая вуаль или гарнелло (от итальянского «guarnello») – предмет одежды, который носили женщины эпохи Ренессанса во время беременности. Возможно, эта дама не так уж и пыталась скрыть свое интересное положение, как кажется нашим современникам.

Девушка легкого поведения, которая вдохновила художника

Предыдущая теория, возможно, и считается одной из самых распространенных, однако это не означает, что она единственная. Некоторые предполагают, что на знаменитой картине художник изобразил свою собственную мать, другие – что «Мона Лиза» стала собирательным изображением нескольких женских и мужских образов. Есть даже исследователи, которые убеждены в том, что «Джоконда» – это попытка автора нарисовать свой портрет так, как если бы он был женщиной.

Однако существует и еще более фантастическая версия, которая появилась благодаря все тому же инфракрасному сканированию канадских ученых. У дамы на картине, можно сказать, полностью отсутствуют волосы на лице – брови и ресницы визуально не считываются. В Италии XVI века такими признаками могли обладать только женщины определенного рода занятий – а именно, дамы, предлагающие свои интимные услуги. Представительницы древнейшей профессии в те времена предпочитали высветлять свои ресницы и брови, или даже совсем избавляться от них, чтобы их взгляд был более соблазнительным. Впрочем, это единственное указание на то, что «Мона Лиза» могла быть итальянской куртизанкой. Ее одежда и поза (если это не художественное видение автора) говорят о том, что эта женщина была совсем иного социального статуса.

Причиной таинственной улыбки стало… нарушение работы организма

Помимо личности этой женщины не меньший интерес для исследователей представляет ее улыбка. Это одна из самых горячо обсуждаемых тем как в научном сообществе, так и среди обычных поклонников творчества да Винчи. Действительно ли она ухмыляется над своим портретом? Или, быть может, Леонардо да Винчи рассказал ей забавную шутку, которая заставила ее улыбнуться? Или она была просто очень жизнерадостным человеком? А, возможно, у нее просто очень высокий уровень холестерина? Согласны, эта версия звучит странно и на первый взгляд никак не может быть связана с улыбкой дамы на портрете. Однако искусствовед из Сицилии Вито Франко пришел именно к таким выводам.

Конечно, в эпоху Ренессанса все представители аристократии обладали пышными формами – это считалось признаком богатства и власти (только посмотрите на Генриха VIII). И все же, по словам сицилийского ученого, женщина с картины Леонардо да Винчи была не на шутку увлечена мучными изделиями, а уровень холестерина в ее крови зашкаливал. Вито Франко указал на то, что под глазами «Джоконды» видны следы отложений жирных кислот, а в левом глазу у нее и вовсе была ксантелазма. Словом, загадочное выражение лица «Моны Лизы» – всего лишь внешнее проявление нарушений в работе организма, вызванных повышенным холестерином в ее крови. Удивительное заключение искусствоведа! Судя по всему, Вито Франко мог бы сделать отличную карьеру в медицине, если бы не проводил все свое время за изучением старых картин.

Таинственное исчезновение бровей и ресниц

Как мы уже говорили, на портрете полностью отсутствуют признаки каких-либо волос на лице дамы. Однако то объяснение, что Леонардо да Винчи решил изобразить девушку легкого поведения, не устроило большинство исследователей. Тогда наш современник, французский инженер и изобретатель, Паскаль Котт решил провести свой собственный анализ старинной картины с помощью высокотехнологичных гаджетов, о которых во времена Леонардо да Винчи никто не мог и мечтать. Паскаль использовал цифровую камеру высокой четкости и сделал несколько снимков знаменитого полотна, чтобы впоследствии рассмотреть его в деталях, увеличив изображение в 24 раза. В результате француз обнаружил один единственный темный мазок краски на линии роста ресниц над левым глазом «Джоконды». Это открытие подтолкнуло его к дальнейшим размышлениям.

А что если художник изначально нарисовал и брови, и ресницы, однако по какой-то причине они «исчезли» спустя несколько столетий? Например, такое могло случиться при неудачной попытке отреставрировать картину. Либо с веками краски начали выцветать. В пользу этой теории есть еще один довод: художник Джорджо Вазари, живший в одно время с Леонардо да Винчи, оставил записи, из которых очевидно, что изначально у «Моны Лизы» были густые брови.

Читать еще:  Ходюков Александр. Белорусский художник

Математическое объяснение притягательности портрета

Google Image Result for https://i.pinimg.com/originals/80/c5/0c/80c50c72dfa88e20b7b5585f91cdfa03.jpg

Задумывались ли вы над тем, почему невозможно оторвать взгляд от «Джоконды»? Ответ на вопрос, почему это происходит, дали математики. Все просто – это «золотое сечение». Ученые обнаружили, что на полотне очень много условных геометрических фигур, которые влияют на восприятие картины: так, например, лицо «Джоконды» идеально вписывается в золотой прямоугольник, а другой прямоугольник проходит через правую кисть ее руки до левого локтя, при этом его верхняя граница касается головы «Моны Лизы». Подобные визуальные хитрости, создающие ощущения красоты и равновесия, Леонардо да Винчи использовал и при создании другого своего шедевра – «Тайной вечери». И все же он не был первооткрывателем этого трюка. «Золотое сечение» в качестве руководящего принципа создания произведений искусства и архитектуры использовали даже в древние века (вспомним пирамиды Гизы). Леонардо да Винчи просто очень хорошо разбирался в художественных приемах, основанных на математических вычислениях. А вы думали, это все чудесное воздействие искусства?

Тайные знаки на картине

Возможно, Дэн Браун был не таким уж фантазером, потому что недавно ученые пришли к поразительным умозаключениям: в легендарной картине действительно может содержаться секретный шифр. Оказывается, что разглядывая многократно-увеличенное изображение «Моны Лизы» Паскаль Котт упустил одну очень важную деталь – цифры (и/или буквы), которые едва различимы в глазах женщины. «Невооруженным глазом символы не видны, – рассказывает итальянский исследователь Сильвано Винчети. – Но если вы посмотрите через увеличительное стекло, то сможете их разглядеть».

Ученый обнаружил, что в левом зрачке «Джоконды» скрываются буквы «LV». Это может быть подпись самого художника, заглавные буквы его имени – Leonardo da Vinci. Символы в правом зрачке разобрать сложнее. Винчети склоняется к тому, что там есть очертания букв «C» и «E». Однако на сегодняшний день объяснения этим знакам еще не найдено. Но это не единственные символы, спрятанные на полотне. Винчети также обнаружил цифру «72» чуть ниже арочного моста на заднем плане картины. Исследователь считает, что данные символы могут обозначать двойственность человеческой природы, единство противоположностей. Ведь цифра «7» в христианской культуре ассоциируется в Богом-отцом. А цифра «2» в кабале указывает на оба пола – мужской и женский, а также на сочетание божественного и человеческого начал. Другой ученый – Джузеппе Папаньи – и вовсе убежден, что цифра «72» на картине Леонардо да Винчи является зашифрованным именем Всевышнего (в эпоху Возрождения считалось, что имя Бога состоит из 72 букв). Словом, теорий существует превеликое множество.

Что такого особенного в этой Моне Лизе?

Почему Мона Лиза так знаменита? В чём её секрет?

Пять веков после Леонардо да Винчи написал Мону Лизу (1503-19), портрет висит за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и привлекает тысячи разгоряченных зрителей каждый день. Это самая известная картина в мире, и все же, когда зрителям удается увидеть картину вблизи, они, вероятно, будут сбиты с толку небольшим приглушенным портретом обычной женщины. Она скромно одета в полупрозрачную вуаль, темные одежды, и никаких украшений. Много было сказано о ее улыбке и взгляде, но зрители все еще могут задаться вопросом, из-за чего вся суета. Наряду с тайнами личности натурщицы и ее загадочным видом, причиной популярности произведения является одна из его многочисленных загадок. Хотя многие теории пытались точно определить одну из причин знаменитости произведения искусства, самые убедительные аргументы настаивают на том, что нет никакого объяснения. Слава Моны Лизы-результат множества случайных обстоятельств в сочетании с присущей картине притягательностью.

Несомненно, Мона Лиза-очень хорошая картина. Его высоко ценили даже тогда, когда Леонардо работал над ним, а его современники копировали тогдашний роман в три четверти позы. Писатель Джорджио Вазари позже восхвалял способность Леонардо близко подражать природе. Действительно, Мона Лиза-очень реалистичный портрет. Мягкое Скульптурное лицо субъекта показывает умелое обращение Леонардо с сфумато, художественной техникой, которая использует тонкие градации света и тени для моделирования формы, и показывает его понимание черепа под кожей. Тонко нарисованная вуаль, тонко нанесенные локоны и тщательная прорисовка сложенной ткани свидетельствуют об изученных наблюдениях Леонардо и его неиссякаемом терпении. И хотя устойчивый взгляд и сдержанная улыбка натурщицы не считались загадочными вплоть до XIX века, сегодня зрители могут оценить ее двусмысленное выражение. Леонардо нарисовал сложную фигуру, которая очень похожа на сложного человека.

Многие ученые, однако, отмечают, что отличное качество Моны Лизы не было достаточно само по себе, чтобы сделать картину знаменитостью. Есть, в конце концов, много хороших картин. Внешние события также способствовали известности произведения. То, что дом картины-Лувр, один из самых посещаемых музеев мира, является случайным обстоятельством, которое добавило к статусу работы. Он прибыл в Лувр по Кольцевой дороге, начинающейся с Франциска I, короля Франции, при дворе которого Леонардо провел последние годы своей жизни. Картина стала частью королевской коллекции, и на протяжении веков после этого портрет находился в уединении во французских дворцах, пока революция не провозгласила королевскую коллекцию собственностью народа. После пребывания в спальне Наполеона, Мона Лиза была установлена в Лувре на рубеже 19-го века. По мере роста покровительства Лувра росло и признание картины.

Личность натурщика портрета вскоре стала более интригующей. Хотя многие ученые считают, что на картине изображена Лиза Герардини, жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо, никаких записей о таком поручении от Франческо не существует, и натурщик так и не был окончательно идентифицирован. Таким образом, неизвестная личность придала фигуру любой характеристике, которую люди хотели сделать из нее. В романтическую эпоху 19 века простая Флорентийская домохозяйка, которая, возможно, была изображена, превратилась в таинственную соблазнительницу. Французский писатель Теофиль Готье описал ее как «странное существо . ее взгляд, обещающий неизведанные удовольствия», в то время как другие говорили о ее коварных губах и очаровательной улыбке. Английский писатель Уолтер Патер зашел так далеко, что назвал ее вампиром, который “был мертв много раз, и узнал тайны могилы.»Воздух таинственности, который окружал Мону Лизу в 19 веке, продолжает определять картину и рисовать спекуляции.

Между тем, 19-й век также мифологизировал Леонардо как гения. На протяжении столетий после его смерти он пользовался большим уважением, но не больше, чем его уважаемые современники Микеланджело и Рафаэль. Некоторые ученые отмечают, однако, что по мере того, как интерес к Ренессансу рос в 19 веке, Леонардо стал более популярным не только как очень хороший художник, но и как великий ученый и изобретатель, чьи проекты предвещали современные изобретения. Многие из его так называемых изобретений были позже развенчаны, и его вклад в науку и архитектуру стал рассматриваться как небольшой, но миф о Леонардо как гении продолжался и в 21 веке, способствуя популярности Моны Лизы.

Писатели 19 века вызвали интерес у Моны Лизы, но кража картины в 1911 году и последовавшее за этим безумие СМИ привлекли к ней внимание всего мира. Когда новость о преступлении вспыхнула 22 августа того же года, это вызвало немедленную сенсацию. Люди стекались в Лувр, чтобы поглазеть на пустое место, где когда-то висела картина, директор музея живописи подал в отставку, обвинения в мистификации брызнули через газеты, а Пабло Пикассо даже был арестован как подозреваемый! Два года спустя картина была найдена в Италии после того, как арт-дилер во Флоренции предупредил местные власти, что мужчина связался с ним о продаже. Человек был Винченцо Перуджа, итальянский иммигрант во Францию, который недолго работал в Лувре примерки стекла на выбор картин, в том числе Мона Лиза. Он и двое других рабочих сняли портрет со стены, на ночь спрятались с ним в шкафу и утром убежали с ним. Не сумев продать картину из-за внимания СМИ, Перуджа спрятал ее в фальшивом дне сундука до момента своего захвата. Он был судим, осужден и заключен в тюрьму за кражу в то время как картина гастролировала по Италии, прежде чем он сделал его триумфальное возвращение в Лувр. К тому времени многие французы стали рассматривать эту работу как национальное достояние, которое они потеряли и восстановили.

Мона Лиза была, конечно, более известна после ограбления, но вскоре Первая Мировая война поглотила большую часть внимания мира. Некоторые ученые утверждают, что игривая порча Марселем Дюшаном репродукции открытки в 1919 году вернула внимание Моне Лизе и положила начало тенденции, которая сделает картину одной из самых узнаваемых в мире. Он играл против поклонения искусству, когда он нарисовал бороду и усы на лице дамы и добавил аббревиатуру L. H. O. O. Q. (означавшую вызвать вульгарную фразу на французском языке) внизу. Этот акт непочтительности вызвал небольшой скандал, и другие хитрые художники признали, что такой кляп привлечет к ним внимание. В течение десятилетий после этого другие художники, в частности Энди Уорхол, последовали его примеру. Поскольку художники искажали, уродовали и играли с репродукциями Моны Лизы, карикатуристы и адмен преувеличивали ее еще больше. На протяжении десятилетий, по мере совершенствования технологий, картина бесконечно воспроизводилась, иногда манипулировалась, а иногда и нет, так что лицо натурщика стало одним из самых известных в мире, даже для тех, кто мало интересовался искусством.

Читать еще:  Современная художница из Сингапура. Nik Helbig

Тур картины в Соединенные Штаты в 1963 году и в Японию в 1974 году поднял его до статуса знаменитости. Мона Лиза путешествовала по Соединенным Штатам не менее чем в первоклассной каюте на океанском лайнере и привлекала около 40 000 человек в день в Музей Метрополитен в Нью-Йорке и Национальную Галерею искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, во время шестинедельного пребывания портрета. Около десяти лет спустя портрет встретили большие толпы людей в Японии. Более того, поскольку путешествия становятся все более доступными с конца 20-го века, все больше и больше людей смогли посетить Париж и выразить свое уважение лично, способствуя непреклонным толпам сегодня.

Хотя Мона Лиза, несомненно, хорошее искусство, нет ни одной причины для его знаменитости. Скорее, это сотни обстоятельств — от его случайного прибытия в Лувр до мифотворчества 19-го века до бесконечных репродукций 20—го и 21-го веков-которые все работали вместе с присущим картине призывом сделать Мону Лизу самой известной картиной в мире.

Что скрывает улыбка Джоконды?

«Мона Лиза» – это первое, на что бегут смотреть туристы, оказавшись в парижском Лувре. Веками картина манит искусствоведов, коллекционеров, историков и просто любопытных.

В чем загадка «Моны Лизы»?

Вовсе не художественная ценность картины Леонардо Да Винчи вызывает такой интерес. Вокруг Джоконды огромное количество вопросов и загадок. Кто изображен на полотне? Улыбается ли девушка? Скрыт ли в картине какой-то шифр? За много лет искусствоведы так и не нашли ответов на эти вопросы.

bild.de

Кто изображен на картине?

«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (полное название полотна) был написан Леонардо да Винчи в промежутке между 1503 и 1505 годами. Согласно официальной версии, на картине изображена супруга флорентийского торговца Франческо Джоконда, который и заказал портрет любимой. Впрочем, он его так и не получил: Леонардо не передал заказчику портрет, и не получил за него деньги. Согласно мнению современных исследователей, картина вообще не была написана во Флоренции. К тому же, по данным современников, в период, когда должна была быть создана «Мона Лиза», Леонардо был занят другим своим шедевром («Битвой при Ангиари»), причем занят настолько, что отказывал в заказах самым знатным особам. При этом, никто из друзей да Винчи при жизни не видел героиню изображения вживую, что породило множество теорий о личности прототипа «Джоконды».

Так, есть версия, что «Мона Лиза» является автопортретом самого автора, в котором он изобразил свое утонченное женское начало. Хотя на первый взгляд она кажется абсурдной, нельзя не отметить сходства Леонардо и женщины на картине. Даже современное компьютерное исследование показало, что основные черты лица художника и его творения совпадают.

Аналогичное предположение, выдвинутое основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом, гласит, что на картине нарисована мать итальянского живописца.

Еще одна версия гласит, что на полотне изображен Салаи, ученик и, по совместительству, возлюбленный Леонардо да Винчи, о гомосексуальной ориентации которого было известно еще при жизни художника. Учитывая сложную гамму чувств, которую испытывал да Винчи к своему подопечному, неудивительно, что ему пришла в голову странная мысль изобразить юношу в женском одеянии.

Третья теория предполагает, что прототипом для создания «Джоконды» стала герцогиня Констанца д’Авалос (1460-1541). Ей дали прозвище «Весёлая», а по-итальянски это означает «la gioconda», то есть «Джоконда». В период написания картины дама была вдовой. Что интересно, Констанца д’Авалос была воспета в поэме Энео Ирпино, который в своем произведении также упомянул портрет руки Леонардо. Историки предполагают, что картину художнику заказал тогдашний любовник вдовы Джулиано Медичи, который, удачно женившись, открестился как от порочной связи, так и от портрета, не забрав его у да Винчи.

Улыбка Моны Лизы

Улыбка Моны Лизы – это уже крылатое выражение, обозначающее обманчивое и загадочное выражение лица, некую тайну. Действительно, каждый турист, оказавшись в заветном зале центрального парижского художественного музея, подолгу рассматривает картину, пытаясь понять: так улыбается ли женщина? Мы можем ответить вам на этот вопрос. Нет, Джоконда не улыбается. Даже рентгеновские снимки, сделанные учеными для изучения всех слоев краски полотна, показали, что женщина, изображенная Леонардо, вполне серьезна. Тем не менее, картина «обманывает» периферийное зрение человека – если смотреть на нее под углом, кажется, что плотно сжатые губы Моны Лизы искривила улыбка. Не столь веселая, сколько таинственная.

Брови Джоконды

Человека, не знакомого с историей моды и культуры 16-го века, может удивить тот факт, что у изображенной на картине женщины полностью отсутствуют брови. На самом деле это вовсе не странно. Наоборот, в начале 16 века отсутствие бровей и волос на верхней части лба (так называемый «кватроченто») свидетельствовали о том, что женщина следит за модой и относится к высшему слою населения. Потому вплоть до 2013 года ученые были уверены и не удивлялись тому, что у женщины на портрете полностью сбриты брови. А вот в 2013-ом французский инженер Паскаль Котэ, проведя ряд исследований, определил, что брови у нее все-таки были – высокоточное сканирование показало следы кисти на месте, где должны быть волоски. Почему они исчезли? Некоторые считают, что от времени. Другие уверены: дело в чересчур трепетном отношении слуг королевского дворца, где десятилетиями висела картины. Желая сохранить ее красоту, они чистили и мыли «Джоконду», вот и счистили ее брови. Некоторые исследовали склонны считать, что все дело в неудачной реконструкции полотна, произведенной пару столетий назад.

scientificamerican.com

Немного мистики

Большое внимание портрету Леонардо да Винчи в своей книге «Код да Винчи» известный писатель Дэн Браун. Браун, большой поклонник мистики, причислил автора к числу иллюминатов, а его картину сделал носителем кода. Конечно, иллюминатом Леонардо не был. Но вот шифр в картине и правда есть. Его даже можно заметить без всякой аппаратуры, вглядевшись в глаза Моны Лизы. В одном глазу мелким шрифтом написано «LV», что скорее всего обозначает инициалы авторы. В другом глазу буквы тоже есть, только они расплылись от времени, и сложно понять, то ли это S, то ли B или вовсе CE. Символы можно увидеть и на арке моста, который находится за спиной у модели — комбинация L2 или 72. При детальном исследовании картины искусствоведы также обнаружили цифры на задней части полотна – 149. Значение этих шифров ученые пока не рассекретили.

Сегодня «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» занимает главное место в ключевом художественном музее мира. И даже человек, очень далекий от искусства, знает о загадке личности Джоконды, о тайнах ее улыбки и о странностях, происходивших с ее бровями. Безусловно, Леонардо далеко отошел от своих тогдашних конкурентов в искусстве живописи, и детальность, мастерская игра теней в его полотне поражает. Но главное, что привлекает внимание к портрету – это, все же, атмосфера тайны, которая лишь усилилась после двух интересных случаев.

Первый произошел в 1911 году. Полотно, доселе не имеющее особой популярности среди посетителей Лувра, было украдено. Как выяснилось позже, одним из сотрудников музея. Винченцо Пруджиа мечтал вернуть картину в родную Италию. Но спустя год Пруджиа по глупости откликнулся на объявление о покупке «Джоконды» и был пойман. Картина вернулась уже на почетное место в галерее, а самого Винченцо на 2 года посадили в тюрьму (весьма мягкое наказание, власти отнеслись с уважением к патриотичному итальянцу).

После истории с похищением на картину Леонардо обратила пристальное внимание пресса. Стали всплывать удивительные истории о том, как Джоконда пленит и пугает людей. Один из посетителей Лувра пытался облить картину серной кислотой, другой кинул в нее камнем. Одна женщина, долго смотревшая на картину, пыталась облить ее краской. Трое поклонников шедевра итальянского живописца покончили с собой. Часть историй, которые все возникают и возникают вокруг Джоконды – безусловные мистификации, по мнению некоторых исследователей, созданных самим руководством Лувра для привлечения интереса к музею. Есть даже мнение, что сам директор и организовал кражу полотна.

scientificamerican.com

Увы, администрация Лувра после похищения портрета была уволена (из-за недостаточного внимания к вопросам охраны лучших шедевров мировой живописи). Но если кража и последующий скандал действительно были придуманы директором и его командой, то этот PR-ход был просто гениальным. Ведь плохой рекламы, как известно, не бывает. А с 1911 года «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» можно смело назвать одной из самых известных картин всех времен.

Наш материал показался вам интерсным? Тогда, уверены, вам понравится и другая статья, посвященную искусству, на сей раз современной скульптуре. Посмотрите на самые красивые и необычные произведения мастеров 21 века!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector