Художник-самоучка. Carlos Rafael Arano

Художник-самоучка. Carlos Rafael Arano

Косоглазый Гверчино и его собаки: Как художник-самоучка пробился к вершинам итальянского барокко

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как художник-самоучка с дефектом зрения пробился к вершинам итальянского барокко

Джованни Франческо Барбьери родился в городке Ченто неподалеку от Болоньи в 1591 году. С самого детства из-за травмы он видел хуже других и носил прозвище Гверчино – «косоглазый». Тем не менее еще ребенком Джованни показал незаурядные способности в рисовании, уже в шестилетнем возрасте он самостоятельно справлялся с кистью, а, став старше, отправился учиться в мастерскую Бенедетто Дженнари, с семьей которого его всю жизнь будут связывать близкие отношения.

Биографы Гверчино отмечают, что заслуги художника – в первую очередь результат его постоянного самообучения, наблюдения за техникой работы других мастеров. Большое влияние на развитие его таланта оказали работы Лодовико Карраччи.

Первый настоящий успех пришел к Гверчино в 1612 году, когда его заметил настоятель церкви в Болонье Антонио Мирандола – тоже впоследствии близкий друг художника. Гверчино выполнял заказы для домов в Ченто, а в 1621 году благодаря этой протекции оказался в Риме, где по приглашению нового папы Григория XV стал работать над интерьерами соборов и вилл аристократов столицы. «Римский период» творчества Гверчино оказался очень насыщенным – он писал и алтарные картины, и те, что направлялись в резиденции высших церковных чинов и самого папы, расписывал стены и потолки римских храмов. Спустя два года папа Григорий XV умер, и художник вернулся в родной Ченто.

Продолжая выполнять поступающие заказы, он уделял время и обучению молодых мастеров, в том числе создавая для них коллекцию рисунков, по которым изучалось анатомия человеческого тела.
В соседней Болонье тем временем пользовался большим вниманием и почетом итальянский художник Гвидо Рени, развивавший традиции Болонской Академии. В 1642 году, когда Рени умер, Гверчино занял его место, возглавив местную академическую школу и уделяя особое внимание обучению молодых мастеров.

Слава Гверчино распространилась и за пределы Италии, английский король Карл I звал итальянца к себе на службу. Но Гверчино отказался от этого предложения и до конца жизни жил и работал в Болонье.

Художественный стиль Гверчино

Этого художника отличал постоянный творческий поиск. В раннем периоде ему была свойственна энергия, яркость, смелое обращение со светом и тенью – из-за чего картины Гверчино часто сравнивают с произведениями Караваджо. Во время работы в Риме манера письма поменялась: Гверчино использовал необычные ракурсы, композиция стала более смелой.

С переходом к болонской школе его работы приобретают все больший академизм, становятся спокойнее, жесты персонажей – сдержаннее. Большое влияние на изменение стиля работы Гверчино оказал Гвидо Рени.
Под конец жизни Гверчино из его произведений страсть пропала окончательно, палитра красок стала светлой и холодной, образы «гладкими» и строгими.

Мастера из Ченто можно считать вполне плодовитым художником: за свою жизнь он создал, помимо фресок в церквях Ченто и Рима, более сотни алтарных картин и около ста пятидесяти других произведений живописи, а также оставил после себя множество рисунков, написанных быстрыми каллиграфическими штрихами. Большая часть их представляла собой этюды и наброски к картинам, но были и те, что создавались «для собственного удовольствия» — как, например, карикатуры, которые Гверчино стал рисовать один из первых.

Тем не менее главной темой, пронизывающей творчество художника, были библейские сюжеты и античные мифы. Среди искусствоведов вершиной мастерства Гверчино признается «Аврора», украшающая потолок знаменитой виллы Лудовизи. Современным исследователям изучение наследия художника облегчила своеобразная бухгалтерия, книга учета, которую вели братья Барбьери – сам Гверчино и Паоло Антонио, который был младше на 12 лет и работал в жанре натюрморта.

Портреты собак

В 2018 году была обнаружена картина, которая не значилась в этой книге, но эксперты признали холст написанным рукой Гверчино. О находке сообщил английский аукционный дом Cheffins, проведя исследование произведения, принесенного для продажи семьей из Суффолка. Выяснилось, что картина была привезена в 1850 году из Рима и с тех пор хранилась в семье, которая не могла предположить, кисти какого художника она принадлежит.

На фоне горного пейзажа изображена собака, и, в отличие от других картин эпохи барокко, где четвероногие персонажи могли встречаться в качестве антуража, здесь она – единственная и главная фигура. По мнению специалистов, это кане-корсо, или итальянский мастиф. Гверчино не был анималистом, но тщательность, с которой он подошел к работе, ее законченность и то, что на холсте вполне определенно просматривается индивидуальность животного, наводят на мысль, что хозяином хвостатой модели мог быть сам художник. Во всяком случае, этого мнения придерживается специалист по творчеству итальянских живописцев искусствовед Николас Тернер, который, совместно с другими исследователями, и подтвердил авторство Гверчино.

Период, в который был написан портрет собаки, он определил в 1625-1630 годы. Картина была продана с аукциона за 570 тысяч фунтов стерлингов. Рекордная же цена, предложенная за работу Гверчино, составила 5 миллионов 190 тысяч фунтов стерлингов и была выплачена за картину «Царь Давид» в 2010 году.

Другая известная картина, где Гверчино изобразил пса – «Портрет собаки Альдрованди», который хранится в музее Нортона Саймона в США. Персонажем стал тигровый мастиф – на его ошейнике виден герб аристократов — семьи Альдрованди, а на заднем плане – их фамильный замок в Болонье. И снова заметна тщательность, с которой художник подошел к созданию портрета, почти фотографическая точность, сочетающаяся со свойственными Гверчино яркостью и контрастностью света и тени. Легко представить себе, что картина в свое время не только радовала взгляд хозяина пса, но и украшала собой интерьер – каким бы блестящим и аристократичным он ни был.

И в других картинах – там, где это позволяет сюжет – у Гверчино находится место для собак, как, например, на холсте «Автопортрет перед картиной «Преданная любовь»». Купидон, символ любви, держит собаку, символ верности, а перед ними лежит змея, кусающая себя за хвост – символ вечности. Все вместе образует настолько позитивную, мирную и самодостаточную обстановку, что немудрено увидеть в ней и фигуру самого художника, пожелавшего запечатлеть себя именно в таком окружении.

Читать еще:  Художница-реалист. Laura Sanders

Гверчино никогда не был женат и не имел детей, зато посвящал много сил и времени ученикам, в числе которых были и его племянники, которым и суждено было проводить учителя в последний путь в 1666 году.

Впрочем, у художника Чарльза Бертона Барбера можно найти не менее трогательные изображения собак — в гораздо большем количестве.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Художник рассказывает магические истории через миниатюрную анимацию

Немецкий художник Рафаэль Варона создает волшебные рисунки и делает магическую анимацию, которые выглядят словно иллюстрации к детским книжкам. В июле он выпустил вторую часть проекта Impossible Bottles: на движущемся рисунке изображен безумный гигантский робот, которого создает седовласый ученый под землей, а на поверхности стоит недоумевающий хозяин маленького шатающегося дома.

Ниже расположен такой же по композиции рисунок с богиней Луны Мамой Кильей, которой поклонялись древние инки. Супруга бога Солнца явно очень недовольна колонизаторами, заставляющими темнокожих рабов добывать золото и мешать ей спать.

В 2014 году Рафаэль получил некоторое внимание в интернете, после того как выпустил серию работ под названием Impossible Bottles. Название взято из-за его увлечения кораблями, спрятанными в небольших бутылках. По этому принципу художник заполняет небольшое пространство рисунка множеством деталей и добавляет движущиеся части, чтобы акцентировать внимание зрителя на самом интересном. Например, на купающихся в озере девушках или затонувшем там же мужчине.

В той же работе — компактный рисунок, изображающий путешественника или просто прохожего мужчину, спрятавшегося на дерево от тигра.

«Для меня это такое же путешествие, как и для зрителя. Я почти никогда не знаю, как будет выглядеть рисунок в итоге. Мне видны лишь наброски будущей картинки. Пытаюсь добавить как можно больше хаотичных и ярких пейзажей, событий и объектов, так будет больше удовольствия. Цвета и композиция помогают сделать рисунок более живым. Вы можете отыскать что-то интересное на нем, о чем не сразу догадываетесь»

Остальные работы Вароны расположены на его сайте: там есть как коммерческие заказы, так и мелкие наработки молодого художника. Какие-то из них даже можно купить, чтобы повесить на стену у себя дома. Сейчас Рафаэль сотрудничает с берлинской студией Honig Studios над мобильными играми.

Рафаэль рисовал Скорину?

Фреска Рафаэля Санти «Афинская школа», украшающая библиотеку Ватикана, сотни лет хранила тайну, связанную, как выясняется, с нашей страной. Во всяком случае, так считает автор открытия — доцент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Григорий Ревяко, обнаруживший удивительное сходство одного из персонажей монументальной работы великого итальянца с Франциском Скориной! При этом доводы исследователя столь убедительны, что с ними нельзя не согласиться.

Прежде всего доктор искусств Скорина, прекрасно знающий итальянскую живопись, как раз в то время жил в Италии, бывал в Риме, Падуе, где защищал еще одну докторскую диссертацию — по медицине. Правда, история не оставила свидетельств, что пути их действительно пересекались, но, учитывая узость круга художников и искусствоведов, можно предположить, что они знали друг друга. Просто обязаны были знать, поскольку искусствоведы всегда консультировали заказчиков, к какому художнику следует обратиться, и мастера кисти жизненно были заинтересованы в таком знакомстве.

Что касается росписи ватиканской библиотеки, то Папа Римский, как отмечали современники, проявил тогда измотавшую всех его помощников чрезмерную требовательность. Он долгое время отвергал предлагавшихся ему художников и их творческие замыслы, пока не сделал выбор в пользу Рафаэля. Естественно, люди из окружения Папы нашли молодого тогда мастера не сами, а по подсказке кого-то, разбирающегося в живописи. Возможно, это и был наш земляк. Не будем утверждать, что и сама идея сюжета принадлежит ему, но даже услуга в получении престижного заказа, с которого и началось восхождение Рафаэля к вершине славы, способна была подвигнуть художника на такой жест, как увековечение своего благодетеля.

На эту мысль наталкивает и другое обстоятельство. В роли Сократа, Птолемея, Гераклита и других исторических личностей на фресках представлены легко узнаваемые современники Рафаэля — итальянские общественные деятели, ученые, представители правящей элиты. И только портрет человека, которого художник изобразил рядом с собой, нарушив технологию, то есть написав его вживую на штукатурке, не используя утверждаемый заказчиком картонный эскиз, так и остался неидентифицированным. Обычно мастера монументальной живописи так отдают дань уважения соавторам. Но известно, что эту фреску Рафаэль создавал один. Стало быть, это действительно тот, кто помог ему «выйти в люди». Или, все же наберемся смелости, тот, кто был еще и соавтором идеи? И еще наберемся смелости утверждать вслед за Григорием Ревяко, что человек на фреске справа от Рафаэля и на автопортрете из Библии Скорины — одно и то же лицо. Ведь похож!

А теперь обратимся к другой стороне этой истории. Почему вообще ученый, работающий в вузе, не имеющем отношения к предмету нашего разговора, занялся изучением творческого наследия Скорины?

— Дело в том, — объясняет Григорий Максимович, — что в год празднования юбилея Скорины в одной из публикаций я обратил внимание на фразу о том, что гравюры в его Библии содержат много загадок. А поскольку наша лаборатория информационно-кибернетических систем занималась компьютерной расшифровкой сделанных из космоса снимков земной поверхности, то я решил использовать эти наработки для разгадки тайнописи. Начал изучать литературу о зашифрованных посланиях — от времен индейцев майя до европейского средневековья, где подобная практика была обычным делом. И оказалось, что Скорина использовал отработанные приемы маскировки содержания, а поскольку он еще и глубоко знал астрологию, то насыщал гравюры и символами из этой области.

Читать еще:  Художник-реалист. Maureen Hunt Piccirillo

Все его рисунки из Библии и других книг были помещены в электронную базу данных, очищены с помощью специальных технологий от повреждений и искажений, и когда запустили компьютерную программу, позволяющую выявлять скрытые изображения, страницы Книги книг заговорили по-новому. Самым распространенным его приемом шифрования оказался эффект зеркального отражения. То есть когда к рисунку под определенным углом в определенном месте прикладывается зеркало, то из хаотичного порой набора линий рождается скрытое изображение, одна половина которого расположена на бумаге, а вторая — на стекле. Впрочем, значение открывшегося рисунка надо еще правильно истолковать. Частично это сделать удалось, но многое еще ждет своего часа.

Манипуляции с зеркальным отражением помогли ученому увидеть в растительном орнаменте человеческую фигуру, которая, как он считает, символизирует возрождение духовных ценностей. То же зеркало выявило на одном из рисунков рожицу черта и солнечный диск, что символизирует темное и светлое начало человеческой личности. Заставка с заглавной буквой «Р» несет в себе, как оказалось, опрокинутое изображение двуглавого орла, символизирующего Россию, которая терпела в то время военные поражения. Кстати, в букве «М» он дает ключ к расшифровке, помещая там женский портрет с древнегреческим знаком на лбу, означающим мифологическую Медузу, которую Персей победил, глядя на зеркальную поверхность своего щита. Зеркало присутствует и в качестве символа на автопортрете Скорины. И чтобы уже закончить с буквами-символами, обратим внимание, что в литеру «А» наш земляк вмонтировал человеческий лик, оказавшийся, как выяснил Ревяко, портретом Константина Астрожского, который помог Скорине деньгами при издании Библии. Как видим, это очень напоминает подобный жест Рафаэля.

Языком символов белорусский первопечатник рассказывает и о себе. На автопортрете он зашифровал, например, время своего рождения. Отразил и социальный статус, расположив себя между двумя медведями. Правда, догадаться об этом непросто. Но на правильную мысль наводит присутствующий тут же астрологический инструмент, который указывает, что медведи означают созвездия Большой и Малой Медведицы, между которыми расположено созвездие Дракона. А Драконами в средние века называли посвященных людей, коим дважды доктор наук Скорина и был. Подчеркнута в рисунке и главная его ценность — знания. Они символизируются в свитке, выглядывающем из-под покрывала, которое до сих пор принимали за одежду. Ревяко обратил внимание, что покрывала помечены знаком полумесяца, стало быть, по астрологической символике это есть так называемый «лунный дом», указывающий место расположения клада или какой-то ценности.

Словом, откапывать клады на этом поле можно бесконечно, ибо насыщенность рисунков символами впечатляет. Самое удивительное, что все это, в том числе и неканонизированные разделы из древних текстов, введенные Скориной, несет в себе Библия — книга, которая не позволяла вольностей. И куда смотрел средневековый Главлит или как его там?

Рафаэль Санти — величайший гений итальянской живописи XVI века

Рафаэль Санти (Raffaello Santi; родился 6 апреля 1483 — умер 6 апреля 1520 гг.) был гениальным итальянским художником XVI века, одним из ярчайших представителей живописи эпохи Возрождения, мастером портретного и религиозного жанров. Широко известен во всем мире своими картинами на мифологическую тематику, многочисленными фресками, рисунками и алтарными росписями. Рафаэль также был выдающимся архитектором, по его проектам в Италии построены многие церкви и соборы, дворцы и виллы знати того времени.

Рафаэль прожил яркую, но весьма короткую жизнь. Его шедевры легко узнаваемы по идеальной гармонии и высокой одухотворенности образов. А наибольшую славу Великому Мастеру Ренессанса принесли изображения прелестных Мадонн с младенцем на руках.

Биография Рафаэля Санти

Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 г. в небольшом городке Урбино на востоке Италии в семье придворного художника местного герцога. Мальчик рано осиротел, в восьмилетнем возрасте умерла его мать, а еще через три года — отец. Но Джованни Санти успел привить сыну любовь к искусству и даже обучил азам живописи в своей мастерской.

После смерти родителей дядя отдал Рафаэля на обучение к известному мастеру Умбрийской школы живописи Пьетро Перуджино (Pietro Perugino). Талантливый юноша быстро впитывал опыт, уже через несколько лет его копии картин даже искушенные знатоки не могли отличить от работ учителя.

В 1504 году Рафаэль вместе с Перуджино переехал во Флоренцию. Здесь ему посчастливилось познакомиться с двумя другими гениальными современниками — Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) и Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti). Молодой художник тщательно изучил технику рисования обоих гениев и извлек из этого огромную пользу для собственного профессионального роста.

Постепенно слава Рафаэля растет, к нему все чаще обращаются заказчики. Вдохновленный признанием молодой художник пишет портреты местной знати, алтарные образы и лики святых. В период пребывания во Флоренции живописец также создал около 20 изображений мадонн, большинство из которых сегодня украшают лучшие музеи мира.

В 1508 году Рафаэль по личному приглашению папы Юлия II приезжает в Рим и становится официальным художником при дворе понтифика. 25-летний живописец получает большой заказ на роспись стен личной папской библиотеки в Ватикане — Станцы делла Сеньятура. В кратчайшие сроки Рафаэль создает четыре знаменитые фрески:

  • «Диспута»;
  • «Мудрость, Умеренность и Сила»;
  • «Парнас»;
  • «Афинская школа».

Папу Римского настолько впечатлила работа живописца, что он поручил Рафаэлю роспись еще трех помещений своего дворца. Для этого Юлий II даже уволил других художников, уже начавших работу над фресками. Рафаэль взялся за заказ, но с условием привлечения к работе учеников.

В римский период жизни Рафаэль также много занимается алтарной живописью, пишет портреты и образы мадонн. По заказу Агостино Киджи художник создал фреску «Триумф Галатеи» для загородной виллы итальянского банкира.

В 1514 году Рафаэля назначили главным архитектором папского двора. И на этом поприще гениальный мастер сумел достичь успеха. По его проектам в Риме и его окрестностях были построены храмы, церкви, дворцы, виллы с изящными рельефами и росписями.

Читать еще:  Художник-экспрессионист. Nikoletta Antonopoulou

Внезапная смерть 37-летнего Рафаэля шокировала Италию. Что стало причиной кончины мастера, доподлинно не известно. По одной из версий — слишком распутная жизнь, по другой — эпидемия лихорадки. Рафаэль отошел в мир иной 6 апреля 1520 года, не оставив после себя детей. А из множества его учеников ценителям искусства знакомо только имя Джулио Романо (Giulio Romano).

Самые известные картины Рафаэля

Среди всех картин великого Рафаэля сложно выделить наиболее известные шедевры. Но все же, некоторые произведения более других заслуживают упоминания в нашей статье:

  • «Мадонна Солли», 1504 — одна из первых мадонн мастера, написанная в Флоренции. В ней еще отчетливо ощущается влияние первого учителя — Перуджино.
  • «Три грации», 1504 — самая знаменитая работа живописца в жанре мифологии, произведение раннего этапа творчества.
  • «Дама с единорогом», 1506 — картина, созданная под непосредственным влиянием Джоконды. Один из первых портретов кисти мастера.
  • «Афинская школа», 1511 — знаменитая фреска из росписи папского дворца в Ватикане с изображением знаменитых античных философов.
  • «Сикстинская Мадонна», 1514 — вершина творчества Рафаэля и всей эпохи Высокого Возрождения. Наиболее узнаваемая работа живописца.

На сайте Very Important Lot можно принять участие в аукционах и приобрести шедевры антиквариата разных эпох. Наш сайт также предоставляет уникальную возможность ценителям искусство недорого купить картины современных художников напрямую у авторов.

Рафаэль, сладострастный и гениальный

С «Ла Форнариной» Рафаэль раскрывается в самом развратном проявлении. На темном зеленом фоне женщина с голым торсом и дерзкими сосками держит чистую ткань на левой груди, а рука, охваченная синей полосой с надписью «Рафаэль Урбинас», лежит на коленях. Ее кожа с тем особым светящимся эффектом, который присущ только молодости. Цветной тюрбан украшает темные волосы, элегантно разделенные по центру.
Она, вероятно, была его любовницей Маргаритой Лути, дочерью пекаря. Или Форнариной.

Рафаэль умер, не успев завершить работу, которая оставалась в студии до конца его жизни, и художник, возможно, и не думал выставлять ее на всеобщее обозрение.

Столетия спустя интимный портрет остается одной из самых эротично заряженных картин в западном искусстве.

В холодную зиму 1520 года, «даже искусство должно было подчиниться неумолимому циклу времен года; вдохновленный духом карнавала, Рафаэль полностью посвятил себя любви». В тот год Рафаэль умер от лихорадки, он умер в день своего рождения.

Вазари приписал болезнь чрезмерному сексу из-за его любовного романа – сомнительный диагноз для нас сегодня, но устойчивая репутация Рафаэля как самого страстного, романтичного художника его эры уже тогда была незыблемой.

Страстный любовник, чувственный красавец Рафаэль был беднягой, снедаемым желанием. Он был богачом, ведущим роскошную жизнь до последнего дня, пока не умер. Вот только умер он рано.

Автопортрет, написанный около 1506 года, помогает объяснить его успех: он изобразил себя с длинными вьющимися локонами. Юный красавчик с карими глазами, гладкой кожей и шикарными губами, сияющий в образе чувствительного, одухотворенного эстета вызывал восхищение своей внешностью. А потом его гениальность стала общепризнанной.

Рафаэлло Санцио родился в Страстную пятницу, 6 апреля 1483 года, и что потрясает, — в тот же день, ровно через 37 лет он умер.

Еще подростком Рафаэль взял на себя обязанности отца своего ремесленника, а в 17 лет получил свой первый заказ: алтарь для церкви Сант-Агостино в Перудже, задание, которое положило начало его такой ранней и такой блестящей карьеры. Прославившей его на века.

Одна из самых ранних работ Рафаэля — самая загадочная.
Вот сидит элегантная белокурая девушка, держащая маленького единорога, ее голова в обрамлении двух колонн.
И эта же картина на протяжении веков выглядела иначе. И вообще, ее за Рафаэля даже не признавали, увлекательно, как детективном расследовании, споря, чьей кисти она принадлежит. Перуджино, Гирландайо, Граначчи?

Благодарить надо защитников животных, они в 1930-х годах обнаружили, что Рафаэль нарисовал собаку вместо единорога, а в 17 веке другой художник полностью закрасил композицию Рафаэля, превратив ее в святую Екатерину со сломанным колесом, символ ее мученичества. Вандал также добавил платочек на голые плечи.

Впоследствии ученые придумали множество интерпретаций картины. Некоторые отмечают его композиционное сходство с «Моной Лизой» Леонардо, начатой примерно в одно и то же время, в 1503 году.
Обе смотрят на зрителя непроницаемыми взглядами и плотно сжатыми губами, а картины аналогичным образом используют половинный формат.

Но личность модели Рафаэля и символическое значение единорога остаются загадками для историков.
Мифическое существо всегда было символом чистоты: только девственницы могли привлечь единорога. И не обольщайте такую деву, ветреники, – она чиста, она тверда в своей добродетели.

На картине спокойная сцена с Девой Марией на лугу, и младенец Иисус у нее на коленях, а рядом Иоанн Креститель, тоже младенец. Они сидят на земле, больше похожи на крестьян, чем на царственные религиозные образы.
Форчеллини утверждает, что мягкая розовощекая Мадонна здесь указывает на новое отношение Рафаэля к женским моделям. «Большие темные глаза с открытым взглядом типичны для замечательных женщин, которых Рафаэль начал рисовать во многих своих работах с 1510 года», — пишет он.
У женщин Рафаэля «откровенно чувственные черты». За свою карьеру Рафаэль создал множество картин — сегодня сохранилось около 34 его работ с Мадоннами. Такое количество Богоматерей с младенцами частично обусловлены их популярностью в качестве свадебных подарков; талант Рафаэля в изображении нежных дев, несомненно, помог ему получать много заказов.

Когда он умер, молодому художнику были оказаны великие почести — прах его погребен в Пантеоне.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector