Французский художник-реалист. Alain Senez

Французский художник-реалист. Alain Senez

Билеты (вариант 6)
1. Французский реализм.

1. Французский реализм.

Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям романтиков и активно участвуют в борьбе против классицистов. Именно классицисты первой половины 19 века, опекаемые монархическим правительством Бурбонов, и являются в эти годы главными противниками формирующегося реалистического искусства. Почти одновременно опубликованный манифест французских романтиков – « Предисловие» к драме « Кромвель» В. Гюго и эстетический трактат Стендаля « Расин и Шекспир» имеют общую критическую направленность, являясь двумя решающими ударами по уже отжившему свой век своду законов классицистического искусства. В этих важнейших историко-литературных документах и Гюго и Стендаль, отвергая эстетику классицизма, ратуют за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей её полноте и противоречивости. При этом для обоих высшим образцом, на который следует ориентироваться при создании нового искусства, является великий мастер эпохи возрождения Шекспир ( воспринимаемый, впрочем, и Гюго и Стендалем по – разному). Наконец, первых реалистов Франции с романтиками 20х годов сближает общность социально-политической ориентации, выявляющаяся не только в оппозиции монархии Бурбонов, но и критическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений.

После революции 1830 года, явившейся значительной вехой в развитии Франции, пути реалистов и романтиков разойдутся, что, в частности, получит своё отражение в полемике 30х годов ( например, критические отзывы Бальзака о драме Гюго «Эрнани» и его же статья «Романтические акафисты»). Однако после 1830 годов контакты вчерашних союзников в борьбе с классицистами сохраняются. Оставаясь верными основополагающим методам своей эстетики, романтики будут успешно осваивать опыт реалистов ( в особенности Бальзака), поддерживая их практически во всех важнейших начинаниях. Реалисты тоже в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу ( именно такими, в частности, были отношения Ж. Санд и Гюго с Бальзаком).

Реалисты второй половины 19 века будут упрекать своих предшественников в « остаточном романтизме», обнаруживаемом у Мериме, например в его культе экзотики ( так называемые, экзотические новеллы), у Стендаля – в пристрастии к изображению ярких индивидуальностей и исключительных страстей ( « Итальянские хроники»), у Бальзака – в тяге к авантюрным сюжетам и использованию фантастических приёмов в философских повестях ( « Шагреневая кожа»). Упрёки эти не лишены оснований, и в этом одна из специфических особенностей – между реализмом и романтизмом существует тонкая связь, выявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приёмов или даже тем и мотивов ( тема утраченных иллюзий, мотив разочарования).

Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции трудно переоценить. Именно романтики первыми выступили критиками современного им буржуазного общества, а последовательная и бескомпромиссная критика буржуазных отношений с высоких позиций гуманизма и составляет самую сильную сторону эстетики реалистов, расширивших и обогативших опыт своих предшественников.

Особое значение в связи с проблемой литературной преемственности приобретает исследуемый реалистами важнейший принцип романтической эстетики – принцип историзма. Известно, что этот принцип предполагает рассмотрение жизни человека как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику. Её-то, в реалистической традиции переименованную в исторический колорит, и были призваны раскрыть авторы. Однако в сформировавшейся уже полемике 20-30 с классицистами, принцип этот имел свою специфику. Опираясь на открытия школы современных историков ( Тьерри, Мишле, Гизо), доказавших, что главным двигателем истории является борьба классов, а силой, решающей исход, является народ, массы, — реалисты предложили новый метод прочтения истории.

Своей задачей великие реалисты видят воспроизведение действительности как она есть, в познании внутренних законов её, определяющих диалектику и разнообразие форм. « Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось быть только его секретарём», — пишет Бальзак в « Предисловии». Но объективное изображение не есть пассивное зеркальное отражение этого мира, ибо порою, как замечает Стендаль « природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты» и они могут оставаться непонятыми для бессознательного зеркала. Подхватывая мысль Стндаля, Бальзак утверждает, что задача – не копировать природу, а её выражать. Вот почему важнейшая из установок – воссоздание действительности — для Бальзака, Стендаля, Мериме не исключает таких приёмов как аллегория, фантастика, гротеск, символика.

Реализм второй половины 19 века, представленный творчеством Флобера, отличается от реализма первого этапа. Происходит окончательный разрыв с романтической традицией, официально декламированный уже в « Мадам Бовари» ( 1856). И хотя главным объектом изображения в искусстве по-прежнему остаётся буржуазная действительность, меняются масштабы и принципы её изображения. На смену ярким индивидуальностям героев романа 30-40х приходят обыкновенные люди, мало чем примечательные. Многокрасочный мир поистине шекспировских страстей, жестоких поединков, душераздирающих драм, запечатленный в « Человеческой комедии» Бальзака, произведениях Стендаля и Мериме, уступает место « миру цвета плесени», самым примечательным событием которого становится супружеский адьюлтер.

Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого этапа, и взаимоотношения художника с миром, в котором он избирает объектом изображения. Если Бальзак, Мериме, Стендаль проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам Бальзака, « щупали пульс своей эпохи, видели её болезни», то Флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для него действительности, которую он рисует в своих произведениях. Одержимый идеей уединения в замке слоновой кости писатель прикован к современности, становясь суровым аналитиком и объективным судьей. Однако, при всей первостепенной значимости, которую приобретает критически анализ, одной из важнейших проблем великих мастеров реализма остаётся проблема положительного героя, ведь « порок более эффектен…добродетель, напротив, являет кисти художника лишь необычайно тонкие линии». Добродетель неделима, а порок многообразен.

Читать еще:  Смелое, яркое и загадочное отражение нашей реальности. Randy Conner

Реализм во Франции

Искусство Франции, весьма политизированной страны, неизменно откликалось на события, затрагивающие глубинные основы миропорядка. Поэтому страна, в XIX в. пережившая падение империи, реставрацию Бурбонов, две революции, участвовавшая во многих войнах, перестала нуждаться в художественной презентации власти. Люди желали видеть, а мастера создавать полотна, населенные современниками, действующими в реальных обстоятельствах. Творчество великого художника Оноре Домье (1808 — 1879) отразило эпоху XIX в., насыщенную социальными потрясениями. Широкую известность, став своеобразной летописью быта и нравов эпохи, получила графика Домье, мастера политической карикатуры, обличающего монархию, социальную несправедливость, милитаризм. Живописный талант Домье раскрылся в 1840-х гг. Сам художник не стремился выставлять свои картины. Его полотна видели лишь немногие близкие люди — Делакруа и Бодлер, Коро и Добиньи, Бальзак и Мишле. Именно они первыми высоко оценили живописный талант Домье, который часто называют «скульптурным». Стремясь довести до совершенства свои творения, художник часто лепил из глины фигурки, усиливая характерные черты или утрируя естественные пропорции. Потом брал кисть и, пользуясь этой «натурой», создавал живописные образы. В живописи Домье обычно выделяют гротесково-сатирическую, лирическую, героическую, эпическую линии.

Жан Франсуа Милле (1814-1875) наряду с Домье — один из основоположников реализма XIX в. Сын нормандского крестьянина, Милле в 1837 г., получив субсидию от города Шербура, отправился в Париж. Вначале он писал в духе Буше и выставлял картины в Салоне 1844 г. Понимание собственного пути в искусстве пришло к нему в 1848 г., когда он выставил «Веятеля». По свидетельству современников, Милле было свойственно горделивое смирение землепашца, стойкость, замкнутость, суровое достоинство. Они чувствовали тяготение художника к возвышенному стилю. Милле был любимым художником В. Ван Гога, мечтавшего соединить художественные принципы Милле с колоризмом Делакруа.

Крупнейшим мастером реализма середины XIX в. стал Гюстав Курбе (1819 — 1877). В ноябре 1840 г. он приехал в Париж копировать старых мастеров, но увлекся полотнами Делакруа и Жерико. Осень и зима 1849 г. стали временем высшего подъема творчества художника, ибо в этот период он написал свои знаменитые картины — «Дробильщики камней» и «Похороны в Орнане». Программа Курбе, изложенная в декларации 1861 г., сводилась к тому, что «искусство живописи не может быть не чем иным, как изображением предметов, видимых и осязаемых художником». Художник-реалист, по мнению Курбе, должен передавать нравы, идеи, облик своей эпохи. Такой картиной и стала «Похороны в Орнане». Огромное полотно включает 50 фигур, изображенных в натуральную величину. Художник начал работу над картиной с самых темных мест и постепенно высветлял выступающие освещенные места, что создавало ощущение повышенной материальности. Пейзажная живопись как жанр, непосредственно отображающий действительность, вливается в русло реалистического искусства Франции в середине XIX в. Формируется французская школа национального пейзажа, которую возглавил Коро. Камиль Коро (1796 — 1875) вначале занимался торговлей, и лишь к 26 годам ему удалось добиться от матери разрешения посвятить себя живописи. В 1825 г. Коро уехал в Рим, где провел около трех лет. В Вечном городе он создал одно из лучших произведений — «Мост в Манте» — своеобразный пейзаж настроения, мечту о прекрасном мире. Вернувшись из Италии Коро направился в Прованс, где писал виды Авиньона.

В портретных работах заметно стремление мастера к обобщенности и выразительности формы. Имя Коро обычно объединяют с группой пейзажистов барбизонской школы (по названию деревушки Барбизон, где они жили и работали), в которую входили Т. Руссо, Ш.Ф. Добиньи, Ж. Дюпре, Н. Диаз. Теодора Руссо (1812—1867) принято считать главой барбизонцев. Он порвал с традиционным, историческим пейзажем во имя утверждения национального пейзажа. Первые этюды Руссо, сделанные в Оверни, сразу привлекли всеобщее внимание. Полного восприятия реальной действительности Руссо достигал тем, что призывал зрителя сделаться частью пейзажа, предлагая ему вместе с собой проникаться поэзией окружающего.

Графическое наследие Гюстава Доре (1832 — 1883), одного из самых ярких и самобытных мастеров, включает около 100 тыс. листов. Однако не следует забывать и о неисчислимом количестве картин, написанных маслом, акварелей, скульптур. Доре родился в Страсбурге, где возникла романтическая, проходящая через всю его жизнь любовь к архитектуре прошлых веков. От детских впечатлений о величественном соборе Доре унаследовал чувство безбрежности необъятного пространства. Воображение юного художника питали также народные сказки и легенды Эльзаса. Тетради школьных лет, многочисленные записи, письма к друзьям сплошь покрыты рисунками, выполненными пером и карандашом. В них уже заметны черты будущего стиля Доре: переплетение гротескно-фантастического с сатирическим, необычайная точность деталей, доходящая до натурализма, и общее «ирреальное» настроение. В 16 лет Доре начал сотрудничать с сатирическим парижским журналом «Карикатюр». Метод романтического гротеска нашел свое блестящее выражение в издании 1854 г. — «Сочинений Рабле с иллюстрациями Гюстава Доре». Грандиозные гравюры Доре к «Божественной комедии» Данте появились в 1861 — 1869 гг. Каждая композиция решена как отдельная самоценная картина. Воздействие этих иллюстраций на зрителя достигается благодаря свойственному Доре дару композиции и эффектному освещению. Огромной популярностью пользуются знаменитые гравюры Доре к «Дон Кихоту» Сервантеса (1863). Наиболее плодотворный период в творчестве Доре — 1860-е гг. — время, когда он подготовил знаменитую двухтомную Библию с 230 иллюстрациями. Священные тексты Ветхого Завета он трактовал в плане древнего космизма, стремясь передать масштабность событий, переживаемых человечеством на заре цивилизации. Все в этих листах предельно грандиозно: вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищных размеров деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу, подавляющая своими масштабами архитектура древних храмов и дворцов.

Обращаясь к Новому Завету, Доре отказался от гигантских форм и буйства контрастов. Героем композиций становится Иисус. Доре наделил Спасителя благородным, светлым ликом, спокойными величественными жестами и нимбом вокруг головы; весь облик его излучает глубокую человечность и надежду. В листах к Новому Завету активную роль, как и прежде, играл свет. Именно ему Доре доверил передать настроение Божественной тайны, которое одухотворяет и оживляет каждую сцену. Иллюстрации к Библии сразу привлекли всеобщее внимание своей ясностью, глубиной и доступностью. В творчестве Доре соединились воедино две системы образной трактовки иллюстрируемой книги: сюжетная и метафорическая.

Читать еще:  Французский художник. Danielle Raspini

Реализм во французской живописи-презентация по мхк

XIX век подарил мировому искусству несколько различных стилей: романтизм, различные оттенки классицизма, реализм, символизм. Презентация «Реализм во французской живописи» познакомит с творчеством французских художников Курбе, Домье, Милле.

Реализм во французской живописи-Презентация по мхк познакомит с творчеством французских художников-реалистов

» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/2016-03-07_000052.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/2016-03-07_000052.jpg» loading=»lazy» class=»aligncenter wp-image-1967 size-thumbnail» title=»Реализм во французской живописи-Презентация по мхк» src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/2016-03-07_000052-300×224.jpg» alt=»Реализм во французской живописи-Презентация по мхк» width=»300″ height=»224″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/2016-03-07_000052-300×224.jpg 300w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/2016-03-07_000052-768×575.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/2016-03-07_000052-400×300.jpg 400w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/2016-03-07_000052.jpg 1025w» sizes=»(max-width: 300px) 100vw, 300px» />

Реализм во французской живописи

Реализм во французской живописи-коллаж-иллюстрация

» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/AutoCollage_14_izobr.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/AutoCollage_14_izobr.jpg» loading=»lazy» class=»aligncenter wp-image-1968″ title=»Реализм во французской живописи — коллаж-иллюстрация » src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/AutoCollage_14_izobr.jpg» alt=»Реализм во французской живописи — коллаж-иллюстрация » width=»600″ height=»429″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/AutoCollage_14_izobr.jpg 1050w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/AutoCollage_14_izobr-768×549.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/03/AutoCollage_14_izobr-420×300.jpg 420w» sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» />

Стиль классицизм, царивший в искусстве эпохи Просвещения, уже в конце XVIII столетия был потеснён новым стилем, явившимся следствием потрясений, вызванных буржуазной революцией во Франции и разочарованием в её итогах. Этим стилем стал романтизм. Искусству романтизма я посвятила несколько записей. Сегодня поговорим о реализме, который начал формироваться в недрах романтического искусства. Французский литературный критик Жюль Франсуа Шанфлёри, впервые употребивший термин «реализм», противопоставлял его символизму и романтизму. Но, реалистическое художественное направление не стало абсолютным антагонистом романтизма, а скорее явилось его продолжением.

Французский реализм, стремясь к правдивому отображению действительности, закономерно оказался связан с революционным движением и получил название «критический реализм». Обращение к современности во всех её проявлениях, воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах с опорой на жизненную достоверность изображения – основное требование реализма.

«Искусство живописи не может быть ничем иным, как изображением предметов, видимых и осязаемых художником, … художник-реалист должен передавать нравы, идеи, облик своей эпохи»
Гюстав Курбе

Вряд ли я смогла бы рассказать о творчестве и судьбе Гюстава Курбе, которого часто называют основоположником реализма во французской живописи, лучше, чем это сделали создатели фильма «Свобода Курбе» из серии «Мой Пушкинский»

В своей презентации «Реализм во французской живописи» я постаралась представить также творчество замечательных французских художников Франсуа Милле и Оноре Домье. Для тех, кто заинтересуется этой темой, хочу рекомендовать заглянуть на сайт Gallerix.ru

Как всегда, небольшой список книг , в которых можно почитать о французском реализме и французских художниках-реалистах:

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть вторая. – М.: Аванта+, 2000.
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. – М.: Искусство, 1992
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
  • Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.

Милле Жан Франсуа ( 1814 — 1875 )

Милле Жан Франсуа

И классицизм, и романтизм были далеки от современной жизни, поскольку они идеализировали прошлое и в основном изображали сюжеты из давних времен.

В середине 19-го века ведущее место в изобразительнои искусстве Франции заняло направление реализм, которое более всего интересовалось современностью, повседневной жизнью обыкновенных людей. Реалисты стремились передавать реально существующих людей, природу — без искажения и приукрашивания. При этом они отражали, конечно, и пороки современной жизни, стремясь помочь их устранению и исправлению. Такое критическое направление в искусстве принято называть критический реализм, расцвет которого относится ко 2-й половине 19-го века.

Реализм во французской живописи заявил о себе прежде всего в пейзаже художников так называемой» барбизонской группы», получившей название от деревушки Барбизон близ Парижа, где художники подолгу жили и писали.

Одно время жил в Барбизоне Жан Франсуа Милле, очень известный французский художник — реалист. Он родился в крестьянской среде и навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир — основной жанр Милле. Но пришел к нему художник не сразу. Из родной Нормандии в 1837 и в 1844 годах приезжал в Париж, где приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты. Однако Милле сложился как мастер крестьянской темы в 40-х годах, когда приехал в Барбизон и сблизился с художниками этой школы.

С этого времени начинается зрелый период творчества Милле. Его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел материальную нужду, но теме не изменил. В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли («Сеятель» 1850). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Этой идеей пронизаны картины «Собирательницв колосьев»,1857, «Анжелюс»,1859.

Для живописи Милле характерен предельный лаконизм, отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Милле достигает впечатления торжественной простоты спокойного мирного труда при помощи объемности изображения и ровной цветовой гаммы.

Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения.

Читать еще:  Ярмарки и блошиные рынки или где купить редкие старинные предметы?

Правдивое и честное искусство Милле, прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развития этой темы в искусстве второй половины 19-го века.

Кипятильник (1853-54)

«Анжелюс» (Вечерняя молитва)


Перед нами спускающийся вечер, последние лучи заходящего солнца освещают фигуры крестьянина и его жены, бросивших на миг работу при звуках вечернего благовеста. Приглушенная цветовая гамма составлена из мягких, гармонично составленных красновато-коричневых, серых, голубых, почти синих и сиреневых тонов. Темные силуэты фигур со склоненными головами, четко выделяющиеся над линией горизонта, еще более усиливают эпическое звучание композиции. «Анжелюс» — это не просто вечерняя молитва, это молитва за умерших, за всех тех, кто работал на этой земле.

Человек с мотыгой


В отличие от образов высокой человечности, покоя, умиротворения, перед нами другой образ — здесь художник выразил предельную усталость, измождение, измученность тяжелым физическим трудом, но сумел и показать огромные дремлющие силы труженика-исполина.

Собирательницы колосьев (1857)


Самое известное произведение Милле. Это печальная картина о бедности и печальном труде. На освещенном последними вечерними лучами солнца поле заканчивается жатва. Золотом сверкает собранный в копны, еще не увезенный с поля хлеб. Хлебом заполняют большую телегу, чтобы увезти его на ток. Вся эта картина, полная золотого хлеба, только что сжатого поля, создает настроение умиротворенности и покоя. И, как бы в контрасте с этим довольством и покоем, на переднем плане картины изображены фигуры трех женщин, собирающих на сжатом поле редкие, оставшиеся колоски, чтобы намолотить из них хоть горсточку муки. Их натруженные спины тяжко согбены, огрубевшие пальцы рук с трудом захватывают тоненькие, хрупкие колоски. Неуклюжая одежда скрывает возраст, кажется, тяжкий труд и нужда сравняли и молодых, и старых. Художник использует в картине широкую гамму красок — от золотисто-коричневых до красновато-зеленых.

Крестьянка, стерегущая корову (1859)

Отдых

Крестьянин с тачкой

Крестьянки с хворостом

Материнская забота (1854-1857)

Молодая женщина (1845)

Ночная охота на птиц (1874)

Одуванчики. Пастель.

Пастушка гусей (1863)

Пастушка со своим стадом (1863)

Пейзаж итальянского побережья (1670)

Пейзаж с Христом и его учениками

Пильщики в лесу

Полуденный отдых (1866)

Посадка картофеля

Прачки на реке

Прививка дерева

Сельская ферма Тур

Сеятель (1850)

Смерть и Лесоруб (1859)

Стирка

Теленок, рожденный в поле

Урок вязяния

Весенние вскапывание земли

Взбивание масла (1866-1868)

6. 6. Франция XIX века. Барбизонцы. Руссо, Тройон

6.6. Реализм во Франции середины XIX века. Барбизонцы. Реалисты против романтиков

Как могучее художественное движение реализм складывается в середине XIX столетия. Конечно, Гомер и Шекспир, Сервантес и Гёте, Микеланджело, Рембрандт или Рубенс были величайшими реалистами. Говоря о реализме середины XIX века, имеют в виду определенную художественную систему.

Во Франции реализм связывается прежде всего с именем Курбе, который, правда, отказывался от наименования реалиста. Реализм в искусстве, несомненно, связан с победой прагматизма в общественном сознании, преобладанием материалистических взглядов, господствующей ролью науки.

Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой, как провозглашал Эмиль Золя(1840-1902), на точную науку стало основным требованием этого художественного течения. Реалисты заговорили четким, ясным языком, который пришел на смену «музыкальному», но зыбкому и смутному языку романтиков.

Революция 1848 года развеяла все романтические иллюзии французской интеллигенции и в этом смысле явилась очень важным этапом в развитии не только Франции, но и всей Европы.
События 1848 года имели прямое воздействие на искусство. Прежде всего искусство стало шире использоваться как средство агитации и пропаганды.

Художники активно втягиваются в бурный ход общественной жизни. Жизнь выдвигает трудового человека как нового героя, которому в скором времени предстоит стать и главным героем искусства. Быт, жизнь, труд этого нового героя станут новой темой в искусстве.
Во французской живописи реализм заявил о себе ранее всего в пейзаже, на первый взгляд наиболее отдаленном от общественных бурь и тенденциозной направленности жанра.
Реализм в пейзаже начинается с так называемой барбизонской школы, с художников, получивших в истории искусства такое название по имени деревушки Барбизон недалеко (75км) от Парижа. Собственно, барбизонцы — это понятие не столько географическое, сколько историко-художественное. Это была группа молодых живописцев, которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры.
Картины они завершали в мастерской на основе этюдов, отсюда законченность и обобщенность в композиции и колорите [8]. Но живое ощущение натуры в них оставалось всегда. Всех их объединяло желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать, однако это не мешало каждому из них сохранять свою творческую индивидуальность.
Теодор Руссо (1812—1867) тяготеет к подчеркиванию вечного в природе. В его изображении деревьев, лугов, равнин мы видим вещественность мира, материальность, объемность, что роднит произведения Руссо с пейзажами великого голландского мастера Рейсдала. Но в картинах Руссо «Дубы.1852» есть чрезмерная детализация, несколько однообразный колорит. Однако в его пейзажах так искусно передано солнечное освещение. Лучи солнца проникают сквозь листву, дробятся на траве.
«Пейзаж с пахарем.1860». У Руссо действительно был дом в Барбизоне. Предание о том, что он рисовал этот пейзаж, глядя в окно своей мастерской, многие опровергают, утверждая, что пейзаж нарисован только под впечатлением от барбизонского пейзажа.
Констан Тройон (1810— 1865) в свои изображения природы любил вводить мотив животных, соединяя таким образом пейзажный и анималистической жанры. «Отправление на рынок.1859». Коровы в поле
Из более молодых художников барбизонской школы особого внимания заслуживает Шарль Франсуа Добиньи (1817—1878). Его картины всегда выдержаны в высветленной палитре, что сближает его с импрессионистами: спокойные долины, тихие реки, высокие травы; его пейзажи наполнены большим лирическим чувством как «Деревня на берегу Уазы.1868». Всех художников барбизонской школы объединяло желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать, однако это не мешало каждому из них сохранять свою творческую индивидуальность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector