Фотохудожник из Германии. Yoram Roth (фотограф)

Фотохудожник из Германии. Yoram Roth (фотограф)

Неординарное творчество современного немецкого фотохудожника Йорама Рот

Падшие девы. Автор: Yoram Roth.

Творчество современного немецкого фотохудожника Йорама Рот (Yoram Roth) с первых минут поражает неординарностью образов и сюжетов. Совмещая художественную съёмку с изобразительным искусством, он создаёт поистине специфические работы, глядя на которые теряешься в догадках. Интриги, лёгкая эротика, сдержанные, но в тоже время раскрепощенные композиции, не только вызывают интерес и любопытство у зрителя, но и производят неизгладимое впечатление, оставляя пространство для фантазий и воображения.

Личное раскрытие. Автор: Yoram Roth.

Современная гейша. Автор: Yoram Roth.

Гнев. Автор: Yoram Roth.

Жрица любви. Автор: Yoram Roth.

Утончённая экзотика. Автор: Yoram Roth.

Семейная сцена. Автор: Yoram Roth.

Работы Йорама можно рассматривать часами и каждый раз видеть их в ином свете, находя что-то новое и интересное для себя. Созданные им снимки отдалённо напоминают картины, глядя на которые складывается впечатление, будто попал в галерею, где проходит выставка необычных полотен притаивших в себе множество подводных камней. Замысловатые сюжеты, утончённая эротика, небанальные образы — всё это и многое другое вместе с недосказанностью делает каждый кадр уникальным и по-своему интересным.

Лики святых. Автор: Yoram Roth.

Властная натура. Автор: Yoram Roth.

Утончённая эротика. Автор: Yoram Roth.

Девушка с цветком. Автор: Yoram Roth.

Абстракция. Автор: Yoram Roth.

Слепые чувства. Автор: Yoram Roth.

Прежде чем приступить к созданию того или иного образа и сюжета Рот тщательно продумывает всё до мелочей, его работы требуют особого внимания не только к композициям, но и к реквизиту, костюмам, позам и царящей вокруг атмосфере. Стоит так же отметить тот факт, что, несмотря на обнажённые тела в творчестве автора, его героини не выглядят вульгарно, а наоборот – излучают сдержанную, но при этом вполне искреннюю сексуальность. А каждый созданный им снимок – визуальный рассказ, плавно перетекающий в душевную жизненную историю…

Обнажённая натура. Автор: Yoram Roth.

Сакура. Автор: Yoram Roth.

Избранный. Автор: Yoram Roth.

Шоу. Автор: Yoram Roth.

Симпатия. Автор: Yoram Roth.

Имитация. Автор: Yoram Roth.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Немецкий фотохудожник Андреас Гурски (46 фото)

Ни один фотохудожник так блестяще не представлял крайности глобализма, как Гурски. От мусорного полигона в Мехико до обширных, бездушных производственных линий и маниакально оживлённых фондовых бирж; от бесконечных цветных полок в магазине «99 центов» до невозмутимых минималистичных витрин в Prada — его изображения являют собой визуальную хронику глобальной капиталистической машины. Он настаивает на том, что в его работах нет политических мотивов. По признанию фотографа, он стремится «изучить визуальный мир и узнать, как всё держится вместе», а зрители могут составлять собственное мнение.

Нячанг, 2004.

Андреас Гурски — заложник собственного успеха. Его эпические фотографии уподобились работам Дэмьена Хёрста, Джеффа Кунса и Герхарда Рихтера. Они просто «маст хэв» для новой элиты искусства.
В 2011 году фотография «Рейн II» шириной 3,5 метра, сделанная ныне 62-летним немецким фотографом в 2009 году, ушла с молотка за 4,3 миллиона долларов, став самой дорогой фотографией, когда-либо проданной с аукциона. (Больше заплатили лишь за снимок «Фантом» Питера Лика, но это была частная сделка, не аукционная.) Теперь работы Гурски постоянно раскупают за крупные суммы.

«Рейн II», 1999.

Основной темой снимков фотографа часто выступает мир современной глобализированной повседневности. Сам Гурски остаётся загадкой: характерно, что он не давал интервью, даже в поддержку выставок, и предпочитал, чтобы его работы говорили сами за себя, не делая громких заявлений.
Так кто такой Андреас Гурски и о чём его работы?
Он для этого родился
Учитывая, что и его дедушка, и отец были фотографами (у отца была успешная карьера в рекламной фотографии), Андреасу Гурски, казалось, просто суждено было взяться за фотокамеру. Как-то он сказал, что изначально «отвергал всё, связанное с фотографией», но затем подумал, что сможет выразить себя через неё. На заре карьеры Гурски провёл несколько коммерческих съёмок для компаний Osram и Thomson, прежде чем продолжить в художественном русле.
Он принадлежит к Дюссельдорфской школе
Наряду с Томасом Руффом, Кандидой Хёфер, Томасом Штрутом и Акселем Хютте, Гурски принадлежит к Дюссельдорфской школе. Образование он получил в Дюссельдорфской академии художеств и учился у концептуального фотографа Бернда Бехера, который с женой Хиллой создавал прекрасные тотемические изображения промышленных зданий.
Гурски до сих пор живёт с семьёй в Дюссельдорфе, в промышленной подстанции, переделкой которой занималось швейцарское архитектурное бюро «Херцог и де Мёрон», известное разработкой проекта галереи Тейт Модерн в Лондоне (в здании и квартира, и студия). Используя яркий цвет, изменяя свои сюжеты, включая человеческие фигуры, Гурски, безусловно, отличается от Бехеров, но он во многом обязан Бернду, настаивавшему на укоренении в фотографии высокой точки съёмки.
Первая опубликованная фотография Гурски — его газовая плита
Сегодня Гурски известен как экспансивный фотограф, автор грандиозных кадров, представленных в монументальных масштабах (2×4 метра). Но начинал он скромно, с плиты в своей дюссельдорфской квартире. «Я готовил на ней, а через некоторое время увидел это как изображение», — сказал он. Сегодня его методы менее спонтанны, но уже тогда проявились намёки на особенности последующих работ: высокая точка съёмки, ровные тона, точная композиция.

«Газовая плита», 1980.

Гурски одним из первых пришёл к цифровому искусству
Гурски занялся цифровым фотомонтажем ещё в 1992 году. По-прежнему снимая на широкоформатный плёночный фотоаппарат, он переходил к сканированию кадров, а затем приступал к процессу кропотливых манипуляций. Часто единое изображение собирается из нескольких фотографий. Поэтому он создаёт всего несколько готовых работ в год. Иногда цифровая постобработка усиливает реалистичность, как в снимке «Париж, Монпарнас» (1993), где слияние двух изображений позволило отобразить широту и протяжённость модернистского блока. А в фотографии «Рейн II» Гурски удалил детали на горизонте, объяснив обработку так: «Как ни парадоксально, этот вид на Рейн не мог быть получен на месте, доработка была необходима, чтобы обеспечить точный образ современной реки».

Читать еще:  Смелый реализм и элементы абстракции. Kent Williams

«Париж, Монпарнас», 1993.

Его сюжеты варьируются от канатных дорог до политических митингов и Бэтмена
В молодости Гурски много путешествовал в поисках вдохновения, прежде чем останавливался на конкретном сюжете, например, когда запечатлел фуникулёр, поглощённый величием Доломитовых Альп в снимке «Доломиты, канатная дорога» (1987). Похожая атмосфера и в «Ниагарском водопаде» (1989). Упомянутые работы относятся к ранним пейзажам фотографа, которые он назвал «внеземной» перспективой. Далее в его снимках сменилась тематика, появились супергерои, в том числе Железный Человек и Бэтмен, взятые из блокбастеров. Чудом получив разрешение на съёмку, он фотографировал на фестивале «Ариранг» в Пхеньяне, Северная Корея. Гурски запечатлел невероятный масштаб этого грандиозного мероприятия.

«Доломиты, канатная дорога», 1987.

Он снимает с подъёмных кранов и вертолётов
Гурски занимает высокую позицию при съёмке и называет это «взгляд глазами Бога». Такое расположение позволяет ему правдиво, без искажений охватывать грандиозные объекты, а также отражает беспристрастность автора, что пронизывает всю его работу.
Он преодолевает любые трудности, чтобы сделать задуманные снимки; получает доступ к крышам, использует подъёмные краны и даже вертолёты, как при съёмке Бахрейнского ипподрома, когда он два часа снимал с разных ракурсов, чтобы сформировать единую композицию. Его более поздняя «Океанская» серия основана на ещё более отдалённом взгляде. Гурски использовал спутниковые снимки морей высокого разрешения, снятые с далёкого расстояния от Земли.
Гурски фотографирует глобализм.

«Ниагарский водопад», 1989.

Гурски — фотолетописец «человеческого вида»
«У меня лишь одна цель: энциклопедия жизни», — сказал Гурски. В другой беседе фотограф добавил: «Меня интересует человеческий вид».
Слово «вид» — ключ к его отстранённому, почти научному взгляду. В отличие от других великих фотолетописцев человеческой жизни, он признаёт, что озабочен «скорее абстрактным явлением, чем эпизодическими проблемами». В фотографии «Ниагарский водопад» (1989), люди теряются на фоне природы, кажется, лодку вот-вот поглотит каскад воды. А в «MayDay IV» (2000) подобный трепет вызывает бесконечная масса народа.

«MayDay IV», 2000.

Гурски — фанат техно-транса
Электронная музыка оказала глубокое влияние на фотографа. В 1997 году он начал работать над серией, которую снимал на огромном немецком фестивале «Mayday», улавливая растущий энтузиазм бурлящей массы танцующих людей. Он также снимал на фестивале в Нидерландах Dance Valley и в клубе Cocoon во Франкфурте, которым владеет друг фотографа, диджей Свен Фэт. Гурски достиг потрясающего эффекта, обрабатывая изображение испещрённого интерьера с помощью программы архитектурного моделирования.

«Без названия XVI», 2008. Андреас Гурски.Kлуб Cocoon.

Он — Хичкок в фотографии
Гурски начал появляться в своих произведениях. В «May Day V» (2006) он — улыбающийся гуляка на фестивале. Ещё в одной из работ, навеянных ночным клубом Cocoon, «Без названия XVI» (2008), он присел на полу, и рассматривает кусок материала, похожего на тот, которым отделана стена. Подобно Хичкоку, с этими деталями он хочет затащить нас в самое сердце своих фотографий, а, оказавшись там, вырваться будет сложно.

Самый гламурный фотограф Берлина 1920-х

В «золотые двадцатые», когда Берлин переживал эпоху расцвета, этот знаковый для того времени фотохудожник-портретист купался в лучах славы. Позировать ему почитали за честь самые богатые, красивые и знаменитые. Но в 1930-е годы Карл Шенкер (Karl Schenker, 1886-1954) стал менее востребованным, а после смерти и вовсе канул в неизвестность. Выставка, развернутая в знаменитом Музее Людвига (Museum Ludwig) в Кельне, знакомит с творчеством некогда успешного гламурного немецкого фотографа.

Провокационные фотографии Юргена Теллера

В красивой оболочке

Звезды немого кино и танцовщицы, автогонщицы и светские львицы, — какими только фотографиями не были увешаны стены его мастерской на знаменитом берлинском бульваре Курфюрстендамм. Карл Шенкер больше всего любил фотографировать женщин — но так, чтобы они выглядели как можно более изящными, сексапильным и гламурными.

При этом душа моделей его не волновала. Фотографа интересовала исключительно внешняя оболочка. И женщин, которые ему позировали, он любил наряжать в роскошные меховые манто, эффектные шляпы, жемчуга и усаживать в вычурных и экстравагантных позах. «Наводить красоту» Шенкер продолжал и на готовых снимках: иногда он ретушировал фото до такой степени, что внешность запечатленных на них натурщиц порой изменялась до неузнаваемости.

Мастер постановочной фотографии

Карл Шенкер выработал свой особый стиль, в котором начисто отсутствовали элементы вуайеризма. Все его фотографии — постановочные. Своим моделям он не давал никакой свободы. Позу, ракурс, жесты моделей фотограф выстраивал сам, фиксируя им и руки, и пальцы, и ноги, и бедра, и голову. Известный немецкий поэт и прозаик Ойген Рот (Eugen Roth) даже окрестил его «режиссером женской головы». А один журналист при знакомстве с работами Шенкера не удержался от едкого вопроса: «Это манекенщицы или восковые куклы?»

Король модной фотографии Хорст П. Хорст

Биография Карла Шенкера малоизвестна, кроме того что родился он в 1886 году в городе Сирет в Южной Буковине, а в 1911 году через Львов и Мюнхен перебрался в Берлин, где добился большого успеха. В 1925 году Шенкер он уехал в Нью-Йорк, где работал под творческим псевдонимом Кэрол (Karol) — в первую очередь, как график и живописец. В 1930 году, когда фотохудожник вернулся в Берлин, его имя опять начало мелькать в журналах, где о нем упоминали уже как о рекламном фотографе. Но с 1934 года следы Шенкера теряются. Известно только, что с приходом к власти в Германии нацистов он, как и другие евреи, стал объектом репрессий. В 1938 году Шенкеру удалось эмигрировать в Лондон, где он открыл свое ателье и работал там вплоть до своей кончины.

Читать еще:  Современный турецкий художник. Hasan Saygin

О Карле Шенкере вновь заговорили лишь в 2013 году, когда на 55-й Венецианской биеннале известная американская художница, поклонница его таланта Синди Шерман организовала выставку его работ — фотографий с изображением кукол. И вот теперь с творчеством незаслуженно забытого художника знакомит Музей Людвига в Кельне.

«Мастер красоты. Гламурные образы Карла Шенкера» называется экспозиция, в которой представлено 250 работ. Это название точно отражает суть творчества художника. Дело в том, что почитателем красоты своих моделей Карл Шенкер не являлся. «К сожалению, не так уж много в мире красивых женщин», — как-то сказал он. И чтобы «исправить положение», мастер создавал прелестниц по своему вкусу.

Гламурные портреты «золотых двадцатых»

Ослепительная Дороти Кнапп

Эта репродукция снимка, сделанного в 1927 году, — один из экспонатов кельнской выставки «Мастер красоты. Гламурные образы Карла Шенкера». Знаменитому берлинскому фотографу позирует Дороти Кнапп, американская актриса и участница конкурса красоты «Мисс Америка — 1922» — второго по счету национального состязания такого рода в США.

Гламурные портреты «золотых двадцатых»

Неотразимая Хелла Моя

На этом снимке запечатлена немецкая актриса, режиссер и сценарист Хелла Моя (Hella Moja, 1890-1951). Фотохудожник Карл Шенкер творил в Берлине в «золотые двадцатые», когда германская столица переживала период расцвета.

Гламурные портреты «золотых двадцатых»

На этом снимке, выполненном в 1925 году, видно, как сам Карл Шенкер расписывает восковую фигуру. Мастер считал, что красивых женщин в мире не так уж много, и сам создавал прелестниц — разумеется, в соответствии с собственным вкусом.

Гламурные портреты «золотых двадцатых»

Мастер совершенства

После того как фотография была готова, Карл Шенкер ее тщательно ретушировал — «разглаживал» морщины, облагораживал черты лица, подкрашивал ресницы и брови. В результате иных из его натурщиц узнать можно было с большим трудом.

Гламурные портреты «золотых двадцатых»

Портрет жены художника?

Что за дама запечатлена на этом фото (ок. 1916), неизвестно. Но по некоторым предположениям, это супруга фотохудожника Ольга Шенкер.

Гламурные портреты «золотых двадцатых»

Под диктовку фотографа

Карл Шенкер усаживал своих моделей так, как считал нужным. Никакой свободы действий он им не давал. Сам придумывал позу, ракурс, направление взгляда — вот как на этом фото, выполненном примерно в 1920 году.

Гламурные портреты «золотых двадцатых»

Звездная Лотте Нойман

Немецкая актриса театра и кино, продюсер и сценарист Лотте Нойман запечатлена на этой фотографии (ок. 1920). Автор придал ей поистине ангельский образ.

Гламурные портреты «золотых двадцатых»

В технике постановочной фотографии

Живые модели Карла Шенкера можно легко спутать с восковыми фигурами — настолько неестественно они выглядят на снимках. Но для фотохудожника это было как раз то, что нужно. Он работал исключительно в технике постановочной фотографии и был одним из лучших мастеров в этой области. На снимке — портрет неизвестной дамы (ок. 1920). Выставка в Музее Людвига в Кельне работает до 8 января 2017 года.

Отто Штайнерт — яркий представитель немецкой экспериментальной фотографии

Отто Штайнерта по праву считают одним из известнейших европейских фотографов двадцатого столетия. Он не только создал много удивительных, запоминающихся фотографий, но и вошел в историю как теоретик фотоискусства, автор оригинальных концепций.

Отто Штайнерт (Otto Steinert) родился в 1915 году в Германии. Получил медицинское образование и довольно долго имел обширную врачебную практику, которая, однако, не мешала ему заниматься фотографией — сначала на любительском, а со временем и на профессиональном уровне.

Пик его творчества пришелся на послевоенный период, когда немецким фотографам удалось привлечь внимание всего мирового сообщества к своей деятельности.

Приемы фотографа

Отто Штайнерт получил известность как фотограф с индивидуальным методом и нетрадиционным видением обычных вещей. Для творчества мастера характерно применение большого количества неординарных методов фотографирования, которые делают его работы оригинальными и запоминающимися.

Один из любимых приемов — показать не просто внешний вид предмета или человека, но и его временную характеристику. Фирменный знак фотографа — четкое изображение деревьев, которые растут на одном месте десятилетиями. Стволы выглядят монументально, основательно, автор всегда подчеркивает их природную мощь.

И наоборот, если в кадр попадет человеческая фигура, она может оказаться смазанной, иметь расплывчатый силуэт. Тем самым фотограф демонстрировал мимолетность бытия, напоминая людям, что они отнюдь не властители Природы, а лишь ее дети.

Для того, чтобы отобразить бег времени, сделать его физически ощутимым, Отто Штайнерт активно использовал фотосъемку на длинной выдержке. Чтобы избежать тряски камеры во время работы, он всегда устанавливал ее на надежный штатив, который стал неизменным спутником мастера.

«Субъективная фотография»

Именно с этим понятием большинство знатоков фотоискусства связывают имя Отто Штайнерта. Активная деятельность фотографа началась после Второй мировой войны, а пик творчества пришелся на 50-60-е годы ХХ века.

Отто принимал активное участие в создании и функционировании нескольких известных групп своего времени: «Фотоформа», «Субъективная фотография», выступил организатором многих выставок современного фотоискусства.

Деятельность Штайнерта была направлена не только на поиск новых путей и методов фотографии. Важной целью стала борьба с тем отчуждением, в котором оказались многие немецкие деятели искусства в послевоенное время. Отто считал, что занятие фотографией может стать эффективным средством сближения, поспособствовать уходу от политики и вновь наладить культурные связи Германии с остальным миром.

Читать еще:  Современное представление о красоте и стиле. Scott Rohlfs

Основной принцип субъективной фотографии — создание снимков сквозь призму восприятия автора. Эмоциональный настрой фотографа играет ключевую роль, помогает показать объекты фотосъемки не такими, какими они выглядят в реальности, а такими, какими они кажутся стороннему наблюдателю.

На первом месте для Штайнерта стоит не реалистичность сюжета, а его эстетика, поэтому при выборе объекта для съемки он руководствовался, в первую очередь, собственным видением и личными предпочтениями. Именно благодаря этому многие работы немецкого фотографа получились такими неземными, сюрреалистичными. Штайнерт создавал свой собственный мир, глядя на настоящий сквозь объектив фотокамеры.

Преподавание

Свои творческие поиски Отто Штайнерт успешно совмещал с активной преподавательской деятельностью. После окончания врачебной практики и перехода к профессиональной деятельности в сфере фотографии Штайнерт преподавал в нескольких художественных училищах Германии, в одном из них даже возглавил факультет фотографии.

Специфика собственного метода преподавания, субъективные взгляды Штайнерта на фотоискусство требовали большего простора, чем могли ему дать традиционные учебные заведения. В 1959 году Отто открыл собственное художественное училище, которое очень скоро приобрело широкую известность не только в Германии, но и за рубежом. Штайнерт-преподаватель акцентировал внимание на свободе выбора своих учеников, поощрял творческий поиск и новаторство.

Отто Штайнерт умер в 1978 году, оставив после себя богатейшее творческое наследие: множество неординарных работ, интересные концепции и приемы фотосъемки, которые заслуженно считаются классикой фотографии.

Видеоканал Фотогора

Фотографы Российской империи

И скусство фотографии в России развивалось стремительно. Уже в 1880-е появился жанр публицистического фоторепортажа и первый профессиональный журнал. Русские фотографы участвовали в международных выставках и получали престижные награды. «Культура.РФ» знакомит с первопроходцами в области фотоискусства.

Первый русский фотограф: Алексей Греков

Полиграфист Алексей Греков остался в истории как пионер портретной фотографии и изобретатель российского фотоаппарата. Он первым из русских мастеров освоил способ получения негативного изображения на бумаге (калотипию).

В 1840 году, через несколько месяцев после открытия французским изобретателем Луи Дагером дагеротипии, Греков сделал ее более доступной, а само изображение — более прочным. Он первым в мире стал наносить слой серебра (а позднее золота) на медные пластинки с помощью гальванопластики (гальванопластика — способ копирования при помощи химического процесса. — Прим. ред.). В этом же году он открыл «художественный кабинет» портретной фотосъемки — первый в России.

Фотограф Их Императорских Величеств: Сергей Левицкий

Еще один первопроходец русской фотографии — Сергей Левицкий. Свои первые снимки начинающий фотограф сделал во время экспедиции на Кавказ в 1842 году — после этой поездки он оставил службу в канцелярии и полностью посвятил себя фотографии.

Во время путешествия по Риму он сфотографировал русскую общину — этот снимок единственный, на котором запечатлен Николай Гоголь. Ему также принадлежит коллективная фотография авторов журнала «Современник» с Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем, Львом Толстым, Николаем Островским и Иваном Гончаровым.

В Санкт-Петербурге Сергей Левицкий держал дагеротипную мастерскую. Одним из первых он начал делать фотографические коллажи и ретушировал негативы. В 1847 году по его эскизам сконструировали камеру с мехами («гармошкой»), которая облегчила фокусировку и снизила вес аппарата.

В объективе Левицкого были Николай I, Мария Александровна, Александр II и другие царские особы — фотограф запечатлел четыре поколения монаршей семьи. В 1877 году Левицкому и его старшему сыну Льву, который работал вместе с отцом, присвоили звание «Фотографы Их Императорских Величеств».

Автор первого фотоальбома: Андрей Деньер

Андрей (Генрих) Деньер также работал в Петербурге. В 1842 году он стал вольноприходящим студентом в Императорской Академии художеств на курсе исторической живописи у Карла Брюллова, в это же время увлекся фотографией. После окончания учебы он открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера» на Невском проспекте. В 1860-х успешный фотограф-портретист уже занимал призовые места на выставках и выступал на них экспертом, а в 1860 году был удостоен звания «Фотограф Его Императорского Величества».

Андрей Деньер первым сделал фотоальбом со снимками деятелей искусства: в 1865 году вышли 12 изданий «Альбома фотографических портретов известных лиц России». Деньер запечатлел Федора Тютчева, Ивана Аксакова, Афанасия Фета, Тараса Шевченко.

Андрей Деньер всегда экспериментировал с фотографированием. Он работал с витротипией — «фотографией на стекле». Также мастеру принадлежит метод, который назвали «эффект Деньера»: фотограф печатал изображение с двух негативов. Так он добивался мягких, нерезких контуров.

Первый русский фотохудожник: Андрей Карелин

В детстве будущий основоположник художественной фотографии Андрей Карелин учился иконописи. Способного ученика из Тамбова направили в Санкт-Петербург в Императорскую Академию художеств. После выпуска Карелин стажировался у Михаила Настюкова — официального фотографа будущего государя Александра III.

В 1869 году Андрей Карелин открыл собственный фотосалон в Нижнем Новгороде. Он делал портреты герцога Эдинбургского, художника Василия Верещагина, музыканта Николая Рубинштейна, ученого Дмитрия Менделеева и других известных личностей. Карелин часто экспериментировал с фокусным расстоянием и глубиной резкости, благодаря чему добился естественности и соразмерности деталей. Он снимал на расстоянии семи метров, не теряя при этом четкости изображения. В 1876 году «За изобретенный особый способ фотографии» мастеру присвоили звание фотографа Императорской Академии художеств.

Как художник, Андрей Карелин старался приблизить свои работы к лучшим произведениям живописцев. В 1886 году вместе с Иваном Шишкиным он создал альбом «Нижний Новгород» с раскрашенными акварелью фотографиями местного дворянства и купечества — экземпляр, подаренный Александру II, хранится в Государственном Русском музее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector