Хорватский художник. Goran Zigolic

Хорватский художник. Goran Zigolic

Горан Брегович

Горан Брегович — популярный европейский композитор и музыкант, прославившийся в качестве лидера группы Bijelo Dugme, а также созданием саундтреков к фильмам Эмира Кустурицы. Пожалуй, самым главным его хитом считается песня In the Death Car («В машине смерти»).

Детство и юность

Биография Горана Бреговича начинается 22 марта 1950 года, когда он родился в Сараево (Босния и Герцеговина). Во время одной из бесед с журналистами мужчина сказал о своем отце Франьо как о хладнокровном офицере Югославской армии, а о матери — как о необыкновенно красивой женщине, которую в кругу близких называли Цица, хотя звали ее Борка. Горан считает, что от папы он унаследовал нордический характер, а от мамы — упорство.

Отец имеет хорватские, а мать — боснийские корни. На основании этих двух фактов Брегович заключил, что по национальности он югослав, и остается верен этому убеждению всю свою жизнь.

К сожалению, совместная жизнь Цици и Франьо продлилась недолго. Когда музыканту было 10 лет, а Предрагу, его младшему брату, — 5, родители разошлись. Маленький Горан остался жить с матерью, а брат ушел жить к отцу. Впоследствии Брегович записал альбом «Алкоголь», посвятив его отцу, ведь причиной развода послужило пристрастие мужчины к крепким напиткам.

Горан жил с матерью Боркой в Сараево, тогда как отец и младший брат перебрались в Ливно. Там Франьо работал комендантом казармы. Невзирая на то, что семья разделилась, будущий композитор ежегодно навещал отца и младшего брата.

В детстве Горан мечтал стать художником, но рассказы тетки-медсестры о том, что из художественной гимназии «приходят одни педерасты», повергли мать в шок. Она запретила мальчишке поступать туда. Вместо этого сын попробовал себя в музыке, но его выгнали из музыкальной школы на втором году, аргументировав это тем, что он бездарный и ленивый.

У многих возникают трудности по поводу произношения имени знаменитости — ударение и в имени, и в фамилии падает на первый слог.

Личная жизнь

В молодости Горан был еще тем рок-н-ролльщиком. Вряд ли кто-то будет спорить, что мужчина он видный (рост 182 см), харизматичный и талантливый, так что женским вниманием никогда не был обделен.

В 70-х годах имя популярного музыканта не сходило с полос таблоидов в связи с подробностями его личной жизни. На тот момент он состоял в романтической связи с сербской моделью Лиляной Тикой. Именно эта девушка вдохновила композитора на создание песни Bitanga i princeza из одноименного альбома 1979 года выпуска. Позднее они расстались.

В конце 80-х годов Горан со своей девушкой отправился в кругосветное путешествие на парусной лодке. Они пересекли Атлантику, за 6 месяцев проплыли из Сплита (Хорватия) в Барбадос. Шли вдоль африканского побережья, через Канарские острова. Об этом Брегович рассказал в одном из интервью, разумеется, журналистка поинтересовалась, где же сейчас эта девушка. Как оказалось, она стала его женой.

С 1993 года мужчина состоит в браке с манекенщицей Дженане Суджуке. По национальности она боснийка, по вероисповеданию мусульманка. Они познакомились еще в 70-х годах, на тот момент ей было всего 15 лет, а ему 27. Вступить в брак удалось только 90-х.

У супругов родились трое детей — Эма (1995), Уна (2001) и Лула (2004).

Также известно, что у Бреговича есть внучка, дочь его внебрачной дочери Жельки. Девочка родилась еще во времена бурной молодости Горана, когда у него был роман с танцовщицей Ясенкой.

Большую часть времени композитор проводит в Париже и Белграде. Жена с детьми в основном живет во Франции, а вот он в постоянных разъездах.

Хотя с музыкальной школой не получилось, Горан продолжал интересоваться музыкой, и когда ему было 11 лет, мать подарила на Новый год гитару. Первым аккордам мальчика обучил Эдо Сидран, брат популярного поэта и сценариста Абдулы Сидрана.

Скучные занятия в музыкальной школе остались позади. Теперь Горан ежедневно посвящал себя игре на гитаре во дворе, разучивал новые аккорды. Впервые создать музыкальный коллектив он решил, когда был в 8-м классе.

Под конец учебы в школе Горан решил отпустить длинные волосы, но для этого ему нужно было благословение матери. Он пообещал ей, что бросит курить и займется чем-то стоящим. Так будущий музыкант поступил в транспортную школу, откуда вылетел из-за скверного поведения.

Узнав о проступке сына (тот разбил «Мерседес», принадлежавший учебному учреждению), мать была в гневе. Она ворвалась на концерт Бреговича, когда он играл с группой Izohipse, и посреди концерта влепила ему смачную оплеуху.

Однако позднее Борка смягчилась, пошла на уступки и подарила гитару, о которой так мечтал Горан. Молодой музыкант стал играть в группе «Бештие», где его заметил Желько Бебек. Он предложил Горану присоединиться к коллективу «Кодекс».

В конце 70-х группа с переменным успехом выступала в Неаполе, но позднее распалась. Мать увезла Горана обратно в Сараево. В 1971 году он поступил на факультет философии и социологии, но прекратил учебу на 4-м курсе.

1970 год стал ключевым в карьере Горана Бреговича. Он впервые попробовал себя в роли композитора, организовав под покровительством Исмета Арнауталича группу Jutro. Первые синглы были записаны спустя 2 года. Несмотря на то, что команда развивалась, ее «идеолог» Исмет был недоволен музыкальным стилем коллектива. Он ушел, забрав с собой название.

Ребята долго думали над новым именем и 1 января 1974 года окрестили ее Bijelo dugme, что означает в переводе «Белая пуговица». Как раз в составе этого коллектива Горан Брегович стал известным и популярным. За 10 лет группа записала 9 альбомов, сняла несколько клипов.

Международная популярность пришла к Бреговичу после выхода фильмов Эмира Кустурицы, для которых музыкант писал музыку («Андерграунд», «Время цыган», «Аризонская мечта» при участии Игги Попа). Саундтреки к кинолентам были настолько популярными, что выходили дисками. Среди полюбившихся треков числились такие песни, как Ederlezi, Tango, Pjesma, Talijanska. Позднее некоторые из них были использованы в кинокомедии «Борат».

Еще одним большим проектом в кино стала работа Патриса Шеро «Королева Марго». Картина имела невероятный успех у зрителей и кинокритиков. Фильм получил две награды на Каннском фестивале.

Брегович создает и исполняет песни в таком необычном жанре, что равнодушных слушателей не остается. Это соединение элементов балканской и цыганской традиционной музыки в сочетании с духовыми инструментами, басами и битами. На концертах Горана звучат хиты «Диско-партизаны», Mahalageasca, Kalasnjikov. Эти композиции заводят слушателей уже не одно десятилетие.

Горан Брегович сотрудничает и с другими исполнителями. Так, на долгие годы его другом и коллегой становится певец Здравко Чолич. В 1975 году композитор написал для артиста два хита, которые вошли в альбом Ti i ja. Позднее музыканты создали лейбл Kamarad, на котором Брегович трудился в качестве продюсера и аранжировщика.

После распада группы «Белая пуговица» в 90-х и по сегодняшний день музыкант выступает с другими артистами, гастролирует в составе разных коллективов. В 1997 году он записал альбом с турецкой певицей Сезен Аксу, в 2000-м выпустил совместную пластинку с польской певицей Кайей.

Margot — Memoirs of an Unhappy Queen http://www.youtube.com/watch?v=ExL5FFAjiXE

В 2010 году именно Горан выступил композитором песни, которую пел Милан Станкович от Сербии на «Евровидении». За 2 года до этого Брегович стал гостем международного конкурса, когда мероприятие проходило в Белграде. На главной сцене города во время финала артист дал небольшой концерт.

В 2014 году музыкант приезжал в Украину, поучаствовал в съемках юмористического шоу «95 квартал», где исполнил песню Bella Ciao и даже сыграл одну из ролей в эпизоде.

В тот же период во время гастролей в Москве Горан посетил студию программы «Прожекторперисхилтон». Позднее артист побывал в эфире Comedy Club и на телешоу Ивана Урганта. К слову, он частенько приезжает в Россию, его здесь по-настоящему любят, мужчина регулярно дает концерты, которые проходят при аншлаге. В 2015 году состоялось выступление звезды балканской музыки в Крыму. Горан убежден, что артист должен быть выше политики, поэтому всегда выходит на сцену там, где его ждут.

Горан Брегович и Игги Поп — In The Death Car

Тогда же Брегович с цыганским Свадебно-похоронным оркестром выступил в рамках Большого балканского концерта в Кремле. Музыкальный коллектив сопровождает композитора уже долгие годы. В состав оркестра входят от 10 до 37 человек, в зависимости от программы. В 2017 году дискография мэтра пополнилась альбомом Three Letters from Sarajevo («Три письма из Сараево»). Пластинку композитор посвятил своему родному городу.

Читать еще:  Слияние фотографии и живописи. Andrew Reid Wildman

Брегович давно и с удовольствием колесит по миру, он даже доехал до Новой Зеландии и Гонконга. А в 2018 году посетил Грузию, где выступил с концертом в Тбилиси в грузинский День любви 15 апреля. Его гастрольный тур расписан на полгода-год вперед. Актуальная афиша с предстоящими концертами размещается на официальном сайте музыканта.

Не забывает композитор и о России. В 2019 году Горан стал героем музыкальной передачи «Квартирник у Маргулиса», где дал часовой концерт.

Горан Брегович сейчас

Сейчас творческая жизнь Бреговича не менее активна и интересна, чем несколько десятилетий назад. В 2019 году он стал участником форума Unicef Europe & Central Asia, где обсуждались проблемы подрастающего поколения. Об этом музыкант сообщил со своей странички в «Инстаграме». Здесь же, в аккаунте композитора, появляются фото, сделанные на его концертах.

В этом же году состоялось повторное выступление Горана в Крыму, а в новогоднюю ночь музыкант уже был в Ереване.

В феврале 2020 года Брегович дал очередной концерт в Москве. В столицу России он привез концертную программу, состоящую из музыкальных номеров — саундтреков к фильму Кустурицы «Андеграунд». Выступление мэтра состоялось в «ГлавClub Green Concert».

Goran Bregovic

Горан Брегович (сербохорв. Горан Бреговић, Goran Bregović; родился 22 марта 1950 в Сараево, Босния и Герцеговина, тогда Югославия) — музыкант и композитор, широко известный в странах восточной Европы по рок-группе Bijelo Dugme (Белая пуговица), а так же во всём мире как автор музыки к фильмам, среди которых несколько фильмов Эмира Кустурицы (Emir Kusturica).

Считает себя югославом, аргументируя это тем, что его отец хорватского происхождения, мать сербского, а жена — мусульманка. Его отец был офицером ЮНА. После развода родителей жил с матерью в Сараево. Ныне живёт в Париже с женой (Dženana Sudžuka) и тремя дочерьми.

Брегович учился в музыкальной школе по классу скрипки, но был исключён за «отсутствие таланта». Его музыкальное образование ограничивалось лишь тем, что показывали ему друзья, пока мать не купила ему первую гитару. После этого Брегович поступил в школу искусств, но мать в скором времени забрала его оттуда из-за того, что там, якобы, было много гомосексуалистов. Мать записала его в автомобильную школу и за это разрешила Горану носить длинные волосы. Во время учёбы он играл в школьной группе «Изохипсе» (линии, отмечающие на картах высоту). Но его исключили и оттуда за то, что он разбил школьный «Мерседес». Тогда Брегович поступил в гимназию и играл в гимназийской группе («Бестии»), снова на бас — гитаре. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, мать оставила его и он был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь, играя народные песни в ресторане в городе Конице, работая на стройке и торгуя газетами. На одном из выступлений его заметил Желько Бебек (Željko Bebek) и пригласил играть на бас-гитаре в его группе «Кодекси». Горан согласился. Летом 1969 года они играли для постояльцев отеля «Сплендид» в Дубровнике. Потом их пригласили играть в ночном клубе в Неаполе. Они приняли приглашение, но не стали играть из-за разногласий с администрацией клуба по поводу репертуара. Несмотря на это, «Кодекси» остались в Неаполе и играли в ночных клубах. В это время Брегович перешёл с бас-гитары на соло-гитару. В 1970 году группа играла в составе: Горан Брегович, Желько Бебек, Зоран Реджич и Милич Вукашинович. Участники группы находились под влиянием музыки групп Led Zeppelin и Black Sabbath, которой их «заразил» Милич Вукашинович. По-видимому, это и стало причиной ухода из группы ритм-гитариста и вокалиста Желько Бебека осенью 1970 года. В конце года мать Бреговича и брат Реджича Фадил приехали в Неаполь и увезли парней домой. Осенью 1971 года Горан изучает философию и социологию, но это быстро надоедает ему. В то же время Милич Вукашинович уезжает в Лондон, а Брегович и Реджич начинают играть в группе Јутро («Утро»). В следующие несколько лет группа несколько раз меняла название, а с 1 января 1974 года группа стала называться Bijelo Dugme.

В 1984 году Горан вместе с Борисавом Джорджевичем пишет текст песни «Pediculis pubis» для очередного альбома Белой Пуговицы. На следующий год — «Disko mišić», песня входит в альбом «Истина» группы Рибља чорба.

Международный успех пришёл к Бреговичу благодаря фильмам с его музыкой, в первую очередь фильмам Эмира Кустурицы («Время цыган», «Аризонская мечта» (при участии Iggy Pop), «Андерграунд»). Следующий проект, музыка к фильму Патриса Шеро «Королева Марго», вновь имел огромный успех. Фильм получил две награды на Каннском фестивале. Брегович пишет музыку к фильмам с конца 1970-х. Его саундтреки насыщены элементами балканской и цыганской традиционной музыки с духовыми инструментами в сочетании с сочными басами и битами. Композитора несколько раз обвиняли в краже цыганской и балканской музыки и нарушении авторских прав. Брегович даёт концерты с музыкальным коллективом , во время которых исполняется и музыка к фильмам. В 1997 году Брегович записал альбом «Dugun ve cenaze» с турецкой певицей Сезен Аксу, в 2000 году альбом «Kayah & Bregović» с польской певицей Кайей, а в 2003 году альбом «Daj mi drugie żyćie» с Кшиштофом Кравчиком. Горан Брегович живёт в Париже с женой-мусульманкой Дженан Суджук и тремя дочерьми: Эмой, Уной и Лулой. Также имеет дочь Жельку (от юношеской связи с танцовщицей из сараевского ночного клуба), которая родила ему внучку Бьянку.

Фильмы с музыкой Горана Бреговича:
* 1988 — Время цыган (англ. Time of the Gypsies) — режиссёр: Эмир Кустурица (Emir Kusturica)
* 1989 — Kuduz — режиссёр: Адемир Кенович (Ademir Kenović)
* 1990 — Тихий порох / Gluvi barut — режиссёр: Бахрудин Ченгич (Bahrudin Čengić)
* 1991 — Сербская девушка / Das Serbische Mädchen — режиссёр: Петер Зер (Peter Sehr)
* 1991 — Маленькая / Mala — режиссёр: Предраг Антониевич (Predrag Antonijević)
* 1991 — Чаруга / Čaruga — режиссёр: Райко Грлич (Rajko Grlić)
* 1993 — Аризонская мечта — режиссёр: Эмир Кустурица (Emir Kusturica)
* 1993 — Ядовитое дело / Toxic Affair — режиссёр: Филомене Эспозито (Philoméne Esposito)
* 1993 — Священная ночь / La Nuit sacrée — режиссёр: Николас Клотц (Nicolas Klotz)
* 1993 — Пуп земли / La Nombril du monde — режиссёр: Ариэль Зейтун (Ariel Zeitoun)
* 1994 — Королева Марго — режиссёр: Патрис Шеро
* 1995 — Подполье — режиссёр: Эмир Кустурица (Emir Kusturica)
* 1997 — Тысяча и один рецепт влюблённого кулинара — режиссёр: Нана Джорджадзе
* 1997 — Поцелуй змеи — режиссёр: Филипп Руссело (Philippe Rousselot)
* 1997 — XXL — режиссёр: Ариэль Зейтун (Ariel Zeitoun)
* 1998 — Поезд жизни — режиссёр: Раду Михайляну (Radu Mihaileanu)
* 1999 — Пропавший сын / The Lost Son — режиссёр: Крис Менгес (Chris Menges)
* 1999 — Тувалу / Tuvalu — режиссёр: Вайт Хельмер (Veit Helmer)
* 2000 — Лето, или 27 потерянных поцелуев’ — режиссёр: Нана Джорджадзе
* 2000 — Все понятно, друг? / Je li jasno prijatelju? — режиссёр: Деян Ачимович (Dejan Ačimović)
* 2002 — Музыка для свадеб и похорон / Music for Weddings and Funerals — режиссёр: Унни Штрауме (Unni Straume)
* 2004 — Турецкий гамбит — режиссер: Джаник Файзиев.
* 2008 — Мустафа (тур. Mustafa (film)) — режиссер: Джан Дюндар (тур. Can Dündar).

Дискография:
1. Dom za vjesanje (1990)
2. Arizona dream (1993)
3. La reine Margot (1994)
4. Underground (1995)
5. Silence of the Balkans (1997)
6. Balkanica (2000)
7. Tales and songs from weddings and funerals (2002)
8. Karmen with a happy end (2007)
9. Alkohol: Šljivovica (2008)
10. Alkohol: Champagne (2009)

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Пером и кистью. (2705)
  • TV. Кино и Подмостки (1666)
  • Обо всем (1466)
  • Интересно (1004)
  • Кумиры (834)
  • Видео/Фото/Фильмы/Концерты. (824)
  • Старый, добрый шлягер (784)
  • Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели (709)
  • Истории (706)
  • Аудиоальбомы (691)
  • Джаз,Рок,Блюз. (680)
  • СуперStars (601)
  • УЛЫБНЕМСЯ И МЫ (483)
  • Суперхит XX века (458)
  • Звезды в «Музыкальной гостиной» (391)
  • «СССР» — ретро (360)
  • Бельканто (Любимые голоса) (270)
  • Русский шансон (234)
  • Одесские истории (233)
  • Музыка на века (224)
  • Легенды русского шансона. (211)
  • Культура, искусство, история (209)
  • Опера, оперетта, классическая музыка, балет. (202)
  • Лирика романса (172)
  • Маленький ретро концерт (163)
  • Биографии (160)
  • История классики шансона (134)
  • Музыка ретро (113)
  • Песня.Романс (104)
  • Звезды русской эмиграции (82)
  • Мемориал (77)
  • Петр Лещенко (50)
  • шансон (40)
  • Литературный раздел (11)
Читать еще:  Турецкий художник. Hatice Berrak Cice

Метки

Я — фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Киномузыка: какая она? Горан Брегович

Он считает себя югославом. А что поделаешь, если твой отец — хорват и католик, мать — сербка и православная, а жена — боснийская мусульманка?

Он считает себя югославом, то есть тем, кого уже нет. Впрочем, существует уже определенный новый термин — «югоностальгия»… Не хочется проводить аналогий, хотя они и напрашиваются. При этом Горан Брегович живет в Париже и чаще всего пишет песни к текстам на английском языке.

Все это не могло не наложить отпечаток на музыку Горана Бреговича, в которой, кажется, сочетаются все возможные балканские элементы: южнославянское, условно-тюркское и цыганское.

«Эдерлези» — это главная песня балканских цыган. Слово турецкое, сама мелодия, возможно, сербская народная, также это название праздника святого Георгия — покровителя, в том числе, и балканских цыган. Сам праздник — весенний (6 мая), проводится на территории нескольких стран (Болгария, Македония, Сербия).

Брегович обработал эту старинную песню, и она прозвучала в фильме Эмира Кустурицы «Время цыган», а потом еще в нескольких фильмах. Совершенно магическая песня.

Сейчас «Эдерлези» звучит и на крупнейших концертных площадках, и даже в храмах. Как я понимаю, существует несколько одновременно написанных текстов на нескольких языках, включая греческий.

Горан Брегович написал музыку не только к этому фильму Кустурицы. После «Аризонской мечты» — фильма 1993 года — «в мир» ушла одна из его, пожалуй, самых знаменитых песен — «В катафалке» (официального перевода текста не существует, поэтому буду пользоваться наиболее приближенным к «In the Deathcar»).

История с этой песней получилась занятная. Мелодия, в сущности, частично чужая — но это не плагиат, а некие вариации на тему. Во Франции живет знаменитый шансонье — Энрико Масиас. Сам Масиас из еврейской семьи, из Алжира, в данном случае это важно из-за интонационных особенностей его песен. Есть у него песня «Solenzara», именно она и пошла «в обработку».

Я совершенно не собираюсь развенчивать культового музыканта современности — Горана Бреговича. Он делает свое дело, оживляя и внося разнообразие в музыкальный пейзаж Европы.

С новыми словами и обработанной частью мелодии уже новая песня из фильма Кустурицы стала маленьким шедевром. В ней есть все: диалектика жизни и смерти, взросления и умирания, мужчины и женщины.

А мы живем в гробовозке (или)
В катафалке мы живем

В песне есть пронзительное ощущение бренности всего сущего и отчаянная попытка спастись от этой бренности через любовь или хотя бы секс. И, несмотря на весь смертельный пессимизм, в этой песне есть и луч надежды, который, как ни странно, отождествляется с музыкой.

Ну давайте, мандолины, играйте!(из песни «В катафалке»). В дальнейшем была киномузыка к другим фильмам, в том числе и других режиссеров: «Королева Марго», «Андеграуд» (это оттуда должна быть песня «Калашников» — Kalašnjikov), и многие другие.

И впереди еще немало очевидных удач.

«Ну давайте, мандолины, играйте!»

Хорватский художник. Goran Zigolic

Автор (я) побывал на первом ростовском концерте «Свадебно-похоронного оркестра» и выяснил, что в лицо его руководителя в нашем городе мало кто знает, хотя песни Горана слышали все.

Кто такой
Горан Брегович родился 22 марта 1950 года в Сараево ( Босния и Герцеговина). Музыкант и композитор, известен в странах восточной Европы по рок-группе Bijelo Dugme («Белая пуговица»), а также во всём мире как автор музыки к фильмам Эмира Кустурицы «Время цыган», «Сны Аризоны» и «Подполье». Его музыка звучит также во французской «Королеве Марго» грузинских «27 украденных поцелуях», в американском «Борате» и российском «Турецком гамбите».
Брегович считает себя югославом, аргументируя это тем, что его отец — хорват, мать — сербка, а жена — мусульманка. Ныне Горан живёт в Париже.

Действительно, как выглядит Брегович, в Ростове не знают. Ну, не довелось познакомится.
Впрочем, и в первые московские визиты Бреговича не узнавали. Когда в 2002 году «Свадебно-Похоронный оркестр» появился на сцене театра имени Станиславского, за Бреговича приняли ударника — он первый появился на сцене.
Сам Горан на сей счет говорит, что и в Европе, он видел газетные репортажи с фотографиями ударника — «Горан Брегович дирижирует оркестром», «Горан Брегович играет на аккордеоне».
В Ростове за Бреговича, как водится, сначала также приняли ударника, но убедившись, что это не так, уверяли, что ударник — сын Горана.
— Это его сын, мы слышали, как он сам об этом сказал. И фамилия у него тоже Брегович.
На самом деле у Горана нет сыновей, зато есть четыре дочери. Три из них от Дженаны Суджуки, его нынешней жены. Еще одна — от романтического, как пищут, увлечения молодости.
Вообще-то Горана легко отличить от всех прочих: на концерте он всегда в белом костюме, в длинноносых туфлях на босу ногу. В такой одежде ходят цыганские бароны. Музыкант хочет выглядеть как цыганский барон.
Но если Бреговича мало кто видел, то все слышали по крайней мере одну его песню — из фильма «Сны Аризоны». Помните, мрачный Игги Поп поет мрачную песню про какую-то «детку». Песня называется «In The Death Car» («В катафалке»).
Ростовские меломаны могут припомнить, что в магазине «Мелодия» долгое время продавалась болгарская пластинка югославской группы «Bijelo Dugme» 1983 года выпуска — «Белая пуговица» была очень популярна в Восточной Европе, в том числе и в Болгарии.
Но до России ее популярность не докатилась.
У Bijelo Dugme был шанс прозвучать и в Советском Союзе: в 1985 году их пригласили на фестиваль молодежи и студентов, в Москву.
В московском парке имени Горького должно было состояться их выступление — в сборном концерте. Но не состоялось: милиции надоело ждать, когда же закончится мероприятие, и они просто вырубили свет.
. В ростовской «Мелодии» болгарская пластинка простояла около года — что за группа, никто не знал, тем более никто не мог и предположить, что ее лидер Горан Брегович через каких-то десять лет станет звездой мирового масштаба.
Тогда много чего не могли предположить.
Я вот, например, не мог предположить, что буду сидеть в гримерке ростовского музыкального театра и беседовать с Гораном Бреговичем, в прошлом руководителя этой самой «Пуговицы», а ныне самого известного восточно-европейского композитора, как пишут в Википедии.
— «Белая пуговица» играла музыку очень похожую на панк. Вы до сих пор ощущаете себя панком?
— Почему мы любили панк? Потому что это была не только музыка, но и некое сумасшествие. В том числе сумасшествие в звуке, «природность» звучания. Панк умер, в тот момент, когда был выпущен первый альбом по всем музыкальным правилам. Таким альбомом стал «Боже спаси королеву» группы «Секс Пистолз». Спродюсировал его Крис Томас, также он был продюсером и Элтона Джона. С этого момента панк умер, он стал приглаженным. Что общего во мне и моем оркестре с панком? Это «ненастроенность», которая привносит каплю безумия в нашу музыку. Если этого нет, то я не люблю такую музыку. Панк и традиционную балканскую музыку роднит именно «лажа», с музыкальной точки зрения. Но она привносит сумасшествие. И мои последние записи — это не норма, это безумие.
— А вы сейчас слушаете свои первые записи?
— Нет. Меня сейчас интересуют другие вещи. Мы участвуем в фестивалях, конкурсах народных ансамблей. Это увлекает меня, мне это интересно. Корни нашей музыки в Турции, Греции, Польше.
Время «Биело Дугме» прошло. Хотя, возможно, сегодня мы сыграем что-нибудь из их репертуара.

Свое обещание Брегович сдержал. К радости всех присутствующих была исполнена песня Ederlezi (Юрьев День) Эту цыганскую народную песню под названием «Джурджевдан» когда-то исполняла и «Белая пуговица» (на сербско-хорватском).
В обработке Бреговича после фильма «Время цыган» песня стала хитом.
. Все рома, папа, баранов режут,
А я, бедная, в стороне сижу
Это наш день, день народа рома
Наш день, Эдерлези.
После Бреговича песню исполнили еще десяток певцов из разных стран, включая российскую певицу Валерию (на русском языке под названием «Иванов День»).
— Она достаточно хорошо поет эту песню. Но мы не собираемся исполнять ее вместе на концерте в Петербурге, как об этом написали в российских газетах.
«Джурджевдан» на сербско-хорватском — гимн футбольной команды «Црвена звезда». Они поют: «Настанет утро, я буду молиться Богу».
Бреговичская «Месячина» (она тоже была исполнена на ростовском концерте) — гимн ФК «Партизан» — злейшего врага «Црвены звезды». Оказывается, примирить фанатов этих футбольных команд может музыка Бреговича.
— Я выступал в большинстве самых престижных залов мира — Сиднейской опере, Линкольн-центре, Академии Санта-Чечилия, играл и в таких экзотических местах, как Иракский Курдистан, в Бейруте, Иерусалиме. Я играл в Исландии, в маленьком городке в Мексике под названием Оахака. Помню, что в Оахаке мне неожиданно позвонил менеджер и сказал, что у двери меня ждут два молодых серба. Они хотят меня видеть. Я позволил им войти. Оказалось, что один их них поклонник «Цервены звезды», другой — «Партизана». Они были в майках своих любимых клубов. В обычной жизни парням в майках «Партизана» лучше не встречаться с парнями в майках «Цервены звезды».
— В прошлом году ваш концерт проходил на Рублевке.
— Что такое «Рублевка»?
— Место жительства русских богачей, олигархов,как их называют в России.
— О, да, помню.
— А этим летом вы играл в Рязани, где на ваш концерт пришли всего тридцать человек. Что вы почувствовали в тот момент, когда увидели, что в зале так мало людей?
— Удовольствие, получаемое моим оркестром от музыки, не зависит от количества зрителей. Мы всегда получаем удовольствие. Играем ли мы для олигархов или, не знаю для кого. В Корее, Южной Америке, везде. Для меня главное — какие люди стоят со мною на сцене. Мы можем довести до блеска звук и свет, но главное все равно зависит от людей, стоящих рядом с тобой. Если вы меня спросите, куда я хочу пойти сегодня в восемь вечера, то скажу, что хочу поиграть со своей командой. Они по-настоящему хорошие.
. Как оказалось, музыку для фильмов Брегович больше не пишет.
— Нет, нет, это был очень давно. Зато за последнее время я снялся в трех фильмах в качестве актера — итальянских, скандинавских.
— Что для вас важнее — сливовица или шампанское (два последних альбома Бреговича как раз и называются — «Сливовица» и «Шампанское»)?.
— В жизни хорошо все. Если это не аморально, не запрещено законом и не увеличивает ваш вес. Алкоголь хорош в правильных дозах. Важно найти нужный баланс и ощутить разницу между сливовицей и шампанским. Тот, кто на это способен, может считаться умным человеком. Сливовица и шампанское — метафоры разных образов жизни. Тяжелого и легкого.
— Не представляю с чем для русского человека ассоциируется сливовица?
— Это как водка.
— Но сладкая?
— Нет. Сливовица — это обычная водка из сливы.
. На концерте Брегович пил виски.
Зрители с завистью наблюдали за пьющим Гораном.
На мой взгляд, идеальное место для выступления «Свадебно-похоронного оркестра» — левый берег Дона. Так чтобы выпить шампанского или сливовицы и вместе попеть.
Впрочем, некоторым алкоголь для этого не нужен. Ростовчане с удовольствием кричали «ура!» в песне про автомат Калашникова (ее исполнили два раза).
И негромко подпевали оптимистично исполненной (почти «Я шагаю по Москве») песне «про детку».

Читать еще:  Скульптуры из проволоки. Simone Wojciechowski

«Мы живем в катафалке
В катафалке мы живем
И пусть заиграют мандолины!
Когда я касаюсь тебя
Я чувствую твое еще детское тело
И чуть-чуть чувствую твое дыхание – как у ребенка
Это позволяет мне забыть о смерти».

Goran Bregović

Горан Брегович (сербохорв. Горан Бреговић, Goran Bregović; родился 22 марта 1950 в Сараево, Босния и Герцеговина, тогда — Югославия) — музыкант и композитор, широко известный в странах восточной Европы по рок-группе Bijelo Dugme (Белая пуговица), а так же во всём мире как автор музыки к фильмам, среди которых несколько фильмов Эмира Кустурицы (Emir Kusturica).

Считает себя югославом, аргументируя это тем, что его отец хорватского происхождения, мать сербского, а жена — мусульманка. Его отец был офицером ЮНА. После развода родителей жил с матерью в Сараево. Ныне живёт в Париже с женой (Dženana Sudžuka) и тремя дочерьми.

Брегович учился в музыкальной школе по классу скрипки, но был исключён за «отсутствие таланта». Его музыкальное образование ограничивалось лишь тем, что показывали ему друзья, пока мать не купила ему первую гитару. После этого Брегович поступил в школу искусств, но мать в скором времени забрала его оттуда из-за того, что там, якобы, было много гомосексуалистов. Мать записала его в автомобильную школу и за это разрешила Горану носить длинные волосы. Во время учёбы он играл в школьной группе «Изохипсе» (линии, отмечающие на картах высоту). Но его исключили и оттуда за то, что он разбил школьный «Мерседес». Тогда Брегович поступил в гимназию и играл в гимназийской группе Бештије («Бестии»), снова на бас-гитаре. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, мать оставила его и он был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь, играя народные песни в ресторане в городе Конице, работая на стройке и торгуя газетами. На одном из выступлений его заметил Желько Бебек (Željko Bebek) и пригласил играть на бас-гитаре в его группе «Кодекси». Горан согласился. Летом 1969 года они играли для постояльцев отеля «Сплендид» в Дубровнике. Потом их пригласили играть в ночном клубе в Неаполе. Они приняли приглашение, но не стали играть из-за разногласий с администрацией клуба по поводу репертуара. Несмотря на это, «Кодекси» остались в Неаполе и играли в ночных клубах. В это время Брегович перешёл с бас-гитары на соло-гитару. В 1970 году группа играла в составе: Горан Брегович, Желько Бебек, Зоран Реджич и Милич Вукашинович. Участники группы находились под влиянием музыки групп Led Zeppelin и Black Sabbath, которой их «заразил» Милич Вукашинович. По-видимому, это и стало причиной ухода из группы ритм-гитариста и вокалиста Желько Бебека осенью 1970 года. В конце года мать Бреговича и брат Реджича Фадил приехали в Неаполь и увезли парней домой. Осенью 1971 года Горан изучает философию и социологию, но это быстро надоедает ему. В то же время Милич Вукашинович уезжает в Лондон, а Брегович и Реджич начинают играть в группе Јутро («Утро»). В следующие несколько лет группа несколько раз меняла название, а с 1 января 1974 года группа стала называться Bijelo Dugme.

В 1984 году Горан вместе с Борисавом Джорджевичем пишет текст песни «Pediculis pubis» для очередного альбома Белой Пуговицы. На следующий год — «Disko mišić», песня входит в альбом «Истина» группы Рибља чорба.

Международный успех пришёл к Бреговичу благодаря фильмам с его музыкой, в первую очередь фильмам Эмира Кустурицы («Время цыган», «Аризонская мечта» (при участии Iggy Pop), «Андерграунд»). Следующий проект, музыка к фильму Патриса Шеро «Королева Марго», вновь имел огромный успех. Фильм получил две награды на Каннском фестивале. Брегович пишет музыку к фильмам с конца 1970-х. Его саундтреки насыщены элементами балканской и цыганской традиционной музыки с духовыми инструментами в сочетании с сочными басами и битами. Композитора несколько раз обвиняли в краже цыганской и балканской музыки и нарушении авторских прав. Брегович даёт концерты с музыкальным коллективом Wedding and Funeral Orchestra, во время которых исполняется и музыка к фильмам. В 1997 году Брегович записал альбом «Dugun ve cenaze» с турецкой певицей Сезен Аксу, в 2000 году альбом «Kayah & Bregović» с польской певицей Кайей, а в 2003 году альбом «Daj mi drugie żyćie» с Кшиштофом Кравчиком. Горан Брегович живёт в Париже с женой-мусульманкой Дженан Суджук и тремя дочерьми: Эмой, Уной и Лулой. Также имеет дочь Жельку (от юношеской связи с танцовщицей из сараевского ночного клуба), которая родила ему внучку Бьянку. ↑

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector