Футуризм

Футуризм

Что такое Футуризм

Футуризм (от лат. futurum — «будущее») — это движение в искусстве, которое зародилось в начале 20 века.

Термин появился в 1910 году благодаря итальянскому писателю Филиппо Маринетти (1876–1944). Именно он придумал название этому движению, опубликовав «Манифест футуризма».

Из манифеста следовало, что футуризм — это движение только вперёд, в будущее. Это полное игнорирование прошлого и прошлых достижений в искусстве.

Футуристы (приверженцы футуризма) воспевают науку: энергию машин, быстрое движение и развитие, технические достижения. Красоту они видят в скорости машин.

Футуризм — это стремительное и энергичное искусство. Оно должно сподвигать, оглушать, восставать. В нём присутствует дух противоречия и постоянный вызов.

Особую популярность футуризм имел в Италии и России. Движение затронуло и литературу, и живопись, и музыку.

Основные характеристики футуризма

  • Футуризм — это бунтарство. Это скорость, энергетика, звуки. В своём манифесте Маринетти писал, что сердца футуристов наполнены огнём, ненавистью и скоростью.
  • Футуризм восхваляет войну, военную мощь и патриотизм. Выступает против морализма и феминизма.
  • Ориентация только на будущее: на дальнейшее развитие, научные и технические достижения. Воспевался человек будущего, то есть тот, кто связан с прогрессом, машинами, индустриями и скоростью: авиаторы, механики, водители.
  • Будущее воспевается, прошлое игнорируется и принижается. По мнению футуристов, музеи и музейные ценности должны быть забыты и уничтожены.
  • Футуристы любили энергию, динамичность и скорость. Для их передачи на картинах они использовали яркие краски, в музыке — шум, а в поэзии — слова-звуки.

Футуризм в литературе

Как итальянскому, так и русскому футуризму были присущи отличительные черты.

Во-первых, поэты-футуристы используют декламационный язык: который протестует, который призывает.

Стихи были похожи на манифесты. Читались произведения торжественно. Фразы будто отстукивали.

Во-вторых, в стихах появляются слова-звуки.

«Нам молодость
Дана была недаром
И не зря была нам дорога:
Мы её схватили за рога
И разожгли отчаянным пожаром.
Нна!
Ххо!
Да!
Наделали делов!».

Василий Каменский «Гимн 40-летним юношам» (1924 г.)

Поэзия футуристов, как и картины, состояла из фрагментов. Язык ломался. Порядок слов мог быть изменён.

Зачастую опускались глаголы. Таким образом в текст вносился эффект скорости.

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!».

Велимир Хлебников «Кузнечик» (1908–1909 г.)

Нередко футуристы использовали грубые выражения, экспериментировали с ритмом, придумывали новые слова. Поэтому литературный футуризм шокировал, вызывал скандал.

«Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл*дям буду
подавать ананасную воду!».

Владимир Маяковский «Вам!» (1915 г.)

Представители футуризма в литературе

  • итальянский писатель и поэт Филиппо Маринетти (1876–1944),
  • итальянец поэт и художник Луиджи Руссоло (1885–1947),
  • португальский поэт Фернанду Песоа (1888–1935), и др.

Футуризм в России

Серебряный век русской поэзии включает в себя период футуризма. Поэтому среди поэтов этого периода немало футуристов.

В России в 1912 году был издан манифест «Пощёчина общественному вкусу», который собрал стихи поэтов-футуристов.

Самыми яркими представителями были:

  • Владимир Маяковский (1893–1930),
  • Василий Каменский (1884–1961),
  • Велимир Хлебников (1885–1922),
  • Вадим Шершеневич (1893–1942),
  • Елена Гуро (1877–1913),
  • Игорь Северянин (1887–1941),
  • Алексей Кручёных (1886–1968),
  • Бенедикт Лившиц (1887–1938).

Так как футуризм затронул не только поэзию, но ещё и живопись, многие поэты-футуристы были ещё и художниками.

Футуризм в живописи

В живописи футуризму была присуща симультативность (фр. simul tane— одновременный).

Этот принцип используется в театре. На сцену одновременно выносятся все декорации, и можно увидеть сразу все места, где будет разворачиваться действие спектакля.

Фигуры на картинах футуристов как будто собраны из обломков. Такая фрагментарность создаёт ощущение движения, скорости. Объекты словно то появляются, то исчезают.

Футуризму была присуща динамичность красок. Цвета использовались яркие и выразительные.

Футуристы переняли из кубизма геометрические формы. Но футуризм не обязывал использовать только эти формы.

Представители футуризма в живописи

Среди художников-футуристов можно выделить:

  • Итальянцев: Умберто Боччони (1882–1916), Джино Северени (1883–1966), Джакомо Балла (1871–1958), Карло Карра (1881–1966), Луиджи Руссоло (1885–1947).
  • Русских: братьев Бурлюков (Давида (1882–1967) и Николая (1890–1920)), Михаила Ларионова (1881–1964), Николая Кульбина (1868–1917), Александру Экстер (1882–1949).

Читайте также про Кубизм.

Футуризм в музыке

В музыке футуризм — это прежде всего шум.

Манифест «Искусство шумов» итальянского художника, композитора и поэта-футуриста Луиджи Руссоло (1885–1947) призывал посвящать свою музыку промышленности, машинам, пароходам, поездам.

Так создавались шумовые произведения — какофония звуков, которые обозначали стремительное движение мира вокруг.

Впечатление о футуристической музыке поможет создать видео с записью музыкального произведения Луиджи Руссоло.

Представители музыкального футуризма: Луиджи Руссоло, Артур Лурье (1892–1966), Иван Вышнеградский (1893–1979), Николай Кульбин (1868–1917) и др.

Футуризм — хвалебный гимн индустриальной эпохе и научному прогрессу

Футуризм — это авангардное течение в искусстве (живописи, литературе, скульптуре, архитектуре) начала ХХ века, которое отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху. Футуристы принципиально отказывались от традиционного художественного наследия, предлагали современникам создать новую модель устройства мира, основанную на идеях урбанизации и технического прогресса. В футуризме приветствовалось прославление движения, энергии, скорости, передовых достижений науки и техники того времени.

Футуризм заимствовал у фовизма выразительность цвета, а у кубизма — художественные формы с множеством раздробленных фигур и острых углов. Приверженцы этого течения радостно приветствовали революционные идеи, с энтузиазмом восприняли начало Первой Мировой войны, в которой видели радикальный способ очищения мира от старого мирового порядка. Многие футуристы ушли добровольцами на фронт и нашли там свою гибель.

История развития футуризма

Футуризм в качестве течения в искусстве изначально появился в Италии. Официальной датой его создания считается 20 февраля 1909 года. В этот день поэт Филиппо Маринетти опубликовал в популярной газете «Манифест футуризма». В своем сочинении 32-летний автор обращался к деятелям искусства (в первую очередь — к художникам) с призывом к созданию новой концепции красоты в противовес старой традиционной культуре. Основополагающий документ нового течения провозглашал культ будущего и дал громкое название движению — «футуризм» (от лат. futurum — будущее).

Через год вокруг Маринетти объединилась арт-группа из числа молодых итальянских художников. В нее вошли:

  • Джакомо Бала (Giacomo Balla);
  • Умберто Боччиони (Umberto Boccioni);
  • Луиджи Русоло (Luigi Russolo);
  • Карло Кара (Carlo Carra);
  • Джино Северини (Gino Severini);
  • Франческо Балилла Прателла (Francesco Balilla Pratella).

В 1912 году в Париже состоялась первая выставка футуристов, экспонаты которой позже демонстрировались в разных странах Европы (Голландии, Бельгии, Англии, Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии).

Революционные идеи футуристов не нашли большого отклика среди европейских художников. Только в России появилось множество энергичных сторонников нового течения. Здесь Давид Бурлюк организовал литературно-художественную группу «Гилея» в которую вошли многие молодые поэты и художники.

Читать еще:  Современный художник. Игорь Медведев

Российские футуристы стремились соединить живопись и литературу, а также создали собственную версию нового течения в искусстве. В ней большее значение придавалось теме одиночества человека в современном мире.

Популярность итальянского футуризма быстро угасла к концу Первой Мировой войны, а ее русская версия просуществовала чуть дольше — до начала 20-х годов. Впоследствии футуристы продолжили творческие поиски в других направлениях искусства.

Отличительные черты футуризма

Картины футуристов легко узнаваемы по характерным особенностям:

  • обилию ярких цветов и строгих форм;
  • глубокому философскому подтексту сюжета;
  • динамичности и геометричности изображений;
  • акценте на тематиках войны и технического прогресса;
  • стремлению автора изобразить предметы в движении.

Известные художники-футуристы

Среди множества выдающихся представителей художников-футуристов можно отменить следующих авторов:

  • Джакомо Балла (1871-1958) — в начале творческой карьеры тяготел к импрессионизму и увлекался пуантилизмом. В качестве футуриста известен абстрактными композициями, активно пытался воплощать свои идеи в скульптуре и прикладном искусстве. В 30-е годы вернулся к классической манере рисования. Дожил до глубокой старости и умер в Риме в возрасте 86 лет.

  • Луиджи Руссоло (1885-1947) — итальянский художник, композитор и поэт. Помимо живописи активно пропагандировал футуризм в музыке и поэзии, создавал смелые эксперименты, в которых исследовал шумовые звучания. С 1913 по 1941 год прекратил рисовать картины и полностью сосредоточился на музыке. Вернулся к живописи только к концу жизни.

  • Давид Бурлюк (1882-1967) — русский футурист украинского происхождения. В детстве лишился глаза и ходил со стеклянным протезом, став оригинальной знаменитостью. Чудом не погиб во время Гражданской войны, эмигрировал сначала в Японию, а затем — в США. Принимал активное участие в просоветски настроенных художественных группах, но на Родину не вернулся.

  • Умберто Боччони (1882-1916) — итальянский художник и теоретик футуризма, автор «Технического манифеста футуристической живописи». Изучал импрессионизм и постимрессионизм, увлекался пуантилизмом и дивизионизмом. Был призван в действующую армию во время Первой Мировой войны, умер от несчастного случая при падении с лошади.

Футуризм оставил яркий след в мировом искусстве. Художники-бунтари добились шумного успеха и выполнили свою историческую миссию. А на сайте Very Important Lot посетители всегда могут принять участие в аукционах, чтобы приобрести шедевры изобразительного искусства. Наш портал также предоставляет ценителям прекрасного возможность напрямую купить картины у современных художников.

Что такое футуризм в литературе?

Футуризм (будущее) – одно из самых популярных литературных направлений в России начала XX века. Это движение в прямом смысле ознаменовало революцию в мировом искусстве: футуристы не признавали классические традиции и старые нормы, в противовес проповедуя нигилистическое отрицание.

Основная черта футуристов – урбанизм и направленность к будущему

Из статьи вы подробнее узнаете об этом явлении в литературе.

История футуризма

Вопреки многим заблуждениям, футуризм зародился не в России, а в Италии. Датой основания направления считается 20 февраля 1909 года, когда итальянский литератор Томмазо Маринетти опубликовал в парижской газете «Фигаро» произведение «Манифест футуризма». В своей работе Маринетти призывал разрушать библиотеки и музеи, бороться против морализма. Причем публицист, будучи последователем идей Бенито Муссолини, видел много общего в фашизме и футуризме.

Произведение Маринетти «Манифест футуризма»

В России это направление зародилось немногим позже, сразу после публикации в 1910 году сборника Гумилева «Садок судей», и очень быстро получило развитие. В немалой степени это направление повлияло на развитие русского языка и принесло много изменений: менялся строй предложения, появлялись новые речевые обороты, корнесловия и многое другое.

Несмотря на антибуржуазную направленность футуризма, советская власть негативно восприняла его представителей, и движение постепенно начало распадаться.

Окончательно футуризм как движение исчез в СССР в конце 1920 годов

Многие писатели эмигрировали из страны – в их числе Илья Зданевич, Игорь Северянин, Давид Бурлюк и другие. Владимир Маяковский застрелился в 1930 году.

Задача и суть этого направления

Как и было сказано, футуризм – полное отрицание рамок, норм и условностей. Футуристы стремились выразить свое мировосприятие и понимание всего происходящего любыми удобными для себя способами, наплевав на опыт предшествующих поколений: «теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

Вы скажете, что любое авангардистское течение было против классицизма? Да, так и есть. Но футуристы делали это крайне радикальным образом, выступая против любых литературных рамок и стремясь к искусству будущего. Сам Маринетти толковал задачу футуризма следующим образом: «ежегодно плевать на алтарь искусства».

Герой в работах футуриста – это житель большого современного города, наполненного различной техникой и постоянным движением. Здесь жизнь постоянно улучшается и достигает все новых этапов развития. Вечный прогресс.

В чем суть футуризма?

Течения русского футуризма

Основной успех футуризма в России был связан с нестабильной общественно-политической ситуацией в стране. Идеями Маринетти вдохновились молодые поэты-авангардисты, которые стали образовывать различные течения:

  1. Кубофутуристы. К популярным авторам-кубофутуристам относились братья Бирлюки, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и другие. Именно кубофутуристы добились наибольшего успеха. Сама форма и звучание слова значили для представителей движения больше, чем его содержание. Отсюда следует отказ от предлогов, образование неологизмов и многое другое.
  2. Эгофутуристы. Помимо футуристического стиля письма, эгофутуристам было присуще частое использование новых иностранных слов, себялюбие и рафинированность (очистка) ощущений. Лидером эгофутуристов был Игорь Северянин, но спустя время это место занял Иван Игнатьев. Позже к движению примкнули Петр Ларионов, Георгий Иванов и другие.
  3. «Мезонин поэзии». В 1913 году московские эгофутуристы образовали объединение «Мезонин поэзии». Вдохновителем группы был Вадим Шершеневич. Также из поэтов сюда входили Лев Зак, Борис Лавренев, Сергей Третьяков и другие молодые поэты начала XX века. Движение распалось в конце 1913 года. Участники объединения выпустили несколько альманахов: «Пир во время чумы», «Вернисаж» и некоторые сборники.
  4. «Центрифуга». Это движение образовалось в 1914 году, продолжало свою деятельность до 1922 года. Главная особенность московской футуристической группы была в том, что при написании лирического произведения ее представители могли перенести центр внимания со слова на синтаксис и интонационные структуры – т.е. в своих работах органично совмещали футуризм и опору на опыт и традиции.

Направления в футуризме

Каждое из этих течений называло себя представителем истинного футуризма и считало свою роль главенствующей – все это приводило к постоянной вражде между группировками. Но даже так порой они сближались, а некоторые и вовсе переходили из одной группы в другую.

Русский и итальянский футуризм: сравнение

Русский футуризм больше литературный, чем итальянский. Нет, это не означает, что в художестве он не получил распространения, ведь было много популярных работ, чего стоит Михаил Ларионов. Но именно в литературе футуризм нашел наиболее широкое распространение.

Читать еще:  Французский художник. Vincent Lignereux

В идеологии между русскими и итальянскими авангардистами тоже были большие отличия. Так, в Италии воспевали милитаризм, а основателя направления Маринетти часто обвиняли в шовинизме и называли женоненавистником. К тому же, позже он примкнул к числу последователей фашизма.

В России же футуризм носил антибуржуазную направленность, а его представители (например, Маяковский, Хлебников и Кандинский) поддерживали Октябрьскую революцию.

Они стремились развивать литературу в революционном духе

Представителям русского футуризма не нравилось, когда их сравнивали с итальянским направлением и называли это направление детищем Маринетти. Напротив, они считали, что во многом превосходят итальянских авторов и самого основателя футуризма.

Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной, и теперь вы больше знаете о футуризме. Это движение оказало огромное влияние на развитие мирового искусства начала XX века, а работами популярных художников и поэтов-футуристов мы наслаждаемся до сих пор.

Дополнительная информация о русском футуризме в литературе в видео:

Гениальные дети современности.

Из манифеста футуристов

В 1909 году итальянский литератор Филиппо Маринетти в Парижской газете «Фигаро» (20 февраля 1909 года) опубликовал «Манифест о футуризме», в котором он провозглашал смерть старого искусства и рождение нового, призванного спасти мир. Ключевой лозунг, выдвинутый Маринетти, – «Parole in liberta!» («Слова на свободе»!). Новое искусство называлось футуризм.

Футуризм (от лат. Futurum – будущее) – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Русский футуризм родился в 1910 году, когда в Петербурге вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей». Название для него придумал тогда никому неизвестный поэт Велимир (повелевающий миром) Хлебников. Ставка при выборе названия делалась на очевидную смысловую невнятность, а также на эффектное звуковое сходство слов «садок» и «судей». Книга была напечатана на обратной стороне обоев – «на мещанских кожах обывательских квартир», как выразился Давид Бурлюк.

Кроме упомянутых поэтов, в число авторов сборника входил Василий Каменский. Вместе с Владимиром Маяковским и Алексеем Крученых эти поэты скоро составили наиболее влиятельную в этом течении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи. Кубофутуристами их называли потому, что большинство футуристов совмещали занятия литературой и живописью. В живописи они придерживались направления кубизм (разложение сложных объемных форм на простые и плоские, приверженность к геометрическим фигурам). Гилея (по-древнегречески «лесная») – название местности в Таврической губернии, где у отца Давида Бурлюка было имение, и куда в 1911 году приезжали футуристы.

Кроме того, заметными группами были «эгофутуристы» (Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Василиск Гнедов и др.) и объединение «Центрифуга» (Борис Пастернак, Николай Асеев, Сергей Бобров и др.)

В качестве философских предпосылок русского футуризма были восприняты идеи Анри Бергсона, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, которые провозглашали интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционной культуры, идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов.

Русские футуристы (будетляне) пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Он понимался ими как макрокосм, а человек – как микрокосм. Современный мир по футуристам – это движение, устремленность в будущее. Они буквально жили им.

Свое творчество футуристы противопоставили символизму. Они отказывались от мистицизма, недосказанности, присущих символизму, воспевали пользу, а не тайну, и человека поставили в центр мира. Футуристы провозгласили антиэстетизм, а тезису «Искусство для искусства» – лозунг «Искусство для масс». По мнению футуристов, искусство призвано преобразовать мир и человека. Но наследие прошлого они полностью отвергали, считая его «собранием окаменелых ценностей».

В своей первой декларации «Пощечина общественному вкусу» футуристы заявляли: «Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…».

В манифесте из сборника «Садок Судей II» было заявлено отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые ритмы, рифмы, размеры стиха» новые слова и новые темы; презрение к славе.

Футуристы постоянно намеренно эпатировали, шокировали публику своим поведением, вызывающей одеждой. Все их выступления неизменно сопровождались скандалами.

«Перед выходом нашим на эстраду сторож принес поднос с двадцатью стаканами чая. А когда вышли мы (Маяковский – в желтом распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк – в сюртуке и желтом жилете, с расписным лицом, я – с желтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным аэропланом на лбу), когда, прежде всего, сели пить чай, аудитория гремела, шумела, садилась, хлопала в ладоши, веселилась», – вспоминал Василий Каменский.

Футуристы культивировали образ поэта-хулигана. В их стихах специально нагнетались шокирующие безобразия: «дохлая луна», «звезды – черви, пьяные туманом» (Бурлюк), улица провалилась, как нос сифилитика» (Маяковский).

Футуризм делал установку на обновление поэтического языка.

Обратимся к поэзии футуристов. Проанализируем стихотворение Велемира Хлебникова «Заклятие смехом» (1910).

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных –
Смех усмейных смехачей!

Попробуйте расшифровать значение неологизмов и оттенков однокоренных слов.

Хлебников обратил внимание на корень слова и при помощи различных приставок и суффиксов стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянские. Этим он пытался «найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов их одного в другое – свободно плавить слова». Языковой эксперимент превращался в эстетический факт.

Каковы корни стихотворения Хлебникова «Заклятие смехом»? На что оно похоже?

Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.

Не менее неожиданным было стихотворение Маяковского «А вы могли бы?» (1913).

Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?

Футуристы также сделали попытку придумать новый язык. В декларации «Слово как таковое» они заявляли: «Живописцы будетляне не любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев», обладает определенной семантикой (смыслом).

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиэээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

Это стихотворение Хлебникова. Как вы думаете, каково значение звуков в этом стихотворении? Что они вам напоминают?

Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой символ – птиц. (Отец Хлебникова был орнитологом). Этот символ, считал поэт, должен передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык символизировал связь между народами и континентами. Такой язык должен был в будущем объединить людей на планете.

Читать еще:  Чилийский художник. Ariel R. G. H.

Обратимся еще к одному стихотворению Хлебникова «Кузнечик» (1908 – 1909).

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» – тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Назовите неологизмы и определите, как они созданы?

«Крылышкуя» образовано от существительного «крылышко» и имеет признаки деепричастия – сравним: «рисуя», «воркуя»;

«золотописьмо» – сложное слово, образованное слиянием слов «золото» и «письмо»;

«лебедиво» сочетает в себе слова «лебедь», «лебединый» и «диво».

«зинзивер» явно существительное, хотя не совсем понятного происхождения, его значение выступает из фонетического образа.

Что еще можно сказать о звуковых образах этого стихотворения?

В стихотворении много ассонансов.

«у» встречается 5 раз;

«и» – 11 (в словах «тончайших», «жил», «уложил» буква «и» обозначает звук «ы»);

Аллитерации «з», «ж» и «ш», «х» передают жужжание насекомых и шорох травы; «л» и «р» создают образ живой природы.

Бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. Но футуризм послужил и созидательным художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.

Олег Лекманов. Футуризм // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

В.Альфонсов. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футуризма. Серия: Новая библиотека поэта. СПб., 2001

Русский футуризм

Русский футуризм первоначально возник как школа в живописи, а своё название получил от латинского futurum – будущее. С началом русского литературного футуризма связывают возникновение в 1909 году группы художников и поэтов «Гилея» («Будетляне»).

Если истоки символизма были связаны с французской литературой, то исток русского футуризма — это итальянская авангардистская поэзия начала 20 века, связанная с именем Филиппо Маринетти. Именно в его манифесте, опубликованном в феврале 1909 года, впервые появилось слово «футуризм». В своем манифесте Маринетти писал: « Нет шедевров без агрессивности. Мы хотим прославить войну – единственную гигиену мира, разрушить музеи, библиотеки ». Маринетти призывал разрушить синтаксис, отменить знаки препинания, отказаться от того, чтобы быть понятым. Свой манифест он заканчивал так: « Будем смело творить «безобразное» в литературе. Надо ежедневно плевать на Алтарь искусства ».

В русском литературном футуризме обозначились три течения: эгофутуризм и кубофутуризм, отдельное явление составила футуристическая группа «Центрифуга».

Группу эгофутуристов , в которую вошли поэты Константин Олимпов, Иван Игнатьев и Георгий Иванов, возглавлял Игорь Северянин (1887-1941; настоящая фамилия — Лотарёв). Творчество эгофутуристов было скорее плохим подражанием акмеизму, поэтому эгофутуризм оказался течением бесплодным. Быстро набравший популярность Северянин вскоре отделился от возглавляемой им группы, издал несколько сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Златолира», «Поэзоантракт», «Поэзоконцерт». Его выступления принесли ему огромную славу и беспрецедентное поклонение со стороны публики, особенно женской. Рафинированность ощущений, мелодичность, напевность стихов, демонстративное себялюбие — вот характерные черты эгофутуристической поэзии.

Кубофутуризм воспринял некоторые идеи итальянского футуризма, но отказался от чрезмерной агрессивности. В русском футуризме было скорее бунтарское начало, нежели агрессивное.

В группу кубофутуристов «Гилея» вошли основатель кубофутуризма Давид Бурлюк, поэты Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Елена Гуро. Они выступили со сборниками «Садок судей» (1910), «Пощёчина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913). В предисловии к сборнику «Пощёчина общественному вкусу», которое подписали Бурлюк, Кручёных, Маяковский и Хлебников, говорилось: « Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней ». Это был бунт против всех поэтических норм и традиций в искусстве. Свою задачу футуристы видели не только в том, чтобы поразить воображение читателя, но и передать общую атмосферу современной жизни с её убыстряющимися темпами.

С сайта www.ruskerealie.zcu.cz

Для эстетики кубофутуризма было характерно :

  1. Отрицание гармонии.
  2. Деэстетизация творчества: художественные приёмы (сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д.) призваны были не усиливать красоту и образность, а наоборот, профанировать её: «Улица провалилась, как нос сифилитика. Река — сладострастье, растёкшееся в слюни. » (В.В. Маяковский, «А всё-таки»);
  3. Преобладание формы над содержанием: форма слова, ритмика и мелодика текста важнее его смысла.
  4. Словотворчество: попытка заменить традиционный язык «заумным языком»*, многочисленные неологизмы (слова, созданные автором): «крылышкуя», «лебедиво», «зинзивер», «времирей», «смеянствуют», «любёночек». Преуспели в этом направлении Велимир Хлебников («Бобэоби пелись губы. «, «Заклятие смехом») и Алексей Кручёных («дыр бул щыл. «). Чтобы найти новый смысл в слове, футуристы разлагали слово: n: х ; в то же время языковые эксперименты позволяли обнаруживать неисчерпаемое богатство русского языка — см., например, стихотворение Хлебникова «Заклятие смехом» **.
  5. Антигуманный характер творчества: искусство футуристов было направлено не к человеку, а от него.

Деформируя действительность, футуристы стремились подчеркнуть дисгармонию мира. Однако энергия разрушения привела к тому, что искусство футуризма стало носить античеловеческий характер. Слишком радикальные высказывания футуристов отпугивали широкого читателя, а «заумный язык», который они изобретали, так и не стал языком будущего. Футуристы хотели пройти от нуля к бесконечности, но прошли обратный путь, потому что человек без прошлого напоминает бабочку-однодневку, родившуюся на заре и умирающую к вечеру.

С 1913 по 1917 годы существовала группа поэтов «Центрифуга» , составившая третье, последнее течение в русском футуризме. Яркими представителями этого течения были начинающие поэты Борис Пастернак и Николай Асеев. В центре внимания поэтов «Центрифуги» было не само слово, а нестандатные синтаксические и ритмические структуры.

В 1917 году русский футуризм тихо скончался, не оставив наследника.

Из поэтов, связанных с футуризмом, в «большой литературе» остались только В.В. Маяковский и Б.Л. Пастернак.

* Заумь, или заумный язык — это попытка не уничтожить язык, а наоборот, максимально его семантизировать. Велимир Хлебников предполагал, что создание заумного языка позволит разложить язык на элементы и создать «что-то вроде закона Менделеева». Заумь исходила из двух предпосылок: 1) «первая согласная слова управляет всем словом, приказывает остальным»; 2) слова, начинающиеся с одной и той же согласной, объединяются каким-то общим понятием. Например, слова, начинающиеся с Ч, по мнению Хлебникова, обозначают «одно тело в оболочке другого»: чашка, чан, череп, чулок. Хлебников верил, что заумный язык сможет стать языком будущего и объединит всех людей.

** Велимир Хлебников. Заклятие смехом

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector