Эстетическое восприятие природы и человеческой красоты. Lubomir Duhlinski (цифровой художник)

Эстетическое восприятие природы и человеческой красоты. Lubomir Duhlinski (цифровой художник)

Эстетическое восприятие природы

Природа — ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» — писал К.Д.Ушинский. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. » (Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. — М., 1952. — Т. 2. — С. 52-53).

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит человека нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Человек постепенно приходит к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе — красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы («Белый Бим — Черное ухо» Г.Троепольского, «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильева, «Белый пароход», «Плаха» Ч.Айтматова, «Царь-рыба» В.Астафьева, «Русский лес» Л.Леонова, «Прощание с Матерой» В.А.Распутина, повести и рассказы В.Белова, Ю.Казакова, В.Солоухина).

Красота — в голове смотрящего? Как мозг определяет прекрасное

Мария Орлова 3 апреля 2018

Золотое сечение — идеал соотношения пропорций. Считается эталоном красоты в природе.

Мы хорошо знаем, что такое красота, потому что наблюдаем её и чувствуем. Концептуальной стороне этого вопроса посвящены бесчисленные философские тексты, научные работы, произведения искусства. Тем не менее человек до сих пор пытается понять, почему определенные предметы, люди и явления прекрасны, а другие — нет. Как наше сознание формирует эстетические представления о мире вокруг и о нас самих? Есть ли формула красоты, которую выводит мозг? Рассказываем, как ученые отвечают на эти вопросы и почему активно критикуют другу друга за поиск биошифра к коду красоты.

«Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»

Красота по своему универсальному определению — это сочетание характеристик, которые удовлетворяют эстетические чувства. А понятие эстетики представляет собой концепцию из философии искусства XVIII века, согласно которой восприятие красоты происходит через особый процесс, отличный от простого оценивания мира вокруг.

Термин «эстетика» происходит от греческого слова αἴσθησι — «чувство, восприятие». Он был введен Александром Баумгартеном в 1750 году как синоним исследований сенсорного знания. Но после выхода в 1790 году «Критики способности суждения» Иммануила Канта эстетика стала фокусироваться на осмыслении красоты всего, что есть в природе, и искусства. На волне этих рассуждений философ Эдмунд Берк писал:

Эта мысль была опубликована в 1756 году, однако большой ее след можно обнаружить в исследовательских гипотезах сегодня. То есть уже тогда, в эпоху Просвещения, люди предполагали, что есть условные маркеры, которые человеческое сознание воспринимает как признаки красивого. Но в то время у ученых еще не было технологии магнитно-резонансной томографии, которая показывает реальную картину происходящего в мозге. А вот современные деятели науки этой возможностью пользуются сполна и наблюдают биологическую сторону того, что долгое время считалось абстрактным, субъективным и неосязаемым — переживание чувства прекрасного.

Знакомьтесь: нейроэстетика

На рубеже XX и XXI века оформилась новая междисциплинарная область — нейроэстетика. Существующая на стыке когнитивной психологии, нейронауки и философии, эта исследовательская сфера стремится заглянуть в самую глубину процессов, благодаря которым в мозге формируются понимание красоты и реакции на нее.

Ключевой персоной и пионером в области нейроэстетики считается Семир Зеки, профессор нейробиологии университетского колледжа Лондона в Великобритании. Именно он с помощью технологии нейровизуализации первым обнаружил, какие участки мозга отвечают за восприятие прекрасного. На основе сопоставления почти сотни исследований мозговой активности профессор Зеки и его коллеги установили, что эстетический ответ на прослушивание красивой музыки, созерцание приятных изображений и оценку привлекательности людей происходит в одних и тех же зонах.

Во-первых, отчетливые реакции можно обнаружить в твердой оболочке, расположенной в одной из глубоких складок коры мозга. Это открытие оказалось интересно и неожиданно. Ведь было известно, что в этой области формируются отрицательные эмоции (отвращение и боль). Ученые интерпретировали свое наблюдение так: эстетическая обработка — это, по сути, оценка ценности объекта в категориях «плохой» / «хороший», вот она и проходит через эту область.

Во-вторых, во время созерцания красоты активируется орбитофронтальная кора — там обрабатываются реакции на вкус, запах и слух, а также формируются чувства удовольствия и вознаграждения. Этот факт, по словам ученых, указывает на то, что эстетические эмоции развивались у человека сначала для оценки объектов биологической значимости (источники пищи и подходящие партнёры). А уже потом эта система, вызывающая ответ центра удовольствия и выработку гормона дофамина, стала стимулироваться все большим набором приятных объектов окружающего мира.

В то же время нейровизуализация показывает противоречивые картины в отношении восприятия уродливого. Анализ профессора Зеки выявил, что при наблюдении чего-то некрасивого увеличивается приток крови к амигдале, или миндалевидному телу, — области мозга, ответственной за формирование эмоциональных реакций вообще и страха в частности. Другие подобные исследования, наоборот, никаких корреляций между взглядом на непривлекательное и активацией конкретных участков мозга не выявили. И это одна из причин, по которой на специалистов по нейроэстетике обрушивается критика коллег.

Бездушная красота: как и за что критикуют нейроэстетику

Нейроэстетика действительно является объектом споров и дискуссий среди ученых. Например с большой статьей по этому поводу в PLOS Biology выступили нейрофизиолог Бевиль Конвей из университета Уэллсли и музыковед Александр Рединг из Гарвардского университета. Они апеллируют к тому, что невозможно выделить универсальные принципы красоты, которые якобы закладываются в мозге. Плюс активно намекают, что вся нейроэстетика зиждется на редукционистском подходе и к физиологии, и к искусству.

Также с критическими статьями в New York Times и других СМИ выступила профессор философии из Калифорнийского университета Беркли Альва Ноэ. Она считает, что нейроэстетика дает одновременно слишком широкий и слишком узкий взгляд на искусство и красоту. Получается, что прекрасное трактуется только как стимул для нейронов мозга. «Понимание красоты и извлечение смысла из неё — это слишком целостный опыт, чтобы попытаться свести его до нескольких механизмов», — отмечает Ноэ.

В ответ Семир Зеки поясняет, что нейроэстетика предлагает совершенно новое понимание красоты. Вместо того чтобы определять, какие характеристики имеют все красивые объекты, он и его единомышленники выясняют, что общего у этих объектов с точки зрения того, как мозг воспринимает их. Эти данные могут существенно помочь рекламному бизнесу и арт-индустрии.

Профессор Зеки считает, что, независимо от культуры, существуют определенные закономерности в работе мозга, связанные с эстетической оценкой. При этом он не отрицает, что понятия красоты различаются между культурами и меняются в рамках одной культуры. Он делит восприятие красоты на биологически обусловленное и культурно унаследованное. «Например для мусульманина мечеть окажется более красива, чем католический собор, потому что для него в этой эстетике больше смысла. Но одну и ту же красивую женщину или маленького ребенка признают прекрасными в подавляющем большинстве стран и культур», — поясняет нейробиолог. То есть весь вопрос заключается в том, по каким общим законам мозг человека обрабатывает, кодирует и генерирует эстетические переживания.

Но пока у этого научного спора нет победителя, и доводы всех сторон имеют смысл. Более того, в дискуссию вклинивается еще одна группа исследователей, которая предлагает искать ответы на вопросы в теории эволюции и генетике.

Читать еще:  Фигуративные картины маслом. Helen Masacz

Мечеть шейха Зайда. Фотография — отличный пример того, как изображение с идеальной симметрией становится более эстетичным.

Эволюция, симметрия и правильные гены

Довольно большой пласт научных работ по анализу эстетического восприятия можно найти у экспертов в области эволюционной биологии и психологии. Красной нитью через эти исследования проходит идея о том, что восприятие красоты помогало человеку выживать и развиваться. Красивый пейзаж с яркими растениями с большей вероятностью оказывался тем местом, где было много пищи и ресурсов. Вода из кристально чистого ручья была полезнее, чем вода из мутной реки. Даже сейчас, оказавшись в магазине, скорее всего, вы выберете красивые, ровные фрукты, без пятен и гнили. То есть инстинкт выбора в пользу красоты целесообразен, когда дело касается выживания и продолжения рода.

Этот же эволюционный механизм работает и с человеческими лицами. Главную роль тут играет симметрия. Аньян Чаттерджи, профессор Высшей школы медицины университета Пенсильвании, отмечает, что абсолютное большинство экспериментов в области нейронауки приводит к единому выводу: лицевая симметрия сигнализировала нашим предкам о лучшем партнере для создания потомства.

Эта теория одинаково подтверждается как при анализе представителей западной культуры, так и восточной (хотя в азиатской эстетической традиции искусства выше ценится асимметрия). Как в исследованиях с участием жителей мегаполисов, так и на примере сообществ, отдалившихся от цивилизации (племена в Танзании и Папуа Новой Гвинеи). Кстати, маленькие дети в возрасте шести месяцев позитивно реагируют именно на симметричные лица.

Поэтому ряд биологов и нейрофизиологов предлагает говорить о наличии средних пропорций и параметров, которые привлекают нас. Согласно наблюдениям, среднестатистические признаки с меньшей вероятностью сигнализируют о мутации. Кроме того, усредненность отражает большую гетерозиготность — наличие как доминантной, так и рецессивной аллели в генах, а не двух доминирующих или двух рецессивных аллелей (преимущество, которое отражает симметрия). А гетерозиготность зачастую гарантирует относительно большую устойчивость и выносливость организма. Снова эволюция и ее законы.

На самом деле, вести дискуссию на эту тему можно бесконечно. Чем дальше мы погружаемся в нее, тем больше новых споров возникает. Но из всех проведенных на сегодняшний день исследований следует банальный вывод: красота заключается не в объекте, это мы сами наделяем мир вокруг атрибутами красоты. Эта функция мозга и сознания помогает нам быть людьми и чувствовать себя людьми. Она не определяет нас, но определенно помогает жить.

Чуткость в восприятии красоты

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Можно ли развить чуткость в восприятии красоты или кому-то это дано, а кому-то – нет? Ответ на этот вопрос дает архимандрит Серафим (Фирстов).

Чуткость в восприятии красоты

Мы разные. Отличаемся друг от друга неодинаковым восприятием действительности.

Нужно иметь в виду то, что личность формируется на основе генетической предрасположенности, среды, в которой находится человек, а также воспитания. Таким образом, я думаю, что одним эстетическое чувство дано от рождения, иным – дано отчасти, через влияние среды, через общение. Иногда появляется мысль, что некоторым совсем не дано, в силу различных причин: равнодушия, нечувствительности. Конечно, есть натуры гениальные, неординарные, втягивающие в себя окружающий мир, и отчасти меняющие его кардинально.

Развитие эстетических чувств

Может ли эстетическое чувство быть развито человеком? Да, Через культуру. Если мы говорим о христианстве – через религиозно-нравственную, житийную литературу, самую любимую с глубокой древности на Руси, формировавшую образность и мотивацию русского народа; светскую литературу, особенно, классическую русскую XIX — начала XX веков. Первыми замечают эстетические способности у ребенка родители, если они внимательны. Влияют их поступки, слова, реакция на окружающую действительность. Влияет на ребенка и близкое общение с талантливым педагогом, интересной и неординарной личностью. Это очень важно и для ребенка, и для взрослого человека – встречаться с глубокими людьми. Сам ребенок не может сразу оформить и осмыслить впечатления от таких встреч. Это происходит позднее.

Необычные люди

Сколько помню себя, меня всегда интересовали необычные люди, или слова, или мысли, или поступки, отличающиеся от всего шаблонного и типичного. В памяти почему-то навсегда запечатлелся образ одной женщины. Когда мне было 2-3 года, мы с родителями жили в деревянном бараке. Все жили бедно. По соседству жила эта женщина. Облик и одежда ее с точки зрения советского человека, были странными. Она носила короткие волосы и брюки. Помню даже цвет ее замшевой куртки, ни у кого такой не было. Она играла на скрипке, за что ей подавали съестное. На нее смотрели снисходительно и даже пренебрежительно. Мне, ребенку, был интересен этот человек, и если все вокруг ее отвергали, то я с удовольствием с ней общался. Теперь не помню, о чем мы говорили. Она улыбалась мне и давала конфетку.

Второй пример также из детства. Я учился в старших классах школы. И мы были воспитаны той самой советской средой, о которой мы только что упоминали, с любовью к советской родине, скажу за себя – настоящими патриотами. Мы ненавидели фашистов. От песни «Вставай страна огромная» у меня выступают слезы и по сей день.

Я готов был защищать Вьетнам от агрессии США. Помню, как у бабушки я увидел человека в хромовых сапогах, с бородой, – явление необычное в советское время. Он играл на гитаре, удивительно исполнял чечётку в своих сапогах с набивками. Бабушка сказала, что это мой дальний дядя. В то время я читал книгу о Великой Отечественной войне. «Что читаешь?» – спросил он. Я ответил: «Книгу про фашистский концлагерь». Ответ дяди изумил меня: «А я сам в концлагере сидел». Я, подросток, никак не мог представить, что где-то на просторах моей справедливой Родины, тоже есть концлагеря! О лагерях уголовных я знал, а о политических – нет. Эта информация и его рассказы открыли для меня неизвестную сторону моей страны.

Рассуждения о красоте

Но вернемся к нашим рассуждениям о красоте. Следует отметить, что чувство прекрасного относится не только к изобразительном искусству, но и ко всему многообразию человеческой жизни. И прежде всего к этике. Красота должна быть связана и с этикой.

Существует красота взаимоотношений, их тонкость, нежность. Читайте «Старосветские помещики» Гоголя. Или, например, повесть Тургенева «Ася».

Красота природы описывается в произведениях Тургенева, Паустовского, у многих других писателей, изображавших яркие образы русской природы.

Красота, многообразие, сложность переживаний, заставляющих душу работать. У Достоевского: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание» и др. Вспомним беседу Мармеладова с Раскольниковым в трактире. Это ведь проповедь евангельской любви, прочувствованная автором из уст пьяненького Мармеладова.

Через Достоевского многие юноши советского времени приходили в семинарии. Сейчас я его не перечитываю, потому что приходская жизнь – Достоевский! Моя жизнь – Достоевский! Люди, люди, люди, их переживания, мои переживания, с опытом почему-то еще более острее…

Красота переживаний – это и Толстой, конечно. Задел в свое время монолог Пьера Безухова в занятой французами Москве о высоком достоинстве человеческой личности.

Красота поступка. Помню, как один всем известный богослов был в Костроме на открытых православных чтениях. Мероприятие проходило в кинотеатре при большом стечении народа.

И в этом своем выступлении он привел выражение одного исторического персонажа. А историк, также присутствовавший на трибуне, его поправил, основательно доказав, что не мог вот этот персонаж такого говорить. Наступила пауза. Богослов встал и громко сказал всего одно слово: «По-срам-лен!»

Эстетика и этика мысли у Чехова, моего любимого «большого маловера», – кажется, так его называл Петр Бернгардович Струве. Его известные выражения, которые греют сердце: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой», «Какое наслаждение уважать людей!» Попробуйте так мыслить и переживать! И согласно сказанному поступать.

Красота и изящество русского слова у Тургенева. Вспомните цитату о русском языке, которую все в школе учили наизусть, но неосознанно. С годами она переживается все глубже и глубже.

Ну и конечно Псалтирь! Псалтирь, особенно на старославянском языке – это красота, высшее выражение религиозно-нравственной и эстетической человеческой красоты, переживание и общение с Богом. Сладость очей сердца и ума! Псалтирь – это музыка! Неслучайно псалмы читали в ветхозаветном храме, и в христианской Церкви нараспев древние христианские монахи-анахореты.

Читать еще:  Современные художники Америки. Elginia McCrary

Красота православного богослужения. Некоторые псалмы. Особенно 136-й. Содержание священнических возгласов, сослужение с отдельными собратьями наполняет душу восторгом, а иногда – необычным покоем.

Не забываем русский язык и его обороты у протопопа Аввакума. Удивительное чтение!

Чем больше человек способен воспринимать, переживать красоту, болезновать о ней, тем больше ему открывается, но и тем больше искушений возникает. Он может видеть то, чего другие не видят, слышать, то чего другие не слышат. Речь идет о качестве жизни человека, о внутреннем содержании его личности.

Когда-то знакомый питерский музыкант сказал мне: «Есть люди плоские, а есть объемные». Банально. Но запомнил.

Эстетическое восприятие человека

«Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, упорства и работоспособности, без таланта, который на девять десятых состоит из труда. Однако все эти существенные и необходимые качества ничего не стоят без художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эстетического восприятия действительности» (Ю.Б. Борев). http://literaturologiya.academic.ru/

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению говорит, что эстетическое восприятие человека есть ничто иное как : « процесс приёма и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия. http://literaturologiya.academic.ru

В этой связи нужно отметить, что связь эстетического восприятия с эстетическими чувствами огромна и общепризнана. От восприятия в процессе обычного труда, учебной или научной деятельности в целом они отличаются особыми чертами.

Человек, как правило, испытывает эстетическое удовольствие, наблюдая величественные картины природы, слушая музыку и пение, читая художественные произведения, наблюдая танцы и гимнастические упражнения, воспринимая произведения живописи и архитектуры.

Эстетическое восприятие вызывает у нас домашняя утварь, мебель, одежда, обои, которыми оклеена наша комната. Красивыми или некрасивыми мы считаем поступки людей, рассматривая их с точки зрения общепризнанных общественных требований.

Эстетические восприятие может иметь как «созерцательный» так и «несозерцательный» характер. Мы можем испытывать эстетическое чувство не только тогда, когда смотрим балет или слушаем музыку, но и когда сами танцуем и поём.

Отличительной особенностью эстетического восприятия является его «бескорыстный» характер. Оно не связано непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлено на утоление голода или сохранение жизни: когда мы любуемся картиной, изображающей фрукты, у нас не возникает желания их съесть, эстетическое чувство при восприятии этой картины не связано со вкусом и питательностью изображённых на ней предметов.

В основе эстетического восприятия лежит особая, свойственная человеку, потребность — потребность в эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека: изготавливая домашнюю утварь из глины, вытачивая из камня наконечники для стрел и копий, первобытный человек уже тогда придавал им эстетические формы, хотя это ни в какой степени не увеличивало добротности изготовляемых предметов, не делало их более пригодными для тех функций, для которых они предназначались.

В процессе исторического развития человеческого общества потребность в эстетическом удовольствии получила огромное развитие и нашла свое выражение в созданных человеком различных видах искусства — музыке, живописи, поэзии, архитектуре, хореографии и т. д.

Среди большого разнообразия эстетических чувств можно отметить следующие:

Эстетическое удовольствие, или наслаждение. Его составляет чувство удовольствия, которое нам доставляет восприятие красок, звуков, форм, движений и других особенностей объективных предметов или явлений.

Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие. В мире звуков это будет консонанс и диссонанс, в мире движений — ритм или аритмичность и т. д.

Чувство красивого охватывает человека, когда в своем восприятии он отражает объективно прекрасную, реально существующую красоту явлений природы и общества. Человек испытывает это чувство при взгляде на красивый цветок, животное, ландшафт, созданную руками человека машину или домашнюю утварь, глядя на поступки человека, думает о замечательных чертах его характера и т. д.

Чувство красивого не безотчётно, оно всегда имеет оценочный характер. Это чувство развивается вместе с развитием человечества, имеет историческую общественную, а не естественную природу, в нем отражаются свойственные тому или иному обществу представления, заложенные в ту или иную историческую эпоху эстетические вкусы и понятия. В связи с этим чувство красивого проявляется у разных людей по — разному в зависимости от усвоенных ими представлений и понятий о прекрасном. Чувство красивого достигает своей совершенной формы только через эстетическое воспитание человека.

Чувство величественного и возвышенного порождается восприятием явлений, превышающих обычную меру явлений, в которых выражается мощь природы и человеческого гения.

Человек испытывает чувство величественного, когда отражает в своём сознании грандиозные картины природы — величайшие горы с их снежными вершинами и глубокими пропастями, бурные потоки, водопады, необозримые просторы океана, безграничность усеянного звездами ночного неба, колоссальные каналы, плотины и другие величайшие достижения природы и человеческой деятельности.

Все эти явления, казалось бы, должны были устрашать человека. Однако они вызывают эстетические чувства, связанные с сознанием мощности природы, силы и величия человеческого интеллекта.

Чувство художественно прекрасного связано с эстетическим восприятием произведений искусства и с творческой деятельностью в любом из его видов. Так в произведениях искусства человек подражает природе и явлениям жизни не фотографически, не средствами механического копирования, а путем творческого отображения действительности. Материал для творческой деятельности в области искусства — звуки, краски, движения, геометрические формы, человеческие чувства, поступки и характеры людей — человек берет из действительности, но из этого материала, если он истинный художник, поэт, композитор, он создает творчески преображённые образы действительности, которые, составляя сущность художественных произведений, и вызывают у человека эстетическое чувство прекрасного.

Наряду с удовольствием, как наивысшей формой эстетического восприятия, человек может испытывать и неприятное эстетическое чувство, такое как чувство трагического, которое носит аффективный характер, сопровождается сильными душевными потрясениями, иногда выражающимися в рыданиях. Созданный писателем, артистом художественный образ человека достигает подчас своей высшей воздейственной силы: мы не просто испытываем эстетическое чувство от восприятия прекрасного произведения искусства, оно заставляет нас страдать, сочувствовать, негодовать.

Художественные произведения, вызывая чувство трагического, облагораживают человека, заставляют его отрешиться от повседневных мелочей жизни, задуматься над ее глубокими основами, они побуждают его к активной борьбе с недостатками жизни. Но, чтобы вызвать такое чувство, произведение искусства должно быть художественно прекрасным. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003.

Чувство комического характеризуется состоянием веселого смеха при восприятии противоречивых явлений действительности и особенно сильно при их художественном воплощении в произведениях искусства.

Смех может вызвать всякое несовершенство, например вид чрезмерно тучного человека, с трудом и неловко передвигающегося при игре в теннис, требующей быстрых и ловких движений, или, наоборот, вид сухого, длинноногого велосипедиста, колени которого почти упираются в руль велосипеда.

По Аристотелю, «смешное — это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания». http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=jesteticheskie-chuvstva

Однако полностью с этим определением согласиться нельзя: в нем из чувства комического выключается его социальное значение, комическое приравнивается просто к забаве. В действительности же чувство комического, будучи противоположно чувству трагического, в не меньшей степени побуждает человека задуматься над несовершенствами жизни и направить свои усилия на их исправление. Так комедия Гоголя «Ревизор» заставляет людей смеяться над представленными в ней художественными образами комического в характерах, действиях и отношениях людей. Но вместе с тем она в чрезвычайной степени обостряет восприятие несовершенств жизни и тем самым побуждает людей к активной борьбе с этими несовершенствами.

Последнее обновление

Статьи по теме

Рекомендуемые книги

Страницы старого дневника Г.С.Олькотт
Купить за 350р >>

Лечебник Агни-Йоги. Медицина третьего тысячелетия
Купить за 300р >>

Учение Живой Этики (в 4-х томах). Том 1
Купить за 650р >>

Подписка на рассылки

Оставайтесь с нами

Отзывы наших читателей

Валерий Иванович АШИКОВ — педагог и руководитель детской студии «Семицветик», более 10 лет занимается воспитанием и творческим развитием дошкольников, является автором федеральной культурно-экологической программы. Он — отец пятерых детей и поэтому свой родительский опыт может передать другим. Как член педагогической группы Международной Лиги Защиты Культуры Ашиков участвует в организации семинаров, конференций. В своей небольшой статье, которая так созвучна основной теме этого номера журнала, он показал и подсказал, какое значение может иметь красота в воспитании наших детей.

Читать еще:  Современный португальский художник. F Rodrigues

Восприятие красоты

Красота нужна всем. Всем, кому нужен свет. Красота сама есть свет, и светит она тем, кто влюблен в красоту, кто видит и слышит её.

Сама по себе красота не способна действовать на человека. Без его желания, без его устремления к ней она недейственна. Она как бы вещь в себе, если человек её не откроет. Как та жемчужина в раковине: если за ней не нырять, если её не открыть своею рукою — она не заблестит перед глазами, не сверкнёт своей лучезарностью.

В чём поиск прекрасного? В том, что мы направляем свои мысли, чувства к чему-то более совершенному, прекрасному, что дарит нам жизнь ежедневно, если к этому отнестись серьёзно, осознанно.

Восприятие красоты — основное качество человека. Он словно рыбак, забрасывающий сеть, с раскрытым восприятием вылавливает жемчужину красоты. Не всю красоту, а лишь жемчужину, так как всю её постичь невозможно. Она ускользает от нас по мере того, как мы все больше и больше её воспринимаем. Потому, что красота — это Беспредельность. Помните А.Фета? —

Целый мир от красоты,

от велика и до мала,

и напрасно ищешь ты

отыскать его начало.

Что такое день, иль век

перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек, всё,

что вечно, человечно.

Конечно, человек вечен, но не вечно его пребывание в земном теле. Также не бесконечно его восприятие красоты, ибо даётся оно ему лишь в тех рамках и пределах, которые обусловлены пребыванием его в земных условиях, в земной грубоматериальной оболочке. Красота — Вечность и Беспредельность, и отыскать её начало, а тем более конец, невозможно. Можно лишь стремиться к ней и всё больше и больше постигать её нескончаемые фазы и проявления.

Спускаясь на землю, человек получает всё возможные для него способы постижения красоты. Это — видение, слышание, тактильное ощущение, осмысление и т.д. Но всего этого недостаточно, если не открыт главный орган — Сердце, синтезирующий все восприятия в единое целое. Сердце человека — трансформирует энергии красоты в кристаллы психической энергии. Почему мы говорим об энергии? Потому, что все наши ощущения, впечатления — это энергии, или вибрации, полученные в результате контакта с чем-то более совершенным, если таковым являлся объект нашего восприятия. Сердце синтезирует наши впечатления и аккумулирует их в Чаше накопленного нами опыта. Можно ли всё это проверить? Несомненно! Дети приходят в этот мир с уже накопленным опытом впечатлений, свершений, переживаний, страданий, завоеваний духа и мысли. Они не способны нам рассказать об этом, но они способны открыть нам всё это, если мудрая, знающая рука взрослого умело прикоснётся к этому кладезю жизненного опыта.

Дети чуют красоту повсюду. Это чудное свойство дано им от природы. Но они не фиксируют этот факт своим сознанием, так как ещё не способны это делать. Все воспринятые сердцем вибрации ребенок ощущает, но не осознаёт. Они незримо пробуждают его Чашу накоплений и воспоминаний.

В Учении Живой Этики говорится, что к трём годам ребёнок уже полон восприятий. Откуда они берутся? Конечно, из Чаши — кладезя мудрости и жизненных сил, органа, ещё не открытого современной наукой, но который существует и помогает человеку принимать верные решения, давать советы, остерегаться неправильных поступков, позволяет увидеть и понять многое невидимое и неясное. Чаша накоплений ребёнка ждёт открытия, но у каждого это произойдёт в свой срок, под особым лучом. И, упаси нас Бог, от грубого вмешательства в этот процесс.

Мы, взрослые, часто не знаем, что в себе несет тот или иной ребёнок. Рембрандт, будучи ребёнком, не мог сказать отцу и матери о своей великой миссии стать художником, но мать и отец, являясь чуткими людьми, способны были уловить направление энергий ребёнка и поэтому могли тонкими касаниями пробуждать в нём память о своём назначении, Чашу накопленного опыта и знаний. Великий художник постепенно шёл к выполнению своей миссии, и в нём, в свой индивидуальный срок, пробуждалась энергия творчества и восприятия красоты.

Почему энергия красоты творит энергию в нас? Да потому, что ответная вибрация всегда созвучна, отвечает той вибрации, которая её вызвала. Если есть энергия, то родится новая, с которой энергия вступит в контакт. Восприятие есть энергетический ответ организма на воздействие энергии извне, но лишь в той мере, на какую этот организм способен. Так организм неразвитый, не готовый к восприятию тонких энергий, идущих от внешних объектов действительности, не способен ответить вибрацией соответствующей силы и качества. И насколько развит наш организм, настолько и получаемые вибрации соответствуют вибрациям источника. Так восприятие есть основной фактор развития человека, основной фактор эволюции. Энергии, порождаемые нами в пространстве космоса, будут вполне адекватны нашему восприятию. Человек сам творит космос вокруг себя и в себе. Так змей пространства заглатывает свой хвост — причина и следствие сходятся в одной точке.

Восприятию красоты, раскрытию в детях этого божественного свойства, должны мы, последователи энергетического мировоззрения Живой Этики, уделять сегодня особое внимание. Человек, не воспринимающий красоту, не способен её творить. А без красоты жизнь уродлива, погружается во мрак. Всё живое нуждается в свете, и свет красоты дается людям; мы же и только мы своим восприятием способны его материализовать, сделать проявленным, видимым и ощутимым.

Не имея в себе восприятия красоты, той доли восприимчивости, которая необходима для того, чтобы вообще говорить о красоте, мы не сможем это сделать в нашей работе с детьми. А это действительно труд, требующий напряжения всех душевных и духовных сил. Поэтому, говоря детям о красоте, направляя их глаза, их ручонки к красивому, мы, прежде всего, эту красоту чувствуем, видим, сознаём сами, переживаем её освежающее воздействие, и тем самым уже способствуем раскрытию восприятия ребёнка.

Почему многое ускользает от нас, как бы не даётся нашему восприятию? Потому, что наше внимание и сосредоточение ещё недостаточно развиты. А без умения фиксации на образе не происходит полного контакта с объектом восприятия, и таким образом не возникает канала энергетической связи между нами и излучателем энергий.

Развитие внимания, наблюдательности, сосредоточенности есть основное задание нам, педагогам, воспитателям на путях раскрытия в детях восприятия красоты. А она, видимая и невидимая, требует своей фиксации, как бы дотрагивания. Этим лучом касания станет наше внимание — направление мыслей и чувств, наши энергии, устремлённые к красоте. Будем думать о прекрасном, думать красиво, и мы ощутим отклик, ответное прикосновение. Дума о прекрасном в результате рождает более прекрасную жизнь. Всё это нам завещали великие мудрецы, те, кто уже прошёл ступени постижения красоты, кто знал, что только размышляя о прекрасном, человек сможет подняться по лестнице духовной эволюции.

Сейчас в обществе столько безобразных мыслей и безобразных образов. Всё это намерено заглушить, задавить мысль человека о красоте. Насколько же мы должны мощно помыслить о свете, обо всём прекрасном и великом, чтобы преодолеть этот натиск!

Святослав Николаевич Рерих, любимый всеми нами Творец Красоты, неоднократно повторял на встречах с друзьями и единомышленниками: «Будем всегда стремиться к Прекрасному», и тогда мы увидим, как постепенно начнёт становиться более прекрасной и совершенной жизнь. И мы почувствуем себя в этом потоке устремления к Красоте не одинокими, а окружёнными сотнями, тысячами душ, ищущих и достигающих новых ступеней красоты. По этим ступеням мы поднимемся и поднимем тех, кто рядом с нами. И тогда всё, что было мешающим, непреодолимым исчезнет, и родится новый свет, новая радость — особая мудрость, которой так не хватает сегодня, в День поворота нашего общего Корабля к Новому Берегу животворящей, спасительной Красоты.

«Красота спасёт мир», — сказал Достоевский. «Осознание Красоты спасёт», — сказал Николай Рерих. Сегодня эти слова великого Творца наиболее актуальны. Именно, осознанная, воспринятая умом и сердцем красота способна будет оказать на нас своё спасительное воздействие и повернуть жизнь к лучшему.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector