Французский художник-символист. Francis Lagneau

Французский художник-символист. Francis Lagneau

Французский художник Louis Jean François Lagrenee (1724 — 1805)

Ринальдо и Армида (Rinaldo and Armida)

Художник Луи Жан-Франсуа Лагрене (Louis Jean François Lagrenee), по прозвищу Старший, родился в декабре 1724 года в Париже.

Учился в Парижской академии художеств и сумел получить большую, так называемую «римскую», премию, уехал за счёт академии в Италию, где три года учился и работал, после возвращения на родину был приписан к Парижской академии, в 1755 году стал действительным членом академии, а в 1762 году – профессором.

В 1760 году, Луи Жан-Франсуа Лагрене ,по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, прибыл в Петербург, был удостоен титула придворного живописца и звания профессора-преподавателя исторической живописи в Санкт-Петербургской Академии художеств. Однако, из-за постоянных конфликтов с графом И. Шуваловым в 1763 году покинул Петербург и вернулся в Париж.

В 1781 году получил должность директора Французской академии в Риме и титул адъюнкт-ректора Парижской Академии, а ещё солидную пенсию от короля за картину «Малабарская вдова».

А потом случилась революция и художника лишили всех званий, должностей и содержания. Впоследствии Наполеон I наградил Louis Jean François Lagrenee орденом Почётного Легиона и дал ему должность хранителя и администратора наполеоновского музея.

Умер художник в июне 1805 года, похоронен в Париже.

Картины художника Луи Жана-Франсуа Лагрене (Louis Jean François Lagrenee)

Похищение Деяниры кентавром Нессом (Abduction of Dejanire by the Centaur Nessus)

Меркурий, Герса и Аглавра (Mercury, Herse and Aglaura)

Психея и Амур (Cupid and Psyche)

Вакх и Ариадна (Bacchus and Ariadne)

Купальщица с двумя горлицами (A lady bathing by a river, with two turtledoves)

Давид и Вирсавия (David and Bathsheba)

Купание Венеры и нимф (Venus and Nymphs Bathing)

Смерть жены Дария (Death of the Wife of Darius)

Алкивиад на коленях перед своей любовницей (Alcibiades on his Knees Before his Mistress)

Пенелопа читает письмо от Одиссея (Penelope Reading a Letter from Odysseus)

Марс и Венера, застигнутые Вулканом (Mars and Venus surprised by Vulcan)

Психея будит спящего Амура (Psyche Wakes the Sleeping Amor)

Марс и Венера (аллегория мира) (Mars & Venus (Allegory of Peace))

Кающаяся Мария Магдалина (The the penitent Magdalene)

Пигмалион и Галатея (Pygmalion and Galatea)

Аллегория на смерть дофина (Allegory on the Death of the Dauphin)

Союз Живописи и Скульптуры (The union of painting and sculpture)

Новый день, новые темы, новые имена… а меня который день не отпускает прекрасный Лагрене Старший изящной красотой, роскошным стилем роккоко, историческими сюжетами и картинами античной мифологии. Изяществом и великолепием античных богов на полотнах Лагрене хочется любоваться, их хочется пристально изучать. К тому же, это по-настоящему увлекательно, учитывая сколько символов изображено на полотнах художника. И особого внимания заслуживают аллегории, такие как «Марс и Венера» . Эта картина, как отмечают — его признание своей любимой жене. Пылкий и страстный по натуре Луи Жан-Франсуа в 30 лет женился на 16-летней девушке и прожил с ней всю жизнь.

«В картине «Марс и Венера, или Аллегория мира». Марс очарован и пленен своей возлюбленной. Он открывает занавес, чтобы лучше рассмотреть спящую красавицу и в тоже время показать свою возлюбленную всему миру. Композиция построена так мастерски, что, кажется, автор приглашает зрителей в комнату влюбленных. Некогда воинственного героя, его сильный и вспыльчивый характер покорила нежность и красота Венеры — на полу видим меч и доспехи бога. Два голубя — символ мира, вторят безмятежному счастью влюбленных и вьют гнездышко в шлеме Марса.»
Спасибо большое! Только мне не хватило большого, динамичного, очень красочного полотна «Суд Париса» — очень уж увлекательна легенда!:)
Благодарю!

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.

Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река

Галерея работ Фрица Таулова — одного из самых знаменитых норвежских художников-пейзажистов.

Далее 20.10.2020

Художник Thomas Schaller. Акварели

Акварельный архитектурный пейзаж современного американского художника Томаса Шаллера. Художник Томас.

Далее 20.10.2020

Художник Antonio Rotta (1828 – 1903). Итальянский академизм

Галерея работ итальянского художника Антонио Ротты – одного из ярчайших представителей итальянского.

Далее 19.10.2020

Художник Heinrich von Angeli (1840 — 1925). Мастер жанровой и портретной живописи

Жанровые сюжеты и портреты австрийского художника, придворного живописца, профессора Венской академии.

galik_123

Курс — на эстетику и позитив!

Новость из мира искусства

В бывшем Королевском дворце Милана проходит уникальная выставка, посвященная символизму. В 24 залах Palazzo Reale представлены около 100 живописных работ, а также графика и скульптура под общим названием «Символизм: искусство в Европе от Прекрасной эпохи до Первой мировой войны». Экспонаты прибыли из разных музеев и частных коллекций Европы, в первую очередь итальянских — венецианского Ca’ Pesaro, флорентийской галереи Uffizi, римского музея современного искусства. Причем шедевры итальянского символизма выставлены вместе с работами ключевых представителей течения из других стран. В залах звучат «Стихи зла» Бодлера и музыка настроения.
Многие из этих произведений были когда-то показаны на Венецианской биеннале. В итальянское искусство символизм пришёл именно через Венецию, куда в те годы приезжали такие великие представители этого течения, как Франц фон Штук, Фердинанд Ходлер и Густав Климт.
Многие работы перекликаются с картинами русских символистов, например Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Их полотна также планируется показать в текущем году итальянским любителям искусства.
Символизмом принято называть одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России, а также в Италии и других странах. Сам термин «символизм» впервые был введен в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте, опубликованном 18 сентября 1886 года, согласно которому «символизм полагает выражение недостижимых, иногда мистических, идей, образов вечности и красоты целью и содержанием своего творчества».

Бельгийский художник Фернан Кнопф — главный представитель бельгийского символизма. В своих живописных работах Кнопф отражал мистические фантазии. На картинах Кнопфа часто встречаются женские образы в виде сфинксов и химер, например в картине «Искусство, или нежность сфинкса».


Фернан Кнопфф. Искусство, или нежность сфинкса, 1896. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Итальянский художник Джулио Аристид Сарторио (1860-1932) — представитель академизма и символизма, был сторонником академической манеры с её аллегорическими образами и реалистичным стилем. С годами он выработал виртуозную манеру наложения красок на массы человеческих тел в различных позах, охваченных и погнутых сверхъестественной стихией.


Джулио Аристид Сарторио. Сирена (Зелёная бездна), 1893. Галерея современного искусства, Турин

Читать еще:  удалить-Поздравить Валерия/Валерию

Джорджо Кинерк (1869-1948) — итальянский художник и скульптор.

Джорджо Кинерк. Весна жизни, 1902

Макс Клингер (1857-1920) — немецкий художник, график и скульптор, представитель символизма. Своей целью в искусстве Клингер видел объединение живописи, пластики и архитектуры. Написанные Клингером религиозные картины показывают влияние на мастера итальянского Ренессанса.

Макс Клингер. Тритон и нереида (Сирена), 1895. Палаццо Питти, Флоренция

Чешский художник Франтишек Купка (1871-1957) бо́льшую часть жизни прожил во Франции. Один из первых представителей абстрактной живописи, представитель орфизма. Творческий стиль Купки эволюционировал от реализма к абстрактному искусству.


Франтишек Купка. Волна, 1902

Арнольд Бёклин (1827-1901) — швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века и Дюссельдорфской художественной школы. «Остров мёртвых» — наиболее известная картина Бёклина . Всего Бёклин создал пять вариантов данной картины в период с 1880 по 1886 год.

Арнольд Бёклин. Остров мёртвых,1883. Старая национальная галерея, Берлин

Джованни Сегантини (1858-1899) — итальянский художник-пейзажист, писал картины в пуантилистской технике, работал в разные годы в стилях реализма и символизма. В поздних работах Сегантини, кроме символистских элементов, угадываются тенденции югендштиля. На гранитной плите над могилой художника высечено: «Искусство и любовь побеждают время».


Джованни Сегантини. Любовь — источник жизни, 1896. Галерея современного искусства, Милан

Итальянский художник и дизайнер Витторио Цеккин (1878-1947) создавал изделия из стекла и керамики, занимался дизайном мебели. Искусствоведы пишут, что Цеккин был явно под влиянием знаменитого представителя Сецессиона — австрийца Климта. Картина «Принцесса в саду» входит в серию трёх картин по мотивам сказок «Тысяча и одна ночь». Она стала самой известной работой художника. Панели были расположены на участке площадью около тридцати метров в длину и украшали узкий зал ресторана отеля.


Витторио Цеккин. Принцессы в саду, 1914. Галерея современного искусства, Венеция

Фердинанд Ходлер (1853-1918) — швейцарский художник, один из крупнейших представителей модерна. Ходлер разработал стиль, который назвал «параллелизм», характеризующийся симметричным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах. Аллегорическим композициям Ходлера (“Ночь”, “День”), произведениям на темы истории Швейцарии и Германии, пейзажам присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя, напряженность динамичной композиции.

Фердинанд Ходлер. Избранный, 1903. Музей Карла Эрнста Остхауса, Хаген


Фердинанд Ходлер. Ночь, 1890. Художественный музей, Берн

Галилео Кини (1873-1956 ) — художнико, график, архитектор, дизайнер, керамист, один из основателей стиля модерн в Италии. С 1911-1914 он украшал Тронный зал короля Сиама в Бангкоке. Его успех подтвердился, когда ему предложили работу по живописи панелей Центрального зала XI Венецианской биеннале. Именно с этого момента Кини стали считать «официальным художником» из Венеции.

Галилео Кини. Весна классическая (Весна, что постоянно обновляется), 1914. Академия художеств, Монтекатини Терме

Художник Пюви де Шаванн (1824-1898) был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво. В России большим поклонником художника был С.П. Дягилев, что сказалось и на развитии художественной группы «Мир искусства». В 1897 году В. Э. Борисов-Мусатов, покорённый искусством Пюви де Шаванна, пытался поступить к нему в ученики, но опоздал. Художник закрыл своё ателье.
Пюви де Шаванн лучшей своей работой считал полотно «Девушки у моря», представляющее собой живописную аллегория гармонии человека и природы. Здесь блестяще проявилось умение Пюви де Шаванна превратить любой незатейливый сюжет в символическую композицию. Все фигуры на полотне написаны с удивительным мастерством, а холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт сцене ощущение монументальной росписи.

Пюви де Шаванн. Девушки у моря,1879

Джеймс Энсор (1860-1949) — бельгийский художник, график и живописец. Художник испытал влияние импрессионизма. В 1883 году он отказался от импрессионистической манеры и бытовых сюжетов. Переход к символическим сюжетам вызвал непонимание современников. Талантливый одиночка запомнился своими эксцентричными, выразительными образами (черепа, скелеты, автопортреты, страдающий Христос), большинство из которых берёт начало в его детских воспоминаниях о товарах в сувенирной лавке родителей. Лучшие работы созданы между 1885 и 1891 годами. Оказал влияние на становление экспрессионизма; Энсора называют предтечей сюрреализма и современного фантастического искусства.

Джеймс Энсор. Скелеты греются, 1889

Один из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков немецкий живописец и скульптор Франц фон Штук (1863-1928) увлекался новыми художественными техниками и жанрами. В 1885 году Франц фон Штук посещал мюнхенскую Академию художеств, но как художник был в основном самоучкой. Испытал влияние Арнольда Бёклина. Вместе с Вильгельмом Трюбнером основал в 1892 году Мюнхенский сецессион.

Франц фон Штук. Люцифер, 1890. Национальная галерея, София


Франц фон Штук.Тилла Дюрье в образе Цирцеи, 1913. Старая национальная галерея, Берлин

Жан Дельвиль (1867-1953) — бельгийский художник-символист, писатель, оккультист и теософ. Он стал первым человеком, нарушившим обет неразглашения и решившим открыто проповедовать «тайное знание» посвящённых. Длительное время творчество Дельвиля было забыто, но в наши дни ему возвращено внимание искусствоведов и интерес любителей живописи.

Жан Дельвиль. Смерть Орфея «Голова Орфея, плывущая по воде», 1893. Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель

Выставка “Il Simbolismo. Dalla Belle Époque alla Grande Guerra” продлится в миланском Palazzo Reale до 5 Июня 2016 года.

Louis-Jean-François Lagrenée — французский художник — академист.

Louis-Jean-François Lagrenée — французский художник — академист.

ЛАГРЕНЕ СТАРШИЙ, Луи Жан Франсуа, старший брат Жан-Жака Лагрене.
(Lagrenée, Louis Jean François, dit Ainé)
1725, Париж — 1805, Париж. Французский живописец. Ученик К. Ванлоо, Лагрене сделал блестящую академическую карьеру и прожил счастливую творческую жизнь. В 1749 получил римскую премию за картину «Иосиф разгадывает сны», провел в Риме полагавшиеся лауреатам четыре года. В 1754 вернулся в Париж, а в 1755 получил звание академика за картину «Похищение Деяниры» (Париж, Лувр).

С 1760 по 1762 годы художник, по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, находился в Петербурге, прибыв туда для для завершения работы в Зимнем дворце, начатой Луи Жозефом Ле Лорреном. Затем ему было поручено управление Императорской Академией художеств, где он возглавлял живописный класс в конце 1760 — 1761 годах. Его плодотворная педагогичекая деятельность в Академии художеств оказала большое влияние на становление русского академического искусства.

Ясная композиция и светлый колорит его картин придавали столь ценимую в XVIII в. легкость и элегантность традиционному «большому жанру» — религиозной, мифологической и аллегорической живописи, которой Лагрене отдал свой незаурядный талант и редкую работоспособность.

«Femme endormie sur un lit»

(«Спящая на кровати женщина»)

В 1781 году был назначен директором французской академии в Риме, с титулом адъюнкт-ректора парижской академии и с пенсией, пожалованной ему королем за картину «Малабарская вдова». Революция лишила его как этой должности, так и пенсии, но Наполеон I дал ему орден почетного легиона и назначил почётным хранителем и администратором наполеоновского музея.

«La bonté et la Générosité» (1765)

Читать еще:  Художник-самоучка. Eliane Boivin

В России живопись Лагрене находится в Государственном Эрмитаже в Санкт — Петербурге, в Государственном Русском музее, в Музее Академии художеств, во Дворце-музее “Гатчина” под Санкт-Петербургом, в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Государственном Музее Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, также в усадьбе Юсупова “Архангельское” и др.

«L’Amour à l’affût» (1779)
Private collection

«Mars et Vénus surpris par Vulcain»

«La Justice et la Clémence»

«Venus Teaching Cupid To Read»

Ovid: Metamorphoses, B. II.

«La morte della donna di Dario»

«Pygmalion și Galateea» (1781)

«The Education of the Virgin»

«Le lever de l’Aurore» (1763)

«Rinaldo și Armida»

«Amor and Psyche»

«Alcibiades On His Knees Before His Mistress»

«Ceres Teaching Agriculture to King Triptolemus»

«Менелай и Елена»

«The Bath of Venus»

«Cupid and Psyche»

«The Artist’s Model»

«Диана и Эндимион».

«The Union of Painting and Sculpture»

«Allegory on the Installation of the Museum»

Recent Posts from This Community

Главный раввин, пошедший наперекор ультраортодоксам

Главный раввин, пошедший наперекор ультраортодоксам Борис Ентин. В этот день 48 лет назад, 19 ноября 1972 года, главный ашкеназский раввин…

Еврей, который добыл пенициллин для СССР

Еврей, который добыл пенициллин для СССР Проект «Еврейские герои». «Детали» рады представить читателям новую…

Освободить Италию, мечтая об Израиле

Освободить Италию, мечтая об Израиле Борис Ентин. В этот день 76 лет назад, 18 ноября 1944 года в концлагере Дахау был казнен Энцо Серени,…

Еврейский эмигрант, ставший звездой Голливуда

Еврейский эмигрант, ставший звездой Голливуда Борис Енти н . В этот день 115 лет назад, 17 ноября 1905 года родился Миша Ауэр, знаменитый…

Не убий? Только по необходимости

Не убий? Только по необходимости Лея Костинская. «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых…

Аутодафе за полгода до изгнания

Аутодафе за полгода до изгнания Борис Ентин. В этот день 529 лет назад, 16 ноября 1491 года, на лугу у крепостной стены кастильского города…

Почему шедевр француза Жана Фуке, посвящённый Деве Марии, посчитали кощунственным: «Меленский диптих»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

О художнике

Еще одним важным результатом путешествия в Рим стало то, что Фуке ввел концепции и методы итальянского искусства эпохи Возрождения во французскую живопись. Его последующие работы в области живописи, панно, манускриптов и портретной живописи принесли ему репутацию самого важного французского художника 1400-х годов. В Италии Фуке вдохновлялся фресками Фра Анджелико. Работы знаменитого флорентийца оказали глубокое влияние на него самого. Новая наука о перспективе в итальянском искусстве также повлияла на его творчество. По возвращении из Италии Фуке создал иедивидуальный стиль живописи, сочетающий в себе элементы монументальной итальянской и детализированной фламандской живописи.

В 1447 году Фуке завершил великолепный портрет короля Карла VII. Эта работа стала одной из самых известных французских картин эпохи Возрождения. Впоследствии Жана Фуке пригласили работать художником короля Карла VII. Переживая тяжелую болезнь, Карл VII заблаговременно поручил Фуке создать цветную посмертную маску для публичных похорон. Это свидетельство не только высочайшего мастерства Фуке, но и безграничного доверия короля. При преемнике Карла, Людовике XI, Фуке был назначен peintre du roy (официальным придворным художником). В этой почитаемой должности Фуке руководил большой мастерской, которая создавала картины и рукописи для двора.

«Меленский диптих»

Около 1450 года Фуке создал свою самую известную работу под названием «Меленский диптих». Религиозный диптих Жана Фуке из Соборной церкви Нотр-Дам в Мелён — один из шедевров французской живописи и искусства XV века. Заказчиком был Этьен Шевалье, казначей короля Карла VII, для которого Жан Фуке уже создал великолепный иллюминированный манускрипт «Часослов».

Шедевр, который сейчас считается одной из величайших картин эпохи Возрождения во Франции XV века, состоит из двух частей. На левой панели в коленопреклоненной позе изображен заказчик Этьен Шевалье. Слева от него – святой Стефан. Последний, облаченный в мантию дьякона, держит книгу, на которой находится зазубренный камень — символ его мученичества. Из смертельной раны на макушке капает кровь. В руке у него главные опознавательные атрибуты – Евангелие и камень, которым он впоследствии был убит. Оба героя смотрят на правую панель с Богородицей.

На правой створке изображена Мадонна, которая восседает на троне в абстрактном пространстве. Фон выполнен в стиле итальянского Возрождения и очень похож на церковный интерьер. Он демонстрирует пилястры, чередующиеся с инкрустированными мраморными панелями. Отчетливо видна фреска с надписью «Estienne Chevalier» (отсылка к заказчику работы). Еще одно упоминание о донаторе содержит Иисус. Младенец сидит на коленях у Мадонны. Его палец указывает в сторону Шевалье, как бы предполагая, что его молитва о божественном милосердии будет услышана. Мадонна изображена с удивительно тонкой талией, модной стрижкой и в великолепном наряде. Ее трон украшен внушительными жемчужинами, драгоценными камнями и изысканными золотыми кистями. Фон заполнен херувимами, раскрашенными в ярко-красный и синий цвета. Лицо и кожа Аньес окрашены в бледно-серый цвет, напоминающий гризайль. Вероятно, это авторский намек на факт ее смерти в 1450 году.

Скандальный фурор

Обнаженная грудь остается загадкой. Совершенно ясно – на полотне нет и намека на то, что Мадонна собиралась кормить Иисуса. Большие размеры, дерзкий вид и идеально сферическая форма — это преднамеренная демонстрация чувственной красоты, что совершенно неуместно для Царицы Небесной. Если учесть местоположение диптиха – в церкви – изображение выглядит просто кощунственно. Однако, как утверждают придворные летописцы Частеллен и Энеа Сильвио Пикколомини (позже Папа Пий II), полотно сыграло в пользу королю. Более того, в то время мало кто из верующих посчитал бы кощунственным называть умершую королевскую любовницу Девой Марией. Мнение о работе было различным. Например, картина не нашла одобрения у голландского историка искусства и средневекового летописца Йохана Хейзинга, который назвал картину ужасающей.

Левая панель с портретом Этьена Шевалье и изображением святого Стефана попала в коллекцию Берлинской картинной галереи в 1896 году. А правая панель, изображающая Мадонну, принадлежала Королевскому музею изящных искусств Антверпена с начала XIX века. Кроме того, сохранился эмалевый медальон с автопортретом Жана Фуке, некогда украшавший раму диптиха, а сейчас хранящийся в Лувре. В январе 2018 года в Берлине произошло сенсационное воссоединение двух частей диптиха (хоть и на короткое время). Событие помогло восстановить утраченное единство великого произведения искусства.

Читать еще:  Художник-реалист. Jose Manuel Ruiz Blanco

Забытый после смерти, но вновь открытый в XIX веке Фуке по сей день считается выдающимся художником в европейском искусстве. Историки искусства считают его величайшим французским художником XV века, который сочетал в себе методы итальянских художников раннего Возрождения и технику нидерландских художников эпохи Возрождения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Обзор французского символизма

Обзор французского символизма

Верлен, Рембо, Шарль Кро, Тристан Корбьер, а также Жермен Нуво являются предшественниками символизма. Но напрасно было бы возводить глухую перегородку: Малларме публикуется вначале в «Современном Парнасе», Рембо отсылает свои стихи Банвилю, Верлен посещает поэтов-«художников». Были также и «парнасцы» символизма, как Анри де Ренье. Более того, необходимо ясно осознавать, что в эпоху символизма писатель, который никогда и не мечтал им стать, мог обнаружить, что его все-таки причислили к этому движению, иногда и помимо его воли. Если Малларме и даже Верлен несколько раз давали себя провести, что же говорить о Рембо, который тогда находился в Африке и не знал, какую судьбу уготовил его творениям литературный мир Парижа.

1886 год уже уверенно можно назвать отправным пунктом. Это год, когда «Озарения» и «Сезон в аду» опубликованы в «Вог». Это год, когда Мореас, который уже в статье прошлого года требовал для «так называемых декадентов» наименования «символисты», печатает свой «Манифест символизма». Фактически в этом году не было создано никакой школы и не возникло никакого осознания необходимости школы. Группировки были весьма различными, включали старших (Самен, Мореас, Кардонель, Ренье), верленианцев (Дюплесси, Тайад, Эрнест Рено), вагнерианцев (Визева, Эдуар Дюжарден), «кондорсеанцев» (Рене Гиль, Стюарт Мерриль, Кийяр, Микаэль). Лозунгом дня было «сбросить обветшалое», но то же самое можно прочитать в газете под названием «Декадент», в июньском номере которого предрекалось будущее «декадизму». Первой коллективной акцией была сюита из восьми сонетов Вагнеру, появившихся в январском выпуске «Ревю вагнерьен» за 1886 г., среди которых на видном месте помещались «Парсифаль» Верлена и «Посвящение» Малларме.

1887 год будет скорее годом формирования символистского осознания. Если Визева в своей статье «Символизм г-на Малларме» утверждал, что не слишком хорошо уяснил значение символа, то Метерлинк — один из «бельгийцев из Гента», весьма заметным образом способствовавших оформлению этой доктрины, — объяснял в статье в «Современном искусстве» 24 апреля 1887 г., что современный символ есть перевернутый символ классический. Вместо того чтобы идти от абстрактного к конкретному (Венера, воплощенная в статуе, представляет любовь), он движется от конкретного к абстрактному, «от вещи видимой, слышимой, ощущаемой, осязаемой, пробуемой на вкус к тому, чтобы породить впечатление об идее». В итоге Малларме признавался Метерлинком «настоящим мэтром символизма во Франции».

Но Малларме, хотя и призывал молодых писателей к «духовной задаче», был слишком занят собственным одиноким поиском, чтобы играть эту роль. Отсюда — недоразумения, которые вскоре появятся в его отношениях с наиболее неугомонными символистами. Сперва с Рене Гилем, этим недавним поклонником Малларме, к «Трактату о слове» которого он написал «Предисловие», но который в 1888 г. путал Идеи с дарвиновской идеей эволюции. Или с Жаном Мореасом, который, возможно, раздосадованный тем, что не сорвал аплодисментов на банкете, организованном по поводу опубликования в 1891 г. его «Страстного пилигрима», заявил, что идеалы обязывают его порвать с Малларме и более не быть символистом.

В это время роль рупора символизма отводилась Теодору де Визева и Дюжардену. Но эти «вагнерианцы» лучше понимали учение мэтра из Байрейта, чем мэтра с улицы де Ром. Иногда же она доставалась Гюставу Кану, который сражался за верлибризм больше, чем за символизм. Можно было подумать, что в 1889 г. школа обрела свой «мозговой центр» в Шарле Морисе, который, захваченный внезапной модой во Франции на оккультизм (это год, когда Эдуар Шюре опубликует «Великих посвященных»), попытался в «Современной литературе» включить новую литературную доктрину в более широкий контекст эзотерической традиции. Но Морис никогда не стремился стать главой школы — школы, в реальность которой он не верил. Когда в 1891 г. Жюль Юре распространил свою знаменитую «Анкету о литературной эволюции», Морис ответил ему: «Школа символизма? Надо было бы, чтобы такая существовала. Но я о ней не знаю».

Разброс был действительно очень велик. Вокруг Малларме или в его тени находятся декаденты, которые в томных стихах не переставали петь зло бытия (Микаэль, Самен и даже Метерлинк в «Теплицах»), адепты верлибра, мистики, которые иногда стремились вернуться к религиозным истокам, и особенно много «литераторов», желающих, чтобы о них говорили, или намеренных воспользоваться модой, чтобы заставить восхищаться своими стихами и теориями.

После 1891 г. последователи символизма замораживают доктрину и сводят ее к простым, пресным формулировкам: это Реми де Гурмон, Анри де Ренье. Пришло время для вульгаризаторов учения, основанного на презрении к вульгарному. И любопытно, что те, кто излагает его наиболее ясно, менее всего пользуются им на практике. Э. Верхарн, например, или А. Жид, когда в своем «Трактате о Нарциссе» придает «теории символа» отчетливую платоническую окраску. Это также и время реакции на символизм. Его упрекают в упадочности и рекомендуют возвратиться к жизни (натюризм Сен-Жоржа де Буэлье, ницшеанство Андре Жида в «Яствах земных», жаммизм), но поворот к жизни совершается самими символистами — либо когда они воспевают радость после печали (Стюарт Мерриль, Вьеле-Гриффен), или щедро рисуют образы буйной жизни (Сен-Поль Ру, Клодель), либо когда поют о современном мире (Верхарн в «Полях в бреду», «Городах-спрутах», «Призрачных селениях»). Символизм упрекают в чрезмерном воображении, от которого ни Валери, ни Аполлинер легко не отказывались. Его упрекают за теорию, не отдавая себе отчета в том, что, освобожденная от идеализма этой школы, символистская идея сохраняется и ее продолжают, трансформируя, Клодель в «Пяти больших одах» или Милош в «Кантике Познанию».

Символизм не умер. В тот самый момент, когда Жорж Ле Кардонель и Шарль Велле составляют анкету о современной литературе, в которой каждый, кажется, готов объявить его покойником, в 1905 г. осуществляется попытка опровергнуть подобные суждения и оживить предполагаемого усопшего. Танкред де Визан берется соединить с доктриной символизма бергсонианскую философию. Жан Руайер хочет собрать тех, кто после смерти Малларме остался ему верен, и оживляет «Мечту о прорыве к Сущности»: отныне будет меньше платонических материй, но больше материи поэтической, чистой поэзии, выдающимся мастером которой станет после своего молчания Валери.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector