Эстетика в черно-белых фотографиях

Эстетика в черно-белых фотографиях

Черно-белая фотография: мастера нуара

Фотографировать может только тот, кто сумеет выстроить на одной оси глаз, голову и сердце»

Черно-белый снимок, как исток фотографии, не остался воспоминанием прошлого века. Символ начала истории фото-искусства перерос спустя время в отдельный жанр с миллионом последователей, так называемого, нуара. Со времени появления первого монохромного кадра, сделанного Жозефом Ньепсом, экспозиция которого длилась 14 часов, прошло почти двести лет. За два века фотография претерпела множество изменений, но вопреки всем цифровым технологиям, бесцветные кадры по прежнему остаются . Классика фотографии никогда не потеряет свой статус высокого искусства.

Черно-белая фотография не только про эстетику кадра. Она, в первую очередь, про ощущение. Про мысль, что автор греет своим сердцем. И про эмоцию. Сильную и выразительную, которая становится личным посылом. Исключая все лишнее, снимок позволяет сосредоточить глаз наблюдателя на важном, расставить акценты и прочувствовать миг затвора на камере. И если цветные фотографии передают всю палитру оттенков, то черно-белые — гамму чувств. Но мы то знаем: истина не в глазах смотрящего, истина внутри.

Отсутствие цвета, возможного отвлечения внимания, требует продуманной композиции при съемке монохромного изображения. Гений репортажной фотографии Рене Мальтет внимательно относился к сюжету кадра, его ироничные снимки всегда были о чем то большем, чем просто удачно пойманный момент.

О личном взгляде на простое и восприятие сего как проекцию сложного рассказывают в своих работах китайский мастер Ян Минг и швед Нильс-Эрик Ларсон, запечатляя яркие секунды из повседневности на камеру.



Ян Минг

Нильс-Эрик Ларсон

Не всякий удачный момент случаен, в иной ситуации для получения кадра требуется ожидание. Джейсон Петерсон, уличный фотограф из Америки, готов возвращаться на одно и то же место снова и снова, пока не сделает там идеальный снимок.

Конечно, невозможно представить искусство черно-белых снимков без француза Анри Картье-Брессона — отца фотожурналистики и «уличной фотографии». Главная черта и поистине дар фотографа — это «решающий момент», словосочетание, которое с его легкой руки получило в фотографическом мире широкую известность. Брессон всегда старался снимать любой сюжет в момент пика его эмоционального напряжения, так он приобретал наиболее гармоничную композиционную форму, что чувствуется через его фотографии. Подход Картье к предмету и смыслу фотографий предельно прост: мастер считает, что в момент съемки вовсе не обязательно знать, зачем ты вообще снимаешь.

«Самое трудное для меня это портрет», – сказал как-то Анри Картье-Брессон, — «Надо стараться фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой».

Осмельтесь оспорить тот факт, что портрет в ч/б намного выразительней. Передать истинную сущность человека за всеми морщинками, его скрытую тайну за тем обликом, что он принял, не так легко. Это открытие большого человеческого секрета происходит в ничтожно малый интервал времени и задача фотографа — успеть поймать миг снятия маски. Один из самых знаменитых портретистов Юсуф Карш призывал смотреть внутрь снимка, поскольку «простое сходство не ведет к успеху».

В портретных снимках англичанина Терри О`Нилла — автора множества фотографий знаменитостей — ярко прослеживается настроение. Запечатлеть не образ и недосягаемый идеал, возведенный обществом, а индивидуальность и чувственность актера, музыканта или писателя, попадавших в объектив фотографа, Терри удавалось с первых же своих шагов в индустрии — успех пришел к нему, когда молодой человек, работая в аэропорту и снимая интересных персонажей на свою Agfa Sillette случайно сфотографировал спящего человека в зале ожидания в аэропорту. Впоследствии выяснилось, что это был Министр Внутренних Дел Великобритании, и снимок оказывается на обложке Sunday Dispatch.

Говоря о выразительности — среди анималистов так же есть профессионалы своего дела. Кто не знает Дэвида Ярроу? Одного из самых известных фотографов, который снимает мохнатых и не очень соседей нашей планеты исключительно в черно-белой гамме.

Родоначальник пейзажной монохромной фотографии Ансел Адамс еще раз напоминает о значимости композиции. И если в случае с репортажной съемкой, главным фактором является момент, то получение хорошего пейззажного снимка требует систематичности. В основе концепции Адамса предварительная, математическая визуализация кадра — разделение снимка на темные и светлые тона, измерение освещенности и контроль света. Коул Томпсон, собравший множество наград, при этом делает акцент на отсутствие рамок, потому как искусство — это «создание нового».


Ансел Адамс

Коул Томпсон

В индустрии моды среди знаковых личностей выделяется Питер Линдберг — один из самых почитаемых фотохудожников, работающих преимущественно в нуар. Изначальное предпочтение монохрома цвету стало его фирменным подчерком. При том, что немецкий мастер специализируется на рекламных симках, фотографии Питера подкупают естественностью и глубиной выразительности.

50 чудесных черно-белых снимков от мастеров фотографии

Черно-белые снимки обладают какой-то необъяснимой таинственностью и присущей только им атмосферой. Предлагаем вам полюбоваться полусотней таких шедевров от признанных мастеров.

Что важно в черно-белой фотографии? Смотря кто на нее смотрит. Если вы профессионал в этой области, вы наверняка обратите внимание в первую очередь на светотени, ракурс и другие немаловажные фотографические детали. Если вы простой наблюдатель, вам, скорее всего, будет важна вся композиция в целом — так сказать, «красота и уникальность» снимка. К какой бы категории вы ни относились, вам наверняка понравятся некоторые (а то и все) черно-белые фотографии из этого выпуска. Их делали мастера своего дела, знавшие, как подать снимок, лишенный красок.

1. Pedro Luis Raota

2. Stanko Abadzic

3. Henri Cartier Bresson

4. Pedro Luis Raota

5. Pentti Sammallahti

6. Edouard Boubat

10. Garry Winogrand

11. Ferdinando Scianna Capizzi

12. Herbert List

14. Herbert List

15. Vivian Maier

16. Josef Koudelka

17. Dorothea Lange

18. Pedro Luis Raota

19. Bruno Bourel

20. Pentti Sammallahti

23. Piergiorgio Branzi

24. Janine Niepce

25. Siegfried Lauterwasser

26. Edouard Boubat

27. Enzo Sellerio

28. Eduardo Teixeira Pinto

29. Elliott Erwitt

30. Henri Cartier Bresson

31. Edouard Boubat

32. Christer Stromholm

33. Thomaz Farkas

38. Larry Towell

39. Leonard Freed

40. Henri Cartier Bresson

42. Shirley Baker

43. Toni Schneiders

44. Margaret Bourke

45. Henri Cartier Bresson

46. Shirley Baker

48. Leonard Freed

50. Mario Cattaneo

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Читать еще:  Современный российский художник. Игорь Агава (Авраменко)

Эстетика в черно-белых фотографиях

«Черно-белое абстрактно, а цвет — нет. При взгляде на черно-белую фотографию вы уже заглядываете в незнакомый мир» — Дж. Стернфелд

Черно-белая фотография была родоначальницей всех видов и жанров фото и доминировала дольше сотни лет, пока в 70-х годах 20-го века ее не вытеснило цветное изображение.

Однако ни высокие технологии цифровой и аналоговой съемки, ни разнообразие фотоаппаратуры не могут умалить популярность черно-белого фото – оно по-прежнему остается популярным видом искусства, востребовано и, похоже, будет жить вечно, будучи неподвластным веяниям моды. Этот жанр также часто называют B/W – от английского «black & white».

Мало выбрать в фоторедакторе фильтр и наложить его за минуту на сотню снимков – такой подход не имеет ничего общего с профессионализмом, а результат не вызовет восхищения. Монохром – не волшебная палочка, превращающая любой снимок в художественное произведение. Это отдельный жанр, которым фотограф должен владеть, зная основные законы и особенности. Заказать профессиональную фотосессию в черно-белых красках или цвете вы можете здесь — https://svadebnyjfotograf.ru, а теперь подробнее остановимся на монохромной эстетике.

Содержание

1. История черно-белой фотографии.
2. Особенности и преимущества жанра.
3. Как сделать хорошие черно-белые снимки?
4. Как подготовиться модели к фотосессии «black & white»?

История черно-белой фотографии

Первый фотоснимок был сделан французским экспериментатором, выходцем из богатого аристократического рода Жозефом Ньепсом в 1822 году. Он с детства интересовался физикой и химией, обучался в лучших колледжах Франции. Будучи штатным государственным служащим после участия в военных действиях, не перестал проводить различные опыты в свободное время со своим старшим братом Клодом.

С 1816 года Жозеф начал искать способ закрепления изображения, возникающего в камере-обскуре, на физическом носителе. Спустя 6 лет опыты по подбору закрепляющего реагента наконец увенчались успехом, и Ньепс сумел запечатлеть накрытый стол в своей комнате. Первое фото в истории человечества, к сожалению, было утеряно, сохранился более поздний снимок, сделанный в 1826 году. Для того, чтобы получить знаменитый «Вид из окна» ушло 8 часов на экспонирование. Первый снимок по своей сути был рельефным негативом, полученным за счет травления тонкой асфальтовой пластины.

В 1839 году Жак Дагер закрепил изображение на посеребренной медной и полностью серебряной пластинах с помощью паров ртути и поваренной соли. Экспозиция занимала теперь всего 15-20 минут, качество снимка значительно улучшилось.

В то же время Уильям Тальбот в Англии создал метод калотипии, основанный на использовании в камере-обскуре бумаги, обработанной хлористым серебром. Такие снимки можно было копировать, в отличие от пластинок Дагера, но экспонирование длилось дольше – один час.

В 1833 году художник Эркюль Флоранс начал получать фотоизображения с помощью нитрата серебра – эта технология легла в основу дальнейших разработок и была актуальна несколько десятилетий. Сам же термин «фотография» возник с легкой руки астрономов Гершеля и Медреля в 1839 году.

Особенности черно-белого жанра

Главная роль отводится свету, ведь именно его дуэт с тенью, их игра — основной инструмент достижения драматического, притягивающего, художественного эффекта. Это та самая «душа» снимка. Когда фотограф работает в цвете, ему не всегда удается заранее угадать итог, который получится после преобразования в монохром при обработке, ведь для этого необходимы большой опыт и профессиональное чутье. В этом плане цифровая камера с черно-белым режимом съемки – огромное преимущество.
Сферы применения черно-белого стиля в фото:
1. Портреты позволяют выигрышно раскрыть личность персонажа.
2. Репортажные кадры акцентируют внимание на главном смысле без отвлечения взгляда на детали.
3. Архитектурная и пейзажная съемка.
4. Натюрморт и предметная фотография. Сейчас это направление активно используется дизайнерами для оформления помещений.
Преимущества B/W фото:
1. Большой простор для творчества при кажущейся скудности выразительных средств. Сила простоты в ограничениях. Возможность увидеть привычный мир непохожим на то, что мы видим.
2. Возможность полностью передать авторский замысел, эмоции и смысл снимка, характер героя без отвлечения на цвет.
3. Фото перестает быть объективным отражением реальности, превращаясь в произведение искусства, подчеркивает выраженную эстетику.
4. Меньше затрат в процессе обработки и печати, ведь в снимке меньше элементов: только белое, черное и оттенки серого. Приемлемость размытости и зернистости, шума при съемке с высоким ISO, различий цветовых температур.
5. Долговечность: качественное монохромное фото «живет» гораздо дольше своих цветных аналогов. В 21 веке мы с интересом рассматриваем снимки столетней давности и даже подражаем им, у ч/б фото нет возраста, она вне времени, воспринимается зрителем как более достоверная и серьезная.
6. Большая очевидность фигур, линий, текстур, возможность создания визуальной абстракции. Чем больше тоновый диапазон, тем динамичнее изображение. Контраст усиливает драматизм и притягивает взгляд.

Как сделать хорошие черно-белые снимки?

1. Развивайте «насмотренность». Ваш глаз должен привыкнуть к монохромному изображению, лучшее поле для тренировки – просмотр классики черно-белого кино. В старых фильмах есть все – пейзажи, люди, предметы. Замечайте детали, делайте стоп-кадры. Подпишитесь в Инстаграм на фотографов, работающих в B/W, вдохновляйтесь их творениями и старыми снимками.
2. Тренируйте монохромный взгляд на мир, обращая внимание на линии, тени, формы. Помните, что черно-белый снимок держится на композиции – она первична.
3. Ведите съемку в RAW-формате, который позволит внести необходимые корректировки в пост-обработке.
4. Избегайте излишнего «шума» на фото, снижайте его специальными программами, если необходимо.
5. Экспериментируйте с контрастом: более контрастный режим добавляет снимку глубину, скрывает лишнее и подчеркивает главное.
6. Ищите больше градиентов серого, чтобы избежать однообразия и скуки.
7. Используйте поляризационный фильтр, чтобы убрать лишние блики и отражения, не перенасытить кадр лишними деталями.
8. Экспериментируйте с длинной выдержкой.
9. Если фото и в цвете выглядит не интересно, то и в режиме ч/б оно не будет удачным.
10. Используйте HDR – в монохроме объемность и драматизм этого формата как нельзя кстати.
11. Работайте с панелью HSL в вашем фоторедакторе.

Как подготовиться модели к фотосессии «black & white»?
Если вы хотите заказать профессиональный фотосет в черно-белом стиле, помните, что во многом успех зависит и от вас.

Вот некоторые самые распространенные ошибки героев съемок:
1. Использование жирных кремов и текстур в макияже. Предпочтите матовый финиш тонального средства, помады. Избегайте хайлайтера, кремовых теней и румян.
2. Не посещайте солярий и массажиста, не делайте жесткие пилинги непосредственно перед фотосессией – синяки, царапины, любые неровности кожи будут заметны на фото.
Чтобы наиболее выигрышно смотреться на снимках, необходимо:
— провести коррекцию бровей у профессионала, ведь именно они «держат лицо»;
— мужчинам стоит обратить внимание на состояние бороды и усов, откорректировать растительность на лице;
— депиляцию, маникюр и педикюр лучше сделать за пару дней до съемки;
— на съемку возьмите легкий увлажняющий крем для тела или масло для создания бликов на ногах;
— нанесите на губы бальзам и сделайте накануне хорошую маску для лица.
Обращение к профессиональному визажисту с конкретным запросом на фотосессию в черно-белом стиле – лучшее решение. Небольшое выравнивание тона лица не повредит и мужчинам, ведь ненужный блеск может испортить кадр.

Читать еще:  Язык красоты. James Van Fossan

Продумайте свой образ, тщательно подготовьте все необходимое. Покажите фотографу примеры работ, которые вам нравятся и то, что не нравится совсем. Приходите заранее и самое главное – не забудьте о позитивном настрое и качественном сне накануне.

Эстетика в черно-белых фотографиях

Цветное? Нет — ЧБ

«Жизнь не сводится к значащим деталям, выхваченным вспышкой и застывшим навсегда. А фотографии — сводятся». С. Сонтаг. О фотографии

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Выстрел охотника обнаруживает анатомические особенности внутреннего мира обезжизненной птицы. Она летала в лучах солнца, определяя свою окраску в бесконечных отражениях блуждающего света. Но когда наступила ночь, только память и шум крыльев говорили о цветах, которые в детстве каждый учит воспринимать как данность. Сегодня мы остановимся на двух из них — белом цвете молока, сочившегося из грудей наших матерей, и черном цвете грязи под ногтями шахтера, оставшегося на вторую смену.
Белый лист, на нем черные буквы — выбор, который сделан. Белые гранулы песка и черный, питающий воздух теплом уголек — то, что было до нас.
Сфотографируй, чтобы не потерять.
Так устроено зрение: мы не можем по своему желанию убирать и добавлять цвета в дребезжащий мир, что перед самым нашим носом строит лабиринты из света и тени. Лишить нечто цвета мы способны только с помощью фотографии. Фотокарточка окровавленной птицы на траве, такая тихая и монохромная, — факт смерти без гримасничанья ярких красок. Проклятье фотографии — в ее неисправимом стремлении запечатлеть то, что есть в действительности, создать натуральный слепок с мгновения, которое так и норовит утеряться в потоке времени. Фотография стала документом, точкой отсчета для воспоминания, техногенным памятником мне, тебе и нашей эпохе, стала глазком в происшествие искусственной или настоящей природы, которое невозможно воссоздать.
Фотографы говорят, что снимок должен быть цветным лишь тогда, когда очевидно выигрывает от присутствия на нем красок. Но на заре истории фотографии никаких красок не было. Теперь, просматривая старые фотографии, иногда сомневаешься: был сам мир прошлого цветным или он был таким же черно-белым, как кино и фото того времени?
Старый семейный альбом… В нем бабушка и дедушка стоят в лесу у дерева, на их лицах улыбки — ты знаешь их прошлое таким. Для тебя они были черно-белыми до самой первой вашей осознанной встречи, когда ты вдруг понял, что они полны цвета. Цвет не равен жизни, жизни равняется пульсирующая по законам химии и физики биологическая субстанция.

Фото: Кристина Арден. Модель: артистка Берлинского балета Олимпия Альфа

После открытия Исааком Ньютоном цветового спектра в 1665–1666 годах был задан определенный цветовой порядок, в котором не нашлось места ни черному, ни белому. До второй половины XX века черный и белый настоящими цветами не считались — они составили особенный мир, противоположный миру цветному. Статус «не-цвета» не мешал черному и белому впитывать в себя религиозные, суеверные, промышленные и прочие культурные надстройки. Поэтому сейчас, когда мы говорим о белом, перед нашими глазами образуется очередь из самых различных смыслов: от Господа нашего до капюшонов ку-клукс-клана. А с черным ассоциируются вековая тьма и зло, виниловые пластинки, нефть и так далее. Однако это будет справедливо лишь по отношению к европейскому сознанию, ведь существуют племена, в языке которых гораздо больше цветов и понимание цвета совершенное иное, но не будем о них.
Возвращаясь к фотографии, убедимся, что не каждая из них хочет показать нам весь культурный слой, стоящий за использованными цветами. В первую очередь фотография — это сюжет, линии пересечения света и тени, если угодно — борьба за внимание другого, запечатленное нечто в несправедливой прямоугольной рамке, медиум, говорящий с вами языком образов.
Сейчас черно-белый снимок — выбор, а за выбором стоит позиция автора произведения. Это как нарисовать картину ногой (хотя рукой ты тоже умеешь) и заявить при этом: мол, да, я нарисовал картину ногой, потому что именно так должна была быть нарисована эта композиция. Здесь, конечно, утрирую: с черно-белой фотографией дело обстоит иначе. Тут мы можем говорить как о понятии «ретро», так и об отдельном ответвлении черно-белых фотографий в виде стиля, так сказать, современной эстетики черно-белого изображения, которое, безусловно, задает особый тон восприятию.
Черно-белые снимки чисто технически пытаются сосредоточить внимание на линиях света и тени, на геометрии жизни, композиции, запечатленной фотографом. Пестрота цветов зачастую отвлекает от того, что автор хотел сказать своим изображением, а монохромный снимок стремится показать суть вещей, где детали изображаемого отделимы от тьмы лишь светом. Погоня за сутью — дело экзистенциалистов, но в современном человеческом мире, которому антропологи и социологи ставят диагноз «кризис идентичности», каждая фотография играет роль сублимированного смысла, одной маленькой ниточкой или их множеством связывающего смотрящего с реальностью.
Игра сознания: мы смотрим на черно-белый снимок леса, знаем, что лес на самом деле цветной, но нам показали его таким, каким бы мы его никогда не увидели своими собственными глазами. Бес цвета изгнан. Снимок — артефакт, фотомашина засвидетельствовала лес обесцвеченным. Это вы и ваш новый визуальный опыт леса.

Загадка феномена черно белой фотографии

Ниже приводится заимствованный из в Интернета панегирик черно-белой фотографии ( http://www.creativestudio.ru/articles/black_and_white.php

), мне кажется, что он заслуживает Вашего внимания:
«Никто не знает точно, чем очаровывают черно-белые фотографии. Именно такое складывается мнение, после анализа многочисленных попыток авторов самых разных уровней осведомленности заключить в словесные рамки ту неуловимую, тончайшую энергию, идущую от черно-белых монохромных фотографий. Никакое другое слово, как «феномен», явлению под названием черно-белое фото, не подходит в качестве описания его материального значения. Казалось бы, обесцвеченная реальность, не должна быть выразительнее натуральной, колоризованной, однако в случае с человеческим восприятием, похоже, – все наоборот.

Читать еще:  Яркие и сочные цвета. K McCoy

Черно-белые фотографии, вопреки стереотипам, не всегда драматизируют сюжет. Конечно, монохром – не самый лучший способ «развеселить» зрителя, однако когда это удается – эффект превосходит все ожидания. И это не обязательно должен быть радостный сюжет. Просто откровенный и добрый снимок в монохроме запоминается надолго, а образ, созданный лишь светом и тенью, передает эмоции наиболее глубоко.
Можно долго спорить, как это происходит, и как реагирует мозг, интерпретируя цвета, но все это будут только гипотезы. Теорем в черно-белом фото – нет, как и нет рецепта удачного снимка либо пособия типа «как написать шедевр». Неправильно называть силу черно-белого фото энергией, идущей от отпечатка. Сказать так – означает признать свою капитуляцию перед разгадкой его тайны. А, впрочем, стоит ли вообще искать ответ, может лучше попытаться задобрить эту силу трепетным и таинственным отношением к ней?
Как и любой творческий процесс, создание черно-белого фото – это своеобразная медитация. Другими словами, таинство монохрома особенно ощутимо в состоянии повышенного сознания, вызванного концентрацией на поиске, и отрешенностью от реального мира. Хотя, все это по большей части субъективно, поскольку, если бы кто-то точно знал, как создавать шедевры, то выдавал бы их пачками. У каждого фотографа свои отношения с творчеством, однако, едва ли найдется мастер, который не был бы пленен в свое время монохромом, и чьи черно-белые фотографии не занимали бы значительную часть собственных работ.

В начале ХХ века, когда цветная фотография была, лишь далекой целю производителей фототехники, черно-белые фото являлись единственным видом отражения реальности при помощи камеры. Живопись как жанр изящного искусства, почему-то всегда ревностно относилась к фотографии, хотя, и считая ее чем-то проходящим и не способным передавать реальность в полной мере. Однако тогда никто даже не догадывался, что эта цветовая ограниченность прежней светописи, впоследствии окажется ее сильной стороной. Сегодня старые фотографии вызывают восторг вместо снисхождения. Мы смотрим на черно-белые фото, снятые более полувека назад, и нередко поражаемся не только оригинальной выдумке их авторов, но и богатством оттенков серого, а также высокому техническому уровню их исполнения.

Время от времени в мире художественной фотографии вспыхивает настоящий черно-белый бум. Стоит одному талантливому фотографу выставить новую монохромную серию, как она сразу же вдохновляет на творчество сотни профессионалов и любителей. Кстати, категория последних заслуживает отдельного признания. Это, снятые ими, черно-белые фотографии зачастую излучают ту неописуемую ауру монохрома, о которой говорят все и вся. Коммерция и шедевр вообще вещи несовместимые. Очень меткое слово «любитель» отражает саму суть увлечения человека. Он фотографирует потому, что любит снимать, и этим все сказано. Когда относишься к делу с любовью, рано или поздно эта любовь примет реальные очертания.

Сегодня существует множество техник съемки цифрового черно-белого фото. Среди них есть сложные и не очень, причем сказанное относится больше к постобработке, нежели к самому процессу фотографирования. В светописи не существует строгих правил, но есть методики, используя которые, можно влиять на результат, получая, именно то, чего хочешь.
Большинство методов постобработки связаны с обесцвечиванием снимка с минимальным потерями тональной информации, а также регулировкой контрастности, выделением фактуры отдельных элементов и многими другими специфическими операциями.

Одним из простых способов качественно удалить цветовую составляющую снимка является использование функции Channel Mixer программы Photoshop. Регулируя цветовые каналы, добиваются подчеркивания или смягчения селективов, объединенных общими оттенками.

Есть и еще более простые способы обесцветить и состарить фотографию, например, используя плагин Old Movie от VanDerLee. Этот фильтр позволяет экспериментировать с градиентом, выбирать оттенок монохрома, а также добавлять зернистость, и различные помехи и загрязнения в виде хаотических пятен сажи, жира, дефектов ручной печати, создавая эффекты похожие на ретро фотографию»

Красиво сказано, тем не менее, приведенный текст не отвечает на вопрос: «в чем таится загадка черно-белой фотографии?»,
почему она нам нравится?, почему на нее приятно смотреть? Связанно ли это с физиологией восприятия изображения?
Ответ, как мне кажется содержится в тесте Роршаха: Созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом (нем. Hermann Rorschach). Известен также под названием «Пятна Роршаха».
Это один из тестов, применяемых для исследования личности и её особенностей. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций —
испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.
Предполагается, что при восприятии изображения работает механизм свободных ассоциаций Идеи о взаимосвязи предметов в воображении, развились ещё в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация», был введён в 1698 году Дж. Локком, для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств. Физиологической основой «Ассоциации», является кратковременная нервная связь, а фундамент этого психологического явления, покоится на условных рефлексах. В основе «Ассоциации», лежит кратковременная, условная, генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство. Основа мыслительного процесса сводится к операции «анализа-синтеза», условных взаимосвязей. К примеру, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства), встречавшееся ранее, или в подобной сложившейся, то есть работает ассоциативное мышление. Самое интересное, так это, что этот процесс похож на восприятие любого произведения искусства. Соприкосновение с произведениями искусства вызывает у нас ассоциативные образы, связанные с нашим прошлым. Создает эмоциональный фон. Этим обстоятельством объясняется феномен восприятия классической музыки, при котором многократное прослушивание не приводит к привыканию, когда как, многократное прослушивание поп музыки может приводить к раздражению
Боюсь, что высказанные мною предположения вызовут несогласие, но именно эти обстоятельства явились причиной появления настоящей статьи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector