Французский художник. Yannick Bacon

Французский художник. Yannick Bacon

Самые дорогие и самые страшные картины: За что мир так ценит творчество Фрэнсиса Бэкона

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Крик на картинах Бэкона – когда «тело выходит через рот»

Потому что искусство для Фрэнсиса Бэкона стало способом примирить художника с миром – миром внешним и миром внутренним, и тому же самому он учил и тех, кто смотрел на его произведения, недоумевая, отшатываясь и снова приглядываясь. Бэкон не любил писать с натуры, предпочитая даже над портретами работать в полном одиночестве – «моделью» в этом случае служили многочисленные фотографии, часто смятые и разбросанные по полу мастерской, так Бэкон чувствовал себя, словно в лаборатории. Так оно и было, просто лаборатория оказывалась необычной, там из горького опыта прошлого, непонимания, вражды с близкими, их смертей, в результате напряженного и мучительного диалога художника с холстом рождалось нечто большее, чем изображение – отображение человеческой души. Души Бэкона, прежде всего, но не следует приписывать мастеру фокус исключительно на себе: он писал о каждом.

Его картины пугают, не изображением ужасов в привычном материальном виде, а скорее изображением сути, сущности страшного, того, что приходит к человеку во время ночных кошмаров, но при этом обладает какой-то внутренней гармонией.

Фрэнсиса Бэкона в жизни понимали мало. Все началось еще в детстве, когда мальчик обнаружил в себе нетипичные склонности. Отцу, потомку того самого Фрэнсиса Бэкона, что был знаменитым философом Позднего Возрождения, многое в сыне не нравилось. Слабый здоровьем, астматик, со странными привычками – например, тайком наряжаться в одежду матери – все это отвращало капитана Эдварда Мортимера Бэкона от сына. Когда юноше исполнилось семнадцать, отец выгнал его из дома.

Художник-самоучка

Фрэнсис уехал в Лондон, оттуда – он отправился в длительную поездку в Берлин, так решил отец. К юноше он приставил друга семьи, чтобы тот повлиял на молодого Бэкона. Но случилось так, что между путешественниками завязались интимные отношения, и впредь предметом любовных переживаний Фрэнсиса будут одни лишь мужчины, а женщинам, таким, как няня Джесси из детства, будет отведена роль близких друзей.
В Берлине Фрэнсис Бэкон окунулся в ночную жизнь, познакомился с местной богемой, увидел фильмы Сергея Эйзенштейна и Фрица Ланга, которые произвели на него исключительное впечатление. Не менее важной вехой в становлении Бэкона как художника стало состоявшееся чуть позже в Париже посещение выставки Пабло Пикассо. Тогда Фрэнсис и понял, что будет заниматься живописью.

Ни практического опыта, ни образования – кроме пары классов школы – у Бэкона не было, требовалось еще и добывать себе пропитание, и потому новообращенный художник устроился работать реставратором мебели, а еще нашел себе спонсора-мецената Эрика Холла и обзавелся наставниками в живописи. Он писал в стиле кубизма и подражал сюрреалистам, что-то покупалось коллекционерами, что-то оказывалось невостребованным; сюрреалисты не признавали Бэкона «за своего».

Первой работой, которая принесла ему настоящий успех, стала картина-триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия», она открыла собой серию триптихов Бэкона. К теме распятия художник впоследствии обращался неоднократно, несмотря на то, что был атеистом.

Мировое признание и самокритика Бэкона

На то, как формировался стиль Бэкона, влияли прочитанные им книги – о болезнях, например, знакомства и романы – а любовных отношений в его жизни было предостаточно, а еще – смерти родных и близких. В картинах художник «проживал» страдания и потери. Он много пил – отчего в итоге потерял одну почку, много путешествовал – посетил, помимо разных европейских стран, еще Африку, США и Южную Америку.

Свои работы Бэкон называл «набросками» или «этюдами» и вообще относился к результатам своего творчества очень требовательно, недаром большая часть работ Бэкона до настоящего времени не дошла – художник попросту уничтожал картины, в которых находил изъяны. Он постоянно учился, причем за основу и ориентир брал классиков, начиная с Микеланджело, пытаясь перенять технику наложения мазков, способы работы со светом и тенью. Один из мастеров XVII века, Диего Веласкес, обеспечил Бэкону вдохновение на долгие годы, вдохновив его на серию папских портретов, которых в общей сложности он создал около сорока. Папы римские, их головы и весь спектр эмоций на их лицах буквально «преследовали» художника.

После трагической смерти бойфренда Джорджа Дайера, который покончил с собой, Бэкон чувствовал себя особенно подавленным. Памяти ушедшего друга он посвятил три «Черных триптиха», а потом стал все чаще обращаться к автопортрету.
В 1992 году восьмидесятидвухлетний Бэкон отправился, вопреки советам врачей, в поездку в Испанию и там умер. Свое многомиллионное состояние он оставил Джону Эдвардсу, другу-бармену из лондонского Сохо.

«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» — картина, посвященная еще одному другу художника и собрату по профессии. Рекорд стоимости картины продержался почти два года, до 2015, когда пальму первенства перехватила работа Пабло Пикассо, которого называли Художник, который не умел любить, зато любил художественно мучить.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самый пугающий английский художник: зачем Френсис Бэкон рисовал монстров?

Френсис Бэкон – самый шокирующий из английских художников XX века. Гениальный самоучка перевернул с ног на голову все современное искусство и заставил мир содрогнуться перед его монстрами. Распятие в виде кровавой туши, парализованный ребенок, оскаленная пасть без глаз и носа – вот обычный для Бэкона набор сюжетов. Его сломанные формы и мрачные краски пугают и отталкивают. Так почему же крупнейшие музеи мира мечтают заполучить хотя бы одну картину великого и ужасного?

Сын конюха

Как водится, все началось еще в детстве. Френсис Бэкон родился в Дублине, в семье бывшего военного. Глава семейства Эдвард Бэкон владел большой конюшней и был настоящим деспотом. Он держал в страхе всю семью, требуя от детей беспрекословного послушания. Частенько эта строгость доходила до настоящей жестокости. Младшее поколение Бэконов регулярно пороли. А больного астмой Френсиса отец заставлял охотиться на лис, несмотря на то, что каждый раз столкновение с животными вызывало новые приступы болезни.

Но настоящая трагедия разразилась, когда отцу стало известно о гомосексуальности Френсиса. Мечтавший сделать из сына «настоящего мужчину», Эдвард Бэкон совершенно рассвирепел, обнаружив его переодетым в женскую одежду. Френсиса Бэкона с позором выгнали из дома, детство кончилось.

Освободившись от домашней тирании, молодой человек отправился в Лондон. Там он с головой погрузился в богемную жизнь: дорогие рестораны, многочисленные любовники, азартные игры и алкоголь. Словно наперекор отцу, он пустился во все тяжкие. И профессию выбрал себе совершенно не респектабельную – Френсис решил стать художником!

Папа Римский

Живописи Френсис Бэкон, впрочем, никогда не учился. Ко всему, что он умел, он пришел самостоятельно. Единственными его учителями были великие художники прошлого. Бэкон бесконечно перелистывал альбомы с иллюстрациями, разглядывая картины Веласкеса, Пуссена, Рембрандта, Энгра и Микеланджело. Его собственные работы 1940-1950-х годов стали вариациями на тему любимых художников.

Самые известные среди них – это парафразы картины Диего Веласкеса «Портрет Папы Иннокентия X». Бэкон считал этот портрет одним из величайших произведений искусства и рисовал его бесчисленное количество раз. Как признавался художник, больше всего его занимали роскошные красные оттенки папского одеяния и фона. Хотя не исключено, что причина была не только в «роскошных красных». Рисуя Папу Римского, Бэкон изживал мучительные воспоминания о собственном отце.

Читать еще:  Южнокорейский художник. Miae Cho

Ф. Бэкон. Эскиз портрета Папы Иннокентия X. 1954. Частная коллекция Ф. Бэкон. Эскиз портрета Папы Иннокентия X. 1989. Частная коллекция

На первый взгляд, кажется, что Бэкон действительно подражает Веласкесу: очертания фигуры, ракурс, сюжет повторяют оригинальный портрет Иннокентия X. Но в действительности на картинах Бэкона почти ничего не осталось от Веласкеса. У Бэкона Папа окрасился в тревожные фиолетовые и грязновато-красные оттенки, а лицо заменила искаженная криком гримаса. У Веласкеса парадный портрет Папы – это прежде всего рассказ о его высоком статусе. Под пышным одеянием совершенно потерялось тело Иннокентия. Да и разве оно важно, если речь идет о самом духовном лице в мире – самом Папе Римском?

Бэкон перевернул все с ног на голову. Ему совершенно не важны ни статус, ни характер Папы. Все это ушло на второй план перед главной эмоцией картины – криком. Папа Бэкона весь превратился в этот крик: исчезли глаза, а лицо заполнил огромный разинутый рот. Кажется, что заточенная плоть наконец вырвалась наружу, и животное начало подчинило себе все остальное. Здесь Папа – больше не глава Римской католической церкви и не хитрец с портрета Веласкеса. У Бэкона Папа – это просто животное, животное из плоти и крови.

Еще одна любопытная деталь: Бэкон рисовал своего Папу по открыткам и репродукциям. Самой картины Веласкеса художник так и не увидел. Даже когда Бэкон приехал в Рим, где хранился портрет кисти Веласкеса, он отказался идти в галерею, потому что испугался встретиться лицом к лицу с оригиналом.

Портреты Папы Римского – не единственные картины Бэкона на религиозный сюжет. Одна из самых популярных тем его творчества – распятие. Хотя художник и позаимствовал этот сюжет из христианского искусства, бэконовские распятия изображают на кресте не Иисуса, а каких-то странных существ. Ни то люди, ни то животные – больше всего они напоминают скелеты или окровавленные туши. Бэкон всегда подчеркивал, что его картины не имеют ничего общего с религией и что сам он ни во что не верит. Что же тогда означают эти распятые туши?

Ф. Бэкон. Три этюда к фигурам у подножия распятия. 1944. Тейт Британ, Лондон

Распятия Бэкон начал писать в 1930-1940-е годы, в преддверье Второй мировой. Ужас и жестокость войны в сочетании с трагической судьбой самого художника превратились в растерзанных существ, распятых на холсте. Это были образы вселенского страдания, войны, да и образы самого Бэкона – такой своеобразный автопортрет. Художник говорил, что его «Распятия» показывают то, что люди могут сотворить друг с другом: то, что происходило в печах Освенцима; то, что творилось на полях сражений в мировых войнах; то, что его родной отец делал с маленьким беззащитным мальчиком, больным астмой.

Когда Бэкона упрекали в излишней драматизации, он равнодушно пожимал плечами: «Невозможно быть более ужасным, чем сама действительность». Все самое страшное уже сотворили люди, а Бэкон лишь напоминает об этом. Поэтому картины Бэкона столь пугающие – они рассказывают о боли и страдании слишком правдиво, а принимать мир в его несовершенстве не всегда просто…

Другие интересные статьи в рубрике «Арт-ликбез»:

Французский художник. Yannick Bacon

Номер 9. Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон (Bacon; 1909 — 1992) — английский художник-экспрессионист
Бэкон не просто полный тезка великого философа (1561-1626) – он его прямой потомок. В семье Бэконов было принято одного из сыновей называть Фрэнсисом.
Свое образование Фрэнсис в основном получил дома у частных учителей, так как страдал астмой и не мог ходить в школу. Его отец — потомственный военный, коннозаводчик, игрок и деспот, прознав о склонности сына к гомосексуализму, заставлял конюхов пороть его плетьми на конюшне, а потом фактически выгнал его из дома (до 1964 года гомосексуализм рассматривался в Англии как тяжелое уголовное преступление)
С Богом Бэкон разделался довольно рано. «Мне было тогда 17 лет. Я случайно начал читать Ницше и еще что-то в этом роде, и, помню, как-то увидел на тротуаре кучку собачьего дерьма. Ага, подумал я, это и есть то самое, это точно как наша жизнь, пока вы не сделаете из нее что-то более приличное»
Посещение выставки Пикассо в 1927 г. оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе южного Кенсингтона мастерскую; там он работает до 1932 г.

К 1933 г. относится «Распятие». Картина экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог «Art New». Коллекционер покупает работу и заказывает две других; но после неудачи на другой выставке Бэкон оставляет живопись и уничтожает большую часть своих работ. Его первый учитель (и любовник) Ройде Мейстр говорил, что, когда в начале 30 годов он встретился с Бэконом, тот понятия не имел о живописи и задавал вопросы, на которые мог бы ответить любой школьник.

После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта. В жизни Бэкона кровь, грязь, жестокость, насилие шли рука об руку с его мировой славой. «Думаю, жизнь не имеет смысла, — говорил он, — . мы рождаемся и мы умираем, и между этими точками мы придаем смысл бытию только тем, что мы делаем». Художник всегда утверждал, что он просто реалист: «Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь».

Под влиянием Веласкеса Бэкон пишет серию картин на тему «Портрет папы Иннокентия Х». В 1954 году Бэкон представляет Англию на XXVII Венецианском Бьеннале; он посещает Рим, но не хочет видеть оригинала «Портрета папы Иннокентия Х» Веласкеса. Его «Этюд к портрету папы Иннокентия Х» будет продан в 2007 году за $52,6 млн

Этюды Изабель Рауторн
Бэкон рисует множество портретов. Очень редко — женские

В 1960-х годах Бэкон осыпан почестями и премиями, от которых обычно отказывается: например, премию Рубенса он отдал для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения.
Он считал фотографию третьим глазом, который схватывает невидимые и непредусмотренные моменты бытия: фотография схватывает утечку, она — объективна. Но художник вкладывает в неё собственную эмоцию — ту, что Бэкон считал «тайной живописи».

Бэкон говорил, что «сюжет не должен кричать громче, чем краски»
Он описывал технику своего письма таким образом: «Вы не можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить просто взять краску и делать все, что угодно, чтобы выбраться из рамок сотворения иллюстративного образа любого типа.»

Бэкон безжалостно уничтожал работы, которые считал неудачными, как только что выходившие из его кисти, так и ранние, разлетевшиеся по всему миру.
«Однажды в витрине одной галереи на лондонский Бонд-стрит Бэкон увидел свою раннюю картину. «Сколько это стоит?» — спросил он у продавца. «50 тысяч фунтов», — ответил тот. Ни слова не говоря, Бэкон выписал чек, вынес холст на улицу и тут же на тротуаре изорвал его на клочки».
Это был не единичный эпизод, и сам Бэкон говорил, что уничтожил примерно 9/10 своих работ, когда они стоили уже миллионы.

Творчество было для него главным, а все остальное — деньги, любовь, игра, алкоголь — имело значение лишь постольку, поскольку стимулировало этот процесс. Он регулярно работал по утрам, часто просыпаясь после тяжелого похмелья (он никогда не пил за работой), а вечера и ночи, как правило, проводил в пабах и игорных клубах, где проигрывал огромные суммы в рулетку. Причем считал, что игра, и особенно проигрыш, — прекрасный стимул для творчества: они заставляют смотреть в глаза судьбе и полагаться на случай.

Читать еще:  Фотографический портрет. Herve Perdriel

«Даже в красивейшем пейзаже, среди деревьев, под листьями насекомые пожирают друг друга.
Жестокость — это часть жизни»

В представлении Бэкона идеальный портрет — это не реалистическая картина, а изображение, на котором искажены черты лица, но точно отражена личность и внутренняя сущность человека. Он презирал «льстивые» портреты

За свою жизнь Бэкон создал тридцать три больших триптиха (три из них он позже уничтожил). Его любовник Джон Эдвардс рассказывал, что однажды Бэкон уничтожил одновременно двадцать законченных картин
Этот триптих был оценен на Кристи в $10,2 млн — двумя днями раньше на этом же аукционе за такую сумму можно было купить четыре картины — два полотна Моне «Персики» и Оливковые деревья и пальмы, долина Сассо», картину Писсарро «Долина Сены в Дампе, сад Октава Мирбо» и большую картину Сезанна «Дома среди деревьев»

Бэкона не очень интересовали деньги. Он заключил фантастически невыгодный контракт с галереей Мальборо — 165 фунтов за картину 61 х 51 см и 420 фунтов за размер 198 х 168 см. На десять лет. Хотя один лишь его «Этюд человеческого тела» был продан за $250 тыс.
Представитель галереи Валери Бестон организовывала частную жизнь художника, сдавала в прачечную его белье, оплачивала счета из универмага, выкупала художника у тех, кому он проиграл деньги (а один из таких кредиторов угрожал отрезать ему руки), и даже утешала брошенных им любовников

Хотя его работы покупались за миллионы, Бэкон продолжал жить и работать в жалких и неуютных апартаментах в южном Кенсингтоне. Он очень не любил порядок, с малейшими проявлениями которого он яростно боролся в своей лондонской мастерской. Устроив должный бардак, он не успокоился до тех пор, пока не превратил стены своей студии в одну большую палитру, после чего со спокойной душой в течение 30 лет реализовывал свои странные фантазии.

Своим привычкам и образу жизни Бэкон не изменил до конца дней. В 80 лет его можно было видеть все в той же компании, в тех же пабах лондонского Сохо, где он пил и щедро угощал друзей. Он перенес тяжелую операцию на почках, а когда друзья начали выражать соболезнования, он махнул рукой и сказал: «Да, но если вы пьете с пятнадцати лет, вы должны только радоваться, что у вас сохранилась хотя бы одна почка».

5 триптихов Фрэнсиса Бэкона

К 105-летию художника

Сегодня 105-й день рождения Фрэнсиса Бэкона. Деформированные, гротескные работы сделали его одним из главных живописцев ХХ века. Мы решили вспомнить знаковые произведения художника

Ф рэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, «размазанные» фантомы, в худшем — хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). При этом однажды Бэкон умудрился сказать, что считает «мрачноватыми» полотна абстрактных экспрессионистов, безобидные на фоне его собственных работ. Неудивительно, что одним из главных поклонников художника стал Дэмиен Херст, известный своими расчлененными акулами и коровами.

Впрочем, творчество живописца вовсе не о деформации плоти или уродстве. Бэкон изображает трагичность существования, метания души, боль утраты, а порой просто экспериментирует с формой, пытаясь одновременно изобразить различные состояния и восприятия окружающего мира. Один из излюбленных жанров британца — триптих. К 105-летию Фрэнсиса Бэкона мы решили вспомнить его знаковые работы.

«Три этюда к фигурам у основания распятия». 1944

«Три этюда. » — первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Художник избирает библейский сюжет и форму, традиционную для церковной живописи, будучи убежденным атеистом. Его герои — гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. Каждый из них выражает плач, вопль, тоску. Отказавшись от изображения людей, Бэкон максимально обобщает тему. На это рассчитан и оранжевый фон, который избавляет полотно от конкретных декораций и контекста. Сам сюжет распятия тоже условен: картина была написана в 1944 году, когда мир был потрясен ужасами войны. Получилась работа о страдании и ответственности человека за него вне времени и пространства. Триптих оказался очень оригинальной формой — в последующие годы Бэкон взял этот формат на заметку.

В 40-е: в начале 40-х молодой Бэкон, освобожденный от военной службы из-за хронической астмы, был призван в отряд гражданской обороны. В эту эпоху художник всерьез увлекается живописью. «Три этюда. «, выставленные в 1945 году в галерее Лефевр, производят настоящую сенсацию. С 1946 года Бэкон участвует в крупных групповых выставках, продает свои первые картины. В 1949 году нью-йоркский МоМА приобретает для своей коллекции «Картину 1946». До 1950 года Бэкон живет в Монте-Карло, предаваясь страсти к азартным играм.

«Три этюда головы человека». 1953

Бэкон понимает, что триптих — отличный формат не только для абстрактных сюжетов, но и портретных работ. Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще. Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. «Три этюда головы человека» — предтеча будущих шедевров Бэкона-портретиста. Работа 1953 года напоминает раскадровку киноленты, скриншоты самых выразительных моментов какого-то фильма или «испорченные» смазанные снимки, которые делают в полицейском участке. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Бэкон пытается отойти от статичного, фотографического представления о человеке, изобразить впечатление, возникающее при живом общении, когда люди говорят, выражают эмоции мимикой и жестами.

В 50-е: Бэкон возвращается в Лондон, несколько месяцев преподает в Королевском колледже искусств, начинает работать над знаменитой серией полотен по мотивам «Портрета папы Иннокентия Х» кисти Веласкеса. В 1954 художник представляет Великобританию на 27-й Венецианской биеннале. В 1957 году в Париже проходит первая персональная выставка Бэкона. А в 1959 живописец принимает участие в Documenta II и 5-й биеннале в Сан-Паулу.

«Три фигуры в комнате». 1964

На этот раз в центре внимания художника — пластика человеческого тела. Бэкон сталкивает вечные переживания человека и повседневность: его герои праздно лежат на кушетке, сидят на унитазе. Даже в столь прозаичной обстановке художнику удается передать трагичное состояние души: на это работают приглушенный, болезненно-зеленоватый фон, пустое пространство, в котором люди кажутся маленькими и беззащитными, изломы обнаженных тел, выполненных в несколько трупных, синюшных тонах.

В 60-е: Бэкон обзаводится постоянной мастерской, в которой десятилетиями будут рождаться его шедевры. Tate Gallery устраивает в 1962 году первую ретроспективу художника, а в 1963 в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке открылась его первая американская выставка. В том же году Бэкон знакомится со своим возлюбленным и источником вдохновения Джорджем Дайером. В 1968 году художник впервые побывал в Нью-Йорке.

Триптих «Май-июнь 1973». 1973

Этот триптих — одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. В октябре 1971 года в Гран-Пале в Париже открылась большая ретроспектива, представившая более 100 полотен Бэкона. Дайера нашли мертвым в номере отеля накануне вернисажа. Его смерть стала большой трагедией для Бэкона и не раз возникала в последующих работах художника. Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень «бэконовское» место — уборную. На первой «створке» триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из «Трех фигур в комнате», на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы — нависает над раковиной, на месте которой два «кадра» назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника). Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека.

Читать еще:  Современный реализм. Сайда Афонина

В 70-е: Бэкон теряет Джорджа Дайера, но в 1974 году встречает Джона Эдвардса, нового спутника жизни и впоследствии своего наследника. В 1975 художник знакомится с Энди Уорхолом. Работы Бэкона выставляются в Мадриде, Барселоне, Мехико.

«Этюд к автопортрету». 1985—1986

Героями триптихов Фрэнсиса Бэкона становились абстрактные эмоции, обобщенные человеческие лица, его близкие друзья. Наконец, в триптихе 1985—1986 годов художник изображает самого себя. Он и раньше создавал автопортреты, однако эта работа, одна из поздних, служит своеобразной кульминацией творческого пути Бэкона. Если сравнить триптих 1944 года с «Этюдом к автопортрету», становится видно, как изменился «почерк» художника: на смену жестким, несколько рваным мазкам оранжевого фона первой работы приходит монохромное, гладкое исполнение второй. Как и монстры с «Трех этюдов. «, художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души.

В 80—90-е: В 1988 году работы Бэкона выставляют в Третьяковской галерее. В 1990 художник посещает выставку обожаемого Веласкеса в мадридском Музее Прадо. Фрэнсис Бэкон ушел из жизни в 1992 году.

Френсис Бэкон

Francis Bacon

Френсис Бэкон

Francis Bacon

  • Дата рождения: 28 октября 1909 г. ; Dublin, Ireland
  • Дата смерти: 28 апреля 1992 г.
  • Годы активности: 1930 — 1992
  • Национальность:британец , ирландец
  • Направление:Экспрессионизм
  • Школа/группа:Лондонская школа
  • Жанр:портрет , эскиз и этюд
  • Сфера:живопись
  • Испытал влияние:Эгон Шиле , Хаим Сутин , Рембрандт , Пабло Пикассо , Винсент Ван Гог , Диего Веласкес , Поль Сезанн , Graham Sutherland , Matthew Smith , Кубизм , Экспрессионизм , Сюрреализм , Тициан
  • Оказал влияние:Люсьен Фрейд , Дэмьен Хёрст , Джулиан Шнабель , David Lynch , Alberto Sughi , Lucy Ivanova , Неоэкспрессионизм
  • Друзья и коллеги:Люсьен Фрейд , Graham Sutherland
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Бэкон,_Фрэнсис_(художник)
  • Официальный сайт:francis-bacon.com

Заказать
репродукцию

Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon; 28 октября 1909, Дублин — 28 апреля 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Основной темой его работ является человеческое тело — искажённое, вытянутое, заключённое в геометрические фигуры, на лишённом предметов фоне. Триптих — излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно». Сохранилось 28 триптихов разных размеров, а несколько других было уничтожено самим Бэконом: он очень критично подходил к своим работам. В молодости Бэкон не получил художественного образования и долгое время находился в неведении относительно своей будущей профессии, экспериментируя с различными родами деятельности, поэтому его стиль — особое смешение его собственного восприятия и ярких заимствованных образов, которые прослеживаются во многих работах художника. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ.)русск.», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Последующие работы также вызывали значительный интерес и получали как лестные, так и отрицательные отзывы. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины». Так или иначе, в поздний период жизни за ним прочно закрепился статус одного из ведущих британских художников XX века, и в настоящее время его работы высоко ценятся — несколько произведений входит в список самых дорогих картин.

Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине в доме № 63 по улице Лоуэр Бэггот. Его отец — капитан Эдвард Мортимер Бэкон, отставной военный, занимался разведением лошадей. Он происходил из старинного, но обедневшего рода. Мать — Кристина Винифред Локсли Бэкон, урождённая Фёрт, из семьи стальных магнатов из Шеффилда. В семье было пятеро детей — три сына и две дочери, которых воспитывала няня Джесси Лайтфут. С няней Бэкона связывали дружеские отношения, продолжавшиеся до её смерти в 1951 году.

Во время Первой мировой войны семья переехала в Лондон, где отец Фрэнсиса служил в военном министерстве. В 1918 году они вернулись в Ирландию, однако там началась сначала война за независимость, а затем гражданская война. Это вынудило их постоянно менять место жительства. Из-за частых переездов, начальное образование Фрэнсиса ограничилось лишь двумя годами в школе Дин Клоуз в Челтнеме. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Как вспоминал сам художник впоследствии, он заставлял его кататься верхом, хотя знал, какой губительный эффект оказывает присутствие рядом с Бэконом, страдающим хронической астмой, лошадей и собак. В 1926 году отец изгнал Фрэнсиса из дома после того, как застал его наряжающимся в одежды матери. Бэкон переехал в Лондон, где жил на 3 фунта в неделю, посылаемые ему матерью, а также перебивался случайными заработками.

В 1927 году Бэкон по настоянию отца совершил полугодовое путешествие в Берлин вместе с другом семьи Сесилом Харкорт-Смитом. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Как он сам отмечал позже, их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Следующие полтора года Бэкон провел во Франции, проживая у своей знакомой пианистки мадам Бокентен в Шантийи. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки. Посетив выставку Пикассо в галерее Поля Розенберга в Парижe, Бэкон решил также заняться живописью. В начале 1929 года Бэкон возвратился в Лондон, поселился в доме № 17 по улице Куинсбери Мьюс Уэст в Южном Кенсингтоне и занялся дизайном интерьеров. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Тогда же Бэкон познакомился с Эриком Холлом, который на долгое время стал его любовником и спонсором, и Роем де Мейстром, австралийским художником-кубистом, с которым впервые опробовал рисование маслом. В конце 1930 года он вновь посетил Берлин, где получил большой заказ на дизайн и реставрацию мебели. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери, и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936 года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими». После ряда неудач, Бэкон уничтожил большинство своих работ и некоторое время не занимался живописью.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector