Фотография: новое видение

Фотография: новое видение

Фотография: новое видение

Взрывное развитие фотографии как средства огромной выразительной силы и как основного носителя современного сознания произошло в течение двух десятилетий сразу после Первой мировой войны. После этого первого полностью механизированного конфликта художники-авангардисты, коммерческие иллюстраторы и журналисты обратились к фотографии, как будто стремясь через ее механизмы и материалы открыть что-то от души современного индустриального общества.

Давно признанная способность фотографии отражать лицо мира ни в коем случае не была оставлена, но в 1920-х и 30-х годах внезапно расцвело множество нетрадиционных форм и методов. Абстрактные фотограммы, фотомонтажи, составленные из фрагментированных изображений, сочетание фотографий с современной типографикой и графическим дизайном на плакатах и страницах журналов — все это были грани того, что художник и теоретик Ласло Мохоли-Надь (1895-1946) с энтузиазмом описал как «новое видение», укорененное в технологической культуре ХХ века.

Влиятельный учитель в Баухаузе (самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века) в Германии, Мохоли-Надь отстаивал неожиданные точки зрения и игривые методы печати, чтобы создать новое взаимопонимание с видимым миром. Другие фотографы в Германии, такие как Август Сандер (1876-1964) и Альберт Ренгер-Патцш (1897-1966), подчеркивали строгую объективность, основанную на тщательном наблюдении за деталями. А с появлением 35-миллиметровой камеры в начале 1930-х годов фотожурналистика и уличная фотография стали обладать новой грацией, ловкостью и мобильностью.

Во Франции, сюрреализм был гравитационным центром авангардной фотографии между войнами. Сюрреалистическое движение, начатое в 1924 году поэтом Андре Бретоном, было направлено на психическое и социальное преобразование личности путем замены буржуазных условностей новыми ценностями духовного приключения, поэзии и эротики. Будучи по существу философским и литературным движением, сюрреализм был в значительной степени обязан методам психоанализа и исследованиям Фрейда в области свободных ассоциаций и образов сновидений. Сюрреалистические фотографы использовали такие методы, как двойная экспозиция, комбинированная печать и обратная тональность, чтобы вызвать союз мечты и реальности.

В России революция 1917 года навязала новое видение через переустройство общества. В нем приняли активное участие такие художники, как Эль Лисицкий (1890-1941) и Александр Родченко (1891-1956), которые видели в фотографии наиболее эффективный способ выразить динамичное переустройство своей страны. В своих фотографиях они использовали репертуар инновационных методов — крайние углы вверх и вниз, наклонные горизонты, фрагментарные крупные планы, абстрактные формы — как часть попытки сломать старые привычки восприятия и визуального представления.

В конце 1920-х годов прошла серия международных выставок, посвященных фотографии нового видения. Наиболее значимой из них была выставка «Film und Foto», проходившая в Штутгарте (Германия) в мае–июле 1929 года и включавшая около 1000 работ из Европы, Советского Союза и Соединенных Штатов.

Подъем фашизма в 1930-х годах разочаровал и заставил замолчать многих фотографов, связанных с новым видением. Тем не менее, поочередно эйфория и отчаяние, жертва утопического оптимизма или глубокого духовного смятения — короткий период между двумя мировыми войнами остается одним из самых богатых в истории фотографии.

Отдел фотографии, Музей искусств Метрополитен

Чему современные фотографы могут научиться у Александра Родченко

Правнучка Александра Родченко, искусствовед, художник-иллюстратор, доцент МГХПА им. С.Г.Строганова, выступала сокуратором выставок А.Родченко (Норильск, Краснодар)

Александр Родченко, один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры и дизайна, начал фотографировать в 1924 году и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Его фотографии становятся источником вдохновения для современных фотографов, дизайнеров и художников, а экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства.

Фотографии Родченко уникальны своей системой координат и манерой видения. Он использовал съемку с непривычного ракурса, который сразу же стали называть «родченковским», диагональное построение композиции, задающее динамику и ритмичность кадра, крупный план, превращавший привычные вещи в абстрактные структуры, двойную экспозицию, точно чувствовал природу света и тени как материала для построения фотографического пространства.

«Фотография — запись фактов и стенография, — напишет он в заметке, опубликованной в журнале «Красное студенчество». «Снимайте свой быт, фиксируйте настоящее» — в этих простых словах заложено прежде всего отношение к действительности: исследовательское, любознательное, призывающее документировать время. И фотография есть один из способов проживания жизни — не впустую, но откликаясь на моменты, которые случаются рядом. Взгляд фотографа способен происходящее организовать, срежиссировать, «упаковать» в рамку кадра так, что каждая деталь станет особенной, наделённой смыслом. «Мы не видим то, на что смотрим», сокрушался Родченко. И именно эта абсолютная ясность и точность взгляда была для него приоритетным. На ней выстроена и идея ракурса, и жажда эксперимента, и его учебная программа по фотографии, где был предусмотрен особый пункт — зачет по поведению во время съемки.

Поэтому, обращаясь к современности, к «фотографии в эпоху миллионов снимков», следует вспомнить о зоркости и внутренней собранности, чуткости и настройке зрения, которые формируются в том числе и опытом мастеров прошлого.

Куратор выставки, внук Александра Родченко, советский и российский искусствовед, проректор по научной работе МГХПА им. С.Г.Строганова

Коллекционер [русского авангарда Георгий] Костаки называл Родченко Великим экспериментатором. И он был прав, потому что Родченко был в постоянном поиске, своеобразной разведке искусства.

Его интересовала наука, его интересовал поиск элементов искусства, его интересовала техника и ее проявления в быту. Он проектировал мебель, светильники, одежду и ткани, основал школу дизайна. С 1924 года Родченко стал заниматься фотографией и даже кино: у него был маленький киноаппарат Sept, который он привез в 1925 году из Парижа, где оформлял советский раздел на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности.

Александр Родченко и его супруга Варвара Степанова были художниками-изобретателями. Именно это ценят и современные художники — интерес Родченко ко всему новому, свободу работы на стыке разных жанров и видов искусства. Его можно считать мультимедиахудожником . Искусство фотографии позволило ему раскрыть современное видение мира. Как говорил когда‑то Виктор Шкловский, соратник Родченко по группе ЛЕФ, лидером которой был Владимир Маяковский, Родченко учил видеть мир «утренними глазами».

Фотографика и двойная экспозиция

Сейчас в Строгановке я даю студентам первого курса задания по фотографике на многократную экспозицию и движение — то, с чем экспериментировал в 1924 году Александр Родченко, снимая своего коллегу, живописца Александра Шевченко, также преподававшего в то время в легендарном ВХУТЕМАСе, школе авангардной архитектуры, дизайна и искусства. Родченко экспериментирует с двойной экспозицией, которая напоминает монтажный переход в кинематографе. Возникает эффект движения на статичном снимке , как в стоп-кадрах кино.

Двойная экспозиция подчеркивала прозрачность и тонкость фотоизображения. Возникла аналогия с техникой кинематографического наплыва — проекционного монтажа. И хотя изобразительные возможности этого приема были безграничны, Родченко почти не пользовался им, предпочитая монтаж открытый , — с помощью ножниц и клея. А может быть, он считал, что такой прием не работает на выявление подлинной оптической и конструктивной сущности фотографии.

Читать еще:  Художественные образы. Sandra Roeken

Диагональная композиция

На этом снимке изображена Евгения Лемберг, дочь кинооператора Александра Лемберга, который работал и со знаменитым Дзигой Вертовым над хроникальными фильмами. Евгения училась фотографии, пробовала снимать как фоторепортер, Родченко помогал ей проявлять пленки и печатать снимки для выставок. Лемберг была ученицей Родченко, влюбленной в своего учителя.

Снимок «Девушка с лейкой» уникален светотеневым рисунком и точно выверенной диагональной композицией. Кажется, что пространство, в котором находится фигура, соткано из света и тени. Светотеневой рисунок обволакивает все. И удивительно спокойная, созерцательная поза девушки в модном в те годы светлом берете.

Я люблю показывать на лекциях по фотокомпозиции варианты этого снимка. На одном модель стоит, на другом — сидит и видна чуть с другого поворота. Иногда показываю зеркально перевернутый кадр для того, чтобы слушатели увидели, как радикально меняется композиция и ее смысл . Фигура девушки в белом платье начинает неудержимо соскальзывать с лавочки, вместо того чтобы прочно занимать место зрительного центра фотографии.

Рядом на той же пленке на соседнем кадре можно увидеть решетчатый павильон из брусков, снятый общим планом. Вполне возможно, что Родченко и Лемберг ждали поезда или автобуса и в этот момент, как это всегда бывало с Родченко, он увидел свой будущий снимок. Какая‑то сила всегда его вела, мощный внутренний импульс приводил к рождению необычных работ, необычных кадров из самой обыденной ситуации.

Необычные ракурсы

«Художник возвышается над толпой: это он всегда пишет свои группы с какого‑нибудь возвышенного места. Его точка зрения всегда находится выше толпы. Для того, чтобы видеть несколько планов», — записал Родченко в своей рукописи «О композиции». Он постоянно вел какие‑нибудь курсы для фотографов в 1930-е и 1940-е годы — то на курсах «Союзфото», то для фоторепортеров ТАСС.

Повышение точки съемки дает более глубокую, раскрытую перспективу. Но Родченко выбирает еще более радикальный фрагмент — взгляд в вертикальной плоскости, прямо под собой . Эта тема еще не была так подробно разработана в фотоискусстве, как другие привычные точки съемки.

«Сбор на демонстрацию» снят фотоаппаратом лейка. Жильцы дома смотрят вниз с балкона на построение спортсменов, идущих на демонстрацию. Фотоаппарат Родченко смотрит на все это целиком. Его взгляд как бы удваивается — он наблюдает за наблюдающими.

О фотографиях Родченко поэт Николай Асеев написал целый очерк «О новом взгляде на мир», опубликованный в газете «Вечерняя Москва» в августе 1926 года. «Это новая форма видения, новая, не бывшая доныне в распоряжении человека, возможность ощущать предметы в их точном ракурсе, совершенно видоизменяющем все представления о пропорциях и соотношениях. Это поправка к зрительному восприятию, притупившемуся и притертому в обычном обзоре предметов в упор, с постоянного их обычного места».

Черные и белые линии

Черный и белый — основные цвета, которые Родченко использовал в живописи и графике. Это его лабораторное пространство, поле эксперимента. Он мог сделать графику при помощи чертежных инструментов, используя всего один цвет — черной туши.

В его фотографиях всегда богатая гамма серых оттенков. Даже свою автобиографию он назвал «Черное и белое». Это поэтическая сказка о мальчике, который родился в театре и всю жизнь мечтал строить фантастические декорации, здания, создавать картины, сияющие неведомыми цветами и блещущие светом. Но потом пришел к фотографии. Он любил свой фотоаппарат лейку, потому что в ней был белый блестящий металл и черная матовая поверхность корпуса.

Одна из самых известных фотографий Родченко — «Лестница». На снимке фигура женщины с ребенком как бы преодолевает мощное ритмическое поле черно-белых полос ступеней . Диагональная композиция кадра усилила конструктивно-графическое впечатление от снимка.

Презентация по изобразительному искусству на тему: «Фотография, новое изображение реальности»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изобразительное искусство 8 класс по программе Б. М. Неменского Презентацию подготовила: Учитель изобразительного искусства Бийского лицея-интерната Алтайского края Терешкун И.А. ТЕМА: Фотография- новое изображение реальности

Материал из Википедии Фотогра́фия — технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразователя. В отличие от некоторых других языков, в русском слово «фотография» используется только применительно к неподвижным изображениям. В то же время, в профессиональном кинематографе этот термин обозначает изобразительное решение фильма, создаваемое кинооператором. Фотографиями также называются конечные отпечатки фотографического изображения, изготовленные на фотобумаге химическим способом или принтером.

Фотография не относится к синтетическим искусствам. Она говорит со зрителем только на языке изображения. Поэтому она и стоит в одном ряду с живописью, рисунком и другими изобразительными искусствами.

Появление фотографии расширило творческие возможности художника, дало ему новый взгляд на мир, стало новым способом его осмысления.

Фотография позволяет каждому запечатлеть неповторимое мгновение и, находясь в центре события, создать свою картину мира.

Отражённый в ней твой взгляд сохранится свидетельством фотолетописи

Сейчас каждый в любой момент и в любых условиях может сфотографировать своих друзей и самого себя. Раньше фотограф, накрывшись чёрной тканью, свершал редкий для большинства «обряд» съёмки,

Фотография – новое изображение реальности. Фотографию делает аппарат, но только художественный дар человека может превратить ее в искусство.

Перед нами фотографии Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, Д. И. Менделеева, А. Дюма. Благодаря фотографиям мы можем представить себе, как они выглядели на самом деле.

Каким бы замечательным художником ни был портретист, но чисто внешнее сходство — удел фототехники. Недаром документ сопровождают фотографией, а не рисунком.

Главное в фотографии — не съёмка позирующих перед камерой, а умение выхватить своим взглядом мгновение жизни и запечатлеть его. Непревзойдённость фотографии в её фактографии» — стремительной фиксации события или состояния, в их единственности и неповторимости как факта истории или личной жизни человека.

Первые фотографии носили имя своего изобретателя — французского художника Л.Ж. Даггера и назывались даггеротипами.

Фотоизображение появилось благодаря свету. Попадая на элементы серебра, которые поначалу наносились на стеклянные пластины, затем на слои фотоплёнки, свет рождал изображение.

Фотоснимок, процесс его съёмки и обработки прошли долгий путь технического преображения, прежде чем стать такими, какими мы их видим сейчас.

Сейчас его фиксатором и реагентом стала цифровая электронная технология.

Фотоаппарат — средство, подобное карандашу или кисти. Никакая фотография не может быть сделана без участия человека. И чем больше его участие в процессе съёмки носит творческий характер, тем ближе фотография к искусству.

Читать еще:  Фотограф из Франции. Jacques Bosser

Фотография, как и картина, — изображение художником окружающей действительности. Изображённое живописцем носит более субъективный характер, а запечатлённое фотографом носит более объективный характер.

В фотографии художник ограничен отображением лишь видимого и существующего. У художника есть возможность сочинять. В своей картине он может изобразить не только видимое, но и воображаемое, несуществующее, будущее или прошлое.

Сравните картина М. Врубеля и фотоснимок и вы убедитесь, что фотография — всегда лишь отражение конкретного. Мир и человек на снимке внешне более похожи на реальность, чем на картине. Фотография по своей природе документальна.

Художественный процесс в фотографии и изобразительном искусстве един.

Можно встать перед любым объектом и, не долго думая, просто «щёлкнуть» его. Скорее всего, в этом случае выглядеть на фото объект будет неинтересно

Фотография — документально-изобразительное сообщение о снимаемом объекте. Рассказать об этом объекте в фотографии можно по-разному, в зависимости от того, что вы хотите сообщить зрителю, какое представление об объекте он должен получить. В основе удачного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает. Стремление к передаче своего видения натуры помогает создать на фотографии наиболее точный и выразительный образ.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ. Написать в форме таблицы эссе на тему: «Что общего и различного в фотографии и картине» Выполнить 7 (семь) фотоснимков на свободную тему. Фотография Картина

  • Терешкун Ирина Александровна
  • Написать
  • 1984
  • 17.11.2019

Номер материала: ДБ-802107

  • 16.11.2019
  • 112
  • 16.11.2019
  • 124
  • 14.11.2019
  • 62
  • 13.11.2019
  • 119
  • 13.11.2019
  • 108
  • 12.11.2019
  • 128
  • 12.11.2019
  • 59
  • 11.11.2019
  • 51

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Эдвард Уэстон — американский классик «прямой фотографии»

Один из выдающихся фотографов двадцатого века — Эдвард Уэстон (©Edward Henry Weston) родился в 1886 году в штате Иллинойс, США.

Первый фотоаппарат будущий фотогений получил в подарок от родителей на шестнадцатый день рождения. Простенький Кодак помог подростку приобщиться к удивительному миру фотоискусства. Источником вдохновения для юного фотографа послужили колоритные чикагские улицы и живописная ферма, принадлежавшая его тетке. С самого начала работы Эдварда Уэстона продемонстрировали его незаурядные способности, и в 1903 году состоялась первая выставка снимков, которая получила много положительных отзывов.

Уэстон — практически самоучка, хотя он непродолжительное время и получал специальное образование на курсах фотографии в Чикаго. Основу своего метода он разработал самостоятельно.

Пикториализм

В начале своего творческого пути Эдвард Уэстон был сторонником пикториального направления в фотоискусстве. Это разновидность художественной фотографии, которая была популярна в первой трети ХХ века. Для пикториалистских работ Эдварда Уэстона характерна подчеркнутая художественность, использование приемов и методов, близких к живописи.

В 1908 году Эдвард Уэстон стал основателем общественного объединения фотографов-приверженцев пикториализма. Он считал, что фотоаппарат способен «увидеть» намного больше, чем обычный человеческий глаз, поэтому секрет удачной съемки — в использовании этого преимущества.

В 1911 году фотограф открыл небольшую студию в Калифорнии, где успешно проработал много лет, отшлифовывая свое мастерство и занимаясь творческим поиском.

В 1909-1917 годах Эдвард активно публикует журнальные статьи о собственном подходе к фотоискусству. Одна из самых известных публикаций — «Метод Уэстона». Период пикториализма в его карьере не продлился долго. Уже в 1920-х годах Эдвард Уэстон отказался от этого направления, отдавая предпочтение так называемой «прямой» фотографии.

Раковины и съемки ню

Переломным в творчестве Эдварда Уэстона стал 1927 год. Именно тогда появились самые знаковые его работы, которые сделали американского фотографа известным во всем мире. В творчестве Уэстона отчетливо видно влияние абстракционизма и реализма, но он привнес в популярные фототечения собственное видение, сделал свои работы поистине уникальными.

Фирменным знаком и визитной карточкой Эдварда Уэстона стали удивительные съемки морских раковин. Графичность, плавные линии, тонкая игра света и оригинальный ракурс делают раковины похожими на инопланетные объекты, которые завораживают своим внешним видом.

В этот же период Эдвард Уэстон увлекся фотографированием обнаженной натуры. Он сумел сделать съемки ню утонченными, без малейшей примеси вульгарности и пошлости.

Благодаря своеобразному видению фотограф сумел отразить в своих работах неповторимую красоту человеческого тела. Фотография «Грудь» считается одной из самых дорогостоящих во всем мире. В 2005 году стоимость этого снимка составила более 800 тысяч долларов.

Новое видение

1932 год стал знаковым для Эдварда Уэстона. В этот период он вместе с единомышленниками основал «Группу-64», получившую свое называние от одного из значений диафрагмы фотообъектива. При показателе f/64 фотографу удавалось достичь максимальной четкости и глубины снимков. Приоритет отдается детализации фотографий, уходу от мягких линий и размытых изображений. На этом базисе строится теория «нового видения», которую Эдвард Уэстон активно пропагандировал в работах.

Свою теорию фотограф вкратце охарактеризовал так: нужно сфотографировать камень таким образом, чтобы он действительно выглядел как камень, но при этом стал чем-то большим. Эти слова мастер успешно иллюстрировал своими многочисленными предметными снимками, на которых обыкновенные объекты выглядят совершенно неожиданно, приобретают новые грани бытия.

Широкую известность получила фоторабота Эдварда Уэстона «Перец 30». На снимке обычный овощ получился многозначительным. Видно, что это перец, но одновременно возникает аналогия с фигурой обнаженной женщины. Благодаря съемке с близкого расстояния и подчеркнутым линиям объект вызывает неоднозначные ощущения, приковывая взгляд наблюдателя надолго. Прежде чем Эдварду Уэстону удалось добиться именно такого эффекта, он сделал 29 неудачных фотографий. И только последний, тридцатый кадр получился именно таким, каким его хотелось видеть мастеру. Именно этим объясняется необычное название работы «Перец 30».

Специалисты отмечают, что наибольшее удивление в этой ситуации вызывает даже не сам чрезвычайно удачный снимок, а оригинальное видение автора. До Эдварда Уэстона никто не видел в обыкновенном перце неправильной формы такую красоту и глубокий смысл.

В этом особенность метода Уэстона — он умел видеть красоту обычных вещей и придавать им глубокий смысл на своих фото.

Читать еще:  Энергичные картины художницы Renata Domagalska

Последние годы

Творческий путь Эдварда Уэстона завершился гораздо раньше, чем хотелось. В 1946 году у фотографа начали проявляться начальные симптомы болезни Паркинсона. Из-за прогрессирующего заболевания фотограф был вынужден прекратить свою работу уже через два года.

В 1952 году было выпущено портфолио лучших работ Уэстона, приуроченное к 50-летию творческой деятельности.

Эдвард Уэстон умер в 1958 году, оставив богатейшее творческое наследие и множество талантливых снимков, которые дают ему право заслуженно называться одним из классиков и лучших фотографов двадцатого столетия.

Видеоканал Фотогора

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Фотография — новое изображение реальности

Главное в фотографии — не съёмка позирующих перед камерой, а умение выхватить своим взглядом мгновение жизни и запечатлеть его, будь то последние лучи заходящего солнца или чья-то неожиданно промелькнувшая улыбка. Непревзойдённость фотографии в её «фактографии» — стремительной фиксации события или состояния, в их единственности и неповторимости как факта истории или личной жизни человека.

Перед нами фотографии Л. Н. Толстого (слева), Н. В. Гоголя, художников-передвижников, Д. И. Менделеева, А. Дюма. Благодаря фотографиям мы можем представить себе, как они выглядели на самом деле. Каким бы замечательным художником ни был портретист, но чисто внешнее сходство — удел фототехники. Недаром документ сопровождают фотографией, а не рисунком.

Вот на снимках — Знамя победы над рейхстагом, Москва в ворохе листовок встречает первых полярников, Юрий Гагарин в космическом полёте, а вот может быть портрет твоего папы, ещё маленького и такого смешного. Ничто не заменит их неподдельной правды! Так в простой фотографии навсегда сохраняется остановленное время.

Однако фотография не сразу осознала свою изобразительную особенность и самостоятельность. Изучая историю фотографии, мы видим её шаги от подражания живописи к поиску своего выразительного языка и нахождению своей образной специфики. Насладившись эффектом правдоподобия и схожести снимка с натурой, превосходящей любую картину, фотографы, пусть на ощупь, продвигались по пути становления фотографии как искусства.

Первые фотографии носили имя своего изобретателя — французского художника Л.-Ж. Дагера и назывались дагеротипами. Фотоизображение появилось благодаря свету. Попадая на элементы серебра, которые поначалу наносились на стеклянные пластины, затем на эмульсионные слои фотоплёнки, свет рождал изображение. Сейчас его фиксатором и реагентом стала цифровая электронная технология. Фотоснимок, процесс его съёмки и обработки прошли долгий путь технического и художественного преображения, прежде чем стать такими, какими мы их видим сейчас.

(Перед вами различная фототехника и аппаратура прошлых времён)

Фотоаппарат — средство, подобное карандашу или кисти. Никакая фотография не может быть сделана без участия человека. И чем больше его участие в процессе съёмки носит творческий характер, тем ближе фотография к искусству.

Фотография, как и картина, — изображение художником (субъектом) окружающей действительности (объекта). Изображённое живописцем носит более субъективный характер, а запечатлённое фотографом носит более объективный характер.

Глаз художника смотрит в глубь человека, старается рассмотреть портрет его души, увидеть сквозь внешнее внутреннее, изобразить итог, «сумму» человека, его жизни.

Фотоаппарат выхватывает из потока жизни единственное мгновение и бесстрастно фиксирует видимое, внешнее. Другое дело, что через внешнее также может проступить суть человека, его характер, иногда даже тщательно скрываемый.

Фотография создаёт картину видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Но от этого она не становится реальностью.

Например, фотография, запечатлевшая здание или городскую среду, остаётся двухмерным снимком на фотобумаге или изображением на плоском экране компьютера, какую бы иллюзию ему ни придавал формат 3D. Фотографическое изображение — это лишь новая художественно-визуальная условность.

Рождение фотографии заставило художников по-новому взглянуть на суть живописного искусства. Оказалось, что внешняя похожесть изображения на натуру не является единственной, а тем более главнейшей задачей живописца. Художнику не стоит соревноваться с фотографом. Зато у художника есть возможность сочинять. В своей картине он может изобразить не только видимое, но и воображаемое, несуществующее, будущее или прошлое. В фотографии же он ограничен отображением лишь видимого и существующего.

Мир и человек на снимке внешне более похожи на реальность, чем на картине. Сравните картины М. А. Врубеля и эти фотоснимки и вы убедитесь, что фотография — всегда лишь отражение конкретного. Потому что она по своей природе документальна.

Фотография расширяет изобразительную палитру художника, придаёт его вйдению новые оттенки. Однако изменения технологии создания фотоизображения не затрагивают природы художественного творчества и композиционных законов, по которым строится любое изображение. Художественный процесс в фотографии и изобразительном искусстве един.

Учебно-исследовательские

  1. Сделайте сравнительный анализ общего и различного в природе образа в картине и фотографии, определите соотношение в них объективного и субъективного.
  2. Расскажите о своём опыте в фотографии и о целях съёмки (на конкретном примере).

Работа (здесь и в дальнейших заданиях) выполняется в предложенной учителем форме: в форме реферата или устного сообщения, с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из книг, журналов или Интернета, раскрывающего понимание темы), с последующей презентацией и коллективным обсуждением.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему фотография является предтечей кинематографа и как она повлияла на судьбы изобразительного искусства в XX в.?
  2. В чём изобразительная и образная специфика фотографии, отличающая её от живописи?
  3. Почему фотография может рассматриваться как ещё одна художественновизуальная условность?

Сегодня практически у всех есть фотокамеры (или мобильные телефоны с их функциями), и вы не первый день ими пользуетесь. Поэтому предлагаем вам не техническое руководство по пользованию аппаратурой, а попытку осмысления вашей съёмки и её результатов, изучение условий художественного творчества в фотографии.

Используйте для начала ваши умения и навыки при съёмке дома. Посмотрите, не допустили ли вы композиционных или иных огрехов, подобных этим:

Можно встать перед любым объектом и, не долго думая, просто «щёлкнуть» его. Скорее всего, в этом случае выглядеть на фото объект будет неинтересно (фронтально, на общем плане), и ещё хорошо, если уместится в кадре и не сольётся с фоном.

Фотография — документально-изобразительное сообщение о снимаемом объекте. Рассказать об этом объекте в фотографии можно по-разному, в зависимости от того, что вы хотите сообщить зрителю, какое представление об объекте он должен получить. В основе удачного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает.

Стремление к передаче своего видения натуры помогает создать на фотографии наиболее точный и выразительный образ.

Творческое

Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

Демонстрация опыта работы со съёмочной аппаратурой при фотосъёмке неслож ного объекта (по собственному выбору): последующий анализ образной выразитель ности и композиции фотографии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector