Шахматы в искусстве

Шахматы в искусстве

Шахматы в Искусстве

Шахматы на протяжении своей многовековой истории периодически находят отражение в изобразительном искусстве. Именно взаимосвязи живописи с шахматами и посвящена данная статья.

Произведения живописи отразили многие этапы в истории шахмат: процесс изменения правил, мастерства игроков, а также внешний облик шахматных фигур, присущий разным эпохам.

Многие из живописцев, создававших картины с изображением шахматной доски с фигурами, достаточно неплохо разбирались в шахматах, поэтому порой эстетическое удовольствие от созерцания творения художника можно успешно совместить с анализом самой шахматной позиции.

Ниже представлены некоторые избранные произведения живописи художников прошлых веков, в которых, помимо основной художественной композиции, представляет интерес также и то, что происходит на шахматной доске, изображённой на картине.

«Мат в три хода» (англ. Check Mate in Three Moves) — картина художника Хильдура Нильсена Праля (1885 г.).

На полотне датского художника изображены три человека, которые склонились над шахматной доской в поисках решения.

На самой доске изображена позиция из шахматной задачи известного шахматного композитора Германа фон Готтшаля, опубликованная в журнале «Kleine Problemschule» в 1885 году:

«Шахматист» (англ. The Chess Player) — картина шотландского художника Джона Макдональда Эйкена (1922 г.).

Позиция на шахматной доске данного полотна шотландского художника воспроизводит шахматную задачу проблемиста Emil von Feyerfeil’а из журнала «Schachminiaturen» (1902 г.):

«Шахматная задача» (фр. Problème d’échecs) — картина канадского художника Чарльза Джилла (1905 г.).

Позиция на шахматной доске с картины Джилла воспроизводит шахматную задачу проблемиста Crichton M. Baxter’а из журнала «L’Illustration» (1869 г.):

«Молодой человек, склонившийся над шахматной доской» (англ. A Young Man Sitting on a Settle Leaning over a Chess Table) — картина британского художника Берила Фоулера (1904 г.).

Позиция на доске с полотна Фоулера воспроизводит шахматную задачу проблемиста Jesse Paul Taylor’а из журнала «The Westminster Papers» (1877 г.):

«Шахматистки» (англ. The Chess Players) — картина ирландского художника Джона Лавери (1929 г., Галерея Тейт, Лондон).

По одной из версий, если предположить, что правая часть доски — это первая горизонталь, позиция на картине являет собой изящную «двухходовку» с промежуточным цугцвангом:

Интересные факты:
Картина первоначально создавалась Джоном Лавери как эскиз к большой картине «Семья Говарда де Уолдена», но позже стала самостоятельным полотном.

«Бен Джонсон и Уильям Шекспир» (англ. Ben Jonson and William Shakespeare) — картина, предположительно, голландского художника Карела ван Мандера (1603 г., Частное собрание семьи Хейманов, Нью-Йорк).

Изображает шахматную партию двух английских драматургов — Бена Джонсона и Уильяма Шекспира.

Примерная позиция на картине (ход чёрных):

Шекспир держит в правой руке чёрного слона (стоявшего, вероятно, на b4) и готовится взять белого ферзя на c3 (объявив тем самым мат).

«Сам с собою, или Игра в шахматы» — картина русского художника Григория Мясоедова (1907 г., Музей шахмат, ЦДШ).

По версии Исаака Линдера на картине изображён первый русский шахматный мастер и теоретик шахмат А.Д.Петров. Линдер предполагал, что картина была написана по фотографии (гравюре) шахматиста уже после его смерти.

Позиция на картине:

По всей видимости, ход чёрных. И после . Фd2 они продолжают нагнетать давление, несмотря на материальный перевес белых.

«Шахматисты» (итал. Giocatori di scacchi) — картина итальянского художника Париса Бордоне (между 1540 и 1545 г., Берлинская картинная галерея).

Позиция на картине Бордоне (ход чёрных, которым они ставят мат: . Фb7-b1# ):

Увеличенный фрагмент шахматной доски с картины Бордоне:

Обращалось внимание на расчерченный на квадраты пол в галерее на заднем плане, который становится продолжением пространства шахматной доски, как аллюзия на параллель между жизнью и шахматной партией.

«Шахматисты» (англ. Chess Players) — картина английского художника Джеймса Норткота (1807 г., Вустерский музей искусств).

Позиция на картине Норткота (ход белых):

В своё время Александра Костенюк заинтересовалась сюжетом картины и разместила сообщение о ней в своём личном блоге (на английском языке), что привлекло к ней внимание широкой аудитории.

Я искренне надеюсь, что вышеприведённые примеры некоторых произведений живописи помогут шахматистам по-другому взглянуть на тот мир искусства, который простирается за пределами 64-х клеток.

Коллаж в заголовке статьи выполнен на базе свободных изображений (Pixabay/Morguefile).

Предыдущие статьи:

Шахматы в искусстве

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Шахматы в искусстве

А всё-таки жаль, что великие русские художники не уделяли своё драгоценное внимание столь русской игре, как шахматы. Вот, например, Архип Иванович с Дмитрием Ивановичем за шахматами время любили проводить, а Анна Ивановна наблюдать, но сам процесс не запечатлели, а ведь двое из них были художниками. Теперь, по меньшей мере, на одну шахматную картину меньше.

Куинджи-Менделеев. Фото 1904 г.

Видимо, стесняясь своего увлечения, учёные мужи в свободное время разрабатывали специальные краски на стыке химии и живописи – чтобы никогда не выцветали. Недаром у Куинджи такие яркие цвета! А Дмитрий Иванович на обороте листка с шахматной двухходовкой даже привёл свою знаменитую таблицу в целях постоянной тренировки ясности шахматной мысли. Вот она:

Ангелы шахмат. Павел Балод

Быть на пособии по безработице – всё равно, что играть в шахматы с Гитлером. Вольф Говард

Сf2. Томас Ольсен

Чёрная королева. Сильвия Шадурн Марбелла, Малага, Испания

Кафе «Режанс», 19-й век

Каисса. Из книги «Труды сэра Уильяма Джонса, т.1, Лондон, 1810

Мат. Билл Стивенс

Шахматы. Дмитрий Филатов

Шахматы. Френсис Ньютон Суза

Шахматы. Лидия Давиденкова, Ленинград, 2000

Шахматы. Лу Остерниг, 1960

Шахматы. Соня Жеродиму


Игра в шахматы. Ката Сейдман

Шахматы в бане. Адриенн Кубинь, 2005

Шахматный ход. Ирвинг Амен

Шахматист. Марина Калиновски

Шахматисты. Ирвинг Амен

Шахматисты. Симонас Гутаускас, 2001

Сеанс одновременной игры. Василий Руссо

Шахматное время. Олег Шиголев, 2001

Анализ шахматной партии. Василий Руссо

Игра в шахматы. Чарльз Барк (1825-1883)

Шахматист. Вили Нойберт

Кристаллические шахматы. Наталья Валентиновна Пятакова

Ничья. Линда Р. Герцог, 2005

Читать еще:  Симфония цвета. Ed Sandoval

Сны сумасшедшего шахматиста. Фарит

Шахматы. Эммануэль Месье

Египетские шахматисты. Сэр Лоренс Альма Тадема

Разлёт после Большого Взрыва. Фарит

Иллюзия. Билл Стивенс

В студии. Шахматы. Маргарита Чигина

Мат Жака. Луис Хакобо Альварес Родригес

Королевство. Беверли Мак-Куинн

Кишш малик («мат»). Ишинан, 1998

Шахматная доска. Даниэль Сольнон, 1949

Живые шахматы. А.Ширай, 1944-45

Девственница с шахматной фигурой. Ильзе Реннер

Кисть руки над белым и чёрным. Фернандес Рамос Соледад, 2004

Вестник. Сэмюель Бак

Ночная борьба. Клей Тутай Рэйли

Без названия. Бранка Мозер, 2004

Игра в шахматы. Китайская живопись маслом

Портрет доктора Джорджа Эйнсли Джонстона. Курт Швиттерс (1887-1948)

Шахматная головоломка. Флор Верду

Быстро сработано. Эрин Хеллман

Королевские шахматы. Юджин Хан

Шахматный театр. Фернандо Галтьери, 2000

Шахматное поле зрения. Клетчатый мир в современном искусстве

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Чем изначально привлекли шахматы наших далеких предков — так это возможностью бороться, не проливая крови и не расчехляя мечей. Боевые колесницы и слоны, осадные туры и простая пехота — все древние рода войск отразились в шахматах — так что эта игра является одной из первых виртуальных стратегий.

Между тем, если сейчас мы видим в шахматах спортивное состязание, то искушенный в мистике разум древних воспринимал противоборство белых и черных фигур как очень серьезный, сакральный поединок разумов. Азарт, с которым резались в эту игру наши предки, не уступает увлеченности современных геймеров.

Любопытно, что самый большой выигрыш за всю историю человечества получен не в покер или рулетку, а именно при игре в шахматы — конечно, если верить древней легенде о изобретателе шахмат Сету. Этот великий индиец поделился своим открытием с царем, тут же обыграл его и попросил приз — одно зернышко за первую клеточку на шахматном поле, и в два раза больше предыдущей — на каждую последующую. Сколько составляет 2 в 64 степени, бедняге-царю еще только предстояло узнать.

И сейчас шахматы служат образом-символом чисто интеллектуального противостояния — мирной игры, которая позволяет мужчинам удовлетворить свои агрессвные инстинкты, не проливая крови.

Закон и порядок

Но в шахматах все не так, как на войне. Здесь царит необходимость, и все фигуры послушны воле творца вплоть до готовности пожертвовать себя ради победы. Каждая знает свое место и доступные ходы, и все развивается по железным законам логики.

Разлинованная и поделенная на клеточки шахматная доска стала чем-то вроде загадочного интеллектуального королевства, страны чистого разума. И именно отсюда проистекает негативное отношение к шахматам, страх перед ними, который легко заметить во многих работах художников.

Ведь творческой натуре художника противна сама мысль о порядке. Вся его жизнь — вызов против железной необходимости, вторжение благодатного хаоса в царство жизненной рутины. Мир, скованный шахматным пленом, противен поэту. Именно поэтому в фильмах о великих диктаторах часто всплывает этот образ; а одному из героев братьев Стругацких на страницах книги «Град обреченный» довелось сыграть в фантастические, живые шахматы с самим Сталиным.

Пространство

Но — не только негативные чувства вызывает у людей стремление упорядочить Вселенную. Ведь она так велика, а человек так беспомощен. Поневоле ухватишься за возможность разложить Вселенную по полочкам.

Возможно, этого хотел великий математик и философ Рене Декарт — изобретатель координат. Вселенная, разбитая на квадратики — это ли не величайшие в мире шахматы? Ведь плоскость бесконечна. А тем более — пространство. Впрочем, шахматное поле может быть и трехмерным. И, уж конечно, оно может быть круглым.

Но, какой бы она ни была, ухватить какой-нибудь образ в шахматную структуру — это значит упорядочить его, поделить на добро и зло, на черное и белое. Осталось только расставить фигуры. Поднять глаза на противника. Приподнять первую скромную пешку. Да начнется битва!

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ngasanova

Вспомнить, подумать.

Игры в живописи.

Шахматы: игра мыслителей

О шахматах написано очень много и огромное число картин, художники всегда любили выражаться в этой теме.
Я постаралась захватить только основные моменты проникновения шахмат в искусство, немного об истории
шахмат в живописи, где с их помощью отражается не только их история, но и история вообще.

Шахматы – это игра королей и стратегов. Нет больше в мире игры, имеющей такую ауру. Шахматных гроссмейстеров
называют гениями, и их интеллект соревнуется с производительностью самых мощных компьютеров. Удача никогда
не помешает при игре в шахматы, но в основном победа или поражение зависят от мастерства, душевных сил и
выносливости.
По всей вероятности шахматы ведут своё происхождение из Китая, затем они переехали в Индию и Персию, а в
раннем средневековье отправились уже и в Европу.
Во всех культурах шахматы были особенно популярны среди образованной знати, которые с помощью этой игры
обучались тактике.
Поэтому не удивительно, что со временем средневековья существуют различные отображения в живописи игры в
шахматы. Если в живописи игра в кости обычно представлялась в среде обычных солдат в сопровождении выпивки,
то шахматы – это скорее игра дворянства и офицерства. Можно сказать, что в современном искусстве точно такой
же элитарный поход к изображению игры в шахматы.

Индийские книги седьмого века. Krishna und Radha — «Chaturanga»,

«Chaturanga»- своего рода ранняя форма шахмат.

Персидская миниатюра начала 11-го века.

Стратегическая игра дворян и военных.

Миниатюра из испанской рукописи 1283 года. Альфонсо X Мудрый играет в шахматы с маврами.

Альфонсо X Кастильский или Альфонсо X Мудрый — король Кастилии и Леона с 1252 по 1284 гг. был
просветителем своего времени.
При Альфонсе X был издан сборник законов и составлены астрономические таблицы, получившие название «Альфонсовых».
Инициировал составление свода законов — «Семь разделов права», а также истории Испании, первых подобных работ,
написанных на испанском языке (кастильяно), а помимо них — переводы научных текстов с арабского на испанский.
Понятно, что игра в шахматы в мавританско- христианской Испании была показателем её развития.

Читать еще:  Эротические сцены. Jeff Wack

Маркграф Отто IV Бранденбургский играет в шахматы с женой Хедвиг фон Гольштейн. Миниатюра Манесского Кодекса.

Манесский кодекс – одна из наиболее известных средневековых иллюстрированных рукописей, кодекс был создан в
Цюрихе в течение 1305-1340 гг. во время Тридцатилетней войны (1618-48 гг.)
Рукопись была нарисована по заказу знатного рода фон Манесс – откуда и ее название.
Маркграф Отто IV Бранденбургский происходил из знатного рода Асканиев.
Отсюда видно, что игра в шахматы была одной из форм развлечения высшей знати.

Ренессанс — эпоха Возрождения

Маргарита Алансонская играет в шахматы со своим братом Франсуа , впоследствии французским королем
Франциск I (написано в XVI веке).

Маргарита Валуа или Наваррская — французская принцесса (1492 — 1549),сестра короля Франциска I; была женою
принца Карла Алансонского,умершего вскоре после битвы при Павии, а в 1527 г. вышла вторично замуж за Генриха
д’Альбрэ, короля Наваррского, после смерти которого в 1543 году самостоятельно управляла королевством.
Маргарита знала древние языки, любила научные занятия и оказывала большое влияние на многих выдающихся людей
того времени; в этом отношении она была предшественницей блестящих хозяек литературных салонов XVIII в.
Поэтому её игра в шахматы представляется вполне подходящим времяпрепровождением.

Голландский художник Lucas van Leyden (1494 — 1533) – Игра в шахматы.

Судя по картинам видно, что игра женщин в шахматы воспринималась вполне нормально и серьезно.

Итальянский художник Giulio Campi (1500 — 1572) — «Die Schachpartie» (1550) — «Игра в шахматы»

Вероятно, что женщины, судя по отношению окружающих, в этой игре доминируют.

Cornelis de Man Корнелис де Ман ( 1621 — 1706 ) Шахматисты.

Cornelis de Man представитель Золотого Века Голландской живописи, показал , что шахматы уже вошли и в
ряды буржуазии. Но вот женщина, как видно, доминирует в игре.

Рококо и классицизм

Johann Baptist Anton Raunacher (1729-1771). «Schachpartie»

Времяпрепровождение при дворе.

Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн (1751 — 1829) — Конрадин Швабский и Фридрих Баденский в ожидании
смертного приговора. 1784

Взятые в плен захватившим Сицилию Карлом Анжуйским, Конрадин и Фридрих были обезглавлены в Неаполе в 1268 году.
Оба героя мужественно принимают известие о смертном приговоре, играя в шахматы. Облику Конрадина приданы черты
Аполлона Бельведерского, а судье, читающему приговор, — римского императора Вителлия. Все персонажи (кроме
двух главных героев) изображены в античных одеяниях.

Английский художник Malers James Northcote (1746-1831) «Шахматист»

Видно, что это семья среднего класса. Отец учит своих сыновей играть в шахматы.

Итальянский художник Maler Giulio Rosati (1858-1917).

Кардинал играет в шахматы с двумя барышнями. Сладостный стиль рококо показывает историю как идиллическое
время, когда мир аристократии и церкви были в большой дружбе.

Французский художник Charles Bargue (1826-1883)

В стиле рококо художник описывает формы безделья молодых людей в истории.

Любовь к старым и добрым временам нашла своё отражение в век индустриализации и модернизации в романтической
жанровой живописи. Романтические сцены идеализируют и смешивают представления о жизни простых людей.

Немецкий художник Maler Jakob Emanuel Gaisser (1825-1899) показывает игру в шахматы среди мушкетеров.

Английский художник Charles Meer Webb (1830 — 1895) — «Schachmatt» (1864).

Charles Meer Webb изображает идиллическую сцену игры в шахматы в пабе своих соотечественников, курящими
трубки и с вином на столе

Австрийский художник жанровой и исторической живописи Franz Defregger (1835-1921) показывает игру в шахматы
среди простых людей в какой-то гостиной. И что интересно – здесь опять появляется женщина, играющая в шахматы.

Американский художник Richard Creifelds (1853-1939) — «Die Veteranen»

Возможно, что это ветераны каких-то войн, а может и шахматных игр.

Ориентализм был ещё одним историческим побегом в старые добрые времена, в богатые века. Через интерес художников
к странам востока — вернуться в те года, где шахматы начали своё триумфальное шествие по Европе.

Живописец и график, представитель романтизма. Эжен Делакруа (1798-1863)

Делакруа показывает двух арабов, играющих в шахматы среди развалин, и женщину, наблюдающую за игрой.
Игра в шахматы заложена в традиции древней культуры.

Gérôme Jean-Léon (1824-1904) — Albaner beim Schachspiel (1898) – Албанцы, играющии в шахматы.

Игра двух албанских наёмников в Египте, это предполагает, что это типичное времяпрепровождение воинов
на Востоке

Шахматы, как никакая другая игра захватила воображение современных художников
Эта игра , гораздо больше, чем любая другая подчеркивает ауру таланта и элитарность.

Испанский художник Juan Gris (1887-1927). — Schachbrett (1914)

Здесь не время препровождения, а перспективы и анализ.

Французский художник Анри Матисс (1869-1954). — Schafende Frau neben einem Schachbrett (1928)

Немецко-швейцарский художник Paul Klee (1879-1940). «Überschach» (1937)

Эти картины, как и всякая абстракция, будят наше воображение.

Шахматы как искусство

Прошедший матч на первенство мира – первый в истории, позиционирующий шахматы как вид искусства. Насколько это правомочно? Ведь наиболее общепринятая формулировка, что ШАХМАТЫ – это игра, сочетающая в себе элементы спорта, искусства и науки. Скорее всего, именно в таком порядке. Но если с присутствием спортивного элемента никто особенно спорить не собирается, несмотря на отсутсвие в шахматах атлетического начала, то научность шахмат позволю себе поставить под серьезное сомнение, в особенности в связи с обширнейшим применением компьютерных программ.

А как же быть с вопросом о наличии в шахматах элемента искусства?

Постараюсь ответить на этот вопрос. Несмотря на то, что это моя первая проба пера за пределами создания и редактирования деловой переписки и т.д., считаю, что обладаю достаточными качествами для освещения этой темы. Вот некоторые из них: жизненный опыт, музыкальное образование (школа им. Столярского в Одессе, консерватория в Горьком), а также многолетний шахматный опыт (помощь жене, Наве Старр, международному мастеру, восьмикратной чемпионке Канады, многократной участнице и призеру Олимпиад, женских чемпионатов мира).

После пресс-конференции с великими музыкантами, пианистом Николаем Луганским и виолончелистом Александром Князевым, являющимися также большими любителями шахмат, блестяще проведенной Марком Глуховским, я принял решение сравнить шахматы именно с классической музыкой. Эта тема наиболее раскрыта, известны имена многих великих музыкантов, которые были любителями шахмат, как, впрочем, и великих шахматистов, которые очень любят (любили) музыку.

Читать еще:  Целостность и гармоничность. Светлана Малахова

Все это с оговорками применимо также и к литературе, и к изобразительному искусству, но только в музыке, как и в шахматах, есть элемент «исполнительства» — то есть наличие некоего процесса, действа, предполагающего обязательное наличие зрителя, присутствующего на концерте, либо слушающего музыку по радио, телевизору, в интернете, да и в записи, наконец. То же относится и к шахматам. В шахматах, как и в музыке, велик элемент эстетики – они могут приносить огромное наслаждение зрителям, причем каждому из них в меру их продвинутости. Для одних это может быть Пятая симфония Бетховена, в то время как для других — «Танец маленьких лебедей» Чайковского! Также в шахматах: одни получают удовольствие от Вечнозеленой партии Кизерицкого, другие — от партии Ботвинник – Капабланка из АВРО-турнира 1938 года.

Тогда в чем же состоят различия? Дело в том, что вопрос, является ли музыка искусством, не стоит, да и не стоял вообще никогда, поскольку музыка с небольшими оговорками и есть ОСНОВНОЙ вид искусства. Шахматы же, являясь прежде всего игрой, лишь содержат в себе элементы искусства. Но насколько эти элементы значительны, и достаточны ли они для того, чтобы серьезно обсуждать возможность позиционирования шахмат как вид искусства?

Ответ однозначен – их вполне достаточно! Из последующего материала станет понятно, почему это именно так.

И классическая музыка, и шахматы испытывают в настоящее время кризис. Основная масса классической музыки начинается с Баха (и Генделя, упомянутого мною чисто из уважения) и заканчивается на Прокофьеве и Шостаковиче (с оговорками, конечно). Проблема в том, что устройство и развитие человеческого мозга и уха не позволяет воспринимать и получать удовольствие от более сложной музыки, например, Шёнберг, Веберн — это описано у Дана Левитина (Daniel Levitin, a psychologist who studies the neuroscience of music at McGill University in Montreal, Quebec). И все, что сейчас продолжает совершенствоваться — это качество инструментов, качество записи и воспроизведения, концертные залы, менеджмент.

А как же исполнительское мастерство? Секрет состоит в том, что оно не совершенствуется. Дело в том, что поскольку вся классическая музыка уже давно существует, исполнительское мастерство достигло таких невиданных высот, что исполнение все большего количества произведений. «закрывается»!

Что я имею в виду? Поясню на примере шахмат. В свое время в 1974 году в финальном матче претендентов с Карповым Корчной применил вариант Дракона. В случае успеха этот дебют мог бы стать отличным добавлением к французской защите, которую становилось все труднее и труднее отстаивать. Вплоть до того, что Корчной решил не играть французскую в решающей, 32-й партии матча в Багио 1978 года. И вот Анатолий Карпов в первой же партии против Дракона применил эффективнейшую расстановку сил, практически «закрыв» вариант на многие годы.

Что происходит в музыке? Кто-нибудь задумывался, почему в последнее время никто не исполняет и не записывает Голдбергские Вариации Баха? Да потому что запись тридцатилетней давности великого канадского пианиста Глена Гулда это произведение «закрыла»! Вот только три года назад появилась запись известного русского пианиста Евгения Королева, в течение многих лет живущего в Германии, известнейшего исполнителя музыки Баха, сопоставимая по качеству с записью Гулда. А что касается Третьего фортепианного концерта Рахманинова — величайшего из всех концертов для рояля, — то его «закрыл» . да, сам Николай Луганский, собственной персоной!

Оставлю место для особенно пытливых, какие еще произведения в музыке и дебютные варианты в шахматах оказались «закрыты». Подскажу только, что великий Арт Тейтюм в конце тридцатых годов прошлого века «закрыл» исполнение джазовой музыки на рояле соло – любопытно, что в сороковых он сам стал жертвой своей неземной игры.

Обратите внимание, что если в музыке «закрываются» целые произведения, то в шахматах — не исполнение всей партии или даже дебюта, а только дебютный вариант. И то иногда находятся энтузиасты, которым удается реанимировать (пусть временно) вариант Дракона, как это сделал Геннадий Сосонко, начав применять на 12-ом ходу h5.

Еще одно исключительно важное соображение в защиту шахмат как искусства. Пианист, готовящийся к концерту, знает, какие произведения он будет играть, и каким образом. Невзирая на безусловно значительное присутсвие искусства в исполнении пианиста, следует отметить, что очень много информации известно до концерта и пианисту, и зрителям. Другое дело — шахматисты, готовящиеся к партии, скажем, матча на первенство мира. Несмотря на использование при подготовке «железного друга», и даже угадав с дебютным вариантом, вскоре партия начинает идти в неизвестном русле, и игроки должны начинать творить! Скажем, в 12-ой партии матча Гельфанд « поднял » ходы с4 и Са6! Подозреваю, что даже супергроссмейстеры не предвидели таких продолжений!

Считаю, что применение компьютера в шахматах не такое уж страшное зло, как это представляется комментаторами и знатоками шахмат. Да, многие помнят разгром Адамса (1-5), но еще ни разу программа не выиграла убедительно у игроков первой пятерки! Другое дело, что они могут безошибочно играть 24 часа, 7 часов в сутки, чего человеку не дано.

И, наконец, об организаторах, менеджерах, администраторах. Полагаю, что их труд востребован как в музыке, так и в шахматах. Но если в музыке это налаженный бизнес, то в шахматах его состояние оставляет желать лучшего. Ведь опять же, если бы кому-то не удалось организовать, скажем, очередной конкурс Чайковского, то все равно Первый фортепианный концерт этого композитора навсегда будет в истории музыки, так же, как, впрочем, и Второй концерт Брамса, и т.д. А вот если бы организаторы не сумели провести турнир в Сан Себастьяне в 1911 году, то любители шахмат никогда бы не увидели концовки партии Бернштейн – Капабланка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector