Фотограф и художник из Турина. Luca Saini (фотограф)

Фотограф и художник из Турина. Luca Saini (фотограф)

Итальянская газета рассказала о фотографе-любителе, Туринской плащанице и других образах Христа

Феномен Туринской плащаницы не перестает привлекать внимание человечества. Ей поклоняются как святыне, ее пытаются исследовать, строят гипотезы. Итальянская Corriere della Sera (полный текст на сайте InoPressa.ru) в сегодняшней публикации рассказывает о ее современной истории, насчитывающей чуть более 100 лет.

Новой своей историей святыня обязана адвокату из Турина, фотографу-любителю Секондо Пиа. На сфотографированном впервые при помощи мощного электрического света куске полотна (жители Пьемонта уже многие века называли его Плащаницей), проявились очертания тела, которые ранее невозможно было увидеть невооруженным глазом. В темной комнате, на негативе фотографии неожиданно четко проявился позитив: это была фигура мужчины с длинными волосами и бородой, с ранами на руках и ногах. Через 19 столетий истории христианства новые технологии позволили увидеть трагические и спасительные события, происходившие на Голгофе.

25 мая 1898 года Пиа получил личное предложение итальянского короля Умберто I сфотографировать плащаницу и выставить фотографию для обозрения в рамках торжественного празднования 50-летия Альбертинского статута (конституционный закон 1848 года, принятый в Королевстве Сардиния. После объединения всей страны лег в основу итальянской конституции. – Прим. ред.). Но кто мог ожидать такого поворота событий – фотографического явления Иисуса? Новость мгновенно облетела город, и процессия паломников потянулась к студии Пиа. Именно тогда плащаница начала свою собственную современную историю, историю культового предмета, совершенно уникального в своем роде. Поразительный синтез тела и изображения. Отпечатка и портрета. Древняя реликвия и современная фотография.

Итальянское богоявление 1898 года стало знаменательным событием, поскольку тема изображения тела Христа была столь же древней, как и само христианство. Жизнь исторического Христа проходила в еврейской среде, где существовал запрет на изображение божества. На горе Синай Яхве, вручая Моисею скрижали Завета, укрылся от его взора; религия Писания, монотеизм, стала религией без идолов. Но чудесное воплощение Господа в человеческом теле Мессии, рассуждали первые христиане, привело к отмене запрета на изображения. Бог, принявший человеческий облик, мог быть представлен через следы, оставшиеся от его тела.

«Видеть» тело Христа, испытывая должную скорбь, или же прятать от других и от самих себя память о том событии, помня строку из Евангелия от Иоанна: «Счастливы те, кто, не видев Меня, поверили?» Известный немецкий ученый Ганс Бельтинг уже давно убежден в том, что между двумя этими альтернативами проявилась значительная часть эстетической дилеммы, а не только религиозной истории христиан, от древности до наших дней. «Истинный образ Христа» – именно так назвал свою последнюю книгу немецкий ученый.

В первые века христианской веры в иконографических изображениях Иисуса преобладала осторожность: вместо непосредственного изображения молодого мужчины, с бородой или без бороды, живого или распятого, создавались аллегорические изображения Доброго Пастыря и Учителя. Вера в существование «истинного образа» Христа распространилась в Европе лишь в начале VI века. Она основывалась на идее контакта одежды и тела возле Креста. Сначала велись поиски, потом почитались реликвии с отпечатками тела на куске ткани: следы, которые остаются от обнаженного или окровавленного тела. Но в те времена не пытались увидеть на ткани портретное изображение. Перед куском ткани, в которую, как утверждали, было завернуто тело Христа, благоговели и не испытывали желания увидеть запечатлевшиеся на ней черты лица.

В Средние века прославился плат с ликом Христа: он стал главным объектом поклонения паломников, направлявшихся в Рим. Эта реликвия исчезла в XVI веке, хотя некоторые уверены в том, что этот образ хранится в соборе Святого Петра. Начиная с эпохи Возрождения изображение тела Христа сочеталось с идеей необходимого контакта тела с тканью. Бельтинг полагает, что «истинный образ» Христа можно увидеть на полотнах одного из самых великих испанских художников XVII века Франсиско де Сурбарана. Он в большей степени как христианин, а не художник ощутил потребность обратиться к ткани, плащанице, чтобы изобразить Христа и его страдания. На протяжении всей своей долгой творческой жизни он изображал святой образ на ткани в манере «тромплей» (обман зрения): всякий раз он интерпретировал его по-разному, в зависимости от того, усиливались или ослаблялись позиции Церкви.

На картине «Святой лик» (1631) Сурбаран представил именно то, что увидел фотограф Пиа в Турине в 1898 году: среди складок ткани четко вырисовываются черты распятого Христа! Еще более удивительный сюжет художник изобразил спустя 25 лет, в 1658 году. На этом полотне черты лица проявляются на плащанице. Лицо Христа изображено как неясное пятно цвета запекшейся крови. Истинный христианин должен найти в себе самом силы, чтобы представить себе мучения, которые испытал Спаситель.

Брассаи — легенда фотодокументалистики ХХ века

Франко-венгерский фотограф и художник Брассаи (©Brassaï) — один из ярчайших представителей «городской» фотодокументалистики, оказавший огромное влияние на репортажную съемку ХХ века. Родившийся на юго-востоке Трансильвании Дьюла Халас (так фотографа звали на самом деле) одним из первых обратился к теме ночной жизни в мегаполисе. Он искусно использовал уличные фонари, освещенные окна кафе и автомобильные фары, как источники драматичных фотоэффектов.

Несмотря на богатый и разнообразный архив, в котором были портреты всемирно известных художников, писателей и знаменитостей, автор прославился, прежде всего, фотографиями, сделанными в переулках и на площадях Парижа. Там Брассаи снимал «изнанку» жизни — бездомных клошаров, уличных гадалок и карманников, работниц борделей и завсегдатаев бистро с неизменной рюмкой в руке. Показывая жизнь «городского дна», он подавал снимки не как назидание, а как несколько романтизированный застывший образ, воплощавший истинные эмоции и наводивший на размышления.

Вклад Брассаи в фотоискусство схож с влиянием Анри Тулуз-Лотрека на живопись. Фотограф называл неординарного художника одним из главных источников своего вдохновения. Как и Тулуз-Лотрек Брассаи всегда привносил нотку человечности в портреты своих неоднозначных моделей. Любовь к ночному городу, отраженная в наиболее известных работах фотографа, помогает современному зрителю тоже проникнуться красотой парижских улиц, окутанных туманом, зыбким очарованием горящих витрин и парков под дождем.

Читать еще:  Фонтаны романтики и универсальная поэзия. Стефан Янев

Особенности стиля Брассаи — точнейшее психологическое портретирование и передача эмоций на снимке

Брассаи был разносторонне одаренным автором — он много и успешно рисовал, занимался скульптурой, писал прозу и даже стал режиссером. За фильм, снятый в 1955 году, он получил один из призов Каннского фестиваля, но среди современников и потомков Брассаи знаменит, прежде всего, своими психологическими фотопортретами.

Брассаи не делал особой разницы между позирующими людьми, одинаково талантливо снимая Пабло Пикассо, Матисса, крупных политических деятелей или проституток, ожидающих клиентов в кафе.

Кроме канонических фотографий известных (и неизвестных) людей, автор знаменит своими фотоснимками города. Он помногу снимал кошек, которых очень любил, цветы в садах, граффити и рисунки на стенах заводов, домов и общественных туалетов. Даже камни в его объективе становились необычными и интересными объектами.

Очень значим вклад фотографа в искусство ночной уличной съемки. Коллеги и современники Брассаи предпочитали работать днем или на рассвете (как, к примеру, Э.Атже). Венгерский же фотограф сумел раскрыть потенциал искусственного уличного освещения. Свет автомобильных фар, пробивающийся сквозь сырой парижский туман, газовые фонари на мосту помогали ему создавать фотокартины, напоминавшие иллюстрации к романам Ремарка.

Чтобы делать оригинальные и новаторские фотографии, Брассаи пришлось разработать собственные методы съемки ночью. Он помещал камеру под деревьями и в тени крыш, защищая ее от прямого света, менял фотопластины под черным балахоном с особыми рукавами, который сконструировал лично. Из-за небезопасной магниевой вспышки страдал не только фотограф, но и одежда его моделей, среди которых были не только «настоящие» жители Парижа, но и друзья фотографа, специально позирующие ему.

Брассаи нередко обвиняли в постановочности его фотокартин, но искусственность эта была обусловлена, скорее, необходимостью. Для съемки в полумраке в 20-40 годы ХХ века нужна была выдержка до десяти минут, и фотографу приходилось просить моделей позировать ему (например, лежа в кровати) и платить за такую неподвижность.

Никто бы не позволил Брассаи снять настоящих посетителей борделя, и он привлекал к своей работе друзей и ассистентов, игравших роль клиентов или посетителей кафе для сексуальных меньшинств. Были среди моделей и истинные представители «незащищенных социальных слоев», и в работе фотограф часто сталкивался с нешуточной опасностью. Его несколько раз грабили на улице, обчищали карманы, но чаще всего Брассаи удавалось договориться и вовремя поймать неожиданный кадр.

На большинстве фотографий автора модели позировали в одиночестве. Брассаи практически не делал групповых снимков, но умел раскрыть личность человека во всей ее глубине. За это его любили другие талантливые художники — в особенности Пикассо и Дали, которых он снимал несколько десятилетий подряд. Фотографу, родившемуся в маленьком городке Брассо в Австро-Венгрии (от этого названия и произошел псевдоним автора), хорошо удавалось и раскрывать психологию знаменитых живописцев, и снимать парочки, целующиеся на улице.

Художественное образование — фундамент стиля

Во многом особенности стиля Брассаи обусловлены его классическим живописным образованием. Родившись в 1899 году в венгерско-армянской семье, он учился в художественной академии в Будапеште, а затем — в берлинской академической школе. После возвращения из армии (молодого человека мобилизовали на Первую мировую войну) он писал картины в жанре ню, портреты, занимался графикой и скульптурой.

Переехав в 1920 году в Берлин, будущий фотограф стал работать газетным журналистом и помногу общаться с художниками и писателями из так называемого венгерского круга. Многие из них эмигрировали в середине 20-х годов в Париж, как и сам Брассаи. Художник и журналист, тогда еще не задумывавшийся о карьере фотографа, уехал во французскую столицу в 1924 году. Он взял псевдоним, заменивший труднопроизносимое имя, и поселился на Монпарнасе. Еще в детстве, прожив год в Париже (там его отец преподавал в Сорбонне), и читая книги Пруста, он выучил французский язык.

Брассаи близко общался с писателями, среди которых были Генри Миллер и Жак Превер, дружил с венгерскими фотографами. Андре Кертес посоветовал ему самостоятельно иллюстрировать снимками свои заметки, чтобы сэкономить на фоторепортере. Так Брассаи стал фотографировать выставки, спортивные соревнования и городские пейзажи, принесшие ему славу.

«Ночные» снимки и всемирное признание

Выпущенный в 1932 году фотоальбом «Ночной Париж» сделал автора знаменитым. В поисках сюжетов для него фотограф посещал бары, знакомился с разношерстной публикой, которую снимал, в том числе «для себя». С того же времени Брассаи начинает многолетнее сотрудничество с Пикассо, для которого создал практически жизнеописание в фотографиях, и Сальвадором Дали, считавшим фотографа гением. Успешного молодого венгра с импозантной внешностью активно приглашали в высшие круги, он снимал интеллектуалов, балетных прим и видных писателей. Одновременно со «статусной» работой для светского Life и Harper’s Bazaar Брассаи публиковался в авангардных журналах и основал вместе с Ч.Радо парижское агентство Rapho.

Очередная мировая война вынудила фотографа на время прекратить деятельность. На фотосъемку были наложены ограничения, к тому же Брассаи оставался подданным Румынии и его могли забрать на фронт. Вернувшись после отъезда в Париж, он был вынужден жить с фальшивыми документами, как многие эмигранты в то время. Получить французское гражданство ему удалось только в 1949 году, после женитьбы на француженке вдвое моложе его.

После войны Брассаи уже был всемирно известным фотографом, много путешествовал по заданиям Harper’s Bazaar. Его первая личная выставка в нью-йоркском музее МОМА прошла в 1948 году, а за год до этого он сделал знаменитые фотодекорации к балету на либретто Ж.Превера. Однако, с 50-х годов Брассаи начал отходить от фотоискусства, снимал только интересных ему людей и пейзажи. За свои работы он в 70-е годы получил орден искусств и литературы, Большую парижскую фотопремию и стал кавалером Почетного легиона.

Читать еще:  Современные художники Греции. Nikos Gyftakis

После смерти Брассаи в 1984 году центр Помпиду получил от вдовы фотографа большую часть архива (однако, лучшие работы она продала с аукциона в середине 2000-х). Сегодня масштабные выставки фотографий Брассаи можно посетить в Париже, Москве и многих других городах мира. Интерес к творчеству фотографа не ослабевает, и зрители могут в полной мере насладиться его работами, ставшими классикой фотодокументалистики ХХ века.

Видеоканал Фотогора

JR – «photograffeur», фотограф и граффити-художник

JR утверждает, что улица — это «самая большая галерея в мире». Он занимается «флайпостингом» размещая большие черно-белые изображений в публичных местах. Проекты JR – photograffeur социально и политически высоко-мотивированы, и заставляют людей увидеть искусство там, где они и не подозревали его найти.

Проекты JR сочетают в себе творчество и действие, в них рассматриваются темы свободы личности, обязательств и ограничений.. JR – photograffeur называет себя «городской артивист» (artivist). Он создаёт всенародные произведения искусства, которые выставляет на зданиях Парижа, на стенах в городах Ближнего Востока, на сломанном мосту в Африке или в фавелах Бразилии.

Люди принимают участие в процессе флайпостинга, или в проекте в целом, таким образом, художника и зрителя ничего не разделяет. JR не ограничивает поле для своих работ, делая их частью среды и оставляя пространство для встречи между темой/героем и прохожим/интерпретатором. В этом и состоит суть его работы. JR придает некоторым из наиболее критичных социальных проблем облик человека, одновременно заставляя зрителя по-новому определить искусство, а также способы его восприятия и созидания.

Его работы показывают людям, что и они, при желании, могут стать творцами. Сама идея проектов проста в воплощении и невероятна в своём содержании: путешествуя по миру JR останавливает одиноких прохожих, фотографирует их, и портрет этого обычного городского обывателя перестаёт быть просто портретом и становится частью всего города, лицом «души мегаполиса».

JR родился 22 февраля 1983, это инициалы фотографа и художника, который не называет своего полного имени, а описывает себя как «photograffeur» (фотограф и граффити-художник в одном слове).

JR был представлен Фабрисом Бусто, как «тот, кого мы уже зовем Картье Брессоном 21 века». 20 октября JR выиграл премию TED 2011 г. ( TED Prize — премия TED, присуждаемая с 2005 года — $100 000 за «желание изменить мир» (wish to change the world).

JR начал свою карьеру как граффити-художник будучи подростком, по его собственному признанию, не для того, чтобы изменить мир, а для того чтобы выделиться и отличиться в обществе. Как то в парижском метро JR нашёл камеру, и его друзья начали документировать процесс создания граффити. Он часто выбирал для своих граффити подвижные, динамичные места, такие, как крыши поездов метро. В 17 лет JR начал клеить свои фотографии на внешних стенах города.

JR отправился в путешествие по Европе, чтобы встретиться с людьми, для которых способ их самовыражения был связан с использованием открытых стен. Его интересовали стены и фасады, которые структурируют город.

Наблюдая за людьми, общаясь, слушая их истории, JR также делал портреты и выставлял их в метро, на улицах и на крышах Парижа. Между 2004 и 2006 годами, JR создал проект Portraits of a Generation (Портреты поколения) — портреты молодых людей, обитающих на стройках в окрестностях Парижа.

JR выставил эти фотографии, напечатанные в огромном формате, на стенах Парижа. Изображения были своего рода обращением к прохожим, они ставили под сомнение социо-медийный образ поколения, которое можно увидеть только за воротами Парижа.

В 2007 году вместе с Марко (Marc Berrebi) JR выставил огромные фотографии израильтян и палестинцев, лицом к лицу, в восьми палестинских и израильских городах, и по обе стороны Израильского разделительного барьера, а позже выставил эти портреты и в Париже.

Для JR этот художественный акт был, прежде всего, человеческим: «Героями проекта являются все те, кто, по обе стороны стены, позволил мне выставить портреты на своих домах»

В 2008 году JR отправился в международный тур, чтобы сделать снимки для своего нового проекта Women Are Heroes (Женщины — это герои), в котором он подчёркивает достоинство женщин, вынужденных жить в конфликтных зонах.

Flyposting (иногда известный как «дикая публикация» или «выставление счетов») является одним из приёмов партизанского маркетинга, когда рекламные плакаты или листовки размещаются в законных или незаконных местах

JR – «photograffeur»

Друзья! Сайт создан, чтобы сделать искусство доступным для всех. К сожалению, я не имею возможность полностью его финансировать. Я лежащий инвалид и ограничен в средствах. Поэтому, прошу помочь,

«Поймать воздух в объектив…» – о мастерах балетной фэшн фотографии

«Схватить полет – самое трудное», – слова Майи Плисецкой из письма, опубликованного в историческом по сути и масштабу выпуске Dance in Vogue – печатном золоте, как называют издание в нашей редакции. Пожалуй, ее слова лучше всего описывают, почему хорошая балетная фотография – шедевр с большой буквы.
Для чужака балетный мир недосягаем, и, чтобы в него попасть, ты должен быть либо своим, либо гением, поэтому балетные фотографы овеяны ореолом загадочности и избранности. Бесталанным тут места нет.

Для человека непосвященного фотография – самый простой способ прикоснуться к балетному искусству. И, несмотря на замкнутость мира балетных фотографов, мастеров все же достаточно много. Из того же письма Плисецкой: «Великие мастера доказали, что могут поймать воздух в свой объектив».

Артур Элгорт

Классика балетного снимка

Снискав славу в 30 с небольшим лет в британском Vogue, Артур Элгорт сумел оживить моделей в объективе своей камеры. Он рискнул изменить индустрию и идею о том, какой должна быть fashion-фотография. В его кадре артисты не просто танцовщики, но прежде всего личности.

Читать еще:  Украинский художник. Peter Heydeck

Марио Тестино
«Я верю, что я не просто фотограф»

Перуанский гений, умеющий нажать на кнопку затвора в самый удачный момент. Артисты на его фото сняты не всегда в естественной позе, но всегда искусственно волшебно; они такие, какими мечтают себя видеть. Тестино часто говорит: для него главное, чтобы на съемках герои чувствовали себя комфортно, открывались, были собой. Возможно, поэтому снимки получаются такими чувственными.

Ирвинг Пенн

«Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени, то зрелище зачаровывает меня. Это и есть проклятье фотографа»

Художник, дизайнер, скульптор и фотограф одновременно Ирвинг Пенн раньше всех использовал в съемке методы, без которых сегодня нельзя даже представить коммерческую фотографию. Как пример, модели на идеально белом или сером фоне. Он первый загнал своих героев в угол, используя это как художественный прием. В их числе: хореограф Леонид Мясин, Марта Грэм, а также знаменитая четверка команды балета «Триумф Бахуса» – Риетти, Гальи, Баланчин и Леклерк.

Ричард Аведон

Гений, которому доверялись артисты первой величины. Он умел фотографировать танец так, словно его герои продолжали двигаться на бумаге. Это ему позировал обнаженным Рудольф Нуреев, и про него с восторгом говорила Майя Плисецкая. Пожалуй, Аведон – один из самых знаменитых фотографов балетного мира.


Тим Уолкер

Работы Тима Уолкера – это всегда театр, продуманные детали и скульптурные модели. Будучи ассистентом великого Ричарда Аведона, Тим учился у маэстро лучшему и воплотил в своих работах, обретя свой неповторимый стиль.

Энни Лейбовиц

«У меня всегда была тайная мечта стать балериной»

Фотограф, которая снимала и обнаженных мировых звезд кино и шоу-бизнеса, и первые лица государств, не могла обойти тему балета в своих работах. Будучи влюбленной в балет, она не просто фотографирует артистов, а без преувеличения создает произведения искусства.

Карл Лагерфельд

На протяжении всей своей жизни великий кутюрье не перестает удивлять. Лагерфельд не только придумывает костюмы для танцовщиков, как, например, для Парижской оперы, – он еще и фотографирует. И делает это он, как и все остальное, вкусно и элегантно.

Патрик Демаршелье

Вот где союз моды и балета ощущается особенно гармонично и тонко. Самый востребованный fashion-фотограф мира снимает танцовщиц и танцовщиков, превращая их в богинь и богов, подчеркивает грацию, красоту линий и изгибов тела, силу духа и чувственную натуру одновременно. Демаршелье – художник, чей почерк трудно не узнать среди прочих.

Молодые гении современности

Джеймс Борт

Фотограф, которому выпала честь снять коллаборацию модного дома Balmain и Opéra Garnier Paris. Звезды Парижской оперы – его любимая тема. Будь то съемки за кулисами или на сцене, он словно подглядывает за артистами в хорошем смысле этого слова, создавая истории о каждом, воспевая внутреннюю свободу танцовщика.

Ян Омельницкий

Работы Яна – словно кадры из кино, в котором каждому герою дается шанс получить главную роль. И играют, и танцуют они блестяще. Его работы просты, но чарующе привлекательны.

Генри Лютвайлер

Четыре года Лютвайлер работал вместе с хореографом Питером Мартинсом в New York City Ballet и имел свободу фотографировать все в святая святых. За 30 дней он наснимал материал, который стал основой книги, вышедшей в 2015 году, – “Henry Leutwyler. Ballet: Photographs of the New York City Ballet”. Будучи мастером предметной фотографии и имея склонность к социальной тематике, через детали и различные вещицы Лютвайлер открыл своему зрителю подноготную балетного мира.

Данил Головкин

Балетные и коммерция – об этом вам расскажут работы Данила Головкина. Он снимал Полунина для Сноба, артистов Большого для лукбука Peuterey, Диану Вишневу для Condé Nast Traveller Russia и много кого еще. Что бы он ни делал, он показывает артистов в новом свете и амплуа, чем и вызван интерес к его работам.

Рувен Афанфдор

Работы этого современного мастера воплощают в себе традиции и новаторство. Он показывает привычных нам личностей в необычных образах – будь то марионетки или герои оживших полотен, словно украденных у живописцев. Театрально, необычно и очень вкусно.

NYC Dance Project

Кен Броуар и Дебора Ори
Популярный проект, воспевающий искусство движения (фотографы – соавторы одноименной книги “The Art of Movement”). В лучших традициях воздушных фотографий, летящих танцовщиков и струящихся тканей на сером фоне.

Лиза Роуз

Случай, когда можно припомнить слова Плисецкой о том, что балет лучше всего снимают сами артисты – они знают и чувствуют танец. Лиза – танцовщица, хореограф и фотограф в одном лице. Примечательны декорации для съемки, которые использует Лиза: это может быть гардеробная, крыша Парижской оперы или огромная статуя Пегаса на том же здании. Ее работы – доказательство того, что балет вездесущ, он меняется вместе со временем и является неотделимой частью современного мира искусства.

Питер Линдберг

Талантливый фотограф, который работал в том числе и над проектом New York City Ballet’s 2016-2017 campaign – минимализм и грациозность в черно-белом исполнении. «Изысканный, пикантный и кинематографичный» по мнению Vogue, влюбленный в жанр антиутопии, с помощью фотоаппарата Линдберг создает свою вселенную, в которой главное место занимает танец.

Фотограф воспроизводит классические картины с участием своей 5-летней дочери (12 фото)

Дети очень часто вдохновляют своих мам и пап на нечто новое и необычное, тем более если один из родителей является фотографом.

Австралиец Билл Гекас (Bill Gekas) — яркий пример того, как 5-летняя дочка может стать вдохновением для целой серии портретных снимков, сделанных в стиле художественных произведений известных художников.

Дорогой друг, чтобы комментировать, необходимо войти на сайт под своим логином, либо авторизоваться через свою соцсеть.

Авторизация займет буквально два клика, и затем вы получите много возможностей на сайте, кроме того случится магия с уменьшением количества рекламы. Попробуйте, вам понравится!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector