Фотографическая Одиссея длиною больше века

Фотографическая Одиссея длиною больше века

Новое в блогах

«Кругосветка» Одиссея?

«Кругосветка» Одиссея?

Где десять лет путешествовали Одиссей и его спутники? Их скитания, описанные Гомером, стали предметом серьезного историко-географического исследования. Профессор Венского университета Кристина Пеллех утверждает: Одиссей совершил кругосветное путешествие.

Франческо Приматиччо. «Одиссей и Пенелопа». 1563 год

За Геркулесовы столбы

Еще древние греки пытались разобраться, что же скрывается за строками гомеровских стихов, и высказывали предположения: путь Одиссея пролегал и за Геркулесовыми столбами (вне Средиземного моря). В течение 27 столетий, прошедших со времен Гомера, возникло свыше 70 теорий, посвященных десятилетним приключениям Одиссея. Зададимся вопросом: возможны ли вообще такие длительные и дальние вояжи? Профессор Пеллех отвечает утвердительно. Она напоминает, например, что жители Финикии, которые вели активную морскую торговлю, и египтяне, знавшие, что Земля имеет форму шара, обладали необходимыми знаниями для подобного путешествия.

А наш современник Тур Хейердал доказал практическую возможность длительных океанских путешествий на примитивных судах древней постройки. Если же вспомнить, что самое старое из найденных судов (1200 лет до нашей эры, то есть период Троянской войны) имело длину 12 метров и двойную обшивку, то возможность подобных путешествий приобретает реальные очертания.

А что же скрывается за сказочно-красочными описаниями листригонов, лотофагов, циклопов, одноглазого людоеда великана Полифема, подземного царства, Сциллы и Харибды, которыми изобилует описание приключений Одиссея? Сначала следует вспомнить, что финикийцы хранили тайны своих торговых путей, а чужакам рассказывали сказки об опасностях, подстерегавших моряков. Это нашло свое отражение и в стихах Гомера. Пеллех изучила основные этапы путешествия Одиссея с точки зрения географии, этнографии и даже ботаники, пытаясь очистить эти данные от мифологических наслоений.

Одиссей во фьордах

В стране листригонов

Где же побывал Одиссей и его спутники? Между историками нет расхождений насчет первого этапа путешествия: от Трои по Эгейскому морю мимо берегов Египта к стране лотофагов. А вот далее начинаются различные толкования. По греческой мифологии, лотофаги – мирное племя, питавшееся плодами лотоса.
К их земле корабли Одиссея прибило бурей. Отведав плоды лотоса, его спутники позабыли обо всем, и капитану пришлось силой вернуть их на корабли.
Пеллех доказывает, что поскольку лотос был распространен тогда в Египте и на нынешнем ливийском побережье Средиземного моря, путешественники именно там и побывали. Страна лотофагов – это современная Ливия.

Следующий этап путешествия Одиссея – земля циклопов. Сравнивая ее описание с прибрежными районами Средиземного моря, исследовательница пришла к выводу, что речь идет о племени, населявшем в тот период озеро Тритон в Южном Тунисе. Его представители были высокорослыми – до 2 метров 30 сантиметров, имели светлые волосы, голубые глаза и были уничтожены, как теперь доказано, в Средние века испанцами. Обычаи этого племени скотоводов в точности соответствуют описаниям Гомера.
Собственно кругосветное путешествие Одиссея начинается после того, как его спутники опрометчиво развязали мех бога ветров Иова, в котором были заперты ветры. Эти ветры и увлекли корабли Одиссея за пределы Средиземного моря. Заслуживают внимания картины страны злых великанов – людоедов листригонов, напавших на корабли Одиссея. Главное в этом описании – упоминание о том, что здесь «пути дня и ночи» перекрещиваются. Обращают на себя внимание и рассказы об отвесных скалах и извилистых входах в бухты, необычно долгий день, а также гигантский лось, убитый спутниками Одиссея. Все это свидетельствует о Норвегии, норвежских фьордах и полярном дне. Описание же лося в точности соответствует виду этих животных, живших в то далекое время севернее Полярного круга.

«Фиолетовое море»

«Одиссей и его спутники выкалывают глаз Полифему». Роспись на античном сосуде

Согласно Гомеру, после посещения острова волшебницы Кирке Одиссей направляется в подземное царство. И это, по мнению исследовательницы, не выдумка. Если отбросить все мифологические наслоения, то останется точное описание пути через Атлантический океан. По всей вероятности, Одиссей добрался до полуострова Лабрадор, достигнув долины реки, «устье которой состоит из двух рукавов». Один из этих рукавов, говорится у Гомера, образован водопадом. В поэме дается, кроме того, детальное описание растительного мира этого района, а именно платанов, и климатических условий: утреннего мороза. Подобное сочетание возможно лишь в одном месте, утверждает Пеллех, – в районе реки Святого Лаврентия, впадающей в одноименный залив.
Важнейшим признаком дальнейшего этапа путешествия Одиссея, согласно исследованиям, является указание Тиресия, пославшего его через «фиолетовое море» в направлении, где находится дом богини утренней зари Эос и где Гелиос – бог солнца – начинает свое восхождение. Иными словами, на восток. Встреченные Одиссеем сирены также находят свое научное объяснение. Пеллех обращает внимание на такую деталь, как упомянутые у Гомера горы костей и засушенной кожи убитых сиренами мужчин.
Дело в том, что подобная сушка, или, правильнее сказать, мумифицирование, была известна лишь у южноамериканских индейцев – охотников за человеческими головами. Таким образом, наличие многочисленных птиц, коралловых рифов, препятствовавших высадке, а также воинственных племен однозначно указывают на Южную Америку. И вообще, поскольку земля воспринималась древними греками лишь в горизонтальной проекции, потусторонним миром для них являлось то, что лежало под их сногами, то есть другое полушарие. Довольно подробное описание пути Одиссея к Сцилле и Харибде натолкнуло исследовательницу на мысль, что речь идет о проливе, отделяющем Огненную Землю от материка.

Азиатский фикус

Голова древнегреческого путешественника.

Главное доказательство Пеллех черпает из анализа описаний погодных явлений и особенностей мест, встречающихся у Гомера. Остров Тринакия, где паслись священные коровы бога Гелиоса, – Индия, где коровы до сих пор почитаются священными животными. Заслуживает внимания указание Гомера на то, что остров Тринакия лежит где-то в пограничной области, где кончается «фиолетовое море» и начинается «пурпурное море». Кроме того, само описание острова позволяет делать вывод, что речь идет об Аравийском полуострове. При этом интересно отметить, что прорицатель Тиресий объяснил Одиссею путь лишь до «пурпурного», или, предполагает Пеллех, Красного моря, видимо, думая, что дальше дорога ему уже известна.
В качестве еще одного доказательства, что Одиссей действительно находился в Азии, исследовательница приводит слова Гомера о том, что после крушения Одиссей уцепился за фикус, который, собственно, растет в Азии.

Остров Херия, куда Одиссей добирается вплавь после кораблекрушения в Красном море, представляет собой Синайский полуостров. А тут уже до Греции действительно рукой подать. С помощью царя феаков Алкиноя Одиссей возвращается домой.

Описание дворца Алкиноя, данное Гомером, как считают ученые-египтологи, однозначно соответствует убранству египетских дворцов. Таким образом, именно египтяне помогли Одиссею вернуться на берега родной Греции.

Читать еще:  Чувства и эмоции. Jose Madrid Sanz

Гомер в своей «Илиаде» однажды дал довольно точные координаты города Трои. И действительно, следы Трои были найдены. Почему бы не допустить, что кругосветное путешествие Одиссея тоже является реальностью?

Фотографическая Одиссея длиною больше века

Аукционный дом Phillips проведет 3 — 4 апреля в Нью-Йорке традиционные торги, посвященные фотографии

Более 400 снимков общей оценкой около $10 млн будут выставлены на вечерние и дневные торги Phillips в Нью-Йорке (3 и 4 апреля, третий аукцион намечен на 4 октября).

А их романтическое название — «Одиссея коллекционирования» — вполне отражает путь основателя собрания. Говард Стайн, глава компании Dreyfus Corporation, увлекся собирательством на излете ­1980-х и сумел создать одну из самых масштабных частных коллекций, охвативших историю «светописи» от ее начала в середине XIX века до современных образцов.

В 1998 году Стайн передал собрание некоммерческому фонду Joy of Giving Something, который отвечал на многочисленные приглашения мировых музеев поучаствовать в выставках, выделял стипендии молодым фотохудожникам, занимался образовательной и издательской деятельностью. В 2011 году Стайна не стало, но фонд продолжает свою работу. Небольшой фрагмент коллекции однажды уже продавался с молотка — на торгах Sotheby’s «175 шедевров к 175-летию фотографии» в 2014 году, итоги которых в полтора раза превзошли ожидания, став рекордом для аукциона фотографии.

К «Одиссее» кураторы сделали подборку, рассказывающую историю фотографии ab ovo. Ее начало — живописная улица в Оксфорде, снятая в 1843 году Генри Фоксом Тальботом ($50–70 тыс.) Член британского парламента, знаток физики, химии и истории искусств, Тальбот был лишен лишь одного таланта — не умел рисовать. Пришлось изобрести фотографию, чтобы решить проблему. Открытие Тальбота (негатив, с которого можно получить любое количество позитивных отпечатков) в корне отличалось от того, что в те же годы придумал француз Дагер (позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине в единственном экземпляре). И хотя Тальбот не добился признания своего первенства, на самом деле он был ближе к нынешним фототехнологиям.

На другом краю временной шкалы — фото Ширин Нешат из серии «Женщины Аллаха» ($50–70 тыс.), принесшей ей славу в 1990-е, и «Семейное древо» Чжан Хуаня ($150–200 тыс.). Между ними — полтора века экспериментов. Здесь и витрина парижского куафера, снятая Эженом Атже в 1912 году и принадлежавшая дадаисту Тристану Тцара ($120–180 тыс.), и пара уникальных фотограмм Ласло Мохой-Надя ($150–250 тыс.), и «Цветущая магнолия» Имоджен Каннингем, одной из первых женщин с фотокамерой ($180–220 тыс.), и портрет Дюма-отца, сделанный Надаром в той самой студии на бульваре Капуцинок, где критики будут громить импрессионистов ($50–70 тыс.). А еще работы Альфреда Стиглица, Эдварда Стайхена, Анри Картье-Брессона — словом, настоящая энциклопедия или карта одной коллекционерской одиссеи.

Лента новостей культуры из внешних источников

По словам экс-худрука Приморского театра оперы и балета, этот город ему стал как дом родной.

Портрет писателя нарисован на фасаде дома № 9 в 4-м Самотечном переулке. Здесь же — строки из самой известной книги прозаика — «Колымские рассказы».

Вечер памяти столичной поэтессы Беллы Ахмадулиной пройдет в Доме кино в Москве 5 апреля. Об этом агентству «Москва» сообщили в пресс-службе Союза кинематографистов России.

Председатель правительства Якутии Евгений Чекин 31 марта в ходе рабочей поездки в Таттинский улус посетил ряд объектов в административном центре муниципального образования — селе Ытык-Кюель.

В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке 5 апреля открывается самая полная ретроспектива Зинаиды Серебряковой за последние 30 лет.

Армянский импрессионизм в гостях у русского

В Музее русского импрессионизма открылась выставка произведений из Национальной галереи Армении и Музея русского искусства Еревана. В экспозиции представлено 58 работ более 20 армянских художников.

Флешмоб с участием мировых звезд танцевальной культуры стран СНГ, Западной Европы, США и Японии пройдет сегодня, 31 марта, в Минске.

Фотографическая Одиссея длиною больше века

Аукционный дом Phillips проведет 3 — 4 апреля в Нью-Йорке традиционные торги, посвященные фотографии.

Отмечаем день рождения знаменитого вестерна Владимира Мотыля

Картине «Белое солнце пустыни» исполняется 47 лет.

«Зверопой»: пародия с песнями Лепса, Баскова и Меладзе стала хитом Интернета

Если бы музыкальный голливудский мультфильм «Зверопой» снимали в России, то его главные герои пели бы совсем другие песни. Именно эту идею отразил автор пародийного видео, которое набирает в Сети сотни тысяч просмотров.

В столице вновь демонстрируют работы Дэмиена Херста

Девять самых знаковых произведений в столицу привез коллекционер Гари Татинцян, он же представлял здесь работы художника, который не смог приехать на открытие выставки.

В Петербурге открылся Международный фестиваль балета «Мариинский»

В афише – лучшие спектакли театра с участием ведущих солистов и приглашенных артистов. Так труппа Пермского театра оперы и балета привезла в Северную столицу «Лебединое озеро». А творческая мастерская молодых хореографов приготовила проект «Мечтатели». Но первой публика увидела всё же премьеру самой Мариинки – балет «Пахита».

В Театре Ермоловой показали премьеру спектакля «Ранчо» по повести Стейнбека

Режиссер постановки – дебютант, недавний выпускник ГИТИСа – Григорий Южаков. На главную роль он пригласил американца – Дэниэла Барнса, тоже бывшего студента ГИТИСа.

Производители ховербордов подали в суд на Дженнифер Лопес

Компания по производству ховербордов Sidekick Group Corp обвинила певицу Дженнифер Лопес в нарушении договора. На артистку подали в суд. Sidekick Group Corp бесплатно предоставила Лопес 42 ховерборда для ее концерта All I Have в Лас-Вегасе. Взамен певица должна была некоторое время публиковать рекламные посты.

Загадочные элементы четвертого измерения Сальвадора Дали

Выставка главного сюрреалиста проходит в петербургском Музее Фаберже.

В рамках проекта «Сделано для бизнеса» клиенты и партнеры МЕТРО Кэш энд Керри рассказывают о своем собственном опыте сотрудничества с компанией и о том, чего они ждут от крупнейшей выставки….

Дэвид Брэдли работал над статуей вместе с экспертами по фуд-арту из The Robin Collective и с мастером пищевой скульптуры Джеки Келли. Для скульптуры потребовалось 28 часов и примерно 20 килограммов сыра сорта чеддер. Статуя получила основанное на игре слов название «Бри-онсе», хотя сыр бри при ее создании не применялся.

Warner Bros. снимет женскую версию «Бэтмена»

Кинокомпания Warner Bros. запустила в производство фильм «Бэтгерл» о супергероине из вселенной «Бэтмена». Режиссером, сценаристом и продюсером ленты выступит Джосс Уидон, снявший такие картины, как «Мстители», «Мстители: Эра Альтрона» и мини-сериал «Музыкальный блог Доктора Ужасного».

Читать еще:  Современное египетское искусство

В Музее Москвы стартовал уникальный проект «Четыре времени года»

Четырем деятелям культуры дали полный доступ к коллекции и свободу выбора, чтобы они с помощью музейных предметов представили свой личный взгляд на город. Владимир Мартынов выбрал фотографии 40-х-50-х годов. Свою выставку назвал «Москва – порт пяти морей». Но все не так очевидно.

Зайти в лифт и оказаться с баянистом и балалаечником, или Как TUT.BY настроение повышал

Так, в разгар рабочего дня в лифте офисного здание ненадолго «поселились» баянист и балалаечник, которые предлагали спеть. И не просто музыканты, а зажигательные ребята из группы «Дрозды», которые даже оператора испугали в тот момент, когда начали танцевать с пассажирами кабины.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ОДИССЕЯ (В КАРТИНАХ И ИЛЛЮСТРАЦИЯХ)

ОДИССЕЙ И ПОЛИФЕМ

После окончания Троянской войны Одиссей начинает свой путь домой. Сначала буря забрасывает его корабли на фракийское побережье, где отряд Одиссея вступает в сражение с киконами — народом, сражавшимся на стороне троянцев в недавней войне. Одиссей побеждает киконов и разоряет город Исмар, но затем вынужден отступить перед натиском противника, потеряв 70 человек. Затем отряд Одиссея попадает в землю лотофагов («поедателей лотоса»). Одиссей посылает разведчиков, которых местное население встречает очень радушно и дает им попробовать лотос, после которого спутники Одиссея забывают обо всём и хотят насвегда остаться в стране лотофагов. Одиссей силой возвращает их на корабли.
Затем Одиссей оказывается в стране циклопов (правильнее — киклопы, т.е. «круглоглазые»). Одиссей с отрядом попадают в пещеру, полную припасов и скота. Спутники Одиссея умоляют его забрать необходимое и скорее вернуться на корабль, однако Одиссей принимает решение дождаться хозяина пещеры:

Я не послушался их, а намного б то выгодней было!
Видеть его мне хотелось — не даст ли чего мне в подарок.
Но не радушным ему предстояло явиться пред нами!

(Гомер, «Одиссея», песнь 9-я)

Вскоре пришёл хозяин пещеры.

Willy Pogany. Циклоп Полифем убивает спутников Одиссея

Одиссей хотел убить его во сне, но понял, что тогда они навсегда окажутся запертыми в пещере, т.к. им не отвалить огромный камень, запирающий вход. На следующий день Одиссей напоил Полифема вином, при этом Одиссей назвал своё вымышленное имя — «Никто».

Либико Марайа — Одиссей и циклоп Полифем

Джон Флаксман — Одиссей поит циклопа Полифема вином

Когда циклоп заснул, Одиссей со своими спутниками выкололи ему единственный глаз. На шум сбежались другие циклопы и стали спрашивать, что с ним:

— Что за беда приключилась с тобой, Полифем, что кричишь ты
Чрез амвросийную ночь и сладкого сна нас лишаешь?
Иль кто из смертных людей насильно угнал твое стадо?
Иль самого тебя кто-нибудь губит обманом иль силой? —
Им из пещеры в ответ закричал Полифем многомощный:
— Други, Никто! Не насилье меня убивает, а хитрость!

Циклопы, решив, что Полифем лишился рассудка, удалились. Полифем стал обшаривать пещеру в поисках ослепивших его людей, однако Одиссей поступил так:

Было немало баранов кругом, густорунных и жирных,
Очень больших и прекрасных, с фиалково-темною шерстью.
Их потихоньку связал я искусно сплетенной лозою,
Взяв из охапки ее, где спал великан нечестивый.
По три барана связал я; товарища нес под собою
Средний; другие же оба его со сторон прикрывали.
Трое баранов несли товарища каждого. Я же.
Был в этом стаде баран, меж всех остальных наилучший.
За спину взявшись его, соскользнул я барану под брюхо
И на руках там повис и, в чудесную шерсть его крепко
Пальцами впившись, висел, отважным исполненный духом.
Тяжко вздыхая, прихода божественной Эос мы ждали.
Рано рожденная вышла из тьмы розоперстая Эос.
Стал на пастбище он козлов выгонять и баранов.
Матки ж в закутах, еще недоенные, громко блеяли, —
Вздулося вымя у них. Хозяин, терзаемый злою
Болью, ощупывал сверху у всех пробегавших баранов
Пышноволнистые спины. Совсем он, глупец, не заметил,
Что привязано было под грудью баранов шерстистых.
Самым последним баран мой наружу пошел, отягченный
Шерстью густою и мною, исполнившим замысел хитрый.
Спину ощупав его, сказал Полифем многомощный:
— Ты ли, любимец мой милый? Последним сегодня пещеру
Ты покидаешь; обычно не сзади других ты выходишь:
Первым из всех, величаво шагая, вступаешь на луг ты,
Нежно цветущий, и первым к теченьям реки подбегаешь;
Первым с пастбища также спешишь и домой возвратиться
Вечером. Нынче ж — последний меж всеми. Иль ждешь ты, тоскуя,
Глаза хозяйского? Злой человек его начисто выжег,
С помощью спутников жалких, мне чувства вином отуманив.
Имя злодею — Никто. И смерти ему не избегнуть!
Если бы чувствовать мог ты со мною и мог бы сказать мне,
Где от гнева ему моего удается укрыться,
Я бы о землю ударил его и пещеру повсюду
Мозгом его бы обрызгал. Тогда бы нашло облегченье
Сердце мое от беды, что негодный Никто причинил мне. —
Так произнес он и выпустил вон из пещеры барана.

Jakob Jordaens. Спасение Одиссея и его спутников от циклопа Полифема

Piers Clemett — Спасение Одиссея и его спутников от циклопа Полифема

Willy Pogany — Циклоп Полифем и Одиссей

Когда корабли Одиссея отплыл от берега, Одиссей крикнул Полифему:

— Что же, циклоп? Не у так уж бессильного мужа, как видно,
В полой пещере своей пожрал ты товарищей милых!
Так и должно было, гнусный злодей, приключиться с тобою,
Если ты в доме своем гостей поедать не страшишься.
Это — возмездье тебе от Зевса и прочих бессмертных!

Тогда циклоп бросил в корабль кусок скалы, едва не попав в цель. Товарищи Одиссея призывали его молчать, однако Одиссей, «злобой неистовой в сердце горя», не удержался и прокричал циклопу:

— Если, циклоп, из смертных людей кто-нибудь тебя спросит,
Кто так позорно тебя ослепил, то ему ты ответишь:
То Одиссей, городов разрушитель, выколол глаз мне,
Сын он Лаэрта, имеющий дом на Итаке скалистой.

Тогда Полифем взмолился своему отцу Посейдону:

— Слух преклони, Посейдон, черновласый Земли Колебатель!
Если я впрямь тебе сын и хвалишься ты, что отец мне, —
Дай, чтоб домой не попал Одиссей, городов разрушитель,
Сын Лаэртов, имеющий дом на Итаке скалистой.
Если ж судьба ему близких увидеть и снова вернуться
В дом свой с высокою кровлей и в милую землю родную, —
Пусть после многих несчастий, товарищей всех потерявши,
Поздно в чужом корабле он вернется и встретит там горе! —
Так говорил он, молясь, и был Черновласым услышан.

Читать еще:  Я - художник эмоций. Ana Gomariz (Amartista)

N. C. Wyeth — Полифем бросает скалу в корабль Одиссея

Louis-Frederic Schutzenberger. Полифем бросает скалу в корабль Одиссея

Циклоп Полифем бросает скалу в корабль Одиссея

ОДИССЕЙ И ЦИРЦЕЯ

После спасения от циклопа Полифема Одиссей попадает на остров царя Эола — повелителя ветров. Эол дает Одиссею попутный ветер, который быстро домчит его до Итаки, а также остальные ветра, завязанные в бычьей шкуре. Эол сказал Одиссею не выпускать эти ветра наружу. На десятый день плавания показалась Итака. Одиссей заснул, а его спутники решили посмотреть, какие сокровища находятся в бычьей шкуре. Когда они открыли её, ветра вырвались наружу и примчали корабли Одиссея обратно к острову царя Эола. Эол на этот раз отказался помогать Одиссею, сказав: «Раз ты вернулся, богам ненавистен ты. Вон же отсюда!»
После этого корабли Одиссея попадают на остров великанов-лестригонов, которые закидали корабли Одиссея огоромными камнями, в итоге из двенадцати кораблей у Одиссея остался лишь один, который вскоре приплыл к берегам острова Ээя, где правила волшебница Цирцея (правильнее — Кирка). Одиссей отправил половину своих людей на разведку, они пришли к дворцу, где волки и львы дружелюбно виляли людям хвостами. Вскоре к пришедшим спутникам Одиссея вышла хозяйка дворца, напоила их вином с подмешанным в него зельем.

Головы, волосы, голос и вся целиком их наружность
Стали свиными. Один только разум остался, как прежде.
Плачущих, в хлев загнала их Цирцея и бросила в пищу
Им желудей и простых и съедобных и деренных ягод —
Пищу, какую бросают в грязи почивающим свиньям.

10 фактов об Одиссее, которые вы должны знать

На мужскую коллекцию весна/лето 2014 от Dolce&Gabbana сильно повлияли греческие мифы. И кто еще мог олицетворять воображение, хитрость и философию в греческом литературном жанре, если не Одиссей, которого в начале шоу изображал Мартино Панебьянко – настоящий сицилиец.

Одиссей является главным героем эпоса Гомера «Одиссея», в котором рассказывается история одноименного героя. Десять лет длилось его возвращение домой в Итаку после Троянской войны. Одиссей также присутствует в «Илиаде», т.к. он был одним из главных воинов на греческой стороне во время осады Трои.

И хотя сюжет этих двух эпосов хорошо известен общественности, благодаря голливудскому фильму «Троя» с Брэдом Питом, Эриком Баной, Орландо Блумом, Дианой Крюгер и Шоном Бинов в главных ролях, мифы, которые вращаются вокруг Одиссея, так же восхитительны, как красота Елены и сила Ахиллеса. Мужская коллекция весна/лето 2014 от Dolce&Gabbana вдохновлена прибрежными регионами Южной Италии – то, что называется Великая Греция, а также греческой мифологией, которую никто не олицетворяет лучше, чем Одиссей с его бесконечным путешествием, о котором нам повествует Гомер. На показе от Dolce&Gabbana этот человек, возвращавшийся из горящей Трои на родную Итаку, был представлен сицилийцем Мартино Панебьянко, который открывал показ.

В начале «Илиады» рассказывается, что Одиссей не хотел участвовать в войне, однако он дал клятву охранять Елену и помочь Менелаю вернуть его непокорную жену из Трои. Одиссей не хотел ввязываться в это, так как оракул предсказал ему долгое возвращение домой. Он даже прикинулся сумасшедшим в попытке уйти от исполнения своего обещания.

Древние греки обожали симметрию, как в искусстве и архитектуре, так и в литературе. По традиции, в «Илиаде» Одиссея считали антитезисом Ахиллеса: если гнев Ахиллеса уничтожал его изнутри, то Одиссей считался человеком практичным и славившимся своей сдержанностью и дипломатическими навыками.

Самым известным вкладом Одиссея в греческую войну стала, наверное, разработка стратегии Троянского коня, который позволил греческой армии пробраться в Трою под покровом ночи. Его построил Эпей, а внутри прятались греческие воины во главе с самим Одиссеем.

Мало что известно о происхождении Одиссея, разве что – его дедом по отцовской линии был Аркисий, сын Кефала и внук Эола, а его дедом по материнской линии был вор Автолик, сын Гермеса и Хионы. Таким образом, Одиссей был пра-правнуком олимпийского бога Гермеса.

Афина, богиня мудрости (и не только), следила за Одиссеем во время его путешествия, а в конце «Одиссеи» она наряжает его странствующим бедняком, чтобы он смог узнать, как обстоят дела в его родном доме, пока его не было.

Верность Пенелопы своему мужу является главной частью «Одиссеи», впрочем, как и беспорядочность Одиссея. Профессор сравнительной литературы Гарольд Блум назвал его «одним из величайших странствующих бабников». В результате своей неверности, Одиссей породил на свет еще нескольких детей, кроме Телемаха.

Одиссей у Данте

Одиссей – один из самых важных и почитаемых персонажей Западной литературы. Он даже появился в 26-ой песне «Божественной комедии». Окутанный пламенем, Одиссей обитает в восьмом рве (лукавые советчики) восьмого круга ада вместе с Диомедом. Это его наказание за его конспирации и заговоры, которыми он помог выиграть Троянскую войну.

В «Илиаде» и «Одиссее» Гомер выставил Одиссея настоящим культурным героем, но римляне, считавшие себя наследниками принца Энея из Трои, считали его злобным фальсификатором. В «Энеиде» Вергилия его постоянно называют «жестоким» или «лживым» Одиссеем. В трагедии «Ифигения в Авлиде» Еврипида Одиссей убедил Агамемнона принести в жертву свою дочь Ифигению, чтобы ублажить богиню Артемиду. Причем, жертвоприношения Одиссей добивается, сказав ее матери Клитемнестре, что девушка должна выйти замуж за Ахиллеса.

Улисс, современный Одиссей

Книга «Улисс» Джеймса Джойса считается одной из важнейших работ современной литературы. В книге рассказывается о жизни Леопольда Блума в Дублине в обычный день 16 июня 1904 года (это день, когда Джойс пошел на первое свидание со своей будущей женой Норой Бернакл). В романе можно найти несколько параллелей между главными героями книги и героями «Одиссеи» (например, Леопольд Блум – это образ Одиссея, Молли Блум – Пенелопы, а Стивен Дедал – Телемаха).

В одной греческой легенде рассказывается, что Одиссей является основателем Лиссабона в Португалии, который он назвал Улисипо, или Улиссея, во время 20-летнего плавания по Средиземноморскому морю и Атлантическому океану. В основе этой народной этимологии лежит тот факт, что римляне называли Лиссабон Олиспио, что намекает на то, что греческие мифы – правда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector