Фотограф и графический дизайнер. Ernesto Navarro (фотограф)

Фотограф и графический дизайнер. Ernesto Navarro (фотограф)

Как выстраивать личный бренд через правильные фото: секреты удачных фотосессий

В этой статье дизайнер Галина Гороховатская расскажет, как подготовиться к фотосессии, чтобы получить качественные фотографии для экспертного блога.

Я знаю три источника фотографий для блога:

  1. Снимать самому
  2. Пойти на профессиональную фотосессию
  3. Брать фотографии на платных и бесплатных стоках

В этой статье речь пойдет подробно про второй источник.

Ваша одежда и образ визуализируют личный бренд. Подумайте, какой(-ая) Вы!

Первое, что надо сделать, это придумать образ для фотосессии. Как его придумать? Прежде всего нужно учитывать свою целевую аудиторию (далее — ЦА). Какой образ будет понятен ей? Будет ли он соответствовать теме блога и личному бренду эксперта?

Обычно для экспертов подходят классические образы для бизнес-фотосессии. То есть одежда в классическом и кэжуал стиле. Но бывают исключения. Если вы, например, дизайнер своей линии одежды для молодежи, то будут уместны фотографии, где вы одеты в свои творения.

Подберите 2-3 комплекта одежды, в которой вам удобно. Откажитесь от ярких цветов вещей. Нет цветам: белому, красному и ярким “кислотным”. Белый и красный визуально полнят на фотографиях. А насыщенные могут давать цветные отражения на лицо, искажать его цвет. Пример — нездоровый цвет лица из-за цвета одежды.

Выбирайте нейтральные базовые цвета нарядов: бежевый, серый, коричневый. Спокойные классические оттенки: синий, зеленый, бордовый, зеленый. Если сомневаетесь, лучше обратитесь к стилисту для подбора нужных комплектов.

Личный бренд в соцсетях не строится на одной фото и одной позе!

В глянцевых журналах и рекламе модели запечатлены в красивых позах. Вы думаете, что у вас не получится так же? А вот и нет. Расскажу несколько секретов позирования.

  1. Двигайтесь. Движение вносит в снимки динамику и разнообразие. Каждые 5-7 секунд замирайте на 2 секунды. Фотограф успеет сделать кадр, а вы естественно перейдете в другое положение.
  2. Готовьте референсы заранее. Референсы — это примеры фотографий. Можно искать через поисковые системы в интернете. Для меня более удобным для подбора референсов стал Пинтерест. Как там искать удачные фото, я уже писала в статье Как сделать красивый визуал в Инстаграме и других соцсетях

Если покажете фотографу референсы, ему будет понятнее, какие фото хотите получить. Даже если фотограф — ваша подруга или ребенок 😉 Мой шестилетний сын замечательно справлялся с заданием “пофоткать маму” на телефон.

  1. Снимите себя на телефон в одежде и позах, которые планируете на фотосессию. Возможно, некоторые позы точно не подойдут вам. А один из комплектов одежды стесняет движения.
  2. Напишите ТЗ (техническое задание) фотографу. Техзадание состоит из: целей фотосессии, референсов и описания результата, который вы хотите получить.

Например, так. “Мне нужны фотографии для экспертного блога про контекстную рекламу в Инстаграм. Цель — показать мою экспертность. ЦА состоит из владельцев товарного бизнеса, которые ищут клиентов в интернете. Для примера я подобрала референсы (прикрепите их к ТЗ). Фотографироваться планирую в этой одежде (прикрепите домашние фото в ней).”

Такого техзадания достаточно для первоначальной беседы с фотографом, чтобы понять, сможет ли он снять то, что вы хотите.

Как выбрать фотографа для фотосессии, чтобы получить качественные фото, которые сделают ваш личный бренд узнаваемым, а не шаблонным

Что обязательно нужно выяснить перед съемкой:

  • делает ли фотограф фотосессии для бизнес-темы и для блогов. Если нет, готов ли снять подобные фото для вас.
  • подходит ли вам фотограф как человек или специалист. Сможете ли довериться ему во время фотосета. Для этого поговорите по телефону или видеосвязи.
  • сколько готовых снимков выдает на руки.
  • делает ли он ретушь (обработку) фото. Если да, то какую.

Можно сделать пробный фотосет на 20-40 минут. Так называемый “пристрел”. На нем фотограф знакомится с моделью, понимает особенности телосложения, выставляет свет, подбирает фон и пр.

Если вам комфортно фотографироваться у этого человека, то хорошо. Если нет, есть два варианта развития событий:

  1. Спросить совета у фотографа. Обычно у специалиста есть парочка приемов, как раскрепостить модель. Кто-то шутит, кто-то включает музыку или говорит по душам.
  2. Искать фотографа дальше. Такое бывает. Это как с врачом. Важно встретить ВАШЕГО фотографа.

Даже если результат первого профессионального фотосета вам не понравится, все равно рекомендую использовать отснятый материал для блога. Качество картинки важно в первую очередь. В сравнении с селфи на телефон профессиональные фото выглядят более представительно. Перефотографироваться в другой студии вы всегда успеете.

У меня был эфир с фотографом, который освещает этот вопрос комплексно Как фотографировать для экспертного блога. На эфире мы также обсудили, как делать нестандартные и интересные фотографии в домашних условиях на телефон.

Эмоции и личный бренд

Эмоции вызывают доверие к экспертам. Эмоции продают, потому что люди покупают охотнее у живых, искренних людей. Выражайте чувства на снимках, так вы найдете вашу эмоцию. Ваша эмоция в фото еще больше расположит читателей и будет хорошо влиять на развитие блога. Тем самым вы передаете свою уникальную харизму.

Как передать харизму через фото?

  • Подберите референсы с разными эмоциями. Попробуйте повторить их на селфи.
  • Шалите и играйтесь: гримасничайте, пойте, кричите, танцуйте, декламируйте стихи. Мимика раскрепощает зажатые мышцы лица.
  • Смотрите в глаза фотографу, а не в камеру. Или за кадр. Более подробно про взгляд я писала в статье Формируем с нуля визуальный положительный образ эксперта и его личный бренд

Примеры фото с эмоциями

Кроме портретов, для экспертного блога хорошо подходят предметные фотографии, фото с реквизитом, общие планы, пейзажи, “закулисные фотографии” и “портреты без человека”.

Фото с предметами, реквизитом

Подберите реквизит заранее. Примеры: ноутбук, ежедневник, платок или шарф, шляпа, очки. Подберите специфический предмет, который отражает вашу специальность. Для бухгалтера это калькулятор, а для дизайнера — графический планшет или карандаши. Может быть, это ваша личная вещь, передающая характер или харизму.

Поиграйте с предметом, покрутите в руках, подуйте в него и пр. Сделайте что-то, чтобы в фото была динамика и сюжет.

Используйте предметы из студии: стул, мебель, часть интерьера локации. У фотографов частенько можно найти интересный реквизит.

Примеры — мое фото со шляпой и винтажным фотоаппаратом в студии Михаила Головни.

Предметные фото передают атмосферу и тему блога. Примеры ниже

Фото из “закулисья” выстраивают доверие к личному бренду. Люди любят подглядывать за чужой жизнью, тем самым привыкая читать контент блога. Это так называемые “портреты без человека”.

Хороший “портрет без лица” я нашла у Инессы Шаповаловой. Ее узнаваемые кисти и яркая ручка рассказывают историю о труде копирайтера и показывают экспрессивный характер.

Закулисье при подготовке к фотосессии — очень органичный снимок. Мы словно смотрим репортаж про то, как Инесса готовилась к съемке.

А это мое закулисье. Фото отражает характер при помощи любимых духов и раскраски. Ведь я дизайнер и вдохновляюсь рисунками и запахами. Замечу, что сделала его на телефон дома.

Читать еще:  Сочетание живописи и рисунка. Американский художник. Gregg DeGroat

Пейзажи и фото на природе — замечательный способ разнообразить ленту

Подведу итоги:

Образ для фотосессии подбирают в соответствии с личным брендом и ЦА эксперта. При подготовке выбирают одежду для съемки, находят референсы, пишут ТЗ фотографу.

Чтобы фото получились искренние, в кадре лучше двигаться и проявлять эмоции. Важно найти СВОЕГО фотографа. Кроме портретов, для блога используют фото с реквизитом, предметные фото и пейзажи.

Желаю вам встретить вашего фотографа и снять красивые фотографии!

В статье использованы материалы из личных архивов: Светланы Колесовой, Инессы Шаповаловой и Галины Гороховатской. Согласие на публикацию получены. Дальнейшее распространение и публикация этих фотографий запрещены.

20 фотографов, на которых стоит подписаться в Instagram

Эти Instagram-аккаунты разнообразят вашу ленту и добавят в неё немного прекрасного.

1. Алекс Строл

  • Природа, путешествия.
  • 1,9 миллиона подписчиков.

Француз, который родился в Мадриде, живёт в Америке, а путешествует по всему миру. В его Instagram преобладают северные ландшафты: пейзажи Северной Америки, Канады, Норвегии и Исландии.

2. Кэт Ирлин

  • Люди, уличная фотография, фешен-индустрия.
  • 1,2 миллиона подписчиков.

Кэт Ирлин — фотограф из Нью-Йорка русского происхождения. Среди её клиентов — Elle, Chanel, Louis Vuitton, Ford. В Instagram можно найти фотографии красивых людей, талантливые снимки в жанре love story и великолепные пейзажи Нью-Йорка.

3. Джейсон Петерсон

  • Уличная фотография.
  • 1 миллион подписчиков.

Если вы любите чёрно-белую фотографию, то Instagram американца Джейсона Петерсона вам понравится. Значительная часть его снимков сделана на iPhone. Сам Джейсон фотографом себя не называет, но признаётся, что очень серьёзно подходит к своим фотографиям: долго ищет удачный кадр и может постоянно возвращаться на одно и то же место в ожидании правильного света.

4. Скотт Рэнкин

  • Пейзаж, люди.
  • 181 тысяча подписчиков.

Каждый пейзаж этого канадского фотографа не только захватывает дух, но и несёт в себе умиротворение и спокойствие. Складывается ощущение, что мир на кадрах Скотта Рэнкина на секунду замер. Просмотр его работ сравним по эффекту с прослушиванием расслабляющей музыки и имеет медитативный характер.

5. Майк Кус

  • Пейзаж, уличная фотография.
  • 832 тысячи подписчиков.

Идеальный Instagram Майка Куса — графического и веб-дизайнера из Великобритании. Фотография для него лишь хобби, но безупречное чувство вкуса Майка ставит его в ряд с маститыми фотографами. По крайней мере в Instagram.

6. Крис Бёркард

  • Природа, путешествия.
  • 2,8 миллиона подписчиков.

Крис Бёркард — экстремальный фотограф, славу которому принесли фотографии сёрферов. Сейчас его портфолио и профиль в Instagram полнятся красивыми и необычными пейзажами. Если вы не хотите загружать ленту и готовы подписаться только на лучшего фотографа-путешественника, это отличный вариант.

7. Майкл Кристофер Браун

  • Документальная фотография, люди, путешествия.
  • 479 тысяч подписчиков.

Майкл Кристофер Браун отправился в Ливию в разгар гражданской войны 2011 года. Там он лишился камеры и получил ранение, но всё равно остался верен своему ремеслу, делая снимки на свой iPhone. Сейчас фотограф активно путешествует и снимает то, как живут люди в разных уголках планеты.

8. Виталий Раскалов

  • Пейзаж, уличная фотография.
  • 266 тысяч подписчиков.

Виталий Раскалов — известный руфер и фотограф. В этом году Лайфхакер уже брал у Виталия интервью, а теперь советует познакомиться с его Instagram-профилем, полным красивых пейзажей и видов с высоты.

9. Хэннес Беккер

  • Пейзаж, путешествия.
  • 1,1 миллиона подписчиков.

Must-follow-аккаунт для всех, кто неравнодушен к горам. Instagram Хэннеса Беккера почти полностью состоит из них, холодных и безмолвных.

10. Кристин Эддис

  • Природа, путешествия, люди.
  • 107 тысяч подписчиков.

Travel-блогер из Калифорнии, путешествующая в одиночку по всему миру. Пропагандирует идею одиночных путешествий, даёт советы сомневающимся и даже написала об этом книгу. Сейчас Кристин в Берлине, а скоро планирует отправиться в Чили.

11. Стив МакКарри

  • Документальная фотография, люди.
  • 2,3 миллиона подписчиков.

Стив МакКарри известен прежде всего по фотографии афганской девочки, попавшей на обложку National Geographic. Он занимается документальной фотографией и поныне, снимая людей в разных уголках планеты.

12. Дирк Бэккер

  • Дизайн, архитектура, уличная фотография.
  • 419 тысяч подписчиков.

Дирк Бэккер уделяет внимание геометрии: формам, линиям, перспективе. Автор запечатлевает интересное в архитектуре Амстердама, иногда редактирует фото, а в своём Instagram выкладывает результаты, которые хочется называть искусством.

13. Екатерина Мищенкова

  • Арт.
  • 609 тысяч подписчиков.

Екатерина Мищенкова сотрудничает с Leica и входит в Союз фотохудожников России. В её творчестве преобладает монохромность, с которой контрастируют яркие элементы красного цвета.

14. Луис Коул

  • Природа, путешествия, люди.
  • 1,5 миллиона подписчиков.

Жизнерадостный блогер, путешествующий по миру со своими друзьями и делающий снимки людей и природы. Особенно интересны его фотографии с кенийскими или сомалийскими детишками, которые всегда с радостью позируют на камеру и искренне удивляются квадрокоптеру.

15. Дэррил Джонс

  • Арт, уличная фотография.
  • 109 тысяч подписчиков.

Дэррил Джонс использует в своих снимках фигурки персонажей, встраивая их в окружающий контекст. Особенно интересно наблюдать за судьбой штурмовика, который у Джонса носит костюмы, катается на мотоцикле и играет на гитаре.

16. Симон Браманте

  • Пейзаж, арт, уличная фотография.
  • 889 тысяч подписчиков.

Симон Браманте — итальянский фотограф, который видит красивое как в захватывающих видах природы, так и в обычных предметах, упорядоченных определённым образом.

17. Терон Хамфри

  • Пейзаж, животные, путешествия.
  • 1,2 миллиона подписчиков.

Instagram Терона Хамфри — блогера, исколесившего всю Америку со своей верной спутницей — собакой Мэдди. Красивые и умилительные фотографии для всех любителей животных и природы.

18. Евгений Иванов

  • Дизайн, архитектура, уличная фотография.
  • 24 тысячи подписчиков.

Фотограф, сотрудничавший с Porsche и Adidas, не публикует в своём Instagram коммерческие работы. Вместо них там фотографии различных предметов, объединённых лишь тем, что в нижней части снимка находится прямой угол.

19. Дэйв Йодер

  • Документальная фотография, люди, путешествия.
  • 155 тысяч подписчиков.

Дэйв Йодер — фотограф National Geographic из США. Он показывает жизнь знаменитых людей и обычных граждан разных стран. Особенного внимания заслуживают недавние снимки папы Франциска.

20. Эмили Ристевски

  • Природа, путешествия.
  • 1,1 миллиона подписчиков.

Эмили Ристевски — ещё один путешествующий фотограф, на этот раз из Австралии. В её светлых и воздушных пейзажах преобладают пастельные тона. Иногда героем выступает девушка в шляпке.

А на аккаунты каких фотографов подписаны вы? Поделитесь в комментариях.

Необычайно чувственная фотография женщин от фотографа Renée Jacobs

Renée Jacobs – бывший юрист, фотожурналист и ныне известная фотограф в жанре ню.

Я была молода и очень серьёзна. Мне было 25, когда я выпустила фотокнигу (об экологических проблемах). Теперь я стара и легкомысленна, и мне это нравится», – говорит о своей новой карьере Renée Jacobs.

Сегодня, уже не молодая женщина, фотограф Renée Jacobs в числе наиболее известных фотографов, снимающих женскую обнажённую натуру. Работам Renée Jacobs получают высшие награды на конкурсах художественной и ню фотографии. Ее фотографии выставляют, публикуют и продают по всему миру.

Вот что пишет о своей работе сама фотограф Renée Jacobs:

Поскольку я работала юристом, красоты в моей жизни было не так много. Я начала фотографировать женскую обнажённую натуру и поняла, что для меня нет ничего красивее и живительнее после пятнадцатилетия конфликтов и агонии. Это был отличный способ вернуть красоту в мою жизнь, – говорит фотограф.
Женщинам так долго велели скрывать свою сексуальность или делать вид, что её не существует, или что она существует только чтобы продавать мыло или шампуни, но не как причина для гордости или источник силы, а сексуальность – невероятно сильная штука.

В работах Renée Jacobs всегда видна открытость, искренность, чувственность, сексуальность, смелость и соблазн. Все ее фотографии – это отличное взаимопонимание фотографа и модели, доверительные отношения, которые помогают создавать шедевры.

Читать еще:  Фигуративные и портретные картины. Gitana Vaicyte

Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs Фото: Renée Jacobs

Еще больше вдохновения в наших социальных сетях: Вконтакте, Facebook, Instagram и Telegram.

Графический роман «Фотограф»

«Фотограф» — соединение графики и фотографии в истории о героической секретной операции, организованной Врачами без границ/Médecins Sans Frontières (MSF) для оказания помощи жителям Афганистана после ввода советских войск в 1979 году.

Через объектив фотожурналиста Дидье Лефевра и произведение блестящего графического писателя-романиста Эммануэля Гибера мы становимся очевидцами жестокости и опасностей войны в Афганистане в течение периода, для многих сейчас незнакомого. Лефевр сопровождал MSF и подробно описал операцию, проведенную сотрудниками по оказанию срочной помощи оказавшимся поглощенными войной жителям.

Повествование «Фотографа» начинается с 1986 года с Пешавара (Пакистан) где Лефевр и команда MSF готовятся перечь границу Афганистана на ослах и лошадях, пытаясь уклониться от советских бомбардировщиков. Глазами Лефевра и его камеры мы видим жестокость и проблемы, охватывающие разорванную войной нацию, глубоко чувствуем страдания, испытываемые в течение 30 лет жителями Афганистана. Это редко встречающееся сочетание жанров передает глубину честности и приверженности ей человеческой жизни, показывая впечатляющие картины страны, и по сей день втянутой в конфликт.

Об авторах.

Дидье Лефевр, фотожурналист.

Дидье Лефевр родился в 1957 во Франции. После получения диплома по специальности фармацевтический биолог в 1984 году он создал свой первый фотографический репортаж для врачей без границ (MSF). С 1989 to 1993 он представлял VU Agency, после чего выстраивал свою карьеру независимо.

Фотографии Дидье появились в таких французских изданиях как Liberation, L’Express, L’Equipe Magazine и Éditions Ouest France. Благодаря сотрудничеству с MSF он оказался в Афганистане, Шри-Ланке, Колумбии, Камбоджии, Сьерра Лионе, Эритрее, Малави, Нигерии и Кот-ди-вуаре. В то же время другие международные проекты, в которых он участвовал, привели его в Бурунди, Демократическую республику Конго, Китай, Албанию, Македонию, Израиль, Руанду, Косово, Иран, Узбекистан и Таджикистан. Работы Дидье были выставлены в Париже (Перпинян) и в Тулузе.

Он является соавтором знаменитого иллюстратора Эммануэля Гибера в «Фотографе», графическом романе, документирующем путешествие Дидье с MSF в Афганистан в 1986 году. «Фотограф» получил много премий со времени своей публикации и был переведен на 11 языков. Работа Дидье в Афганистане с MSF стала частью выставки «Врачи без границ: фотографы Афганистана (1984-2004)», показанной в Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Сан-Франциско и Нэшвилле.

Лефевр скончался в 2007.

Эммануэль Гибер, графический романист.

Эммануэль Гибер родился в 1964 в Париже. Он стал автором многих графических романов для самого разного читателя: от взбалмошного и глупого Сардина в сериях «Внешнего пространстве» (Outer Space), до биографической эпопеи «Война Алана» (Alans War), рассказывающей о солдате Второй мировой войны, также в его арсенал входит смешная очаровательная «Дочь профессора» (The Professors Daughter) с участием Джоанн Сфар.

С 1999 по 2006гг. Эммануэль сотрудничал с Дидье Лефевром, французским фотожурналистом, много путешествовавшим для создания графического романа под названием «Фотограф». Книга документирует назначение Лефевра в Афганистан в 1986 году с Врачами без границ.

Сотрудничество этих двух художников создает новую форму нарративного искусства: Гибер использует черно-белые фотографии Лефевра в качестве вставок в свои собственные иллюстрациями, интерпретирующие поездки, случайные встречи и мысли о перипетиях войны Лефевра.

Сейчас Гиберт живет в Париже со своей женой и дочерью.

Фредерик Лемерсье, графический дизайнер.

Фредерик Лемерсье — графический дизайнер, работавший во многих организациях в сфере культуры во Франции. Он художник-колорист «Фотографа». Кроме того, он также разработал идею книги Дидье Лефевра «Путешествия в Афганистан».


Жюльетт Фурно, организатор миссии MSF в Афганистане

Жюльетт Фурно, присоединилась к Врачам Без Границ (MSF) в январе 1980, для исследовательской миссии в племенных зонах Пакистана-Афганистана, спустя две недели после советского вторжения в Афганистан. Здесь она изучала условия сотен тысяч беженцев, бегущих из Афганистана.

После участия в тайных международных медицинских операциях в пределах Афганистана между 1980 и 1982, она стала Главой Миссии в Афганистане в 1983.

Доктор Фурно проводила переговоры с различными группировками афганского сопротивления, и была ответственна за все аспекты безопасности программ MSF и логистики. Ее работа с Афганцами была облегчена ее близким знанием Афганистана, где она росла с 1960-ых и 70-ых в то время как ее отец работал там инженером — разработчиком.

Она вернулась во Францию в 2003 по семейным обстоятельствам, где осуществила несколько независимых проектов, таких как фильм “В Открытом Небе,” в котором изображает ту же самую операцию, иллюстрированную в Фотографе.

В рамках III Международного фестиваля рисованных историй «Бумфест» пройдет выставка посвященная Графическому роману «Фотограф», а так же состоится просмотр фильма “В Открытом Небе”

Эммануэль Гибер и Жюльетт Фурно гости фестиваля.

Чему современные фотографы могут научиться у Александра Родченко

Правнучка Александра Родченко, искусствовед, художник-иллюстратор, доцент МГХПА им. С.Г.Строганова, выступала сокуратором выставок А.Родченко (Норильск, Краснодар)

Александр Родченко, один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры и дизайна, начал фотографировать в 1924 году и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Его фотографии становятся источником вдохновения для современных фотографов, дизайнеров и художников, а экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства.

Фотографии Родченко уникальны своей системой координат и манерой видения. Он использовал съемку с непривычного ракурса, который сразу же стали называть «родченковским», диагональное построение композиции, задающее динамику и ритмичность кадра, крупный план, превращавший привычные вещи в абстрактные структуры, двойную экспозицию, точно чувствовал природу света и тени как материала для построения фотографического пространства.

Читать еще:  Французский художник-символист. Francis Lagneau

«Фотография — запись фактов и стенография, — напишет он в заметке, опубликованной в журнале «Красное студенчество». «Снимайте свой быт, фиксируйте настоящее» — в этих простых словах заложено прежде всего отношение к действительности: исследовательское, любознательное, призывающее документировать время. И фотография есть один из способов проживания жизни — не впустую, но откликаясь на моменты, которые случаются рядом. Взгляд фотографа способен происходящее организовать, срежиссировать, «упаковать» в рамку кадра так, что каждая деталь станет особенной, наделённой смыслом. «Мы не видим то, на что смотрим», сокрушался Родченко. И именно эта абсолютная ясность и точность взгляда была для него приоритетным. На ней выстроена и идея ракурса, и жажда эксперимента, и его учебная программа по фотографии, где был предусмотрен особый пункт — зачет по поведению во время съемки.

Поэтому, обращаясь к современности, к «фотографии в эпоху миллионов снимков», следует вспомнить о зоркости и внутренней собранности, чуткости и настройке зрения, которые формируются в том числе и опытом мастеров прошлого.

Куратор выставки, внук Александра Родченко, советский и российский искусствовед, проректор по научной работе МГХПА им. С.Г.Строганова

Коллекционер [русского авангарда Георгий] Костаки называл Родченко Великим экспериментатором. И он был прав, потому что Родченко был в постоянном поиске, своеобразной разведке искусства.

Его интересовала наука, его интересовал поиск элементов искусства, его интересовала техника и ее проявления в быту. Он проектировал мебель, светильники, одежду и ткани, основал школу дизайна. С 1924 года Родченко стал заниматься фотографией и даже кино: у него был маленький киноаппарат Sept, который он привез в 1925 году из Парижа, где оформлял советский раздел на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности.

Александр Родченко и его супруга Варвара Степанова были художниками-изобретателями. Именно это ценят и современные художники — интерес Родченко ко всему новому, свободу работы на стыке разных жанров и видов искусства. Его можно считать мультимедиахудожником . Искусство фотографии позволило ему раскрыть современное видение мира. Как говорил когда‑то Виктор Шкловский, соратник Родченко по группе ЛЕФ, лидером которой был Владимир Маяковский, Родченко учил видеть мир «утренними глазами».

Фотографика и двойная экспозиция

Сейчас в Строгановке я даю студентам первого курса задания по фотографике на многократную экспозицию и движение — то, с чем экспериментировал в 1924 году Александр Родченко, снимая своего коллегу, живописца Александра Шевченко, также преподававшего в то время в легендарном ВХУТЕМАСе, школе авангардной архитектуры, дизайна и искусства. Родченко экспериментирует с двойной экспозицией, которая напоминает монтажный переход в кинематографе. Возникает эффект движения на статичном снимке , как в стоп-кадрах кино.

Двойная экспозиция подчеркивала прозрачность и тонкость фотоизображения. Возникла аналогия с техникой кинематографического наплыва — проекционного монтажа. И хотя изобразительные возможности этого приема были безграничны, Родченко почти не пользовался им, предпочитая монтаж открытый , — с помощью ножниц и клея. А может быть, он считал, что такой прием не работает на выявление подлинной оптической и конструктивной сущности фотографии.

Диагональная композиция

На этом снимке изображена Евгения Лемберг, дочь кинооператора Александра Лемберга, который работал и со знаменитым Дзигой Вертовым над хроникальными фильмами. Евгения училась фотографии, пробовала снимать как фоторепортер, Родченко помогал ей проявлять пленки и печатать снимки для выставок. Лемберг была ученицей Родченко, влюбленной в своего учителя.

Снимок «Девушка с лейкой» уникален светотеневым рисунком и точно выверенной диагональной композицией. Кажется, что пространство, в котором находится фигура, соткано из света и тени. Светотеневой рисунок обволакивает все. И удивительно спокойная, созерцательная поза девушки в модном в те годы светлом берете.

Я люблю показывать на лекциях по фотокомпозиции варианты этого снимка. На одном модель стоит, на другом — сидит и видна чуть с другого поворота. Иногда показываю зеркально перевернутый кадр для того, чтобы слушатели увидели, как радикально меняется композиция и ее смысл . Фигура девушки в белом платье начинает неудержимо соскальзывать с лавочки, вместо того чтобы прочно занимать место зрительного центра фотографии.

Рядом на той же пленке на соседнем кадре можно увидеть решетчатый павильон из брусков, снятый общим планом. Вполне возможно, что Родченко и Лемберг ждали поезда или автобуса и в этот момент, как это всегда бывало с Родченко, он увидел свой будущий снимок. Какая‑то сила всегда его вела, мощный внутренний импульс приводил к рождению необычных работ, необычных кадров из самой обыденной ситуации.

Необычные ракурсы

«Художник возвышается над толпой: это он всегда пишет свои группы с какого‑нибудь возвышенного места. Его точка зрения всегда находится выше толпы. Для того, чтобы видеть несколько планов», — записал Родченко в своей рукописи «О композиции». Он постоянно вел какие‑нибудь курсы для фотографов в 1930-е и 1940-е годы — то на курсах «Союзфото», то для фоторепортеров ТАСС.

Повышение точки съемки дает более глубокую, раскрытую перспективу. Но Родченко выбирает еще более радикальный фрагмент — взгляд в вертикальной плоскости, прямо под собой . Эта тема еще не была так подробно разработана в фотоискусстве, как другие привычные точки съемки.

«Сбор на демонстрацию» снят фотоаппаратом лейка. Жильцы дома смотрят вниз с балкона на построение спортсменов, идущих на демонстрацию. Фотоаппарат Родченко смотрит на все это целиком. Его взгляд как бы удваивается — он наблюдает за наблюдающими.

О фотографиях Родченко поэт Николай Асеев написал целый очерк «О новом взгляде на мир», опубликованный в газете «Вечерняя Москва» в августе 1926 года. «Это новая форма видения, новая, не бывшая доныне в распоряжении человека, возможность ощущать предметы в их точном ракурсе, совершенно видоизменяющем все представления о пропорциях и соотношениях. Это поправка к зрительному восприятию, притупившемуся и притертому в обычном обзоре предметов в упор, с постоянного их обычного места».

Черные и белые линии

Черный и белый — основные цвета, которые Родченко использовал в живописи и графике. Это его лабораторное пространство, поле эксперимента. Он мог сделать графику при помощи чертежных инструментов, используя всего один цвет — черной туши.

В его фотографиях всегда богатая гамма серых оттенков. Даже свою автобиографию он назвал «Черное и белое». Это поэтическая сказка о мальчике, который родился в театре и всю жизнь мечтал строить фантастические декорации, здания, создавать картины, сияющие неведомыми цветами и блещущие светом. Но потом пришел к фотографии. Он любил свой фотоаппарат лейку, потому что в ней был белый блестящий металл и черная матовая поверхность корпуса.

Одна из самых известных фотографий Родченко — «Лестница». На снимке фигура женщины с ребенком как бы преодолевает мощное ритмическое поле черно-белых полос ступеней . Диагональная композиция кадра усилила конструктивно-графическое впечатление от снимка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector