Ход времени. Игорь Бархатков

Ход времени. Игорь Бархатков

Художник Игорь Бархатков о семье, характере пейзажа и «цветовых отношениях»

Игорь, Елена, Витольд и Антон Стефанович Бархатковы стали героями документального фильма «Династия художников Бархатковых».

Картина входит в серию «Современное искусство Беларуси», снятую Олегом Лукашевичем и Александром Алексеевым для телевизионного показа. Что, в общем, не исключает дальнейшего продвижения и более широкой аудитории – ведь документального кино о современном белорусском искусстве практически нет, а интерес к нему показывают многие образовательные программы.

Презентация документального кинопроекта «Современное искусство Беларуси» состоялась в Национальном художественном музее.

Проект поддержан Приорбанком и сделан как цикл творческих портретов 10 художников – их произведения стали частью коллекции банка. Думаю, имело бы смысл продолжить серию, поскольку собрание насчитывает сотни работ, а это дает возможность рассказать, показать, оставить для истории документальные кадры арт-процесса.

Династия Бархатковых в этом ряду занимает особое место: в переломные для белорусской реалистической живописи годы, на исходе 1980-х, художники остались верны классическому пейзажу. Более того, чтобы быть ближе к нему, поменяли город на деревню и находят в этой неисчерпаемой теме все больше сюжетов. Как мне довелось слышать от Игоря Бархаткова, он на собственном примере убедился в том, как мало видят городские жители: «без горизонта», без оттенков снега, дождя, солнца, без ежедневных перемен погоды, времен года. «В городе о природе можно судить только с точки зрения подходящей одежды».

Есть в этой верности реализму своего рода смелость: вопреки веяниям времени, Бархатковы не отказались от академической школы, от мастерства. В период, когда концептуальное искусство делает ставку на идею в ущерб «красоте», а актуальные практики призваны раздражать, будоражить общество, традиционный пейзаж остается гуманистичным, радующим глаз.

Игорь верен сдержанным, строгим сюжетам, ему свойственна более глубокая, напряженная цветовая гамма. Его супруга Елена полна открытых эмоций, как будто каждый раз заново удивляется солнечному свету и своему цветущему саду. К сожалению, в Беларуси меньше известно творчество брата Витольда, он живет в Америке, но и у него – своя, отличительная по экспрессии, живописная интонация. А вот отец художников, Антон Стефанович, – ученик Бялыницкого-Бирули, и у него прочитывается традиция драматичного белорусского пейзажа, углубленного в какую-то тайну, в неведомую грусть. По крайней мере современниками.

В числе семейных преданий – прекрасная история о сирени. Легендарный Бялыницкий-Бируля был учеником Левитана, в усадьбе которого цвела сирень, ее писал и сам мастер, и его студенты. Судьба или не судьба, но от хозяев к гостям, через годы, поездки и подарки, кусты из левитановских пейзажей выросли у Бархатковых.

Фильм Олега Лукашевича снят, казалось бы, тоже очень традиционно: камера никуда не спешит, обходится без внешних эффектов. Классическая музыка добавляет этому «блюду» ощущение одухотворенности и даже патетики. В то же время определенная актуальность в подаче материала здесь есть: Игорь все рассказывает сам, даже иногда раскрывает технические детали, о которых художники обычно не говорят. Авторам удалось установить доверительную дистанцию, показывая дом и усадьбу, собак и лошадей. Фильм не содержит закадрового текста, ничего нарочитого.

Это по сути монолог, где основное внимание уделено глубоко личным размышлениям о творчестве, о семье, об искусстве, воспоминаниям об учителях. И конечно, прекрасный визуальный ряд: зритель легко может убедиться, что реалистическая живопись династии Бархатковых действительно интересна, самобытна, полна эмоций. Думаю, благодаря тем самым классическим традициям она действительно углубляется не только в белорусский пейзаж, но и в раздумья о бесконечности природы как универсума, как основы бытия.

Игорь Бархатков, художник, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь на СТВ

Насколько я знаю, ужасы войны не миновали и Вашу семью? И Ваш дед и Ваш отец, не менее известный художник Антон Бархатков, тоже воевал?

Игорь Бархатков, художник, коллекционер, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь:
Воевал в армии «Белый плен», затем были партизаны.

Как художественные способности Вашего отца помогли ему выбраться из плена?

Игорь Бархатков, художник, коллекционер, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь:
Была такая ситуация, когда он попал в плен под Луганском (это был такой лагерь, который был за колючей проволокой) некоторых людей выпускали, давали специальные документы — аутласт, и также выпускали местных, чтобы они могли иногда сходить домой. И он взял у своего знакомого этот аутсласт и нашел где-то какой-то немецкий документ с печатью и аккуратно (он не знал немецкого языка) карандашиком все нарисовал. И так он вышел. Он шёл много месяцев. Практически от Луганска он шёл в свою деревню. Он шёл по селам, задерживался в деревне, рисовал портреты, перерисовывал какие-то фотографии. Это была для него возможность покушать…

Талант его спас?!

Игорь Бархатков, художник, коллекционер, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь:
Практически да. Но войну он не писал. Это не принципиально. Вы понимаете, люди, которые пережили такой ужас этого всего, такой страх… Он постоянно рассказывал о ней, но писать он не мог.

Наоборот, те белорусские художники, которые вернулись с войны, они не хотели писать. Они хотели писать солнце, они хотели писать цветущие сады.

В этом году новый символ — «цветок победы». Как Вам такая идея?

Игорь Бархатков, художник, коллекционер, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь:
Символы — это очень сложная тема. Само яблоко — это мироздание, это вся земля. И белый цвет.. В данном случае — он очень праздничный.

«Живи и радуйся!». Гродно отпраздновал 75-ю годовщину освобождения от немецкой оккупации

Новости Беларуси. Гродно 16 июля празднует 75-ю годовщину освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. В честь памятной даты – концертная программа.

Читать еще:  Современная польская художница. Anna Wypych

Основной праздничной площадкой стал парк имени Жилибера. У большого фонтана звучали послевоенные песни под аккомпанемент духового оркестра. А в старинном кинотеатре города прошла премьера документального фильма об освобождении Гродно.

В честь знакового дня музыканты выступают на Немане, играют на балконах в историческом центре, а на главной сцене кавер-бэнды исполняют любимые всеми хиты.

Елена Иосько, жительница Гродно:
Конечно, важный праздник! Это для Гродно вы что! Это память, память о войне, о том, кто защищал наш Гродно, должны помнить все: и дети, и внуки. И я с внучками иногда прихожу к памятнику, рассказываю, кто здесь.

Людмила Смородинова, жительница Гродно:
Что сейчас мир на земле, что солнце светит, что все живы и здоровы, радуются жизни. Такой праздник сегодня – для нас поют, играют. Живи и радуйся!

Ирина Равлушевич, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Администрации Ленинского района Гродно:
Мы хотели бы напомнить нашим жителям те музыкальные песни, те нотки, которые связаны у нас с теми днями. Они остаются у нас в памяти, их передают нам наши ветераны. И наш долг просто пронести это через годы, передать это нашим детям.

Гродно был освобождён спустя 13 дней после Минска. К этому времени горожанам пришлось пережить тысячу 111 дней фашистской оккупации. Сегодня именами освободителей названы улицы, школы и пограничные заставы.

Анализ страницы ВКонтакте

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно скрыть настройками приватности: частично

ВКонтакте не позволяет полностью настроить приватность для фотографий профиля (фото, которые используются на аватарке). Однако, при ограничении доступа ко всей странице, будет доступно только главное фото в небольшом размере.

Можно скрыть настройками приватности: частично

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть до 30 друзей.

Основная информация

Можно редактировать: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Контактная информация

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Личная информация

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Жизненная позиция

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Читать еще:  Современные немецкие художники. Stefan Kuhn

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

После изменения настроек приватности и редактирования профиля ВКонтакте рекомендуется повторно проверить страницу на соответствие желаемым требованиям.

Бархатковы: скромное обаяние белорусской природы

Династия белорусских живописцев Бархатковых широко известна не только у себя на Родине, но и далеко за её пределами: в России, Голландии, Польше, Германии, Франции, Италии. Основатель династии — патриарх белорусского художественного искусства Антон Бархатков, ученик легендарного Бялыницкого-Бирули.

Сын Антона Стефановича, Игорь Бархатков с женой Еленой, являются продолжателями семейной живописной традиции. Они являются признанными мастерами белорусских пейзажей и натюрмортов. Будучи коренными минчанами и объездив в поисках творческого вдохновения пол-Европы, Бархатковы, в конце концов, приняли решение поселиться в белорусской глубинке.

Так, в деревеньке Хоружи, что под Раковом, чета художников обрела свою вторую «малую» родину.

Не осталось ни одного уголка деревни, который бы не запечатлели Игорь и Елена на своих полотнах. У Игоря есть даже целая серия полотен под названием «Тихая моя Родина».

«Забытый крест». Автор Игорь Бархатков

Казалось бы, художники всё время рисуют одни и те же места и ландшафты, но получаются они всегда разные. Осенью, зимой, летом, утром, днём, вечером, в дождь, в солнце — всё на редкость реалистично и не повторяется, как нельзя в одну и ту же реку войти дважды. Его кисти, кажется, подвластно все: и свежесть морозного утра, и зной летного дня, и легкая дымка тумана, и тихий трепет листвы.

Белорусская природа – главный мотив Бархатковых, источник их энергии и неиссякаемого вдохновения. Все картины пишутся исключительно с натуры, поэтому в каждом полотне звучит правда жизни и чистота восприятия. Почти всегда выставки у Игоря и Елены проходят совместные. Супруги творчески дополняют друг друга, и их работы идеально гармонируют между собой. Запечатленные ими образы несут в себе проникновенную красоту, способную достучаться до людских сердец. Однажды увидевший их картины, не забудет их никогда. Виртуозность владения техникой живописи, любовь к природе и искренность в передаче чувств высоко ценятся везде и всегда. Талантливые живописцы, Елена и Игорь Бархатковы от природы наделены и даром художника, и желанием без устали творить за мольбертом, сохраняя свежесть восприятия.

«Натюрморт с астрами и яблоками». Автор Елена Бархаткова

«Осенний пейзаж с Забавой». Автор Елена Бархаткова

Начинал учиться живописи Игорь Бархатков в художественной студии Василия Сумарева. Затем окончил Минский театрально-художественный институт, является учеником Мая Данцига. Одновременно он брал уроки у Олега Луцевича, преподавателя художественного училища имени Глебова. Продолжил обучение в Творческих мастерских Академии искусств Советского Союза под руководством Михаила Савицкого, стажировался в Европе. Является лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства за 2009 год.

Так получилось, что один из преподавателей взял на себя роль судьбы и свёл вместе будущую семейную пару художников. Не довольствуясь навыками и умениями, получаемыми в художественном институте, где преподавание велось по «чертёжным» канонам (тело человека расчерчивалось пропорционально размеру семи голов, определялась ось симметрии и прочее), Игорь Бархатков стал брать уроки у выдающегося преподавателя «Глебовки» Олега Луцевича. Тот обладал особым педагогическим даром – умел воспламенить сердца и умы учеников так, что они начинали рисовать не карандашом, а душой. Он словами мог описать фигуру натурщика так, что начинающие художники «вживались» в образ и изображали на бумаге не линии контуров тела, а сразу гору мышц, освещённых лампой, и тяжёлый мрак, на фоне которого выделялась фигура. То есть, Луцевич словами мог объяснить, как писать «объём», именуемый в наше время модным словом 3D. Умел он и жёстко критиковать. В перерывах между занятиями Олег Викентьевич любил продемонстрировать и результат своего труда, предмет особой гордости – работы учениц «Глебовки». Он даже ставил их в пример студенту института. «Ты только посмотри, как рисуют мои девочки-второкурсницы!» – говаривал Олег Викентьевич. Так Игорь впервые познакомился с работами Елены, своей будущей жены.

Чета Бархатковых ведёт скромный сельский образ жизни, имеет небольшое подсобное хозяйство. Игорь и Елена очень любят своих домашних животных, которых зачастую изящно вписывают в пейзажи. Место выбрано не случайно. Вдали от городской суеты художникам не приходится тратить время на дорогу и транспорт, чтобы писать окружающую природу с натуры. Утром, выйдя из дома, прихватив этюдник, к их услугам – вся гармония красок нетронутой красоты полей и лесов, из сезона в сезон. Можно до заката находиться на свежем воздухе и творить, творить, творить…

Из разных концов бывшего Союза художниками были привезены и выращены кусты сирени, которые они потом пишут на своих полотнах. Есть сирень из усадьбы Дунина-Марцинкевича, Бялыницкого-Бирули и даже самого Левитана. Елена собственноручно выращивает множество видов цветов, которые потом с успехом использует как объект своей живописи. Не смотря на закрытость и скромный образ жизни четы Бархатковых, не только наши, но и галерейщики Германии, Голландии, Франции и Италии все равно находят художников в белорусской глубинке.

Елена и Игорь Бархатковы – довольно известные личности в белорусском художественном мире. И у них есть своя чёткая гражданская позиция. Поэтому на вопрос «Почему Вы не хотите влиять на политическую ситуацию в стране?» Игорь ответил:

Читать еще:  Уличный художник. Nuxuno Xan (street art)

– Просто я полностью реализую себя на выбранном поприще. Сейчас многие художники, литераторы «ударились» в политику, но, на мой взгляд, это происходит от того, что они, вероятно, не могут полностью реализоваться в творческой деятельности. Получается, что они не находят до конца самовыражения в искусстве. Посредством участия в политической жизни они, возможно, больше самореализуются, что, естественно, потом вдохновляет их на те или иные художественные образы. Мы с Леной же целиком посвятили себя творчеству. Нас питают вдохновением образы родной природы. Мы, можно сказать, пишем в жанре не просто реализма, а импрессио-реализма, то есть, находясь под впечатлением чувств от красоты окружающей природы. Лена, например, вообще никогда не участвовала ни в каких в выборах – ни при Советском Союзе, ни в нынешние времена. Я, напротив, даже был членом КПСС, но, незадолго до путча 1991 года вышел из партии и больше не примкну ни к каким политическим группировкам. У нас сейчас другие интересы. Мы с Леной, помимо творчества, занялись разведением арабских скакунов. Пока наше хозяйство насчитывает две арабских лошади – рыжую Забаву и серую красавицу Чатаби. Последняя приобретена в позапрошлом году на конезаводе польского художника Анджея Струмиллы, имеет знаменитую родословную и числится во всех европейских конных каталогах.

Елена и Игорь поддерживают постоянную связь с белорусскими художниками, творящими за пределами нашей Родины: внуком Константина Заслонова – Романом Заслоновым, живущим во Франции, Андреем Задориным в Голландии и Натальей Залозной в Бельгии. Периодически чета художников проводит свои выставки в странах Западной Европы. Но нет большего для живописцев удовлетворения, когда их картины остаются в белорусских коллекциях.

Игорь Бархатков и Татьяна Маркина на выставке в Чешском посольстве

«Я брезгую этим народом!»: Шоу Норкина после крика и оскорбления русских пришлось остановить

Историк Александр Сытин так распалился, комментируя тему пенсий в шоу Андрея Норкина, что вспомнил свои личные обиды, перешёл к оскорблениям русских и, сорвав голос, заявил: «Я брезгую этим народом!». Успокоить гостей в прямом эфире не удалось, в результате шоу пришлось остановить и уйти на рекламу.

Историк Александр Сытин так распалился, комментируя тему пенсий в шоу Андрея Норкина, что вспомнил свои личные обиды, перешёл к оскорблениям русских и, сорвав голос, заявил: «Я брезгую этим народом!». Успокоить гостей в прямом эфире не удалось, в результате шоу пришлось остановить и уйти на рекламу.

В эфире программы «Место встречи» Андрея Норкина и Ивана Трушкина на телеканале НТВ в пятницу, 20 ноября, обсуждали неравные пенсии в России. В том числе обращали внимание, что звёзды, получая по 50 тысяч пенсионных рублей в месяц, продолжают жаловаться на жизнь. А старики, едва выживающие на 10 тысяч рублей в месяц, просто молча сносят происходящее. Дискуссия получилась сложной и в конце концов привела к скандалу. Эфир пришлось прервать, чтобы гости успокоились.

Историк Александр Сытин заявил, что хотел бы «разжечь с другой стороны», имея в виду, что претензии звёзд к их пенсиям, в общем-то, обоснованны. Уже в этот момент гости в студии будто бы насторожились. Ведь в прошлый раз Андрею Норкину пришлось усмирять экспертов фразой: «Щас разгоню всех к чёртовой матери», в том числе после высказывания одиозного Сытина. Вот и на этот раз историк не подкачал. Он заявил, что есть люди, которые способны выполнять только простейшую работу, а значит, и пенсии у них маленькие. С другой стороны, имеются те, кто «положил жизнь на свою квалификацию». И они, мол, должны получать больше. Казалось бы, логика, пусть и людоедская, но не особенно выдающаяся. Но в какой-то момент стало ясно, что у Сытина есть личная обида:

«Мой отец, проработавший всю жизнь в Курчатовском институте, получил 180 рублей. А муж маминой подруги с четырьмя классами образования — слесарь на заводе — получил 350 рублей. А я, когда учился и полагал, что стану доктором наук, мечтал о 350 рублях. Но, когда я стал доктором наук, надбавку, естественно, отменили», — заявил Сытин.

И Норкин, и Трушкин поинтересовались, чего же тогда Сытин не пошёл на завод. И тогда историк постепенно перешёл на крик.

«Я считаю, что не я должен идти на завод, потому что я могу делать очень многое из того, что не делает практически никто!» — заявил эксперт.

По мере развития спора историк заявил, что ужасается непрофессионализму чиновников в России, в том числе депутатов Госдумы, которые формулируют законодательные акты, не обладая компетенцией. Гости в студии предложили Сытину самому сменить депутатов, раз он умеет «формировать смыслы», как сам и заявил. На что историк закричал, срывая голос:

«Мне мешает (пойти в Думу. — Ред.) то, что я брезгую этим народом и никогда не выступлю в качестве депутата от этого народа!» К этому моменту уже все в студии начали выкрикивать свои реплики: «Да этот народ вас терпит!», «Какой ужас!».

Андрей Норкин попытался сместить дискуссию в другое русло, давая слово другому гостю. Но в конце концов спор перерос в такой гвалт, что было решено уйти на рекламу. После перерыва градус спора удалось снизить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector