Чувствительные и вдумчивые картины. Pavel Filin

Чувствительные и вдумчивые картины. Pavel Filin

Чувствительные и вдумчивые картины. Pavel Filin

(Начало здесь ) Двадцатого января Павел Филонов отметил бы свой 135-ый день рождения. Великий русский художник-авангардист , поэт, ученый, философ, загадочный, неприступный и герметичный. Его творчество насквозь пропитано русскостью, русской традицией и русской ментальностью, ориентированной на философское осмысление вопросов жизни и смерти, добра и зла, справедливости и истины.

Но Павел Филонов, в отличие от Кандинского , Малевич а, Шагал а, Родченко и Татлина остается художником практически неизвестным и неразгаданным. И не только для западного, но и для русского человека, хотя по философской глубине и влиянию на современную живопись он не уступает ни одному из них, если не превосходит.

Его творчество не вписывается в общеевропейский контекст, что делает художника неудобным маргиналом и заставляет искать объяснение феному в психологии, религии, философии, метафизике и даже мистике. Уже давно сложилась традиция относиться к его живописи как к психически ненормальной. Бытовала даже легенда о пребывании художника в психиатрической лечебнице, что было просто легендой и неправдой.

Правдой было то, что его посещали видения, как посещали они Врубеля. Кроме того, искусство Филонова остается непонятным западному человеку по той же причине, почему не переводима ни на какой другой язык проза Андрея Платонова , с которым у Павла Филонова много общего.

Идеалист-романтик, одинокий странник, творивший утопию о человеке и мире, скрещивающий природу с человеком, людей с животными, мечтавший о всеобщей гармонии и единстве всех со всеми, о времени, когда человечество, наконец, перестанет страдать кретинизмом, увы, творил совсем в иные времена…

Творил когда царили смерть, война, революция, насилие, убийство, что и нашло отражение в его творчестве. Павел Филонов — художник трагедии, человеческой трагедии, свидетель слома эпох и человеческих судеб. Его единственная, чудом появившаяся в печати поэма, относится к лучшему, что написано об ужасах войны. Он видел её своими глазами и знал, о чём писал.

А писать о ней нормальным языком было невозможно. Отсюда – сдвинутость в слове и ритме, рассеянность и децентрализация смысла, абсурдизм и затемнённость содержания, иррационализм и бессвязность, сближающие Филонова с обэриутами , Хлебников ым и Заболоцким раннего периода. Позднее так же писали о войне Геннадий Гор и Павел Зальцман . Стихи Филонова – это его живопись, выраженная словом:

Раненый солдат:
Гляд бледн где мне лицо осит глазами спящ мальчик
раем станет старым гостем Богу а сестрица молит све-
чею Трех-пудовой выбить немцев из окопов подземных
проходило и промежало вам невидно чернотою кос и
кивом дня положит руку и солдат бородатыи пад ранен
а Господь уносит вторую пулю ряд за рядом и помру
(П.Филонов. Поэма «Пропевень о проросли мировой». Отрывок)

Творчество Павла Николаевича противоречиво, многообразно, динамично и плохо поддается классификации. С одной стороны – движение, текучесть, постоянная изменчивость форм, с другой – схематичность и жесткость приемов; с одной стороны — фигуративность, с другой — беспредметность; с одной стороны – абстрактность, с другой – конкретность.

Совмещение противоположных полюсов – отличительная особенность живописи художника, формировавшейся под влиянием русского космизма , философии Федорова, Ницше , Бергсона, Шопенгауэра, Гуссерля – всего философского контекста начала XX века, русского и западноевропейского.

Выработанная художником теория совмещения внешнего и внутреннего, циферблата с механизмом движения часовой стрелки, развернутости глаза в процессе работы одновременно на картину и на себя — было стремлением найти точку равновесия между субъективным и объективным началом, объединить их в единое целое.

Павел Филонов вводит принцип двойного действия и ставит в центр время. Именно дление позволяло наблюдать за внутренними процессами, происходящими в художнике, и отражать их в картине, которая писалась годами. В результате она становилась живой, сохранявшей все внутренние сдвиги и внутреннюю эволюцию художника в процессе работы, она начинала жить («Живая голова»), питаясь энергией эволюции художника.

При таком подходе работа становилась алхимией, в результате которой происходило преображение самого творца, приобретавшего новые качества. Время в этом случае становилось одной из важнейших координат аналитического проникновения «за циферблат», дающее возможность отслеживать эволюцию преображения.

Своих учеников Павел Филонов учил никогда не спешить, тщательно и скрупулезно исследовать то, что с ними происходит, как они меняются, как меняются их мысли, чувства, настроение, которые отпечатывались в картинах.

«Каждый мазок или прикосновение к картине есть точная фиксация через материал и в материале внутреннего психического процесса, происходившего в художнике, а вся вещь целиком есть фиксация интеллекта (буквально фотография), интеллекта того, кто ее делал», — писал художник.

Происходило овеществление интеллекта, отражавшего движение состояний художника, совмещавшего одновременно видящего и видимое, внешнее и внутреннее. Только так художник мог постичь логику собственного движения, познать себя, а глаз, развернутый одновременно в сторону субъекта и объекта, становился уникальным инструментом познания.

В этом – суть аналитического искусства Филонова и его утопический пафос, только такое искусство, по его мнению, могло стать инструментом созидания нового человека, преображения жизни и формирования желаемого будущего. В этом пафосе созидания нового человека Павел Николаевич пересекается с идеями Андрея Платонова , в этом – его идеализм и утопия, корни которых уходят в философию Ницше с его сверхчеловеком.

Павел Филонов очень скептически относился к Марксу и его экономической теории, не скрывая своего скепсиса. Появилась даже присказка: «Маркс говорил, а Филонов говорит». Утопическая теория аналитического искусства стала одной из причин трагического одиночества художника, выпавшего из своего времени, позднее обвиненного в буржуазности и формализме, запрещенного и оболганного.

Но Филонов оказался хорошо защищенной и неприступной крепостью, которую предпочли не брать штурмом, а обойти, замолчать, не заметить: его лишили пенсии и обрекли на голодную смерть в надежде, что о нем все вскоре забудут. Но он продолжал работать, не отвлекаясь на мелкие дрязги. Работал так, что от сильного напряжения сжевал наполовину свои зубы.

Период расцвета творчества Павла Николаевича совпал с революцией и длился до тридцатых годов. Именно в это время появились его знаменитые «формулы», которые он считал вершиной своего творчества, в тридцатые-сороковые они исчезают. Филоновские «формулы» – самые абстрактные картины художника, все они — отражение процесса эволюции, перехода старого состояния в новое.

Именно в силу переходности здесь всё неоднозначно, амбивалентно, противоречиво, непонятно, не завершено: старое сопротивляется, новое только нарождается, еще не оформилось, не кристаллизовалось. Здесь главный герой – время, которое одно решает, как долго будет длиться борьба, когда она закончится и когда прекратятся колебания от старого к новому в оппозициях: память – забвение, материальное – духовное, концентрация — децентрализация, фрагментарность — целостность при постепенном тяготении к правому члену оппозиции.

Но центром, основной темой и предметом живописи Павла Филонова является Человек, он же оказывается и самым слабым звеном в его мифологии. Проблема Человека для художника — не жанровая, а философско-экзистенциальная. Он осмысливает Человека в разных его состояниях: в отдельности и в диалоге, в толпе и в городе.

Читать еще:  Талантливая казахская художница. Акжана Абдалиева

Не зря Хлебников называл своего друга певцом городского страдания. Человек в мире по Филонову — это преступник, заточённый в тюрьму, откуда смотрит на мир сквозь решетку собственного окна. Так через Человека мастер передаёт своё отношение к социальности, политике, истории, к общению между людьми.

Один, двое, трое, множество… Везде, сколько бы его ни было, в толпе, вдвоём или втроём, Человек одинок и трагичен, везде сквозной нитью проходит трагедия его бытия, заброшенного в мир, который ломает его и с которым он не в состоянии справиться. Отсюда — мрачность эстетики Павла Филонова, чаще всего наполненной безысходным трагизмом.

«Пенсионер на свободе». Как живет бывший худрук Большого Сергей Филин

27 октября народный артист России, премьер балета Большого театра, экс-худрук балета Большого театра Сергей Филин празднует 50-летие.

Несколько лет назад ему пришлось пережить «черную полосу» в его жизни. В январе 2013-го у подъезда его дома на Сергея напали, плеснув в лицо серную кислоту. Организатором преступления суд признал танцовщика ГАБТ Павла Дмитриченко.

— Сергей, чем сегодня заняты будни знаменитого танцовщика, бывшего худрука балета Большого театра Филина?

— Сегодня я пенсионер на свободе (смеётся). Поэтому рассказывать обо всём, что составляет теперь мою жизнь, можно долго. Есть Академия танца Сергея Филина. Есть проекты и ледовые шоу с Евгением Плющенко. Фестивали и конкурсы. К примеру, большой Фестиваль русского искусства в Довиле. Но главное, конечно, это мои семья и дети.

— На пенсию в балете выходят рано — в 38 лет. Плюс тяжелое детство у станка. В общем, вопрос у меня провокационный, Сергей. Какой смысл столько ломаться, чтобы так рано выйти в отставку?

— Это и вправду очень сложный вопрос, на него нельзя ответить однозначно. Когда в детском возрасте обнаруживается определенный талант, способности к тому, чтобы танцевать, двигаться как-то иначе, чем другие, никто из нас не задумывается на тему, что им придется довольно рано уйти на пенсию. Вот вспоминаю себя в том возрасте, когда я начал профессионально заниматься уже в Московском академическом хореографическом училище. Я вообще с трудом представлял себе свое будущее, а тем более то будущее, когда мне придется выйти на пенсию. Потому что нам тогда казалось, что мы будем вечно молодыми, что будем танцевать вечно. В юности мы работали по 8-10 часов каждый день для того, чтобы добиваться результата.

А ваш вопрос. Пожалуй, ответ на него интересует больше людей со стороны, тех, кто со стороны наблюдает за процессом. Что же касается меня лично, прожив довольно ярко, эмоционально, интересно, незабываемо 20 лет в качестве артиста балета театра — а театр всё-таки является домом для каждого артиста, — совершенно точно могу сказать: это те годы, которые остаются в памяти на долгую-долгую жизнь. Поэтому мне кажется, что для большинства артистов, особенно талантливых людей, которые никогда в общем-то не думают о пенсии, а думают исключительно о своей работе. Это даже не вопрос — стоит ли ломаться. И ещё очень важно, чтобы те люди, которые находятся с артистом рядом, вовремя подсказали, что нужно еще параллельно искать возможность развиваться, учиться. Для того, чтобы потом, как закончится уже танцевальная карьера, продолжить свою жизнь в другом качестве.

А детство. Зря вы думаете, что у балетных его не было. У меня детские годы были ого-го какими (смеется).

— Расскажете?

— Я вырос на Тёплом стане. Как мы там гоняли на великах! А зимой брали напрокат санки с рулём, «Чук и Гек» назывались. И с горы! Вообще не было страха! На лыжах ходили по лесу, и с трамплина я прыгал с такого, что сейчас даже просто смотреть-то страшно!

И я всем говорю: «Смотрите, смотрите! Вон моя квартира, вон мои окна и мой балкон на четвертом этаже. А все дети: «Где, где?» «Да вот же! — говорю я. — Смотрите, четвертый этаж прямо напротив нас. Видите?»

А они такие: «Да, да, видим! Это где ссаный детский матрас висит». Вот было неловко оправдываться! Мол, я не я, и матраса не моя.

А однажды произошло страшное. Мальчишки играли перед входом в школу в футбол после уроков. И вот во двор медленно заезжает грузовая машина за мусором. Медленно едет задним ходом. И вдруг у мальчишек вылетел мяч под колёса. Один из играющих хотел его остановить, споткнулся об асфальт, упал и прямо головой под заднее колесо грузовика. Голова лопнула, как орех! Было так страшно! Как же кричала мать малыша! Боже. Это была трагедия для всего района.

О школьных годах у меня остались самые разные воспоминания — и смешные, и грустные, и трагические. Весной в ручьи пускали из пенопласта кораблики с парусом, бегали в резиновых сапогах прямо по лужам. Шикарное было время! Я в квартире бывал реже, чем в лесу. Мы цедили прямо из стволов березовый сок, грибы собирали. Мои сыновья всего этого не знают совсем. Они растут в центре Москвы. У них Екатерининский парк любимый, Парк Горького. ВДНХ.

На мой взгляд, сегодня места моего детства очень изменились. Как в хорошую, так и в плохую сторону. Появились заборы и ограды. Кураж ушёл, задавили людей новостройками, ремонтами, суетой и гостями столицы.

— А сейчас где живёте?

— Я жил на Тёплом Стане, пока не женился и не переехал на Тверскую улицу, в самый центр. Первую собственную квартиру купил на Ленинском проспекте, 66. Там и родился первый сын Даниил. После жил на Фрунзенской набережной и на Комсомольском проспекте. Затем на Цветном купил квартиру и сейчас живём тут.

Недавно приобрел недвижимость на Пушкинской — на Тверской улице. Это для того времени, когда окончательно выйду на пенсию — буду ходить пешком до Патриков. Сейчас у метро Юго-Западная Большой театр строит кооператив прямо за церковью — у нас там тоже самая большая квартира в плане.

Но больше всего мы с семьёй любим дачу. Там приволье. Футбольное поле. Теннис, велики, мотики, купание.

— Именно в этом секрет хорошей формы Филина? Вам, конечно, в жизни не дашь 50. Стройный, моложавый. Такое ощущение, что вы по-прежнему класс в Большом театре посещаете.

— Ну, знаете, к счастью, я класс не посещаю! Так как это уже и не нужно, и не полезно, и даже было бы смешным в глазах молодых артистов. Да и физические нагрузки такого рода, напряжение не полезны для моего состоянии глаз, могут влиять на глазное давление. Я выгляжу так, как выгляжу, поверьте, не делаю ничего специально. В общем-то, никогда в принципе не считал, что внешность — это главное или важное. Но могу сказать: находясь рядом со своими детьми и детишками академии танца Сергея Филина, за которых всегда переживаю и радуюсь (радуюсь их удачам, а переживаю — за какие-то, может быть, и не совсем хорошие, успешные выступления), делая всю эту сложную работу вместе, но в разном качестве, я просто вынужден, у меня нет другого выхода и нет другого варианта выглядеть как-то иначе. Что же касается моложавости, я слежу за правильным питанием, не пью спиртного и никогда не курил.

Читать еще:  Эфемерные образы женщин. Susana Zarate

Филин – это ночная птица, причем достаточно красивая, а также одна из самых крупных пернатых нашей Планеты. Характер поведения и образ жизни этой птицы послужили появлению различных предрассудков и домыслов. Как результат, мир увидел множество сказок и легенд, в которых упоминается о филинах, причем довольно часто с негативной стороны.

Филин: описание

Филины представляют пернатых, входящих в семейство совиных. Характер поведения и образ жизни этой птицы изучены крайне мало, поэтому некоторые факты неизвестные и тайны не разгаданные. Часть видов в наше время оказались на грани исчезновения, а некоторые виды не встречаются в тех местах, где ранее их численность находилась на надлежащем уровне. Важно то, что филины, обитая в естественной среде, практически не имеют природных врагов, за небольшим исключением.

Внешний вид

В зависимости от видовой принадлежности, внешний вид птицы может иметь существенные различия. Длина тела находится в пределах 40-70 сантиметров, при весе отдельных экземпляров в 4 с половиной килограмма. Если говорить о среднем весе, то он находится в пределах 2-х с половиной килограммов. Специалисты считают, что птицы, обитающие в более теплых климатических условиях, отличаются несколько меньшими размерами. Половой диморфизм у филинов явно выражен, поскольку самки всегда крупнее самцов.

Интересно знать! Филины представляют достаточно сильных птиц, с бочкообразной формой тела. Ноги короткие у них, но сильные, вооруженные длинными и цепкими пальцами, которые заканчиваются черными когтями в форме крючков.

Когти настолько острые, что они с легкостью проникают в тело любой жертвы, задевая важные для жизни органы, в том числе и крупные кровеносные сосуды. В результате жертва погибает в большинстве случаев от потери крови. В зависимости от вида, пальцы и цевки у этих птиц могут иметь или не иметь оперения.

Строение оперения такое, что птица летает практически бесшумно несмотря на то, что оно достаточно густое. Основной окрас оперения также зависит от характера природных мест обитания и всегда позволяет этой птице легко маскироваться в природной среде, что очень важно и особенно в дневное время. Дело в том, что днем они могут стать объектом для нападения других хищников. Цвет оперения соответствует коричневому тону с желтизной или ржавчато-желтый, а для северных широт характерным является пепельно-дымчатый оттенок с различными включениями бурых или черных цветов.

На голове филина можно увидеть что-то вроде ушек, которые сформированы из длинных пучков перьев, при этом подобные «ушки» достаточно подвижные. Специалистам не удалось определить, какое предназначение у этих удлиненных пучках перьев, хотя имеется мнение, что они помогают слуховому аппарату птицы улавливать самые слабые звуковые колебания.

Размах крыльев у этой птицы составляет 2, а то и больше метров. Полет филина сопровождается редкими, но глубокими взмахами крыльев, с планированиями в промежутках между взмахами. Когда птица видит добычу, то она может развить существенную скорость, чтобы ее поймать. Хвост у филина средней величины или больше короткий, с закруглением на конце. Помогает птице устойчиво держаться в воздухе при планировании.

Особый интерес представляют глаза филина. Они большие, строго округленной формы, с радужной оболочкой, окрашенной в ярко-оранжевый, желтый или красный оттенок. Имеется одна разновидность филинов, у которой отмечается коричневый цвет радужной оболочки глаз. Как правило, глаза неподвижные и направленные только вперед. Если филину необходимо обследовать пространство слева или справа, то он поворачивает голову на 270 градусов. Существует мнение о том, что зрение, у этих птиц острое исключительно в ночное время. На самом деле, это не так и даже в дневное время филин видит прекрасно.

Филины издают звуки, отличающиеся весьма разнообразным, а порой уникальным репертуаром. Например, непальские филины буквально разговаривают человеческим голосом, пугая своими звуками местное население. Когда начинается брачный период, то разнообразие звуков просто поражает: можно услышать звуки кашля, гудение, гогот, плач и т.д. В некоторых странах эту птицу называют пугачом за издаваемые звуки. Эти звуки послужили основой для рождения различных сказок и легенд о ночных леших, кикиморах и другой нечисти, которая может обитать в лесных зарослях.

Образ жизни и поведение

Филины предпочитают жить по одиночке, придерживаясь конкретной территории. В другие места, если и перелетает, то исключительно потому, что птице приходится искать более комфортные территории с достаточным количеством пропитания. Птицы, обитающие в северных широтах, являются перелетными, поскольку с наступлением зимы им приходится улетать в теплые регионы, чтобы прокормиться. Живут парами, причем строят для себя одно гнездо практически на всю жизнь. Птица может контролировать свою территорию, площадь которой равняется 80 километрам квадратным.

Пик активности приходится на сумеречное и ночное время. В дневное время эта птица предпочитает отдыхать, находясь рядом со своим гнездом. Охота продолжается практически всю ночь, до самого восхода солнца. Если попалась мелкая добыча, то филин съедает ее сразу, а если более крупная, то филин предпочитает спрятать ее в укромном месте, чтобы ее не нашли другие хищники.

Интересный момент! Способы охоты филинов заслуживают на внимание. Зачастую они своими пугающими звуками заставляют животных и птиц сорваться со своего места, покинув укрытие. При охоте на птиц, филин ловит их на лету.

С восходом солнца филин старается укрыться в укромном месте, чтобы переварить пищу и отдохнуть перед ночной охотой. Кроме этого, филину приходится прятаться от других птиц, которые готовы в любой момент наброситься на него, чтобы нанести как можно больше вреда. Несмотря на то, что особо навредить они ему не смогут, но отдыху помешают точно.

Сколько живут филины

Этих птиц можно смело назвать долгожителями, поскольку в естественных условиях они доживают до 25 лет, хотя средние термины находятся в пределах 15 лет. Обитая в условиях неволи, филин может прожить полсотни лет, при этом имеются достоверные данные того, что прирученные филины жили 70 лет.

История одного шедевра. Константин Васильев – “Человек с филином”

Константин Васильев прожил недолгую, но яркую судьбу. Еще не родившись, попал в застенки, был гоним как художник, загадочно погиб… Мы начнем рассказ о замечательном художнике с конца. Его последняя картина, которую принято называть “Человек с филином”, не имеет авторского названия. Она осталась стоять на мольберте в день его смерти.

Константин всю свою недолгую жизнь пытался понять: Кто мы? Зачем в этом мире? Многие ценители творчества художника считают картину “Человек с филином” последним посланием Константина Алексеевича Васильева потомкам, своего рода философским итогом мастера.

Читать еще:  Современный художник-импрессионист. Brent Jensen

Константин Васильев “Старик с филином”

Картина полна символизма, для понимания которого не нужно быть особым экспертом.

Россия во всем мире воспринимается как северная страна, хотя имеет самый разнообразный климат. Художник всегда любил символы в своих работах. Пейзаж на большинстве его полотен неприветлив и суров. Сильные люди, населяющие этот мир, скупы в эмоциях, в их движениях и позах сквозит достоинство, внутренняя сила духа.

Кто поводырь этих сильных людей? В собирательном облике старца художник видит мудрого старого волхва, хранящего для потомков мудрость человеческого опыта предыдущих поколений.

В руке его свеча, символ огня душевного, ровного и негасимого, способного постичь весь мир через постижение самого себя. В глазах старца все та же древняя духовная уверенность, сила, стойкость.

Старец как гора возвышается над заиндевевшим миром, под ним облака. Что сопровождает мудреца в нелегкий путь, равный, возможно, жизням многих поколений, чтобы связать собою два начала и достичь гармонии мира?

Ему не надо много, он повидал в жизни столько, что с собой взял только: верного спутника, свечу – символ истины, которая поможет и подскажет верный путь, и плеть – которая защитит и обозначит его могущество и власть.

Старик сосредоточен над пламенем свечи, он переосмысливает всё прошедшее в длинной, бурной жизни, сквозь время пытается увидеть дальнейший правильный путь.

Года и утраты, оставившие морщины на его лице, не сломили сына великого Севера. Он устал, однако впереди у него долгая тяжелая дорога.

Мудрец возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно мифологическому древу жизни – соединителю двух сфер.

Константин Васильев “Старик с филином”

Словно корнями врос старец -великан в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Мех его шубы, схожий своей фактурой с заиндевевшими кронами деревьев, свидетельствует о былой связи с зимним лесом.

Человек поднялся из самой природы и в единении с ней достиг таких высот, что головой подпирает свод небесный.

Над седой головой в левой руке он держит плеть, как символ воздаяния за неправедность, ибо без самоограничения непостижима истина.

Путник готов к любому повороту событий, в любых критических положениях и ситуациях сохраня ет достоинство, упорство, уверенность, готовность дать отпор в любую минуту.

Н а рукаве сидит зловещий и хмурый филин, выше — черное, звездное небо, вселенная.

“Живой” ее глаз – всевидящее око – завершает движение вверх: дальше бесконечный простор непознанного космос а .

Филин — птица, которая видит все даже под покровом ночи, в глубинном мистическом смысле это — всевидящее око космоса, абсолютной идеи, вселенной, Бога.

Это то откровение, к которому стремится и которого рано или поздно достигнет грядущий человек. Око, которое сурово, но справедливо, которое видит и, если надо, направляет, в том числе и плетью. Но это и тот верстовой столб, на который можно ориентироваться на пути к вечности.

Птица сидит на руке старца широко раскинув крылья, как бы готовясь взлететь, она возвышается над миром и человеком, завершая воссоединение Н еб а и З емл и воедино.

Человек достиг вершины, головой уходит в бесконечность познания и мудрость Космоса.

В основу истинного возвышения художник определяет творческое горение – и как символ его – сгорающий в ногах провидца свиток с собственным псевдонимом “Константин Великоросс” , очевидно, полагая, что только творческая мысль, рожденная из знания, способна достичь космических высот.

Но сгорает имя! И в этом есть второй, личностный смысл. Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей. Только тогда он становится живительной силой. Созидание является одним из великих выражений духа человека.

Из пламени и пепла свитка пробивается вверх небольшой росток дуба – знак вечности.

Дубок изображен наподобие нанизанных один на другой цветов трилистника – древнего символа мудрости и просвещения. Энергия растущего дубка подпитывает свечу мудрости!

Неумирающие знания оставил на земле огонь творчества! Созидание является одним из великих выражений духа человека !

Константин Васильев “Северный орел”

Константин Васильев считал своим духовным учителем Виктора Васнецова.

Как и Васнецов, Васильев долго вынашивал идею своих картин, постоянно рисовал множество версий и сюжетов, разрабатывая волнующую художника тему.

Могучий россиянин, Северный орел – олицетворение Великого Севера, стал первой ступенью к “Человеку с филином”.

Таким видел Константин идеального представителя России.

Константин Васильев

Следующей картиной, продолжающей идею, стало полотно “Великан”. От фигуры веет силой, позади трудная дорога… Васильев не успокаивается. Он постоянно домысливает свое предназначение в жизни. Какова роль Человека на Земле?

Через год он пишет картину “Человек с филином”.

После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: “Я теперь понял, что надо писать и как надо писать”.

Сила, заложенная в этих словах, говорила о том, что Васильев действительно вступает в новую фазу жизни и творчества. Он ощутил какой-то нерв жизни, что-то совершенно новое. Это был мощный прилив сил, проникший в него извне. И от наступившего периода можно было многого ожидать.

На следующий день Константин Алексеевич Васильев трагически погиб.

Константин Васильев

И старик, и филин – символы мудрости. Возле ног лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – “Константин Великоросс. 1976”.

Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом.

Случайно ли художник дополнил картину горящим пергаментом, на котором указано его имя и год, в котором он погиб?

Известно, что многие большие художники, поэты и писатели как бы предвидели своё печальное будущее и зачастую предсказали смерть: Пушкин в «Евгении Онегине», Лермонтов в «Герое нашего времени», у поэта Николая Рубцова есть строки «Я умру в крещенские морозы, я умру, когда трещат березы… Он скончался 19 января 1971 года и таких примеров можно привести много. Все эти случаи заставляют задуматься, но не являются истиной в последней инстанции.

Константин Васильев “Старик с филином”

Поэтический образ мудрого старца, рожденный художником, производит неизгладимое впечатление на окружающих.

Возле картины хочется задержаться подольше и попытаться увидеть, понять: о чём хотел поведать художник.

Картина тяжёлая, зритель воспринимает сюжет по-разному, в силу своей веры, знаний и духовного начала.

Картина находится в экспозиции Картинной галереи Константина Васильева в Казани.

Картинная галерея Константина Васильева принимает посетителей ежедневно кроме понедельника с 10 до 18 часов (касса открыта до 17-30).
Цены билетов 60 руб. для школьников и студентов, 80 руб. для пенсионеров, 160 руб. для взрослых.

Адрес галереи: Казань, ул. Баумана 29/11, тел. 8 (843) 292 23 89

Позже мы постараемся подробно рассказать о творчестве и судьбе Константина Васильева!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector