Эстонский художник. Juss Piho

Эстонский художник. Juss Piho

Эстонский художник. Juss Piho

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Со стороны виднее.

В разное время разные люди о Калласте писали, рисовали, снимали. Вот лишь некоторые примеры, в которых объектом творческого вдохновения стал наш город. Эта страничка, естественно,будет пополняться и поможете мне в этом вы. Пишите.

Николай Яснецкий
— художник, занимался в Тартуской высшей художественной школе «Паллас» у известного эстонского мастера Н.Трийка, но курса не закончил. Работал учителем рисования, увлекался этнографией. Национальный музей Эстонии направил Яснецкого в командировку в Причудье и Принаровье с целью обследовать «..типичные постройки, а также ознакомиться с местным бытом. Очень интересны для музея все предметы, характерные для русского уклада жизни, — костюмы, вышивки, узоры, рисунки, посуда и т.д. Особый интерес музей проявляет к деревенским часовням, а также к божницам в деревенских избах. Н.Яснецкому поручено не только зарегистрировать их, но, по возможности, и заснять» . Но началась война. Сохранились лишь наброски, сделанные художником во время поездки по Причудью. По возвращении с фронта Яснецкий работает реставратором картин в Художественном музее в Тарту, рисует портреты и пейзажи.

Николай Яснецкий. Улица Õnne в Калласте ( июнь 1941 года)

Varmo Pirk
(1913 — 1980)
Известный эстонский художник Вармо Пирк ( до 1938 года Валентин Бирк) родился в Смоленской губернии, но в 1914 году семья вернулась на родину предков. По окончании мужской гимназии -престижная Высшая художественная школа «Паллас», куда Пирка «сосватал» учитель рисования, сам бывший «палласовец». Ещё студентом Вармо оформляет декорации спектаклей «Рабочего театра», мечтает о продолжении учёбы в Вене, но, вначале советская , затем немецкая оккупации рушат все планы. При немцах он работает иллюстратором в «Постимеес» и без памяти влюбляется в соученицу по «Палласу» Valve Moss, посвящая ей десятки живописных работ. Но в 1945 жизнь совершает крутой разворот — бегство на Запад терпит неудачу и художника обвиняют в сотрудничестве с «фашистской» прессой. Приговор — 10 лет лагерей, девять из которых Вармо Пирк проведёт в лагере на территории Архангельской области, откуда будет отпущен раньше срока домой в буквальном смысле умирать. Родной отец не узнает в, постучавшемся в дверь изможденном человеке, своего сына. По возвращении Вармо работает скромным учителем рисования и лишь в конце 1950 — х вновь появляются выставки его работ. Он увлекается абстрактной живописью и считается виднейшим представителем этого направления в послевоенной Эстонии. Его супругой в 1961 году становится женщина необычайной судьбы Elvi Ormus-Akman , прошедшая , как и он, советские лагеря. В поисках впечатлений художник совершает поездки по Причудью, во время одной из них и увидела свет эта картина. Varmo Pirk «Kallaste motiiv
Из коллекции Эстонского художественного музея ( Eesti Kunstimuuseum)

Peeter Ulas (1934 — 2008)
Peeter Ulas родился в Таллинне. В 1952 году поступил в Высшую Художественную школу на отделение керамики, но вскоре увлёкся графикой, которая и стала его страстью на всю жизнь. Уже в 25 лет он участвует во всеэстонских выставках, а в 1963 году принимает приглашение Таллиннского педагогического института на должность преподавателя кафедры искусства. Здесь он проработает более 30 лет, станет профессором и руководителем вышеназванной кафедры. Peeter Ulas входил в элиту эстонской живописи, критики называли его «лучшим графиком нашего времени» и » послевоенным Кристьяном Раудом». Будучи новатором, он экспериментирует с графическими стилями, сохраняя при этом связь с народной культурой. Говорили, что он в своём творчестве ни за кем не шёл, и никто не рискнул последовать за ним. Помимо преподавательской деятельности Peeter Ulas — «свободный художник», который иллюстрирует творчество Ф. Крейцвальда и пишет с натуры полюбившиеся пейзажи. Ниже приведены две работы мастера под общим названием » Kallaste motiiv».

Peeter Ulas » Kallaste motiiv» ( Eesti Kunstimuuseum)

Peter Ulas » Kallaste motiiv» ( Eesti Kunstimuuseum)

Автор замечательного сборника фотографий «Поселения Чудско-Псковского озера» Леонид Михайлов предлагает вашему вниманию живописные и графические работы известных эстонских художников с видами нашего города, портретами его обитателей и пейзажами Чудского побережья вблизи Калласте. Я лишь дополнил собранные им произведения фотографиями авторов и их краткими биографиями. Итак.

График Алекс Кютт (Allex Kütt) (09.09.1921 — 12.04.1991) родился в волости Харку. В 1956 году он выполнил превосходную серию литографий на тему строительства Нарвской ГЭС, а также рисунки сухой иглой о жизни причудских рыбаков.

Алекс Кютт (Allex Kütt). «Чудской берег». Цветная линогравюра. 1965

Агу (Аугуст) Пеерна (Agu Peerna)( 21.07.1906 – 18.02.1950) – эстонский график и книжный иллюстратор. По окончании Тартуской учительской семинарии работал учителем рисования в школах Тарту и Тартуского уезда. Одновременно продолжал обучение в художественной школе «Паллас» (1928-1932), на Высших курсах изобразительного искусства (1942-1944) и в Тартуской государственной художественной студии (1945 – 1848). В 1949 Агу Пеерна году был избран членом Союза художников ЭССР.

Аугуст Пеерна ( Agu Peerna). Калласте. Цветной карандаш, бумага. 1949 год


Эдуард Эйнманн. Сын рыбака из Калласте. Старовер из Калласте.

Читать еще:  Художник и скульптор. Peter Harskamp

Ильмар Торн (Ilmar Torn)( 1.01.1921 – 10.01.1999) – эстонский график. Рисованием увлекался ещё в школе и мечтал о поступлении в худ. школу «Паллас». Однако осенью 1940 г. он подаёт документы на медицинский факультет Тартуского университета. Вскоре началась война и выпускника первого курса мобилизуют в Красную армию, где Ильмар Торн пройдёт путь от бойца стройбата до санитара-инструктора в Эстонском стрелковом корпусе. После войны будущий художник зарабатывает на жизнь журналистикой, печатаясь в газетах и выступая на радио. К живописи удалось вернуться лишь в 1950 году, когда, лишённый партбилета, как «буржуазный националист»,он уже не мог заниматься прежней работой. Закончив отделение графики Таллинского Гос. института прикладного искусства (ныне Художественная Академия, прим. автора), Ильмар Торн вернётся в Alma mater в 1974 году в качестве преподавателя. В 1962-1967 годах он был ответственным секретарём Союза художников ЭССР, в 1967-1985 годах возглавлял вышеназванный союз. В этой должности Ильмар Торн как мог содействовал формированию либеральной творческой обстановки в художественной жизни Эстонии.

Ильмар Торн ( Ilmar Torn). Вечер на Чудском озере, линогравюра 1964

Яан Туулинг (Jaan Tuuling)( 24.11.1930 Печоры – 6.02.1998) – эстонский художник. В 1961 году закончил Эстонский Художественный институт, отделение живописи. Работал учителем рисования в в таллиннских школах с художественным уклоном и оформителем рекламных плакатов. Яан Туулинг был членом Союза художников ЭССР, участвовал в многочисленных выставках как на родине, так и за рубежом. Его работы ценятся очень высоко и находятся во многих частных коллекциях по всему миру, в частности, в Швеции, Финляндии, России, Франции, Швейцарии и США.

Яан Туулинг. Калласте. 1980 год

Марет Ольвет (Maret Olvet), до эстонизации фамилий в сер. 1930-х – Йенсен (Jensen) родилась в 1931 году. Её отец, артиллерийский офицер Валло Ольвет, был арестован 14.06.1941 и два года спустя умер в советском лагере. О его судьбе Марет узнала лишь в 1959 году. Закончив Художественную Академию, она в начале 1960-х стремительно ворвалась в мир искусства, специализируясь на книжной иллюстрации и плакате. Её работам был свойственен минимализм, который никак не вписывался в рамки соцреализма. Поэтому широкой известности полотна Марет Ольвет при советской власти не получили. Не балует зритель её работы вниманием и сегодня. Возможно, причина в нежелании художницы рисовать скандальные и провокационные полотна, на которые столь падка современная публика и СМИ.

Марет Ольвет(Maret Olvet). Калласте. Цветная линогравюра 1970

Тойво Куллес (Toivo Kulles) Калласте. Берег Чудского озера. Цветная линогравюра. 1965

Toivo Kulles » Kallaste rand» 1955
Из коллекции Эстонского Художественного музея ( Eesti Kunstimuuseum)

Тынис Лаанемаа ( Tõnis Laanemaa) ( 4.06.1937) – эстонский график. В 1952-1957 годах обучался в Тартуской школе изобразительных искусств на отделении живописи, позже в Государственном художественном институте на отделении графики. С 1957 по 1961 годы работал учителем рисования и воспитателем в средней школе посёлка Алатскиви.С 1964 года Тынис Лаанемаа принимает активное участие в художественных выставках, с 1970 года выставляет свои произведения также за рубежом. Имеет в Таллинне свою студию, где обучает рисованию,живописи, графике и композиции молодые дарования.

Тынис Лаанемаа (Tõnis Laanemaa). Калласте. Картон, тушь 1964

Выставка эстонской иллюстрации

Выставка эстонской иллюстрации. Искусство книжной графики. Эстонские художники

Пожалуй, в мире практически нет людей, которые не смогли бы назвать хотя бы одного сказочника. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро — эти имена известны всем. Вне зависимости от того, являются ли сказки авторскими, как у Андерсена, или позаимствованными у народа, как в случае братьев Гримм, сказочная литература, надежно проверенная временем, неизменно привлекательна. Выставка эстонской иллюстрации еще раз это убедительно доказала.


Керту Силласте. «Красная Шапочка», смешанная техника (тушь, кисть, цифровая обработка), 2015.

Иногда возникает ошибочное представление о том, что тексты сказок предназначены только для малышей. Это совсем не так! Времена, когда сказки рождались, были жестокими. Войны, голод, эпидемии — эти страшные события постоянно преследовали человека. Поэтому в сказках возникли описания извилистых тропинок, злых ведьм, поджидающей на каждом шагу смерти. Добру не так просто победить! Но и в те далекие времена существовали дружба, любовь, доброта, честность. Именно они помогали хорошим героям получить лучшую долю (по крайней мере в сказках).


Кристи Кангиласки. «Синяя Борода» и «Красная Шапочка», смешанная техника (акрил, карандаш), 2015.

Сейчас в детской литературе наступил настоящий золотой век, сказкам отведено почетное место, но художникам не так часто удается проиллюстрировать классические произведения. Представленные на выставке работы никогда ранее не издавались, они были специально созданы в рамках проекта «Сказочными тропами Шарля Перро».


Улла Саар и Регина Лукк-Тоомпере. «Синяя Борода», 2015.

Своё вдохновение авторы черпали в сказках Шарля Перро. Каждый художник выбирал для иллюстрирования тот текст, который казался ему ближе всего. Несколько сказок у Шарля Перро и братьев Гримм общие. К ним относятся «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Мальчик-с-пальчик».


Кади Курема. «Спящая красавица», фрагменты, смешанная техника (офорт, тушь, гуашь), 2015.

На выставке представлены работы и для детской, и для взрослой аудитории. Здесь как в сказках: каждый найдет что-то своё.

Читать еще:  Яркие и захватывающие дух полотна в стиле ар-деко. Trish Biddle


Кади Курема. «Синяя Борода», фрагменты, смешанная техника (офорт, тушь, гуашь), 2015.

Выставка эстонской иллюстрации открыта 3 ноября 2016 года.
Выставка организована при поддержке Посольства Эстонии в Москве.
Куратор — Вийве Hoop.
Предыдущая выставка эстонской книжной иллюстрации проходила в 2010 г.


Вийве Hoop. «Красная Шапочка», смешанная техника (тушь, гуашь, карандаш, коллаж), 2015.

Музей Центр Кондаса, Вильянди, Эстония — отзыв

Даже если вы никогда не слышали о художнике Пауле Кондасе, сходите в этот музей. Это интересно!

Центр Кондаса располагается в исторической части города Вильянди в здании бывшей библиотеки. Музей был открыт в 2003 году.

Художник-наивист Пауль Кондас большую часть жизни прожил в Вильянди, и после смерти художника городской музей выкупил у родственников 26 картин. Это все художественное наследие Кондаса, предполагается, что существует еще 11 картин, но судьба их неизвестна.

Не стоит думать, что Кондас исключительно «внутренний» художник. Это не так. Его работы были включены в вышедшую в 1984 году в Лондоне «Мировую энциклопедию наивизма».

Самая известная картина художника «Поедатели клубники», честно говоря, не произвела на меня особого впечатления. На картине женщины едят клубнику, а их мужья на наблюдают на ними.

Благодаря этой картине появился один из символов Вильянди — разбросанные по городу огромные бетонные ягоды клубники.

В музее проводятся и временные выставки, но самое большое помещение отведено именно для экспозиции работ Кондаса.

Две картины — «Мужчины купаются» и «Женщины купаются». Что удивительно — за мужчинами подглядывают женщины с крепостных стен, женщины же купаются без посторонних глаз.

Картина «Цветок папоротника». Сюжет основан на очень распространенном представлении у народов Восточной Европы о том, что если найти и сорвать цветок папоротника тебе будут открываться все клады. Учитывая то, что папоротники размножаются спорами и никогда не цветут, главному герою картины сказочно повезло — он не только нашел и сорвал цветок, так еще живым и невредимым вышел из леса.

Картина «Жизнь» показывает все этапы человеческой жизни — младенчество, детство, юность, зрелость, старость и наконец смерть. На картине все как и в жизни находится рядом и неотделимо друг от друга.

Конечно, не имеет смысла описывать все имеющиеся в Музее картины. Приходите и посмотрите.

Писателя Микка Пярнитса в розовом платье и туфлях прокатили с премией

В благородном эстонском семействе случился скандал. Эпатажный и широко известный в узких кругах эстонского Инстаграма писатель Микк Пярнитс (Mikk Pärnits) замутил инстаграмную движуху под названием «Это не ОК», где описывал «случаи харрасмента в Эстонии», которая позже дал старт целой кампании в соцсетях.

В середине августа лауреатов премии по предотвращению насилия награждали президент Эстонии Керсти Кальюлайд (улыбающаяся женщина на фото) и министр юстиции Райво Аэг (лицо, конечно, выражает все оттенки грусти). Собственно сам лауреат с гладиолусом и в дерзком розовом мини не замедлил произнести речь.

«Нам на уровне общества внушают, что женщина принадлежит государству и ее единственная функция — производить на свет маленьких эстонцев. Печально, но факт: видимо, нам придется ждать, когда к механизму создания законодательства попадут молодые и смелые граждане, которые идут в ногу со временем и могут стоять за привилегии всех людей, а не одних лишь мужчин».

Безусловно, фраза умная, только что сказал, непонятно. Кроме того, он заявил, что:

«Традиционная семья — самое опасное место для ребенка и женщины, так как именно внутри семьи чаще всего происходит различного рода насилие, а его жертвы законом не защищены».

Здесь уже мысль улавливается чётче, но согласитесь, что высказывание спорное.

На вопросы насчет платья на своей странице в Facebook пояснил так:

«Я не стал надевать костюм. Костюм — это своего рода мужская броня, такая форма защиты. Мужчина средних лет в костюме может говорить невероятные вещи, а люди верят ему и слушают с широко открытым ртом. Я решил выставить себя уязвимым, высмеянным, смешным. Какими часто видят женщин».

По идее, затронутые темы достаточно проблемны, чтобы о них говорить и обсуждать. Но стоит ли привлекать внимание столь нетрадиционным способом? И не стоит ли за острой темой горячее желание словить хайп и «шум прессы вокруг своего имени». Кстати премию он так и не получил.

Как выяснилось на следующий день, список лауреатов премии не прошел бюрократический процесс — не был утвержден министром юстиции. Сам же Райво Аэг резко раскритиковал Микка Пярнитса за его высказывания и позже сообщил, что утверждать его кандидатуру на получение премии не будет.

Аэга задели слова Пярнитса о традиционной семье, насчет которой у него совершенно противоположное мнение: «семья является оплотом надежности для очень многих людей».

Обратите внимание — на лице президента Эстонии Керсти Кальюлайд застыла какая-то очень странная улыбка.

Ну и читатели в соцсетях, конечно, не скупятся на комменты.

parashutov

parashutov

ЖЗЛ (ЯАН ВАХТРА. ЭСТОНСКИЙ ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ И РЕДАКТОР.)

Признаюсь, с эстонской живописью знаком плохо. Если подумать, то и не сразу назову имена каких-либо художников. Вот и решил пополнить свою рубрику ЖЗЛ рассказом об эстонском художнике, который учился в Санкт-Петербурге, работал в Эстонии, и при Советской власти в своей стране, ставшей республикой, прожил всего три года.

Читать еще:  Чилийский художник. Edwin Rojas

Яан Юханович Вахтра
Jaan Vahtra

23 мая 1882 − 27 января 1947

Jaan Vahtra (Estonian, 1882–1947) Autoportree. 1925 г.

Эстонский художник, книжный график, писатель, журналист и педагог, представитель движения эстонских модернистов.
Яан родился в семье сельских фермеров, в 1893 году, в возрасте 11 лет, он отправился учиться в поселковую школу в Ванакюла, а в 1896 году продолжил обучение в приходской школе в городке Ряпина на юго-востоке Эстонии в уезде Пылвамаа.
После окончания школы Яан работал в Вырумаа Выруского уезда, затем помощником клерка в Ряпине. В 1901-1909 годах Вахтра был школьным учителем в сельской приходской школе, а в 1909-1911 годах работал журналистом в журнале «Вильянди». Яану было уже 29 лет, когда он на одной из художественных увидел пейзажи художника Вильгельма Пурвита. Тогда журналист решил стать художником и изучать рисунок и живопись.

Осенью 1911 года Вахтра отправился в Ригу и поступил в Рижскую городскую художественную школу, в которой учился в 1912-1913 годах у своего кумира – Пурвита. Параллельно молодой художник сотрудничал с местными газетами, размещая там рисунки и карикатуры. В 1913-1916 он продолжил обучение в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге.
Живя в северной столице, Яан принимал активное участие в жизни эстонской диаспоры, в 1915 году стал членом редакции эстонского журнала, издаваемого в Санкт-Петербурге, в 1915-1916 годах участвовал в работе студенческой Ассоциации «Ritsikate Ring», в 1917 году преподавал рисование в воскресной школе церкви Святого Иоанна. В феврале 1915 года у Яана появился интерес к кубизму и конструктивизму, после посещения в Академии художеств выставки «Трамвай V», где свои работы представили Владимир Татлин, Василий Кандинский и Марк Шагал. В 1916-1918 годах Вахтра продолжал совершенствовать свое образование уже в Санкт-Петербургской Академии художеств, где его педагогами были профессора Дмитрий Кардовский, Кузьма Петров-Водкин и Василий Шухаев. Из-за мобилизации во время Первой мировой войны, учебу пришлось прервать, но отправки на фронт молодой Вахтра сумел избежать. Он принял участие в событиях Октябрьской революции 24-25 октября 1917 года, принимал активное участие во взятии Зимнего дворца и других революционных событиях.

В следующем году Яан был приглашен на работу учителем рисования в центр уезда Вырумаа – город Выру. Академию художеств ему не удалось окончить, и в июне 1918 года художник покинул город на Неве. Вернувшись в Эстонию, Вахтра в 1918-1924 годах преподавал рисование в средней школе, и в 1921-1923 годах – в семинарии города Выру. В 1924-1926 годах художник переехал в Тарту, где продолжил учительствовать, а с 1926 по 1933 год читал лекции по рисунку Высшей школе искусств Тарту.
В 1923 году Яан Вахтра становится первым председателем «Группы эстонских художников» — авангардистской группировки, объединившей кубистов и конструктивистов. Лидером этой группы художник был лишь до 1925 года, но за эти два года художники группы организовали множество выставок как в маленьких городах Эстонии, так и в Тарту и Таллинне. Позже Вахтра отошел от геометризма в своем творчестве.

Jaan Vahtra (Estonian, 1882–1947) Autoportree. Mapist «Blanc et noir» (Автопортрет. Из папки «Белое и черное»). 1919-1921 гг. State Art Museum of the Estonia

Между 1933 и 1940 годами художник увлекся еще и литературной деятельностью, написав и опубликовав восемь рассказов и повестей для детей и молодежи, в том числе, автобиографическую повесть.
В 1935 году художник ушел в отставку из Высшей школе искусств, но продолжил в 1935-1940 годах работать издателем и художественным консультантом газеты «Молодая Эстония». В этот период в своем творчестве художник выступал, в основном, как книжный иллюстратор.

Jaan Vahtra (Estonian, 1882-1947) Self-Portrait. 1923 г. State Art Museum of the Estonia

Советская власть была установлена в Эстонии в 1944 году, Вахтра вернулся снова в Выру, где принимал участие в организации газеты «Рабочие люди» (Töörahva Elu) и был ее главным редактором до марта 1945 года. Умер Яан Вахтра в 1947 году и был похоронен на кладбище в городе Пылва.

И напоследок несколько работ Яана Вахтры.

Jaan Vahtra (Estonian, 1882–1947) Kõrts, mapist «Blanc et noir» (Таверна, из папки «Черно-белое»). 1919-1921 гг.

Jaan Vahtra (Estonian, 1882–1947) Naised pokaalidega, mapist «Konstruktiivsed rütmid» (Женщины с бокалами, из папки «Конструктивные ритмы»). 1924 г.

Jaan Vahtra (Estonian, 1882–1947) Paradiisi stseen, mapist «Blanc et noir» (Райская сцена, из папки «Черно-белое»). 1919-1921 гг.

Jaan Vahtra (Estonian, 1882–1947) Montmartre. 1929 г.

Jaan Vahtra (Estonian, 1882–1947) Portree õitega, mapist «Konstruktiivsed rütmid» (Портрет в цвету, из папки «Конструктивные ритмы»). 1924 г.

Jaan Vahtra (Estonian, 1882–1947) Ateljees. 1925 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector