Экспрессионистский реализм. Rick Delanty

Экспрессионистский реализм. Rick Delanty

Реализм и экспрессионизм

Энциклопедический словарь экспрессионизма. — М.: ИМЛИ РАН. . Гл. ред. П.М.Топер. . 2008 .

Смотреть что такое «Реализм и экспрессионизм» в других словарях:

Реализм (живопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм. Эдуар Мане. «Завтрак в мастерской» (1868) Реализм эстетическая позиция, с … Википедия

Экспрессионизм — «Крик» норвежского художника … Википедия

Реализм (в литературе и искусстве) — Реализм направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и… … Википедия

Экспрессионизм — (от лат. expressio выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920 е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1 й четверти 20 в. (включая 1 ю мировую войну и последовавшие… … Большая советская энциклопедия

Экспрессионизм — (от лат. expressio выражение, выявление) направление в европ. иск ве и лит ре, возникшее в 1 х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и лит ре привело к… … Музыкальная энциклопедия

экспрессионизм — (лат. expressio – выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910 х гг. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Возникновение стиля связано с появлением в немецкоязычной культуре… … Литературная энциклопедия

Кино и экспрессионизм — Термин “экспрессионизм” по отношению к кино употребляется в значительной мере условно и в двух значениях: для характеристики ряда заметных явлений в немецком немом кино 1920 х (так называемого “стилизованного фильма”), и в отношении некоторой… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Русская культура и экспрессионизм — В России характерные для экспрессионизма идеи и образы нашли воплощение в деятельности ряда групп и в творчестве отдельных авторов на разных этапах их эволюции, порою в единичных произведениях. Однако как художественное движение экспрессионизм … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Пролеткульт и экспрессионизм — Пролеткульт (сокращение ходового выражения “пролетарская культура”, ставшего впоследствии широко распространенным термином первоначально для обозначения членов группы “Вперед” А.Луначарского*, А.Богданова, Ф.Калинина, возникшей в 1913) был… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Абстрактный экспрессионизм — (англ. abstract expressionism) школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических … Википедия

Что такое Экспрессионизм

Значение Экспрессионизма

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а своё субъективное видение (эмоции и реакции) того, что события и предметы в нём вызывают.

Автор использует при этом искажение, преувеличение, примитивизм и фантазию, а также яркое, резкое и даже динамичное применение формальных элементов.

Этот стиль сменил собой импрессионизм, зародился в 1910-х гг. в Германии и получил распространение во многих её городах, но активно просуществовал лишь до 1921 гг.

Если говорить об экспрессионизме в более широком смысле, то он является одним из основных течений искусства в конце 19 и 20 веков.

Знаменитые экспрессионисты и их работы

Художники-экспрессионисты

Самыми известными художниками экспрессионистами стали:

Винсент ван Гог

Его методы стали определять многие последующие художественные движения, он использовал импульсивное нанесение краски и символических цветов для выражения субъективных эмоций.

Эдвард Мунк

Некоторые называют его первым экспрессионистом потому, как он использовал цвета, сила его красного и неистовая яркость, с которой он воспринимает свои темы.

Джеймс Энсор

В своё время этот художник отказался от использования иллюзионизма и перспективы с одной точкой схождения. Энсор начал наращивать объём, покрывая цветными пятнами всю поверхность холста.

Оскар Кокошка

Он запомнился истории как художник, который дал свободу от стилистических ограничений, также он заставил поверить в способность искусства повышать осведомлённость о современных проблемах. Он стал примером для многих художников абстрактного экспрессионизма и неоэкспрессионизма.

Также очень знамениты эти художники-экспрессионисты:

  • Эгон Шиле;
  • Франц Марк;
  • Эмиль Нольде;
  • Макс Пехштейн;
  • Август Макке;
  • Отто Мюллер.

Писатели-экспрессионисты

Среди знаменитых немецких писателей можно встретить таких авторов как:

  • Георг Гейм — «Гримаса»;
  • Готфрид Бенн — «Морг» и другие стихотворения», «Сыновья», новые стихотворения» и «Плоть»;

А писателей экспрессионистов из Австрии можно назвать:

  • поэт Георг Тракль — «Песнь о стране Запада»;
  • Густав Майринк — «Голем»;
  • также можно вспомнить и такое известное имя как Франц Кафка (он писал на немецком языке, но родился в Чехии) — «Превращение», «Процесс», «Замок», «Охотник Гракх».

Экспрессионизм в живописи

Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.

Зачастую создаются более простые композиции, прямолинейные, характеризуются густой краской, приёмом импасто (на холст наносится неразбавленная краска, густым и сочным слоем), рыхлыми, свободно нанесёнными мазками. Иногда проскальзывает символика, будто случайно. Но сообщение автора очень важно.

Каковы основные характеристики экспрессионизма?

Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ «выразить» эмоции в своём искусстве.

Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

Абстрактный экспрессионизм

Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.

Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.

Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм.

Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.

Читать еще:  Фигуративный художник и пейзажист. Mark Robert Haywood

Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.

Писатели, неудовлетворенные «грязной реальностью», возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.

Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.

  • Леонид Николаевич Андреев;
  • Данило Локар;
  • Константин Симонович Гамсахурдиа;
  • Эмиль Зегадлович;
  • Ойген Д. Релгис.

Экспрессионизм в кино или киноэкспрессионизм

Кинематографический экспрессионизм начал развиваться в Германии в 1920 году. Когда экспрессионизм стал проявляться в кино, он повёл его абсолютно в другом направлении, отличном от голливудского.

Такие режиссёры, как Фридрих Вильгельм Мурнау (в своей ленте «Носферату. Симфония ужаса») или Роберт Вине (в «Кабинете доктора Калигари») использовали техники, которые не давали ни малейшей возможности их картинам выглядеть реалистичными.

Это например: преувеличенное использование углов, не натуралистический дизайн декораций и тёмные сюжеты.

Их влияние ещё чувствуется в современном кинематографе в таких картинах, как: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Эдвард Руки-ножницы» Тима Бёртона и многих других.

Экспрессионизм в архитектуре

В архитектуре экспрессионизм проявляется как деформация общепринятых форм. Главная характеристика в архитектуре экспрессионизма — это явная эмоциональная экспрессивность, предельный эмоциональный эффект. Архитекторы её получают используя в своих творениях угловатости и акцентированную деформацию общепринятых форм.

  • Эрих Мендельсон (1887–1953);
  • Ганс Пёльциг (1869–1936);
  • Хуго Херинг (1882–1958).

Экспрессионизм в музыке

Музыке этого стиля характерны следующие черты:

  • высокий уровень диссонанса (несогласованное сочетание звуков, вызывающее неприятные ощущения);
  • крайние контрасты динамики (контрастирующая сила звука);
  • постоянно меняющееся строение;
  • «искажённые» мелодии и гармонии;
  • «угловые» мелодии с широкими прыжками (в них много интервалов, диссонанса и жёстких ритмов);
  • нет ритма.

И как пример экспрессионистского музыкального произведения можете послушать эту композицию:

Peripetie — австрийского и американского композитора Арнольда Шёнберга

Немецкий экспрессионизм

Главные отличия немецкого экспрессионизма в том, что зачастую авторы искажали цвет, масштаб и пространство. Таким образом они пытались передать субъективные ощущения своего видения.

Однако Первая мировая война навредила многим, и этим художникам тоже. В конечном итоге, немецкий экспрессионизм превратился не только в стиль современного искусства, но и в горькое движение протеста.

Экспрессионизм и импрессионизм отличия

Импрессионизм (от англ. impression — впечатление) — художественное движение, которое развивалось в 1860-х годах в Париже. А экспрессионизм возник в 1905 году в Германии.

Ключевое различие между ними заключается в том, что, хотя импрессионизм и пытался изобразить впечатление или эффект момента, экспрессионизм представлял через искусство преувеличенные и искажённые эмоции момента.

Информация для студентов

Краткие конспекты для повторения и задания

Экспрессионизм, Сюрреализм, Минимализм

  1. Экспрессионизм
  2. Сюрреализм
  3. Минимализм

Экспрессионизм

Экспрессионизм ( от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период – в преддверие первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Предшественниками экспрессионизма считаются Венсент Ван Гог — голландец, развивший свою особую художественную манеру на почве французской школы, постимпрессионист, Джеймс Энсор – бельгийский художник – символист, Эдвард Мунк – норвежский художник – символист, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению.
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после.

Первый период

К первому периоду относят творчество немецких художников Пауля Клее, Альфреда Кубина и Оскара Кокошки, объединений “Мост”, “Синий всадник”.
Ранний экспресионизм. Германия. Художники обеднения “Мост” (1905-1912гг.).
Основатели – студенты архитектурного факультета города Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер , Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф. Они сознательно противопоставляли себя реализму, импрессионизму и стилю “модерн” (югендстиль). Впоследствии к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, швейцарец Куно Амье, финн Аксель Галлен – Калола и другие. Первая выставка “Моста” состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной. Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке “Моста” в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты.

Художественный язык был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную “варварскую” непосредственность: тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. В картинах выражено предчувствие какого-то ужаса через деформацию предметов, природных форм, как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым. Художники обращаются к литературным темам, иллюстрируют романы Ф.М. Достоевского. ( Э.Хеккель “Двое мужчин за столом», 1912г. Литературная подоснова: “Идиот”, сцена первого визита князя Мышкина в дом Рогожина.)

Художники объединения “Синий всадник”

Предыстория возникновения объединения такова: в 1909 году В.Кандинским и А.Явленским было основано “Новое художественное объединение” в противовес отказавшемуся принимать произведения “авангардистских” художников “Мюнхенскому Сецессиону”. Вскоре В.Кандинский и Франц Марк основали альманах “Синий всадник”. В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал навязчивому журналисту, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский всадников.
В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению “Синий всадник”.
Для “Синего всадника”, в противоположность объединению “Мост”, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая трансцендентную сущность вещей.

Скульптура экспрессионизма. Скульпторы Эрнст Барлах, тяготевший к реалистичной манере и Вильгельм Лембрук, создававший пластические образы “надломленной, как бы смертельно раненой грации” (А. Тихомирова), в которых были преувеличенно удлинены пропорции.

Читать еще:  Художник и писатель. Jason Powell

Второй период: экспрессионизм периода первой мировой войны и в послевоенные годы

К началу нового периода объединения “Мост” и “Синий всадник” распались, Франц Марк (в 36 лет) и Август Макке (в возрасте 27 лет) погибли во время мировой войны. Герман Бар писал об этом периоде: “Вопль искусства в темноту, оно вопит о помощи, зовет дух: это экспрессионизм”. Экспрессионистические тенденции этого периода выразились в творчестве Макса Бекмана ( офорты “Ночь”, “Морг” и др.), Карла Хофера и Отто Дикса. [1]

Макс Бекман
Эрик Хеккель
Отто Дикс
Алексей Явленский
Василий Кандинский
Оскар Кокошка
Альфред Кубин
Август Макке
Фран Марк
А.Модильяни
Эдвард Мунк
Эмиль Нольде
Макс Пехштейн
Жорж Руо
Эгон Шиле
Густав Климт
К.Шмидт-Ротлуф [2]

Сюрреализм

Сюрреализм (Surrealism), модернистское (модернизм) направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для Сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. В определённый мере предшественниками сюрреалистов были дадаисты (дадаизм).

Теоретик и основоположник С. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, им недоставало единодушия: они постоянно спорили, выступали с взаимными обвинениями и исключали из своих рядов несогласных. В основе Сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод «свободных ассоциаций» для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, «правдоподобием», выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, «отключив» разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен.

В период между двумя мировыми войнами Сюрреализм стал самым распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира. [3]

Минимализм

Минимал арт (англ. Minimal art), также Минимализм (англ. Minimalism), Искусство ABC (англ. ABC Art) — художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. В теории искусства обычно рассматривается как реакция на художественные формы абстрактного экспрессионизма, а также на связанные с ним дискурс, институции и идеологии. Искусство минимал-арта обычно включало в себя геометрические формы, очищенные от всякого символизма и метафоричности, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.

К художникам минимал-арта относятся Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джадд, Роберт Моррис , а также иногда причисляемый к ним Фрэнк Стелла. [4]

Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, концептуалисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества — определенный заранее результат процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, Минимализм, интерпретируемый в широком смысле как экономия художественных средств, нашел применение и в других видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.

Минимализм возник в США в первой половине 60-х гг. XX в. Его истоки — в конструктивизме, супрематизме, дадаизме (см.:Дада), абстракционизме, формалистической американской живописи конца 50-х гг., поп-арте. Непосредственным предшественником минимализма является американский художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 гг. серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63 гг. Термин «Минимализм » принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М.Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы — «прохладное искусство», «АБВ-искусство», «серийное искусство», «первичные структуры», «искусство как процесс», «систематическая живопись». Среди наиболее репрезентативных минималистов

— К. Андре, М. Боннер, У. Де Мариа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как «специфический объект», отличный от классических произведений пластических искусств. Самостоятельную роль играет освещение как способ создания минималистских художественных ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.

Идея концептуальной предопределенности творческого процесса в Минимализме получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как действии, пространственно-временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно американским течениям антиформы, земляного искусства (см.: Лэнд-арт), саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 60-х гг. [5]

Экспрессионистский реализм. Rick Delanty

По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:

ЭКСПЕРИЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ В КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ. ИСТИНА И ОПЫТ

Статья посвящена критике базовых положений современной когнитивной лингвистики: теории субъективной (экспериенциальной) истины, которая реализуется, по мнению этой школы, в естественных языках и теории опыта как источника языковой семантики и языковых структур. Критическое обсуждение ведется с позиций корреспондентной теории истины А. Тарского, а также взаимосвязанных друг с другом концепций эволюционной эпистемологиии и гипотетического реализма.

The article is devoted to critical analysis of the basic assumptions of modern cognitive linguistics: the theory of subjective (experiential) truth that is realized, according to the school itself, in natural languages, and the theory of experience as a source of language semantics and linguistic structures. Critical arguing is based on A. Tarski’s correspondence theory of truth, as well as on the standpoints of interrelated conceptions of evolutionary epistemology and hypothetical realism.

‘> Входит в РИНЦ ® : да

Читать еще:  Станковая живопись. Kathy Morrissey

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 0

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по журналу: 0

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:

‘> Норм. цитируемость по направлению: 0

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 4

‘> Тематическое направление: Languages and literature

Экспериенциальный реализм как альтернатива объективизму.

Основы экспериенциального реализма были сформулированы и в работах Лакоффа и Джонсона. Они предложили эту концепцию в качестве альтернативы философии объективизма. Доказывая положения своей новой философии, учёные отталкивались от тезисов генеративистов.

И для того, чтобы понять философию экпериенциального реализма, нужно изучить основные положения философии объективизма.

Объективизм. Основные положения:

— мышление человека — это алгоритмические манипуляции абстрактными символами. Символы, словно кирпичики, объединяются в более крупные блоки по специальным правилам. Мышление атомистично и неантропоцентрично.

— правильность мышления определяется тем, насколько точно оно отражает структуру действительности.

— прямое соответствие утверждения некоторому положению дел в мире есть истина; она едина и абсолютна

— значение слова определяется его референцией (соответствием объектам внешнего мира), а значение предложений — условиям истинности, описываемыми логикой.

— утверждается независимость семантики от прагматики, как дисциплины, изучающей отношения говорящего к содержанию высказывания и к собеседнику.

— семантике отводится главная роль, так как выражает отношения между языком и объективной действительностью.

Однако, по мнению Лакоффа и Джонсона, объективистская философия объективизма противоречит эмпирическим данным, которые говорят о том, что мышление непосредственно обусловлено телесно-чувственным опытом человека, образно и обладает свойствами гештальта, а следовательно не сводимо к манипуляциям символами. Поскольку особенности мышления проявялются в языке, к нему также неприложимы объективистские мерки.

Объективистская философия не может служить фундаментом для гуманитарных наук, ибо не способна адекватно объяснять те стороны реального мира, которые связаны с человеком: его опыт, понятийную систему, язык, социальные инситуты.

А согласно философии экспериенциального реализма, человек составляет часть окружающего его мира и может судить о нём только «изнутри» — через свой телесно-чувственный опыт и в терминах своей понятийной системы. Отсюда невозможность достижения полной объективности, отсутствие единой абсолютной истины, неизбежная субъективность значения и понимания.

По мнению Лакоффа и Джонсона экспериенциальный реализм является адекватной альтернативой философии объективизма, так как охватывает отношения человека с окружающим миром, выраженные через язык.

16. Структуры представления знаний в языке: концепт и языковое значение.

Концептуальная информация разного типа выражается в языке с помощью слов, словосочетаний, предложений и текстов. Концептуальная информация, которую кодирует язык, является наиболее существенной, и именно концепт определяет семантику языковых единиц, используемых для его выражения. Концепты как элементы сознания вполне автономны от языка. Наше мышление невербально по своей природе, большинство людей не пользуются словами в процессе мышления. Многие мысли, существующие в нашем сознании, вообще никогда словесно не выражаются, поскольку они не предназначены для сообщения, и для их выражения нет готовых языковых средств. Между тем эти мысли существуют и определяют поведение человека. Попытки передать их словами, как правильно, бесплодны. С другой стороны, люди часто владеют словами не на уровне их значений, а на уровне передаваемых ими смыслов, т.е. концептов и концептуальных признаков. Они используют их как готовые клише, при этом могут возникать такие ошибки, как неправильное словоупотребление.

Языковые средства своими значениями передают лишь часть концепта, что подтверждается существованием многочисленных синонимов, разных дефиниций, определений и текстовых описаний одного и того же концепта. Значение слова — это лишь попытка дать общее представление о содержании выражаемого концепта, очертить известные границы представления его отдельных характеристик данным словом. По определению Е.С.Кубряковой (1991), значением слова становится лишь концепт, «схваченный знаком». Поэтому соотношение между значениями и концептами имеет сложный характер. Когнитивный и семантический анализ требуют разного уровня абстракции. Семантический анализ всегда предполагает коллективное знание, т.е. знание, бытующее в определенном социуме, которое является общим для всего коллектива, говорящего на конкретном языке, поскольку язык — явление общественное, социальное и существует только в коллективном сознании, в обществе. Языковые значения — это социально закрепленные смыслы, которые хранятся в коллективном сознании говорящих (хотя первоначально эти смыслы могут быть и индивидуальными). Когнитивный анализ направлен на изучение не только закрепленного социальной практикой, коллективного, обобществленного знания, но и знания индивидуального, поскольку познание и мышление индивидуальны по своей природе. Лишь часть результатов исходно субъективного познания, индивидуальных образов окружающего мира и смыслов, формируемых говорящим, закрепляется социальной практикой и становится достоянием всего общества, коллективным знанием. Эти исходно индивидуальные образы и смыслы не всегда остаются в памяти всего говорящего коллектива и даже не всегда понятны всем говорящим на данном языке, например: некоторые теоретические положения, научные гипотезы и концепции, отдельные художественные образы и т.д., — для которых часто специально создаются новые обозначения (неологизмы), приобретающие, в конечном итоге, окказиональный, временный характер.

17. Структуры представления знаний в языке: концепт и понятие.

Согласно распространенной точке зрения, в отличие от понятий, представленных в нашем сознании набором существенных признаков, концепты не только мыслятся, но и переживаются. Они — предмет эмоций, симпатий и антипатий, столкновений разных мнений. В структуру концепта вносят свой вклад внутренняя форма слова, связанные с ним ассоциации, оценки. Концепты описывают действительность, но действительность особого рода — ментальную.

Концепт – это термин, служащий объяснению ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга всей картины мира, отраженной в человеческой психике. Концепты обладают национально-культурной специфичностью. Понятие же — это отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Понятия суть сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей, а также нечувственных объектов, таких как другие понятия. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями.

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector