Фантастический реализм, фотореализм и сюрреализм. Roland Heyder

Фантастический реализм, фотореализм и сюрреализм. Roland Heyder

Современный сюрреализм: 5 художников, которые пленили мир своими живописными иллюзиями

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На рубеже ХХ-ХХI столетия последователи великих сюрреалистов по-прежнему волнуют зрителя своими необыкновенными иллюзорными работами, как и много лет назад их волновали сюрреалистические работы Сальвадора Дали, Макса Эрнст, Миро, Фриды Кало, Марка Паркеса, Рене Магрита.

Сюрреализм – от французского surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм» — это уникальная живопись из глубокого подсознания художника, и стиль, в котором живет своя философия, подчиненная неоднозначным ассоциациям и воображениям, возникающим в мозгу человека.

Энергетика сюрреализма зарождается в подсознании мастера и может проявляться во сне, во время гипнотического состояния, в бреду и галлюцинациях. Некоторые художники- сюрреалисты создавали свои творения в состоянии алкогольного опьянения или же под воздействием наркотиков. Но многие осознанно входят в такое состояние, чтобы освободить свой разум от реальности.

Но есть в сюрреализме и хорошо обдуманные и взвешенные сюжеты. Что можно увидеть на примере творчества бельгийского сюрреалиста Рене Магрита. Всем известно, что будучи в творческом поиске, Сальвадор Дали, засыпая, держал ложку над большим медным тазом, которая при падении будила художника. И резко просыпаясь, он как бы вырывал кусочек своего видения из глубокого сна для сюжета будущего полотна.

Современные живописцы сюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который никого не оставит равнодушным.

В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

Войтек Сьюдмак родился в старинном городе Велюни в центре Польши. Образование получил в Академии изящных искусств в Варшаве. Но с 1966 года живет и работает во Франции. Полотна Войтека Сьюдмака являют собой необычную смесь стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма. Сам же он себя называет — фантастическим гиперреалистом.

Уникальная вселенная, наполненная личной символикой и воображаемыми конструкциями, которые органически объединены в единое целое, магнетически притягивает зрителя и погружает в мир древних богов, красочных снов и древнегреческих мифов.

6 уникальных реалистичных стилей в современном искусстве

Реализм вернулся. Репрезентативное искусство вышло из моды с появлением фотографии, но сегодняшние художники и скульпторы оживляют старые техники. Вот вам доказательства, а именно — шесть динамических подходов к реалистическому искусству.

Фотореализм

Художники использовали фотографии на протяжении веков. В 1600-х годах старые мастера могли экспериментировать с оптическими устройствами. В течение 1800-х годов развитие фотографии повлияло на импрессионистическое движение. По мере того как фотография становилась все более изощренной, художники изучали разные способы, как современные технологии могут помочь создать ультрареалистичные картины.

Фотореализм начал развиваться в конце 1960-х годов. Художники пытались создать точные копии полученных изображений. Некоторые мастера проецировали фотографии на свои полотна и использовали аэрографы для репликации деталей.

Ранние художники-фотореалисты, такие как Роберт Бечтли, Чарлз Белл и Джон Солт, срисовывали изображения автомобилей, грузовиков, рекламных щитов и предметов домашнего обихода. Во многих отношениях эти произведения напоминают поп-арт, работы таких художников, как Энди Уорхол. Тем не менее поп-арт имеет явно искусственный двумерный облик, в то время как фотореализм заставляет зрителя задыхаться и думать примерно так: «Я не могу поверить, что это картина!»

Чем радуют современные мастера?

Современные художники используют фотореалистичные методы для изучения неограниченного круга предметов. Брайан Друри рисует потрясающе реалистичные портреты. Джейсон де Грааф изображает удивительные натюрморты, например тающее мороженое.

Фотореалистка Одри Флэк выходит за пределы всевозможных рамок и ограничений. Ее картина «Мэрилин» — это монументальная композиция, состоящая из гигантских изображений, вдохновленных жизнью и смертью Мэрилин Монро. Неожиданное сопоставление не связанных объектов — груша, свеча, помада — создает повествование.

Гиперреализм

Фотореалисты 1960-х и 1970-х годов обычно не изменяли сцены и не вкладывали скрытый смысл в свои работы, но по мере развития технологий художники все больше черпали вдохновение из фотографии. Гиперреализм – это французский синоним слова «фотореализм». Цвета четкие, детали более точные, и предметы более спорные.

Гиперреализм, также известный как суперреализм или мегареализм, использует метод тромплея. Цель заключается не в том, чтобы создать оптическую иллюзию. Вместо этого художники привлекают внимание к собственному взгляду на вещи. Например, черты лица раздуты, масштаб изменен, а объекты помещены в неестественные условия.

В картинах и скульптурах гиперреалисты стремятся сделать больше, чем впечатлить зрителей технической составляющей. Бросив вызов нашим представлениям о реальности, они комментируют социальные проблемы, политические или философские идеи.

Например, скульптор Рон Мьюек прославляет человеческое тело, тему рождения и смерти. Он использует смолы, стекловолокно, силикон и другие материалы для создания фигур с мягкой и страшной кожей, и это все выглядит правдоподобно.

Сюрреализм

Это изображения, похожие на мечты, которые захватывают наше подсознание. Художники данного направления могут игнорировать законы природы. Изображения как бы отключены от рационального мира, но они остаются узнаваемыми.

В сюрреалистическом искусстве нет ничего по-настоящему современного. Иероним Босх рисовал фантастические фигуры демонов. Джузеппе Арчимбольдо рисовал человеческие лица из фруктов и цветов. Однако в XX веке сюрреализм процветал как формальное движение. Вдохновленные психологическими учениями Фрейда, сюрреалисты искали способы исследовать нерациональную мысль.

Художники, такие как Макс Эрнст, Рене Магритт и Сальвадор Дали, называются сюрреалистами, потому что они использовали точные детали и другие приемы реализма, чтобы передать ужас, абсурд человеческой души.

Сюрреализм в полной мере проявился в мире скульптуры, фотографии, кино.

Магический реализм

Где-то между сюрреализмом и фотореализмом лежит мистический ландшафт волшебного реализма (или магического реализма). В литературе и изобразительном искусстве художники используют методы традиционного реализма, чтобы изображать спокойные повседневные сцены. Но под обычным всегда есть что-то таинственное и экстраординарное.

Эндрю Уайета можно назвать магическим реалистом, потому что он использовал свет, тени, предлагал чудеса и лирическую красоту.

Современные мастера данного направления выходят за разумные пределы. Их работы можно считать сюрреалистичными, но такие элементы тонкие и могут быть не сразу очевидными. Например, художник Арнау Алемани объединил две обычные сцены в картине Factorits. Поначалу она кажется мирской иллюстрацией высоких зданий и дымовых труб. Однако вместо городской улицы Арнау нарисовал пышный лес. Все это выглядит гармонично и волшебно.

Читать еще:  Художник сюрреалист. Ваграм Давтян

Метареализм

Искусство в метареализме не выглядит реальным. Хотя могут быть узнаваемые картинки, объекты, сцены изображают альтернативные реальности, чужие миры или духовные измерения.

Направление эволюционировало из работ художников начала XX века, которые считали, что искусство может исследовать существование жизни вне человеческого сознания. Итальянский художник и писатель Джорджо де Кирико основал направление, сочетающее искусство с философией. Метафизические художники были известны тем, что рисовали безликие фигуры, жуткое освещение, невозможную перспективу и суровые или сказочные перспективы.

Данное направление не было долговечным, но в 1920-х и 1930-х годах повлияло на созерцательные картины сюрреалистов и магических реалистов.

Метареализм — это не формальное движение, его отличие от сюрреализма весьма туманное. Сюрреалисты стремятся захватить подсознание — фрагментированные воспоминания и импульсы, которые лежат ниже уровня сознания. Метареалисты заинтересованы в сверхсознании — более высоком уровне осознания. Сюрреалисты описывают абсурд, а метареалисты — свое видение возможных реалий.

Художники Кей Сейдж и Ив Танги обычно характеризуются как сюрреалисты, но сцены, которые они нарисовали, имеют жуткую ауру метареализма.

Расширение компьютерных технологий дало новому поколению художников новые способы представления своих идей. Цифровая живопись, коллаж, манипуляция фотографиями, анимация, 3D-рендеринг и другие формы цифрового искусства идут навстречу метареализму. Художники часто используют эти компьютерные инструменты для создания гиперреалистичных изображений для плакатов, рекламы, обложек книг и иллюстраций журналов.

Традиционный реализм

В то время как современные идеи и технологии влили энергию в движение реализма, традиционные подходы никогда не уходили. В середине XX века последователи ученого и живописца Жака Марожера экспериментировали с историческими лакокрасочными материалами, чтобы воспроизвести реализм старых мастеров.

Движение Мароера было всего лишь одним из многих, которые способствовали традиционной эстетике и технике. Различные ателье или частные мастерские продолжают подчеркивать мастерство и вековое видение красоты.

Где можно увидеть работы?

Традиционный реализм можно описать одним словом — простота. Художник или скульптор проявляет художественное мастерство без экспериментов, преувеличений или скрытых смыслов. Абстракция, абсурдность, ирония и остроумие не играют роли, потому что традиционный реализм ценит красоту и точность.

Традиционный реализм широко представлен в галереях изобразительного искусства, а также в торговых кампаниях, таких как реклама и иллюстрации книг. Это также благоприятное направление для президентских портретов, памятных статуй и подобных видов публичного искусства.

Среди многих известных художников, которые рисуют в традиционном репрезентативном стиле, можно выделить таких как Дуглас Хоффман, Хуан Ласкано, Джереми Липкин, Адам Миллер, Грегори Мортенсон, Хелен Дж. Вон, Эван Уилсон и Дэвид Цуккарини.

Презентация по теме «Сюрреализм»

Описание презентации по отдельным слайдам:

СЮРРЕАЛИЗМ МКОУ «Бородинская средняя общеобразовательная школа» учитель немецкого языка Маркелова Ольга Владимировна

Сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреализм) — модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом.

Художники-сюрреалисты, стоявшие у истоков формирования сюрреализма, ка стиля и направления в искусстве. Макс Эрнст ( 1891 – 1976 гг.) Джорджо де Кирико(1888-1978 гг.) Рене Магритт(1898 – 1967 гг.) Сальвадор Дали (1904 – 1989 гг.)

Андре Бретон В 1924 году французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма». В этом документе он говорил, что все проблемы жизни решит именно сюрреализм, так как принесет в общество социальные и психологические перемены. В основу сюрреализма были положены научные концепции Зигмунда Фрейда. Андре Бретон считал, что З.Фрейд случайно открыл могущественную силу снов и воображения, скрытых под слоем рациональных взглядов на жизнь современного общества.

Рене Магритт «Только мысли присуще сходство. Она наделяется сходством с тем, что видит, слышит или знает, она становится тем, что дарит ей мир. Она невидима в точности так же, как удовольствие или страдание. Но живопись привносит сложность: есть мысль, которая видит и которая может быть описана зримым образом».Рене Магритт. Бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Картины Магритта основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла В его образах предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магритта стали популярнейшими) образцами сюрреализма.

На картине «Сын человеческий» (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Это яблоко можно воспринимать и как плод древа познания, и как символ природы, которую пытается понять человек. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа. За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. Название её – «Сын человеческий». Картина названа именно так, потому что, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды.

На картине «Плагиат» (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. Подобно волшебнику, художник словно материализует у нас на глазах образы своей фантазии, и они превращаются в прекрасный плодоносящий сад — символ живого творческого воображения. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Созерцая картину, можно лишь восхищаться нежнейшими розовыми, голубоватыми, перламутровыми оттенками — зрелище поистине сказочное.

На картине «Фальшивое зеркало» (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с плывущими по нему прозрачными облаками. Название объясняет идею картины: органы чувств лишь отражают внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Образ может родиться лишь из сближения двух более или менее удалённых друг от друга реальностей.

Читать еще:  Творчество Алекса Грея повод - задуматься о совершенстве

Картину «Голконда» (1953) можно рассматривать как овеществлённую метафору: люди «с весом» стали невесомыми. В названии скрыта ирония: ведь Голконда — полулегендарный город в Индии, славившийся золотыми россыпями и алмазами, и эти люди как бы притягиваются золотом. Художник подвешивает в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых — при котелках, галстуках и модных пальто — рантье, сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость.

Это не яблоко Алиса в Стране Чудес

Макс Эрнст Немецкий художник, родился в Германском городе Брюль. После Первой Мировой войны в биографии Эрнста произошло увлечение движением дадаизма. Позже он стал одним из основателей сюрреализма. Эрнст развивал разнородные способы выражения своих фантастических, причудливых идей. После того, как увлечение техникой коллажа стало утихать, в своей биографии Макс Эрнст начал работать в технике фроттажа. Он натирал черный мел на бумагу, получая таким образом разнообразные материалы, текстуры. Такие как, например, листья, дерево, ткани и другие интересные эффекты. Кроме того Эрнст был автором эссе «По ту сторону живописи». Биография Макса Эрнста как художника отмечена благодаря его причудливым, сказочным пейзажам., а также другим работам, в которых выразилось его аллегорическое воображение. «Будучи человеком заурядной конституции, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца». Макс Эрнст

Король Юбю Непонятные фигуры

Еще Эрнст придумал граттаж. Это когда холст кладется на какую-то фактурную поверхность, а потом мастихином втирается краска в образовавшиеся на нем впадинки. Живописный вариант фроттажа. Из серии «Лес»

Ангел домашнего очага или Триумф сюрреализма Варвары Это отклик Эрнста на нацизм. Не впрямую естественно.

Джорджо де Кирико «Не надо забывать, что картина должна быть всегда отражением глубокого ощущения, и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неизведанное. Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом оно приближается к сну и детской мечтательности». Джорджо де Кирико Итальянский художник, родился в городе Волос, Греция. В биографии Кирико непонятное видение мира, выраженное посредством творчества, развивалось в Мюнхене и Италии. С 1911 по 1915 он работал, а также представлял свои картины на выставках в Париже. На его сильных, волнующих полотнах использовалась крутая перспектива, фигуры манекенов, пустые места, различные формы. Такими методами Кирико создавал атмосферу загадочности, одиночества. Его работы осуществили большое влияние на художников эпохи раннего сюрреализма., но в тоже время никогда не были удачно копированы.

Одна из наиболее известных картин художника, предвосхитившая сюрреализм на целых десять лет! На ней изображен пустынный городской пейзаж, традиционный для картин де Кирико, однако, на этот раз все внимание сфокусировано на стене, к которой прикреплена голова греческой скульптуры и хирургическая перчатка. На заднем плане можно заметить силуэт локомотива, что тоже привычно для работ этого художника. «Песня любви», 1914

Фантастический реализм, фотореализм и сюрреализм. Roland Heyder

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Магический реализм, Сюрреализм и прочее

Rob Gonsalves рисует сказочные миры, в которых люди становятся облаками, а небо морем.

Стиль, в котором рисует всемирно известный художник, некоторые называют сюрреализмом, но название «магический реализм» куда как лучше описывает то, что зритель видит на картинах Гонсалвеса — волшебное объединение миров, незаметные метамормозы и перетекание объектов из одной ипостаси в другую.
В 12 лет Роб заинтересовался архитектурой, увлекся перспективой и начал рисовать свои первые работы, на которых были выдуманные им здания. Архитектура до сих пор занимает одно из центральных мест в творчестве Гонсалвеса. Но магического реализма в них стало гораздо больше — альтернативная реальность стала сутью его творчества после знакомства с Сальвадором Дали. Смесь Дали, Магритта и Эшера — так можно охарактеризовать картины Роба Гонсалвеса.

Польский иллюстратор Яцек Йерка является обладателем престижной «Всемирной премии фэнтези» как лучший художник в области фантастической живописи.

Стиль Яцека Йерки критики относят к реалистичному сюрреализму и стилю фэнтези. Работы художника можно встретить в различных американских изданиях, они выставляются в Польше, Германии, Франции, Монако и Соединенных Штатах, а также находятся в ряде коллекций по всему миру.

Яцек Йерка — Jacek Yerka — псевдоним Яцека Ковальского — на ранних работах автора можно видеть букву «K», Jacek YerkaJacek Yerka вместо подписи «YERKA» на более поздних работах. Яцек родился в Северной Польше в 1952 году. Изучал графику на Факультете Изобразительного Искусства в Университете Николая Коперника в городе Торунь.

Тщательно прорисованные полотна Яцека Йерки наполнены эхом знаменитых сюрреалистов прошлого, от Иеронимуса Босха и Питера Брейгеля до Сальвадора Дали и Рене Магритта.

Алексей Кислов живет в Севастополе и рисует сюрреализм на улицах Крыма и мира.

Алексей из инженера превратился в художника и дизайнера. Он участвует в различных арт-фестивалях, часто рисует в свое удовольствие и занимается дизайном интерьеров.

В свои работы Kislow закладывает определенный смысл и наполняет их приятными эмоциями. Так, тема дерева вновь и вновь присутствует в его картинах, как символ развития, самореализации, которая является высшей задачей человека.

Юный фотограф Зев демонстрирует потрясающий полет фантазии и мастерство.

14-летний мальчик Зев — один из самых талантливых молодых фотографов современности. Подросток, родившийся и выросший в Массачусетсе, проявляет навыки, присущие взрослым и состоявшимся авторам.

Зев работает с разными жанрами и техниками, но больше всего он увлечен созданием портретов и автопортретов в жанрах сюрреализма и магического реализма. Серия таких портретов называется Little Folk — «Маленький народ». Общая тема работ — игра с пропорциями и размерами. Уменьшая себя и своих родственников, Зев переносит зрителя в волшебное путешествие, где он вновь открывает для себя окружающий мир: травинка может быть использована как зонтик, а желудь становится подходящим сиденьем. Его автопортреты показывают, что он в сущности еще ребенок, и это делает его еще более поразительным фотографом.

Читать еще:  Фотографическая Одиссея длиною больше века

Сюрреализм — 27 книг

Книги сюрреалистов, о сюрреалистах и рекомендованные сюрреалистами к прочтению

Андре Бретон, «Манифест сюрреализма» , 1924:

В области литературы одно только чудесное способно оплодотворять произведения, относящиеся к тому низшему жанру, каковым является роман, и в более широком смысле — любые произведения, излагающие ту или иную историю. «Монах» Льюиса — прекрасное тому доказательство. Дыхание чудесного оживляет его от начала и до конца. Задолго до того, как автор освободил своих главных персонажей от оков времени, мы уже чувствуем, что они способны на поступки, исполненные необычайной гордыни. Тоска по вечности, постоянно их волнующая, придает их муке, равно как и моей собственной, незабываемые оттенки. Я полагаю, что книга от начала и до конца самым прямым образом возбуждает стремление нашего духа покинуть землю и что, будучи освобождена от всего несущественного, что есть в ее романической интриге, построенной по моде того времени, она являет собой образец точности и бесхитростного величия (что восхищает в фантастическом, так это то, что в нем не остается ничего фантастического, а есть одно только реальное). Мне кажется, что ничего лучшего до сих пор не было создано и что, в частности, Матильда — это самый волнующий персонаж, который можно занести в актив изображающей литературы. Это даже не столько персонаж, сколько непрестанное искушение. Ведь если персонаж не есть искушение, то что же он такое? Персонаж — это крайняя степень искушения. Выражение «нет ничего невозможного для решившегося дерзнуть» находит в «Монахе» свое самое убедительное воплощение. Привидения играют здесь логическую роль, ибо критический разум вовсе не пытается опровергнуть их существование. Равным образом вполне оправданным представляется и наказание Амброзио, ибо в конечном счете критический разум воспринимает его как вполне естественную развязку.

LevSolopov 13 ноября 2019 г., 04:29

NADJA is a Surrealist romance, and has come to be known as a book which defined that movement’s attitude towards life. With its blend of intimate confession and sense of the marvellous, NADJA weaves a myterious and compelling tapestry of daily life as seen through a magical perspective. Combining autobiographical fact with memory and imagination, Breton spins one of the most unusual love stories in modern literature.

NADJA is a Surrealist romance, and has come to be known as a book which defined that movement’s attitude towards life. With its blend of intimate confession and sense of the…

Je crois à la résolution future de ces deux états, en apparence si contradictoires, que sont le rêve et la réalité, en une sorte de réalité absolue, de surréalité, si l’on peut ainsi dire. C ‘est à sa conquête que je vais, certain de n’y pas parvenir mais trop insoucieux de ma mort pour ne pas supporter un peu les joies d’une telle possession.
Des projets et des promesses du premier Manifestes du surréalisme (1924) aux prises de position, politiques et polémiques, affirmées dans le Second Manifeste du surréalisme (1930), se dessine ici une théorie de l’expérience esthétique qui a bouleversé tous les domaines de la création au XXème siècle.

Je crois à la résolution future de ces deux états, en apparence si contradictoires, que sont le rêve et la réalité, en une sorte de réalité absolue, de surréalité, si l’on peut…

«Творчество Андре Бретона как энциклопедия сюрреализма» — первая отечественная монография, посвященная творчеству французского писателя, создателя сюрреалистического движения. В книге проводится комплексное исследование теоретических и художественных произведений Бретона через призму взаимодействий культурных традиций разных стран и эпох.

«Творчество Андре Бретона как энциклопедия сюрреализма» — первая отечественная монография, посвященная творчеству французского писателя, создателя сюрреалистического движения. В…

Пьеса «Как вам угодно» примыкает к книге А.Бретона и Ф.Супо «Магнитные поля», созданной ими в 1919 году, первому образцу «автоматического письма», опередившей уже позже заявленные А.Бретоном принципы сюрреализма. Это действо никогда не ставилось, однако предполагалось, что сценическая версия должна завершиться самоубийством авторов.

Пьеса «Как вам угодно» примыкает к книге А.Бретона и Ф.Супо «Магнитные поля», созданной ими в 1919 году, первому образцу «автоматического письма», опередившей уже позже…

«Манифест сюрреализма», Андре Бретон, 1924:

мы с Супо называли СЮРРЕАЛИЗМОМ новый способ чистой выразительности, который оказался в нашем распоряжении и которым нам не терпелось поделиться с друзьями. Я полагаю, что мы не должны отказываться от этого слова, ибо то значение, которое вложили в него мы, в целом вытеснило его аполлинеровское значение. Несомненно, с еще большим основанием мы могли бы воспользоваться словом СУПЕРНАТУРАЛИЗМ, которое употребил Жерар де Нерваль в посвящении к «Дочерям огня» (а также и Томас Карлейль в своем «Sartor Resartus», глава VIII: Естественный супернатурализм, 1833–1834.). В самом деле, Жерар де Нерваль, во видимому, в высшей степени обладал духом, которому мы следуем, тогда как Аполлинер владел одной только — еще несовершенной — буквой сюрреализма и оказался не в состоянии дать ему теоретическое обоснование, которое столь важно для нас. Вот несколько фраз из Нерваля, которые в этом смысле представляются мне весьма примечательными:
Я хочу объяснить Вам, дорогой Дюма, явление, о котором Вы ранее говорили. Как Вы знаете, существуют рассказчики, которые не могут сочинять, не отождествляя себя с персонажами, порожденными их собственным воображением. Вам известно, с какой убежденностью наш старый друг Нодье рассказывал о том, как имел несчастье быть гильотированным во время Революции; и он настолько убеждал в этом своих слушателей, что им оставалось только недоумевать, каким это образом ему удалось приставить голову обратно.
… И коль скоро Вы имели неосторожность процитировать один из сонетов, написанных в состоянии СУПЕРНАТУРАЛЬНОЙ, как сказали бы немцы, грезы. Вам придется познакомиться с ними?. со всеми. Вы найдете их в конце тома. Они отнюдь не темнее гегелевской метафизики или «Меморабилейп» Сведенборга, и, будь объяснение их возможно, оно бы лишило их очарования: признайте же за мной хотя бы достоинство исполнения…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector