Чёрно-белая фотография: сделайте себя мастером света и тьмы!

Чёрно-белая фотография: сделайте себя мастером света и тьмы!

Черно-белая фотография: мастера нуара

Фотографировать может только тот, кто сумеет выстроить на одной оси глаз, голову и сердце»

Черно-белый снимок, как исток фотографии, не остался воспоминанием прошлого века. Символ начала истории фото-искусства перерос спустя время в отдельный жанр с миллионом последователей, так называемого, нуара. Со времени появления первого монохромного кадра, сделанного Жозефом Ньепсом, экспозиция которого длилась 14 часов, прошло почти двести лет. За два века фотография претерпела множество изменений, но вопреки всем цифровым технологиям, бесцветные кадры по прежнему остаются . Классика фотографии никогда не потеряет свой статус высокого искусства.

Черно-белая фотография не только про эстетику кадра. Она, в первую очередь, про ощущение. Про мысль, что автор греет своим сердцем. И про эмоцию. Сильную и выразительную, которая становится личным посылом. Исключая все лишнее, снимок позволяет сосредоточить глаз наблюдателя на важном, расставить акценты и прочувствовать миг затвора на камере. И если цветные фотографии передают всю палитру оттенков, то черно-белые — гамму чувств. Но мы то знаем: истина не в глазах смотрящего, истина внутри.

Отсутствие цвета, возможного отвлечения внимания, требует продуманной композиции при съемке монохромного изображения. Гений репортажной фотографии Рене Мальтет внимательно относился к сюжету кадра, его ироничные снимки всегда были о чем то большем, чем просто удачно пойманный момент.

О личном взгляде на простое и восприятие сего как проекцию сложного рассказывают в своих работах китайский мастер Ян Минг и швед Нильс-Эрик Ларсон, запечатляя яркие секунды из повседневности на камеру.



Ян Минг

Нильс-Эрик Ларсон

Не всякий удачный момент случаен, в иной ситуации для получения кадра требуется ожидание. Джейсон Петерсон, уличный фотограф из Америки, готов возвращаться на одно и то же место снова и снова, пока не сделает там идеальный снимок.

Конечно, невозможно представить искусство черно-белых снимков без француза Анри Картье-Брессона — отца фотожурналистики и «уличной фотографии». Главная черта и поистине дар фотографа — это «решающий момент», словосочетание, которое с его легкой руки получило в фотографическом мире широкую известность. Брессон всегда старался снимать любой сюжет в момент пика его эмоционального напряжения, так он приобретал наиболее гармоничную композиционную форму, что чувствуется через его фотографии. Подход Картье к предмету и смыслу фотографий предельно прост: мастер считает, что в момент съемки вовсе не обязательно знать, зачем ты вообще снимаешь.

«Самое трудное для меня это портрет», – сказал как-то Анри Картье-Брессон, — «Надо стараться фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой».

Осмельтесь оспорить тот факт, что портрет в ч/б намного выразительней. Передать истинную сущность человека за всеми морщинками, его скрытую тайну за тем обликом, что он принял, не так легко. Это открытие большого человеческого секрета происходит в ничтожно малый интервал времени и задача фотографа — успеть поймать миг снятия маски. Один из самых знаменитых портретистов Юсуф Карш призывал смотреть внутрь снимка, поскольку «простое сходство не ведет к успеху».

В портретных снимках англичанина Терри О`Нилла — автора множества фотографий знаменитостей — ярко прослеживается настроение. Запечатлеть не образ и недосягаемый идеал, возведенный обществом, а индивидуальность и чувственность актера, музыканта или писателя, попадавших в объектив фотографа, Терри удавалось с первых же своих шагов в индустрии — успех пришел к нему, когда молодой человек, работая в аэропорту и снимая интересных персонажей на свою Agfa Sillette случайно сфотографировал спящего человека в зале ожидания в аэропорту. Впоследствии выяснилось, что это был Министр Внутренних Дел Великобритании, и снимок оказывается на обложке Sunday Dispatch.

Говоря о выразительности — среди анималистов так же есть профессионалы своего дела. Кто не знает Дэвида Ярроу? Одного из самых известных фотографов, который снимает мохнатых и не очень соседей нашей планеты исключительно в черно-белой гамме.

Родоначальник пейзажной монохромной фотографии Ансел Адамс еще раз напоминает о значимости композиции. И если в случае с репортажной съемкой, главным фактором является момент, то получение хорошего пейззажного снимка требует систематичности. В основе концепции Адамса предварительная, математическая визуализация кадра — разделение снимка на темные и светлые тона, измерение освещенности и контроль света. Коул Томпсон, собравший множество наград, при этом делает акцент на отсутствие рамок, потому как искусство — это «создание нового».


Ансел Адамс

Коул Томпсон

В индустрии моды среди знаковых личностей выделяется Питер Линдберг — один из самых почитаемых фотохудожников, работающих преимущественно в нуар. Изначальное предпочтение монохрома цвету стало его фирменным подчерком. При том, что немецкий мастер специализируется на рекламных симках, фотографии Питера подкупают естественностью и глубиной выразительности.

Пять советов по черно-белой фотографии

Для меня черно-белая фотография – это одно из самых интересных и вдохновляющих направлений в творчестве, это то, что люди называют увлечением или страстью. Она грубая и изысканная, натуралистичная и необычная, мощная и утонченная, загадочная и открытая, эмоциональная и спокойная, простая и сложная, она содержит в себе все оттенки от черного к белому. Черно-белые изображения связаны с истоками фотографии, однако то, что было когда-то лишь способом получения изображений, со временем превратилось в нечто более глубокое.

Вы хотите вступить в эту черно-белую игру? В этой статье содержится пять советов, которые помогут вам двигаться в нужном направлении. Если вы захотите узнать больше о процессе преобразования снимков в программе Photoshop, посмотрите мою раннюю запись, в которой описаны 12 способов создания черно-белой фотографии.

Практика, практика и еще раз практика

Опытные фотографы, занимающиеся черно-белой съемкой, могут видеть мир бесцветным. Они тренируют свое сознание воспринимать контраст и тона, игнорируя при этом отвлекающие их цвета. Это не тот навык, который вы сможете приобрести за короткое время, это то, что само придет к вам с опытом. Я не могу сказать, что я достаточно одарен черно-белым восприятием, но мне удается замечать некоторые сцены и объекты, которые требуют черно-белого формата.

Читать еще:  Я рисую то, что мне нравится. Uttam Manna

Один из способов, который поможет подготовить ваш мозг – это осознанное усилие или, другими словами, практика. Тревор Карпентер дал нам прекрасный пример, начав свое «октябрьское испытание». Он решил ограничить себя только черно-белой фотографией в течение месяца. Это позволило ему поэкспериментировать в этой среде и научиться на своих собственных работах. Резюмируя свой проект, он сказал: «Я заметил, особенно в последние дни, что, делая или продумывая снимок, я заранее ощущаю потенциал воздействия композиции в черно-белом формате».

Сосредоточьтесь на контрасте

Черно-белая фотография – это черный, белый и все тона между ними. Человеческий глаз по своей природе устроен так, что он воспринимает две вещи – интенсивность света и цвета. Когда мы убираем цвета, наш глаз становится более чувствительным к световой интенсивности. Человек воспринимает зоны контраста, благодаря этому он может отличать одну вещь от другой.

Во время черно-белой съемки вашей основной задачей будет создать объект благодаря оттенкам серого. Используйте контраст для того, чтобы показать вашим зрителям, что важно, а что – нет. Отыскивайте сцены, которые сами содержат проявления высокого контраста, благодаря этому ваши черно-белые снимки с самого начала будут более выразительными.

Во время обработки черно-белых фотографий использование возможностей Photoshop, таких как: уровни (levels), кривые (curves) и смешивание слоев (layers) – откроет перед вами широкие возможности для получения конечного изображения. Также вы можете использовать технику осветления (dodge) и затемнения (burn), которая является эффективным приемом повышения контраста. Эта техника работает хорошо благодаря тому, что она позволяет сосредоточиться на обработке определенных элементов изображения, не затрагивая прилегающие зоны.

Сосредоточьтесь на текстуре

В действительности, текстура – не что иное, как проявление контраста, однако она воспринимается совершенно иначе. Если задуматься, то текстура представляет собой постоянную или непостоянную структуру теней и света различной степени интенсивности. Черно-белая фотография во многом зависит именно от текстуры.

Цвета добавляют дополнительный уровень к воспринимаемому человеком изображению, в связи с этим, они маскируют самые утонченные текстуры. Поищите места с интересными текстурами, поверхность которых может быть сфотографирована так, что будет подчеркнута специфика ее поверхности и проявится контраст.

Решения, которые вы принимаете при обработке, так же могут оказать существенное влияние на текстуру. В процессе обработки черно-белого снимка у вас появляется возможность извлечь текстуру из ровной поверхности благодаря выбранному вами приему. В цифровой фотографии синие и красные каналы, как правило, содержат больше шума, чем зеленые, поэтому такие инструменты, как микшер каналов и черно-белый корректирующий слой в Photoshop позволят вам подчеркнуть текстуры, содержащиеся в снимке.

Снимайте в цвете

Это по большей части относится к цифровой фотографии. Если ваша камера предлагает вам выбор делать цветные или черно-белые снимки, никогда не выбирайте черно-белый режим. В действительности камера сначала делает цветной снимок, а потом переводит его в черно-белый формат.

Программное обеспечение для обработки фотографий может сделать перевод гораздо лучше, так же у вас будут более гибкие возможности изготовления конечного изображения. Просто невероятно, насколько могут сильно отличаться фотографии, полученные в результате самостоятельной обработки, поэтому лучше не ограничивать себя еще до того, как изображение будет получено из камеры.

Единственное исключение из данного правила, если вы используете черно-белый режим фотокамеры для того, чтобы понять, как сцена может выглядеть на итоговой черно-белой фотографии. Этот прием может помочь вам быстрее найти хорошие черно-белые сцены, но после того, как вы их найдете, верните камеру в режим цветной съемки и сделайте повторный снимок.

Используйте цветные фильтры

Для того, чтобы изменить оттенки снимков, фотографы, которые занимаются пленочной черно-белой съемкой используют фильтры. Вы когда-нибудь видели черно-белые снимки с темным небом и белоснежными облаками? Это не результат естественных условий, для этого применяются цветовые фильтры, позволяющие получать желаемый эффект. Использование подобных цветных фильтров с цифровой камерой вполне приемлемо, это не обязательно, но может дать вам определенные преимущества.

Программное обеспечение, подобное Photoshop позволяет нам применять фильтры, которые при этом не подвергают изменениям исходное изображение. Благодаря программе, эти же результаты могут быть достигнуты при переводе из цветного в черно-белое изображение. Те, кто использует программу Photoshop версии CS3, заметят, что меню настройки черно-белого изображения дает возможность настройки и применения нескольких фильтров.

Так что, если вы решите немного попрактиковаться в черно-белой фотографии, вам обязательно стоит думать об этих вещах до и после съемки. Любой человек может сделать черно-белый снимок, но вам потребуется немного больше мастерства и знаний для того, чтобы создать хорошую черно-белую фотографию.

Чёрно-белая фотография: сделайте себя мастером света и тьмы!

В насыщенном цветом мире сила черно-белого изображения неоспорима .

Черно-белая фотография

Магия света

Фотография — это, есть не что иное, как манипуляция светом и тенью, черным и белым, темнотой и освещением. Каждый фотограф может узнать об этом из работ великих мастеров мирового искусства. Светотень — это общий, для многих видов искусств, термин, используемый для описания использования сильных контрастов света в живописи, фотографии и кинематографии. Погрузитесь в работы Рембрандта, Эль Греко и Караваджо, чтобы получить представление о том, насколько эффективной может быть эта техника.

Правильное понимание того, как использовать освещение в фотографии, может непосредственно повлиять на атмосферу в вашей фотографии – а её влияние отразится на вашей аудитории. Итак, как вы собираетесь добиваться этих аффектов? Не знаете? Надеемся, эта статья вам поможет.

Читать еще:  Французский художник. Chevassus-Agnes Jean-Pierre

Непрерывное освещение

Непрерывное освещение в чёрно-белом портрете

Обладая репутацией «перегрева» и «разрыва», использование непрерывного освещения до недавнего времени было не особенно популярно. Однако, с появлением более чувствительных к свету камер и лучшего флуоресцентного освещения, непрерывное освещение теперь возвращается в моду. Преимущество использования непрерывного освещения — это простота и полноспектровость.

Это чистый, белый и самое, наиболее близкий к естественному дневному, свет, который только можно воссоздать в студии. Кроме того, возможность контролировать силу источника и направление света в изображении позволяет фотографам создавать глубокие тени и зоны мягкого естественного света – что делает его идеальным выбором для гламурных и романтических портретов, а также для модной съёмки.

После того, как вы освоите эту технику, вы сможете воспроизводить гламур а-ля старый Голливуд в вашей собственной студии!

Многомерное освещение

Портретное многомерное освещение

Использование многонаправленных источников света в портрете позволяет добиться потрясающих результатов в стиле «фото для рекламного агентства». Настройте четыре или пять различных источников света, под разными углами направленными на ваш предмет, и вы обнаружите, что тени смягчаются, чтобы стать незамеченным, и что свет будет казаться буквально обернутым вокруг вашей модели.

Однако, не забывайте, результаты могут как поразить, так и разочаровать. Особенность техники многомерного освещения заключается в том, чтобы начать с максимально возможного количества света, а затем уменьшать его, чтобы достичь желаемого эффекта. Кожа будет выглядеть более гладкой, а мелкие пятна и морщины, будто и вовсе, исчезнут.

Естественное освещение

Естественное освещение в черно-белом портрете

Если вы снимаете на улице при дневном свете или с помощью непрерывного освещения (близкому к естественному освещению) в студии, чтобы создать «дневной» эффект, то это наиболее желаемый для портретной фотографии способ, позволяющий захватить красивый, из «реальной жизни», портрет, например, вашей няни.

Съемка на открытом воздухе, однако, это совершенно другая работа, совсем не похожая на фотосъёмку в студии. У вас один источник света и его положение зафиксировано. В светлые, солнечные дни свет может быть слишком суровым, в то время как в пасмурную зиму днем он никогда не будет достаточно ярким.

Но если вы, всё же, можете использовать преимущества естественного света при фотосъёмке, то вы обнаружите, что результаты будут более чем приемлемыми. Когда солнце слишком яркое, используйте искусственную тень вместо рассеивателя, чтобы смягчить блики. Облака действуют как естественный диффузор, поэтому облачный день может дать вам красиво смягченные изображения.

В помещении, вы можете использовать солнечный свет проникающий через окно, чтобы добиться большего эффекта. Найдите выгодное, по отношению к окну, место, и разместите там объект, используйте чистый (белый) фон, если вам нужно смягчить свет.

Добавление глубины и драмы

Черно-белый портрет в драматическом освещении

Помните светотени? Художники, освоившие эту технику, смогут добавить в свои композиции не только размерность и глубину резкости, но и изменить настроение и эмоциональное воздействие своей работы.

Это то, что поможет вашему художественному мастерству выйти на первый план. Конечно, вы должны овладеть мастерством фотографии не только для того, чтобы создавать не просто технически грамотные и профессионально выглядящие, с художественной точки зрения, изображения, но и для того, чтобы стать действительно успешным фотографом.

Именно чёрно-белые изображения позволяют играть со светом и тенью и, тем самым, дают возможность почувствовать себя художником. Для серьезных портретов и документальной фотографии, создание глубоких теней может быть использовано, чтобы добавить комментарий и контекст к вашей теме.

Австралийский фотограф Билл Хенсон, пожалуй, особенно умело создает тайну и предчувствие с использованием света и тени в своих фотографических портретах. Когда вы смотрите на его работу, вы не можете не думать о Рембрандте и Караваджо.

Чтобы создавать эффектные чёрно-белые фотографии, сделайте себя мастером света и тьмы!

Майкл Кенна — мастер черно-белой пейзажной фотографии

«В фотографии загадочным образом объединяются логика мышления и ничем не сдерживаемое воображение»

Английский фотограф Майкл Кенна (©Michael Kenna) знаком широкой зрительской аудитории, прежде всего, монохромными работами в пейзажном жанре. Однако, нельзя сужать его творческий метод до одной лишь ландшафтной съемки. В ней он, безусловно, признанный классик — работы Кенна не спутаешь с другими.

Фотограф много работал и на коммерческих заказах — к нему обращались Maserati, Adidas, Mercedes, Dom Perignon, Audi и другие гиганты рынка. Но его истинная стезя — художественная фотография пейзажей, антропогенных ландшафтов и всего, что нас окружает в повседневности.

Майкл Кенна обладает умением видеть в простоте эстетику и аскетичное очарование, в мрачности промышленных «декораций» — строгость и величие; в обыденных видах природы — непередаваемые никем другим оттенки настроения. Все работы фотографа объединяет общий стиль — они черно-белые, очень камерные, с размером печати 30х30. На них нет места людям — только природа и созданные человеком строения говорят со зрителем на таинственных языках. Автор и его камера «переводят» эти высказывания для нас.

Особенности работ Майкла Кенна

Кенна считает, что изучать фотографию нужно в одиночестве. Этим объясняется принципиально маленький формат его снимков. Того же правила он придерживается и в работе — фотографирует и обрабатывает кадры самостоятельно, иногда приглашая свою единственную ассистентку. Большинство снимков автора сделаны на длинной выдержке — иногда ночная экспозиция занимает до 10 часов. Начиная с середины 80-х годов, он работает с камерами Hasselblad и Holga средних форматов, чем и объясняется «квадратность» большинства его композиций. Чуть ли не единственным исключением из правила стали снимки из детского сада «Моник», для которых фотограф использовал камеру 4х5.

Читать еще:  Украинский художник. Natalia Nosyk

«Эфирный» свет, которым знамениты работы фотографа, Майкл Кенна ловит на рассвете или в сумерки. При этом фотограф не боится зернистости и даже любит ее. Он сам говорит, что яростная борьба с несовершенствами, которой увлечены многие современные авторы, его изумляет. Зерно для Майкла — мазки краски, от которых картина начинает дышать и оживает. У Кенна есть любимое время для работы — ночь и время наступления сумерек. Особенности освещения в эти часы, приемы работы в темноте он постигал сам, накапливая опыт долгие годы.

Труды не пропали зря — стиль и снимки Кенна известны и профессионалам, и широкой аудитории. Его пристрастие к длинным выдержкам помогает делать фантастические снимки, признанные профессионалами и галеристами по всему миру. Работы Майкла Кенна выставляют знаменитые музеи — лондонский Виктория и Альберт, токийский фотографический, Национальная галерея искусств в американском Вашингтоне и парижская Patrimoine photographique. В 2000 году он стал кавалером французского ордена искусств.

Фотограф выпустил больше 20 книг, в которых представлены кадры, сделанные по всему миру — от заснеженных ландшафтов японского острова Хоккайдо до живописных итальянских пейзажей. Зрителей поражает сочетание камерности и внутренней напряженности — особенный, завораживающий стиль работ Майкла Кенна. Характерный творческий почерк фотографа начал формироваться еще в годы своего английского детства.

Как формировался стиль: биографические штрихи к портрету пейзажиста

Майкл родился в 1953 году на северо-западе Англии, в семье ирландского рабочего. У него было пять братьев и сестер. Как и полагалось по строгим католическим обычаям, а семья их придерживалась, до 17 лет Майкл посещал духовную семинарию, собираясь принять сан священника. Однако, поклонникам его творчества повезло: Кенна отказался от этой мысли и решил поступить в художественную школу. Это он и сделал в 18 лет, несмотря на протесты родных.

В Школе искусств Банбери молодой автор получил первое полноценное обучение, хотя еще и до поступления достиг успехов в живописи. Но именно в этом заведении Майкл начал знакомиться с фотоискусством. В дальнейшем он стал развивать «коммерческую жилу», уехав в Лондон и поступив в Колледж печатного дела для изучения графического дизайна. Окончив учебу, он в 1977 году переехал в Сан-Франциско и впервые увидел США.

В Америке Майкл продолжал заниматься пейзажным направлением, параллельно работая для прессы, студий звукозаписи, театров и перенимая опыт у коллег. Он показывал свои работы в галереях, где встретил знаменитую Рут Бернхард, которая сделала перспективного автора своим ассистентом. Именно она познакомила Майкла со своими способами фотопечати, обработки, проявки пленок. Бернхард показала молодому фотографу, как, жонглируя негативами, можно отыскать массу возможностей для творчества. Во многом уникальным художественным почерком Кенна обязан Рут.

После переезда в Калифорнию Майкл стал много путешествовать и объездил самые отдаленные уголки мира. Результат не заставил себя ждать — уже через два года в Вашингтоне была организована его первая за пределами Великобритании персональная выставка. На экспозиции Майкл представил снимки итальянских городов. В дальнейшем он работал на острове Пасхи, в Швейцарии, Чехии, в России и многих других странах.

Сегодня фотограф живет в Сиэтле и продолжает совершенствовать уникальную методику съемки. Сам процесс фотографирования подчас занимает совсем немного времени. Самым важным этапом Кенна считает лабораторную обработку пленки, благодаря которой и «проявляются» нюансы, отличающие снимки Майкла Кенна от остальных. Фотограф помногу правит работы, экспериментирует со снимками, используя фильтры, выделяя светом участки фото и приглушая тон на других.

С плодами творчества могут знакомиться все желающие — только в октябре 2017 года у Кенна проходит восемь выставок в нескольких итальянских и американских городах, а также в Стамбуле и Токио. Он не отказывает журналистам в интервью, подписывает для поклонников книги и по прежнему открыт миру и его красоте.

Видеоканал Фотогора

50 чудесных черно-белых снимков от мастеров фотографии

Черно-белые снимки обладают какой-то необъяснимой таинственностью и присущей только им атмосферой. Предлагаем вам полюбоваться полусотней таких шедевров от признанных мастеров.

Что важно в черно-белой фотографии? Смотря кто на нее смотрит. Если вы профессионал в этой области, вы наверняка обратите внимание в первую очередь на светотени, ракурс и другие немаловажные фотографические детали. Если вы простой наблюдатель, вам, скорее всего, будет важна вся композиция в целом — так сказать, «красота и уникальность» снимка. К какой бы категории вы ни относились, вам наверняка понравятся некоторые (а то и все) черно-белые фотографии из этого выпуска. Их делали мастера своего дела, знавшие, как подать снимок, лишенный красок.

1. Pedro Luis Raota

2. Stanko Abadzic

3. Henri Cartier Bresson

4. Pedro Luis Raota

5. Pentti Sammallahti

6. Edouard Boubat

10. Garry Winogrand

11. Ferdinando Scianna Capizzi

12. Herbert List

14. Herbert List

15. Vivian Maier

16. Josef Koudelka

17. Dorothea Lange

18. Pedro Luis Raota

19. Bruno Bourel

20. Pentti Sammallahti

23. Piergiorgio Branzi

24. Janine Niepce

25. Siegfried Lauterwasser

26. Edouard Boubat

27. Enzo Sellerio

28. Eduardo Teixeira Pinto

29. Elliott Erwitt

30. Henri Cartier Bresson

31. Edouard Boubat

32. Christer Stromholm

33. Thomaz Farkas

38. Larry Towell

39. Leonard Freed

40. Henri Cartier Bresson

42. Shirley Baker

43. Toni Schneiders

44. Margaret Bourke

45. Henri Cartier Bresson

46. Shirley Baker

48. Leonard Freed

50. Mario Cattaneo

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector