Школа фламандской живописи. Yvette Matysiak

Школа фламандской живописи. Yvette Matysiak

Фламандская школа живописи

Фламандская школа живописи – это направление в европейской живописи первой половины 17 века, с центром в Антверпене. Основателем школы считается Питер Пауль Рубенс, а наиболее видные представители: Ван Дейка, Йорданса и Снейдерс. Для картин фламандской школы характерен реализм, монументализм, динамизм, пластичность и некоторая декоративность – все то, что характерно для работ Рубенса. Кроме того, в большинстве случаев – это огромные полотна с трагическим началом.

Фламандская живопись семнадцатого века считается воплощением стиля барокко. В связи с тем, что в это время страна была разделена на две провинции, живопись северной части (здесь творил Рембрандт), известной как Голландия, существенно отличается от живописи южной (современная Бельгия), которая и называется фламандской школой, на развитие которой повлияла католическая Испания. Подобное разделение Нидерландов особенно тяжело переживал Питер Пауль Рубенс, который совмещал творческую деятельность с дипломатической карьерой, и всячески старался достигнуть воссоединения страны, но его мечтам не суждено было сбыться. Его картины и картины его последователей четко показывают различие между живописью Антверпена и Амстердама.
Среди фламандских художников семнадцатого века, кроме Рубенса, наиболее известны Йорданс, ван Дейк, Снейдерс, Вильденс, Ян Брейгель, Адриан Броувер, Лукас ван Уден и Давид Тенирс и некоторые другие. Хотя Йорданс не был учеником Рубенса, но без его примера он немыслим. Йорданс создал приземистый, по-народному грубоватый мир форм и образов, хотя не столь красочно сияющий как у Рубенса, но такой же тематически широкий.

Хотя ван Дейк был на 20 лет моложе Рубенса и на пять — Йорденса, его вклад в портретную живопись фламандского барокко переоценить сложно. Для портретов ван Дейка характерна не столько душевная сила и внутренняя уверенность, сколько утонченная элегантность и некоторая нервозность. В некотором смысле этот голландец создал современный образ человека. К сожалению, Ван Дейк всю жизнь провел в тени Питера Рубенса, и ему постоянно приходилось с ним соревноваться. Рубенс, ван Дейк и Йорданс не ограничивались одним тематическим репертуаром живописи. Так, нельзя сказать, что Рубенс был более склонен к мифологическим или религиозным сюжетам, портрету или пейзажу. Также стоит отметить, что многие выдающиеся картины художников возникли благодаря заказам Церкви.

Этапы создания фламандского натюрморта: мастер-класс по живописи

Сразу скажу, что этот маленький свой первый натюрмортик (40 х 50 см) я писала около 2 лет. В мастерской я была только по субботам, плюс не всегда, с перерывами на лето, поэтому так долго. Да и первая работа сама по себе идет гораздо дольше, чем последующие. Стандартно на работу следует закладывать всего лишь полгода.

Фото добавляю и других работ, чтобы было понятнее, плюс мы работали синхронно с сестрой (есть кадры, когда два холста стоят рядом, как раз видны разные руки:)

Читать еще:  Цветные свадебные платья. Отсутствие запрета на смелость

Очень много есть нюансов, которых не осветить в одной статье. Это обзорный мастер-класс, для тех, кто уже брал масло в руки.

Итак. Ставится натюрморт, рисуется карандашом на обычной бумаге (госзнак подойдет). Не просто рисуется — строится. Все оси проверяются линейкой, вертикали должны быть вертикальными, эллипсы — идеально округлыми, никаких переломов. Все косяки рисунка вылезут на поверхность, невозможно будет что-то исправить без последствий.

Данный послойный вид живописи очень похож на акварель — видны все помарки нижних слоев. Еще ответственности добавляет то, что через несколько сотен лет красочный слой истончится и нашим потомкам вылезут непрокрасы и баги, которые вы якобы закрыли. Вывод: работать нужно качественно в любой момент времени.

Карандашный рисунок готов, теперь его нужно перенести на загрунтованный холст (об этом чуть ниже).

Для этого весь рисунок прокалывается по линиям, получается припорох (трафарет).

Тыльная сторона выглядит так:

Трафарет накладывается на холст и пушистой кистью затирается либо порошок санины, либо графит, в зависимости от цвета имприматуры.

Вернемся чуть назад, холст к этому моменту уже должен быть подготовлен и просушен. Если нужен быстрый вариант, то подойдет обычный покупной, грунтованный белым холст, на который наносится равномерно разведенная скипидаром натуральная умбра.

Если нужен вариант «по-настоящему», то холст натягивается вручную, проклеивается и грунтуется толстым слоем смеси белил титановых и черной ламповой, размазывается толстым прямоугольным шпателем и отправляется на просушку на год. Далее шкурится вручную. Имприматура в обоих случая должна иметь средний тон.

На моих фото везде вариант умбристой имприматуры.

После того как рисунок «просыпан» на холст, аккуратно серой тушью соединяются все точки и восстанавливается весь рисунок.

Далее умброй жженой прокладываются все тени: (левая картинка).

Заранее скажу, что между прописыванием одного и того же места должно пройти 10 дней (технологическая просушка).

После идет этап гризайли. Намешивается черно-белая с теплохолодностью градация (справа внизу дощечка от светов к теням).

Начинается раскладка со светов (не трогаем блики). Белила + черная ламповая + умбра натуральная, чтобы нейтрализовать фиолетовый от черной. Ближе к теням вступает умбра жженая (белила, естественно, исключаются) и стил де грейн.

Помним: пастозные света, но тени практически не трогаем (светится наша предыдущая умбра).

Следующий этап: цветной подмалёвок.

Таккак все окружение серое, любой введеный цвет будет казаться весьма ярким, поэтому этих этапов будет несколько, чтобы позже дотянуть нужные цвета.

На этом этапе каждый объект прописывается как «болванка» просто формой (почти повторение гризайли) без текстур и прочего.

. И еще один цветной подмалевок (а может, и не один).

И только после этого этап завершения (детализация и накаление бликов).

После завершения просушиваем месяца 3 и лачим 🙂

Надежда Ильина рассказывает о фламандском методе живописи…

Сегодня я хочу более подробно рассказать Вам о фламандском методе живописи, который мы совсем недавно изучали в 1-ой серии моего курса «Тайные знания старых мастеров», а также хочется показать Вам небольшой отчёт о результатах и самом процессе нашего онлайн обучения.

Читать еще:  Современные художники Франции. Pascal Chove

На курсе я рассказала о старинных методах живописи, о грунтовках, лаках и красках, раскрыла множество секретов, которые мы применили на практике — написали натюрморт по мотивам творчества малых голландцев. С самого начала мы вели работу, учитывая все нюансы фламандской техники живописи.

Этот метод пришёл на смену темпере, которой писали до этого. Считается, что, как и основы масляной живописи, метод был разработан фламандским художником раннего Возрождения — Ян Ван-Эйком. Отсюда начинает вести свою историю живопись маслом.

Итак. Это метод живописи, которым, по словам Ван-Мандера, пользовались живописцы Фландрии: Ван-Эйки, Дюрер, Лука Лейденский и Питер Брейгель. Метод заключается в следующем: на белый и гладко отшлифованный клеевой грунт переводился припорохом или иным способом рисунок, который исполнялся предварительно в натуральную величину картины отдельно на бумаге («картон»), так как рисовать непосредственно на грунте избегали, чтобы не нарушить его белизны, игравшей большое значение во фламандской живописи.

Затем рисунок оттушевывался прозрачной коричневой таким образом, чтобы грунт просвечивал через неё.

Названная тушёвка производилась либо темперой и тогда это делалось наподобие гравюры, штрихами, либо масляной краской, при этом работа выполнялась с максимальной тщательностью и уже в этом виде представляла собой художественное произведение.

По оттушёванному масляной краской рисунку, после высыхания писали и заканчивали живопись либо в холодных полутонах, затем добавляя тёплые, (которые ван-Мандер называет «Мёртвыми тонами»), либо заканчивали работу цветными лессировками, в один приём, полукорпусно, оставляя просвечивать коричневую подготовку в полутонах и тенях. Мы использовали именно этот метод.

Краски фламандцы всегда наносили тонким и ровным слоем, чтобы использовать просвечивание белого грунта и получить гладкую поверхность, по которой, при надобности, можно было бы лессировать ещё много раз.

С развитием живописного мастерства художников вышеописанные методы претерпевали некоторые изменения или упрощения, каждый художник использовал немного отличный от других, свой способ.

Но основа долгое время оставалась та же: живопись у фламандцев всегда выполнялась по белому клеевому грунту, (который не втягивал масла из красок), тонким слоем красок, наносившимся таким образом, чтобы в создании общего живописного эффекта принимали участие не только все слои живописи, но и белый грунт, являвшийся как бы источником света, освещающим картину изнутри.

Вот так проходил наш курс «Тайные знания старых мастеров»

Хочется поделиться с Вами видео-отчетом о прошедшем курсе. За 2 недели мы написали настоящий классический натюрморт, по методике малых голландцев. Спасибо всем, кто принял участие в курсе!

Фламандская живопись — Flemish painting

Фламандская живопись процветала с начала 15 века до 17 века, постепенно отделяясь от живописи остальных Нидерландов , особенно современных Нидерландов . В ранний период, примерно до 1520 года, живопись всей области (особенно в англоязычном мире) обычно рассматривалась в целом как ранняя нидерландская живопись . Здесь доминировал фламандский юг, но художники с севера также были важны. Живопись голландского и фламандского Возрождения , центром которой стал Антверпен , охватывает период примерно до 1580 года или позже, к концу которого северные и южные Нидерланды стали политически разделенными.Живопись фламандского барокко была особенно важна в первой половине 17 века, когда доминировал Рубенс .

Читать еще:  Современная фигуративная живопись. Richard Thomas Scott

Теоретически этот термин относится не к современной Фландрии, а к графству Фландрия и соседним регионам Нидерландов, таким как Турнези и герцогство Брабант . Однако это различие, хорошо понимаемое в современной Бельгии , всегда игнорировалось большинством иностранных наблюдателей и писателей. Фландрия родила ведущих художников Северной Европы и привлекла много перспективных молодых художников из других стран. Этих художников приглашали работать при иностранных дворах, и они имели влияние во всей Европе. С конца наполеоновской эпохи фламандские художники снова внесли свой вклад в репутацию, установленную старыми мастерами .

Франко-фламандская школа музыкальной композиции процветала начиная примерно в то же самое время.

Содержание

Поздняя готика

Так называемые фламандские примитивисты первыми популяризировали использование масляных красок. Их искусство берет свое начало в миниатюрной живописи поздней готики . Главными среди них были Ян ван Эйк , Ганс Мемлинг , Хуго ван дер Гус , Роберт Кампен и Рогир ван дер Вейден . Двор герцогства Бургундского был важным источником покровительства.

эпоха Возрождения

С начала 16 века итальянское Возрождение начало оказывать влияние на фламандских художников. Результат сильно отличался от типичной итальянской живописи эпохи Возрождения. Ведущим художником был Питер Брейгель Старший , избегавший прямого итальянского влияния, в отличие от северных маньеристов .

После осады Антверпена (1584–1585) южные провинции Нидерландов («Фландрия») остались под властью Испании и были отделены от независимой Голландской республики . Хотя многие художники бежали от религиозных войн и переехали из Южных Нидерландов в Голландскую Республику (см. Живопись Золотого века Голландии ), фламандская живопись в стиле барокко процветала, особенно в школе Антверпена , в течение семнадцатого века при Рубенсе , Энтони ван Дайке и Якобе Йордансе. .

Отказаться

После смерти таких крупных художников, как Рубенс в 1640 году и окончания Восьмидесятилетней войны в 1648 году, культурное значение Фландрии снизилось.

Возрождение

Возрождение живописи в этом регионе произошло с началом бельгийской революции 1830 года, и работы примерно того времени часто считаются фламандскими. Художников, которые процветали после этого патриотического периода, обычно называют бельгийскими, а не фламандскими. Это королевство, составляющее Фландрию, часто влияет и на категоризацию более поздних художников (см. Список бельгийских художников ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector