Художник и учёный. Alberto Macone

Художник и учёный. Alberto Macone

Учёный чуть не упал со стула, когда обнаружил сходство больных ковидом с неандертальцами

Именно та нить ДНК, которая досталась многим из нас от древних людей, оказалась связана с повышенным риском не пережить эту пандемию.

» src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/2/1138944922609.1355.jpeg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Носители генов неандертальцев хуже переживают новый коронавирус, пишет Nature. Сообщается, что к такому выводу пришли шведские и германские учёные. По опубликованным данным, генетики сравнили ДНК представителей этого вымершего рода людей и тяжелобольных пациентов с ковидом. Они изучили также и геном денисовцев, которых считают сестринской группой неандертальцев.

Как выяснилось, сегмент ДНК современных людей, повинный в тяжёлом течении CoViD-19, очень похож на аналогичный участок в геноме Homo neanderthalensis.

Я чуть не упал со стула, потому что сегмент ДНК был точно таким же, как в геноме неандертальца

Доцент Каролинского института в Стокгольме

По словам исследователей, один из генов в совпадающей цепочке играет роль в работе иммунитета, а ещё один влияет на механизм проникновения вирусных частиц в клетки организма. Интересно, что в целом учёные считают эти гены полезными. По мнению авторов научной работы, они сохранились до наших дней именно потому, что в процессе эволюции не раз пригождались для борьбы с инфекциями. Однако в случае возникновения совершенно новых вирусов геном неандертальца, наоборот, ухудшал ситуацию, предполагают исследователи.

Стало известно, почему вымерли неандертальцы

Надо сказать, что генетически неандертальцы вообще оказались больше похожи на современных людей, чем денисовцы. В 2010 году учёные установили, что у ДНК Homo neanderthalensis чуть более 200 отличий от ДНК Homo sapiens, а у генома денисовского человека — без малого 400.

Напомним, неандертальцы прожили на Земле несколько сотен тысячелетий. Считается, что они вымерли около 40 тысяч лет назад, а до этого какое-то время сосуществовали с человеком разумным. По мнению генетиков, наследственность этих далёких предков сохранилась у 16% европейцев и у половины жителей Южной Азии. Среди них, к примеру, китайцы и уроженцы Новой Гвинеи.

При этом известный генетик из лейпцигского Института эволюционной антропологии Сванте Паабо ранее писал, что ДНК африканцев совершенно не похожа на геном неандертальцев, а вот у всех остальных есть примерно 1–2% генов неандертальского происхождения.

От Самуэля Морзе до Леонардо да Винчи: 7 гениев науки, которые легко оставили свой след еще и в мире искусства

Принято считать, что гениальные ученые и непревзойденные представители искусства имеют разный склад ума. Однако в истории человечества известно множество фактов, когда великие деятели науки проявляли незаурядные способности в творчестве.

Великий Леонардо да Винчи советовал всем разносторонне развивать свой ум: изучать науку об искусстве, изучать искусство науки. Его советы не забыты и сегодня. В некоторых медицинских университетах в скором времени будут введены уроки истории искусств, а многие современные художники, включая Анику Йи, Нери Оксмана, Тревора Паглена добиваются выдающихся результатов в биологии, астрономии и геологии.

Самуэль Морзе (1791-1872)

Во время учебы Йельском университете Сэмуэль Морзе изучал математику и философию, но всегда мечтал о карьере художника. Со временем он оставил свою мечту и полностью погрузился в изучение развивающегося на тот момент электромагнетизма. Его вклад в эту область науки трудно переоценить. Ученый продолжал совершенствовать телеграф, изобрел азбуку Морзе. Библейская строка «Дивны дела Твои, Господи», посланная им 24 мая 1844 года из Капитолия США в Вашингтоне в Балтимор, произвела фурор в научном мире.

Искусством изобретатель занялся гораздо позже, когда стал брать уроки у художника Вашингтона Олстона, а затем в Королевской академии искусств в Лондоне у Бенджамина Уэста. В это время он написал две картины – «Суд Юпитера» и «Умирающий Геркулес», за которую получил на выставке золотую медаль.

Вернувшись в Америку известный изобретатель столкнулся с тем, что его картины никто не покупал, и он начал на заказ писать портреты. Самыми известными из них были портрет президента США Джона Адамса, маркиза де Лафайета и президента Джеймса Монро.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Великий художник с юности был увлечен ботаникой, анатомией, геологией и астрономией. Сегодня он более известен, как выдающийся живописец, но не следует забывать о его революционном вкладе в науку. Он утверждал, что Земля не является центром Вселенной и препарировал тела, изучая работу внутренних органов и структуру костей и суставов.

В архивах сохранились многочисленные записи его открытий, которые при жизни Леонардо да Винчи не могли были быть реализованы, включая парашют, вертолет и даже калькулятор! Великий живописец считал, что наука, искусство и природа связаны неразрывно. Они могут быть оценены только в синтезе. Многие его современники, а затем и последователи, разделяли эту точку зрения. Его знаменитые полотна «Тайная вечеря», «Мона Лиза» по-прежнему восхищают поклонников его таланта, а его рисунок «Витрувианский человек» стал пробным камнем, который лишь подтвердил его веру в то, что научное исследование может находиться в гармонии с пропорциями Вселенной.

Анна Аткинс (1799-1871)

Английский ученый, ботаник, Анна Аткинс изучала разнообразные сорта водорослей, которые произрастают в водах Великобритании. Отец познакомил ее с сэром Джоном Гершелем — одним из крупнейших ученых того времени. Одна из его работ была посвящена поведению солей под действием солнечного света. На этой основе был разработан фотопроцесс цианотипии.

Его использовала Аткинс в 1843 году, когда опубликовала первую часть своего научного справочника «Британские водоросли: цианотипические оттиски». В этой работе она одной из первых женщин в качестве иллюстрации использовала фотографии.

Первый том был издан за счет автора в 12 экземплярах. Позднее в течение 10 лет было издано еще 12 выпусков. Анной было сделано 389 цианотипных фотографий с научными пояснениями к ним. На сегодняшний день в мире сохранилось не более 15 этих книг.

Ральф Юджин Митъярд (1925-1972)

Знаменитый американский фотохудожник увлекся фотографией в начале 50-х годов XX века, работая в городе Лексиннгтон специалистом по коррекции зрения. Он фотографировал преимущественно по выходным дням. Ему удалось создать ряд удивительных, запоминающихся образов, которые сразу же привлекли к нему внимание.

Ральф родился в Нормале, штат Иллинойс. Прежде чем стать в 1949 году лицензированным оптиком он служил в армии. Работая в оптической фирме, он переехал в 1950 году в Лексингтон. Его фотографии были весьма необычны для того времени: часто они представляли собой расплывчатые фигуры, а позднее появились портреты его детей и его самого, одетых в странные, напоминающие монстров маски.

При жизни Митьярд не получил признания критиков, хотя его работы представлялись наряду с фотографиями Аарона Сискинда, Гарри Каллахана и Анселя Адамса на выставке, которую курировал Ван Дерен Кок. Его стиль часто оставлял его непонятым, хотя его фотокнига Lucybelle Crater, посмертно опубликованная, вызвала огромный резонанс.

Мария Сибилла Мериан (1647-1717)

Немецкий натуралист и ботаник XVII века, Мериан стала одной из первых ученых Европы, занимавшихся изучением жизни насекомых. Когда она только начинала свои исследования, насекомых называли «зверями дьявола» и бытовало мнение, что они спонтанно генерируются из грязи. Ее труды описывали превращение гусениц в бабочек. До ее исследований это явление не было официально подтверждено.

Еще до научных исследований Мериан была признанным художником-ботаником, опубликовавшим в 1675 году трехтомную серию, состоящую из 12 иллюстрированных рисунков цветов. В 1699 году Мария отправилась в голландский Суринам и задокументировала богатство местной флоры, создав некоторые из первых цветных иллюстраций Нового Света.

Читать еще:  Цифровой фотоаппарат. Что может сломаться в камере

Джон Джеймс Одюбон (1785-1851)

Имя этого человека и сегодня чтят орнитологи всего мира. Джон Джеймс Одюбон родился на Гаити и вырос во Франции. Когда ему исполнилось 18 лет, он эмигрировал в Пенсильванию. Его детская любовь к птицам превратилась в страстное стремление изучать жизнь пернатых. Его интересовали их миграционные привычки.

Одюбон много путешествовал по США, пытаясь изобразить всех птиц, населявших тот или иной округ. В течение полувека его признавали ведущим художником дикой природы Америки. Орнитологическое общество Audubon было названо в его честь и вдохновлено его деятельностью.

Изображения птиц Одюбона нельзя назвать строго научными. Его пернатые были написаны с особым изяществом, тщательным подбором цветов, а иногда на его рисунках были запечатлены представители флоры. Коллекция Birds of America, состоящая из 435 гравюр в натуральную величину, по-прежнему остается стандартом для ценителей искусства дикой природы.

Сантьяго Рамон-и-Кахаль (1852–1934)

Уроженца Испании Кахаля называют отцом современной нейробиологии. В 1906 году его революционные исследования в области нервной системы были удостоены Нобелевской премии.

Он стал первым человеком, предположившим, что наш мозг состоит из отдельных клеточных структур. Его вклад в понимание работы мозга, до сих пор изучают ученые всего мира.

Не всем известно, что с детства Кахаль мечтал быть художником, но отец всячески поощрял занятия сына медициной. Однако его страсть к живописи никогда не угасала. Он сделал тысячи детальных рисунков мозга, которые были основаны на том, что он видел под микроскопом. Сегодня эти рисунки остаются источниками информации для современных ученых-неврологов.

Почему автор знаменитого «Шагающего человека» отрёкся от сюрреализма, и чем покоряли зрителей его скульптуры-«палочки»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

От реализма к авангарду: кубизм

Он родился в 1901 году в Швейцарии, в семье художника Джованни Джакометти. С самого детства Альберто увлекался рисованием и лепкой, заставляя близких часами позировать юному художнику, да и братья его – Диего и Бруно – переняли от отца любовь к искусству: один впоследствии стал скульптором, второй – архитектором. Художественное образование Альберто Джакометти получил в Женевской школе изящных искусств.
По классической и, пожалуй, устаревшей к тому времени традиции, он отправился в путешествие по Италии – знакомиться с шедеврами античного искусства и классиков Возрождения. Кстати, на уникальный стиль Джакометти, который впоследствии прославит его, оказала непосредственное влияние этрусская статуэтка «Вечерняя тень», хранящаяся в музее Вольтерры.

В 1922 году молодой швейцарец уже был в Париже, там он продолжал обучение в мастерской Эмиля Антуана Бурделя, ученика Родена, и получил доступ к ведущим мастерам авангарда – Бретону, Арагону, Бэккету, Миро, Пикассо, Эрнсту. Несмотря на приверженность учителя античным идеалам и вопреки собственной любви к реализму в искусстве, Джакометти начинает интересоваться новыми направлениями, которые диктует модерн. Это было модно, ново и демонстрировало возможность отказа от традиционных форм в пользу упрощения и абстракции. Помимо прочего, молодой художник видел в новых подходах возможность выразить подлинный облик окружающего мира, скрытого за привычной реальностью.

Этот же период был связан с погружением в «примитивное искусство» — Джакометти изучал произведения народов Африки и Океании, американских индейцев, общался в том числе и с учеными-этнографами. Простота и радость творчества – та основа, которую Джакометти видел в архаическом искусстве, вдохновляла и его самого – и откликом стали скульптуры «Пара», «Женщина-ложка», «Голова». Упрощение и выраженная геометричность не мешают увидеть в произведениях замысел художника – так, «Женщина-ложка», продолжая древнюю философию, несет в себе помимо эротической составляющей символ продолжения жизни – подтекст, весьма популярный в среде авангардистов, и в первую очередь – у приверженцев сюрреализма.

Джакометти и сюрреализм

Идеи сюрреализма захватили Джакометти с начала тридцатых годов. Собратья по цеху, и прежде всего основоположник сюрреализма Андре Бретон, пришли в восторг от его «Подвешенного шара», подвижной скульптуры, одновременно чувственной и агрессивной.

«Шар» стал первым произведением из череды прославивших Джакометти: в течение «сюрреалистического» периода творчества швейцарец создал и другие культовые для того времени скульптуры – «Женщина с перерезанным горлом», «Сюрреалистический стол», «Дворец в четыре часа утра».
Один из циклов его работ в этот период составили «Скульптуры в клетке», где клетка не столько становится символом несвободы и пленения, сколько очерчивает собственное пространство, где человек может чувствовать себя защищенным.

Но уже в 1935 году произошел разрыв Джакометти с Бретоном и сюрреалистами – в том, что было им сделано в последние пять лет, художник видел «полный тупик». Одной из главных потребностей Джакометти всегда было стремление творить с натуры, что противоречило самой философии сюрреализма, отвергавшего ценность реальных моделей и предметов. С этого времени мастер обращает свои взгляды к гуманизму в искусстве, особо пристальное внимание уделяет изображению человеческой головы, наполняет свои произведения вопросами экзистенциального характера.
Безусловно, на философию и на творчество Джакометти огромное влияние оказала Вторая мировая война. Несмотря на то, что эти годы художник провел на территории нейтральной Швейцарии, ни о какой изоляции от внешнего мира речи не шло, он видел смерть и боялся ее.

В работах, которые создает во время войны скульптор, начинает воплощаться самая сущность бытия. Он отказывается от намеков эротического плана в своих произведениях и вообще исключает все плотское, оставляя только вытянутые, хрупкие фигуры, как будто изъеденные окружающей средой, полностью изолированные друг от друга. Чрезмерная удлиненность вертикалей скульптур подчеркивает и автономность разных частей человеческого тела.

Впрочем, не только человеческого – среди бронзовых скульптур Джакометти встречаются и фигуры животных. Знаменитая «Кошка» появилась благодаря домашней любимице его брата Диего, которая – «как солнечный луч» — умела проходить между двумя предметами, не касаясь их, идеально владея своим гибким телом.

Феномен скульптур Джакометти

Одиночество, уязвимость, деформированность – главные черты творений Джакометти, как результат его попыток увидеть что-то за гранью привычного понимания вещей, разглядеть и показать отражение истинной сущности человека в мире. И сам художник признавался, что лепит не человеческую фигуру, а отбрасываемую ею тень. И тут снова вспоминается та встреченная Джакометти в итальянском музее скульптура, именно тень и изображающую.
Джакометти любил работать с гипсом, когда почти из ничего, из пыли и воды, в мастерской появлялись воплощения его страхов, фантазий и снов. Потом на основе гипсовых заготовок он отливал уже окончательные варианты работ.

Большую часть жизни художник проводил в своей мастерской. «В основном я работаю ради эмоций, которые испытываю, только когда нахожусь в процессе созидания». Его натурщиками были брат Диего, которому Джакометти посвятил некоторые произведения, знаменитая в среде художников Изабель Росторн (Ламберт), а потом Аннет Арм, которую он встретил в 1946 году и на которой спустя несколько лет женился.

Первые бронзовые скульптуры, которые создавал Джакометти в сороковые годы, были невысокими, меньше семи сантиметров, и толщиной не превышающие гвоздя. А вот знаменитый «Шагающий человек», который в 2010 году был продан на аукционе «Сотбис» за рекордную к тому времени цену, в высоту составлял уже 183 сантиметра.

Читать еще:  Чешско-канадский художник. Rudy Karel Schneeweiss

В 1962 году «Шагающий человек» был представлен на Венецианском биеннале, и там же Джакометти был признан лучшим скульптором XX века. Скульптура изображает человеческую фигуру, с усилием совершающую шаги – обреченно, устало, из ниоткуда в никуда. Это произведение считается одним из наиболее ярких воплощений метафоры жизни. «Шагающий человек» — произведение, изображение которого размещена на купюре в сто швейцарских франков.

Другим рекордным «человеком» Джакометти стал «Указующий» — в 2015 году на аукционе «Кристис» эта скульптура стала самой дорогой за всю историю, окончательная стоимость составила более 141 миллиона долларов.

Да и при жизни художник был довольно востребован – среди его заказов, правда, невыполненных, была скульптура для нью-йоркской площади, состоящая из трех объектов. Его творчество пытались осмыслить в своих сочинениях современники и друзья, в том числе и литераторы. Скандальный писатель Жан Жене, которого с Джакометти связывали довольно близкие приятельские отношения, формулировал суть манеры скульптора как стремление «показать то, что останется от человека, когда исчезнет видимость». Писатель Франсис Понж видел в вытянутых скульптурах Джакометти «пафос предельного изнеможения», а Жан-Поль Сартр считал их воплощением экзистенциализма, образами, находящимися «между бытием и ничто».

Наследие Джакометти составляли не только скульптуры – на протяжении всей своей жизни он оставался верен живописи и рисунку, и создавал сотни таких произведений, в том числе выполняя заказы на портреты. По сути, его скульптуры и сами были чем-то вроде трехмерного рисунка. Творчество Джакометти после отказа от идей сюрреализма нельзя отнести к какому-либо стилю, да и нет в этом, наверное, необходимости.

Альберто Джакометти умер в 1966 году в Швейцарии, причиной смерти стала болезнь сердца. Вдова – Аннет Джакометти – посвятила свою жизнь каталогизации, описанию и сохранению наследия мужа, в которое вошло около пяти тысяч его произведений.
Со временем, считал художник, все скульптуры – и его тоже – превратятся в прах. И, даже зная это, нужно создавать их, наполняя жизнью. На вопрос о том, сколько жизни в работах Джакометти, пожалуй, лучшим ответом будет то, что их узнают по всему миру до того, как прочитают на табличке имя художника.

Что до сюрреалистов, то вот, пожалуй, еще имя, которое нет нужды читать, чтобы определить авторство произведения: Сальвадор Дали.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

От Самуэля Морзе до Леонардо да Винчи: 7 гениев науки, которые легко оставили свой след еще и в мире искусства

Принято считать, что гениальные ученые и непревзойденные представители искусства имеют разный склад ума. Однако в истории человечества известно множество фактов, когда великие деятели науки проявляли незаурядные способности в творчестве.

Великий Леонардо да Винчи советовал всем разносторонне развивать свой ум: изучать науку об искусстве, изучать искусство науки. Его советы не забыты и сегодня. В некоторых медицинских университетах в скором времени будут введены уроки истории искусств, а многие современные художники, включая Анику Йи, Нери Оксмана, Тревора Паглена добиваются выдающихся результатов в биологии, астрономии и геологии.

Самуэль Морзе (1791-1872)

Во время учебы Йельском университете Сэмуэль Морзе изучал математику и философию, но всегда мечтал о карьере художника. Со временем он оставил свою мечту и полностью погрузился в изучение развивающегося на тот момент электромагнетизма. Его вклад в эту область науки трудно переоценить. Ученый продолжал совершенствовать телеграф, изобрел азбуку Морзе. Библейская строка «Дивны дела Твои, Господи», посланная им 24 мая 1844 года из Капитолия США в Вашингтоне в Балтимор, произвела фурор в научном мире.

Искусством изобретатель занялся гораздо позже, когда стал брать уроки у художника Вашингтона Олстона, а затем в Королевской академии искусств в Лондоне у Бенджамина Уэста. В это время он написал две картины – «Суд Юпитера» и «Умирающий Геркулес», за которую получил на выставке золотую медаль.

Вернувшись в Америку известный изобретатель столкнулся с тем, что его картины никто не покупал, и он начал на заказ писать портреты. Самыми известными из них были портрет президента США Джона Адамса, маркиза де Лафайета и президента Джеймса Монро.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Великий художник с юности был увлечен ботаникой, анатомией, геологией и астрономией. Сегодня он более известен, как выдающийся живописец, но не следует забывать о его революционном вкладе в науку. Он утверждал, что Земля не является центром Вселенной и препарировал тела, изучая работу внутренних органов и структуру костей и суставов.

В архивах сохранились многочисленные записи его открытий, которые при жизни Леонардо да Винчи не могли были быть реализованы, включая парашют, вертолет и даже калькулятор! Великий живописец считал, что наука, искусство и природа связаны неразрывно. Они могут быть оценены только в синтезе. Многие его современники, а затем и последователи, разделяли эту точку зрения. Его знаменитые полотна «Тайная вечеря», «Мона Лиза» по-прежнему восхищают поклонников его таланта, а его рисунок «Витрувианский человек» стал пробным камнем, который лишь подтвердил его веру в то, что научное исследование может находиться в гармонии с пропорциями Вселенной.

Анна Аткинс (1799-1871)

Английский ученый, ботаник, Анна Аткинс изучала разнообразные сорта водорослей, которые произрастают в водах Великобритании. Отец познакомил ее с сэром Джоном Гершелем — одним из крупнейших ученых того времени. Одна из его работ была посвящена поведению солей под действием солнечного света. На этой основе был разработан фотопроцесс цианотипии.

Его использовала Аткинс в 1843 году, когда опубликовала первую часть своего научного справочника «Британские водоросли: цианотипические оттиски». В этой работе она одной из первых женщин в качестве иллюстрации использовала фотографии.

Первый том был издан за счет автора в 12 экземплярах. Позднее в течение 10 лет было издано еще 12 выпусков. Анной было сделано 389 цианотипных фотографий с научными пояснениями к ним. На сегодняшний день в мире сохранилось не более 15 этих книг.

Ральф Юджин Митъярд (1925-1972)

Знаменитый американский фотохудожник увлекся фотографией в начале 50-х годов XX века, работая в городе Лексиннгтон специалистом по коррекции зрения. Он фотографировал преимущественно по выходным дням. Ему удалось создать ряд удивительных, запоминающихся образов, которые сразу же привлекли к нему внимание.

Ральф родился в Нормале, штат Иллинойс. Прежде чем стать в 1949 году лицензированным оптиком он служил в армии. Работая в оптической фирме, он переехал в 1950 году в Лексингтон. Его фотографии были весьма необычны для того времени: часто они представляли собой расплывчатые фигуры, а позднее появились портреты его детей и его самого, одетых в странные, напоминающие монстров маски.

При жизни Митьярд не получил признания критиков, хотя его работы представлялись наряду с фотографиями Аарона Сискинда, Гарри Каллахана и Анселя Адамса на выставке, которую курировал Ван Дерен Кок. Его стиль часто оставлял его непонятым, хотя его фотокнига Lucybelle Crater, посмертно опубликованная, вызвала огромный резонанс.

Мария Сибилла Мериан (1647-1717)

Немецкий натуралист и ботаник XVII века, Мериан стала одной из первых ученых Европы, занимавшихся изучением жизни насекомых. Когда она только начинала свои исследования, насекомых называли «зверями дьявола» и бытовало мнение, что они спонтанно генерируются из грязи. Ее труды описывали превращение гусениц в бабочек. До ее исследований это явление не было официально подтверждено.

Читать еще:  Цвет и веселье. Anatoli Razenberg

Еще до научных исследований Мериан была признанным художником-ботаником, опубликовавшим в 1675 году трехтомную серию, состоящую из 12 иллюстрированных рисунков цветов. В 1699 году Мария отправилась в голландский Суринам и задокументировала богатство местной флоры, создав некоторые из первых цветных иллюстраций Нового Света.

Джон Джеймс Одюбон (1785-1851)

Имя этого человека и сегодня чтят орнитологи всего мира. Джон Джеймс Одюбон родился на Гаити и вырос во Франции. Когда ему исполнилось 18 лет, он эмигрировал в Пенсильванию. Его детская любовь к птицам превратилась в страстное стремление изучать жизнь пернатых. Его интересовали их миграционные привычки.

Одюбон много путешествовал по США, пытаясь изобразить всех птиц, населявших тот или иной округ. В течение полувека его признавали ведущим художником дикой природы Америки. Орнитологическое общество Audubon было названо в его честь и вдохновлено его деятельностью.

Изображения птиц Одюбона нельзя назвать строго научными. Его пернатые были написаны с особым изяществом, тщательным подбором цветов, а иногда на его рисунках были запечатлены представители флоры. Коллекция Birds of America, состоящая из 435 гравюр в натуральную величину, по-прежнему остается стандартом для ценителей искусства дикой природы.

Сантьяго Рамон-и-Кахаль (1852–1934)

Уроженца Испании Кахаля называют отцом современной нейробиологии. В 1906 году его революционные исследования в области нервной системы были удостоены Нобелевской премии.

Он стал первым человеком, предположившим, что наш мозг состоит из отдельных клеточных структур. Его вклад в понимание работы мозга, до сих пор изучают ученые всего мира.

Не всем известно, что с детства Кахаль мечтал быть художником, но отец всячески поощрял занятия сына медициной. Однако его страсть к живописи никогда не угасала. Он сделал тысячи детальных рисунков мозга, которые были основаны на том, что он видел под микроскопом. Сегодня эти рисунки остаются источниками информации для современных ученых-неврологов.

Альбер Марке — один из самых известных пейзажистов Франции: биография и картины художника

Альбер Марке (Albert Marquet; родился 27 марта 1875 — умер 14 июня 1947 гг.) — выдающийся французский художник-постимпрессионист, пейзажист и фовист XIX-XX веков, известный своими многочисленными индустриальными пейзажами европейских и африканских городов. В произведениях Альбера Марке простые, привычные вещи — лодки и мосты, подъемные краны и портовые причалы — будто бы преображаются под рукой человека, приобретают особую силу. Работы Марке искренние и честные, наполненные воздухом и светом. Художник любил изображать спокойную воду, переливающуюся многочисленными оттенками голубого, синего, зеленого и золотого. Много и часто писал города с высокой точки, будто бы увлекая за собой зрителя вглубь пространства резким сокращением перспективы.

Биография Альбера Марке

Альбер Марке родился 27 марта 1875 года во французском городе Бордо. Отец мальчика работал кондуктором, будучи зрелым мужчиной женился на юной девушке. Разница в возрасте родителей Марке — 15 лет.

Альбер Марке мало рассказывал о своем детстве. Известно лишь, что рисование интересовало его больше, чем учеба. Еще в дошкольном возрасте мальчик выводил простые формы углем на полу, после — создавал первые картины цветными карандашами. В 1890 году, сразу по окончании средней школы, он поступил в Школу декоративных искусств в Париже, где познакомился и подружился с Анри Матиссом (Henri Matisse). Эту дружбу они сохранили на всю жизнь.

В 1895 году Альбер и Анри продолжили обучение, вместе поступив в Школу изящных искусств. Позже, уже будучи известным художником, Альбер будет вспоминать эти годы как наиболее веселые и беззаботные в его жизни. Молодые люди много времени проводили вместе, часто рисовали на улице, создавая наброски зданий, мостов и людей. Если человек двигался слишком быстро, один из художников издавал шипящий звук, прохожий пугался и замирал на секунду, тем самым позволяя закончить работу. По вечерам студенты подрабатывали штукатурами.

К сожалению, обучение в этой школе Марке и Матисс не закончили — после смерти Гюстава Моро (Gustave Moreau), их любимого преподавателя, они больше туда не вернулись.

В начале XX века Марке увлекся новым направлением в живописи, фовизмом (в переводе с французского — дикий). Контуры его пейзажей упростились, а цвета стали неестественно яркими, контрастными. Публикой фовизм был принят холодно и продержался всего пару лет. Особое возмущение вызвала выставка 1905 года, где не только картины смотрелись странно, но и художники пришли, облачившись в необычные одежды. А сам Марке надел старый заношенный вельветовый костюм и широкополую шляпу.

В 1907 году он отправился в путешествие в Нормандию и именно этот момент историки считают отправной точкой в формировании его нового, уникального стиля. Пейзажи того времени более мягкие, спокойные и сдержанные. Вскоре, после выставки, проведенной им в Парижской галерее Друэ, появилось выражение «Париж Марке», обозначающее особое видение города художником.

Альбер Марке написал десятки видов французской столицы, часто изображал город с высоты. На его холстах — суетливые будни парижан, спешащих по своим делам, величие Собора Парижской Богоматери, изысканность Эйфелевой башни, остров Сите, мосты, баржи и прогулочные катера.

Мастер много путешествовал, объехал Европу, побывал в России, посещал Алжир, Тунис и Марокко. Свою единственную жену он встретил в Алжире. В 1920 году сорокапятилетний художник познакомился с Марсель Мартине (Marcel Martinet) и с тех пор был с ней неразлучен. В Алжире же он провел все годы Второй Мировой, писал узкие улочки местных городов и безмятежность морской глади. Есть в его работах и бури, и шторма.

В Париж семья вернулась уже после окончания войны. Альбер Марке приобрел квартиру на улице Дофин, откуда открывался вид на Новый мост и так горячо любимую им набережную Сены. В последние годы жизни художник тяжело болел, но не прекращал писать. Он умер в 72 года, в 1947-ом, перенеся тяжелую операцию. Уже после смерти его жена написала о мастере книгу.

Известные картины Альбера Марке

Картины Альбера Марке существенно различаются между собой — живописец писал не только взморья и гавани, но и портреты, и обнаженную натуру. За долгую творческую жизнь неоднократно менялся стиль художника. Наиболее известны его индустриальные пейзажи, изображающие обычную повседневную жизнь городов:

  • «Набережная Лувра» (1906) — очень типичная работа. Мягкие плавные линии и вид сверху на Эйфелеву башню;
  • «Дождливый день в Париже. Собор Парижской Богоматери» (1910) — мягкая серость, обилие воздуха, спокойная безмятежная гладь воды и собор, возвышающийся над городом;
  • «В Неаполе» (1909) — и снова любимые художником голубые оттенки, легкая рябь воды и клубы белых облаков, плывущих над едва виднеющимися вдали горами;
  • «Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель» (1910) — одна из многих картин Марке, иллюстрирующих Сену;
  • «Алжир. Вид на район Мустафа. Дождь» (1929) — одинаковые домики с оранжевыми крышами и гладь воды, будто бы сливающаяся с серым небом.

Альбер Марке прожил долгую жизнь и написал сотни великолепных картин. Найти некоторые из них можно на известных аукционах мира. На сайте Very Important Lot ценителям искусства предлагается недорого купить картины легендарных мировых художников и приобрести работы современных мастеров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector