Синтез богатых и разнообразных фонов и необычных сюжетов. Brocha Teichman

Синтез богатых и разнообразных фонов и необычных сюжетов. Brocha Teichman

Нешаблонное мышление

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.

«Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне».

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.

Собственно, это отрывок из книги Эдварда де Боно «Латеральное мышление». Сегодня я увидела ссылку на него у anita_m . Вообще-то я не очень люблю разного рода логические методы и игры с умом, мне как-то ближе интуитивное, медитативное, непознаваемое, одним словом то, что лежит за пределами ума. И все-таки этого автора поставила себе на заметку. Надо будет почитать.

Типы сюжета (по Тобиасу-Баркеру), часть 1

Основано на книге Рональда Б. Тобиаса «20 моделей сюжетов (и как их выстроить)» «20 Master Plots (And How to Build Them)». Майк Баркер пересказал эту книгу, а я пересказываю вам Баркера 🙂 Если что, «Битлз» вам напел Рабинович.

Оговорка: в русскоязычной литературоведческой традиции то, о чем пойдет речь ниже, принято скорее называть «фабулой», а не сюжетом. (По словарю, фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.) Вместе с тем, известны термины типа «бродячий сюжет» (а не «бродячая фабула»). Поэтому в дальнейшем буду говорить о сюжете.

Оговорка 2: Жорж Польти выделяет 36 сюжетов, или драматических ситуаций. Их можно трактовать как сюжетные мотивы, кому интересно, смотрите по ссылочке или гуглите.

(иллюстрация Ивана Анчукова)

Вначале М.Баркер разбирает то, что Р.Б. Тобиас называет «общими знаменателями».
1. Пусть ваш сюжет заполняет напряжение – конфликт, неисполненные намерения, препятствия на пути.
2. Пусть напряжение создается через противопоставление: антагонист перечит протагонисту. Антагонистом может быть другой человек, место, предмет, внутренним врагом могут стать сомнения, страхи и недостатки.
3. Напряжение растет вместе с нарастанием конфликта, начинайте с малого. Затем врубайте на полную катушку, затягивайте узел. Затем снова повысьте ставки, пусть битва станет сражением не на жизнь, а на смерть, и пусть герой пройдет через настоящие испытания.
4. Изменение — сердце истории. В конце герой должен стать другим. Имеющие смысл события привносят новый смысл в жизнь людей – пусть ваши герои изменятся.
5. Когда что-то случается, пусть это будет важным. Если события неважны, выбрасывайте их.
6. Пусть бытовые детали выглядят бытовыми. Да, не забывайте о причине и следствии, но, если вы будете недостаточно аккуратны, читатель поймет, что вы не случайно тычете его носом в следы, обнаружившиеся в саду, и сразу заподозрит, что это важная улика. Вместо этого пусть герои нюхают цветочки, гладят собаку и вдруг замечают между делом, что следы собаки отпечатываются в грязи поверх еще чьих-то.
7. Счастливый случай — удел тех, кто играет в лотерею. Избегайте счастливых совпадений, воздержитесь от чудес.
8. Пусть ваш главный герой и будет тем, кто совершит Главное Действие в Кульминации. Кто бы ни выиграл, за кем бы ни осталось последнее слово, главное усилие, которое позволит изменить порядок вещей, должно быть совершено вашим главным героем!

Читать еще:  Художник-реалист. Ralf Heynen

Теперь вопросы для самопроверки.
1. Что создает напряжение в вашем сюжете?
2. Что создает конфликт?
3. Какие шаги вы используете для того, чтобы напряжение росло?
4. Как меняется ваш главный герой?
5. Каковы основные стадии развития сюжета?
6. Как именно «между делом» вы впихнете важную информацию?
7. Есть ли в вашем сюжете что-то, построенное на случайности?
8. Каково главное действие в кульминации и кто там задействован?

*
МОДЕЛЬ СЮЖЕТА №1: ПОИСКИ

Искать можно человека, место или вещь, нечто осязаемое или неосязаемое. Обычно главный герой ищет нечто, что (по его мнению) изменит его жизнь.

Структура сюжета «поиск»
Первый акт – подготовка поисков, в этот момент герой или героиня получает «пинок» – импульс к действию, будь то по необходимости или по желанию. Как правило, это важное событие, которое раскрывает мотивацию героя, оно же формирует основу поиска и предсказывает его продолжение.
Не забывайте о закадычных друзьях, хороших парнях и других компаньонах для путешествия. В том, как герой готовится к поиску, есть что-то магнетическое, притягательное для помощников из всех близлежащих лесов, полей и прочих норок.
После акта 1 читатель должен задаваться вопросом: «Найдет ли герой то, что он ищет?».
Акт 2: мы продвигаемся среди чудес, разочарований и отсрочек. Мы сталкиваемся с трудностями, с препятствиями, всеми этими маленькими ситуациями, которые заставляют героя раскрыться так, чтобы это было интересно.
Акт 3. Достигаем ли мы цели – нашли ли утраченные сокровища? И что случилось, когда/если мы их нашли? Нередко достижение цели приносит дополнительные осложнения, то, чего герой не ожидал. Бывает, что именно тут появляется то, что герою нужно на самом деле. В этот момент герой должен осознать, в чем был смысл поисков и всего пути.

Список для самопроверки.
1. Что является объектом поисков? Как это связано с намерениями и мотивацией главного героя?
2. Куда поиски заведут героя? Почему? Что герои могут узнать, чему научиться, какие изменения претерпеть, будут ли они подготовлены к развязке? Мы должны пробраться сквозь незнакомые земли и ужасные ситуации, и каждая из них должна иметь привязку к финальному аккорду, к тому осознанию, которое приходит к герою, когда он обрел (либо потерял) сокровище.
3. Уезжает ли герой из дома и возвращается ли он туда? Возвращается ли он туда, откуда начинал? Как на этом повторяющемся фоне проявляются изменения героя?
4. Кем или чем становится главный герой? Чем отличаются эти два состояния?
5. Какова та «мудрость», которую осознает главный герой в результате поисков? Повзрослеет ли ребенок? Узнает ли взрослый что-то новое о жизни?
6. Пусть ваше начало заложит подходящую мотивацию для начала поисков. Читатели должны точно знать, зачем герой начинает движение. Если он пускается в путь просто потому, что нужно что-то найти, — что ж, не каждый готов прилагать усилия, только чтобы разыскать непонятное нечто. Продумайте мотивацию.
7. Подумайте о тех, кто будет сопровождать героя в его поисках, с кем он будет разговаривать, делиться озарениями и чувствами. Кем будут эти персонажи? Зачем они пустились в путь?
8. К какому осознанию придет главный герой?
9. Не забывайте, что очень часто то, что главный герой находит в результате поисков (будь то материальный объект либо осознание), сильно отличается от того, что он изначально искал.

Упражнение.
1. Придумайте героя.
2. В одном предложении опишите, что герой должен узнать или осознать (если вы испытываете с этим сложности, обратитесь к народной мудрости и подберите подходящую пословицу или поговорку: «дом там, где твое сердце», «не рой другому яму», «не торопись сжигать мосты», «на ошибках учимся» и так далее).
3. Теперь сделайте шаг назад. Что именно или кого именно может искать герой для того, чтобы получить подобный урок? Придумайте не менее пяти людей, мест или предметов, которые можно искать. Выберите один. (Животное, например, редкая порода…; место, которое соответствует картине/воспоминанию/описанию/карте; полузабытый родственник или учитель; что-то, увиденное во сне; волшебная драгоценность; лекарство от какой-то болезни… или просто пропавший бумажник…)
4. Теперь подумайте, чему может научить поиск сам по себе. Снова напишите список из пяти возможных «уроков», в которых может отразиться либо преобразиться то, что герой, по его мнению, искал.
5. Вернитесь к проверочному списку, приведенному выше. Продумайте ответы на вопросы.
6. Напишите рассказ. Пусть читатель заинтересуется с первого же абзаца! Не забудьте в конце так или иначе ответить на вопрос, что именно узнал главный герой, как проанализировал свои поступки, что вынес из своего опыта.

Добавлю от себя: если в основе вашего сюжета лежит поиск, вовсе не вредно обратиться к известным произведениям, построенным на этом же типе сюжета, и проанализировать их. Золотое Руно, двенадцать стульев, капитан Грант, святой Грааль, «то-не-знаю-что» и похищенная Василиса (Финист-ясный-сокол) из русской народной сказки или лекарство от ужаснострашной смертоносной эпидемии — всё это объекты поиска, и сюжетов вокруг видимо-невидимо.

Читать еще:  Сюрреалистический реализм. Phil Hale

UPD
По Борхесу, сюжетов всего четыре, но поиск — один из них.
«Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей (имеется в виду «возвращение»). Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.»
Процитировано по О.Сафаровой (кому не терпится сразу узнать, какие бывают типы сюжета, по мнению разных литературоведов, могут прочитать полностью материал по этой ссылке).

В сложном произведении поиск может быть лишь одной из тем, присутствовать на одной из сюжетных линий или представлять собой один из многочисленных элементарных сюжетов.

Продолжение следует.

КАРТИНА
(автор идеи упражнения проф. Марши Ливи, Школа права Кардозо, Нью-Йорк)

Цели упражнения:

— задуматься о важности определения чёткого предмета спора;

— научиться отличать важные аргументы от второстепенныхю

Ведущий представляет следующий сюжет, который сопровождается мультимедийной презентацией (прилагается).

Участники делятся на три группы. Группы получают задания:

1) группа 1 (в роли консультантов Фонда) должна подготовить объяснение, почему картина 3 «такая же» и ее нужно купить;

2) группа 2 (в роли консультантов Фонда) должна подготовить объяснение, почему картина 3 «не такая же» и ее не нужно покупать;

Ведущий обращает внимание на то, что следует поискать разные основания аргументации, не стоит набирать множества однотипных аргументов.

Выступить с хотя бы одним неповторяющимся аргументом должен каждый участник упражнения.

Упражнение проходит лучше, если группа членов Совета Фонда небольшая, 3-5 человек.

После 10 минут подготовки группы 1 и 2 представляют свои аргументы. Далее группы 1 и 2 получают 5 минут для обдумывания контраргументов, по истечении времени представляют их. После этого группа 3 может взять время (до 3 мин.) для обсуждения и принятия решения. Далее группа 3 объявляет о принятом решении и объясняет, почему принято такое решение. При необходимости группа 3 отвечает на уточняющие вопросы. На этом игровой этап заканчивается.

Ход рефлексии

Ведущий спрашивает участников, что им показалось сложным. Почему?

Скорее всего, одной из сложностей для всех групп было определить понятие «такие же». Отталкиваясь от этого, ведущий акцентирует внимание на важность определения понятий для аргументации, на важность удержания одних и тех же смыслов в рассуждениях о предмете, об опасностях подмены понятий.

Ведущий спрашивает, какие из аргументов, высказанных противоположной командой, показались наиболее сильными? Почему именно этот аргумент показался самым сильным? Чем отличить сильный аргумент от слабого?

1) Требования к декларации: декларация или заключение должны быть ясными, т.е. сформулированы четко, понятно и однозначно; необходимые термины определены;

2) Требования к логическому обоснованию: посылки должны быть связаны с заключением (декларацией); логичность заключения (отсутствие логических ошибок); допустимость предположений и допущений; достаточность свидетельств для обоснования заключения;

3) Требования к свидетельствам: свидетельства должны поддаваться проверке; источники должны быть надежны (подлинность установлена, непредвзятость, квалификация и владение информацией автора достаточны); желательно подтверждение другими источниками; свидетельства не должны быть противоречивыми (в ином случае необходимо веское обоснование надежности/ненадежности противоречивых свидетельств);

4) Возможные опровержения. Если имеются опровержения желательно обратить на них внимание и обосновать их несостоятельность; если опровержений не найдено желательно сформулировать возможные опровержения и обосновать их несостоятельность.

В заключение можно соотнести вынесенное в игре заключение Совета Фонда с данными требованиями.

Все материалы к уроку:
PDF презентация
Мэри Кассет «Шитье молодой матери»
Линда Картер-Холман «Базарный день»
Джейкоб Лоуренс «Домашние заботы»

Типы сюжетов. Мономиф или путешествие туда и обратно

Людям нравятся истории, в основе которых лежит путешествие героя. Их любят за динамику, неожиданности, преодоление препятствий и счастливые финалы. В предыдущей статье мы писали о том, почему истории производят такое сильное впечатление и влияют на нас. Универсальные сюжеты используются в киносценариях и литературных произведениях, лонгридах и презентациях.

А сегодня поговорим о том, как строятся сюжеты, и рассмотрим один из классических типов сюжетов, основанный на путешествии героя — мономиф.

Мономиф. Путешествие туда и обратно

Герой проходит по сюжетной ветке путь, который по большей части всегда одинаков. В середине двадцатого века на этот факт обратил внимание американский исследователь мифов Джозеф Кемпбелл. Он выпустил книгу под названием «Тысячеликий герой». Если коротко, то основная идея книги в том, что большинство древних сказаний, мифов и легенд имеют общую сюжетную структуру путешествия архетипического героя, которую автор назвал «мономифом».

Мономиф или путешествие героя туда и обратно — это тип сюжета, который встречается во многих мифах и сказках

Герой истории такого типа покидает родной дом и отправляется в трудный и опасный путь. Он движется из знакомых мест в новые земли, полные загадок и опасностей, от привычной жизни в неизвестность.

После долгого и трудного путешествия герой возвращается домой с заслуженной наградой или приобретенной мудростью.

Этот сюжет очень популярен. Во многих современных историях тоже активно используется этот тип сюжета. Вспомните Короля Льва, историю про хоббита, Алису в Зазеркалье или Звёздные Войны.

Герой может отправиться навстречу приключениям по собственной воле, например, за наградой, а может оказаться в неведомых землях по воле рока. Слушатель воспринимает путешествие, как метафору жизненного пути, истории взросления или самосовершенствования, пути к успеху или обретения себя. Метафора путешествия помогает людям осмыслять прожитую жизнь, учит идти вперед, преодолевая препятствия, вдохновляет.

Читать еще:  Современные художники Греции. Nikos Gyftakis

Алиса в Стране чудес. Иллюстратор Дотремер Ребекка

Можно рассказать историю, которая будет близка каждому, ведь она будет повторять структуру знакомых с детства мифов и сказок. Выстраивая сюжет согласно схеме древнего мифа можно преодолеть культурные различия и достучаться до людей с самым разным жизненным опытом и мировоззрением.

Мономиф или путь к мастерству в презентации

Использование мономифа в презентации поможет объяснить как вы достигли тех или иных результатов и успехов.

Такой сюжет отлично подойдет, если требуется:

  • вовлечение аудитории в путешествие вместе с рассказчиком;
  • демонстрация преимуществ выхода из «зоны комфорта»;
  • демонстрация того, как Вы приобрели свои знания и опыт.

Профессионал йо-йо японец BLACK рассказывает вдохновляющую историю нелегкого пути к званию чемпиона мира. Свое выступление он заканчивает яркой демонстрацией приобретенных навыков.

Путешествие дедушки в рекламе ИКЕА

Сюжет путешествия активно используется при создании сценариев рекламных видеороликов. Он подходит не только для рекламы автомобилей и прочих транспортных средств, но и других, порой совершенно неожиданных товаров. Этот тип сюжета показывает, как использование рекламируемого продукта помогает расширить границы жизненного пространства и изменить человека.

В рекламе Икеа путешествие героя начинается в тот момент, когда он обнаруживает, что его привычное место в парке оказалось занято. Решение этой маленькой проблемы открыло целый мир, полный новых возможностей. В финале он возвращается на прежнее место уже другим человеком.

Типы сюжетов. Мономиф или путешествие туда и обратно

Людям нравятся истории, в основе которых лежит путешествие героя. Их любят за динамику, неожиданности, преодоление препятствий и счастливые финалы. В предыдущей статье мы писали о том, почему истории производят такое сильное впечатление и влияют на нас. Универсальные сюжеты используются в киносценариях и литературных произведениях, лонгридах и презентациях.

Навигация по записям

Сторителлинг. Секрет эффективности простых историй

Сторителлинг— это слово сегодня все чаще встречается в руководствах по маркетингу и рекламе, обзорах тенденций веб-дизайна и руководствах по созданию видеороликов. Новым словом «сторителлинг» описывается хорошо знакомое всем явление. Каждый может вспомнить ситуацию: в дружеской компании появляется человек, начинает говорить. Через некоторое время оказывается, что все слушают его, затаив дыхание. О чем он рассказывает? Делится […]

Сюжетная схема «Гора». Техники сторителлинга

Нарастание напряжения — вот чем отличается сюжетная схема «Гора» от остальных способов рассказывать истории. Чем дальше, тем страшнее опасности, тем больше чудовища, тем сложнее препятствия. В финале, конечно, все разрешится, будет кульминация, решающая схватка, а за ней победа или поражение. Таким способом поддерживается интерес слушателя по ходу рассказа. Истории, рассказанные на основе этой сюжетной схемы, […]

Создание учебного фильма. Разработка сценария

Разработка сценария — это основа проекта. Создание фильма требует тщательного планирования. Даже если это учебный фильм, в основе которого лежит готовый лекционный материал, необходимо разработать сценарий. Сценарий представляет собой «техническое задание», на основе которого делается фильм. В кинематографе принято различать литературный сценарий и режиссерский сценарий. Эти документы выполняют разные функции. Литературный сценарий и сюжет Литературный сценарий […]

Синтаксический разбор предложения

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

  • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
  • Нажимаете кнопку «Разобрать».
  • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector