Фигуративные работы. Alexandra Tyng

Фигуративные работы. Alexandra Tyng

Фигуративная живопись

Фигуративная живопись (Фигуративизм) – направление в живописи, характерной особенностью которого является стремление запечатлеть объект, сохранив его схожесть с объектом в реальности. Фигуративная живопись очень широкое понятие, включающее в себя самые разные жанры и направления.

В Великобритании сам термин начал использоваться, когда возникла необходимость определить антипод абстракционизму и, т.о. под фигуративизмом стали понимать «не абстрактные картины». Позднее, в разное время различные авторы ратовали за возвращение к фигуративизму, как правило, критикуя современное им авангардное искусство. В 60-х – 70-х гг., например, Рон Китай ввел в лексикон термин «Лондонская школа», объединив в условную группу художников, представлявших фигуративную живопись Англии того периода (Франк Ауербах, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон). Художники Лондонской школы противопоставлялись уже поп-арту и концептуализму.

Позднее, в 90-х годах XX века в Великобритании фигуративная живопись вновь начала противопоставляться концептуализму, который ассоциировался с деятельностью Молодых Британских Художников (YBA) (иногда творчество данной группы относят к неоконцептуализму). В 1997 году Гай Деннинг основал группу «Неомодерн» (Neomodern), члены которой считали, что современное искусство развивается под влиянием различных фондов и организаций, которые не просто обслуживают вкусы зрителей, а формируют некий общественный запрос и т.о. экономически ограничивают художника в его творчестве. Несмотря на отсутствие художественных особенностей, точка зрения Деннинга нашла отклик именно у художников представляющих фигуративную живопись.

Два года спустя, в 1999 году схожие идеи высказал Билли Чайлдиш в Манифесте стакизма. Лозунги «назад к фигуративизму» и «художник не делающий картин — не художник» стали основными для такого движения как стакизм. Кроме того, в 2000 году вышел второй программный текст стакизма — Ремодернизм, идеи которого во многом заимствованы у Гая Деннинга (в частности идея о том, что модернизм не исчерпал себя и необходимо вернуться к его первоначальным концептам, т.к. «уход от объекта» более невозможен).

В современном английском языке термин «figurative artist» (возм. пер. «художник-фигуративист») предполагает, что художник пишет картины, изображает конкретные объекты (не абстракционист) и не принадлежит к какому-либо четко обозначенному жанру (например, фотореализм, строго говоря, также может быть отнесен к фигуративной живописи, но подобное уточнение не имеет смысла). При этом зачастую в работах таких художников могут содержаться сюрреалистичные или даже концептуальные элементы. В XXI веке фигуративизм чаще противопоставляется уже не абстракционизму, а различным концептуальным течениям и т.о. художники, которые непосредственно рисуют что-либо или тем более пишут картины обозначаются словом «painter» (возм. пер. живописец), которое встречается чаще, чем «figurative artist».

В более узком понимании под фигуративной живописью понимается живопись, в которой упор сделан на изображении фигур людей или животных. Иногда для работ выполненных в такой технике используется термин «фигуративизм». Впрочем, идея, что человек есть основной предмет искусства принадлежит Рону Китаю и характерна именно для художников Лондонской школы.

В ГДР (в особенности в г. Лейпциг) во второй половине XX века была сильная школа живописи. После объединения Германии соцреализм потерял актуальность, но определенные традиции фигуративной живописи сохранились. В конце XX — начале XXI века ряд выпускников Университета визуальных искусств Лейпцига (Hochschule fur Grafik und Buchkunst) сформировали т.н. Новую лейпцигскую школу. Позднее понятие расширили до «Молодые немецкие художники».

Известным современным художником, который последовательно отстаивает идею о фигуративной живописи как о форме актуального в наши дни искусства, является Одд Нердрум. Нердрум также известен как создатель арт-инициативы «Китч», в рамках которой он дает уроки и помогает в распространении своего творчества многим живописцам по всему миру (например, его учениками называют себя такие художники как Шон Берк и Джереми Канилья). Творчество самого Нердрума и некоторых его последователей иногда относят к постмодернизму, отмечая тот факт, что речь здесь идет не просто о фигуративной живописи, а о переосмыслении живописной традиции прошлого с отсылками на современную действительность.

Франк Ауэрбах, р. 1931 — английский художник-портретист

Фигуративное искусство и фигуративизм — антиподы абстракционизма и концептуализма

Фигуративное искусство — это направление изобразительного искусства, в произведениях которого всегда наглядно присутствуют реальные объекты. Фигуративизм — это лишь один из стилей фигуративного искусства, эти определения не являются синонимами. В фигуративизме основным объектом изображения выступают фигуры людей или животных.

Фигуративное искусство по своей сути является противоположностью абстрактного, отрицающего необходимость изображения реалистичных вещей в работах художника. Напротив, фигуративисты стремятся в своих произведениях с максимальной достоверностью отразить окружающие их объекты.

Разновидности фигуративного искусства

Фигуративное искусство основано на реально существующем мире, а не на глубоко скрытых в подсознании иллюзиях автора. Сторонники этого направления убеждены, что художник должен создавать репрезентативные, то есть узнаваемые образы в своих произведениях.

Объектами для творчества могут быть самые разные одушевленные и неодушевленные предметы: люди, дома, животные, автомобили, растения. Но для реализации своих идей автор вправе использовать все доступные средства:

  • широкую цветовую палитру;
  • причудливые и оригинальные формы предметов;
  • сочетание контрастов, роль света и тени;
  • перспективу и объем.

Поэтому к фигуративному искусству можно отнести произведения многих жанров:

Аналогичным образом фигуративное искусство объединяет множество разнообразных стилей, в которых главным объектом изображения является реальный мир, в том числе:

Кроме того, фигуративное искусство всегда направлено на эмоциональное восприятие зрителя посредством репрезентации узнаваемых форм предметов и объектов. Этим оно кардинально отличается от концептуализма, сторонники которого видят своей главной целью передачу идеи, а форма творческого выражения для них не важна.

История фигуративного искусства

Исторические корни фигуративного искусства можно обнаружить в древнейшие времена. Даже первобытные люди в своих наскальных рисунках очень часто стремились точно изобразить окружающий мир.

Но художникам всегда было присуще желание несколько исказить, а точнее — приукрасить реальность. Мастера античной эпохи сознательно идеализировали черты человеческой фигуры в своих произведениях. В Византийской империи основным видом изобразительного искусства стала иконопись, в которой пропорции тел были отчетливо стилизованы, а символика цветов и предметов играла важную роль.

В эпоху Ренессанса художники видели свое предназначение в воспевании идеалов гуманизма и антропоцентризма. Поэтому величайшие мастера того времени создавали удивительные по красоте, но далеко не всегда реалистичные произведения. Эта тенденция продолжилась и в другие исторические эпохи, вплоть до появления импрессионизма.

Читать еще:  Современный реализм, имеющий сильную повествовательную линию. Brooke Walker-Knoblich

Черты фигуративного искусства, несмотря на появление новых стилей и жанров, всегда оставались различимыми в картинах и скульптурах художников. Но на рубеже XIX-XX веков в мировой культуре появился революционный авангардизм. Многие художники начали решительно отказываться от тысячелетних академических традиций, в том числе и от фигуративизма. Возникла и быстро начала обретать популярность абстрактная живопись, которая постепенно заняла лидирующие позиции в современной мировой культуре.

В наступившем XXI веке соотношение количества приверженцев абстрактного и фигуративного искусства постоянно меняется. Часть художников активно выступает за возвращение старых традиций в живописи и скульптуре, а их оппоненты усердно отстаивают противоположную точку зрения. Кто победит в этой борьбе — не решаются сказать даже профессионалы в сфере искусства.

Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно купить картины у современных художников по доступной цене.

В отношении создателя аппарата возбуждено уголовное дело

Следственный комитет России (СКР) обвинил директора Института проблем морских технологий (ИПМТ) Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН) Александра Щербатюка в злоупотреблении должностными полномочиями при создании необитаемого подводного аппарата по заказу компании из КНР. Сумма ущерба ИПМТ оценивается в 7,5 млн руб. Член-корреспондент РАН Щербатюк виновным себя не считает. Совладелец «ДНС Групп» Дмитрий Алексеев, спонсирующий работы в области робототехники, называет обвинения против ученого «абсолютно бредовыми». По данным господина Алексеева, уголовное дело в отношении директора ИПМТ инициировала Федеральная служба безопасности (ФСБ).

Следственное управление СКР по Приморью сообщило, что в отношении директора ИПМТ ДВО РАН Александра Щербатюка возбуждено уголовное дело по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ). «В период времени с октября 2016 года по июль 2018 года подозреваемый заключил от имени института контракт с иностранной компанией на изготовление автономного необитаемого подводного аппарата на сумму свыше 17,5 млн руб. в рублевом эквиваленте. При этом он знал, что материальное обеспечение и штат сотрудников, необходимых для производства аппарата, отсутствуют и фактически работы будут выполняться за счет особо ценного недвижимого имущества и имущества, находящегося на оперативном управлении института, а также с помощью работников института»,— излагает свою версию событий следствие.

Как считают в управлении СКР по Приморью, Александр Щербатюк, стремясь «повысить свое благосостояние», заключил договоры субподрядных работ на общую сумму 16 млн руб. Также договоры подряда на сумму 2,5 млн руб. были заключены с учеными ИПМТ. «В результате указанных действий подозреваемого доходы в сумме свыше 7,5 млн руб. не поступили в распоряжение института»,— делают вывод в СКР. В отношении Александра Щербатюка судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Александр Щербатюк свою вину не признает. В ДВО РАН и ИПМТ уголовное дело в отношении ученого публично не комментируют.

Между тем в защиту директора ИПМТ выступил совладелец «ДНС Групп» Дмитрий Алексеев, который знаком с господином Щербатюком по совместным проектам в области робототехники. «В РАН внедрена практика создания совместных с бизнесом малых инновационных предприятий (МИП)… Создал МИП и ИПМТ, который заключил договор с китайцами на разработку подводного робота за 17,5 млн руб. Робот был успешно сделан. Когда заказчику отправили заказ, на таможне пришли в ступор, ибо не видели такого, чтобы с Дальнего Востока вывозили не лес и рыбу, а роботов. Началась проверка, подключили ФСБ, и проверка решила, что неправильно оформили разрешение на вывоз оборудования »двойного назначения».

Однако через некоторое время начало доходить, что нельзя одной рукой требовать от ученых делать технологическую продукцию мирового уровня, а другой запрещать ее продавать…

Дело решено было переквалифицировать в хозяйственное, и Щербатюку вменили злоупотребление должностными полномочиями,— сообщил на своей странице в соцсети господин Алексеев.— Теперь он сидит в СИЗО по абсолютно бредовому обвинению… Этот МИП ИПМТ создал вместе с ДНС, ибо я как могу пытаюсь помогать приморской школе робототехники и точно знаю, что там нет никаких корыстных побуждений, кроме выживания».Предприниматель говорит также, что «на 100% уверен в честности Александра Федоровича».

Стоит отметить, что в структуре «ДНС Групп» есть Центр развития робототехники. Как указывается на сайте ИПМТ ДВО РАН, институт является ведущей организацией в РФ по научному обоснованию, проектированию, созданию и практическому применению подводных робототехнических систем. По программам фундаментальных и прикладных исследований осуществляются разработки по перспективным направлениям развития подводных робототехнических комплексов, включая исследования проблем системной организации интеллектуальных подводных роботов, систем подводной навигации и связи, информационно-управляющих систем широкого применения. Результаты проводимых в институте исследований реализуются при создании обзорно-поисковых и обследовательских подводных роботов в рамках государственных заказов в интересах различных ведомств.

«Увидела поражения наших в Ванкувере и захотела выиграть Олимпиаду». Фигуристка Трусова в 16 лет стала героем книги

Публикуем отрывки из биографии «королевы четверных».

Во второй половине ноября выйдет первая официальная биография «королевы четверных прыжков» Александры Трусовой — 240 страниц историй из жизни спортсменки, о которых вы не слышали. Sport24 вместе с издательством «Бомбора» публикует отрывки из книги. Далее в тексте — цитаты родителей Саши, автора книги, первого тренера Трусовой и самой фигуристки.

Мария Катешова, Sport24

О раннем дебюте в спорте

Вячеслав Трусов, отец Саши:

«Уже в два-три года стало понятно, что ребенка надо отдавать в спорт. Иначе, без сброса этой энергии и упорства в мирных целях, в обычной жизни нам с ней будет очень тяжело. Конечно, тогда она была совсем маленькой и ни в одну спортивную секцию ее бы еще не взяли. Я занимался с дочкой сам: бегали кроссы, учил отжиматься от пола и брал с собой в спортивный зал на тренировки, где Саша быстро научилась лазить по канату и висеть на шведской стенке».

Разумеется, всеобщее внимание и спортсменов, и тренеров этой упрямой крохе с косичкой было обеспечено. Ребята говорили, что девочка рождена для спорта, и давали советы, в какой вид отдать. Может быть, в спортивную гимнастику или в единоборства?

Шутили, что Саша за счет своего характера и выносливости сможет добиться успеха в любой дисциплине, даже в баскетболе — просто включит режим «добиться во что бы то ни стало», научится прыгать выше всех и этим компенсирует маленький рост».

Читать еще:  Яркие, красочные и богатые деталями картины. KCatia Creole

Евгений Семенов, Sport24

Об опасном спуске с горки на роликах

«На каток она приходила в хорошем настроении. Не капризничая, выполняла то, что от нее хотели. Повторяла десятки и сотни раз. Работала на результат — пока не получится. Когда получалось, Саша ставила себе в голове галочку и шла дальше.
У нее был азарт и интерес сделать самое сложное. Чем труднее была задача, тем больше горели глаза ребенка. А главное, она ничего не боялась — коньки осваивала с тем же бесстрашием, с которым летом в Абхазии училась скатываться с крутой горки на роликах».

Светлана Трусова, мама Саши:

«Проблема была в том, что дом наш стоял на горе. И спуск к морю был достаточно крутым. Эту горку Саша сразу приняла за вызов. А получится ли перебороть свои страхи и научиться съезжать со склона вниз на коньках? И в первую же нашу прогулку еще нетвердо стоявшая на роликах Саша решила попробовать свои силы. Слава богу, успели поймать. Помню глаза соседей, смотревших на это действо из-за забора. Но, казалось, ребенку было все нипочем. И там, где мы чуть не седели от страха, дочь внешне оставалась абсолютно хладнокровной. Надо покорить спуск? Сделаем. Вот такой характер с самого рождения. Спорить с Сашей было бесполезно, да и запрещать тоже. Ничего не оставалось делать, как только помогать ей».

Евгений Семенов, Sport24

О страхах

«Не могу сказать, что я бесстрашная и отчаянная. Это неправда! Я много чего боюсь: летать на самолетах, кататься на экстремальных аттракционах в парках развлечений.

Вот прыгать на коньках и падать на лед не боюсь. Потому что тут все зависит только от тебя. Я чувствую каждую мышцу своего тела, знаю, что делать. А с аттракционами или самолетами — мало что от тебя зависит. Вдруг вышка сломается или самолет окажется неисправен? И уже никуда не убежишь, и умение падать на лед точно не пригодится».

Евгений Семенов, Sport24

Лутц и простуда

Елена Зотова, автор книги:

«В первый соревновательный день короткая программа была пройдена практически в тумане.

Но поддержка зрителей, кураж действовали лучше жаропонижающих таблеток. На произвольную программу Саша собиралась не просто с желанием прокататься, а с намерением исполнить лутц в четыре оборота. Просто потому что не хотела идти легким путем.

Еще первый тренер Ольга Шевцова заметила у этой девочки уникальное качество — быть максимально собранной в нужный момент, отбрасывая все вторичное, и концентрироваться на задаче. И в очередной раз это качество выразилось в полной мере. В Ереване Саша сделала невозможное. Она, несмотря на плохое самочувствие, вставила в программу четверной лутц и прыгнула его на положительные оценки. Это был первый в истории четверной лутц в женском одиночном катании — исполненный простуженной девочкой на высоте тысячи метров над уровнем моря только на силе воли, железном характере и огромном желании стать первой.

Но заключительное и самое важное соревнование сезона — чемпионат мира среди юниоров — расставило все на свои места. Именно там, в Софии, Александре в первый раз за сезон удалось чисто выполнить квад. Причем не один, а сразу два! И разных!

Помимо безупречного выполнения сальхова в четыре оборота Александра сумела приземлить в программе тулуп в четыре оборота. И стала первой в мире девушкой, исполнившей этот квад.

К своему второму юниорскому сезону Саша подошла, имея в арсенале лутц в четыре оборота. Сложно представить, как и какой ценой удалось девочке за полгода сделать то, что не получалось у мужчин двадцать лет. Но как бы то ни было, этот прыжок был заявлен в программе на первые этапы Гран-при. Оставалось его выполнить на соревнованиях. И выполнить без помарок, для того чтобы его зачли как новый мировой рекорд и первый в мире лутц в четыре оборота, исполненный женщиной.

Достижение, которое оставляло далеко позади всех соперниц и переводило женское фигурное катание на новый уровень. После того невероятного проката имя Александры Трусовой было внесено в Книгу рекордов Гиннесса — за первое в мире исполнение четверного тулупа в женском одиночном катании.

Все было не напрасно! Тысячи часов, проведенных на тренировках, падения, разочарования и слезы.
Александра Трусова стала чемпионкой мира в своей возрастной категории и вошла в историю спорта.

Сделала то, во что никто не верил».

О резком преодолении себя

Ольга Шевцова, первый тренер Трусовой:

«Рядом с собой я вижу Сашу. Она тоже испугана. Белое личико, плотно сжатые губы. Кажется, тоже готова развернуться и убежать, спрятаться где-то за креслами. Мама Светлана смотрит на меня и пожимает плечами: «Ну не хочет ребенок — не надо». И вдруг в одно мгновение девочка меняется. У Саши выпрямляется спина, глаза смотрят прямо, она сжимает руки в кулачки и делает шаг на лед. Сама, без просьб и уговоров.

Она так решила. Позже я еще не раз наблюдала эту метаморфозу, этот твердый и решительный взгляд у, казалось бы, такой маленькой и нежной девочки. Уже тогда было понятно, что из ребенка получится настоящий спортсмен. Она умеет собираться, загонять свои страхи в самый дальний уголок подсознания и делать шаг вперед».

Александр Мысякин, Sport24

О поражении россиян в Ванкувере и олимпийской мечте

«Переломный момент случился во время зимней Олимпиады в Ванкувере. Наша семья смотрела трансляции соревнований по всем видам спорта, но фигурное катание стояло на почетном месте. Еще бы — ведь растет ребенок-фигурист!

Расписание состязаний было выписано на отдельный листок бумаги, а в телефонах мамы и папы стояли напоминания. Поболеть к нам приходили и бабушка с дедушкой, и друзья родителей. Те Игры были для наших фигуристов не самыми удачными. Только две медали: серебро и бронза. У Евгения Плющенко и у танцевальной пары Оксаны Домниной и Максима Шабалина. А вот в женском одиночном Россия осталась совсем без наград. Какому болельщику понравится, когда страна проигрывает и над пьедесталом поднимаются чужие флаги? Расстроенный папа переключил телевизор на другой канал: «Эх! Пролетели наши одиночницы!»

Читать еще:  Современный соцреализм. Kathrin Longhurst

Дедушка решил разрядить обстановку: «Да подожди! Наша Саша еще не выросла! Вырастет и станет чемпионкой!» Конечно, это была шутка. Но дедушка зря шутил — я юмора не поняла и приняла все за чистую монету.

На следующий день, на занятии я подошла к Ольге Михайловне с новостью о том, что хочу стать олимпийской чемпионкой, стоять на пьедестале, чтоб надо мной поднимался флаг России, а папа с дедушкой гордились, что страна не «пролетела». Ольга Михайловна меня внимательно выслушала и сказала что-то вроде: «Очень хорошая мечта! И она обязательно сбудется, если будешь много работать!» У меня сразу будто выросли крылья, и я побежала тренироваться. Так, чтобы стать лучшей в группе, потом в Рязани — а там и до Олимпиады недалеко».

Александра Экстер — амазонка русского авангарда

Александра Экстер — Автопортрет

Александра Александровна Экстер (в девичестве Григорович), (1882, Белосток — 1949, Фонтене-о-Роз), — российская и французская художница-авангардистка (кубофутуризм, супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер. Представительница русского авангарда, одна из основоположниц стиля ар-деко.

«Художники-киевляне прежде всего не художники, а какие-то без всякого вкуса люди, для которых, судя по их произведениям, рисунки на конфетных коробках представляют недосягаемый идеал», — эти слова написала Александра Экстер, посетив одну из городских художественных выставок в 1912 году.
Увы, в то время Киев не был средоточием художественной мысли, и авангардные вернисажи на берегах Днепра были скорее скандалом, чем нормой художественной жизни. Однако революционный вихрь взбудоражил умы и вдохновил немало творческих натур, а ветер перемен разнес их затем по всему миру. Одной из таких ярких фигур киевской художественной сцены была Александра Экстер, которую поэт Бенедикт Лившиц назвал «амазонкой и скифской наездницей».
Нигде, кроме России, авангард не выдвинул женщин-художниц столь выдающегося масштаба. Например, в том же итальянском футуризме и других прогрессивных художественных течениях европейского искусства ХХ века, вообще не оказалось ни одной дамы, чье творчество требовало бы подробного изучения.

Александра родилась в Белостоке (сейчас — территория Польши) 6 (18 января) 1882 года в семье акцизного чиновника Александра Григоровича. Переехав в Киев и закончив частную гимназию, увлеченная рисованием Ася поступила в Киевское художественное училище Николая Мурашко, где училась вместе с Аристархом Лентуловым, Александром Архипенко, Абрамом Маневичем и другими. В начале ХХ века художники, даже небогатые, много путешествовали, изучали музейные коллекции, знакомились со своими сверстниками в других странах. Ася тоже вскоре отправилась в столицу Франции и довольно быстро оказалась в самом эпицентре художественной жизни Парижа, где, наконец, после замужества за своим кузеном, преуспевающим адвокатом Николаем Экстером, у нее появилась собственная мастерская. Надо признать, пара вообще жила не бедно, и ничто не мешало Асе серьезно и настойчиво заниматься искусством, пройдя в поисках собственного стиля практически все направления искусства конца XIX-начала ХХ века. Детей у супругов не было, и «свободная художница» полностью отдавалась творчеству, участвуя в многочисленных вернисажах.

Каждый раз, возвращаясь из поездок по Европе в свой дом по ул. Фундуклеевской, 27 (ныне ул. Богдана Хмельницкого), а затем на Круглоуниверситетскую, № 6 (увы, но на этих зданиях нет никаких памяток об этом), Александра Александровна привозила свежие новости с парижских выставок и мастерских: ведь она дружила с Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Гийомом Аполлинером. С парижской богемой и российскими футуристами ее связывала не только личная дружба, но и совместные художественные проекты (выставка «Звено» в Киеве в 1908 году). Она также принимала активное участие в экспозициях «Бубнового валета», «Трамвай B» и других исторически значимых культурных проектах русского авангарда.

В 1915 году, когда Малевич писал свои первые супрематические картины, он никого не пускал в мастерскую, потому что боялся, что об этом станет известно раньше времени. А он хотел доказать, что открыл совершенно новое искусство. И только одному человеку было позволено приходить к художнику — Александре Экстер.
После смерти любимого мужа она навсегда покинула Киев и отправилась в Москву, работать с Камерным театром Александра Таирова.

В 1917-м оформленная ею «Саломея» Оскара Уайльда стала сенсацией в Белокаменной, а Экстер прославилась как реформатор сценического костюма: ее декорации были исполнены внутреннего ритма, эмоционально подчеркивали игру актёров. Она максимально добивалась «архитектурности» и выразительности форм и остроты рисунка.

Эскиз костюма к «Саломее» Оскара Уайльда

Работа Александры Экстер над костюмами к фильму Якова Протазанова «Аэлита» (1924) была равносильна взрыву бомбы в кинематографе.

Эскиз костюма для фильма «Аэлита»

Кадры из фильма «Аэлита»

Кстати, была успешной и работа Александры Экстер в разработке дизайна модной одежды. Так что, возможно, в феномене «парижской моды» есть вклад и нашей бывшей соотечественницы.

Любопытно, что, уезжая из Киева, а потом из Москвы, Ася не забывала забрать дорогие для нее предметы быта, произведения друзей, рисунки и вышивки народных художников, которыми она увлекалась. Ее горничная Аннушка, прожившая у Экстеров всю жизнь, умудрилась вывезти во Францию горшочки и мисочки, в которых подавала еврейские и украинские блюда, пользовавшиеся у парижских знакомых Аси большим успехом.

Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. Несмотря на стесненные финансовые обстоятельства, последние месяцы жизни она неустанно реставрировала свои работы и запаковывала в ящики для отправки за океан — в Нью-Йорк, поскольку у нее не было наследников. Она, как и многие ее коллеги — художники-эмигранты, — исчезла с отечественного культурного горизонта на долгие годы. В России первая монографическая выставка Экстер была организована московским Театральным музеем имени Бахрушина только в 1987 году.

В последнее время интерес к работам мастеров русского авангарда значительно возрос. Работы Экстер частенько появляются на аукционах, однако, желающим их приобрести следует быть внимательными, поскольку ее произведения, также как и других мастеров русского авангарда, входят в «группу риска» по подделкам. В 2009 году французская полиция даже опечатала выставку Александры Экстер, проходившую в замке города Тура. Это и другие похожие события болезненно отразились на рынке русских имен.

Тем не менее, рекордом стали торги Sotheby’s 1 декабря 2009 года. В тот день «Венеция» Александры Экстер принесла 1,05 миллиона долларов и стала самым дорогим произведением художницы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector