Художник-сюрреалист. Jeroen Buitenman

Художник-сюрреалист. Jeroen Buitenman

Сюрреализм /surrealisme

от /фр./ surrealisme — сверхреализм (1924-1969)

Модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. Теоретик и основоположник сюрреализма Андре Бретон ( Andre Breton) утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. «Я верю в будущее примирение двух столь разных на первый взгляд вещей, как сновидение и реальность в реальности своего рода абсолютной, сюрреалистической» — писал Бретон в 1924 году. Вокруг этой идеи, строится программа сюрреализма, одного из самых сложных и влиятельных феноменов в истории культуры ХХ века. Возле Андре Бретона группируется ряд единомышленников — это художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты — Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, им недоставало единодушия: они постоянно спорили, выступали с взаимными обвинениями и исключали из своих рядов несогласных. Прекрасной мишенью был Де Кирико: вначале почитаемый как «поэт-пророк», позже порицаемый за возврат к классике.

В основе сюрреализма лежит психоанализ Фрейда. Понятия бессознательного, удовольствия, комплекса, сна, импульса и расстройства — были полностью приняты программой, настаивавшей на существовании пограничной зоны между сознательным и бессознательным. Внутренний аспект глубинно-психологической стороны сюрреализма: экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства и личной жизни. В статье «Сюрреализм и живопись» Бретон систематизирует визуальное разнообразие сюрреализма вокруг двух идей: сна и автоматизма (пассивный автоматизм бессознательно прочерченных линий) для фиксации в форме заметок, гипнотических образов, возникающих на грани бдения и сна.

Художники: Сальвадор Дали ( Salvador Felipe Jacinto Dali i Domenech) , Макс Эрнст ( Max Ernst) , Альберто Джакомети ( Alberto Giacometti) , Дора Маар ( Dora Maar) , Рене Магритт ( Rene Francois Ghislain Magritte) , Ман Рей ( Man Ray) , Хуан Миро ( Joan Miro i Ferra) , Мерет Оппенгейм ( Meret Oppenheim) .

Манифест: А.Бретон «Первый манифест сюрреализма», 1924

Выставки: 1925, Париж, Галерея Пьер; 1936, Лондон, Берлингтон Гелериз «Международная выставка сюрреалистов»; N-Y, Музей современного искусства «Фантастическое искусство: дада и сюрреализм»; 1938, Париж, Галерея изящных искусств «Международная выставка сюрреализма»; 1942, N-Y, Уайтло Рейд Меншн » Первые бумаги сюрреализма»

Журналы: «La revolution surrealisme», «Le surrealisme au service de la revolution»

Тексты: М.Эрнст «По ту сторону живописи», 1924; А.Бретон «Сюрреализм и живопись», 1925-1928.

Описание некоторых произведений:

Сальвадор Дали «Постоянство пямяти», 1931. Холст, масло. Нью-Йорк, Музей современного искусства. Картина с мягкими часами — одна из самых знаменитых «икон» сюрреалистической живописи. Метод (паранаидально-критический) основан на ассоциациях, объективизации бессознательного, и внешних конфликтов. Главная коллизия — контраст мягкого и твердого, предметов растекающихся на наших глазах, и устойчивых и неизменных. Часы — воплощение идеи времени и памяти. Как сюрреалистический резервуар, память неизменна и рациональна именно потому, что подчинена хронометрии. Став эластичной, она делается уязвимой и почти «съедобной», на что указывают кишащие на красном футляре от часов муравьи.

Сальвадор Дали «Постоянство пямяти», 1931

Рене Магритт «Обманчивость образов» 1928-1929. Холст, масло. Лос-Анджелес, Музей искусств. Под трубкой каллиграфически написана фраза: «Это не трубка». Комментарий порождает разночтение между тем, что изображено и что написано, тем самым устанавливается раздельное существование пластических и вербальных элементов. Магритт узаконил разделение знака и вещи, тем самым поколебал связи и сам принцип, лежащий в основе живописного изображения.

Рене Магритт «Обманчивость образов» 1928-1929

Мерет Оппенгейм «Объект (Завтрак в мехах)», 1936. Чашка, блюдце, чайная ложка, мех. Нью-Йорк, Музей современного искусства. Как рассказывала Оппенгейм, идея родилась в парижском кафе в компании Доры Маар и Пабло Пикассо, которым понравился ее отделанный мехом браслет. Восхищенный Пикассо заметил, что все следовало бы обшить мехом. «Завтрак в мехах» был задуман просто как «объект». Его название придумал Бретон в 1938 году, соединив реминисценции знаменитого «Завтрака на траве» Мане и эротического романа Леопольда Захер-Мазоха «Венера в мехах», 1869. Достойный быть отнесенным к категории «тревожащих воображение», по поводу которой Фрейд теоретизировал в 1919 году, » Завтрак» принадлежит к серии тех сюрреалистических предметов, которые Марсель Жан определил как «навязчивые вожделения». По его мнению, объект балансировал на грани между сексуальным извращением, едой и поэзией.

Читать еще:  Честность и любовь. Juliano Lopes

Джим Уоррен

Джим Уоррен (Jim Warren) (р.1949). Родился в Лонг-Биче (штат Калифорния). С детства Джим любил рисовать и еще в школе решил стать художником. Но специального образования не получил, недолго изучая живопись в колледже, а в основном занимаясь самообразованием.

Исповедуя в искусстве принцип «К черту правила, рисуй то, что тебе по душе», Уоррен прославился необычными работами, наполненными визуальными каламбурами и парадоксами. Самое известное его произведение «Земля. Полюбите или потеряйте Это» было многократно растиражировано на плакатах, обложках журналов и стало эмблемой глобального движения за окружающую среду.

Часто работы Уоррена имеют прямые отсылки к произведениям старых мастеров, таких как Д.Арчимбольдо и С.Дали. Но есть и оригинально найденные им темы, например лошади.

Впервые он выполнил изображение лошади в 1981 году, оформив альбом известного музыканта Боба Сегера «Против ветра». Эта работа принесла Уоррену премию «Грэмми» и известность. С этого момента грациозные животные стали своего рода визитной карточкой художника.

Еще одно увлечение Уоррена — портреты, которые он называет «персонифицированными картинами», настолько они отличны от классических. Художник внимательно изучает характер и привычки модели, а чтобы достичь естественности в позах и жестах, заставляет портретируемых разыгрывать целый спектакль, который снимает на пленку и по фотографиям воспроизводит изображение.

Похожие картины

Женская красота, Женский портрет, Сюрреализм

Главный по уродам. Художник-сюрреалист Wes «Skullfucker» Benscoter

Сегодня в нашей художественной галерее еще один любимец дэзеров: мрачный и брутальный сюрреалист Wes Benscoter, лаконично обозначивший собственное творческое кредо названием книги репродукций: «Skullfucker». Гниющие черепа, вываленные эйрбрашем внутренности и продирающиеся сквозь окровавленные клочья реальности демоны — под вопящий саунндтрек извращенных форм жизни откуда-то Извне… Четкая детализация, насыщенная живая палитра — работы Уэса, сдерживая дрожь и отвращение, можно разглядывать бесконечно. Картины этого американца (живущего, впрочем, в Японии) висят во многих галереях мира. Он оформляет обложки книг и журналов, занимается разработкой дизайна футболок… и, конечно, сотрудничает с металистами. Работы Бенскотера можно увидеть на каверах альбомов таких команд, как AUTOPSY, BROKEN HOPE, CATTLE DECAPITATION, HYPOCRISY, INCANTATION, KREATOR, MORTICIAN, NILE, SINISTER, SLAYER, VADER…

Из интервью сайту Владимира Смердулака.

Когда последний раз видел тебя в Токио, поразило то, насколько твои картины стали напоминать работы Бексинского. Ты рос, наблюдая других художников? Пытался ли перенять у них что-нибудь?

Да, конечно, именно так я и учился рисовать. Первый рисунок, насколько я помню, сделал еще ребенком и это была карандашная копия обложки NAZARETH Expect No Mercy авторства Frank Frazetta. Потом был довольно продолжительный период времени, когда я просто рисовал и не задумывался над похожестью на кого-либо. В то время я вовсе не считал себя профессионалом и все, что делал — это рисовал и рисовал. Меня и мои рисунки хвалили все чаще и чаще и, сдается мне, понадобилось не так уж много времени, чтоб понять, что же будет меня кормить. И когда я наконец-то более серьезно отнесся к своему рисованию, то стал усердно изучать технику таких мастеров как Michael Whelan, Berni Wrightson, Richard Corben и миллионов других. Позже я открыл для себя Hans Bellmer и Beksinski, которые воздействовали на мое воображение не только своим стилем. Впервые попробовав в работе краскопульт, я стал использовать технику HR Giger, но всегда старался применять ее по-своему. Думаю, для большинства художников это и составляет самообразование. Тринадцать лет спустя я все еще использую образность, почерпнутую у Фразетты.

Что служит отправной точкой твоего воображения? Откуда все берется?

Для меня все завязано на пожизненной любви к монстрам и всевозможной мрачнухе, которой я был одержим сколько себя помню. Не назвал бы себя фанатом, но я принадлежу к тому поколению, на чье воображение очень сильно подействовали Star Wars. А мои родители весьма активно потворствовали интересам своего чада. Доходило до того, что мама позволяла мне смотреть «Чужого» по каналу HBO в три часа ночи, когда мне было всего 9 лет. И я пересматривал его еще, по меньшей мере, два или три раза за неделю. Кто знает, как сильно это воздействовало на мой неокрепший разум?

Читать еще:  Яркие и сочные акриловые краски. Jiaur Rahman

Почитать интервью целиком, кому интересно, можете тут, теперь же самое вкусное: картинки!














Автор: Anastasiya Количество просмотров: 9 505

Ман Рэй — человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма

Ман Рэй (©Man Ray) — один из наиболее значимых фотохудожников ХХ века, внесенный журналом Art News в число 25 самых влиятельных фотографов столетия. Американец еврейского происхождения (настоящее его имя — Эммануил Радницкий) стал настоящим революционером фотографии. Он возвел ее в ранг искусства во времена, когда фото считали лишь ремеслом. Он — один из крупнейших авторов, работавших в жанре сюрреализма и дадаизма, друг и соратник Марселя Дюшана, кинорежиссер, художник и, по выражению Майкла Раша, человек Ренессанса, живший в ХХ веке.

Ман Рей доказал, что фотография, которую считали просто отражением реальности, может быть истинным творчеством. Его яркие дадаистские инсталляции, эксперименты с техникой и светочувствительной бумагой были бунтарством в лучшем смысле слова. Фотографии Рэя — это характер, настроение, чувственность, смелый художественный замысел и будоражащий воображение мистицизм. Его творчество высоко оценивали коллеги-художники, популярные журналы Vogue, Vanity Fair, Time и модели, среди которых была вся европейская и американская артистическая богема.

Ман Рэю позировали Сальвадор Дали, Жан Кокто, Фрида Кало и Эльза Скиапарелли. Он снимал многих знаменитых писателей, среди которых — Джеймс Джойс, Эрнест Хеммингуэй, Вирджиния Вульф.

Самое известное фото Коко Шанель — в черном платье, шляпке и с нитью жемчуга на груди — тоже сделал он. «Рисуя» камерой Ман Рэй создавал рискованные снимки ню с сюрреалисткой Мерет Оппенгейм, психологичные портреты кинозвезд и знаменитостей, экспериментальные работы на стыке живописи и абстрактного искусства.

Сюрреализм, «Новое видение» и эксперименты

Ман Рея относят к представителям течения «Новое видение». В этом направлении, которое возникло в начале ХХ века, фотография рассматривается как отдельная форма искусства, а не как продолжение живописи. В отличие от пикториалистов, сторонники течения настаивали на самобытности фото и отдавали предпочтение приемам конструктивизма, Баухаусу, а не классическому европейскому модернизму.

Ман Рэй, как и другие представители направления, активно экспериментировал с ракурсным построением кадра, новаторским фотомонтажом, рассматривал предметы как абстракции и смело нарушал традиции жанра. Он постоянно пробовал новые технические приемы (например, физический эффект Сабатье) и изобрел соляризацию и рэйографию — техники, с которыми изображения получались странными, преломленными, обретали непонятные очертания и мистические ореолы.

Ман Рэй вместе с Марселем Дюшаном развивал течение readymade, в котором обыденные предметы (утюг, гвозди, армейское одеяло) рассматривались как объекты искусства. Он экспериментировал с дадаизмом, был единственным американцем в парижской группе и даже основал нью-йоркское «отделение Дада», хотя их деятельность ограничилась выпуском лишь одного номера журнала.

Фотохудожник никогда не знал, к чему приведет очередной эксперимент и смешивал абсурдные, с точки зрения техники, приемы и методы. Он снимал короткометражное кино, занимался живописью и сделал невероятно много для развития современной фотографии как «чистого искусства».

Из Америки в Париж и обратно

Ман Рэй родился в Америке. Его родители эмигрировали в штат Пенсильвания из губернии, которая на тот момент входила в Российскую империю, а спустя десятилетия стала частью Литвы. После рождения мальчика в 1890 году семья еще семь лет прожила в Филадельфии, а затем переехала в Нью-Йорк. Там юноша изучал искусство, увлекся творчеством Альфреда Стиглица и благодаря ему узнал о европейском авангардизме. Он взял себе псевдоним, под которым его сегодня знают, и с 1918 года стал всерьез экспериментировать с фототехнологиями.

Ман Рэй впервые взял в руки камеру в возрасте 24 лет, чтобы снять свои арт-объекты, но быстро понял, какой у нее потенциал. Еще в 1913 году, познакомившись с Марселем Дюшаном, он стал создавать проекты, которые нельзя было назвать ни живописью, ни фотографией. Подружившись с творческим союзником, он сделал его портрет в изобретенной им эффектной технике соляризации — повторной печати негативов. Под влиянием авангардистов Рэй переехал в Париж и поселился на богемном Монпарнасе.

Во время первого «французского периода» в творчестве фотограф познакомился чуть ли не со всеми известными художниками и писателями той эпохи. Благодаря таланту портретиста он стал популярным, съемка у него означала, что человек достиг в обществе определенного положения. К концу 20-х годов Ман Рэй стал одним из самых высокооплачиваемых фотографов Европы, но не перестал экспериментировать.

Читать еще:  Создание произведений искусства с помощью гравировки по стеклу

Ман Рэй участвовал в знаменитой выставке сюрреалистов в Париже в 1925 году, снимался в кино и сам его снимал, ввел в круг художников Эжена Атже и принимал в своей студии главные таланты первой половины ХХ века.

Прожив во Франции около 20 лет, он был вынужден вернуться в США перед началом нацистской оккупации. Там Ман Рэй начал «голливудский» этап жизни и женился на давней подруге, музе и партнерше по шахматам Жюльетт Браунер. Быстро став востребованным фотографом, он выставлялся в лучших галереях Калифорнии, но сам называл штат «красивой тюрьмой» и мечтал вернуться в Европу. Сделать это удалось в 1951 году, и до самой смерти художник прожил в любимом Париже.

Ман Рэй активно коллекционировал предметы искусства, связанные с сюрреализмом, и работал в своей мастерской. В середине 60-х годов он выпустил автобиографию и был принят в общество авангардистов памяти Альфреда Жарри.

Скончавшийся в 1976 году художник был похоронен на Монпарнасе, а жена мастера создала фонд его имени, владеющий сегодня большей частью авторских прав на его произведения.

Анна, дочь Ман Рэя, пишет книги об отце и его соратниках, выставки фотографа проходят в галереях и фотоцентрах по всему миру, а публика не теряет интереса к его фантастическому и ни на что не похожему творчеству.

Видеоканал Фотогора

Ман Рэй. Фотографии — это мои фантазии

Ман Рэй. Фотографии — это мои фантазии

«Я наконец освободился от липкой среды краски и работаю непосредственно с самим светом» — заявил Ман Рэй в 1922 году после первых экспериментов с бескамерной фотографией.

Ман Рей. Автопортрет. 1930

Ман Рэй хорошо известен этими изображениями, обычно называемыми фотограммами, и которые он назвал рейография.

С того самого момента, как он попал в центр внимания, и до самой своей смерти Ман Рэй скрывал большую часть своей прежней жизни, отрицая даже, что когда-то у него было другое имя — Эммануэль Радницкий.

Он родился в семье еврейских иммигрантов из России в 1890 году в Филадельфии. Семья изменила свою фамилию на Рэй в 1912 году, а Мэнни изменил свое имя на Ман. С таким загадочным псевдонимом (man — человек, ray — луч) он и вошел в историю искусства ХХ века.

Отец Рэя работал на швейной фабрике и держал небольшую мастерскую по пошиву одежды. Мать проектировала одежду и создавала изделия из обрывков ткани. Если Ман и не хотел ассоциировать себя со своей семьей, то в его художественной работе эти обстоятельства оставляют свой след. Ряд предметов одежды и шитья появляются на каждом этапе его работы и окружения.

Вскоре после окончания средней школы в 1908 году Рэю предложили стипендию для изучения архитектуры, но он решил продолжить карьеру в искусстве. Родители были недовольны его решением, но поддерживали его любовь к искусству. Они даже перестроили скромные жилые помещения семьи, чтобы сын мог использовать комнату в качестве студии.

Любовь к искусству

Художественные и механические способности Рэя проявились еще в раннем возрасте. Помимо высшего образование Рей регулярно посещал художественные музеи, где изучал работы старых мастеров, таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан и Караваджо. Будучи студентом, Рэй был вдохновлен Альфредом Стиглицем, который работал в контакте с Джорджией О’Кифф, а также Робертом Анри — его учителем в средней школе. В возрасте 25 лет у Рэя состоялась первая персональная выставка живописи.

В работе «Танцовщица на канате в окружении своих теней» Ман Рей создал цветоблочную композицию из случайного расположения клочков цветной бумаги, разбросанных по полу.

Ман Рей. Танцовщица на канате в окружении своих теней. 1916

Картина демонстрирует целый ряд особенностей, которые художник будет вносить свою фотографическую работу: негативные пространства и тени; случайность против композиционных решений; жесткое применение монтонного цвета и, как следствие, исчезновение индивидуальности художника в работе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector