Французский художник. Nicolas Monjo

Французский художник. Nicolas Monjo

Я люблю рисовать свет! Живопись Клода Моне. Импрессионизм

Импрессионизм (от франц. Impression-впечатление) – это художественное течение общеевропейского масштаба и связано, прежде всего, с именем Клода Моне.

Сама личность Клода Моне, как и и его искусство, в своё время произвели весь «набор» человеческих эмоций: единицы его уважали, немногие поддерживали, но большинство негодовало… Популярный художественный критик газеты «Фигаро» так писал о Моне: «Он выставил на Салоне около 30 пейзажей, похоже, написанных за один день. Теперь можно сказать с уверенностью: он стал таким ничтожеством, что уже никогда не поднимется…»

Почти сорок лет такой подход к творчеству импрессионистов доминировал даже среди мнгочисленных коллег «по цеху», импрессионизм решительно отвергался, выставлялся как, прежде всего, безрассудное явление в столь традиционно-классическом французском искусстве… Сам Клод Моне вспоминал: «В наше времянас осудили без снисхождения. Тогда не говорили ..Я не понимаю, но — ..Это идиотизм, это подлость.. – это стимулировало нас, давало мужества, заставляло нас работать… В чём дело? Почему у публики импрессионисты вызвали негодование…попробуем разобраться…

Все началось с картины, которую Моне сперва назвал «Корабли, покидающие порт Гавра». Позже, для выставки Отверженных (так непризнанные авторитетным Парижским Салоном художники себя именовали) он изменил название на «Впечатление. Восходящее солнце». Скептически настроенный художественный критик, посмотрев на полотна Моне и его товарищей, заявил, что «у них тут не живопись, а одни сплошные впечатления» (фр. impression — «впечатление). Отверженные с удовольствием приняли новое имя и стали зваться импрессионистами.

Как сам художник любил повторять, его сверхзадача была невыполнимой — он хотел рисовать сам свет! Категорически не принимая черный, как таковой, он изгнал его из свой палитры, зато всеми остальными цветами владел виртуозно. В любое время года Моне вставал вместе с солнцем, завтракал с холодным бокалом белого вина, закуривал сигарету и отправлялся работать до самого заката. Пытаясь поспеть за солнцем, меняющим пейзаж прямо на глазах, художник ставил на мольберт все новые чистые холсты, а незаконченные наброски оставлял, чтобы продолжить их завтра в то же самое время. Порой он работал сразу над пятнадцатью полотнами! Такого в истории живописи ещё не было: зримый мир был «разделён» на скопление цветоносных «атомов» — множества чистых и даже локальных цветов, которые,словно пчелиный рой, образовывали более или менееразличимую предметную конфигурацию. Зритель привык видеть понятную форму с привычной цветовой моделировкой..а тут…отсутствие форм как таковых, условность линий, конструкций…да и сами линии состоят из великого множества раздробленных цветовых форм… эксперимент был великим, так ещё никто не писал…

Однажды для работы художнику удалось снять у местного портного комнату с видом прямо на Руанский собор. Все тридцать картин с изображением резного церковного фасада в разное время суток и при разных погодных условиях ушли к покупателям, едва на них успели высохнуть краски! Посмотрите, как прекрасны работы, какие они все разные по цвету и какое непохожее впечатление мы получаем от просмотра каждой работы…

Так же хорошим примером служат этюды со стогами, которые так понравились Моне, что когда пришло время их убирать, художник заплатил крестьянам, чтобы те оставили стога нетронутыми. Теперь мы можем наблюдать целую серию работ: серый утренний стог, розовый шестичасовой стог, желтый полуденный, голубой послеобеденный, фиолетовый вечерний, красный предзакатный и еще с десяток самых разных стогов.

Картина «Дама в зеленом» открыла новую главу в жизни художника. На ней он впервые запечатлел свою возлюбленную, милую и скромную Камиллу.

Позже она появлялась на очень многих его полотнах, причем в образе сразу нескольких девушек. Так на двух поистине гигантских полотнах «Завтрак на траве» и «Женщины в саду» все женские фигуры написаны с Камиллы. Ни одна из них так и не была принята Салоном, где Моне тщетно надеялся их выставить, хотя спустя шесть десятилетий французское правительство все-таки выкупило эти работы за баснословные деньги. Камилла, пусть и не сразу, все-таки стала официальной женой Моне, но их истории не суждено было продлиться долго: бедняжка скончалась в возрасте 32 лет.

Даже на смертном одре она послужила моделью художнику. «Я вдруг осознал, что стою, уставившись на ее висок, и машинально ищу переход живого цвета в мертвый… Синий, желтый, серый, не знаю какой еще… Вот до чего я докатился. Все это происходило помимо меня, автоматически. Сначала шок и дрожь от созерцания этого цвета, а потом чистый рефлекс, бессознательное стремление делать то, что я привык делать всю свою жизнь…», — писал Моне немногим позже.

Впрочем, горе было столь же кратковременным, как и сам брак. На момент смерти Камиллы Клод уже несколько лет был в тайной связи с женой своего друга, торговца живописью Эрнеста Ошеде. Она даже имела от него ребенка, которого законный супруг считал своим. Спустя время, отпущенное для соблюдения приличий, Алиса Ошеде переехала жить к Моне. Так художник обзавелся еще шестью детьми, в добавок к своим двум, рожденным в браке с Камиллой. Одна из старших дочерей — Сюзанна — обладала столь редкой красотой и грацией, что однажды, случайно приметив ее, стоящую на холме с зонтиком, Моне решительно заявил, что завтра же она будет ему позировать. На следующий день они вдвоем вновь вернулись на тот холм, поросший травой и летними цветами и художник написал сразу две картины: «Женщина с зонтиком, повернувшаяся налево» и «Женщина с зонтиком повернувшаяся направо».

Зачем? Это в духе Клода Моне: смотреть как изменяется цвет на солнце, в тенях (цвет , напимер, шарфика), каков он по насыщенности, а может, наоборот, плавно сочные мазки с яркой краской еле заметно переходят в нюансные цветосочетания…Посмотрите как восхитительно распределяется цвет! Сколько в нём света.

Великий Мастер словно играет…вот он вновь изучает…пробует написать каждый уголок созданного неустанным трудом рая-сада в поместье Живерни на берегу Сены. Сад художника был великолепным: вытянутый в длину пруд был усеян бутонами готовых вот-вот распуститься лилий, благоуханных роз, японский мостик был увит диковинными растениями, меж которых мелькал остролист, глицинии и ирисы всех разновидностей.

Моне заказывал сам все семена, нанимал садовников и переживал за каждое растеньице…ведь он наблюдал за своим детищем, запоминал, рисовал, он ухаживал, лелея грустил, когда его проницательный взгляд видел начинавшую увядать листву…

…«Пытаюсь делать вещи совершенно невозможные. Хочу написать воду, в глубине которой колышется трава …Смотреть на это чрезвычайно приятно, но передать на холсте трудно до безумия. А я, как ненормальный, делаю все новые и новые попытки!» — писал Моне. Так на свет постепенно появлялись все новые и новые полотна с изображением нимфей, и сегодня в разных концах света хранятся 250 картин, каждая из которых пленительно легка и прекрасна. Для них в Париже в 1909 году даже был организован вернисаж «Нимфеи, серии водных пейзажей».

Люди, расталкивая друг друга локтями, ломились в двери и даже самые яростные критики могли только сказать: «Слишком красиво! В природе так не бывает…» Так изменился …зритель и пришло, наконец, время, когда он, зритель, научился видеть реальный мир именно таким, каким его изображали импрессионисты: их колористическая система спустя полвека обрела характер общественно-эстетической ценности…

История любви великого французского импрессиониста Клода Моне

Напечатано в ж.»Ступени Оракула» №20, 2012

автор Дарья Штиль «Ангел для гения»

Писсаро, Ренуар, Моне и Золя каждый вечер ужинали в кафе «Гербуа», близ заставы Клиши. Друзья давно заметил, что к их разговорам внимательно прислушивается совсем юная девушка с большими грустными глазами, но смотрит при этом только на Моне. Уже несколько вечеров подряд она приходит, садится за соседний столик, пьет оранжад маленькими глотками и не сводит с художника глаз. В один из вечеров Клод поднялся, подошел к девушке, молча протянул ей руку, и они ушли.

Я верю в будущее

С того дня эти двое больше не расставались. Камилла Донсье — дочь мелкого лионского буржуа — была столь же умна и покладиста, сколь и красива. Она боготворила Моне, ловила каждое его слово и каждый взгляд, и никогда не доставляла ему хлопот. Ни тебе слез, ни упреков. «Не женщина, а ангел», — говорил про нее Моне. А уж лучшей натурщицы ему и вовсе было не сыскать. Тонкая талия, густые темные волосы, правильный овал лица и глаза, в которых можно было утонуть.

Клод Моне. Камилла (Дама в зеленом). 1866

И что только она в нашла в Клоде? Ведь он в ту пору был беден, как церковная мышь. А все потому, что пошел наперекор родителям.

Впрочем, тот, кто не знал, что в кармане у Моне нет ни гроша, ни по чем бы не догадался об этом. Настолько статен и импозантен был художник. Одевался с иголочки, костюм заказывал у лучшего в округе портного. А когда тот жаловался, что Моне не заплатил еще за предыдущий, отвечал, словно он король: «Если вы настаиваете, мсье, я лишу вас своих заказов».

Читать еще:  Узнаваемые картины. Frances Cockburn

Огюст Ренуар. Портрет Клода Моне. 1875

День, когда Моне появился на пороге мастерской папаши Глейра, запомнили все. Для работы с натурой Глейр предлагал своим ученикам невзрачный табурет. Моне, явившийся на первое занятие в белоснежной рубашке с кружевными манжетами, с ходу заявил: «Эта развалина пригодна только для того, чтобы доить коров» — и уселся на край маленького помоста, находиться на котором мог лишь сам Глейр.

В этом был весь Моне, и Камилла любила его безоглядно. Уйдя из родительского дома, она принесла с собой небольшое приданое, которое вскоре после свадьбы ее супруг с легкостью растратил.

Что же касается Моне, то он до поры до времени скрывал от родных существование Камиллы, потому что подозревал, что им этот брак придется не по душе. Так оно и вышло.

Клод Моне. Женщины в саду. 1866. Музей Орсе, Париж (Камилла позировала для всех женских фигур на этой картине)

Молодая семья жила в удручающей бедности. Моне не мог расплатиться с кредиторами, и вынужден был соскабливать краску со своих старых картин, чтобы на тех же холстах продолжать работу. Камилла служила моделью для его полотен. «Женщины в саду», «Дама в зеленом», «Камилла у окна», «Камилла в саду», «Камилла с зонтиком». Он готов был писать ее бесконечно.

Красивая девушка с мягким характером, она одинаково ровно принимала взлеты и падения в карьере своего супруга. В тяжелые времена она не сетовала на холод в нетопленной квартире и скудный рацион, состоявший лишь из черствого хлеба и молока.

Ни слова упрека не сказала она своему ветреному мужу и тогда, когда он оставил ее одну, накануне родов, да еще и без гроша в кармане, а сам укатил к своим родственникам, которые согласны были приютить, но требовали полного разрыва с Камиллой.

Клод Моне. Прогулка. Дама с зонтиком. 1875

— Конечно, дорогой, поезжай, ведь это ненадолго. Там ты, по крайней мере, будешь вдоволь есть и работать в теплом помещении. А за меня не волнуйся, я отлично справлюсь.

Не найдя другого выхода, Моне уехал, но, не ужившись с родней, скоро вернулся в Париж. Всю зиму они бедствовали в нетопленном жилище, без копейки денег. А весной, чтобы не умереть с голода перебрались в деревню. Вскоре Камилла родила Моне первого сына — Жана. Верный друг Ренуар приносил им из дому хлеб, чтобы они не умерли с голоду. Полотна Моне по-прежнему не продавались. Салоны отвергали одну картину за другой, а если даже и принимали, то развешивали так, что разглядеть их было невозможно. Прекрасные картины, за которые спустя двадцать лет художнику будут предлагать миллионы франков, пока не стоили ни гроша. Да еще и критики упражнялись в остроумии, высмеивая полотна Моне на все лады.

«С позавчерашнего дня у меня нет ни одного су, а в кредит больше не дают ни у мясника, ни у булочника. Хотя я и верю в будущее, но, как видите, мое настоящее очень тяжело. Не сможете ли вы срочно выслать мне 20 франков?», — писал Клод друзьям, и они помогали, как могли. Ренуар добывал заказы у тщеславных лавочников, состоятельный Базиль присылал деньги просто так.

Клод Моне. «Камилла Моне с ребенком» 1875, 55.3×64.7 см. /Музей изящных искусств, Бостон

Она уходит от меня.

Однажды Моне узнал, что в Лондоне обретается некий торговец картинами, который знает толк в современной живописи. Пристроив Камиллу с сыном к случайным знакомым, он отправился за Ла-Манш и отыскал Дюран-Рюэля, того самого торговца. С его легкой руки картины Моне стали продаваться и выставляться в дорогих салонах. Вернувшись во Францию, Клод осыпал Камиллу цветами, драгоценностями и платьями, а в честь друзей закатил настоящий пир.

Эдуард Мане. Семья Моне в саду. 1874

Камилла спокойно приняла тот факт, что достаток наконец-то поселился в их доме. Главным для нее по-прежнему был Клод, а все остальное в глазах женщины было лишь милым приложением. Ей нравилось, что в их доме теперь были кухарка, садовник и даже гувернантка для сына. Тем более что сама она снова ждала ребенка и помощь по дому была ей просто необходима.

Дни, проведенные в Марлотт, были для нее днями высшего блаженства, жаль только очень короткими. Вскоре у них родился второй сынишка — Мишель. И оправиться после родов Камилла так и не смогла. Она быстро уставала, в течение дня то и дело норовила прилечь, а потом и вовсе слегла, терзаемая страшными болями. Врачи обнаружили у нее рак матки. «Она угасает, уходит, уплывает от меня», — писал Моне в одном из писем друзьям. Но, увы, сделать ничего было нельзя.

Последний портрет

В ту пору чета Моне жила в деревушке Живерни. Их соседом был текстильный магнат из Парижа, Эрнест Гошеде. Он слыл коллекционером и купил у Моне несколько картин. Сам Гошеде редко бывал в деревне, а вот его жена Алиса и дети предпочитали природу. Нередко, возвращаясь с этюдов, Моне заставал соседку в своем доме, ухаживающей за Камиллой.

— О, Клод, вы так талантливы. Я просто обязана взять на себя заботы о вашей больной супруге, чтобы вы могли творить и дарить людям счастье любоваться вашими полотнами. Что касается меня, то я могу глядеть на них часами и даже сутками. Вы — гений!

Лесть влюбленной женщины сделало свое дело. Теперь Клод стал смотреть на Алису совсем другими глазами.

Клод Моне. Камилла на смертном одре. 1879, Музей Орсе, Париж

Когда Камилла умерла, Клод был вне себя от горя. Вглядываясь в любимое лицо, он заметил, как меняются его краски, как превращаются из голубых в серые и даже желтые тона. Инстинктивно, не осознавая того, что делает, Моне взял кисть и стал набрасывать последний портрет Камиллы. Он проклинал себя, ругал плакал, но все равно писал. Так появилось одно из самых волнующих его произведений. Настоящий шедевр!

Никакого черного цвета!

Алиса Гошеде, мать шестерых детей, долгие годы была для Моне верным другом и любовницей. А через 13 лет, похоронив своего мужа, она добилась своей цели и стала второй мадам Моне. Они прожили вместе двадцать лет, и все эти годы Алиса ужасно ревновала Клода к покойной жене, о которой он то и дело вспоминал. Впрочем, она была женщиной целеустремленной и всегда добивалась, чего хотела, а потому через несколько лет она вытравила из памяти мужа все, что было связано с первой женой, даже могила ее была заброшена.

Клод Моне с женой Алисой кормят голубей. Венеция, 1908

Вот только портреты Камиллы разошлись по многим музеям и частным собраниям, что же касается изображений Алисы, то их не было и нет. Все двадцать лет совместной жизни Клод Моне был увлечен стогами, лилиями, Руанским собором, но никак не супругой.

. Моне пережил и свою вторую супругу, и своих детей. И умер в 1926 году в возрасте 89 лет. Его похороны были предельно скромны. Присутствовали только самые близкие: так хотел сам художник. До отправления траурного кортежа на кладбище Жорж Клемансо, знавший, насколько Моне не любил черный цвет, снял с его гроба черную материю и покрыл его обычной занавеской в цветочек: «Никакого черного цвета для Моне! Черный — это не цвет!»

Дарья Штиль

Немного штрихов от себя.

Алиса Гошеде всячески уничтожала любые напоминания о Камилле.. До наших дней дошла только одна фотография первой жены художника, которая хранилась в частной коллекции и о которой Алиса, судя по всему, не знала. Однако образ Камиллы дошел до нас в произведениях величайших художников конца XIX века.

Огюст Ренуар (1841 — 1919) » Мадам Моне «

«Я пытался нарисовать сам свет»: удивительные и трогательные цитаты Клода Моне к 180-летию великого живописца

14 ноября — день рождения французского живописца Клода Моне, основателя импрессионизма. Его кисти принадлежит множество замечательных картин, которые с гордостью выставляют лучшие музеи всего мира. Предлагаем узнать некоторые факты его биографии и цитаты, в которых художник раскрывается как личность.

Родоначальник импрессионизма

Именно Клод Моне является отцом-основателем нового направления в живописи. Слово «импрессионизм» произошло от названия пейзажа Impression, soleil levant («Впечатление. Восходящее солнце»). Своей задачей художники считали не фотографически точное изображение объектов действительности, а передачу впечатлений.

Специализировался художник на написании пейзажа, внимательно изучал игру цвета и света, старался передать на своих полотнах самые точные оттенки.

Техника его живописи была отточена до мелочей, Моне стремился показывать на картинах особенности изменения цветовой гаммы в зависимости от погоды, времени суток.

О живописи

Однажды Клод Моне сказал:

Читать еще:  Фотография - способ навсегда сохранить яркие моменты

Хорошее впечатление теряется так быстро.

В этой фразе он стремился отразить то, что впечатление, которое возникает при виде прекрасного пейзажа, может быть утрачено за считанные мгновения. Поэтому своей задачей художник видел попытку перенести его на живописное полотно, запечатлеть в вечности.

Я бы хотел рисовать так, как поют птицы.

В этой цитате — весь Клод Моне, с его стремлением к совершенству, постоянной работе над собой, желанием использовать самые совершенные приемы живописи и максимально точно подбирать краски.

Никто не может называться художником, если он не представляет себе готовой картины, техники ее выполнения и композиции, прежде чем начинать рисовать.

Художник очень серьезно относился к своему творчеству, полагаясь не только на вдохновение, но, прежде всего, на мастерство, которое необходимо оттачивать годами.

Художник был полностью поглощен своей работой, он стремился к тому, чтобы его полотна были максимально приближены к оригиналу, но при этом содержали и эмоции. Однажды он рисовал женщину с натуры, а присутствующий при этом Глейр начал критиковать этюд, отмечая, что плечи у дамы очень широкие, грудь — тяжелая. Моне в свое оправдание робко произнес, что рисовать он может лишь то, что видит.

Однако в собственном таланте живописца он был уверен. Цитата:

Я хорош лишь в двух вещах — в садоводстве и рисовании.

Отметим, что художественное мастерство сам художник поставил на второе место в списке своих талантов. Он очень серьезно подходил к каждому своему полотну, некоторые работы уничтожал, другие — переделывал, чтобы добиться совершенства. Никогда не останавливался на полпути.

Чем больше я живу, тем больше я сожалею о том, как мало я знаю.

Поразительный перфекционизм и стремление к знаниям сочетались в этой артистичной душе с небывалым потенциалом. Клод Моне навсегда останется в наших сердцах художником, который смог изобразить сам свет. Вот как он говорил о самом себе:

Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет.

Даже самые строгие критики согласятся с тем, что ему это удалось. Полотна Моне не похожи на работы его предшественников и последователей, авторский стиль угадывается в каждом из них. А бессмертный шедевр, «Стога сена» считается настоящим образцом живописи эмоций.

Подходы к мастерству

Однажды Клод Моне так сказал о себе:

Как художник я сделал все, что мог.

Эта фраза не говорит о том, что он был уверен, что смог достичь идеала. Скорее, Клод Моне признается в том, что в свое творчество вкладывал всю свою душу, не оставляя ничего себе. Он весь отдавался живописи, использовал все грани собственного потенциала, чтобы писать картины, которые помнят и любят даже спустя 180 лет со дня его рождения.

Своей основной целью живописец видел созерцание красот мира и стремление передать их на полотно посредством красок и кисти. Он очень скромно оценивал собственный вклад, полагая, что только рисовал прелесть окружающего мира, а основной герой его картин, сам мир, — вот что действительно достойно восхищения.

Интересно, что стремление к самосовершенствованию возникло у него отнюдь не сразу. В детстве будущий великий художник ненавидел учиться, прогуливал школу, предпочитая проводить время в уединении. Глядя на весьма посредственные успехи мальчика, никто подумать не мог, что пройдут годы, и он будет оттачивать свое мастерство регулярной работой.

Тяга к одиночеству сохранилась у него и в зрелом возрасте. Вот как художник писал о себе:

Моя работа всегда лучше, когда я один, и следую своим собственным впечатлениям.

Глядя на его потрясающие по силе и эмоции полотна, не может прийти в голову, что, будучи юношей, Моне прославился на весь город как мастер точных карикатур.

Работать он любил не в мастерской, а на природе, чем разительно отличался от других мастеров своего времени. Тот же Айвазовский, известный маринист, рисовал свои пейзажи в мастерской.

Таков Клод Моне, один из самых выдающихся живописцев всех времен.

Художник импрессионист Клод Моне (1840-1926)

Автор — галина_суханова. Это цитата этого сообщения
Художник импрессионист Клод Моне (1840-1926) .

Камилла Моне на скамейке в саду , 1873 год, Музей искусств Метрополитен , Нью-Йорк

Оскар Клод Моне (1840-1926) является известным французским художником и одиним из основателей движения импрессионизма вместе со своими друзьями — Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль . Моне отклонил традиционный подход к пейзажной живописи и вместо копирования старых мастеров он стал учиться у своих друзей и самой природы. Моне наблюдал вариации цвета и света, вызваннае ежедневными или сезонными изменениями.

Le déjeuner sur l’herbe (правая часть), 1865-1866, с Густавом Курбе , Фредериком Базилем и Камиллой Донсье, первой женой художника, Музеем Орсе , Париж

Клод Моне в своем саду в Живерни.

Клод Моне родился 14 ноября 1840 на пятом этаже дома №45 по улице Лаффит , в девятом округе Парижа. Когда Клоду Моне исполнилось пять лет, он с семьёй переезжает в Гавр (Нормандия). Первого апреля 1851 года, Моне вступил Гавре в среднюю школу искусств. Он получил известность в местном масштабе за карикатуры , которые он продавал по стоимости от десяти до двадцати франков . Моне также брал первые уроки рисования у Жака- Франсуа Ochard , бывшего студента Жак-Луи Давид . На пляжах Нормандии примерно в 1856/1857 он встретился художником Эженом Буденом, который стал его наставником и научил его использовать масляные краски . Буден учил Моне » на пленэре » методам рисования.

Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё , , написанный в 1866 году («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось два сына: Жан (1867 год) и Мишель (17 марта 1878 года).

Камилла («Дама в зеленом»), Клод Моне, 1866, Кунстхалле, Бремен

После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера .

После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».

Впечатление. Восходящее солнце.1872 холст, масло. 48 × 63 см Музей Мармоттан-Моне, Париж

Весна 1872, Художественный музей Уолтерса

«Садовая дорожка» 1901. Галерея Бельведер, Вена

«Белые кувшинки» 1899 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

«Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента» 1904 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

«Бульвар Капуцинок в Париже» 1873 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

«Мост, Амстердам» 1874 Музей Шелбёрна, Вермонт

«Охота (Выстрел)» 1876 Музей охоты и природы, Париж

«Тополя» 1891. Частная коллекция

«Стога» 1894 Собрание Дж. Розензафта, Нью-Йорк

«Одуванчики» 1900-е ,Частная коллекция, Украина

«Розово-лиловые ирисы» 1910 Частная коллекция

«Фиолетовые Маки» 1866 Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

«Подсолнухи» 1880 Музей Мармоттан-Моне, Париж

Сливовые деревья в цвету в Ветёе 1879 Музей изобразительных искусств, Будапешт

«Камилла и Жан Моне в саду в Аржантёе» 1873 Частная коллекция

«Камилла Моне с ребенком» 1875 Музей изящных искусств, Бостон

«Ваза с цветами» 1882 Институт искусства Курто, Лондон

«Дама в саду Сент-Адресс» 1867 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Поле маков в Живерни» 1890 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сад 1876 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Белый мак 1883 Частная коллекция

Банка с персиками 1866, Галерея Новых мастеров, Дрезден

«Лодка» 1887 Музей Мармоттан-Моне, Париж

«Церковь в Варанжевиле, пасмурная погода» 1882 Музей искусств Джеймса Спиида, Луисвилл

«Луга в Живерни» 1888 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Парк Монсо» 1878 Частная коллекция

«Анемоны в горшках» 1885 Частная коллекция Париж

«Большая набережная в Гавре» 1872 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878. Музей д’Орсе, Париж

«Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда» 1877 Художественный музей Фогга, Кеймбридж

Руанский собор, главный вход, 1894. Музей д’Орсе, Париж

«Автопортрет в своей мастерской» 1884 Музей Мармоттан-Моне, Париж

Клод Моне: биография создателя впечатления

Оскар Клод Моне – французский живописец, самый яркий и верный представитель импрессионизма в эпоху его зарождения. Значимым достижением художника в живописи стало освобождение цвета от неукоснительной обязательности рисунка.

Детство. Шаржи – первые художества

Родился 14 ноября 1840 года в Париже, был вторым сыном в семье бакалейщика. В 1845 году семья переезжает в Гавр, где отец продолжает предпринимательскую деятельность, открыв лавку. Отец рассчитывал, что сыновья займутся семейным делом, но Клода влекла свобода – в море и на прибрежных скалах он бывал чаще, чем на занятиях. В школе был один интерес – у него ловко получались шаржи на товарищей и учителей – настолько, что он наладил продажу карикатур, а желающих заполучить свою физиономию похожей и смешной было много. В 15 лет он уже известен всему Гавру, где и началась биография художника.

Читать еще:  Современный итальянский художник. Massimo Tizzano

Первые уроки живописи

Рисуя карандашом и углём, Клод внимает наставлениям преподавателя коллежа, где он учился, Давида Жака-Франсуа Ошара. В этот же период на глаза подростку попадаются пейзажи местного художника Эжена Будена, который удивляет жителей города тем, что пишет на природе, с натуры. Только лично познакомившись с Буденом, который отметил дарование Клода, Моне обратил внимание на природу, словно впервые увидел её. Душа юного художника наконец откликнулась, он полюбил природу настолько, что она стала единственным образцом и вдохновителем на всю жизнь.

В Париж учиться

Буден уверен, что Клод должен заняться живописью серьёзно, для чего надо ехать в столицу. Убедить отца отпустить сына для пробы сил в Париже помогла тётушка юноши. Взяв сбережения от продажи карикатур и рекомендательные письма от покровителей Будена, которые имели знакомых в художественных кругах, в мае 1859 года Моне едет в Париж. Здесь он посещает Салон, Лувр, советуется с именитыми живописцами по поводу своих работ и в письмах к Будену подробно описывает всё происходящее и свои мысли. Совет поступить в мастерскую Тома Кутюра с целью овладения рисунком Моне игнорирует – академизм живописи Кутюра ему претит. Знакомится с работами Добиньи, натурализм работ которого — это шаг к будущему импрессионизму от Барбизонской школы.

Служба и болезнь

Осенью 1860 года Моне призывают в армию, следующие два года он служит в Алжире. Причиной возвращения во Францию становится болезнь. Дома он снова общается с Буденом, знакомится с голландцем Иоганном Йонкиндом, художником-предвестником французского импрессионизма. В конце лета Моне уже здоров. Родственники не хотели отпускать его снова в армию и нашли ему замену (можно было на службу вместо себя за деньги отправить кого-либо).

Возвращение в Париж

В ноябре 1862 года – возврат в столицу. На этот раз Моне идёт учиться в мастерскую Глейра, академиста, но это лишь формальность. Самое главное, что он нашёл здесь, это друзья и единомышленники: Ренуар, Базиль и Сислей. Моне не хватало денег, но упорства, таланта и искренней веры, что он на пороге невиданной новизны, было с избытком. Впитавший идеи натурного общения с природой ещё в Гавре, Клод сумел убедить соратников покинуть студию и обратиться к живым видам ландшафта. Он отказался изучать мастеров старой школы. Отныне только природа «имеет право» учить его, а он должен довериться собственным зрительным ощущениям.

К первым выставкам

Ученики Глейра часто выезжают в Фонтенбло, огромный лесной массив, где художники обожали работать – существуют тысячи картин с изображением леса Фонтенбло. В 1865 году Салон принял к показу два морских пейзажа молодого художника, Клод волновался, но всё прошло тихо, его пока не особо заметили. На Салон 1866 года Моне готовил большое полотно «Завтрак на траве», ответ Эдуарду Мане на его нашумевшую одноимённую картину. Не успев завершить грандиозную работу, представил портрет своей подруги Камиллы и имел успех. Это была уже первая известность в столице. Отголоски триумфа долетают до Гавра, что восстанавливает уважение семьи к непокорному отпрыску. Для следующего Салона Моне пишет «Женщины в саду», но жюри Салона отвергает эту работу.

Тяжёлый период и счастливая встреча

В следующий период Моне крайне стеснён в средствах, он даже подумывает покончить с собой, его преследуют кредиторы. Художник вынужден часто менять место жительства. Метания от Гавра к Парижу заканчиваются встречей в Нормандии с коммерсантом Годибером, которому понравились картины живописца. Он покупает некоторые из них и в 1869 году предоставляет молодому художнику дом для жилья и работы в деревне на берегу Сены. От Парижа всего несколько километров, Клода Моне часто навещает Огюст Ренуар. Они увлекаются совместной работой, всегда в поисках живописных прибрежных видов.

Влияние японского искусства

Здесь они находят очень колоритный уголок – ресторанчик с купальней рядом – место отдыха богатых парижан. Влекущих бликов на воде в этом чудесном месте сколько угодно – изучай и пиши. Природа постоянно меняется и полна мимолётных эффектов – вот что всё больше привлекает внимание Клода Моне и становится его творческим кредо на все последующие годы. Здесь рождаются известные виды под названием «Лягушатник». В этой работе, а также в «Террасе в Сент-Андресс», написанной раньше, прослеживается влияние восточного искусства – тогда многие увлекались японской графикой. Моне также стал страстным поклонником искусства Японии, которое вносил и в свою жизнь: он украшал стены веерами, собирал гравюры, обустроил соответствующе свой дом в Живерни, где он жил больше сорока последних лет, прилегающий к нему роскошный сад с прудом. Композиционным эффектам, результатам выбранного ракурса и обреза изображения рамой, Моне научился из японских ксилографий.

Волшебная оптика

Наука XIX столетия не стояла на месте. Учёные, в частности Эжен Шеврёль, установили, что человек видит образ как результат взаимодействия элементов, а цвет предмета воспринимается в зависимости от материала, расположения ближайших предметов и источника света. Эти открытия, как и откровения японского искусства, сыграли решающую роль в творческом становлении Моне как художника. Принципы живописной техники импрессионистов основаны на выводах оптики: чистые цвета спектра солнца не смешиваются на палитре, а наносятся сразу на светлый холст.

Бурное десятилетие

В июне 1870 года – бракосочетание Клода Моне и Камиллы Донсьё, которые сразу переезжают в нормандский Трувиль. Начинается франко-прусская война, и республиканец Моне уезжает в Англию, чтобы избежать призыва. Зима 1870-1871 годов выдалась чрезвычайно туманной, от чего Моне был в восторге. Он влюбляется в Лондон, пишет великолепные пейзажи. В 1871 году умер отец Моне, и художник едет домой. Находит себе дом в Аржантее, где рядом всё, что он любит: берег Сены, цветущий сад и любимая жена. Материальное положение значительно укрепилось, чему способствовали отцовское наследство и приданое Камиллы. По примеру Добиньи, Моне обустраивает плавучую мастерскую – теперь он может писать прямо на реке. Но успех, как и доход художника, очень переменен. Выставки живописцев, желающих отмежеваться от академистов, не находят понимания у публики, цены на картины низкие. В 1879 году приходится перевезти семью в Ветей – к тому времени у четы уже два сына. Но 32-летняя Камилла, тяжело заболев, в том же году умирает. Подавленный, без средств, с двумя детьми, Клод обращается к своему благодетелю доктору Жоржу де Беллио с просьбой выкупить в ломбарде заложенный медальон, который был дорог для покойной жены, пишет её прекрасный портрет и в 1880 году выставляет его на последней официальной выставке со своим участием.

Первая персональная выставка и долгожданный успех

Июньская выставка 1880 года принесла и признание, и деньги. Выставлялось 18 картин Моне, все они выгодно проданы. С этого времени художник ищет постоянного успеха и стабильного дохода. С 1883 года и до конца дней своих поселился в Живерни, живописной нормандской деревне на реке, прикипев к этому чудесному месту всем сердцем. Здесь разбивает великолепный сад, обустраивает пруд и, уединяясь, пишет сотни работ, которые участвуют в выставках в Париже. Действительно прочным успех живописца стал в 1889 году после выставки картин, написанных с 1864 по 1889 год (участвовало 145 работ). С этого момента авторитет Клода Моне непоколебим, доход постоянно растёт. Он много путешествует и пишет.

Последние годы

В 1892 году Моне женился на 48-летней помощнице по хозяйству Алисе Ошеде, вместе они воспитывали его сыновей и её детей до 1911 года, когда Алиса умерла.

В 1912 году у Моне диагностировали катаракту. Перенесённые операции изменили цветовое восприятие художника. В 1914 году не стало старшего сына Жана. Одиночество подступает, но Клода часто навещают друзья-художники. До последних дней он предавался любимым делам: в саду – «ради праздника для глаз и мотивов для живописи», у холста – потому что писать было делом его жизни. Умер великий Клод Моне 5 декабря 1926 года.

Самые известные картины Моне

Невероятно плодотворный художник Клод Моне за свою жизнь написал более двух тысяч картин. По большей части это пейзажи. Произведения экспонируются в музеях по всему миру. Самые известные из них:

  • «Завтрак на траве» (1866),
  • «Сорока» (1869),
  • «Впечатление. Восходящее солнце» (1872),
  • «Бульвар Капуцинок» (1873) и другие.

Интересен образ самого Клода Моне, автопортрет которого, написанный в 1884 году, красноречиво демонстрирует его неуёмную энергию и мужскую харизму одержимого профессией человека. Автопортрет 1886 года более сдержан, а 1917-го – символичен.

Особо впечатляющие его виды Моне писал циклами:

  • «Вокзал Сен-Лазар» (1877),
  • «Долина Грёз» (1889),
  • «Стога» (1889-1891),
  • «Тополя» (1892),
  • «Руанский собор» (1895),
  • «Кувшинки» (1900-1908),
  • «Лондон» (1904),
  • «Венеция» (1912).

Какое счастье, что мастер написал такое огромное количество картин – их можно без конца пересматривать, каждый раз находя что-то новое и получая живые и трепетные впечатления от прикосновения к прекрасному и вечному.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector