Фигуративный экспрессионист. William Fenech

Фигуративный экспрессионист. William Fenech

Фигуративный экспрессионист. William Fenech

Блогер ВК — Ирина Сигитова, художник.

ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ ОБ ИСКУССТВЕ.

В истории искусства много всяческих «измов». Как в них не запутаться и выделить самые основные – об этом и о многом другом в моей рубрике «Детям об искусстве».

ЭКСПРЕССИОНИЗМ.

Чем отличается импрессонизм от экспрессионизма?

Если импрессионисты изображали мир таким, каков он есть, то экспрессионисты изображают внутреннее состояние природы и человека. Чтобы больше понять экспрессионизм, мне бы хотелось подробнее остановиться на одном из художников-экспрессионистов. Звали его Марк Франц.

Марк Франц с детства хотел быть художником?

Марк Франц родился в 1880 году в семье потомственных юристов. Его отец закончил юридический факультет, но потом увлекся живописью и до конца своих дней был профессиональным пейзажистом. Марк Франц поступил сначала на философский факультет Мюнхенского университета, но после службы в армии туда не вернулся. Он, так же как его отец, стал увлекаться живописью, уже будучи взрослым, и в 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств.

Как он стал экспрессионистом?

Академический натурализм быстро наскучил Марку Францу, он считал, что нужно искать новые направления в живописи. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году. Здесь он открыл для себя великих художников — Сезанна, Гогена и Ван Гога. Он, конечно же, впечатлился новым течением и, вдохновленный, вернулся создавать уже свой неповторимый стиль.

У экспрессионистов была своя группа?

В 1911 Франц Марк и Василий Кандинский основали альманах «Синий всадник». В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский бега. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению «Синий всадник».

У экспрессионистов была только группа «Синий всадник»?

В экспрессионизме существовало две конкурирующих группы. Группа «Мост» и группа «Синий всадник». Художники группы «Мост» утверждали, что у каждой вещи есть самосознание. Они проповедовали художественный непрофессионализм как более свободное выражение своих чувств и эмоций.

Группу «Синий всадник» не все искусствоведы относят к экспрессионизму, потому что художники в ней были слабо озабочены кризисным состоянием общества, их работы менее эмоциональны. Тут скорее лирика. Их абстрактные цвета и формы абсолютно гармоничны, в то время как искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.

Почему картины всех экспрессионистов такие грустные?

Экспрессионисты появились на рубеже двух столетий во время начала первой мировой войны. Время тогда было довольно напряженным и грустным. Некоторые факты из биографий экспрессионстов довольно трагичны. У Эдварда Мунка еще в детстве умирает мать на его глазах. Оскар Кокошка поступает на учебу в один год с Гитлером, при этом Кокошку приняли, а Гитлер провалил экзамены. Потом, когда нацисты пришли к власти, творчество Оскара Кокошки стало запрещенным, и сам Гитлер называл экспрессионизм «дегенеративным искусством».

Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения и тревоги, которые они передавали при помощи угловатых, искореженных линий, быстрых и грубых мазков. Цвет они выбирали предельно контрастный, чтобы усилить влияние на зрителя, не оставить его равнодушным. Почти все экспрессионисты погибли молодыми в первой мировой войне. Конечно же, их творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

Марк Франц тоже воевал?

После начала Первой мировой войны Франц, как и большинство художников-экспрессионистов, ушел добровольцем на фронт. Позже, уже разочаровавшись в этой войне, Марк Франц был убит осколком снаряда в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы.

Какая из его картин самая известная?

«Синий конь» — это одна из самых известных картин немецкого художника Франца Марка. Но при этом она отличается от других его картин. Синий цвет коня добавляет особую пронзительность и очарование этой работе.

Почему картина кажется такой волшебной и необычной?

Конь на этой картине напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок, а тело выполнено в немного изломанных формах. Голова и грудь лошади почти белые. В то же время его грива и копыта темно-синие. За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.

Сама по себе картина написана в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.

Почему лошадь синяя? Это что-то значит?

На картине мы видим теорию цвета художника. Он считал, что фантазия, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе.
Марк Франц, конечно, еще был немного символистом. У него в записях мы можем найти потайной ключ к пониманию и разгадыванию его картин.

Синий – мужское начало, мужская душа. Аскетизм. Звук виолончели.
Желтый — женское начало. Звук скрипки.
Красный — это цвет материи, он очень жестокий, но всегда подавляется первыми двумя.

Почему на всех его картинах изображены животные?

Вот как это объясняет сам художник в своих записях: «Окружавшие меня безбожные люди не пробуждали во мне подлинных чувств, тогда как невинная чувствительность животных отзывалась в моей душе добротой ко всему миру».

Экспрессионизм – это только цвет?

Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать. Это уже даже не лошадь, а скорее чья-то душа.
___________________________________________________________________
Наши дети попробовали изобразить лошадь в стиле Марка Франца, и каждая лошадка почему-то получилась похожей на своего создателя.

Ирина СИГИТОВА

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Читайте блог Ирины в Facebook по тегу #vk_Sigitova

Что такое Экспрессионизм

Значение Экспрессионизма

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а своё субъективное видение (эмоции и реакции) того, что события и предметы в нём вызывают.

Автор использует при этом искажение, преувеличение, примитивизм и фантазию, а также яркое, резкое и даже динамичное применение формальных элементов.

Этот стиль сменил собой импрессионизм, зародился в 1910-х гг. в Германии и получил распространение во многих её городах, но активно просуществовал лишь до 1921 гг.

Если говорить об экспрессионизме в более широком смысле, то он является одним из основных течений искусства в конце 19 и 20 веков.

Знаменитые экспрессионисты и их работы

Художники-экспрессионисты

Самыми известными художниками экспрессионистами стали:

Винсент ван Гог

Его методы стали определять многие последующие художественные движения, он использовал импульсивное нанесение краски и символических цветов для выражения субъективных эмоций.

Эдвард Мунк

Некоторые называют его первым экспрессионистом потому, как он использовал цвета, сила его красного и неистовая яркость, с которой он воспринимает свои темы.

Джеймс Энсор

В своё время этот художник отказался от использования иллюзионизма и перспективы с одной точкой схождения. Энсор начал наращивать объём, покрывая цветными пятнами всю поверхность холста.

Читать еще:  Художник-сюрреалист. Ruben Cukier

Оскар Кокошка

Он запомнился истории как художник, который дал свободу от стилистических ограничений, также он заставил поверить в способность искусства повышать осведомлённость о современных проблемах. Он стал примером для многих художников абстрактного экспрессионизма и неоэкспрессионизма.

Также очень знамениты эти художники-экспрессионисты:

  • Эгон Шиле;
  • Франц Марк;
  • Эмиль Нольде;
  • Макс Пехштейн;
  • Август Макке;
  • Отто Мюллер.

Писатели-экспрессионисты

Среди знаменитых немецких писателей можно встретить таких авторов как:

  • Георг Гейм — «Гримаса»;
  • Готфрид Бенн — «Морг» и другие стихотворения», «Сыновья», новые стихотворения» и «Плоть»;

А писателей экспрессионистов из Австрии можно назвать:

  • поэт Георг Тракль — «Песнь о стране Запада»;
  • Густав Майринк — «Голем»;
  • также можно вспомнить и такое известное имя как Франц Кафка (он писал на немецком языке, но родился в Чехии) — «Превращение», «Процесс», «Замок», «Охотник Гракх».

Экспрессионизм в живописи

Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.

Зачастую создаются более простые композиции, прямолинейные, характеризуются густой краской, приёмом импасто (на холст наносится неразбавленная краска, густым и сочным слоем), рыхлыми, свободно нанесёнными мазками. Иногда проскальзывает символика, будто случайно. Но сообщение автора очень важно.

Каковы основные характеристики экспрессионизма?

Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ «выразить» эмоции в своём искусстве.

Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

Абстрактный экспрессионизм

Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.

Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.

Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм.

Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.

Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.

Писатели, неудовлетворенные «грязной реальностью», возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.

Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.

  • Леонид Николаевич Андреев;
  • Данило Локар;
  • Константин Симонович Гамсахурдиа;
  • Эмиль Зегадлович;
  • Ойген Д. Релгис.

Экспрессионизм в кино или киноэкспрессионизм

Кинематографический экспрессионизм начал развиваться в Германии в 1920 году. Когда экспрессионизм стал проявляться в кино, он повёл его абсолютно в другом направлении, отличном от голливудского.

Такие режиссёры, как Фридрих Вильгельм Мурнау (в своей ленте «Носферату. Симфония ужаса») или Роберт Вине (в «Кабинете доктора Калигари») использовали техники, которые не давали ни малейшей возможности их картинам выглядеть реалистичными.

Это например: преувеличенное использование углов, не натуралистический дизайн декораций и тёмные сюжеты.

Их влияние ещё чувствуется в современном кинематографе в таких картинах, как: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Эдвард Руки-ножницы» Тима Бёртона и многих других.

Экспрессионизм в архитектуре

В архитектуре экспрессионизм проявляется как деформация общепринятых форм. Главная характеристика в архитектуре экспрессионизма — это явная эмоциональная экспрессивность, предельный эмоциональный эффект. Архитекторы её получают используя в своих творениях угловатости и акцентированную деформацию общепринятых форм.

  • Эрих Мендельсон (1887–1953);
  • Ганс Пёльциг (1869–1936);
  • Хуго Херинг (1882–1958).

Экспрессионизм в музыке

Музыке этого стиля характерны следующие черты:

  • высокий уровень диссонанса (несогласованное сочетание звуков, вызывающее неприятные ощущения);
  • крайние контрасты динамики (контрастирующая сила звука);
  • постоянно меняющееся строение;
  • «искажённые» мелодии и гармонии;
  • «угловые» мелодии с широкими прыжками (в них много интервалов, диссонанса и жёстких ритмов);
  • нет ритма.

И как пример экспрессионистского музыкального произведения можете послушать эту композицию:

Peripetie — австрийского и американского композитора Арнольда Шёнберга

Немецкий экспрессионизм

Главные отличия немецкого экспрессионизма в том, что зачастую авторы искажали цвет, масштаб и пространство. Таким образом они пытались передать субъективные ощущения своего видения.

Однако Первая мировая война навредила многим, и этим художникам тоже. В конечном итоге, немецкий экспрессионизм превратился не только в стиль современного искусства, но и в горькое движение протеста.

Экспрессионизм и импрессионизм отличия

Импрессионизм (от англ. impression — впечатление) — художественное движение, которое развивалось в 1860-х годах в Париже. А экспрессионизм возник в 1905 году в Германии.

Ключевое различие между ними заключается в том, что, хотя импрессионизм и пытался изобразить впечатление или эффект момента, экспрессионизм представлял через искусство преувеличенные и искажённые эмоции момента.

ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ЭКСПРЕССИОНИЗМА

Формирование нового художественного течения происходит во взаимодействии со многими философскими школами и направлениями. Наиболее созвучным для экспрессионистов оказывается тип философствования, при котором человек со своими жизненными проблемами обретает надлежащее место и представляется не как самодовлеющая сущность, а как частица космоса, автономная и в то же время связанная с ним миллионами нитей. К таким философским теориям можно отнести экзистенциализм, персонализм и «философию жизни». Последнее течение, пытавшееся преодолеть дуализм «сущности» и «явления» и объявившее фундаментом представлений о бытии понятие «Жизнь», оказало на экспрессионистов, пожалуй, самое существенное влияние.

Из множества вариантов «философии жизни» отметим два, представляющих наибольшее значение для нашего исследования. Родственные друг другу принципиально, они различаются по своей настроенности. Один, представленный, главным образом, в работах Анри Бергсона (1859—1941), отличается оптимистическим отношением к миру, исполнен восхищения перед жизнью — воплощением космической витальной силы, «жизненного порыва». Второй восходит к Фридриху Ницше (1844—1900), и именно этот вариант получил широкое распространение на немецкой почве. В нем откровенно провозглашается анафема разуму («разум — болезнь» [1] ), воспевается примитив и культ силы. Для этого варианта характерен трагический взгляд на вещи, «любовь к року».

Как отмечает историк философии, экзистенциалист Фриц Хай- неманн (1889—1985), «философия жизни» покоится на протесте против преувеличенной роли исчисляющего рассудка в современном обществе, на протесте души против машины, против вызванных машиной овеществления, технификации и обездушивания человека» [2] . Это высказывание с полным основанием может быть использовано для определения характерных особенностей экспрессионизма — именно из всех перечисленных выше положений и вырастает его идеологический пафос. Типологически это романтическая по своей настроенности реакция на противоречия антигуманного жизнепо- рядка, родственная той, что произошла на рубеже XVIII—XIX веков.

Наиболее систематически основные идеи «философии жизни» в Германии были изложены в трудах Вильгельма Дильтея (1833—1911) и Георга Зиммеля (1858—1918). В основу познания они закладывают принцип «переживания». На смену механистическому изображению природы, которое давал позитивизм, и абстрактным построениям классического идеализма и неокантианства в «философии жизни» приходит конкретное переживание действительности. Познание, утверждает В. Дильтей, не должно сводиться к перечислению мертвых фактов прошлого. Исследователь должен «вжиться» в них, сделав их тем самым вновь живыми, доступными непосредственному, конкретному пониманию. Однако понимание в концепции В. Дильтея — отнюдь не мыслительный, понятийный, опирающийся на законы логики процесс. «Во всяком понимании есть нечто иррациональное, коль скоро иррациональна сама жизнь», [3] — пишет В. Дильтей.

Читать еще:  Сцены из повседневной жизни. Laura Nieto

Объектом познания В. Дильтей делает не разрозненные факты реальности, взятые вне их всеобщих взаимосвязей (как это делали позитивисты), и не факты сознания, данные лишь в интеллекте и через него (позиция, на которой стояли неокантианцы), а нерасчле- ненный комплекс материального и духовного — «Жизнь». Познать этот комплекс, по мысли В. Дильтея, может только интуиция, позволяющая «вжиться» в явления действительности. С точки зрения «философии жизни», чтобы понять исторический феномен, не требуется определять его место в ряду объективных связей, закономерность которых ставится под сомнение. Вместо познания причинности и закономерности декларируется «сверхрациональный акт», далеко превосходящий возможности рационального познания. Дильтей признает, что человеческое сознание отражает объективную реальность, что оно не является автономным миром, «второй реальностью», «сверхреальностью». Однако средства современной науки слишком несовершенны, чтобы постичь тот сложнейший, загадочный комплекс, каким является жизнь. Рациональное познание лишь скользит по поверхности жизни, представляя ее в обедненном свете, а выход философ видит в «переживании», которое с помощью мистического озарения способно проникнуть в сущность жизни: «. мировое единство оказывается непознаваемым. Возникает беспокойная диалектика, восходящая от системы к системе, пока не исчерпаны все возможности, пока не познана неразрешимость проблемы. Здесь предел логического мышления об основе мира, и мистике предоставляется отразить ее живую сущность» [4] .

Г. Зиммель от «чистого» философствования переходит ближе к изучению проблем современности и пытается нарисовать схему процессов, составляющих, по его мнению, специфику современного ему периода истории: «XVIII век концентрировал мировоззрение вокруг понятия «природа». Лишь к концу его в немецкой философии вводится понятие «личного Я» и бытия как творческого представления. XIX век создал понятие «общество». На пороге XX века на центральное место выдвинулось понятие «жизнь», являясь исходной точкой всей действительности и всех оценок — метафизических, психологических, нравственных и художественных. Источник этого понятия — тот конфликт, который охватил всю современную культуру. Жажда новых форм разрушила старые — в экономике, в искусстве, в религии, в философии» [5] .

Таким образом, немецкие «философы жизни» сумели заложить в сознании части творческой интеллигенции тех лет прочный пласт мироощущения, воспринимающего жизнь как могучий и таинственный поток, не сводимый к знакомым элементам социальной действительности, сущность которого раскрывается не анализирующему сознанию, а творческому экстазу. «Философия жизни» явилась для немецких художников большим открытием в том смысле, что она фиксировала кризисные явления эпохи в образной форме, апеллируя, прежде всего, к творческому инстинкту.

В отличие от немецких последователей «философии жизни», французский ученый А. Бергсон окончательно не отрицает возможности интеллектуального постижения жизни. Признавая заслуги рационального познания, он критикует его узость, порожденную практическим, «прикладным» подходом к изучению бытия. Выполнить задачи, непосильные для интеллекта, призвана, по А. Бергсону, интуиция — такой способ «интеллектуального вчувствования, посредством которого осуществляется проникновение во внутренность предмета, чтобы натолкнуться на то, что является в нем единственным и невыразимым» [6] . В целом, критика интеллекта и апология интуиции не принимают у А. Бергсона той пессимистической формы, как у немецких философов-иррационалистов. Пафос активности, наполняющий философскую систему А. Бергсона, опирающийся на веру в возможности человеческого познания, был усвоен экспрессионизмом, представителям которого был близок дух высказываний французского мыслителя о необходимости «как можно скорее реагировать против ложных теорий, превращающих человека в существо пассивное, бесформенное, без инициативы, без воли, словом, в какую-то вещь» [7] .

Следует отметить, что на сознание творческой интеллигенции влияло немало и других мировоззренческих теорий, но они редко поступали к художникам-экспрессионистам «из первых рук». Чаще всего роль посредника брала на себя именно «философия жизни», пропагандировавшая эти идеи. Например, некоторые деятели экспрессионизма, в частности, Макс Брод, признавали влияние на свое творчество феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859-1938) — теории усмотрения сущности, задача которой — раскрыть смысл предмета, затемненный разноречивыми мнениями, определениями и оценками. Также в критике отмечается воздействие на экспрессионизм психоанализа Зигмунда Фрейда, неокантианской философии, философии «Венского кружка» (Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Филипп Франк, Герберт Фейгль и другие), гештальтпсихологии, философских теорий Эдуарда Гартмана и Артура Шопенгауэра.

Таким образом, мировоззренческая почва, на которой вырастал экспрессионизм, объединяла два основных комплекса идей. Это, во-первых, стремление к вскрытию, отражению и моделированию общих, глубинных, сущностных процессов и закономерностей социального, природного и личностного бытия, обостренный интерес к проблемам человека, поставленного в экстремальные условия существования. Во-вторых, это убеждение в преимуществах интуиции и творческого озарения как высшей ее формы перед плоским эмпиризмом «практического разума».

  • [1] «. мир, который мы в состоянии познать, есть лишь мир поверхностейи знаков, обобщенный, опошленный мир. все, что осознается, тем самымстановится плоским, жидким, относительно тупым, общим знаком, признаком стада. Прогрессирующее сознание — опасность; и тот, кто живетсреди наиболее сознательных европейцев, знает даже, что оно — болезнь».Ницше Ф. Веселая наука // Собр. соч. в 9 т., т. 7. М., 1902. С. 219-220.
  • [2] Die Philosophie im XX Jahrhundert. Eine enzyklopadische Darstellung ihrerGeschichte, Disziplinen und Aufgaben. / Hrsg. von F. Heinemann. Stuttgart,1963. S. 268.
  • [3] Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. №4. С. 148.
  • [4] Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии, 1912, № 1. С. 180.
  • [5] Зиммель Г. Конфликт современной культуры. П., 1925. С. 17.
  • [6] Бергсон А. Собр. соч. в 5 т. СПб., 1914. Т. 4. С. 22.
  • [7] Цит. по: Мечников И. И. Сорок лет искания рационального мировоззрения.М., 1925. С. 9-10.

Экспрессионизм: представители, примеры и признаки стиля

Автор: Guru · 09.06.2017

Что такое экспрессионизм?

Экспрессионизм — это модернистское течение в европейском искусстве начала 20 века. Распространилось, прежде всего, в Германии и Австрии. Художники в рамках этого течения выражали собственное эмоциональное состояние, настроение или внутренние процессы, происходящие в душе или психике. Они не копируют реальность, а проецируют свой внутренний мир в живописи, литературе, театре, музыке и танце. Кстати, экспрессионизм одним из первых проявил себя в кинематографе.

Как и почему появился экспрессионизм?

Его возникновение было обусловлено повышенной социальной напряженностью в обществе того времени. Первая мировая война, локальные конфликты, революционные перевороты и следовавшие за ними по пятам реакционные режимы сделали свое дело: на смену людям старой формации пришло потерянное поколение, которое крайне субъективно воспринимало происходящее. Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Их страх и отчаяние, сменяющие друг друга, стали основными мотивами в искусстве того времени. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века.

Экспрессионизм в живописи: примеры, признаки, представители

В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. Новые творцы полагали, что искусство должно вновь обрести смысловую палитру, а не красочную. Предпочтение бунтовщики намеренно отдавали ярким, кричащим краскам, от которых болят глаза, трещат натянутые нервы. Так они придавали обычному пейзажу эмоциональную глубину, черты настроения и признаки времени. Среди представителей выделялись Макс Пехштейн и Отто Мюллер.

Читать еще:  Страница из книги. Oscar Manuel Vargas

Эдмонд Мунк, «Крик»

Мещанский китчевый лоск и агрессивные выпады современной жизни вызывали у экспрессионистов фрустрацию, агонию, раздражение до ненависти и отчуждение до полного противопоставления, которые они изображали с помощью угловатых, безумствующих в зигзагах, линий, небрежных и толстых мазков, не яркого, а яростного колорита.

В 1910 г. объединение художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном выступили самостоятельно, в формате идейной группы «Новый сецессион». В 1912 г. в Мюнхене заявил о себе «Синий всадник», основанный русским абстракционистом Василием Кандинским, хотя и не исследователи считают, что этот разнородный состав художников является именно экспрессионистским.

Марк Шагал, «Над городом»

К экспрессионизму относятся такие известные и, безусловно, талантливые художники как Эдмонд Мунк и Марк Шагал. Картина Мунка «Крик», например, является самым известным норвежским произведением искусства. Именно экспрессионист ввел эту скандинавскую страну на арену мирового искусства.

Экспрессионизм в литературе: примеры, признаки, представители

Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. Например, в Польше в творчестве Мичинского, в Чехословакии в блистательной прозе Чапека, в Украине в репертуаре Стефаника это течение было реализовано с той или иной примесью национального колорита. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. В произведении, полном антропологического пессимизма, автор не столько рассказывает историю, сколько дает волю своему мрачному мироощущению, рисует образами Босха, где каждый герой – не свершившаяся тризна по душе и оттого совершенное чудовище.

Состояния навязчивой клаустрофобии, интерес к фантастическим сновидениям, описания галлюцинаций – все эти признаки отличают пражскую школу экспрессионистов — Франца Кафку, Густава Мейринка, Лео Перуца и других писателей. В этой связи интересны анализ новеллы «Превращение» и анализ романа «Процесс», относящихся к творчеству Кафки.

К поэтам-экспрессионистам принадлежат, например, Георг Тракля, Франц Верфель и Эрнст Штадлер, образность которых бесподобно выражает психические и душевные расстройства человека.

Экспрессионизм в театре и танце: примеры, признаки, представители

Главным образом, это драматургия А. Стриндберга и Ф. Ведекинда. Тонкости психологизма Росина и юмористическая правда жизни Мольера уступают подмостки схематическим и обобщенным фигурам-символам (Сын и Отец, к примеру). Главному герою в условиях всеобщей слепоты удается прозреть и не везет восстать против этого, чем обусловлена неминуемая трагическая развязка.

Новая драма нашла своего зрителя не только в Германии, но и в США (под чутким руководством Юджина О’Нила) и России (все тот же Леонид Андреев), где Мейерхольд обучал артистов изображать душевные состояния резкими движениями и порывистыми жестами (это методика получила название «биомеханика»).

Балет «Весна священная»

Визуализация души через пластику обрела форму экспрессионистского танца Мэри Вигман и Пины Бауш. Взрывная эстетика экспрессионизма просочилась в строгий классический балет в исполнении Вацлава Нижинского в постановке «Весна священная» в 1913 году. Нововведение проникло в консервативную культуру ценой грандиозного скандала.

Экспрессионизм в кинематографе: примеры, признаки, представители

С 1920 по 1925 годы в берлинских киностудиях появилось такое явление, как экспрессионистский кинематограф. Ассиметричные искажения пространства, кричащие символические декорации, акцент на невербальной коммуникации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — все это признаки нового течения на экране. Известные представители экспрессионистского кинематографа, в творчестве которых прослеживаются все эти тенденции: Ф. В. Мурнау, Ф. Ланга, П. Лени. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль».

Экспрессионизм в музыке: примеры, признаки, представители

В качестве примеров экспрессионистской музыки уместно привести поздние симфонии Густава Малера, ранние произведения Бартока и работы Рихарда Штраусса.

Иоганн Рихард Штраусс, «Одиночество»

Но чаще всего под экспрессионистами подразумеваются композиторы новой венской школы под предводительством Арнольда Шёнберга. Кстати, известно, что Шёнберг активно переписывался с В. Кандинским (основателем экспрессионистской группы «Синий всадник»). По сути, влияние эстетики экспрессионизма можно найти и в творчестве современных музыкальных коллективов, например, канадской группы Three Days Grace, где солист посредством мощных вокальных партий выражает эмоциональный накал песни.

От Шагала до Кандинского: Почему нужно идти на выставку экспрессионизма в Русский музей?

Русский музей продолжит серию монографических выставок, посвященных основным течениям пестрого и конфликтного русского искусства первой трети XX столетия, большой экспозицией работ тех, кого сегодня называют экспрессионистами, – от титанов вроде Филонова и Шагала до малоизвестных художников первых революционных десятилетий. «Собака.ru» объясняет, почему открывающаяся 20 сентября экспозиция достойна самого пристального внимания.

В.Е.Татлин «Матрос», 1911 г.

П.П. Кончаловский «Мост»,1911 г.

Экспрессионизм как мощное и пассионарное направление в искусстве модерна возник в самом начале прошлого века, достиг пика в период интербеллума (двух десятилетий от Первой до Второй мировых войн) и ярче всех расцвел в Германии и Австрии. Начавшись с поражения этих стран во всеевропейской бойне, он гибнул в кострах нацистов, уничтожавших «дегенеративное искусство» – полотна Отто Дикса, Эрнста Кихнера Макса Пехштейна, норвежца Эдварда Мунка и других. Экспрессионисты – одни из последних адептов фигуративной живописи, которая воспринималась как грубый и яростный вопль гнева, отвращения, ужаса перед страшным миром насилия и нищеты. В их работах формальные решения – резкие контрастные цвета, кривые линии, намеренно неряшливые мазки, деформированные, искореженные фигуры – вполне в консервативном духе соответствовали содержанию: обращенному к маргиналам, горестному, нигилистическому (в конце 1930-х выраженному поэтессой Мариной Цветаевой знаменитой строкой «в бедламе нелюдей отказываюсь жить»).

В.В. Кандинский «Мурнау. Летний пейзаж», 1909 г.

В искусстве русского модерна не было отдельного течения «экспрессионизм». Оглядываясь на сто с лишним лет назад, искусствоведы говорят о довольно широко понимаемом методе или же влиянии мрачной европейской арт-моды на отдельных художников. Легитимацией служит то, что великий наш художник-космополит Василий Кандинский, знался с участниками дрезденской группы «Мост», основоположниками нового горестного стиля, а на рубеже 1990-х и 1910-х стал основателем и идеологом группы «Синий всадник» – более радикальной в уходе от мимезиса, правдоподобия, изображения. На выставке будет экспонирована маленькая картина Кандинского, картон-масло «Мурнау. Летний пейзаж» (1909) – здесь уже почти «беспредметное искусство», кричащих цветов мостик к абстракции, почти отказ от фигуративности.

Н.С.Гончарова «Прачки», 1911 г.

Экспрессионистская ниспровергающая страсть лучше всего наложилась на увлечение отдельных модернистов неопримитивизмом, язычеством, лубком. Особенно это видно в довоенном творчестве главной пары русского авангарда – Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, лидеров сначала «Бубнового валета», а потом более эпатажного «Ослиного хвоста». Ларионов написал почти китчевую по цветам картину «Парикмахер» (события в салонах красоты – один из любимых сюжетов европейских экспрессионистов). Гончарова – «Портрет Михаила Ларионова и его взводного»: дерзкую пародию на официозный жанр парадного портрета.

М. З. Шагал «Красный еврей», 1915 г.

М. З. Шагал «Отец и бабушка», 1914 г.

Среди 350 произведений живописи и графики, выставленных в Корпусе Бенуа, будут и несколько работ совсем отдельных художников, которые выламываются из групповой классификации, но законно причисляются к потоку экспрессионистского искусства в силу контекста и близости мироощущения. Это волшебный плакальщик по распадающемуся изолированному миру бедных еврейских штетлов Марк Шагал с портретом слуцкого раввина в алом лапсердаке («Красный еврей») и щемящей работой «Отец с бабушкой», где деформирующий фигуры гротеск лишь усиливает тревогу и любовь к близким.

П. Н. Филонов «Мужчина и женщина», 1912-13 гг.

П. Н. Филонов «Перерождение интеллигента», 1914-1915 гг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector