Фигуративные изображения в исламском искусстве

Фигуративные изображения в исламском искусстве

Главные школы исламской книжной живописи

Как смотреть миниатюры разных эпох и понимать их скрытый смысл

Из всех видов изобразительного искусства ислама (архитектурный декор, изображения на металле, керамике, текстиле) книжная миниатюра, пожалуй, самый известный. Она формировалась под влиянием искус­ства дворцовых стенных росписей Сирии, Египта, Ирака, Ирана, Средней Азии, Закав­казья. После включения этих регионов в территорию расширяющегося халифата Арабский халифат — исламское государство, возглавлявшееся халифами. Возникло в резуль­тате мусульманских завоеваний в VII–IX веках. старое искусство повсеместно существо­вало еще очень долго, постепенно адапти­руясь под требования и вкусы нового времени. С другой стороны, на исламскую книжную миниатюру повлияла и книжная иллюстрация пред­шествующих периодов.

К сожалению, самые ранние образцы миниатюры переходного периода и све­­­дения об их художниках не сохранились. Но арабские источники сообщают о парад­ных сасанидских Сасанидская империя ( 224–551 ) госу­дар­ство династии персидских правителей Саса­нидов, было завоевано арабами в сере­дине VII века, включая знаменитый дворец в их сто­лице — Ктесифоне. рукописях с царскими портретами. Важно отметить влияние сиро-христианской (несторианской) и манихей­ской традиций. Последняя к моменту воз­никновения ислама пустила корни по всей Евразии и создавала богато украшенные иллюминированные кодексы, поражавшие мусульман роскошью.

Изобразительное искусство того времени изобиловало изображениями живых существ. Однако изве­стно, что в исламе даже хране­ние таких изо­браже­ний порицается. Например, в одном ­из хадисов (изре­че­ний пророка Мухаммада) говорит­ся, что в Суд­ный день Бог прикажет вла­дельцам ожи­вить их. В другом утвер­ждается, что ангелы не войдут в дом, где хранятся изображения живых существ. Арабы встречали изображения повсюду на покоренных ими быв­ших территориях Византии или империи Сасанидов, особенно на дорогих тканях, предметах торевтики Торевтика — искусство создания рельефных изображений на металле: чеканка, тиснение, гравировка, ковка и т. д. , драго­ценной утвари, иллюминированных руко­писях. Обладание такими предме­тами, оформление помеще­ний росписями считалось престиж­ным среди вче­рашних кочевников и стало показателем высокого статуса. Фигуратив­ная живопись вторгалась даже в экстерьер мечети и на страницы Корана Например, экстерьер мечети в Диярбакыре (Турция) XII века, портал мечети Анау (Туркме­нистан) XV века, львы на портале самарканд­ского медресе XVII века Шердор (Узбекистан) и так далее. . Вообще, отношение к изображениям менялось в разные эпохи.

При дворах правителей постепенно начали формироваться книжные мастер­ские (на пер­сидском — китабхана), ставшие центрами развития искусства. С мигра­циями мастеров в ходе крупных катаклиз­мов и политических изме­нений, таких как монгольское завоевание, походы Тимура (Тамерлана, 1336–1405 ), создание новых государств, центры книжного оформления перемеща­лись в другие области.

Наличие миниатюр резко повышало цену книги. Оплатить роскошно выпол­нен­ную рукопись могли только представители элиты. Они же и высту­пали главными заказчиками. Рукописи переходили от вла­дельца к владель­цу, что часто отражалось во владельческих пометах на первом листе. В рос­кош­ных рукописях, предназначенных для особо высокопо­ставленных заказ­чи­ков, калли­графы оставляли страницы для миниатюр чистыми. Позже худож­ник наклеивал на них особые листы, на которых и писались миниатюры Они покрывались специальной грунтовкой на гуммиарабике. Бумага тщательно лощи­лась агатом или хрустальным яйцом. Рисунок набрасывался водяными линиями. Затем красным или черным обводились контуры. И только после отдельными маленькими кис­тями накладывались густые краски. Тон­чай­шие линии наносились кистями из бе­личь­­его волоса или бородки птичьих перьев. . Часто простран­ство, зарезервированное переписчиком под миниатюры и живопис­ные заставки, годами и даже веками оставалось незаполненным, пока у руко­писи не появ­лялся состоятель­ный владелец, которому подобные затраты были по силам.

В более простых случаях миниатюр фигуры переносились методом трафа­рета: изобра­жения, выполненные известными мастера­ми, копировались путем нанесения проко­лов по контуру рисунка на листе бумаги и присыпа­нием через проколы красного порошка (метод припороха).

Многие иллюминированные рукописи поз­же расшивались, продавались по отдель­ным листам (так они стоили значительно дешевле). Поэтому богато иллюстрирован­ные сочинения, дошедшие целиком, — колоссальная редкость.

Миниатюра строго подчинена формиро­вавшемуся веками классиче­скому канону, базовые элементы которого сохранялись вплоть до XX века. Главная ее задача — отображение внутреннего, скрытого смысла вещей, поэтому в основном изобра­жение лишено четкой привязки к тексту, воспроиз­водя некую альтернатив­ную реальность.

Домонгольская персидская миниатюра

Образец домонгольской персидской миниа­тюры — рукопись романа XI века поэта Аййуки о приключениях двух возлюбленных «Варка и Гулшах» была создана в персоязыч­ном Хорезмийском государстве (со столицей в Самар­канде); детали костюма и вооруже­ния героев отражают реалии сельджукского периода.

На миниатюре, изображающей сражение Варки с Раби‘, Гулшах (справа), пере­одетая мужчиной, наблюдает сцену конной битвы своего возлюб­ленного Варки (в центре) и его соперника Раби‘ (слева). Имена героев подпи­саны сверху, чтобы сориентировать читателя — эта традиция сохранится впоследствии в арабском лубке, адресован­ном простому зрителю.

Композиция ярких миниатюр к роману отли­чается строгим симметричным построением. Пейзаж выполняет в них сугубо декоратив­ную функцию, худож­ник не за­трудняется его детальной прорисовкой. Изобра­же­ния некоторых миниатюр раз­мещены на сплош­ной орнамен­тированной поверхности и окра­шенном фоне — в этом проступает влияние монумен­таль­ной живописи.

Цветовая гамма, как и всё в миниатюре, имеет символическое значение: свет­лые тона маркируют положительных персонажей, темные — отрица­тельных.

Миниатюра в исламском искусстве

В исламском мире миниатюра называлась тасвир – «создание изображения». Это были небольшие рисунки, создаваемые акварелью или гуашью, с применением золотых и серебряных красок. Изображение создавалось плоским, без учета светотеней и масштабов, пишет Ахмет Караташ.

Уже IX в. в исламском мире стали создаваться иллюстрированные рукописи. Например, переведенный на арабский язык трактат древнегреческого ученого Диоскорида «Materia Medica», получивший название «аль-Хашаш», был оформлен шестью сотнями рисунков растений, двумястами изображениями животных, а также людей. Техника изображения сильно напоминает византийскую. «Хийал аль-хандасия» механика-изобретателя Абу аль-Из аль-Джазари, который в середине XII в. поступил на службу к Артукидам, иллюстрирована цветными чертежами разных приспособлений и устройств, которых приводили в действие сила воды и шестерни. Среди них – часы, фонтан, кодовый замок и т.п.

Слоновые часы аль-Джазари / Источник: ru.wikipedia.org

Самые первые сохранившиеся образцы исламских миниатюр относятся к XII-XIII вв. Предполагается, что для мусульманских художников образцами стали иллюстрированные рукописи зороастрийцев. Вероятно, свое влияние оказало и искусство манихеев, так как первые миниатюры периода Сельджуков по типу фигур и композиции повторяют миниатюры уйгуров-манихеев.

Баркиярук – сельджукский султан / Источник: en.wikipedia.org

Миниатюра Ирана и Тимуридов испытывала сильное влияние искусства Дальнего Востока и Китая. В ранний период основное внимание уделялось пейзажу, который изображался очень детально, в то время как фигуры людей и животных были небольшими. Интерес государственных лиц к истории и искусству во времена Тимуридов стал причиной создания многочисленных книг, которые богато украшались иллюстрациями.

Читать еще:  Справочник фотографа. Canon против Nikon

Искандар с семью мудрецами (эпоха Тимуридов, 1495 г.) / Источник: blogs.bl.uk

В миниатюре периода Каракоюнов и Аккоюнов фигуры людей изображались изящными, а окружающие их виды и архитектура – в стилизованном виде. Миниатюру Сефевидов отличают масштабность и живость композиции. В это время творили такие художники, как Султан Мухаммад, Мирза Али, Мир Саид Али, Шейх Мухаммад. На миниатюрах Тебриза и Казвина мы видим изящные фигуры с локонами, свисающими до щек, изогнутые луком бровями, тонкими шеями и широкими плечами. Чаще всего миниатюрами иллюстрировались рукописи «Шах-наме» и «Хамсы» Низами.

Тебризский стиль / Источник: pinterest.com

Своего расцвета искусство миниатюры достигло в Османской империи. На него оказало влияние и западное искусство, так как султан Фатих II, завоевав Константинополь, привез туда скульпторов и художников из Венеции. Османские художники создали немало прекрасных образцов миниатюры на самые разные темы. Но изображение Посланника Аллаха (САВ), его жен и дочери оставалось под запретом. Среди художников османского периода можно отметить Наккаша Османа, Насуха Матракчи, Ахмеда Накши. Миниатюры этих и других авторов несут в себе не только художественную ценность, но и являются важными историческими источниками для современных исследователей.

Селим II принимает персидского посла в Эдирне. 1567 г. (авт. Наккаш Осман) / Источник: ru.wikipedia.org

Миниатюры первоначально выступали в качестве изображения, иллюстрирующего текст, т.е. не имели самостоятельного значения. В XVI в. в Персии появилась традиция составление и оформление альбомов-муракка – образцов каллиграфии и живописи, отобранных по вкусу их владельца. В XVII-XVIII в. эта мода распространилась на Могольскую и Османскую империю. Составление таких альбомов считалось искусством, которым занимались многие лучшие персидские художники.

Альбом-муракка с каллиграфическими работами Хафиза Османа (1690 г.) / Источник: commons.wikimedia.org

В концу XVIII – началу XIX в. классическое искусство миниатюры переживало кризис. Оно сохранялось по большей части как изображение костюмов или иллюстраций к произведениям типа сафаратнаме (описания путешествия). А впоследствии миниатюра и вовсе перестала существовать как жанр.

В настоящее время в исламском мире есть художники, которые стремятся возродить это древнее искусство.

Живопись и скульптура в Коране и Сунне

Негативное отношение в божественных религиях к живописи и скульптуре связано с препятствованием идолопоклонничеству. Второй из основных запретов иудейства касался идолов и рисунков. В истории христианства также наблюдались попытки запретов на рисование и создание скульптур (Башоглу, 2007, с. 579).

В Коране есть аяты, связанные с изображением живых существ: «О, вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам — скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете» (Сура «аль-Маида», 5 / 90).

«Каменные жертвенники» в данном аяте обозначают идолов, сделанных для какого-либо ритуала. Другое толкование наделяет их ролью мест, на которых лицемеры приносили жертвы своим идолам. Коран запретил идолопоклонничество и, соответственно, создание идолов. Аналогичный запрет отражён и в хадисе. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) после осады Мекки заставил разбить стоявших в Каабе идолов и предостерёг: «Кто посмеет отныне создать подобные предметы, будет считаться отрицающим ниспосланное Мухаммаду» (Муслим, «Джихад», 84).

Еще один аят гласит: «Они (джинны) создают для него (Сулеймана (алейхиссалям)) то, что он пожелает: алтари, изваяния, чаши, огромные, как водоёмы, прочно стоящие котлы» (Сура «ас-Саба», 34 / 13).

Перечисленное в аяте трактуется как «изваяния». У этого аята, по мнению муфассиров, может быть два значения:

1) Так обозначены не живые существа, а изображения неодушевлённых объектов вроде деревьев, гор и морей.

2) Во времена Сулеймана (алейхиссалям) можно было создавать статуи. В Исламе это разрешение было отменено. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), увидев на двери своего дома занавеску с рисунком, произнёс: «Самые страшные муки в Судный День ожидают тех, кто пытается делать нечто подобное творениям Аллаха». После этого Аёша (радыяллаху анха) сделала из занавески наволочку (Бухари, «Либас», 9).

Когда профессиональный художник спросил мнения Ибни Аббаса, тот посоветовал рисовать только неодушевлённые предметы. Самое страшное наказание для живописцев объясняется их попыткой подражать Аллаху и пытаться сделать нечто подобное Его творениям. Ибн Аббас пояснял, что идолопоклонничество возникло в результате изготовления статуй уважаемых людей для сохранения памяти о них (Бухари, «Тафсир», 71 / 1).

Живопись и скульптура в богословской литературе

Рисунок в арабской литературе обозначается словом «сурат», которое переводится как «форма, вид, крой, рисунок». «Образ» по смыслу также близок к этому слову. Некоторые считают эти слова синонимами. Филологи делят изображения на два вида: к первому относятся имеющие тень (например, статуи), ко второму — остальные, вроде рисунков и чертежей. Изображение включает в себя как живых существ, так и неодушевлённые предметы. Образ относится только к обладающим душой созданиям.

Учёные разделяли живопись и скульптуру не по жанру, а по цели и сюжету произведений. Нет ничего предосудительного в изображении естественных предметов: деревьев, гор, звёзд и других природных красот. Однако недопустимо, если среди них будут произведения, которые созданы с целью поклонения. Нет никакой опасности в изображении того, что произвёл или построил человек. Можно рисовать дома, храмы, автомобили и корабли и нечто подобное. Единодушно признаны не возбраняемыми Шариатом такие виды искусства как эбру (техника рисования на воде с последующим переносом изображения на бумагу), тазхип (иллюминирование), ковроткачество и производство керамических изделий.

Нет ничего страшного в том, что живых существ пытаются рисовать дети. Также не запрещены рисунки и фотографии, необходимые в процессе обучения, для создания удостоверений личности, паспортов, составления фотороботов и в других подобных ситуациях. В зависимости от потребностей общества эти фотографии могут быть просто необходимостью.

Относительно изображения живых существ существует два различных мнения. Первое является основным для последователей мазхаба Малики. Согласно ему, не запрещено изображать живые существа. Однако это не должны быть изображения идолов и предметов, которым люди будут поклоняться и считать святыми. Например, изображения пророка Исы (алейхиссалям) и Марьям. Эти предметы также запрещено покупать и продавать. Второе мнение относится к последователям мазхаба Ханафи, Шафи и Ханбали. Согласно ему, изображать живые существа запрещено, причем не делается различия между живописью и скульптурой. Это также относится к изображению вымышленных существ или изменению настоящих (например, добавление к коню крыльев).

Если живопись используется без проявления почтительности, большинство учёных считают её разрешённой. Например, не представляют опасности рисунки на постеленных на пол коврах или покрывалах кроватей.

Читать еще:  Современный фигуративный реализм. Piot Brehmer

По мнению учёных, трёхмерные изображения являются недозволенными. Однако если изображены не все части тела, то запрета нет. Например, нет никакой угрозы в статуе, не имеющей таких жизненно важных частей, как голова или туловище. Кроме того, нет возражений против создания скульптур из недолговечных материалов.

Единодушно запрещено создавать рисунки или статуи с целью поклонения или обожествления их. Это относится как к их производству, так и к продаже.

Если сюжет изображения противоречит нормам морали, например, содержит нечто непристойное, то оно непозволительно.

Нежелательно совершать намаз в помещении, в котором находится изображение. По мнению алимов мазхаба Ханафи, ситуация усугубляется, если оно находится перед совершающим намаз человеком в направлении на Киблу. Допускается выполнять богослужения по соседству с изображениями вроде денег в виду их небольшого размера и отсутствия культового значения. В то же время они должны находиться в закрытом месте, например, в кармане.

Учёные, считающие подобные виды искусств недопустимыми, разошлись во взглядах на основания. По их мнению, причиной запрета может служить следующее:

1) Изображение может со временем привести к поклонению кому-либо, кроме Аллаха.

2) Причина запрета — попытка подражания созидательной способности Всевышнего.

3) Это напоминает поведение лицемеров-мушриков: создание изображения — своего рода почитание.

Согласно преданию, Джабраиль (алейхиссалям) не посещает места, где есть изображения. Однако некоторые люди утверждают, что это относится только к нему.

Проект «Искусство ислама. Каллиграфия»

Мы – жители многонациональной страны. Чтобы быть достойным гражданином Российской Федерации, необходимо уважать культурные традиции людей, живущих в этой стране.Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетённое в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплётах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь. Арабо-исламская культура уникальна.Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум.Проект даёт возможность понять уникальность исламской культурыи с помощью каллиграфии научиться писать собственные имена,изображая не столько внешнюю форму, сколько значение имени.

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков»

муниципального образования город Ноябрьск

Искусство ислама. Каллиграфия

Сафиуллина Гульчира Хабибрахмановна

учитель начальных классов

  1. Предметное направление: общественные науки
  2. Возрастная категория: Мамедов Али, Мамедова Милана, Мажитова Мадина, Насирова Эльнара, 4 класс.
  3. Тип проекта: информационный.
  4. Название проекта : «Искусство ислама. Каллиграфия».
  5. Цель проекта : с помощью основных видов исламского искусства – каллиграфии научиться писать собственные имена.
  6. Задачи проекта :
  • Познакомиться со стилями исламской каллиграфии и показать красоту и неповторимость основных почерков.
  • Посетить Соборную мечеть в городе Ноябрьске.
  • Представить изделие «Именная книга» в одном из стилей каллиграфии.
  1. Аннотация : Мы – жители многонациональной страны. Чтобы быть достойным гражданином Российской Федерации, необходимо уважать культурные традиции людей, живущих в этой стране.Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетённое в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплётах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь. Арабо-исламская культура уникальна.Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум.Проект даёт возможность понять уникальность исламской культурыи с помощью каллиграфии научиться писать собственные имена,изображая не столько внешнюю форму, сколько значение имени.
  2. Сроки проведения: 2 месяца (март, апрель)
  3. Проблема: формирование у детей мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций ислама.
  4. Этапы работы над проектом:
  • Распределение обязанностей в группе
  • Изучение литературы
  • Экскурсия в Соборную Мечеть
  • Выполнение работы
  1. Презентация проекта, именная книга
  2. Учебный предмет , в рамках которого проводится работа по проекту: ОРКСЭ модуль «Основы исламской культуры».
  3. Продукт проекта: Именная книга.

Изучая школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), мы узнали о богатстве и многогранности исламской культуры. Со многими произведениями исламского искусства мы познакомились на уроках: добывали знания, рассматривая иллюстрации на страницах учебника, создавали презентации на различные темы, готовили сообщения, используя энциклопедии, словари, интернет-ресурсы, общались с родителями. На каникулах посетили Соборную мечеть, познакомились с архитектурой и жизнью этого величественного сооружения г. Ноябрьска.

Мы узнали, что исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей и включает в себя практически все виды искусства.Одним из главных видов искусства являютсякниги.Самыми значимыми видами искусства являются ремёсла и прикладное творчество.Большое внимание уделяется красоте и величию архитектурных сооружений, где существенным элементом украшений является роспись. При этом, рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства.

Высокий статусв исламе имеет письмо.Среди всех направлений исламского искусства наибольшей популярностью пользуется каллиграфия. Каллиграфию обычно рассматривают как проявление человеческого духовного начала во всём его блеске, ибо чистота и великолепие письменности является своего рода выражением непорочности внутреннего мира человека.Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Коран, будет принадлежать к числу обитателей Рая.

Каллиграфия и стала темой нашего исследования.

Цель проекта: с помощью основных видов исламского искусства – каллиграфии научиться писать собственные имена.

  • Познакомиться со стилями исламской каллиграфии и показать красоту и неповторимость основных почерков.
  • Посетить Соборную мечеть в городе Ноябрьске.
  • Представить изделие «Именная книга» в одном из стилей каллиграфии.

Актуальность: мы – жители многонациональной страны. Чтобы быть достойным гражданином Российской Федерации, необходимо уважать культурные традиции людей, живущих в этой стране. Искусство – это знания, красота. Оно всегда несёт добро. Вот и станем лучше отличать добро от зла и мир от вражды.

ΙΙ. Исламское искусство

Исламское искусство – искусство, сформировавшееся в средние века, в основе которого лежат принципы ислама.

Появившееся в VII веке учение ислама отнеслось враждебно к живописи и скульптуре, запретив олицетворять Аллаха в каких-либо видимых формах и изображать живых существ.

Распространяясь из Аравии на Восток до берегов Ганга и на Запад до Испании, исламская культура встречала более или менее развитое искусство, усваивала и перерабатывала его элементы в соответствии со своим духом и потребностями. Так сложился, по крайней мере, в архитектуре и орнаменталистике, особый исламский стиль, в разных странах имеющий, впрочем, свои особенности. В его основу легли византийские, персидские и египетские формы.

С течением времени в некоторых странах запрет на изображение человека и животных перестал быть строгим (в Иране он никогда не был тотальным), и в какой-то степени получили право на существование пластика и живопись.

Читать еще:  Эмоционально тяжелые работы. Carolina Piteira

Искусство является зеркалом культуры и его мировоззрением. В мусульманском мире искусство отображает его культурные ценности, и показывает то, как мусульмане видят духовный мир и мироздание.Мусульманский художник не стремится точно копировать сущность, как она есть, а пытается передать то, что она представляет собой. Это позволяет художнику и тем, кто любуется искусством, стать ближе к Аллаху. Для мусульман красота всегда была и останется качеством божественного. Один из хадисов пророка гласит: «Аллах прекрасен и любит красоту».

Главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа.

Исламская каллиграфия — искусство каллиграфии , один из видов изобразительного искусства , в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность , используемая в арабском , дари , пушту , персидском , уйгурском , урду и некоторых других языках.
Мы узнали, что арабская каллиграфия сформировалась на базе копирования Корана. В странах исламского мира, где изобразительное творчество было ограничено, каллиграфия стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, которые нередко сочетались с геометрическим или растительным узором.

Нам стало известно, что Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетённое в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплётах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь. Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум.

Вспомним слова пророка Мухаммада: «Письмо — половина знания». Мы узнали, что в арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Нам стало известно, что основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы («хаттаты»).

«Красота человека — в красоте его письма, а ещё лучше, если оно у мудрого» (известный восточный афоризм гласит так). Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почётом.

Что же такое арабская каллиграфия?

Арабская каллиграфия — это искусство красивого написания букв на основе арабского алфавита.

Арабское письмо – вязь – так красиво, что его называют «музыкой для глаз». Арабская вязь использовалась при оформлении Корана, а также в архитектуре и живописи. Стены мечетей покрывались геометрическими декорациями с именами Аллаха и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и многочисленными религиозными притчами и афоризмами. Искусство росписи мечетей стало особым направлением в каллиграфии. Не всякий каллиграф может взяться за такую ответственную работу. Само собой разумеется, что письмо на бумаге радикально отличается от настенных росписей. Для выполнения таких работ мастер должен уметь подобрать цветовые тона, сочетающиеся с архитектурой мечети, выбрать каллиграфический стиль, учесть освещение помещений и даже учесть особенности культуры данного народа.

Мы познакомились с разными стилями каллиграфии и выяснили, что каждый стиль имеет отличительные формы и характер. Каждый стиль создавался для определенной цели:

  • некоторые из них использовались для написания Корана,
  • другие — для официальных документов,
  • малые начертания применялись в письмах, которые отправлялись голубиной почтой,
  • большие – для оформления архитектурных сооружений.

Некоторые начертания постепенно утратили свою значимость, другие, напротив, прошли испытание временем и продолжают активно использоваться.

Стили исламской культуры

Мы обратили на многообразие стилей исламской каллиграфии:

Мы узнали, что принято выделять шесть основных почерков:– это три ранних стиля: «куфи», «сулюс» и «насх», а также три более поздних стиля: «та’лик» (его же именуют «фарси»), «дивани» и «ру́к’а ‘ ».

1. Куфи — — из г. Куфы

2. Су́люс — — «одна треть»

3. Насх — — «копировальный»

4. Ру́к’а ‘ — — «лоскутный»

5. Дивани — — «канцелярский»

6. Та’лик — — его же её именуют «фарси» (персидский) — «комментарий, комментаторский»

Исламский орнамент

Орнамент, как искусство, как символ зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека. Особенно разнообразен по форме, цвету и содержанию орнамент в исламе. Ислам — религия, в которой запрещается изображение живых существ, поэтому орнамент компенсировал эти запреты. В его основе лежат символы и знаки.

В исламском орнаменте выделяют два типа: геометрический — гирих и растительный — ислими. И тут уже заложен глубинный смысл ислама. Гирих выражает совершенство геометрической красоты и является символом божественного начала. Ислими же, отсылает к живому и символизирует человеческое начало.

Гирих, свод могилы Хафеза в г. Шираз, Иран.

Гирих — это пять геометрических фигур, на основе которых создавались сложнейшие геометрические орнаменты. В этом орнаменте можно рассмотреть квадраты и ромбы, пяти- и шестиугольники, звездочки и наложенные друг на друга треугольники. Гирих выглядит как сверхсложная математическая сетка.

Ислими, свод мечети г. Исфахан, Иран.

Рисунок ислими подчинен ритму кривых, имеющих форму дуги окружности, волны и завитка. Построение рисунка основано на чувстве ритма и свободной симметрии. Завитки и сплетения ветвей с веточками и соцветиями могут пересекать друг друга, но при этом изображения плоскостные и не развиваются в глубину.

Чаще всего гирих и ислими используются вместе, тем самым еще сильнее подчеркивается единения божественного и живого начала.

Своды в стене в мечете в г. Исфахане, Иран.

Мечеть Имама, г. Исфахан, Иран.

Мечеть Имама, г. Исфахан, Иран.

Мечеть Шейха Лотфоллы, г.Исфахан, Иран.

Еще один важный художественный прием в исламской культуре — это выстраивание узора вокруг точки, которая выступает центром, организующим всю орнаментальную композицию. Иногда эта точка хорошо прорисовывается, иногда вместо нее имеется пустое пространство. Однако самое главное заключается в том, что данный центр остается отдельным от всей композиции. Другими словами, узор исламского орнамента не соприкасается со своим центром и соответственно не вытекает из него. При этом центр организует всю композицию, но пребывает вне ее составляющих. Через подобные приемы исламская культура выражает ключевую идею — отличности божественного начала. Подобным приемом подчеркивается то, что божественное не является продолжением материального мира.

Особенно хорошо это видно на фотографии внизу.

Еще одной важной особенностью является выбор цвета. Основные цвета узоров: золотой(желтый), синий, фиолетовый и зеленый. Золотой символизирует славу, богатство, торжество. Синий — это цвет мистического созерцания,приобщения к божественной сути. Фиолетовый имеет значение обманчивости земной жизни. А что касается зеленого, то не сложно догадаться, что в сухом жарком климате зеленый — цвет жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector