Чувство момента. Турецкий художник. Ozlem Kigel

Чувство момента. Турецкий художник. Ozlem Kigel

10 самых дорогих картин турецких художников

10 самых дорогих картин турецких художников, известных во всем мире.

1. Ходжа Али Риза, «Берег озера» (Göl Kenarı)

Стоимость картины – 500 000 турецких лир. Искусствоведы говорят, что при написании полотна Ходжа Али Риза использовал западную технику. Это является довольно странным, если учесть, что за всю свою жизнь художник ни разу не был в Европе. Очевидно, такая манера написания картин присуща Ходже Али Ризу от природы.

2. Ибрагим Чаллы, «Женщины, едущие на прогулку по островам» (Adada Gezintiye Çıkan Kadınlar)

Стоимость картины -505 000 ТЛ. Интересно, что работа ждала своего часа более 60 лет. Это полотно Ибрагима Чаллы было обнаружено на пыльном чердаке заброшенного дома, где оно пролежало в темноте более полувека. Эксперты предполагают, что так же где-то хранятся еще необнаруженные другие полотна талантливого мастера. Многие из своих полотен Ибрагим Чаллы просто раздаривал друзьям и знакомым, а сегодня их стоимость превышает полмиллиона турецких лир.

3. Назми Зия Гюран, «Вид на улицу» (Sokak Manzarası)

Среди импрессионистов имя Назми Зии Гюрана хорошо известно. Турецкий художник — один из наиболее известных мастеров мира, работающих в этом жанре. Его картина «Вид на улицу» оценивается в 560 000 ТЛ.

4. Ибрагим Чаллы, «Ускюдар» (Üsküdar)

Еще одна работа Ибрагима Чаллы, вызвавшая настоящий ажиотаж при ее продаже. Картина «Ускюдар» была продана за 600 000 ТЛ, а ее главной особенностью эксперты считают естественные яркие краски, использованные при написании полотна, и обилие персонажей, каждый из которых выписан с большим мастерством.

5. Наджи Калмукоглу, «Золотой рог» (Haliç)

Стоимость этой картины кисти Наджи Калмукоглу – 650 000 ТЛ. Причина такой дорогой цены в том, что Наджи Калмукоглу творил в стиле импрессионизма, беря пример с мастеров русской школы. В основном художник писал портеры и обнаженную натуру. Известно очень мало его работ, где изображены пейзажи, благодаря чему их стоимость значительно возрастает. Одна из них – картина «Золотой рог».

6. Осман Хамди Бей, «Мечеть Рустем Паши» (Rüstem Paşa Camii)

Говоря о турецких художниках, на ум в первую очередь приходит знаменитый живописец Осман Хамди Бей. Художник впервые в истории открыл в Турции школу художественного мастерства, где сам преподавал. Позднее Осман Хамди Бей первый археологический музей, внеся огромную лепту в историю и культуру Турции. Осман Хамди Бей владел особенной техникой живописи, по которой легко можно узнать его произведения. Картина «Мечеть Рустема Паши» оценивается в 850 000 ТЛ.

7. Шекер Ахмет Паша, «Гранаты и айва» (Narlar ve Ayvalar)

Картина «Гранаты и айва», которая оценивается в 1,3 миллиона турецких лир, — одно из лучших произведений Шекера Ахмета Паши. Художник знаменит своими прелестными натюрмортами и восхитительными пейзажами. Шекер Ахмет Паша — одна из важнейших персон в турецком искусстве. Это первый турецкий художник, выставка которого была организована в Париже в музее Лувра. Большую часть жизни художник провел во Франции. После смерти Шекер Ахмет Паша удостоен Ордена почетного легиона.

8. Бурхан Доганчай, «Голубая симфония» (Mavi Senfoni)

Картины художника Бурхана Доганчая представлены в 94 музеях мира. Полотно «Голубая симфония» написано в стиле смешанной техники, а на создание шедевра автора вдохновили изразцы в Мечети Султана Ахмета в Стамбуле. Бурхан Доганчай создавал «Голубую симфонию» на протяжении четырех лет, и произвел этим полотном настоящий фурор. Стоимость картины – 2,2 миллиона ТЛ.

9. Осман Хамди Бей, «Дрессировщик черепах» (Kaplumbağa Terbiyecisi)

Об этом полотне знают миллионы любителей живописи во всем мире. Стоимость картины «Дрессировщик черепах» — 5 миллионов ТЛ. По мнению некоторых экспертов, мужчина, нарисованный на полотне, наблюдает из окна за казнью преступника на площади. По мнению других специалистов, на полотне Осман Хамди Бей изобразил себя. В любом случае, картина «Дрессировщик черепах» — одно из самых выдающихся произведений в стиле ориентализма.

10. Осман Хамди Бей, «Стамбульская госпожа» (İstanbul Hanımefendisi)

Завершает наш рейтинг полотно все того же Османа Хамди Бея «Стамбульская госпожа». Это на данный момент самая дорогая картина, написанная турецкими художниками. Полотно является лучшим образцом живописи в стиле Ориенталь. Стоимость картины – 8 миллионов ТЛ. Кто был натурщицей для художника – неизвестно, но наверняка это одна из женщин Османской династии.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Кулинария (937)
  • Закуски (211)
  • выпечка сладкая (179)
  • вторые блюда (147)
  • десерты (94)
  • салаты (82)
  • не сладкая выпечка (58)
  • Заготовки на зиму (56)
  • Напитки (9)
  • Стихи (113)
  • картинки (59)
  • Улыбнемся (51)
  • Красота и здоровье. (41)
  • полезные советы (39)
  • музыка для души (36)
  • Цветоводство (34)
  • подсказки (31)
  • Стоит посмотреть (25)
  • советы житейские (25)
  • компьютер (24)
  • Вязание. (19)
  • Картинки аниме (17)
  • Афоризмы. (16)
  • Мода (16)
  • Рамочки (15)
  • Красота и здоровье. (14)
  • Притчи. (12)
  • Сад, огород (11)
  • Искусство (9)
  • Знаменитости (8)
  • Поздравления в стихах (7)
  • плейкасты (6)
  • Поздравления в стихах (6)
  • инфобизнес (6)
  • Мелодрамы (4)
  • Смешное (4)
  • помошники в хозяйстве (4)
  • Много интересного (2)
  • Выводы психологов (2)
  • Вышивка (2)
  • строительство и ремонт (2)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Красивые турецкие цитаты о любви

Красивые турецкие цитаты о любви

Моё единственное желание-любить тебя до конца жизни.
Tek isteğim seni bir ömür boyu sevmek.

Самое лучшее чувство в мире-знать,что ты являешься причиной чьей-то улыбки..
Dünyanın en güzel hissi, birinin gülümsemesinde sebebi olduğunu bilmektir..

Не важно, где жить, важно кто, рядом с тобой.
Nerede yaşadığın önemli değil, kimle yaşadığın önemlidir.

Моя любовь, моя судьба. Ты половинка, без которой нет меня. Мой мир, мои мысли, сны, мечты, всё, что мне дорого на свете – это ТЫ!
Benim Aşkım , benim kaderim. Sen benim yarımım sın , sen olmadan olamam ben.Benim dünyam, düşüncelerim , rüyalarım, hayallerim..Bu dünyada benim için değerli olan her şey — SENSİN

Согласитесь, одна встреча способна перевернуть всю жизнь.
Bir karşılama bütün hayatı altüst edebilir, katılıyormusunuz.

Расстояние никак не влияет на настоящую любовь. Любимый человечек всегда в твоем сердце.
Mesafeler gerçek aşkı hiç bir şekilde etkilemez. Sevdiğin insan her zaman kalbindedir.
Sen herzaman kalbimdesin

— Ты хочешь что-то сказать?
— Я люблю тебя)
— И только.
— И только тебя.
— Bir şey mi söylemek istiyorsun ?
— Seni seviyorum )
— Bu kadar mı .
— Ve sadece seni.

Не хочу ждать тебя. Хочу быть там, где ты.
Beklemek istemiyorum seni. Senin olduğun yerde olmak istiyorum.

Осторожно! Двери прошлого закрываются! Следующая остановка. Счастье.
Dikkat. Son kapı kapandı. bir daha ki durak. Мutluluk.

Если два человека счастливы вместе — оставьте их в покое.
Eğer iki insan beraber mutlu iseler — Onları rahat bırakın.

. Если я не рядом, это не значит, что я не с тобой…
. Eger yanında degilsem, seninle olmadıgım anlamına gelmez.

Читать еще:  Тоска по ушедшим эпохам. Peter Campbell Saunders

Я с тобой еще больше приблизилась к жизни.. Держа тебя за руку, я привязываюсь к жизни.. Ты мне научил жизни, моему сердцу показал любовь.
Hayata bir adım daha yaklaştım seninle.. Tutunca ellerini hayata bağlanırım sevgilim.. Sen hayatı bana öğrettin, kalbime sevmeyi gösterdin.

Когда ты счастлив,ты можешь простить многое.
Mutlu olduğun zaman, bir çok şeyi affedebiliyorsun.

Судьба так решила, что без тебя уже никак.
Kaderim öyle karar verdi,sensiz artık hiç bir şekilde olmaz..

Без любви жить легче. но без неё нет смысла.
Aşksız yaşamak daha kolay. ama onsuzda mantıksız.

Ты ведь совсем недалеко от меня, когда я кладу руку на сердце, я прикасаюсь к тебе.
Sen uzak değilSin ki bana, her elimi kalbime koyduğum da dokunuyorum sana.

Если любишь по-настоящему, расстояние не должно пугать.
Потому что не забывай, некоторые далеки, даже когда рядом!
Gerçekten seviyorsan eğer uzaklık gözünü korkutmamalı.
Çünkü asla unutma; yanındayken bile uzaktı bazıları!

Иногда жизнь -это любить, носить в сердце даже того, кто очень далеко.
Ve bazen hayattır sevmek, birini çok uzaktayken bile yüreğinde taşıyabilmek.

Если скучаешь по тому, к кому не можешь дотронуться, то тот, по кому скучаешь, уже давно дотронулся до твоего сердца.
Dokunamadığın birini özlüyorsan, özlediğin kalbine dokunmuştur çoktan.

Люблю тебя всем сердцем, всей душой.
Seni bütün kalbimle, bütün ruhumla seviyorum.

Верность — это такая редкость и такая ценность. Это не врожденное чувство:быть верным. Это решение.
Sadakat çok sık rastlanmayan değerli bir şey.Sadık olmak doğuştan gelen bir özellik değil, içten yapılan tercihtir.

Всегда есть шанс, пока есть чувства.
Duygular olduğu sürece, her zaman şans ta vardır.

Я не могу прикасаться к тебе.. Но я чувствую тебя..
Sana dokunamıyorum.Ama seni hissedebiliyorum..

Независимо от того,как мы далеко друг от друга, ты всегда рядом со мной.
Birbirimize ne kadar uzak olsak da ben hep senin yanındayım.

Есть границы между странами, но нет границ между сердцами.
Ülkeler arasında sınırlar vardır ama kalpler arasında sınır yoktur.

Лучший дом — это сердце любимого человека..
En güzel ev — Sevdiğin insanın kalbidir..

Любовь НЕ КОНЧАЕТСЯ от того, что мы НЕ ВИДИМСЯ. Люди всю жизнь ВЕРЯТ в Бога, НЕ ВИДЯ его.
Biz birbirimiz görmüyoruz diye AŞK BİTMEZ. İnsanlar görmediği halde hayatları boyunca ALLAH’a İMAN ediyorlar.

Если на моём лице счастливая улыбка, это означает одно из двух: либо ты рядом, либо я о тебе думаю.
Eğer yüzümde mutlu bir gülümseme varsa, bu iki şeyi anlatır: ya sen yanımdasın, ya da seni düşünüyorum.

В моем сердце есть место только для тебя !
Kalbimde yalniz senin icin yer var !

В жизни есть только одно счастье — любить и быть любимым..
Bu hayatta tek mutluluk var — sevmek ve sevilmek..

Расстояние никак не влияет на настоящую любовь. Любимый человечек всегда в твоем сердце.
Mesafeler gerçek aşkı hiç bir şekilde etkilemez. Sevdiğin kişi her zaman senin kalbindedir.

Юкио Мисима о порядке внешнем и внутреннем

50 лет назад, 25 ноября 1970 года, японский писатель Юкио Мисима отправил издателю свой последний роман, после чего предпринял попытку организовать государственный переворот, потерпел неудачу и совершил харакири. К годовщине смерти одного из самых значительных японских писателей XX века перечитали его книги и составили правила жизни настоящего самурая — как избежать пороков, научиться понимать поэзию и не бояться смерти

1
Любопытство не ведает этики. Возможно, это самая безнравственная из человеческих страстей.

2
Простота — наивысшая точка соприкосновения жизни и искусства. Тот, кто презрительно относится к простоте, вызывает только жалость — ибо тем самым он признает свое поражение. Если человек боится простоты, значит, он далек от зрелости.

3
Калеки, по-моему, чем-то похожи на красивых женщин. И те и другие устали от вечно обращенных на них взглядов, они пресыщены постоянным вниманием, они затравлены этим вниманием и открыто отвечают взглядом на взгляд.

4
Нормальный человек никогда не знает толком: весел ли он, счастлив ли он. Что ж, сомнение — вещь естественная, счастья без него не бывает.

5
Домашнее правило — старайся не держать в доме того, чему не стать стихом.

6
Красота не дает сознанию утешения. Она служит ему любовницей, женой, но только не утешительницей. Однако этот брачный союз приносит свое дитя. Плод брака эфемерен, словно мыльный пузырь, и так же бессмыслен. Его принято называть искусством.

7
Как правило, для ума обывательского, смысл жизни заключается в стремлении к счастью. Мы пробираемся сквозь жизнь, ищем на ощупь смысл; но пока его не обнаружим, продолжаем жить, как бог на душу положит.

8
Зрелище страданий и крови, предсмертные стоны ближнего учат человека смирению, делают его душу тоньше, светлее и мягче. Корни зверства и кровожадности надо искать не здесь. Жестокость рождается совсем в иные минуты — например, в такой вот славный весенний день, когда сидишь на подстриженном газончике и разглядываешь солнечные пятна на травке. Все жутчайшие кошмары, произошедшие в истории человечества, начинались именно так.

9
Закон есть нагромождение запретов, вечно препятствующих желанию превратить человеческую жизнь в поэзию.

10
Общество не может допустить, чтобы люди летали. Крылья всегда были опасным органом тела. Они тянут к самоубийству еще до того, как ты взлетел.

11
Красота, заслонив взор, сделает всякое человеческое занятие бессмысленным. Когда видишь это великолепие, эту сумасшедшую гонку облаков, то сразу выцветают мечты о «лучшем будущем» и прочем вздоре. Важно только то, что происходит сейчас, когда воздух отравлен цветом. Что имело свое начало? Ничто. У всего есть только конец.

12
Каждый подросток, имеющий физический изъян, мнит себя тайно избранным.

13
Истинная боль никогда не ощущается сразу. Она похожа на чахотку: когда человек замечает первые симптомы, это значит, что болезнь уже достигла едва ли не последней стадии.

14
Любовь вообще и есть сплошь одна ужасная пытка. В ней и в помине нет каких-то там правил.

15
Целомудрие — разновидность эгоизма, в основе которого лежит все то же физическое желание.

16
Ошибаются те, кто считает мечты игрой интеллекта. Нет, мечты — нечто противоположное, это — бегство от разума.

17
Безнадежность — это своего рода спокойствие.

18
Несчастливые люди поневоле становятся специалистами по части психологии.

19
Процесс, посредством которого писатель вынужден подделывать свои истинные чувства, противоположен тому, посредством которого человек из высшего общества вынужден подделывать свои. Художник маскируется, чтобы разоблачить, человек высшего света маскируется, чтобы скрыть.

20
Мир, пожалуй, не стоит оставлять в покое. В идиллии есть нечто пробуждающее порок.

Турецкая песня для Карабаха. В Шуше хотят провести «Тюрквидение-2021»

Расположенный в Нагорном Карабахе город Шуша в 2021 году может стать столицей музыкального конкурса. Населенный пункт, взятый под контроль азербайджанской армией в ноябре 2020 года, заинтересовал музыкальных продюсеров из Турции.

Читать еще:  Смесь жанров. Yannick Bouchard

Турецкая альтернатива «Евровидению»

Сообщение о проведении конкурса Türkvizyon («Тюрквидение») в Шуше появилось на официальной странице в Instagram организатора данного проекта: турецкого телеканала TMB («Тюркское музыкальное объединение»). Каких-либо подробностей пока не сообщается.

Конкурс «Тюрквидение» появился после того, как в декабре 2012 года Турция объявила об отказе от участия в «Евровидении». В качестве причины ухода называлось недовольство существующей системой голосования и статусом стран «Большой пятёрки». Несколько раз появлялась информация о возможном возвращении страны на «Евровидение», но она не получила подтверждения.

Первый конкурс песни «Тюрквидение» состоялся в декабре 2013 года в турецком городе Эскишехире. К участию в нем допускались представители не только тюркоязычных стран, но и регионов с тюркоязычным населением. Среди участников первого конкурса оказались, в частности, артисты из Украины, Белоруссии, Башкортостана, Республики Алтай, Гагаузии, Хакасии, Крыма, Якутии, Тывы и Татарстана. Победителем стал Фарид Гасанов из Азербайджана, второе место заняла Гюнешь Абасова из Белоруссии, третьим призером стала Фазиле Ибраимова.

В 2014 году «Тюрквидение» было проведено в Казани. Этот конкурс был любопытен тем, что в нем от Узбекистана участвовала популярная певица Азиза. Правда, она заняла только 7 место. Победителем стала Жанар Дугалова из Казахстана.

Стать настоящей альтернативой «Евровидению» конкурс так и не смог, и с 2016 по 2018 год он не проводился. Тем не менее в 2019 году «Тюрквидение» снова состоялось, а в 2020 году его проведению помешала пандемия COVID-19.

Очевидно, события в Карабахе стали для организаторов новым поводом для оживления своего проекта.

Культура и резня

Город Шуша, бывшая столица Карабахского ханства, считается «сердцем» и культурным центром региона. Он издревле был известен своими певцами, музыкантами, поэтами.

«Здесь много музыки, здесь больше, чем в любом из районов Азербайджана, можно услышать народных песен, танцев, певцов, инструменталистов. Шуша с древних пор слывёт музыкальным центром и славится по всему Закавказью как неисчерпаемый родник народных музыкальных талантов. „Шушинские музыканты“ делали историю азербайджанской музыки и представляли её не только у себя на родине, но и в других странах Востока», — писал в своей книге исследователь восточной культуры Виктор Виноградов.

К сожалению, с начала XX века, помимо своих культурных деятелей, Шуша стала известна кровавыми столкновениями на национальной почве. В историю вошла Шушинская резня 1920 года, в ходе которой были убиты несколько тысяч человек, а армянское население изгнано из города. Глава Кавказского бюро ЦК РКП (б) Серго Орджоникидзе, побывавший на месте событий, писал: «Я с ужасом вспоминаю и сегодня ту картину, которую мы увидели в Шуше в мае 1920 года. Красивейший. город был разрушен, разгромлен до основания, а в колодцах мы увидели трупы женщин и детей».

Одним из последствий погромов стало то, что столицей Нагорно-Карабахской автономной области в советский период был Степанакерт, а не Шуша.

Два взятия Шуши

В советский период конфликты были погашены, однако в перестройку они разгорелись с новой силой. После того как в Карабахе начались боевые действия, из Шуши, контролировавшейся азербайджанцами, осуществлялись систематические обстрелы Степанакерта.

В мае 1992 года Шуша была взята армянскими формированиями. Практически все азербайджанское население покинуло город. Британский журналист Томас де Ваал, исследовавший конфликт в Нагорном Карабахе, писал: «Потеря Шуши в 1992 году для культурной жизни Азербайджана стала жесточайшим ударом. Один бакинский интеллигент сказал мне: „Когда до нас дошла эта весть, я и многие мои друзья просто рыдали“».

С 1992 по 2020 год Шуша оставалась под контролем самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики. В ходе боевых действий в сентябре-ноябре 2020 года город был занят частями азербайджанской армии. Именно взятие Шуши официальный Баку преподносит как главный успех завершившейся военной кампании.

Соглашение о перемирии, подписанное 10 ноября 2020 года, подтвердило азербайджанский контроль над Шушей. Посты российских миротворцев расположены на окраине города, на дороге, ведущей к Степанакерту.

Для Азербайджана принципиально важно показать восстановление мирной жизни в городе, куда должны вернуться те, кто покинул его три десятилетия назад, и их потомки. Очевидно, что «Тюрквидение-2021» в Шуше задумывается как витрина азербайджанских успехов и достижений и власти не пожалеют денег на то, чтобы конкурс выглядел впечатляюще.

Впрочем, планы — это одно, а реальная ситуация — совсем другое. Как сложится на самом деле, жизнь покажет.

Кигель Алла Григорьевна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 30.12.2005 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Kigel/text.html

О В. Высоцком вспоминает

Алла Григорьевна КИГЕЛЬ

М. Ц. – Когда Вы познакомились с Высоцким?

А. К. – Это было где-то в период, когда только начиналась любимовская «Таганка». Юрий Петрович начал этот театр, а я в те времена училась и преподавала в Щукинском училище. Так что это было в тот период, а точнее сказать не могу. У меня есть странная особенность: я помню дни, числа, иногда даже минуты, но никогда не помню года. Но примерно, это 1965-1966 годы.

М. Ц. – Вам запомнились первые впечатления от театральных работ Высоцкого на Таганке?

А. К. – Да, запомнились. Спектакль «Добрый человек из Сезуана» был поставлен Любимовым ещё в училище, так что к моменту, когда там заиграл Высоцкий, я спектакль видела уже не один раз.

М. Ц. – То есть, Вы говорите уже об исполнении Высоцким роли лётчика? Первые его роли в этом спектакле – Мужа, Второго бога – Вы не помните?

А. К. – Нет, когда он играл эти роли, меня в Москве не было.

М. Ц. – У Вас было впечатление, что Высоцкий уже был зрелым актёром?

А. К. – Вы знаете, я не могу сказать, что это была зрелая игра, но эта игра оставляла сильное впечатление. Это был очень индивидуальный почерк, вот это я хорошо помню. Это была ещё несовершенная игра, но интересная.

Вы москвич, так что, наверное, знаете такого режиссёра Бориса Морозова. На мой взгляд, у него был один хороший спектакль – «Брысь, костлявая!». Спектакль был очень несовершенным, но хорошим. Я этот пример привела, чтобы проиллюстрировать свои впечатления от игры молодого Высоцкого.

М. Ц. – В дальнейшем Вы были связаны с «Таганкой»?

А. К. – Да. Во-первых, в силу того, что я преподавала в Щукинском училище. Кто-то из таганских актёров у меня учился, кого-то я приглашала на телевидение, с кем-то просто дружили. Но я там не работала.

М. Ц. – Высоцкий прогрессировал как актёр?

А. К. – Высоцкий прогрессировал как человек, и его актёрский рост напрямую зависел от его роста как личности. Он постепенно очень укрупнялся.

Высоцкий учился с моими близкими друзьями Романом Вильданом и Валей Никулиным. Они его очень любили, так что я находилась среди людей, которые сильно были привязаны к нему по-человечески.

Читать еще:  Художница-сюрреалист. Jennifer Cronin

Роман и Валя говорили, что Высоцкий уже в училище был далеко не ординарен. Они рассказывали, что эту неординарность люди чувствовали, в любой компании народ концентрировался именно вокруг него, независимо от того, пел он или не пел.

Есть такие люди, вокруг которых всегда народ. Не знаю, помните ли Вы актёра Круглого. Он человек достаточно замкнутый, сложный. Но вот он сидит в коридоре – и молодёжь вокруг него сбивается. Они к нему не подходят, но они рядом. Потом Круглый встаёт и уходит в буфет, – и через пять минут все уже толпятся в буфете.

Вот у Володи эта особенность была выражена очень сильно. То, что теперь называют харизмой, а тогда называли притяжением. Он ничего специально не делал, но было вокруг него некое поле.

М. Ц. – Вы соприкасались с Высоцким в творческом плане? Были ли какие-то задумки?

А. К. – Ну, задумки. Задумок было много, но это было нереально. У меня были некоторые театральные идеи, но я знала, что Любимов на это не пойдёт. Хотя сначала он, вроде бы, пошёл на контакт и даже говорил со мной, но потом я видела, как у него захлопнулось что-то в глазах. Я хотела ставить пьесу Сельвинского «Пао-Пао». Очень интересная пьеса в стихах. В чём-то сродни «Собачьему сердцу», но раньше написана. Пао-Пао – это обезьяна, которой пересадили человеческие мозги. Там очень сильные роли есть. Вот эту пьесу я хотела делать с Володей.

А однажды – это было в период постановки на «Таганке» спектакля «Пугачёв», где Володя играл роль Хлопуши, – я делала на телевидении постановку «Пугачёва», где Хлопушу играл один из моих учеников, актёр «Таганки» Валерий Поляков. Володя помогал ему и даже упросил Любимова, чтобы этот актёр однажды вышел на подмостки «Таганки» в этой роли.

Ещё одна интересная творчески-плотная встреча была довольно странной. Случилась она незадолго до премьеры «Гамлета» в Театре на Таганке.

За несколько недель до выхода любимовского «Гамлета» вышла в эфир моя передача. Она была несколько своеобразная, называлась «Монологи Гамлета» со Львом Круглым. Начиналась она с монолога «Быть или не быть?», который потом повторялся в своём месте и в конце.

Придя в театр на одну из прогонных репетиций, я встретила Юрия Фёдоровича Карякина – умницу, философа, литературоведа, члена общественного совета театра, – который застенчиво улыбаясь, сказал мне: «Аллочка, мы у Вас украли повтор монолога. Собственно, это я, Володя не знает, не сердитесь».

Я стала свидетельницей того, как Володя, порой мучительно отвергая эту идею и снова возвращаясь к ней, овладевал ею. И овладел. Он сделал это замечательно! Мы с Юрием Фёдоровичем так и не признались Володе, а Лев Круглый эмигрировал во Францию, и всё с его участием было изъято.

Так что настоящих творческих контактов у меня с Высоцким не было, не получилось. Но у нас оставались хорошие человеческие отношения с взаимной симпатией и профессиональным уважением.

М. Ц. – А каково Ваше впечатление о взаимоотношениях Любимова и Высоцкого?

А. К. – Любимов – вообще человек непростой. Он безумно любил Володю. Мне кажется, это его единственная привязанность истинная в жизни. Он совершенно не мог Володе сопротивляться. Он орал, кричал, запрещал, увольнял – и тут же сдавался.

М. Ц. – Вам приходилось встречать Высоцкого с Влади?

А. К. – Я помню один случай. Я видела их в ресторане ВТО. О его романе с Влади говорили много и говорили всегда как-то злобно. А тут я их увидела. Вы знаете, если можно визуально сказать, что такое Любовь, то это была именно она. Это было видно. Вокруг них толпа собралась, а они никого не видели. Это было так красиво, так щедро, так празднично, что я восприняла это просто как подарок судьбы.

М. Ц. – Когда вы виделись с Высоцким в последний раз?

А. К. – За несколько дней до его смерти. Это было очень печально. Он сидел в ресторане ВТО и пил. Я увидела, и сердце у меня сжалось, – я же знала, что пить ему нельзя совсем. Мы не разговаривали в тот вечер, он уже не был склонен к общению.

Когда мне позвонили утром двадцать пятого. Мне кажется, я не удивилась, я уже как будто готова была.

Вообще, в таком возрасте не умирают. В таком возрасте погибают. Мне кажется, он шёл навстречу смерти. Даже по его песням видно, что он очень устал. Он разрывался, его разрывал его собственный дар, который не находил выхода. У него же был редчайший темперамент, который его просто сжигал.

Мне кажется неверной тенденция объяснять всё, что с ним произошло, только тем, что его куда-то там не пускали. В этом только частичное объяснение. Он действительно очень переживал, что его не принимали в Союз писателей, но, уверяю Вас, дело было не только в этом.

Володя был очень умный человек, очень. И это его разрывало. Он не мог не обратить внимания, или пропустить что-то мимо, сказать, что это, дескать, не моё дело. Он всё принимал близко к сердцу.

У Ахматовой есть стихотворение, в котором говорится, что портреты человека меняются после его смерти. Я помню, что через несколько дней после смерти Высоцкого один мой знакомый достал хорошую аппаратуру на пару дней и пригласил меня послушать Володины песни. Невозможно было слушать, сердце разрывалось. Но меня, когда я слушала его ранние песни, почему-то посетила мысль, что он – ЗНАЛ. Знал наперёд, что случится.

Мне кажется, что у наших более или менее известных деятелей литературы и искусства по отношению к Высоцкому есть некий комплекс зависти и вины. Когда хоронили Володю, надо было видеть эти лица. Это был тот случай, когда все свои лица, что называется, «отпустили», так что на всех всё было видно. Я Вам скажу сейчас мысль, которая меня ударила на похоронах Володи. Может быть, потом они про это забыли искренне, – но ведь они и похоронам этим завидовали!

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

Примечания

КИГЕЛЬ, Алла Григорьевна. Режиссёр, телеведущая. Родилась в 1932 г. в Москве. Окончила Московский юридический институт, затем режиссёрский факультет театрального училища им. Б. Щукина (курс Б. Захавы). Работала преподавателем театрального училища им. Б. Щукина, режиссёром телевидения, была постановщиком спектаклей во многих театрах Советского Союза (по её словам, «работала везде, кроме Средней Азии»).

С 1992 г. живёт в Нью-Йорке, работает на русском телевидении («Russian Television Network», New York).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector