Фантастический реализм. Helmut Zimmermann

Фантастический реализм. Helmut Zimmermann

Фантастический реализм в литературе

Автор: Guru · 20.04.2018

Данная статья посвящена одному из самых востребованных направлений в русской литературе, за которым закрепилось данное ему Ф.М. Достоевским название «фантастический реализм».

История создания

Принято считать Федора Михайловича Достоевского основателем фантастического реализма в России. Однако, по мнению исследователя В. Н. Захарова, в 1869 Фридрих Ницше впервые употребил этот термин по отношению к Шекспиру. В 20-е годы ХХ века это выражение использует Евгений Вахтангов; позже оно утвердилось в русском театроведении как определение творческого метода Е. Вахтангова.

В 1948 году возникла носившая мистико-религиозный характер «Венская школа фантастического реализма», ярчайшими представителями которой были Эрнст Фукс и Рудольф Хауснер. Художники исследовали глубоко спрятанные уголки человеческой души, поднимали вневременные и вечные темы, ориентируясь на традиции немецкого Возрождения. Уже в начале 60-х годов ХХ века Арик Брауэр, Вольфганг Хуттер и Антон Лемден создают новый стиль и новую школу «фантастического реализма». В дальнейшем течение получило продолжение в стиле виженари арт (англ. Visionary art — художественный стиль, в основе которого лежит изображение увиденного в состоянии измененного сознании, медитативного созерцания или «флешбеков»(англ. flash «вспышка, озарение» + back «назад»), возникающих после трипов (психотропные путешествия).

Определение и основные черты

Фантастический реализм — направление, в рамках которого через фантастические образы автор раскрывает действительность, пытаясь её понять и объяснить.

  • Основная черта фантастического реализма заключается в несоответствии объективной достоверности, то есть характер человека не обусловлен связями с миром. В фантастике происходит соприкосновение человека с иными мирами, сущность становится явлением.
  • Также важной чертой является двоякое восприятие действительности. Писатели создавали фантастические или условные миры, куда помещали своих вполне «человеческих» или чуть-чуть демонических героев.

Представители

Достоевский

Суть фантастического реализма Достоевского в отображении истинной природы человека в пограничных ситуациях, а также в изображении заблудших душ, мучимых наваждением (Раскольников в «Преступлении и наказании», Шатов в «Бесах»). Чтобы определить своеобразие творчества писателя, исследователи также вводили такие термины, как “идеал — реализм”, “экспериментальный” или “опытный реализм”. Для автора фантазия реальна, утопия достижима. Фантастичная проповедь его творчества демонстрирует стремление к идеалу по заповеди Христа.

Взгляд Достоевского на действительность часто подвергался критике, его называли жестоким, фантастическим и исключительным. Писатель не соглашался:

Мой идеализм — реальнее ихнего. Господи! Пересказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, — да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм!

Он утверждал, что все его истории не выдуманы, а взяты из газетных хроник, из знакомств и бесед девятилетней каторги и т.д. Например, сюжет «Братьев Карамазовых» построен на реальных событиях, связанных с судебным разбирательством над мнимым «отцеубийцей» омского острога поручика Ильинского. Писатель считал, что фантастическое должно соприкасаться с действительностью до такой степени, чтобы читатель почти поверил в реальность написанного.

Николай Васильевич Гоголь – совершенно уникальная и загадочная фигура, мастер слова, внесший в развитие русской литературы особый реализм, в котором переплетается фантастика и реальность, гротеск и детализация, союз трагического и комического. Автор «Мертвых душ» был преемником А. С. Пушкина, продолжил начатую в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике» тему «маленького» человека. Фантастический реализм Гоголя — это отражение реальности через необъяснимые события. Особое место в творчестве Гоголя занимают народные, сказочные мотивы. Ими, если разобраться, пронизано большинство произведений автора. Например, в примечании к «Вию» автор указывает, что «вся эта повесть есть народное придание».

Ярчайшим примером фантастического реализма Гоголя является цикл «Петербургские повести». Например, в произведении «Нос» часть лица отделилась от хозяина и начала путешествовать по городу, устраивая свою личную и служебную жизнь. Через эту метаморфозу автор передал агрессивный характер столицы и ее социальной среды для людей, которые мельчают, опошляются и в буквальном смысле разрушаются на ее фоне. Подробный анализ этого примера вы найдете по ссылке.

Н. В. Гоголь был основателем и ключевой фигурой «натуральной школы»(1840-е годы), в которую входили также И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров и другие. Писатель оказывал своими произведениями большое воздействие на молодые таланты, направляя их идейные и художественные интересы. Натуральная школа внесла в литературу творческий реализм, верность действительности, идейное отрицание изображаемой жизни. Авторы «натуральной школы» закрепили тенденции фантастического реализма, и Николай Васильевич занимал в этом ведущую роль.

У Александра Сергеевича Пушкина основной этап развития фантастического реализма заключен в «Пиковой даме», «Графе Нулине» и цикле «Маленькие трагедии». Писатель впервые вводит в литературу объективное изображение жизни, «ничтожных героев», фантастические повороты сюжета, отклоняясь от классического романтизма.

А.С. Пушкин представляет фантастические образы в виде аллегорий, психологических и философско-исторических обобщений. В «Полтаве», несмотря на стилизацию в духе украинских исторических дум, поставлены и решаются важные политические проблемы. В «Пиковой даме» мистическая составляющая служит для раскрытия метаморфозы игры: Германн сходит с ума, погружаясь в азарт. Можно сделать вывод, что все зрелое творчество Пушкина подчинено реалистической задаче, такой, какая она есть в ее существенных чертах.

  1. Николай Васильевич Гоголь «Нос», 1836. Произведение состоит из трех частей, в которых рассказывается об невероятных происшествиях в жизни коллежского асессора Ковалева, который неожиданно просыпается утром без носа. Читателю предстоит узнать, почему эта часть тела постоянно ускользает от хозяина. Подробнее…
  2. Фёдор Михайлович Достоевский «Бесы»,1871-1872. Знаменитый пророческий роман-предупреждение Ф.М. Достоевского и сейчас интересен современному поколению читателей. В основе сюжета лежит реальное событие — «дело Нечаева». Революционеры, члены небольшого законспирированного кружка, убили своего товарища, решившего «отойти от дел». Ф.М. Достоевский раскрывает особенности русской души, в которой поселились «бесы». Подробнее…
  3. Харуки Мураками. «1Q84, 2009-2010». Действие книги происходит в мире, где некоторые видят на небе две луны, где ключом к вечной любви служит Симфониетта Яначека, где полицейских после всколыхнувшей всю страну перестрелки с сектантами перевооружили автоматическими пистолетами взамен револьверов, где LittlePeople — Маленький Народец — выходят изо рта мертвой козы и плетут Воздушный Кокон.
  4. Братья Стругацкие «Пикник на обочине», 1972.“Пикник на обочине”- одно из самых удивительных произведений Братьев Стругацких, имеющее множество экранизаций. Авторы рассказывают о Зоне. Это место, которое видит человека насквозь и является своеобразным тестом-контролем человеческой души. Именно эта книга стала основой идеи S.T.A.L.K.E.R’а.
Читать еще:  Художник, иллюстратор и искусствовед из Турции. Burcu Akarcay

Профессор филологических наук В.Г. Одиноков определяет фантастический реализм как соединение двух миров: духовного и материального. Он считал, что Ф.М. Достоевский создает новое эстетическое «качество», которое в плане художественного метода можно назвать «реализмом в высшем смысле» и создающем третью «ненаблюдаемую действительность». Русский критик К.В. Мочульский отмечает:

Нельзя отрицать, что вся великая русская литература из-под «Шинели» Гоголя. В «мистическом реализме» Гоголя — основа его мировоззрения.

Таким образом, мы рассмотрели истоки фантастического реализма, его ярчайших представителей и освещение данной темы в литературной критике.

Австрийский художник Эрнст Фукс (1930-2015)

В 1942 году Эрнст был крещён в римско-католическую веру. С ранней юности Эрнст проявляет желание и способности учиться искусству. Первые уроки рисунка, живописи и скульптуры получает у Алоиса Шимана, профессора Фрелиха и скульптора Эмми Штайнбек. В 1945 году поступает в Венскую Академию изобразительных искусств, учится у профессора Альберта Париса фон Гютерсло. В 1948 году в содружестве с Рудольфом Хауснером, Антоном Лемденом, Вольфгангом Хуттером и Ариком Брауэром, Эрнст Фукс основывает «Венскую школу фантастического реализма». Но только с начала 60-х годов 20-го столетия, школа Венская Школа Фантастического Реализма проявляет себя как настоящее течение в искусстве.

1975_Христос-Царь_25 x 19,7, лист 53,5 x 38

Пятеро её представителей: Эрнст Фукс, Брауер, Лемден, Хауснер и Хуттер стали основателями движения, в то же время появились Кларвейн, Эшер, Джофра, привнесшие из своих национальных школ каждый свою манеру и методику работы. Дитер Шветрбергер, известный как Де Эс, один из выдающихся современных представителей Венской школы как-то заметил, что появляясь примерно в одно и то же время они вдруг составили некий новый всемирный феномен. Все стремились к личному техническому совершенству в классическом подходе к живописным и графическим техникам, что резко контрастировало с настроениями, царящими в современном искусстве.

Фукс давал частные уроки, Хауснер стал профессором Венской Академии. Паетз, Хелнвейн, Хекельман и Валь, Одд Нердрум так же составляли часть общего движения. В Швейцарии работал Х.Р. Гигер, создатель тёмных миров Голливуда. За эскизы для фильма «Чужой», он получил премию Американской национальной Академии «Оскар». Эрнст Фукс преподавал в замке Рейченау, где появились такие яркие и известные сегодня художники как Хана Кай, Ольга Шпигель, Филипп Рубинов-Якобсон, Вольфганг Видмосер, Михаэль Фукс, Роберто Веноза . В США проходили выставки с участием Айзека Абрамса, Инго Свана и Алекса Грея.

1946_Отражение женщины в домах

В конце шестидесятых движение Фантастического Реализма стало интернациональным и составило как бы некий параллельный художественный мир, хотя многие художники меняли свой стиль, уходя в другие общества, другие же появлялись, приходя из совершенно других движений. Появились галереи Джеймса Кована «Морфеус» в Беверли Хиллс, представившего Здзислава Бексинского (Польша), автора инфернальных миров, Генри Боксера в Лондоне, Карла Карлхубера в Вене и другие.

1951_Die Taufe des Einhorns_9.5 х 6.4, лист 32.5 х 26_литография

С появлением Интернета общение художников стало поистине всемирным. На сайтах общества, созданного Бригид Марлин, Art of Imagination и Джона Беинарта, beinART collective, а также на тематическом сайте Данеэля Миранте Lila, представлено внушительное число, измеряющееся сотнями художников буквально со всего мира. Общество Art of Imagination проводит ежегодные выставки в Европе и США. Парижанин Лоренс Каруана, ведущий он-лайновый журнал Виженари Ревью, написал Манифест. Кит Вигдор на своём сайте Surrealism Now обобщил всё пост Сюрреалистическое движение, включившее в себя как Фантастический реализм, так и Виженари арт. Нынешнее поколение ярко представлено деятельностью таких художников как Маура Холден, Олег Королёв, Тристан Шен, Эндрю Гонзалес, Лукас Кандл, Сергей Апарин, Виктор Сафонкин, Петер Грик, Лаурие Липтон, Яцек Йерка, Герман Сморенбург, Стивен Кенни и многие другие.

1951_Художник и единорог_8.2 х 6.2, лист 29 х 25_офорт

С 1949 года Эрнст Фукс двенадцать лет живёт в Париже, где после долгого периода случайных заработков, а порой и настоящей нищеты, обретает всемирное признание. Там же он знакомится с С. Дали, А. Бретоном, Ж.Кокто, Ж. П. Сартром. Вернувшись в на родину, в Вену, Фукс не только занимается живописью, но также работает в театре и кино, занимается архитектурными и скульптурными проектами, пишет стихи и философские эссе.

1975_Искушение святого Симеона Столпника (The temptation of St. Simeon the Stylite)_69х 48.5, лист 90 х 68_цветная литография_деталь

1952_Триумф единорога_69.5 х 31.7, лист 74 х 34_офорт

Давид и Вирсавия

BEHIND VERONICA’S CLOTH, 1953

THE SPIRIT OF MERCURY, 1954

1962_Ein Engel trankt den durstenden Samson

Кино по четвергам. «Кабаре», «Гибель богов» и Хельмут Грим

Хельмут Грим, немецкий актер кино и театра.

Родился Хельмут Грим 6 апреля 1932 года в Гамбурге, Германия.

Имя этого актёра и режиссёра сегодня кто-то может не помнить, но Хельмут Грим останется в истории кино благодаря нескольким значительным ролям в знаменитых картинах выдающихся режиссёров, составляющих классику мирового кинематографа. Он принадлежал к тем немногочисленным представителям немецкой культуры, которые были успешны и дома, и за её рубежами.

Хельмут Грим учился в Гамбургском университете, играл в передвижной актерской труппе, выступал в литературном кабаре. С 1957 — на сцене различных театров ФРГ и других стран. Он собирался стать журналистом, однако сразу после войны начал артистическую карьеру в литературном кафе «Бухфинкен».

Хельмут Грим дебютировал на экране в 1960 году, а международной славы добился после участия в антифашистском шедевре Лукино Висконти «Гибель богов» (1969), в котором сыграл роль гаупт-штурмфюрера СС Ашенбаха, который не только наблюдает за распадом и вырождением империи крупнейших германских сталелитейщиков фон Эссенбеков, но и искусно дирижирует кровавой вакханалией, развернувшейся за место президента компании. Его Ашенбах, красивый и статный молодой человек, истинный ариец, преследует цель, благодаря которой империя Эссенбеков послужит делу фашизма, для чего проталкивает на пост президента ставленника нацистов – младшего из Эссенбеков Мартина (Хельмут Бергер), страдающего низменными инстинктами и который под влиянием Ашенбаха начинает мнить себя сверхчеловеком, стоящим «по ту сторону добра и зла».

Читать еще:  Урбанистические пейзажи. Hugo Pondz

Кадр из фильма «Гибель богов». В ролях — Хельмут Бергер и Хельмут Грим

Международное признание трагического киноромана великого итальянского кинорежиссёра позволило всем актёрам, игравшим в этой картине, заявить о себе в полную силу. Хельмут Грим, который изначально рассматривался Висконти на роль фашистского офицера благодаря своим великолепным внешним данным, «сосредоточению развязного садизма и миловидности глубоких синих глаз», в дальнейшем очень часто был вынужден играть на экране роли фашистов всех мастей.

После выхода этой картины на Хельмута Грима обратили внимание в Голливуде, и в 1972 году он сыграл одного из главных персонажей в другой ключевой для кинематографа картине – знаменитом «Кабаре» (Cabaret) Боба Фосса. Отрицательное обаяние «белокурой бестии» с полуулыбкой на устах и с как бы стеклянным взором определило в немалой степени тот круг ролей, которые доставались Гриму после его успеха в «Гибели богов».

Оба фильма стали классикой.

Хельмут Грим, Майкл Йорк и Лайза Минелли в фильме «Кабаре»

Лайза Минелли, Хельмут Грим и Майкл Йорк в фильме «Кабаре»

В том же году Хельмут Грим вновь появляется в фильме Лукино Висконти: на этот раз в «Людвиге», фильме-жизнеописании баварского короля Людвига II (Хельмут Бергер), где он исполнил роль барона Дюркхайма.

Х. Грим в фильме «Людвиг»

Кроме того, он принял приглашение от другого выдающегося кинорежиссёра, немца Фолькера Шлёндорфа, и сыграл в его картине «Мораль Рут Хальбфасс» (Die Moral der Ruth Halbfass).
Признание Хельмута Грима как актёра возрастало, но он, никогда не интересовавшийся коммерческим кинематографом, предпочитал играть в артхаусных проектах – «Глазами клоуна» (Ansichten eines Clowns, 1976) по Генриху Беллю, снятого режиссёром Войцехом Ясным;

Постер к фильму «Глазами клоуна»

Кадр из фильма «Глазами клоуна»

во франко-германо-итальянской драме Валерио Дзурлини «Пустыня Тартари» (1976); у одного из крупнейших представителей французской «новой волны» Клода Шаброля в «Избирательном сродстве» (1982) по одноименному роману
Иоганна Гёте, снятому для телевидения; и в драме ведущего польского режиссёра Кшиштофа Занусси «Искушение» (Versuchung, 1982).

В английском фильме «Путешествие проклятых» (1976), экранизации реального эпизода Второй мировой войны, в котором помимо него играли такие мировые кинознаменитости как Фэй Данауэй, Макс фон Сюдов, Малкольм Макдауэлл, Орсон Уэллс, Фернандо Рей и Бен Газзара, исполнил знакомый для него образ фашистского офицера Отто Шиндика, наблюдателя на корабле, перевозящего состоятельных евреев из Германии на Кубу, безоговорочно преданного нацизму, знающему скрытую от всех пассажиров правду, что все они – смертники.

Постер к фильму «Путешествие проклятых»

Далее неожиданно он предстал на экране в мрачной сюрреалистической фантазии «Гамбургская болезнь» (1979)
П. Фляйшмана и в роли одного из Ангелов в телесериале «Берлин, Александерплац» (1980) Р. В. Фассбиндера.

В дальнейшем снимался все реже — «Прохожая из Сан-Суси» (1982, Франция); «Каспар Давид Фридрих» (1986);
«Фауст» (Faust, 1989); «Жгучее сердце» (1995), — постепенно утратив былую известность. Но на сцене он играл большие роли в инсценировках Лессинга, Кляйста, Гёте, а также в пьесе «Кто боится Вирджинии Вульф» или профессора Хиггинса в мюзикле «Моя прекрасная леди».

Х. Грим в сериале «Пётр Великий»

Постер к мини-сериалу «Пётр Великий»

Из его телевизионных ролей этого периода непременно следует выделить роль князя Александра Меньшикова в минисериале европейского совместного производства «Пётр Великий» (1986), рассказывающем о жизни и власти царя Петра I (Максимилиан Шелл и Ян Никлас, исполнял роль Петра в юности).

19 ноября 2004 года Хельмут Грим скоропостижно скончался в одной из мюнхенских клиник в возрасте 72 лет.

1969 — Гибель богов — Ашенбах
1970 — Побег из лагеря Маккензи — Капитан Вилли Шлютер
1972 — Кабаре — Максимилиан фон Хюне
1972 — Мораль Рут Хальбфасс — Франц Фогельзанг
1972 — Людвиг — Граф Дюркхайм
1976 — Глазами клоуна — Ханс Шнир
1976 — Пустыня Тартари — Лейтенант Симеон
1976 — Путешествие проклятых
1977 — Стеклянная клетка
1978 — Встречи Анны — Генрих Шнайдер
1978 — Германия осенью
1979 — Гамбургская болезнь
1980 — Берлин, Александерплац
1982 — Прохожая из Сан-Суси
1986 — Каспар Давид Фридрих
1989 — Фауст

Современный сюрреализм: 5 художников, которые пленили мир своими живописными иллюзиями

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На рубеже ХХ-ХХI столетия последователи великих сюрреалистов по-прежнему волнуют зрителя своими необыкновенными иллюзорными работами, как и много лет назад их волновали сюрреалистические работы Сальвадора Дали, Макса Эрнст, Миро, Фриды Кало, Марка Паркеса, Рене Магрита.

Сюрреализм – от французского surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм» — это уникальная живопись из глубокого подсознания художника, и стиль, в котором живет своя философия, подчиненная неоднозначным ассоциациям и воображениям, возникающим в мозгу человека.

Энергетика сюрреализма зарождается в подсознании мастера и может проявляться во сне, во время гипнотического состояния, в бреду и галлюцинациях. Некоторые художники- сюрреалисты создавали свои творения в состоянии алкогольного опьянения или же под воздействием наркотиков. Но многие осознанно входят в такое состояние, чтобы освободить свой разум от реальности.

Но есть в сюрреализме и хорошо обдуманные и взвешенные сюжеты. Что можно увидеть на примере творчества бельгийского сюрреалиста Рене Магрита. Всем известно, что будучи в творческом поиске, Сальвадор Дали, засыпая, держал ложку над большим медным тазом, которая при падении будила художника. И резко просыпаясь, он как бы вырывал кусочек своего видения из глубокого сна для сюжета будущего полотна.

Современные живописцы сюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который никого не оставит равнодушным.

В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

Войтек Сьюдмак родился в старинном городе Велюни в центре Польши. Образование получил в Академии изящных искусств в Варшаве. Но с 1966 года живет и работает во Франции. Полотна Войтека Сьюдмака являют собой необычную смесь стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма. Сам же он себя называет — фантастическим гиперреалистом.

Читать еще:  Художник-импрессионист. Eric K.Wallis

Уникальная вселенная, наполненная личной символикой и воображаемыми конструкциями, которые органически объединены в единое целое, магнетически притягивает зрителя и погружает в мир древних богов, красочных снов и древнегреческих мифов.

Фантастический реализм от Римаса Туминаса


«Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи
Кружилася быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость. «

М. Лермонтов. «Маскарад»

Эти слова произносит, вернувшись с бала, Нина, героиня Лермонтова.

В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814—1841), когда Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад», нового вальса не было. Но он просился к этим строкам, и был написан, и не только вписался в канву драмы, но стал отдельным значимым музыкальным произведением.

Музыка Театром имени Вахтангова была заказана композитору Араму Хачатуряну. «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма «Маскарад», написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год», — композитор с волнением и радостью отнесся к заказу.

Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. «Маскарад» прошел всего несколько раз. Война оборвала жизнь спектакля. Во время обстрела в июле 1941, когда бомба попала в здание Вахтанговского театра, погиб исполнитель роли Звездича Василий Куза, дежуривший в ту трагическую ночь в театре.

Музыка Хачатуряна осталась жить — через два года композитор переработал её в оркестровую сюиту, получившую заслуженное признание.

«Но тогда, во время бомбежки, в 1941, недоигранный, недосыгранный вальс был ранен, — образно говорит режиссер Римас Туминас. — Роман Хачатуряна и Нины, огонь, лед, холод, страсть — во всем этом чувствуются отклики фантастического реализма. Наверное, не зря меня пригласили в театр Вахтангова: все это было у Вахтангова, это же присуще и мне в работе».

К образности Римаса Туминаса мы еще вернёмся. А пока возвратимся к вальсу Хачатуряна, который стал бессмертным творением композитора.

Что, или кто вдохновил композитора написать столь яркую и страстную музыку?

Арам Хачатурян свой ставший легендарным вальс посвятил исполнительнице роли Нины Алле Казанской, уроженке города Кишинев. Ходили слухи, что он был влюблен в молодую актрису.
.
Впрочем, сам композитор вспоминал несколько иначе:

«В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли. «

Скажите, почему сегодня немногие люди любят поэзию? Наверное, этот вопрос можно отнести к риторическим. Для меня, во всяком случае, он не требует ответа.

Поэзия — это сама жизнь. Тогда всё же почему с поэзией сравнивают и музыку, и архитектуру, и математику и даже эротику?
Видимо, потому, что только поэтическое воображение перевоплощает знакомые вещи, делая их неординарными.

Драму «Маскарад» знают все. Знают и помнят, как поступил Арбенин с Ниной. Не таков Туминас, чтобы, обращаясь к классике, классически же переложить фабулу на сцене. Режиссура Туминаса — это поэзия, образная поэзия на сцене. Это реальность, родившая множество неординарных решений. Это -фантастический реализм! Так что идти на спектакль «Маскарад» — это идти на Туминаса.

Один из лучших русских знатоков Лермонтова – Ираклий Андронников – писал по поводу хачатуряновской музыки:

«Трудно представить себе музыку более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова. Если б сказать Вам, что это музыка к одному из творений Пушкина, Вы не поверите. Это Лермонтов! Это его победительная и прекрасная скорбь! Торжество его стиха, мысли…»

Торжество это во всю мощь воплощено в постановке «Маскарад», и сегодня Андронников наверняка бы отметил это. А Туминас, в свою очередь, не только отметил, но и сделал вальс Хачатуряна одним из главных героев спектакля, наряду с поэзией Лермонтова.

На пресс-конференции режиссер Римас Туминас с сожалением отметил, что спектаклю нынче «приходится приспосабливаться к сценическому пространству», он видоизменён, и в постановке не будет огня, дыма и даже воды, потому что после пожара в Перми такие реквизиты запрещено использовать на сцене.

Режиссер явно поскромничал: и дым, и огонь выстрелов, — всё есть в постановке. Сложно вообразить, что было ещё.

В постановке есть и такой герой — снег. И есть герой — игривый снежок, на который слоями лепится снег, в итоге превращая безобидный снежок в огромный снежный ком, способный уничтожить всех, кто попадёт под его кат. .

В вихре вальса и снега кружится жизнь «героев того времени», которая по-разному воспринимается сегодня. За 15 лет до театра им. Вахтангова Римас Туминас ставил «Маскарад» в созданном им Малом театре Вильнюса. И это — два разных взгляда! На русской сцене спектакль обрел совершенно новый смысл.

Как в этот смысл вслед за Туминасом вникли Князев, Вележева, Лопухов, Шлыков? — мы видим неугасающий взгляд из заснеженного Петербугра далеких лет в день сегодняшний. Если протереть зимнее стекло, за морозными узорами проступает это зарифмованное сопряжение.


Театр имени Евгения Вахтангова открыл Международный фестиваль спектаклями «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (постановка Римаса Туминаса) и «Медея» Ж. Ануя (постановка Михаила Цитриняка).

«Маскарад» будет идти:

21 октября, Тель-Авив, «Габима», зал «Ровина», 20:00
Билеты: https://bit.ly/2OebEET

Постановка — Римас Туминас
Сценография — Адомас Яцовскис
Художник по костюмам — Максим Обрезков
Художник по свету — Майя Шавдатуашвили
Музыка — Фаустас Латенас
В спектакле звучит вальс Арама Хачатуряна
Действующие лица и исполнители:
Арбенин Евгений Александрович — Евгений Князев
Нина, жена его — Ольга Немогай
Князь Звездич — Леонид Бичевин
Баронесса Штраль — Лидия Вележева
Казарин Афанасий Павлович — Александр Павлов/Александр Рыщенко
Шприх Адам Петрович — Михаил Васьков
Неизвестный — Юрий Шлыков
Слуга, человек Зимы — Олег Лопухов
Игроки и гости: Анна Антонова, Владимир Бельдиян, Мария Бердинских, Михаил Васьков, Ирина Дымченко, Евгений Косырев, Юрий Красков, Александр Павлов, Евгений Пилюгин, Александр Рыщенков, Екатерина Симонова, Александра Стрельцина, Мария Шастина.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector