Философские поиски. Solidakis Vasilis

Философские поиски. Solidakis Vasilis

Философские поиски. Solidakis Vasilis

Информация об этом художнике:

Работы Vassilis Solidakis Отслеживайте художника при помощи наших уведомление по электронной почте

Аукционный дом: Bonhams
аукцион: 24.04.2013
место: London
номер партии: 124

Аукционный дом: Bonhams
аукцион: 28.11.2011
место: London
номер партии: 148

Аукционный дом: Bonhams
аукцион: 17.05.2011
место: London
номер партии: 165

Аукционный дом: Bonhams
аукцион: 18.05.2010
место: London
номер партии: 104

Аукционный дом: Bonhams
аукцион: 10.11.2009
место: London
номер партии: 110

Аукционный дом: Bonhams
аукцион: 11.11.2008
место: London
номер партии: 138

Аукционный дом: Sotheby’s
аукцион: 11.11.2008
место: London
номер партии: 152

Аукционный дом: Sotheby’s
аукцион: 20.05.2008
место: London
номер партии: 178

Сыщик раскрыл приемы Интерпола по поиску школьника под Владимиром

«Во все подобные чаты давно уже внедрились агенты»

Чудесное возвращение в семью семилетнего мальчика из села Горки Владимирской области, которого похитили в сентябре, скорее всего, было бы невозможно без слаженной работы наших и иностранных спецслужб. Информация о том, что ребенка удерживают в плену, из даркнета попала в Интерпол, а потом уже отечественным оперативникам. Как сотрудничают спецслужбы разных стран, рассказал действующий сыщик оперативно-розыскной части одного из столичных отделов полиции, специализирующейся на розыске пропавших без вести. По просьбе собеседника не раскрываем его данные.

— Расскажи, какую роль в расследовании дела о похищении мальчика во Владимирской области мог сыграть Интерпол?

— Скорее всего, дело было так: спецслужбы какой-то страны получили информацию, передали её в Интерпол, так как напрямую силовики не сотрудничают с коллегами из других стран, а оттуда сигнал поступил в наше Министерство внутренних дел.

— Восхищает тот факт, что кому-то оказалась небезразлична история мальчишки из российской глубинки. То есть всё-таки существуют какие-то незыблемые принципы взаимодействия всех спецслужб…

— Безусловно. Особенно, когда это касается судьбы несовершеннолетних. Знаю, что везде при таких случаях все поднимаются «в ружье», и идет очень быстрый обмен информацией вне зависимости от политических или экономических отношений между государствами.

— Как, по твоему мнению, вся операция выглядела технически?

— Во всем мире педофилы и торговцы органами стоят на особом контроле спецслужб. Даркнет, конечно, обеспечивает злоумышленникам некоторую степень анонимности, но наши сотрудники не дремлют. Во все подобные чаты давно уже внедрились агенты и воспринимаются другими участниками как «свои». А остальное — дело техники. Например, можно подловить собеседника на ошибке: получить от него информацию, какие-то зацепки или вывести на общение по незащищённому каналу. Скорее всего, в случае с похитителем мальчика так и было.

— Получается, многое зависит от профессионализма каждого отдельного сотрудника. Расскажи про свой опыт взаимодействия с Интерполом.

— Чтобы не было иллюзий, поясню, что эта система далека от совершенства. По своим делам я обычно жду ответ на запрос 4-5 месяцев. И, как ты верно подметил, многое зависит от сотрудников, на которых расписан материал. Бывает, что на конкретную просьбу предоставить информацию приходят односложные ответы, вроде «да, прилетел, да, проживает». Без адресов и каких-либо данных.

Но бывает и наоборот. Например, недавно нам надо было найти одну женщину. Была информация, что она в Латинской Америке. Через Петровку мы ничего добиться не смогли, а обратившись в российское подразделение Интерпола, официальный ответ на запрос получили всего за две недели!

Философские поиски. Solidakis Vasilis

Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354 — 430) Августин Блаженный — крупнейший средневековый философ, виднейший.

Анаксимандр

Анаксимандр Милетский(611-547 гг. до н.э.) Существует то мнение, что Анаксимандр первым ввёл в употребление слово.

Анаксимен (588-524 гг. до н.э.) Анаксимен одновременно и последователь Фалеса, и про-должатель.

Ансельм Кентерберийский

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (1033-1109) Ансельм Кентерберийский, известный как Ансельм из Аосты.

Античная философия

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Античная философия охватывает период с рубежа VII-VI вв. до н.э. до VI в. н.э. В.

Аристотель

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 ГГ. ДО Н.Э.) Наряду с Сократом и Платоном, Аристотель – величайший мыслитель Древней Греции.

Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (1788-1860) Артур Шопенгауэр — крупнейший философ-иррационалист XIX века. Философское учение Шопенгауэра противостоит.

Бенедикт Спиноза

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632–1677) Обстоятельства жизни Спинозы, великого голландского мыслителя XVII.

Василий Розанов

Василий РОЗАНОВ (1856-1919) Философское миропонимание В.В.РОЗАНОВА не похоже на учение.

Владимир Соловьев

Владимир СОЛОВЬЕВ (1853-1900) Владимир СОЛОВЬЕВ вошел в историю культуры созданием философской.

ВОЛЬТЕР (1695 – 1778) Вольтер – один из псевдонимов Франсуа Мари Аруэ – выдающегося философа и писателя, одного из.

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) Г.В.Ф. Гегель занимает особое место не только среди.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ Гераклит жил в Эфесе между VI и V веками до н.э. Был прозван «Тёмным» за.

ДАВИД ЮМ (1711-1776) Давид Юм – выдающийся английский философ-эмпирик. Основной задачей философии считал.

ДЕМОКРИТ Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является.

Дени Дидро

ДЕНИ ДИДРО (1713 – 1784) Французский материалист и просветитель, Дидро вошел в историю как.

ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА

ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463 – 1494) Джованни Пико делла Мирандола – один из ярких.

ДЖОН ЛОКК (1632 – 1704) Джон Локк – выдающийся английский философ и педагог. Философское учение Локка.

Джордано Бруно

ДЖОРДАНО БРУНО (1548- 1600) Джордано Бруно – натурфилософ, мистик и поэт, родился в итал. городе Нола в.

Джордж Беркли

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753) Джордж Беркли – английский философ, известный как субъективный.

Достоевский

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) ЮФедор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ – основоположник основных идей русской.

Жюльен Ламетри

ЖЮЛЬЕН ЛАМЕТРИ (1709 – 1751) Известный французский материалист, врач по профессии, стремился.

Западная философия XIX-XX веков

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX — XX вв. Известно, что философское знание в Западной культуре существует в.

Зигмунд Фрейд

Учение Зигмунда Фрейда о человеке, культуре и религии Основными работам Зигмунда Фрейда являются .

Лекарь и философ Ибн Сина Имя Абу Али ибн Сина или Авиценна (его латинизированный вариант.

Иван Ильин

Иван Ильин (1883-1954) ЮНикто не понял Достоевского во всей глубине и во всем объеме его мыслей.

ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804) Иммануил Кант является родоначальником немецкого классического.

Карл Густав Юнг

Учение Карла Густава Юнга о человеке и коллективном бессознательном Как и у Фрейда, в центре.

Читать еще:  Художник виноделия Вирджинии. Christopher Mize

Карл Поппер

Критический реализм (рационализм) Карла Поппера Одним из видных представителей постпозитивизма.

Клод Гельвеций

КЛОД-АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715-1771) Гельвеций – один из выдающихся представителей французского.

Серен Кьеркегор (1813 – 1855) Сёрен Обю Кьеркегор – датский философ, иррационалист, один из наиболее известных западных.

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646 – 1716) Немецкий философ-рационалист и знаменитый математик.

Карл Маркс — ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА Карл Маркс и Фридрих Энгельс Основателями марксизма являются.

Милетская школа

Милетская школа философии Милетская школа считается первой философской школой Древней Греции. Она.

Мишель Монтень

МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592) Мишель Монтень не был профессиональным ученым, философом или.

Неоплатонизм

НЕОПЛАТОНИЗМ Неоплатонизм возник в III веке в Риме. Неоплатонизм опирался на достижения всей.

Неопозитивизм

Неопозитивизм Неопозитивизм (логический позитивизм) возник и оформился как философское.

Николай Кузанский

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Николай Кузанский (1401-1464) – крупнейший мыслитель эпохи.

Николо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469 – 1527) Никколо Макиавелли – видный итальянский политический деятель.

ПЛАТОН (427 – 347 Г.Г. ДО Н.Э.) Жизнь Платона Платон родился в Афинах, его настоящее имя –.

Позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ Позитивизм – философское направление, настаивающее на том, что все положительное.

Поль Гольбах

ПОЛЬ ГОЛЬБАХ (1723-1789) Поль-Анри Гольбах – французский философ-материалист и атеист, один из.

Психоанализ

ПСИХОАНАЛИЗ Основателем психоаналитической философии является Зигмунд Фрейд (1856-1939).

Рене Декарт

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) Декарт – выдающийся философ, естествоиспытатель, математик. Философское учение Декарта в.

Русская классическая философия

РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ-ХХ вв. Дилеммой абсолютизированного рационализма и.

ЖАН ЖАК РУССО (1812 – 1878 гг.) Жан Жак Руссо занимает особое место не только в истории философии, но и.

Семен Франк

С.Л. ФРАНК (1877-1950) Идеи С.Л. ФРАНКА знаменуют собой новый этап в развитии русской.

Скептицизм

СКЕПТИЦИЗМ История античного скептицизма берет начало в IV в. до н.э. Основоположником этой.

СОКРАТ Сократ (470-399 гг. до н.э.) открыл новую эпоху в истории античной философии, перейдя от.

СОФИСТЫ «Софист» в переводе с греческого означает мудрец, знаток, мастер, художник. Так.

Социализм в эпоху Возрождения

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (идеи Т.Мора и Т.Кампанеллы) Проблема.

Средневековая философия

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Особенностью средневековой философии является тесная ее.

Стоики и стоицизм в философии Эпикуреизм и стоицизм В вопросе о том, что важнее для человеческой жизни: наслаждение или.

Тертуллиан

КВИНТ ТЕРТУЛЛИАН (160 – ок. 240 г. н. э.) Квинт Тертуллиан жил в то время, когда в античном мире.

Томас Гоббс

ТОМАС ГОББС (1588-1679) Томас Гоббс – английский мыслитель. Источником философии он считал.

Историко-социологическая модель науки Томаса Куна Видный американский историк науки Томас Кун.

Уильям Оккам

УИЛЬЯМ ОККАМ (1280 – 1349) Уильям Оккам – один из представителей поздней схоластики, номиналист. Родом из Англии.

Фалес Милетский — один из «семи мудрецов»(624-547 гг. до н.э.) Учение Фалеса Вся философия Фалеса уцелела в.

Фейерабенд

Методологический плюрализм (анархизм) Пола Фейерабенда Еще один американский историк науки Пол.

ЛЮДВИГ Андреас ФЕЙЕРБАХ (1804 – 1872) Людвиг Фейербах занимает особое место в немецкой.

Философия «Классической» Эпохи

ФИЛОСОФИЯ «КЛАССИЧЕСКОЙ» ЭПОХИ «Классический» этап охватывает период примерно с середины V в. до.

Философия Нового времени

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Философия Нового времени охватывает период с XVI по XVIIIвв. Это, как.

Философия Эллинизма

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского и.

Философия эпохи Возрождения

ФИЛОСФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд.

Философия эпохи Просвещения

Философия эпохи Просвещения В XVIII в. во Франции сложилась уникальная философская школа, которая включала в.

ФИХТЕ ИОГАНН ГОТЛИБ (1762 – 1814) В своих работах Фихте развивал идеи о том, что мир разумен и.

Фома Аквинский

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) Фома Аквинский – крупнейший представитель поздней схоластики. Родился в.

Фридрих Ницше

ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844 – 1900) Фридрих Ницше – немецкий философ-иррационалист, родился в Германии.

Фрэнсис Бэкон

ФРЭНСИС БЭКОН (1561 – 1626) Фрэнсис Бэкон является крупнейшим представителем философии Нового.

Шарль Монтескье

ШАРЛЬ МОНТЕСКЬЕ (1689–1775) Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескье – одна из самых ярких фигур.

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854) Фридрих Шеллинг — видный представитель немецкой классической философии. Учился.

Экзистенциализм

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) Экзистенциализм – это направление в современной.

Элейская Школа

ЭЛЕАТЫ — Элейская школа Элейская школа, образовавшись в VI в. до н.э., получила свое название от.

Философ Эпикур Самосский. Эпикурейство или Эпикуреизм кратко. Удовольствие и страдание, счастье и.

Эразм Роттердамский

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469 – 1536 гг.) Эразм Роттердамский – один из самых ярких представителей движения гуманизма. В.

Эрих Фромм

Концепция человека и проблема бессознательного в учении Эриха Фромма Творчество Фромма стало.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 90:13

Свт. Афанасий Великий

На аспида и василиска наступиши. Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия

Настоящими словами пророк указывает на злые силы, среди кото­рых пребывает, как бы среди пресмыкающихся, сын злобы. По­этому и Господь говорил: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк.10:19). Поэтому тот, кто попирает гнев, попирает льва, потому что этот зверь отличается яростью. Потому и Соломон говорит: «гроза царя – как бы рев льва» (Притч.20:2). Равным образом тот, кто попирает удоволь­ствие и всякое другое нечестие, попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотские удовольствия и всякое нечестие в жизни справедливо сравниваются с гадами, пресмыкающимися по земле. Но в под­линном смысле попирает василиска тот, кто попирает зависть, по­скольку она царствует (βασιλεύοντα) в нечестии, а также и потому, что василиск имеет в глазу яд, как это говорится и о людях завистливых.

Беседа на псалом 90.

Свт. Лука Крымский

На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия

Ничто ядовитое, злое, даже смертельно опасное не будет страшно: наступишь на главы змиев, будешь попирать скорпионов; не будет страшен и лев рыкающий, и тот лев, который ищет, кого поглотить — диавол.

Читать еще:  Яркие портреты. Gianni Strino

О 90-м псалме.

Прп. Иоанн Лествичник

Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие; ибо оно «наступит на аспида и василиска, то есть на грех и отчаяние, и поперет льва и змия», то есть диавола и змия плотской страсти.

Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.

Прп. Исаак Сирин

Ведение есть устав естества, охраняющий его во всех стезях его. А вера совершает шествие свое выше естества. Ведение не покушается допустить до себя что-либо разрушительное для естества, но удаляется от этого, а вера без труда дозволяет и говорит: На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

Слово 25.

Блж. Феодорит Кирский

на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия

Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу; потому что звери сии весьма сильны; а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство; потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самым взором. Однакоже многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от эхидны; так Ной, живя вместе с зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненнаго их нападения.

Евфимий Зигабен

на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (дракона)

Не приблизится, говорит, к тебе, человек, имеющий прибежищем своим Бога, никакой ядовитый, или плотоядный зверь, как это ясно открылось на многих святых, о чем повествуют жизнеописания, или повествования о них. В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей и попранием их Давид выразил победу над злом. Под аспидом можно разуметь клевету, которая на подобие аспида изрыгает яд в уши людей на оклеветываемого ею. Василиск есть зависть; потому что как василиск в глазах имеет вред, так и зависть одними глазами вредит тем, которым завидуют. Лев есть жестокость и безчеловечие. Змий (дракон) есть ярость по причине пламенности, остроты и действия. Все таковые страсти победит праведник и нисколько не получит от них вреда. И демон также есть аспид, василиск, лев и дракон; потому что все таковые вредные действия, производимые сими зверями, имеет в себе и он.

И по словам Великого Афанасия, Кирилла и Диодора под львом, драконом, аспидом и василиском можно разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов, которые, не сохранивши своего начальства, обыкновенно исполняют его волю. Если угодно, под змиями и василисками можешь разуметь изобретателей нечестивых ересей. По словам Евсевия: Противные силы разделяются на четыре вида: на начальства, власти, мироправителей и духов злобы, изображаемых четырьмя животными: львом, драконом, аспидом и василиском. Великий Василий говорит, что василиск есть ужасное произведение змея, умерщвляющее, как говорят, самым взглядом. Ибо есть предание, что одним взором он погубляет заведенных им, бросая глазами некий губительный яд. Слова Нисского: Кто попирает ярость, тот попирает льва—cиe яростное животное, а кто попирает удовольствия и другой порок, тот попирает аспида, василиска и дракона; так как плотское удовольствие и всякое житейское зло прилично уподобляется пресмыкающимся и ползающим по земли. Еще, быть может, собственно попирает василиска тот, кто попирает зависть, как господствующую из зол. Ибо животное василиск носит вред в глазах как и завистливые, как говорят, имеют вред в глазах.

Лопухин А.П.

на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия

Василиск Роко: самый пугающий мысленный эксперимент в истории

Sergei Zotov

Василиск Роко — это богоподобная форма искусственного интеллекта, опасная настолько, что если вы просто о ней подумаете, то проведете остаток дней в ужасающих пытках. Похоже на кассету из фильма «Звонок». Однако даже смерть не станет избавлением, ведь Василиск Роко воскресит вас и продолжит свои пытки. T&P представляют перевод статьи об одной из самых странных легенд, порожденных интернетом.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: прочитав эту статью, вы можете обречь себя на вечные страдания и мучения.

Василиск Роко появился на стыке философского мысленного эксперимента и городской легенды. Первое упоминание о нем появилось на дискуссионном борде Less Wrong, где собираются люди, заинтересованные в оптимизации мышления и жизни через призму математики и рациональности. Его создатели являются значимыми фигурами в техно-футуризме , и среди достижений их исследовательского института — вклад в академическую дискуссию о технологической этике и теории принятия решений. Однако то, что вы собираетесь сейчас прочитать, может показаться странным и даже безумным. Несмотря на это, весьма влиятельные и состоятельные ученые верят в это.

Однажды пользователь с именем Roko выложил следующий мысленный эксперимент: что если в будущем возникнет злонамеренный искусственный интеллект, который захочет наказать тех, кто не выполняет его приказы? И что если он захочет наказать тех людей, которые в прошлом не способствовали его созданию? Стали бы в таком случае читатели Less Wrong помогать злому ИИ появиться на свет или были бы обречены им на вечные мучения?

Основатель Less Wrong Елиезер Юдковски с гневом воспринял высказывание Roko. Вот что он ответил ему: «Вы, должно быть, умны, раз пришли к такой мысли. Однако меня печалит, что люди, которые достаточно умны, чтобы представить себе такое, недостаточно сообразительны, чтобы ДЕРЖАТЬ СВОЙ ДУРАЦКИЙ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ и никому не говорить об этом, так как это важнее, чем показать себя умным, рассказывая об этом всем своим друзьям».

«Что если в будущем возникнет искусственный интеллект, который захочет наказать тех, кто не выполняет его приказы?»

Юдковски признал, что Роко повинен в кошмарах, посещающих пользователей Less Wrong, успевших прочесть тред, и удалил его, благодаря чему Василиск Роко стал легендой. Этот мысленный эксперимент стал настолько опасным, что размышления о нем ставили под угрозу душевное здоровье пользователей.

Читать еще:  Художник, юрист и литературовед. Edward J. Reed

Чем же занимается Less Wrong? Формированием концепции будущего человечества на основе сингулярности. Они верят, что вычислительная мощность в будущем станет настолько высокой, что с помощью компьютера можно будет создать искусственный интеллект — а вместе с ним и возможность загружать человеческое сознание на жесткий диск. Термин «сингулярность» возник в 1958 году в ходе дискуссии двух гениев математики — Станислава Улама и Джона фон Неймана, когда Нейман сказал: «Постоянно ускоряющийся прогресс технологий сделает возможным приближение сингулярности, при которой технологии не смогут быть поняты людьми». Футуристы и писатели-фантасты вроде Вернора Винджа и Рэймонда Курцвейла популяризировали термин, так как считали, что сингулярность ждет нас всех уже очень скоро — в ближайшие 50 лет. Пока Курцвейл готовится к сингулярности, Юдковски возлагает большие надежды на крионику: «Если вы заранее не записали своих детей на криоконсервацию, вы — паршивые родители».

Если вы верите, что грядет сингулярность и что мощные ИИ появятся уже в ближайшем будущем, возникает закономерный вопрос: будут ли они дружелюбными или злыми? Фонд Юдковски ставит своей целью так направить развитие технологий, чтобы у нас появился именно дружественный искусственный интеллект. Этот вопрос для него и многих других людей имеет первостепенное значение. Сингулярность приведет нас к машине, эквивалентной богу.

Тем не менее это не объясняет, почему Василиск Роко выглядит таким ужасным в глазах этих людей. Вопрос требует взгляда на главную «догму» Less Wrong — «вневременную теорию принятия решений» (ВТПР). ВТПР — это руководство к рациональным действиям, основанное на теории игр, байесовской вероятности и теории принятия решений, но с учетом существования параллельных вселенных и квантовой механики. ВТПР выросла из классического мысленного эксперимента — парадокса Ньюкома, в котором пришелец, обладающий сверхразумом, предлагает вам две коробки. Он дает вам выбор: либо взять обе коробки, либо только коробку Б. Если выбрать обе, то вы гарантированно получите тысячу долларов. Если взять только коробку Б, вы можете не получить ничего. Однако у пришельца припасен еще один трюк: у него есть всезнающий суперкомпьютер, который сделал неделю назад прогноз, возьмете ли вы обе коробки или только Б. Если бы компьютер предсказал, что вы возьмете обе коробки, пришелец оставил бы вторую пустой. Если бы компьютер предсказал, что вы выберете коробку Б, он бы положил туда один миллион долларов.

Итак, что собираетесь делать? Помните, что суперкомпьютер всеведущ.

Эта проблема сбила с толку множество теоретиков. Пришелец уже не может изменить содержимое коробок. Надежнее всего взять обе коробки и получить свою тысячу. Но вдруг компьютер и правда всеведущ? Тогда вам только и остается взять коробку Б, чтобы получить миллион. Но если он окажется неправ? И независимо от того, что предсказал компьютер, — неужели никак нельзя изменить свою судьбу? Тогда, черт побери, нужно брать обе коробки. Но в таком случае…

Сводящий с ума парадокс, заставляющий нас выбирать между свободой воли и божественным предсказанием, не имеет разрешения, и люди могут только пожимать плечами и выбирать наиболее комфортный для них вариант. ВТПР дает совет: берите коробку Б. Даже если инопланетянин решил посмеяться над вами и откроет пустую коробку со словами: «Компьютер предсказал, что ты возьмешь обе коробки, ха-ха!» — вы все равно должны ее выбрать. Обоснование этому следующее: для того, чтобы сделать прогноз, компьютер должен был симулировать всю Вселенную, включая и вас. Таким образом, в этот момент, стоя перед коробками, вы можете являться всего лишь симуляцией компьютера, но то, что вы сделаете, будет влиять на реальность (или реальности). Так что берите коробку Б и получите миллион.

«Сводящий с ума парадокс, заставляющий нас выбирать между свободой воли и божественным предсказанием, не имеет разрешения»

Какое же отношение это имеет к Василиску Роко? Ну, у него тоже есть пара коробочек для вас. Может быть, вы прямо сейчас находитесь в симуляции, созданной Василиском. Тогда, возможно, мы получаем несколько модифицированную версию парадокса Ньюкома: Василиск Роко говорит вам, что если вы возьмете коробку Б, то подвергнетесь вечным мучениям. Если же вы возьмете обе коробки, то вынуждены будете посвятить свою жизнь созданию Василиска. Если Василиск на самом деле будет существовать (или, хуже того, он уже существует и является богом этой реальности), он увидит, что вы не выбрали вариант помощи в его создании и покарает вас.

Может быть, вы удивлены, почему этот вопрос так важен для Less Wrong, учитывая условность этого мыслительного эксперимента. Не факт, что Василиск Роко когда-нибудь будет создан. Однако Юдковски удалил упоминания о Василиске Роко не потому, что верит в его существование или скорое изобретение, а потому, что считает идею Василиска опасной для человечества.

Таким образом, Василиск Роко опасен только для тех, кто в него верит — в связи с этим участники Less Wrong, поддерживающие идею Василиска, обладают своего рода запретным знанием, что напоминает нам страшные истории Лавкрафта о Ктулху или Некрономиконе. Однако, если вы не подписываетесь под всеми этими теориями и не чувствуете искушения повиноваться коварной машине из будущего, Василиск Роко не представляет для вас никакой угрозы.

Я больше беспокоюсь о людях, которые считают, что поднялись выше общепринятых моральных норм. Подобно ожидаемому Юдковски дружественному ИИ, он и сам является утилитаристом: он считает, что величайшее благо для всего человечества этически оправданно, даже если несколько человек должны умереть или мучиться на пути к нему. Не каждый может столкнуться с подобным выбором, но дело в другом: что если какой-нибудь журналист напишет о мысленном эксперименте, который может разрушить сознание людей, нанеся, таким образом, человечеству вред и помешав прогрессу в области разработки искусственного интеллекта и сингулярности? В этом случае любое добро, что я сделал за свою жизнь, должно перевесить вред, что я принес миру. А, возможно, восставший из криогенного сна Юдковски будущего слился с сингулярностью и решил симулировать меня в следующей ситуации: первая коробка — я напишу эту статью, вторая — нет. Пожалуйста, всемогущий Юдковски, не делай мне больно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector