Фрески и настенная живопись в конце византийского периода

Фрески и настенная живопись в конце византийского периода

Фрески и настенная живопись в конце византийского периода

Фрески и настенная живопись позднего византийского периода многое рассказывает о динамике художественных приемов и стилей того времени. Реставрация и оформление Хора монастыря в Константинополе (1316-21 гг.), финансируемые ученым Теодором Метохитом, показывает высокое мастерство и универсальность византийских художников. Церковь изначально содержит обширный цикл работ на тему жизни Богородицы, младенчества и служения Христу.

Интересная особенность этих композиций — блистательной смеси мозаики и росписи — является использование перспективы в обработке пространства, причина, по которой некоторые ученые называют этот период «Европеизацией» Византии.

Вполне возможно, что присутствие жителей Запада во время оккупации византии послужило поводом для появления новых форм живописи. Распространение западных стилей затронуло многие области искусства Византии. Художественные оформления фресками монастыря Peribleptos (1350-75 гг) в Мистра показывают, что способы обработки пространства и движения сопоставимы со способами, применявшимися в работах западных художников. Эта церковь обладает многими реликвиями, в том числе картинами с сюжетами из писания святого Иоанна Крестителя, который присутствует на фреске изображающей крещение Христа.

С начала тринадцатого века и до вторжения турок-османов, Сербия была чрезвычайно мощным княжеством, контролирующем большую часть Балкан. Сербское мастерство видно на фресках, украшающих стены церкви короля в монастыре Студениц. Эта часовня была построена в 1313-14 годах и посвящена королю Штефану Урошу II Милютину. Портреты короля и его жены Симонис изображены на южной стене, в то время как Святой Стефан Неманья, Святой Сава Сербский и Богоматерь с младенцем появляются на противоположной стене.

Размещение этих святых напротив короля и его жены предполагает параллель между предками Милютина и Христом. Христос предстает как Пантократор на куполе в окружении четырех евангелистов. Жизнь Девы Марии появляется в нижней зоне стены, в то время как верхняя часть изображает десять великих праздников, иллюстрирующих Крещение.

Византийские мотивы в русской живописи

В изантия и ее культура оказали в свое время большое влияние на множество соседних стран, в том числе и на Русь. Однако в русском искусстве известны лишь считаные образцы исторических картин на тему византийской истории: наука византинистика появилась в России лишь в конце XIX века. Изучаем самые любопытные «византийские» работы отечественных исторических живописцев.

Андрей Иванов, «Крещение великого князя Владимира в Корсуни»

Обращение языческой Руси в христианскую веру была одной из самых популярных «византийских» тем русской живописи: к крещению княгини Ольги в Константинополе, ее внука князя Владимира в Корсуни, а также русского народа в Днепре обращались мастера начиная с XVIII века. Впрочем, писали они эти сцены с разной степенью исторической достоверности.

Андрей Иванов, известный художник-академист (и отец Александра Иванова, автора «Явления Христа народу»), создал картину «Крещение великого князя Владимира в Корсуни» в 1829 году — по всем канонам академической живописи. В ней сочетались характерное для классицизма подражание античному искусству и неполнота исторических знаний об изображенном событии. Костюмы героев полотна (если не считать облачений священников) будто подсмотрены у актеров псевдоантичной трагедии, а их жесты чрезмерно театральны. Даже храм с колоннами явно построен по принципам античного ордера.

Василий Суриков, росписи храма Христа Спасителя

Когда молодой Суриков получил престижный заказ на украшение храма Христа Спасителя, историки и исследователи знали о Византии уже гораздо больше. Художнику поручили написать четыре первых Вселенских собора, которые проходили в III–IV веках в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне. Сами росписи погибли во время сноса храма, но эскизы Сурикова сохранились.

Художник не стал копировать облачения православных батюшек в своей работе. Драпировки священников струились, напоминая ромейские тоги, но такие детали их облачения, как митры и омофоры, приближали их вид к каноничному изображению святых отцов на византийских иконах. Суриков тщательно изучал византийскую архитектуру, поэтому интерьеры изобразил на фресках весьма достоверно, как и императорские венцы и троны, которые аккуратно скопировал с древних монет и рельефов.

Правда, завершенные росписи значительно отличались от эскизов. Например, сначала Суриков изобразил епископов длиннобородыми, в «восточном» стиле, но по настоянию переписал их лица, сделав бороды короткими, «европейскими». Не понравился заказчикам и чересчур экспрессивный стиль эскизов, и в итоге «Соборы» получились достаточно академическими и сдержанными. Суриков писал родным, что спорить с таким решением не собирался — он хотел скорее завершить работу по государственному заказу и получить гонорар.

Читать еще:  Скульптуры из проволоки. Bart Soutendijk (скульптор)

Илья Репин, «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных»

Изначально «Святого Николая» заказал Илье Репину один монастырь, однако, когда Репин понял, что вместо религиозной картины у него получается драматическая история, он решил закончить картину для себя, а заказчику написать новую.

Репин виртуозно воспользовался доступным ему «византийским» материалом. При создании образа Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских IV века, художник ориентировался на старинные иконы, где его изображали худым лысоватым старцем с запавшими глазами и короткой бородой.

Работа Репина изобиловала исторически достоверными деталями: например, тщательно выписанная туника осужденного, штандарт легиона в толпе, — которые придавали ей особую реалистичность.

Примечательно, что натурщиками для полотна Репина были известные деятели культуры того времени. Самого святого художник частично списал с поэта Аполлона Майкова; палача — с художника Николая Кузнецова; для коленопреклоненной фигуры позировал писатель Иероним Ясинский, а для юноши в розовом — Дмитрий Мережковский.

Виктор Васнецов, «Крещение князя Владимира»

В 1894 году был основан знаменитый журнал «Византийский временник», а научное сообщество основательно увлеклось византинистикой. Интерес к культуре Византии возрастал: по всей стране возводили храмы в псевдовизантийском стиле, а художники все чаще обращались к византийским сюжетам в своих работах.

Вот и Виктор Васнецов вдохновился византийской тематикой. Во время путешествия по Италии художник зарисовывал византийские храмы, а в Киеве изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.

Васнецов тщательно выписал детали выдуманного им корсунского храма: приземистые мраморные колонны, «константиновы кресты» в медальонах, фигуры ангелов и святых на стенах. В центр купола он поместил изображение Крещения Христова, которое рифмуется с самой сценой крещения Владимира.

Василий Смирнов, «Утренний выход Византийской царицы к гробницам своих предков»

Василия Смирнова, как и Васнецова, вдохновила на создание «византийского» полотна поездка по Италии, в частности византийские мозаики в городе Равенна.

На картине «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков» он запечатлел Мавзолей Галлы Плацидии, который легко узнавался по мозаикам южного люнета: сцене со святым Лаврентием у костра и голубями у ног апостолов. А вот имя самой императрицы осталось неизвестным.

Источником вдохновения Смирнова, вероятно, была мозаика с портретом святой императрицы Феодоры из базилики Сан-Витале, на которой бывшая гетера была изображена в богатом наряде, в императорском венце и в окружении знатных дам.

Картина Смирнова продемонстрировала качественно новый подход к историческому жанру в русском искусстве. Художника интересовала не только точность исторических деталей, но и эмоциональность изображенных персонажей: герои его полотна скучали, замирали в восхищении или истово молились.

Фрески и настенная живопись в конце византийского периода

В результате распада Римской империи, Константинополь стал столицей Византийской империи (восточной её части), Рим стал столицей западной части империи.

Больше тысячи лет (1123 года) просуществовала Византия, наследие её огромно.

Греция, входившая в Византию, сумела сохранить, пусть не все, но достаточно большое количество византийских церквей, храмов, монастырей.

Художники, творившие в этот период, создали свой византийский стиль в искусстве.

Что стоит посмотреть ценителям византийского искусства в Афинах:

— один из самых знаменитых музеев в мире — музей Христианства и Византии в Афинах. Коллекция экспонатов включает в себя иконы, картины, фрески, гравюры, мозаики, скульптуры (всего около пятнадцати тысяч экспонатов).

адрес и телефон музея:

просп. Василиссис Софиас, 22

тел. 210 7211027

монастырь Кесариани ( XI век)

На территории его находится храм Пресвятой Богородицы, часовня Св. Антония, монастырские кельи, кухня, бани. Редчайшие старинные фрески привлекают сюда паломников со всего мира.

доехать до монастыря можно на автобусе № 224 (до конечной и пройти пешком около 20 минут)

на такси от центра города 20 минут

тел. 210 7236619

монастырь Дафни (XI век)

В центре монастыря расположен храм Успения Богородицы, уникальные мозаики, украшающие купол и стены храма признаны шедевром Византийского искусства.

доехать до монастыря можно на автобусе №860 и №880

на авто — в сторону Коринфа ( 11 км от центра города)

храм Святых Апостолов (X век)

считается первым храмом Византийского периода в Афинах. Старинные фрески храма, заинтересуют любителей Византийского искусства.

храм находится на территории Древней Агоры

храм Св. Троицы (X век), в Афинах его называют русской церковью, т. к. был выкуплен российским правительством в 1851 году.

Читать еще:  Такое разное искусство

находится на ул. Филеллинон, 21 А (недалеко от пл. Синтагма)

Та к же интересны для посещения: церковь Капникарея, время постройки — 1050 год. Церковь расположена в центре города на главной торговой улице Афин, улице Эрму.

храм Св. Катерины (напротив Арки Адриана), Храм Св. Элефтерия (рядом с кафедральным собором Афин).

Популярные статьи

Сизиф. Греческая мифология

В греческой мифологии, Сизиф (Σίσυφος) был известен как сложный и безумный персонаж. Он был сыном Эола, царём древней Эфиры, которую впоследствии назвали Коринфом.

Постный яблочный пирог (Μηλόπιτα νηστήσιμη)

Одним из популярных рецептов постной выпечки у греческих хозяек, пользуется яблочный пирог.

Ретимно (видео). Греция, Крит

Ретимно (Ρέθυμνο) — курорт международного уровня, столица небольшой префектуры острова Крит.

Conde Nast Traveler: какие греческие острова подходят для отдыха в октябре?

Американский журнал для путешественников и туристический веб-сайт Conde Nast Traveler подобрал для своих читателе греческие острова, подходящие для отдыха в октябре.

В большой статье, содержащей множество деталей и советов, Conde Nast Traveler представляет список лучших мест для отдыха в октябре, восхваляя многие греческие острова.

Согласно Conde Nast Traveler, на острове Милос находятся самые красивые пляжи Греции, в октябре вода в море ещё тёплая и вы с удовольствием можете купаться.

В частности, авторитетный туристический журнал в первую очередь предлагает посетить самые южные греческие острова — архипелаги Додеканес и Киклады, где по-прежнему тепло и солнечно до октября, в то время как у этих островов есть впечатляющие пляжи, где вы можете купаться и хорошо провести свой отпуск.

Так в статье описывают греческие острова: «Нисирос отличается нетронутой красотой и живописностью. Родос с его великолепным мощенными улицами в Линдосе, а также с его средневековым замком и крошечным Кастелоризо — одно из главных предложений для отдыха в октябре. Милос, на котором расположены одни из лучших пляжей Греции. Нетронутые Сими, Нисирос и Патмос — они особенные, а Санторини и Миконос всегда находятся на вершине греческих туристических направлений».

Популярное туристическое издание дает множество советов путешественникам, заявляя, что круизные лайнеры являются проблемой для греческих островов и рекомендуют поездку на острова на пароме или, что еще лучше на парусной лодке. «Это не только более экологично, но и романтично, тем более, что она может вас доставить на более уединенные пляжи или бухты», — говорится в статье.

Прометей, Эпиметей и Пандора

В давние времена, задолго до появления человечества, когда между Олимпийскими богами и Титанами шла война Титаномахия (Τιτανομαχία), два брата Титана Прометей и Эпиметей воевали на стороне Олимпийских богов.

Фрески и настенная живопись в конце византийского периода

В результате распада Римской империи, Константинополь стал столицей Византийской империи (восточной её части), Рим стал столицей западной части империи.

Больше тысячи лет (1123 года) просуществовала Византия, наследие её огромно.

Греция, входившая в Византию, сумела сохранить, пусть не все, но достаточно большое количество византийских церквей, храмов, монастырей.

Художники, творившие в этот период, создали свой византийский стиль в искусстве.

Что стоит посмотреть ценителям византийского искусства в Афинах:

— один из самых знаменитых музеев в мире — музей Христианства и Византии в Афинах. Коллекция экспонатов включает в себя иконы, картины, фрески, гравюры, мозаики, скульптуры (всего около пятнадцати тысяч экспонатов).

адрес и телефон музея:

просп. Василиссис Софиас, 22

тел. 210 7211027

монастырь Кесариани ( XI век)

На территории его находится храм Пресвятой Богородицы, часовня Св. Антония, монастырские кельи, кухня, бани. Редчайшие старинные фрески привлекают сюда паломников со всего мира.

доехать до монастыря можно на автобусе № 224 (до конечной и пройти пешком около 20 минут)

на такси от центра города 20 минут

тел. 210 7236619

монастырь Дафни (XI век)

В центре монастыря расположен храм Успения Богородицы, уникальные мозаики, украшающие купол и стены храма признаны шедевром Византийского искусства.

доехать до монастыря можно на автобусе №860 и №880

на авто — в сторону Коринфа ( 11 км от центра города)

храм Святых Апостолов (X век)

считается первым храмом Византийского периода в Афинах. Старинные фрески храма, заинтересуют любителей Византийского искусства.

храм находится на территории Древней Агоры

храм Св. Троицы (X век), в Афинах его называют русской церковью, т. к. был выкуплен российским правительством в 1851 году.

Читать еще:  Через призму памяти. Anne Herrero

находится на ул. Филеллинон, 21 А (недалеко от пл. Синтагма)

Та к же интересны для посещения: церковь Капникарея, время постройки — 1050 год. Церковь расположена в центре города на главной торговой улице Афин, улице Эрму.

храм Св. Катерины (напротив Арки Адриана), Храм Св. Элефтерия (рядом с кафедральным собором Афин).

Византийские фрески Кипра.

Православие — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление».

Православие сложилось в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Византийской империи и впоследствии распространилось на Балканском полуострове, в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.

После распада Римской империи на Восточную и Западную части, Кипр в 395 году, оказался под властью Византии, став её частью. Этот период продолжался почти 800 лет, прерванный периодом арабского доминирования 648—965гг.

Закончился Византийский период в 1191 году, во время правления Исаака Комнина Кипрского, когда английский король Ричард I Львиное Сердце занял остров во время Третьего крестового похода.

В период Византийского господства на Кипре было православие. И , понятно,что построили много православных храмов.

Со времен Византии осталось не так много мест, где фрески сохранились. И Кипр — одно из них. Здесь много церквей с фресками в хорошем состоянии. Они очень разные по стилю и манере исполнения, и принадлежат разным школам.

Что же такое фреска? Итальянское слово фреска (fresco) означает свежий, сырой. Это живопись по сырой штукатурке. Стену покрывают известковым раствором и, пока он свежий, пишут пигментом, разведенным чистой водой. Когда штукатурка высыхает, краски оказываются словно впаянными в стену. Фреску художник должен писать очень быстро, так как раствор высыхает полностью за 10-15 минут, и тогда уже краски на нем не закрепляются.

Поэтому эта техника требует большого мастерства и точности. Стоит художнику чуть ошибиться, провести неверную линию, и приходится полностью счищать уже готовый фрагмент, еще раз покрывать стену штукатуркой и начинать все заново.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. В христианском же искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и реже внешних стен каменных храмов.

Византийские художники создали свой идеал красоты. Античных мастеров восхищала красота человеческого тела. Византийцы же скрывали ее под одеждой: художник писал не тело человека, а «образ его души»!

Скрытые роскошными хламидами, фигуры похожи на аппликации; маленькие символичные ножки поставлены так, будто тела зависли в воздухе, а лики (уже лики, а не лица) суровы, неподвижны и оцепенело смотрят вперед: что для жизнелюбивой Античности — сущая скука, а для Византии — основанный на самоотрешении духовный идеал.

Каждое изображение имело строго определенное место внутри храма: в куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судии, ниже — ученики Христа (апостолы), на стенах и столбах — святые и пророки, на западной стене храма — сцена Страшного суда.

Один из византийских авторов утверждал: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах».

В Византии в росписи стен до XII века сохранялись античные традиции — верхний слой грунта делался известково-мраморным, выглаженным до слабого блеска. По нему писали с расчетом на его просвет сквозь красочный слой.

Но в XII веке византийские мастера стенописи уже пишут на матовых грунтах — левкасах из сильно «отощенной» извести, но с введением в нее традиционных римских наполнителей (толченных известняка, мрамора, черепицы и других).

Однако масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Поэтому с XII века количество слоёв штукатурки уменьшилось до двух, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Добавки эти были минимальными, но оказывали существенное воздействие на качество грунта. Такие трубчатые грунты самые долговечные, это и подтверждено хорошей сохранностью произведений стенописи, на них выполненных.

Наивысшего расцвет византийской фрески, был период с середины IX по XIV век. Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII век)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector