Художник-экспрессионист. Nikoletta Antonopoulou

Художник-экспрессионист. Nikoletta Antonopoulou

Nicoletta Tomas Caravia. О любви

О любви

Кто видит их, гуляющих ночами

Ладони влажные от кончиков и выше?

Могучий тигр, резвящийся в саду…

Одетыми на улицу выходят.

К обыденности возвращая вновь.

Хулио Кортасар. Перевод мой

Как же это, как же так?
Я была одна,
А теперь под сердцем плещет
теплая волна.

Кто ты, радость ясная,
свет моих глубин?
-Что-нибудь одно из двух —
дочка или сын.

Как же это, как же так?
Я была одна,
А теперь во мне живет
ОН или ОНА.

Кто ты, нежность тайная,
как ты там жива?

-А еще случается —
раз. и сразу два!

Как же это, как же так?
Сколько стало нас?
Сколько у меня теперь
рук, сердец и глаз.

Неслух, что ты мечешься?
Чем тебе помочь?
-Если снится курица,
значит будет дочь.

Как же это, как же так?
Вроде не стара,
А совсем как старая —
не поднять ведра.

Кто ты, тяжесть добрая?
Новый Хоакин?
-Если снится огурец,
значит будет сын.

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

-Я не знаю зачем я иду в тот мир.Что я буду там делать?

-Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

-Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка и новый мир, наверное, опасен?

-Ангел будет учить тебя своему языку. И он будет охранять тебя от всех бед.

-У всех детей есть такой ангел?

-Да, при рождении я каждому ребёнку даю его ангела-хранителя.

-У них есть имена?

-Да у них много имён.

-А как зовут моего ангела?

-Ты будешь называть его МАМА.

«Я родилась в Мадриде в 1963 году, рисую с 27 лет. Но это был не первый контакт с живописью. Будучи ребенком, я почти все время проводила, занимаясь рисунком и живописью, но в подростковом возрасте моя целеустремленность начала казаться мне показной среди шумного мира, окружившего меня, нетерпеливо торопившую свою молодость.

Через несколько лет у меня появился ребенок, и вскоре после этого я сделала робкие попытки возобновить занятия живописью. Но когда мне исполнилось 27 лет, что совпало с моим прибытием в Валенсию, меня как будто прорвало. Я самоучка и продвигалась в обучении шаг за шагом, интуитивно исправляя свои ошибки и прилагая большие усилия, как и все остальные, я полагаю. Большое влияние на меня оказали Тулуз-Лотрек и Дега.

Экспрессионизм в живописи

Экспрессионизм (лат. expressio — выражение) — стиль живописи, одно из течений авангардного искусства.

Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Наибольшее развитие получил в начале XX века. От импрессионизма экспрессионизм отличает яркая выразительность, эксцентричность, преувеличенная эмоциональность. В своих картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов. Если импрессионизм, который пришёл на смену классическим техникам живописи, всё также изображал действительность, лишь различными техниками подчёркивая настроение, атмосферу, лёгкие переживания и впечатления, то последующий за ним экспрессионизм перешёл от копирования и созерцания к самостоятельному творению и переосмыслению всех канонов искусства. Можно сказать, что экспрессионизм — это новый виток в революции искусства, когда художники от просто копирования действительности всё больше уходили в авангардные техники, которые позволяют ярче выразить ощущения, эмоции, абстрактные чувства, переживания.

Художники-экспрессионисты начала XX века особое внимание обращали на такие эмоциональные переживания, как страх, боль, отчаяние, тревога. После Первой мировой войны художники пытались выразить не только своё впечатление от мира, который настолько нестабилен, что в любую минуту может стереть с лица земли тысячи людей, но и крайне обеспокоенное настроение общества. Потому для зрителя того времени эти картины были максимально понятны, а новый стиль своевременным и актуальным.

Новый стиль в искусстве, который стал настоящим открытием как для художников, так и для зрителей, развивался очень быстро и стремительно. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Здесь присутствуют упрощения, практически сравнимые с примитивизмом, преувеличения, которые подобны гротеску, элементы импрессионизма, угловатые линии, грубые мазки, яркие цвета, вызывающий контраст оттенков — все эти техники направлены только на то, чтобы отбросить всё лишнее, не зацикливать человека на красоте деталей, а сосредоточить всё его внимание на главной идее. Также как и в импрессионизме, здесь сохранился такой элемент, как изображение мгновенного впечатления, который способен передать всю глубину переживаний. Особое влияние на экспрессионистов оказали постимпрессионисты, которые к тому времени разработали множество техник изображения, работы с цветом и линией. Самыми известными экспрессионистами стали: Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Мильтон Эвери, Макс Бекман и многие другие.

Читать еще:  Фарфоровые статуэтки

Картины в стиле экспрессионизм

Алексей фон Явленский — Фермер

Амедео Модильяни — Молодая женщина с маленьким воротничком

Неоимпрессионизм /neoimpressionisme

/фр./ neoimpressionnisme — течение в живописи, возникшее во Франции. (1886 — конец XIX века)

Его основными представителями были Жорж Сёра и Поль Синьяк. Термин ввёл критик Феликс Фенеон (фр. Felix Feneon) в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» («Современное искусство»), чтобы отличать творчество Сёра и Синьяка от импрессионистов. Развивая художественно-эстетические принципы позднего импрессионизма, проявлявшего повышенный интерес к оптическим явлениям в природе, неоимпрессионисты стремились довести до логического завершения эмпирические находки предшественников на основе научных достижений, передать с помощью живописных приемов все богатство оптических эффектов. Главным живописным методом нового течения стал «дивизионизм» – система, основанная на целенаправленном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносились на холст раздельными мазками. На основе дивизионизма Сёра и Синьяк разработали необычную технику письма – «пуантилизм» (point — точка), которая заключалась в том, что краски наносились на полотно в виде маленьких точек и квадратов, которые при восприятии картины с определенного расстояния оптически сливались в сетчатке глаза зрителя в созданные художником формы и образы. Искусство живописи заимствовало научные принципы оптики из исследований химика Эжена Шеврейля и физика Огдена Н. Роода. Впервые полотна неоимпрессионистов были показаны в 1886 г. на выставке «Салона Независимых» и на Восьмой выставке импрессионистов, где были осмеяны критиками и зрителями, но получили поддержку со стороны художников, особенно бельгийских («Группа двадцати»), которые не раз приглашали Сёра и его последователей участвовать в их выставках.

Художники: Жорж Сёра ( Georges — Pierre Seurat) , Поль Синьяк ( Paul Signac) , Камиль Писсарро ( Jacob Abraham Camille Pissarro) , Люсьен Писсарро (Lucien Pissarro), Анри Эдмон Кросс ( Henri Edmond Cross) , Шарль Теофил Ангран (Charles Theophile Angrand), Максимильян Люс ( Maximilien Luce) , Ипполит Птижан ( Hippolyte Petitjean) , Жорж Леммен (Georges Lemmen), Тео Ван Рейссельберге (Thеo van Rysselberghe), Джованни Сегантини ( Giovanni Segantini) .

Тексты: Э. Шеврейль «Законы синхронного контраста цветов», 1839; О.Н. Роод «Современное цветоведение», 1879; Ф.Фенеон «Импрессионисты в 1886 году», 1879; П.Синьяк «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», 1889.

Описание некоторых произведений:

Жорж Сёра «Воскресный полдень на острове Гран-Жатт», 1884-1886. Холст, масло. Чикаго, Институт искусств. Маленький остров на Сене, неподалеку от моста Нейи Гран-Жатт, был одним из популярных мест отдыха парижан конца века. Сёра решает эту жанровую сцену в современном ключе: уделяя внимание костюмам, развлечениям, движениям и позам, он создает точную реконструкцию общественных привычек. Художник пришел к окончательному варианту композиции, делая многочисленные этюды. Холст большого размера, выстроенная уравновешенная композиция — все это означает отказ художника от импрессионистической спонтанности в пользу статистической устойчивости, которая в целом создает ощущение покоя. Фигуры очерчены четким контуром. Применение пуантели — мелких цветных точек, расположенных в соответствии с принципом оптического смешения, бесчисленные вариации колористической гаммы и тональная изысканность придают картине необыкновенную ясность. Сёра предпочитал пользоваться термином «хромолюминаризм» чаще, чем «пуантилизм» или «неоимпрессионизм». Манера письма, это подтверждает.

Жорж Сёра «Воскресный полдень на острове Гран-Жатт», 1884-1886

Поль Синьяк «Завтрак, или Столовая», 1886-1887. Холст, масло. Оттерло, Королевский музей Креллер-Мюллер. Не сюжет, но композиция главенствует в картине. Три фигуры, предметы, стол с белой скатертью — суть лишь поверхности, на которых художник демонстрирует то, что сам определил как технику «чистых, отдельных, сбалансированных, оптически смешанных в соответствии с обоснованным методом красок». Расположение против света дает возможность эксперементировать с тенями. На зеркальной поверхности стола светотень исчезает, уступая место цветным теням, которые отражают и передают окраску предмтов, их отбрасывающих.

Читать еще:  Страница из книги. Oscar Manuel Vargas

Отто Дикс – картины художника экспрессиониста

Немецкий художник и гравер Отто Дикс (Otto Dix, Гера, 1891 — Зинген, 1969) обучался в Школе промышленных искусств и в Академии художеств в Дрездене (1909-1914), после чего был призван в армию и участвовал в Первой мировой войне.

В 1919 г. был принят в качестве ассистента в Дрезденскую академию. В последующие годы появились картины с жестким изображением ужасов войны (Калеки, 1920; Окоп, 1920-1923; триптих Война, 1923-1932, Картинная галерея, Дрезден).

Пришедшие к власти нацисты принудили Дикса покинуть Академию и запретили выставлять свои работы; в 1937 г. его произведения показывались на устроенной им выставке «дегенеративного искусства» в Мюнхене.

Дикс в своем искусстве отталкивался от стилистики позднего экспрессионизма, уже включавшей в себя дадаистские элементы. Образный язык его работ пронизан витальной энергией обновления, усиленной душевным опытом, который был принесен войной и который обусловил появление цикла из 50 гравюр под названием Война (1923—1924).

С тщательной подробностью и лишь кажущейся реалистичностью мрачных городских пространств они дают сжатый и емкий, документальный и одновременно символический отчет о войне. Шедевр Дикса, полотно Семь смертных грехов (1933, Государственная галерея, Штутгарт) чудом избежало гибели в костре, где нацисты уничтожили около 250 его работ. В последующий период, проведенный в Швейцарии, художник посвятил себя библейской и религиозной тематике; его стилевая манера, сохранив отточенный линеаризм, обрела более спокойную, мягкую живописность.

Artwork — Отто Дикс

Автопортрет с музой

Беременная женщина (1919)

Веймар Берлин (1927 — 1928)

Воспоминания о зеркальных залах Брюсселя (1920)

Что такое Экспрессионизм

Значение Экспрессионизма

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а своё субъективное видение (эмоции и реакции) того, что события и предметы в нём вызывают.

Автор использует при этом искажение, преувеличение, примитивизм и фантазию, а также яркое, резкое и даже динамичное применение формальных элементов.

Этот стиль сменил собой импрессионизм, зародился в 1910-х гг. в Германии и получил распространение во многих её городах, но активно просуществовал лишь до 1921 гг.

Если говорить об экспрессионизме в более широком смысле, то он является одним из основных течений искусства в конце 19 и 20 веков.

Знаменитые экспрессионисты и их работы

Художники-экспрессионисты

Самыми известными художниками экспрессионистами стали:

Винсент ван Гог

Его методы стали определять многие последующие художественные движения, он использовал импульсивное нанесение краски и символических цветов для выражения субъективных эмоций.

Эдвард Мунк

Некоторые называют его первым экспрессионистом потому, как он использовал цвета, сила его красного и неистовая яркость, с которой он воспринимает свои темы.

Джеймс Энсор

В своё время этот художник отказался от использования иллюзионизма и перспективы с одной точкой схождения. Энсор начал наращивать объём, покрывая цветными пятнами всю поверхность холста.

Оскар Кокошка

Он запомнился истории как художник, который дал свободу от стилистических ограничений, также он заставил поверить в способность искусства повышать осведомлённость о современных проблемах. Он стал примером для многих художников абстрактного экспрессионизма и неоэкспрессионизма.

Также очень знамениты эти художники-экспрессионисты:

  • Эгон Шиле;
  • Франц Марк;
  • Эмиль Нольде;
  • Макс Пехштейн;
  • Август Макке;
  • Отто Мюллер.

Писатели-экспрессионисты

Среди знаменитых немецких писателей можно встретить таких авторов как:

  • Георг Гейм — «Гримаса»;
  • Готфрид Бенн — «Морг» и другие стихотворения», «Сыновья», новые стихотворения» и «Плоть»;

А писателей экспрессионистов из Австрии можно назвать:

  • поэт Георг Тракль — «Песнь о стране Запада»;
  • Густав Майринк — «Голем»;
  • также можно вспомнить и такое известное имя как Франц Кафка (он писал на немецком языке, но родился в Чехии) — «Превращение», «Процесс», «Замок», «Охотник Гракх».

Экспрессионизм в живописи

Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.

Зачастую создаются более простые композиции, прямолинейные, характеризуются густой краской, приёмом импасто (на холст наносится неразбавленная краска, густым и сочным слоем), рыхлыми, свободно нанесёнными мазками. Иногда проскальзывает символика, будто случайно. Но сообщение автора очень важно.

Читать еще:  Талантливый итальянский художник. Antonio Tamburro

Каковы основные характеристики экспрессионизма?

Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ «выразить» эмоции в своём искусстве.

Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

Абстрактный экспрессионизм

Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.

Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.

Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм.

Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.

Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.

Писатели, неудовлетворенные «грязной реальностью», возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.

Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.

  • Леонид Николаевич Андреев;
  • Данило Локар;
  • Константин Симонович Гамсахурдиа;
  • Эмиль Зегадлович;
  • Ойген Д. Релгис.

Экспрессионизм в кино или киноэкспрессионизм

Кинематографический экспрессионизм начал развиваться в Германии в 1920 году. Когда экспрессионизм стал проявляться в кино, он повёл его абсолютно в другом направлении, отличном от голливудского.

Такие режиссёры, как Фридрих Вильгельм Мурнау (в своей ленте «Носферату. Симфония ужаса») или Роберт Вине (в «Кабинете доктора Калигари») использовали техники, которые не давали ни малейшей возможности их картинам выглядеть реалистичными.

Это например: преувеличенное использование углов, не натуралистический дизайн декораций и тёмные сюжеты.

Их влияние ещё чувствуется в современном кинематографе в таких картинах, как: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Эдвард Руки-ножницы» Тима Бёртона и многих других.

Экспрессионизм в архитектуре

В архитектуре экспрессионизм проявляется как деформация общепринятых форм. Главная характеристика в архитектуре экспрессионизма — это явная эмоциональная экспрессивность, предельный эмоциональный эффект. Архитекторы её получают используя в своих творениях угловатости и акцентированную деформацию общепринятых форм.

  • Эрих Мендельсон (1887–1953);
  • Ганс Пёльциг (1869–1936);
  • Хуго Херинг (1882–1958).

Экспрессионизм в музыке

Музыке этого стиля характерны следующие черты:

  • высокий уровень диссонанса (несогласованное сочетание звуков, вызывающее неприятные ощущения);
  • крайние контрасты динамики (контрастирующая сила звука);
  • постоянно меняющееся строение;
  • «искажённые» мелодии и гармонии;
  • «угловые» мелодии с широкими прыжками (в них много интервалов, диссонанса и жёстких ритмов);
  • нет ритма.

И как пример экспрессионистского музыкального произведения можете послушать эту композицию:

Peripetie — австрийского и американского композитора Арнольда Шёнберга

Немецкий экспрессионизм

Главные отличия немецкого экспрессионизма в том, что зачастую авторы искажали цвет, масштаб и пространство. Таким образом они пытались передать субъективные ощущения своего видения.

Однако Первая мировая война навредила многим, и этим художникам тоже. В конечном итоге, немецкий экспрессионизм превратился не только в стиль современного искусства, но и в горькое движение протеста.

Экспрессионизм и импрессионизм отличия

Импрессионизм (от англ. impression — впечатление) — художественное движение, которое развивалось в 1860-х годах в Париже. А экспрессионизм возник в 1905 году в Германии.

Ключевое различие между ними заключается в том, что, хотя импрессионизм и пытался изобразить впечатление или эффект момента, экспрессионизм представлял через искусство преувеличенные и искажённые эмоции момента.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector