Фото художник и быт

Фото художник и быт

Как выглядели великие русские художники на фотографиях

После просмотра фильма о Пикассо, я решила поинтересоваться, а как же выглядели наши великие русские художники. Автопортреты маслом — это конечно красиво и художественно, но на самом деле фотография тоже существует уже давно. Вот, что получилось в хронологическом порядке.

Иван Иванович Шишкин 1832-1898

Мэтр. Очень мощно смотрится на фотографиях.
Как ни странно, но критики ставят его одноцветные рисунки и гравюры, на порядок выше его живописных работ. Его рисунки пером приводили в удивление иностранцев и сейчас некоторые из них в Дюссельдорфском музее.
Памятник ему стоит в России только один, в Елабуге, так как он там родился.

Илья Ефимович Репин 18441930

Только сейчас заметила, что он дожил аж до 30-х годов двадцатого века. Последние тридцать лет он жил в своей усадьбе Пенаты, которая находится не далеко от Петербурга. Сейчас это поселок Репино, но тогда это была территория Финляндии.
В настоящее время, усадьбу на берегу финского залива можно посетить, осмотреть кабинеты, знаменитый вращающийся стол. Вокруг прекрасный парк.
Репин — великий мастер своего дела. «Бурлаков на Волге» и «Ивана Грозного, убивающего сына», портреты царевны Софьи или Мусоргского помнят все, так как их печатали в учебниках, а вот «Садко» может быть кто-то не встречал. Мне очень в детстве нравилась эта картина.

Пишет портрет Шаляпина

Архип Иванович Куинджи 1841-1910 г.

Прекрасный русский художник, родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Его «Лунная ночь на Днепе» потрясла современников, многие думали, что художник использовал не только краски, но и скрытую подсветку. К сожалению позднее картина сильно потемнела из-за экспериментов с красками и добавления в краски битума.

Мне кажется, что именно его картины нет смысла смотреть на репродукциях, так как они совершенно не передают его игру света и тени. Он потрясающе передавал разные световые ситуации в природе, когда последний луч выхватывает часть пейзажа и меняет, озаряет его.

Михаил Александрович Врубель 1856-1910

Любимец многих, его работы очень узнаваемы. Он прожил так недолго, а успел поработать и в живописи, и в скульптуре, и в декоративном творчестве. Последние годы тяжело болел психически и боролся с этой болезнью. Под конец ослеп, что может быть страшнее для художника.

Его «Демона» и «Царевну Лебедь» вспомнят многие, а я покажу здесь его работу из декоративно-прикладного творчества. Несколько лет назад я привела своего ребенка записаться в районную детскую библиотеку, а там оказалось такое чудо. Это камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» в доме Бажанова, сделанный по эскизу Врубеля.

Исаак Ильич Левитан 1860-1900

Как мало он прожил!
Когда учился живописи, жил очень бедно. Так, что одно время училище вместо платы за обучение, само оказывало ему небольшую материальную помощь. Пресса и общественность уже тогда отмечала его талант, награждала. Однако звания художник он не получил, ему дали диплом учителя чистописания.

Философский пейзаж «Над вечным покоем»

Валентин Серов 1865-1911

Мастер психологического портрета.

Вот например он пишет портрет юного Феликса Юсупова, того самого,
который позже участвовал в убийстве Распутина. Великолепный портрет, который получился, мать Феликса запретила демонстрировать на выставке.

Портрет великой Ермоловой.

Василий Васильевич Кандинский 1866-1944

Один из основоположников абстракционизма.

Получил образование юриста, но в 30 лет решил стать художником.
Жил с 1921 года в Германии и преподовал в Баухаузе. Когда к власти пришли нацисты и закрыли школу, эмигрировал во Францию.


Вера Игнатьевна Мухина
1889-1953

Родилась в состоятельной семье, мать рано умерла, затем умер отец. Училась искусству в Москве и во Франции.
Лауреат 5 Сталинских премий! Безусловно талантлива и очень трудолюбива.
Конечно, самая её известная работа — это «Рабочий и колхозница». Они были созданы к Парижской всемирной выставке 37 года. Там они стояли на высоком постаменте, лицом к солнцу и создавался эффект сияния и ощущение полета фигур.

Если вам понравится эта публикация, нажмите сердечко или напишите, мне будет приятно.

Бытовая живопись

П ервые бытовые картины появились на стенах пещер доисторического человека. С тех пор художники довели бытовую живопись до космических высот, в прямом смысле этих слов. Жизнь космонавтов на орбите тоже увековечена на полотнах мастеров кисти и краски.

Знание бесценного багажа прошлого в этом жанре обогатит вашу творческую копилку новым идеями и впечатлениями. Давайте ближе познакомимся с творчеством летописцев истории человечества.

История развития бытового жанра

Зарисовки и картины на бытовые темы свойственны любой эпохе. Однако признанное рождение и развитие этого жанра относится к XVII веку. В те годы, когда в Голландии зарождались буржуазное общество, появился ряд художников, которые смело стали изображать жизнь простого народа без всяких прикрас.

Бытовые сцены из сельских хижин, подворий, городских таверн, рынков становились всё популярнее в те годы. Отсутствие фотографии побуждало живописцев запечатлеть, как можно больше страничек современной истории. Благодаря их картинам люди могли узнавать, как живут другие.

Ветра перемен того времени затрагивали всё большее число стран в Европе. В итоге бытовой жанр получил распространение во всех её уголках. Многие известные живописцы стали обращаться к жизни своих неприметных соотечественников.

Революционные веяния побуждали неравнодушных художников вносить свой вклад в борьбу за права человека. Своими произведениями они обличали существующее неравноправие и обращали внимание на убогую жизнь бедных слоёв населения.

В то же время многие такие картины были песнями благодарности трудовому народу. Они воспевали значимость того или иного ремесла, отдельных представителей или целые слои населения, без которых нормальная жизнь остальных была бы просто не мыслима.

В итоге постоянного развития сложилось несколько направлений в этом жанре изобразительного искусства. Вот основные из них:

  • Жизнь и быт сельского жителя.
  • Жизнь и быт городского обывателя.
  • Профессиональный бытовой портрет.
  • Бытовые сцены с выявлением контраста в жизни разных слоёв населения.

В России бытовая живопись получила признание благодаря передвижникам. Их картины стали ярким доказательством несостоятельности существующей крепостной системы и настоятельно побуждало общество к переменам. До сих пор мы восхищаемся работами этих мастеров. В советские времена на творчество всех представителей искусства сильно влияла доминирующая идеология. Социалистический реализм, на самом деле, был сильно приукрашен желаемым, которое выдавалась за действительное. Но тем не менее многие живописцы того времени сумели избежать пагубного влияния. Картины таких авторов по-прежнему радуют нас своей искренностью и безупречностью.

Известные художники бытового жанра

К сожалению, не все мастера бытовой живописи столь популярны, как художники, изображавшие мифические и библейские сюжеты. Даже многие пейзажисты того времени более известны, чем представители бытового жанра. Но тем не менее великие живописцы тоже внесли свой вклад в фотоальбом истории того времени.

П. П. Рубенс – один из таких мастеров. Он не чурался писать картины на бытовые темы. Яркие краски деревенских пейзажей вдохновляли его не меньше, чем библейские сюжеты богатых заказчиков.

Основоположником этого жанра в российском искусстве по праву считают А. Г. Веницианова. Он воспел гимн крестьянам своими произведениями. Многие прогрессивные живописцы того времени подхватили порыв великого мастера и внесли свой вклад в это дело. Среди признанных мастеров бытового жанра П. А. Федотов, В. Г. Перов. Их картины не только рассказывают о жизни того времени, но и обличают пороки прогнившего общества. Их стремление к справедливости было подхвачено передвижниками.

Читать еще:  Слои акриловой краски и смолы. Jessica Dunegan

В этой чреде выделяется творчество И. Е. Репина. Кто не знает его «Бурлаков на Волге» или «Не ждали»? Но есть много менее известных картин великого художника, которые показывают, как трудно жилось простым людям в то время. Перечислить всех достойных просто невозможно. Быт людей это часть нашей жизни, поэтому всегда будет востребованной темой творческих работ. Попробуйте и вы себя в этом жанре. Возьмите карандаш и краски и нарисуйте сценку из обычной жизни тех, кто живёт рядом с вами.

Ещё:

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.


Фото художник и быт

Николай Неврёв. «Торг. Сцена из крепостного быта». 1866 г.
Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев — пять сотен рублей. 500 рублей — цена русского крепостного в первой половине 19 в. Продавец девки — европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 г.
Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело! Суть картины — приверженность русского народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно сильнее. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!

Николай Неврёв. «Прододиакон, провозглающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.
Купцы , в массе своей вчерашние крестьяне, гуляют. Поп развлекает пьяных гостей. Судя по всему, батюшка уже тоже накатил. Кстати, прикольные штаны у мужика слева (с бутылкой), черкизон отдыхает.

Григорий Мясоедов. «Земство обедает». 1872 г.
Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление — земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями — пропасть. Поэтому — обеденный апартеид. Господа — в доме, с официантами, крестьяне — под дверью.

Федор Васильев. «Деревня».1869 г.
1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.

Ян Хендрик Верхайен. «Голландская деревня с фигурами людей». 1-я пол. 19 века.
Ну это так, для сравнения 🙂

Алексей Корзухин. «Возвращение из города». 1870 г.
Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец — связку баранок. Правда, в семье много детей — только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.

Сергей Коровин. «На миру».1893 г.
Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение — кулаки. На сельском сходе — какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.

Василий Максимов. «Аукцион за недоимки».1881-82 гг.
Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи. Александр II «Освободитель» на самом деле освободил крестьян за деньги — они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений , пока были крепостными. Но когда стали свободными — их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.

Владимир Маковский. «На бульваре». 1886-1887 г.
В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге — не интересна даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой — все по фиг.

Владимир Маковский. «Свидание». 1883 г.
В деревне нищета. Пацана отдали «в люди». Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.

И еще Владимир Маковский. «Крах банка». 1881 г.
Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.

Павел Федотов. «Свежий кавалер». 1846 г.
Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро , одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией. Федотов был мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не на машинах, а в головах.

Еще Павел Федотов. «Завтрак аристократа».1849-1850.
Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли по стране, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат — бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в «Вишневом саде» имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских — безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.

Борис Кустодиев. «Купец». 1918 г.
Провинциальное купечество — любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал. Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцы с буржуями.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-1883 гг.
На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним — икону, потом идут лучшие люди — чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам — охрана (на лошадях), дальше — простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.

Илья Репин. «Сходка». 1883 г.
А вот эти молодые ребята на другой картине Репина — больше не ходят с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь — террор. Это «Народная Воля», подпольная организация революционеров, которые убили царя Александра II.

Николай Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского». 1895 г.
Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться — есть. Учитель — в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек — Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г. уровень грамотности в России был всего 21%.

Читать еще:  Художник-портретист. Stephen Bennet

Ян Матейко. «Закованная Польша». 1863 г.
По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов — 44% . Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю — вылитый Дзержинский.

Николай Пимоменко. «Жертва фанатизма». 1899 г.
На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним — обеспокоенная общественность с дубинами.

Франц Рубо. «Штурм аула Гимры». 1891 г.
Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией. Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г. Кстати, с 2007 г. в ауле Гимры опять действует режим контртеррористической операции. Последняя (на момент написания этого поста) зачистка ОМОНом была 11 апреля 2013 г. Первая — на картине ниже:

Василий Верещагин. «Опиумоеды». 1868 г.
Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели участники походов предков нынешних гастарбайтеров — об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота.

13 популярных российских художников, которые живут в наше время

Вы можете не помнить их имена, но их работы видели точно.

Строго говоря, эти ребята – не художники в традиционном понимании. Это междисциплинарная творческая группа. То есть их арт-объекты – это и инсталляции, и фото, и видео, и скульптуры, и что-то еще или даже все сразу. Дело в том, что каждый участник так или иначе связан с разнообразными направлениями в искусстве. Татьяна Арзамасова и Лев Евзович занимались архитектурой, Евгений Святский – графикой и плакатом. А Владимир Фридкес работал в индустрии модной фотографии – и крайне успешно, он сотрудничал с Vogue, Harper’s Bazaar, Elle и многими другими журналами. За плечами художников несколько десятков персональных выставок не только в России, но и в Европе и США. Например, этим летом в Москве прошел виртуальный перформанс по мотивам спектакля британской писательницы – каждый гость становился его участником. АЕС+Ф часто обращаются к искусственной реальности и использованию цифровых технологий в своем творчестве.

2. Алексей Дубинский

Работы этого художника можно было бы назвать абстрактным экспрессионизмом. Но за каждой абстракцией тут стоит фигура – в прямом смысле человеческий образ. Причем это не случайные люди и не плоды фантазии – это знакомые, друзья, родственники самого автора. Практически все полотна Дубинского – это портрет, но в особенном, новом исполнении. У кого-то спутанный клубок вместо головы, а чье-то лицо напоминает акварельный космос. У других же лицо – единственный четкий эпизод картины. Кроме живописи Алексей Дубинский работает в жанрах фотографии и коллажа, а порой совмещает все три варианта. Экспрессия и абстракции – всегда здорово (вместе и по отдельности), потому что мы вряд ли когда-либо узнаем, какой смысл закладывал художник, зато можем вложить свой собственный (или даже почувствовать). Но если вам все-таки хочется приблизиться к разгадке первоначальной авторской задумки – попробуйте изучать полотна целыми сериями, а не по отдельности.

3. Франсиско Инфанте-Арана

Несмотря на имя, напоминающее что-то испанское, Франсиско родился в России – в Саратовской области, – а его отец действительно был испанцем-эмигрантом. Инструмент этого художника – отнюдь не кисти и краски. Инфанте создает кинетические арт-объекты. То есть работы, которые как-то взаимодействуют с окружающей действительностью и меняются под ее влиянием. Чаще всего (и это уже узнаваемая особенность автора) он использует зеркала. Франсиско внедряет их в природное пространство, а после – фотографирует. Получается невероятно – инсталляции играют со светом и тенью, отражают все, что находится вокруг. Создается ощущение, что зрителя отправляют прямиком в параллельную реальность – а порталом служат эти самые зеркала, правильно расставленные художником. Вода, степь, лес, поле и еще разнообразное множество пейзажей стали объектами вдохновения Франсиско – и частью его творений. Зеркало же позволяет экспериментировать с перспективой, искажениями, иллюзией.

Работы Франсиско Инфанте экспонировались в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, многих других галереях в России, а также в музеях США, Великобритании, Франции, Японии и Кореи.

4. Илья и Эмилия Кабаковы

Творческий дуэт концептуалистов и семейная пара по совместительству. Как и многие успешные современные авторы, Илья и Эмилия Кабаковы работают в разных жанрах и с помощью разных инструментов. В их арсенале живопись, графика, макеты, коллажи, внедрение посторонних предметов в арт-объекты. Но главное, чем знамениты художники не только на родине, но и за рубежом, – это тотальные инсталляции. Это значит подробное воссоздание существующего или создание нового пространства. Первое слово, которое приходит на ум при виде их проектов, – «атмосфера». Детализированная инсталляция позволяет буквально окунуться в изображаемое пространство. Что касается тем, то в основном это советский быт и его интерпретации. Например, «Человек, улетевший в космос из своей комнаты»: четыре стены, обклеенные советскими плакатами, раскладушка, банка, пара ботинок, пыль и известка на полу и дыра в потолке – человек-то улетел. Кабаковы переехали в Америку и рассказывали о родном укладе жизни с помощью своих арт-объектов. Кроме того, художники задумываются о диалоге автора с самим собой, о его взгляде на собственное творчество, о смысле жизни и вкладе в искусство. Экспозиции дуэта проходили в музее «Гараж» и в Третьяковской галерее в Москве, в Эрмитаже в Петербурге, в галерее Tate в Лондоне и во многих других выставочных залах в России и за рубежом.

Основные жанры живописи русских художников с примерами картин

Позже художники сделали открытие, что живопись может быть лишена предмета изображения и сосредоточена на цветах, линиях или ощущениях художника (например, беспредметная живопись К. Малевича, М. Ротко, Н. Фешина, И. Чашника, Е. Чубарова, А. Родченко или К. Зданевича). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.

Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.

К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.

Далее мы рассмотрим основные виды жанров живописи на примере работ наиболее известных русских художников.

Читать еще:  Фотографии женщин. Viet Ha Tran

Анимализм (лат. animal — животное)

Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.

Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, В. Васнецов и В. Серов. Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. И. Шишкин хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.

В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине В. Боровиковского императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах К. Маковского, З. Серебряковой, К. Брюллова и других русских художников.

У примитивистов Н. Пиросмани и Л. Гудиашвили животные выходили особенно трогательно с живыми глазами, словно бы они оживали на картинах.

Примеры картин известных русских художников в жанре анимализма

Бытовая (жанровая) живопись

Повседневная жизнь еще с древних времен волновала человека. Первые бытовые сцены изображались на стенах погребальных комнат в Древнем Египте, а позже проникли во все сферы искусства. Художники-наблюдатели изображали на вазах, в манускриптах, на стенах домов те сцены, которые их особенно взволновали. Это были трудовые эпизоды, сцены выступлений актеров, развлечений или жизненных трудностей.

В самостоятельный жанр бытовая живопись выделилась только в XVI-XV веках, когда художники вначале дополняли бытовыми сценами религиозные картины, а затем стали изображать их отдельно. Но подлинное распространение по всему миру этого жанра произошло только в XVII веке, хотя многие школы относили его к низким жанрам и не считали достойным своего внимания.

В России расцвет жанровой живописи пришелся только на XIX век, когда художников стали особо волновать острые социальные вопросы. С помощью картин они пытались привлечь внимание широкого круга населения к этим вопросам. Так, у В. Перова и И. Репина это проблемы долга, совести, чести, у Э. Булатова это острая проблема советского человека, вынужденного всюду натыкаться на рамки и границы, И. Кабаков поднимал проблемы быта советских людей.

Жанровые картины также создавались и для того, чтобы продемонстрировать достижения народа, мотивировать его на новые трудовые, военные, спортивные и иные подвиги. Таковы работы о производстве, спорте и авиации А. Дейнеки, индустриальные пейзажи Ю. Пименова, картины в «суровом стиле» В. Попкова, сцены быта советских людей А. Моргунова, сцены противостояния врагу в работах С. Герасимова и другие.

Часто художники изображали ровно то, что видели, знакомили с традициями разных народов и классов, предоставляя зрителю возможность самому получить впечатления от увиденного и сделать выводы. Таковы сцены из трудовой жизни крестьян и состоятельных людей С. Виноградова, из жизни простого народа М. Нестерова, таковы прекрасные восточные традиции в картинах А. Волкова, русские народные традиции на полотнах К. Юона или цирковые сцены в картинах М. Шагала.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре

Историческая живопись

Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.

В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.

В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.

В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, А. Боголюбовым и В. Верещагиным. Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал М. Врубель, А. Иванов, Н. Рерих, А. Певзнер, В. Поленов, П. Филонов. Историческая живопись преобладала у И. Глазунова, Г. Семирадского, В. Сурикова, фольклор — у Е. Поленовой.

Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи

Натюрморт (фр. nature — природа и morte — мертвая)

Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.

Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).

В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило множество стилей, включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, А. Арапов создавал прекрасные композиции цветов в импрессионистском стиле, Л. Попова предпочитала кубофутуризм, М. Ларионов работал в примитивистском стиле и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.

На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у К. Петрова-Водкина это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты Х. Сутина поражали своим драматизмом.

Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, И. Грабарь не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. И. Машков экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.

Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах П. Кузнецова можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а Н. Сапунов изображал любимые с детства цветы.

В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например Н. Богданов-Бельский, Н. Сталь, Р. Фальк, А. Явленский, В. Шухаев и прочие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector