Художник и музыкант. Nuria Baena

Художник и музыкант. Nuria Baena

Умер Юрий Балашов

В возрасте 65 лет скончался Юрий Балашов — художник, дизайнер, музыкант. Его прославили оформленные им альбомы отечественных и западных исполнителей — от Софии Ротару и ВИА «Лейся, песня» до Фрэнка Заппы.

Юрий Балашов родился в 1955 году и был двенадцатым ребенком в семье секретаря Лазаря Кагановича и Иосифа Сталина Алексея Балашова. С 18 лет Юрий Балашов работал художником-оформителем. А в 25 лет начал сотрудничать с фирмой «Мелодия». Его первой работой стала обложка диска Софии Ротару. А в 1983 году «Мелодия» вручила ему приз, как победителю конкурса среди авторов оформления пластинок, за обложку диска группы «Лейся, песня».

В первые годы горбачевских реформ Юрий Балашов начал активно сотрудничать с «Центром» Стаса Намина и стал его арт-директором. Авторству Юрия Балашова принадлежал логотип группы Gorky Park — первого отечественного рок-коллектива, целенаправленно созданного «на экспорт». Логотип представлял собой серп и молот, трансформированные в буквы G и P. Это был один из самых узнаваемых символов перестроечного СССР, так как группа активно гастролировала за рубежом, а клип «Bang» крутили по MTV.

Благодаря работе со Стасом Наминым, Юрий Балашов познакомился с Фрэнком Заппой, Питером Гэбриелом, Йоко Оно, Scorpions и другими гостями Центра. Отправившись в США вместе с «Парком Горького», Балашов задержался там на четыре года. Брался за любую работу — оформлял витрины магазинов, проектировал детскую мебель, делал различного рода дизайн в модном тогда «русском» стиле.

В 1993 году Фрэнк Заппа, с которым они часто виделись еще во время деловых визитов музыканта в Москву, пригласил Балашова на свой день рождения и предложил оформить альбом «Civilization Phaze III». Работа заняла два месяца. Балашов описывал это изображение следующим образом: «Гора Джомолунгма, на вершине которой стоит рояль, и из рояля пышет пламя. Огонь поднимается в небо, и там куча брошенных лестниц на пути к этой вершине. Рояль оброс, как ракушками, старыми и новыми постройками, небоскребами, но уже на контр-уклоне, и сам рояль недостижим практически, только вертолетом можно добраться». До сих пор сложно поверить в то, что обложка была сделана без использования компьютерной графики. Альбом «Civilization Phaze III» получил Grammy за лучшее оформление и оказался последней прижизненной работой Заппы.

Среди русско-американских друзей Юрия Балашова был Виктор Гинзбург, позднее ставший известным, как режиссер фильма «Generation P» по роману Виктора Пелевина, а в Америке работавший над фильмом «Нескучный сад», для которого Балашов нарисовал афишу. В своих интервью Балашов вспоминал и Кирилла Дыжина, который позднее, под именем Гермес Зайготт, стал одним из первых участников творческого объединения Gazgolder. По словам Балашова, иногда к их совместному калифорнийскому музицированию присоединялась Жанна Агузарова. А в другом их проекте, «Гуси», приняли участие актриса Наталья Андрейченко и экс-солист «Автографа» Артур Беркут.

В 1996 году Юрий Балашов вернулся на родину году и продолжил сотрудничество с «Центром» Стаса Намина. В качестве музыканта Юрий Балашов работал с группами «Намгар», «Оркестр неизвестных инструментов», «Моно и Исай» и другими. С 1997 играл в этно-электронной группе «Волга», в состав которой входила также фолк-певица Анжела Манукян, Роман Лебедев из «Коррозии металла» и участник «Центра» и «Ночного проспекта» Алексей Борисов. Стиль «Волги», как указывалось на официальных ресурсах коллектива, представлял собой «синтез танцевальных ритмов и традиционной славянской полиритмии в сочетании с атмосферным эмбиентом и нойзом, акустической перкуссией и экологически чистыми мелодиями». В композициях «Волги» использовались аутентичные русские тексты XII—XIX веков.

Юрий Балашов музицировал, используя инструменты собственной конструкции. Любимым был «сукозвук» — вариация на тему инструмента, придуманного еще в США и представлявшего собой корягу с натянутой струной. В конце 1990-х у «Волги» сложилась вполне успешная международная карьера, причем, это уже не были выезды на гастроли на волне интереса к перестроечной России. Группа смогла создать уникальный звук, заинтересовавший поклонников world music.

Несколько дней назад о серьезной болезни Юрия Балашова сообщил в своих соцсетях Гермес Зайготт. А сегодня он же разместил пост о его «переходе в другое измерение». «Я даже не думала что Юра умрет»,— написала в своем фейсбуке Анжела Манукян. Юрий Балашов был художником, каллиграфом, музыкантом, скейтбордистом: в нем было столько жизни, что и правда казалось, будто смерть о нем каким-то образом забудет.

«Еле говорил в последние дни»: скончался художник Сергей Бархин

Гинкас, Церетели, Каплевич, Трегубова рассказали об уникальном таланте мастера

Трагические вести не перестают сокрушать культурный мир. Еще одна смерть. Еще один величественный столп. В возрасте 82 лет скончался российский и советский сценограф, лауреат государственных премий РФ, народный художник России Сергей Бархин. По словам его супруги, актрисы Елены Козельковой, он скончался в ночь на 19 ноября от рака легких.

Фото: Олег Данилович.

Художник, сценарист, архитектор, иллюстратор Сергей Бархин обладал множеством талантов. Отвечая на вопрос о том, как он пришел в театр, мастер говорил: не «в», а «из». Потому что он родился в семье архитектора, и окончил Московский архитектурный институт. Работая над спектаклем, он делал не декорации, а создавал пространство. Фактурный, объемный театр.

«На его работы я всегда смотрел с большим восхищением, — говорит художник Павел Каплевич. — Он для меня — ролевая модель. Потому что был потрясающим художником и замечательным человеком. Уникальным. Со своим ярким миром. Я выражаю соболезнования родственникам и режиссерам, которые с ним работами. Я не знаю, как они теперь. Ведь Сергей Михайлович никогда не был вспомогательной единицей. Он всегда держал планку. Он из больших художников — поколения Шейниса, Левенталя, Боровского. Теперь уже никого из того поколения не осталось. Можно сказать, что ушла эпоха…»

Читать еще:  Французский художник. Celine Rozieres

Придя в профессию в 1960-е годы, он буквально перевернул отношение к роли художника в театре или, как писал Анатолий Смелянский, «изменил не сценографию, а сам театр». Сергей Бархин успел поработать с легендарными режиссерами своего поколения, включая Олега Ефремова, Валерия Фокина и только ушедшего из жизни Романа Виктюка. На его счету более 200 постановок во многих городах бывшего СССР, а также за рубежом. И более 20 из них Бархин оформил для Московского театра юного зрителя вместе с Генриеттой Яновской и Камой Гинкасом.

«Мне сообщили о смерти моего ближайшего друга, человека, с которым я сделал почти все свои спектакли, объездил полмира, с которым я ссорился и с которым получал удовольствие от результата, от гениальных, абсолютно уникальных идей, которые приходили к нему в голову, — говорит режиссер Кама Гинкас. — Это сообщение выбивает землю из-под ног. Оно настолько сильное, настолько личное, что не знаешь, что говорить. Не знаешь, что будет дальше. Мы с ним делали спектакль «Отец Сергий» по Льву Толстому. Но — пандемия, и все остановилось. Он уже еле говорил в последние дни, но все спрашивал: когда будем делать «Отца Сергия»? Я ему отвечал: кончится пандемия — будем делать».

В 1992 году художник основал кафедру сценографии в ГИТИСе и руководил ею до 2008 года. Его работы оставили ярчайший след не только в истории русского театра, они повлияли на новое поколение сценографов.

«Сергей Михайлович Бархин… Когда слышишь это имя, хочется выпрямить спину, хочется красиво одеться, хочется стать умнее, содержательнее, мощнее, талантливее, образованнее, обаятельнее, ярче. Становится стыдно не соответствовать. Хотя бы чуть-чуть. Потому что задан уровень. Угнаться вряд ли получится. Но спасибо, Сергей Михайлович, что вы показали, как можно. И как нужно», — признается театральный художник Мария Трегубова.

Режиссер Дмитрий Крымов однажды назвал его «человеком возрождения, который способен, как Леонардо да Винчи, делать самые разные вещи». Еще в 2003 году он определил Сергея Бархина как очень редкий тип человека, который всегда руководствуется какой-то своей внутренней необходимостью делать то или это. Иногда вопреки внешним потребностям.

«Он был одним из тех художников, которые определили лицо современной сценографии. Театрально-художественное пространство Бархина — это филигранный профессионализм, безбрежная эрудиция, утонченная парадоксальность мышления, умная ироничность, изысканное чувство стиля. Его будет очень не хватать всем, кто любит театральное и изобразительное искусство. Творческое наследие его останется в культурной памяти эпохи», — отметил президент Российской академии художеств Зураб Церетели.

Баэна – испанский город, расположенный в провинции Кордова в Андалусии на площади 361 кв. км. Расстояние до столицы страны, Мадрида, составляет около 400 км, до Малаги – 130 км.

В Баэне можно увидеть немало старинных достопримечательностей, но настоящую известность городу принес знаменитый Фестиваль оливок, проводимый тут ежегодно уже на протяжении двадцати лет.

История города Баэна

Археологические находки, обнаруженные в этом районе, позволяют утверждать, что поселения на месте современного города существовали с доисторических времен. Существуют также свидетельства присутствия в городе римлян.

Как и другие города современной Испании, Баэна долгое время находилась под властью мусульманских правителей. В IX веке город стал принадлежать Умару бен-Хафсуну, крупному феодалу, сыгравшему заметную роль в антиарабской борьбе.

В 1240 году Баэна была мирно завоевана Фернандо III Святым, который впоследствии отдал ее своему брату, Инфанте Альфонсо де Молина.

В XVI веке город продолжал крепнуть и развиваться, наблюдался значительный рост населения. В экономике главную роль играло сельское хозяйство.

В 1854 году на Баэну обрушилась эпидемия холеры, унесшая жизни около 700 жителей.

В настоящее время город известен как место производства оливкового масла высокого качества.

Баэна на карте мира

Достопримечательности города Баэна и туризм

  1. Приходская церковь Санта-Мария-ла-Майор – небольшой храм XIII века, архитектура которого сочетает сразу несколько стилей.
  2. Церковь Богоматери Гваделупской – старинная церковь XVI века, входившая ранее в состав монастыря. Здание монастыря было разрушено в 1855 году, а церковь сохранилась и была отреставрирована.
  3. Приходская церковь Сан-Бартоломе-Апостола – небольшой храм, возведение которого началось в XV веке.
  4. Замок Баэна – некогда мощное сооружение, время основания которого датируется IX веком. Проводимая со второй половины прошлого столетия реставрация позволяет увидеть масштабность и величие этой старинной достопримечательности.
  5. Музей истории Баэны – любопытный музей, расположенный в центре города и повествующий о развитии города от древнейших времен до наших дней.
  6. Археологический парк Торрепаредоне – музей под открытым небом, место раскопок, свидетельствующее о доисторических и более поздних поселениях в этом регионе.
  7. Музей оливкового масла – музей, посвященный истории и эволюции производства оливкового масла в Баэне.

Население и известные уроженцы Баэны

Численность населения Баэны незначительно изменяется на протяжении последнего столетия и составляет по последним данным около 20 000 человек.

Известные уроженцы города:

  • Луис Каррильо де Сотомайор (1585-1610) – поэт;
  • Доминго Энарес – епископ, мученик и доминиканский святой;
  • Деметрио де лос Риос (1827-1892) – поэт, археолог и архитектор;
  • Хуан де Пеньялоса и Сандовал (1579-1633) – художник.

Климат и экология Баэны

Для Баэны характерен средиземноморский континентальный тип климата с мягкой зимой и жарким летом. Средняя температура января составляет 5-7 градусов, июля – 30-35 градусов.

В 15 км от города расположен заповедник Парк Натураль де Лас Сьеррас Суббетикас – особо охраняемая природная зона. Одной из достопримечательностей парка являются эндемичные растения. Из представителей фауны тут можно увидеть беркутов и египетских стервятников.

Читать еще:  Фото реализм Linnea Strid

Баэна – очаровательный и многогранный город Испании. Сохраняя многовековой уклад жизни, Баэна постоянно развивается и предлагает своим гостям традиционное гостеприимство, увлекательную экскурсионную программу и отлично развитую инфраструктуру.

«Прощай, гений»: умер 37-летний Айнур Фатихов, он работал с татарскими звездами

Он играл с Галимовым и Тухватуллиным, а его отец аккомпанировал Шакирову и Бигичеву. Предварительная причина смерти — коронавирус

Сын двух народных артистов Башкортостана, баянист-виртуоз, лауреат международных конкурсов Айнур Фатихов скончался накануне в Уфе. За два дня до смерти он принимал участие в концерте, посвященном Дню столицы РБ, хотя, как говорят, уже болел. В результате его скоропостижная кончина вызвала немало кривотолков. А пока коллеги по цеху вспоминают артиста, который «входил в десятку лучших баянистов мира». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

Лауреат международных конкурсов Айнур Фатихов умер накануне в Уфе Фото: instagram.com/ainour.fatikhov

«ТРАГЕДИЯ БОЛЬШОГО ТАЛАНТА В ТОМ, ЧТО ОН НЕ БЫЛ РЕАЛИЗОВАН ДО КОНЦА»

«Прощай, гений… Айнур Фатихов… светлая память», — написал вчера в своем «Инстаграме» лучший современный татарский тенор, солист Башоперы Ильгам Валиев, отреагировав на смерть в Уфе 37-летнего музыканта. Айнура Фатихова прекрасно знали на национальной эстраде, он работал со многими ее звездами, включая Салавата Фатхетдинова и Айдара Галимова.

При этом по новостным порталам Башкортостана прошла информация о скоропостижной и трагической гибели артиста без указания подробностей, но с добавлением, что в то же время члены семьи Фатихова «проходят лечение в больнице». Это вызвало немало слухов и кривотолков, например о том, что известный баянист якобы покончил жизнь самоубийством после многочасового ожидания скорой помощи. Но люди, близко знавшие музыканта, в разговоре с «БИЗНЕС Online» назвали эту версию «бредом». А брат покойного Ильшат Фатихов сообщил нашему корреспонденту, что в морге ему в качестве диагноза назвали COVID-19 и даже посоветовали хоронить близкого родственника в закрытом гробу, хотя свидетельство о смерти он еще не получал.

Что же касается членов семьи, которые «проходят лечение в больнице», то речь идет о родителях. Но собеседники газеты говорят, что те угодили на больничную койку с коронавирусом еще за неделю до смерти сына и перед этим с ним не контактировали.

Айнура Фатихова прекрасно знали на национальной эстраде, он работал со многими ее звездами, включая Салавата Фатхетдинова и Айдара Галимова Фото: instagram.com/ainour.fatikhov

Также многие напоминают, что Фатихов принимал участие в недавнем большом концерте ко Дню Уфы, который венчало выступление группы DDT, фото с которого, где наблюдается огромная толпа людей, никак не соблюдающих меры профилактики коронавируса, облетели интернет. Баянист из столицы РБ, выступавший в составе группы Ришата Тухватуллина, по свидетельству очевидцев, в этот день чувствовал себя очень плохо, температурил, но все равно вышел на сцену.

Фатихов родился 22 февраля 1983 года в Уфе, окончил ССМШ-лицей при УГАИ им. Исмагилова в 2001 году по классу баяна. Еще в годы учебы он становился победителем и лауреатом многих международных конкурсов баянистов. А в 2007-м даже вышел сольный альбом артиста, где он попробовал себя в качестве певца. Кроме баяна, Фатихов прекрасно играл на татарском курае, различных видах гармошек, духовом аккордеоне, тальянке, кубызе. Его отец, Халит Фатихов, народный артист РБ, солист-баянист, аккомпаниатор и музыкальный руководитель эстрадного коллектива «Ихлас», в свое время сотрудничал с Ильгамом Шакировым и Хайдаром Бигичевым. Мама, Лилия Фатихова, народная артистка РБ, много лет работает в Башкирской государственной филармонии.

Интересно, что, имея родителей – народных артистов Башкортостана, сам Фатихов, несмотря на свою известность, званий не получал. На этот факт обратил внимание в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель фонда им. Вагапова, известный продюсер Рифат Фаттахов. «Читаю сейчас в интернете, там столько эпитетов о нем. Но, мои дорогие, где вы были раньше, когда он был жив? Трагедия большого таланта в том, что он не был реализован до конца, не востребован до конца. Да, гран-при завоевывал на очень серьезных международных конкурсах, но, по-моему, даже почетного звания республиканского у не было. Очень жаль, что такой талант ушел рано, это еще раз заставляет нас задуматься о том, что мы должны беречь и лелеять таланты при жизни», — сказал Фаттахов.

Фатихов принимал участие в недавнем большом концерте ко Дню Уфы, фото с которого, где наблюдается огромная толпа людей, никак не соблюдающих меры профилактики коронавируса, облетели интернет Фото предоставлено Максимом Никериным

«КОГДА ОН ИГРАЛ, ТО И ОРКЕСТРА НЕ НАДО БЫЛО»

Собеседники «БИЗНЕС Online» из мира татарской эстрады вспоминают, каким был Фатихов.

«Если я не ошибаюсь, то он входил то ли в пятерку, то ли в десятку лучших баянистов мира, — говорит певец Анвар Нургалиев. — Настоящий виртуоз, у него был свой мир, все понимал по-своему, играл на любом инструменте, был всесторонне развитым человеком. Его отец Халит-абый тоже баянист-виртуоз. Кстати, Халит-абый из Илишевского района, татарских мест». Напомним, что Нургалиев ранее еще и потерял мать из-за COVID-19. «Меня же обвиняли в том, что именно я распространил в Башкирии коронавирус, сейчас, видимо, опять будут искать виноватого. Но, когда началась пандемия, болезни придавали большое значение, а сейчас стали относиться как к простому гриппу, что все кончится быстро. Люди стали легкомысленно относиться», — сказал артист «БИЗНЕС Online».

Читать еще:  Французский художник. Linda Le Kinff

«Он был гением — это однозначно, я же не зря так написал, — ответил нашему корреспонденту оперный тенор Валиев. — Виртуозный музыкант на всех инструментах. А еще мастерски делал аранжировки, „минусовки“. Талант, талант… Таких универсальных музыкантов нечасто можно встретить».

«Такие парни нечасто рождаются, нельзя сделать такого баяниста, лишь обучая где-то. Он был виртуозом, он жил этим, жил музыкой, — сказал „БИЗНЕС Online“ певец и депутат курултая РБ Галимов. — У него все было уникальным — слух, ритм, он очень профессионально делал аранжировки. Талант от бога, это большая потеря, вспыхнула яркая звезда и потухла». Наш собеседник напомнил, что Фатихов родился в известной в республике творческой семье и о его огромном таланте было известно еще с детства.

«Я с ним много раз выступал, он мне делал аранжировки, когда он играл, то и оркестра не надо было. Он подходил иногда на концерте и сам говорил: „Айдар-абый, я тебе нужен? Могу сыграть“. Я, естественно, отвечал: „Конечно, Айнур, если ты есть, то никого больше не надо“, — вспоминает Галимов. — Он сразу схватывал мелодию, тональность и тут же делал ее еще интереснее — просто сходу. Это уникум. Пусть Аллах даст терпение его родителям, которые лежат в больнице, выдержать такой удар».

Музыка цвета:
Шёнберг и Кандинский

«А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?» В этих строках 1913 г. Маяковский выразил смысл эстетики начала XX в. — соединение порой совсем несоединимого.

Вслушивались ли вы, какого цвета звук трубы, скрипки или фагота? Недавние исследования выявили идентичные звукоцветовые ассоциации у разных людей. Начиная с XX века психология творчества значительно расширила свои границы за счет синестезии (греч. — соощущение). Это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, например «цветной слух» — звуковые переживания при восприятии цвета. «Цвет — это клавиша, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль» — так определил новую концепцию творчества художник Василий Кандинский в работе «О духовном в искусстве» (1910).

На концерте в Мюнхене в 1911 г. русский живописец Василий Кандинский услышал струнные квартеты и пьесы для фортепиано немецкого композитора Арнольда Шёнберга. Под впечатлением от этой необычной додекафонной музыки Кандинский создал картину «Впечатление III (Концерт)».

В. Кандинский. Впечатление III. Концерт.
1911. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен

Так встретились мастера возрожденческого типа: Кандинский писал стихи, играл на виолончели и фортепиано, Шёнберг занимался живописью, тоже сочинял стихи и писал либретто для своих сочинений. Сформировавшиеся в разных условиях, принадлежащие к разным национальным культурам, художник и музыкант, они провели синестетические параллели между зримым и слышимым, сопоставили музыкальные тембры с красками, хотя шли к синтезу искусств по-разному.

В результате творческой эволюции Шёнберг стал автором «беспредметной» музыки, в которой нет звуков привычного музыкального окружения человека, потому что нет объединяющего соотношения тонов с главным центром лада — тоникой. Додекафонная музыка — аморфная, диссонансная, не сразу постигается слухом, что затрудняет ее восприятие. Возникает необходимость видеть нотный текст, привлекать глаз как аналитический орган. Интересовавшийся живописью Шёнберг говорил о художниках: «В. Кандинский и О. Кокошка пишут картины, для которых материальный мир не более чем импульс к фантазии в красках и формах. Когда они выражают себя так, как до сих пор выражал себя лишь музыкант, то все это симптомы постепенно распространяющегося познания истинной сути искусства».

А. Шёнберг. Красный взгляд. 1910
Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен

По словам создателя абстрактной живописи Василия Кандинского, «музыка всегда была искусством, не употреблявшим своих средств на обманное воспроизведение явлений природы, но делавшим из них средство выражения душевной жизни художника». В докладе «Основные элементы живописи. Их сущность и ценность» на заседании секции монументального искусства Инхука (Института художественной культуры) в 1920 г. Кандинский представил аудитории таблицу «Параллели цвета и звука».

В монодраме Шёнберга «Счастливая рука» (1924) особая световая сценография, подчиненная музыке. В сцене бури логика соотношения художественных приемов близка изысканиям Кандинского: «буря в природе, накал человеческих эмоций сопровождается звуковым и световым crescendo. В тембрах движение идет от скрипок и гобоев через кларнет, фагот, бубен, арфу к торжеству тромбонов и труб. Заканчивает эпизод умиротворяющий английский рожок. Соответственно в цвете — от черного и коричневого через грязно-зеленый, фиолетовый, красный к оранжевому и желтому. Завершает световое crescendo мягкий голубой цвет».

желтый — высокое громкое звучание трубы

синий светлый — флейта

синий темный — виолончель

все темное — контрабас, орган (низкие тона)

зеленый — спокойные, растянутые тона скрипки

зеленый в желтое — повышающиеся тона скрипки

зеленый в синее — альт с сурдинкой

красный сатурн — упрямый, сильный звук фанфары

киноварь — сильные звуки трубы, удары барабана

красный холодный — средние и низкие тона виолончели

красный к розовому — свирель

оранжевый — альт (инструмент и голос), средний колокол

фиолетовый — английский рожок

фиолетовый глубокий — гобой, низкие тона фагота

Подробнее о взаимопроникновении разных видов искусства Василий Кандинский и Арнольд Шёнберг, а также русский композитор Александр Скрябин (в изложении Л. Сабанеева) высказались в альманахе «Синий всадник» («Der Blaue Reiter»), вышедшем в Мюнхене в 1912 г. под редакцией В.Кандинского и Ф.Марка, где опубликованы и другие статьи художников и музыкантов по теории и практике искусства XX века.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector