Сказочные образы

Сказочные образы

Образы и герои волшебных сказок

При учете сюжетных различий, сказочные персонажи предстают широкой галереей образов. Среди них образ героя особенно важен, именно он во многом определяет идейно-художественное содержание волшебных сказок. Он воплощает в себе народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте. В нем сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя становится художественным выражением идеала. Высокие моральные качества героев раскрываются через их поступки. Однако в сказках можно обнаружить элементы психологического характера, попытки передать внутренний мир героев, их душевную жизнь: они любят, радуются, огорчаются, гордятся победой, переживают измену и неверность, ищут выход из сложных ситуаций, подчас ошибаются. То есть в сказке мы находим наметки изображения личности. И все же говорить об индивидуализации образов можно с известной долей условности, так как многие черты, присущие герою одного сюжета, будут повторены в героях других сказок. Поэтому справедливо мнение об изображении в сказках единого народного характера. Этот народный характер нашел воплощение в разных типах героев — мужских и женских образах.

Тема определения образов и героев волшебной сказки очень обширна, поэтому я проанализирую лишь образы основных героев волшебной сказки.

В первую очередь необходимо установить основных героев сказки. В.Я. Пропп, исследовавший сказку по функциям персонажей, устанавливает в волшебной сказке семь основных действующих лиц:

— антагонист-вредитель (вредит герою, его семье, борется с ним, преследует его);

— даритель (передает герою волшебное средство);

— помощник (перемещает героя, помогает ему в борьбе с вредителем);

— отправитель (отсылает героя);

— царевна (искомый персонаж).

Не обязательно, чтобы присутствовали все они, и каждую роль исполнял отдельный персонаж, но те или иные персонажи явно видны в каждой волшебной сказке (41, с. 72-75).

Герой

Основной герой волшебной сказки в сущности один. Независимо от того, зовут ли его Иван-царевич или Иван-крестьянский сын, Покати-горошек или Андрей-стрелец, Емеля-дурак, его облик, поведение, судьба одни и те же. Это обобщенный собирательный образ положительного героя. Мужественный, бесстрашный, верный, красивый герой преодолевает все беды и невзгоды и завоевывает свое счастье, будь то царский престол, рука царевны или победа над врагами родины. Герой этот един, независимо от того, как он представлен и в каком социальном положении находится. В большинстве волшебных сказок герой, в отличие от других персонажей, наделяется необычайной силой. Богатырство его обнаруживается уже в детстве, он «растет не по дням, а по часам», «выйдет на улицу, кого за руку схватит – рука прочь, кого за ногу схватит – нога прочь». Ему по силе лишь чудесный конь, который ожидает ездока по себе в подземелье, прикованный двенадцатью цепями. Отправляясь в путь, царевич заказывает себе палицу в двенадцать пудов. Та же сила скрыта и в Иване-дураке («Сивка-Бурка»): «. Ухватил клячу за хвост, содрал с неё шкуру и закричал: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал».

Следует отметить, что сказка открывает для нас самые высокие качества героя, например, как герой щадит животных: Иван-дурак на последние деньги выкупает собаку и кошку, освобождает журавля, попавшего в силки, охотник, терпя нужду, три года кормит орла. Таким же проявлением идеальных качеств становится выполнение долга, почитание старших, следование мудрым советам. Обычно советы исходят от стариков и женщин, которые воплощают в себе жизненный опыт, умение предвидеть события. Эти персонажи часто выступают в функции чудесных помощников. В сказке о трех царствах Иван-царевич, отправляясь на поиски похищенной матери, побеждает многоголового змея, следуя её наказу «не бить оружием дважды» или переставить бочки с «сильной и бессильной водой». Сюжет «оди туда, не знаю куда» весь строится на выполнении стрельцом мудрых советов своей жены. Невыполнение наказа, нарушение данного слова расцениваются как провинность и несут за собой тяжелые последствия: у Ивана-царевича похищают чудесные предметы, невесту.

Особую убедительность правильным поступкам придает начальное ошибочное поведение. Иван-царевич думает, где достать богатырского коня. На вопрос встречной бабушки-задворенки, о чем он задумался, отвечает грубостью, но затем одумывается, просит у старушки прощения и получает нужный совет.

Личность героя проявляется в поступках, в его реакции на внешний мир. Сюжетное действие (ситуации, в которые поставлен герой) служит раскрытием и доказательством истинно положительных качеств человека, правильности его поступков, как соответствующих нормам поведения человека в обществе. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами: шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой, чудесными животными – богатырским конем, зверями-помощниками. Награда может быть в виде совета: где найти коня, как отыскать дорогу к суженой, одолеть змея.

Волшебная сказка знает два основных типа героев: Ивана-царевича (активного) – героя волшебно-героических сюжетов («Три царства», «Кащей Бессмертный», «Молодильные яблоки» и др.) и Ивана-дурака (пассивного) – героя сказок «Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Чудесные дары», «Конек-горбунок» и др. Цель героя в разных сюжетах различна: возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старика, обращает царицу в белую утку, а потом пытается погубить и её детей.

Раскрывая образы своих героев, сказка передает народные представления о людях, их взаимоотношениях, утверждает доброту и верность. Образ героя раскрывается в сложной системе сюжетных противопоставлений.

Иван-Царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Он выступает в сказках в двух разных ипостасях:

Рисунок 7 – Горохова Е. «Перо Жар-птицы»

Положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов, или даже дополнительного ума или волшебных умений.

Отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда – убит.

Читать еще:  Художник-реалист. Sierk van Meeuwen

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трёх сыновей царя.

Иван-дурак.Иван-дурак, или Иванушка-дурачок – один из главных прототипических персонажей русских сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех. Как правило, его социальный статус низкий – крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. С помощью волшебных средств Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу. Важно заметить, что Иван-дурак воплощает в себе также образ поэта и музыканта. В сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.

Для моего исследования необходимо заметить, что герой сказок Иван-дурак – вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных – Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до XIV-XV веков. С XVII века оно начало значить то, что значит и сейчас – глупого человека. Естественно, ведь самый младший – самый неопытный и несмышлёный. Поэтому принимая к сведению эту версию, знаменитый Иван-Дурак из русских сказок может оказаться вовсе не дураком, а просто младшим из трёх сыновей. (Интернет-ресурс № 4).

«В гостях у сказки»: сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина

Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.

Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.

Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.

Виктор Васнецов, Ковер-самолет, 1880

Виктор Васнецов, Алёнушка, 1881

Виктор Васнецов, Витязь на распутье, 1882

Виктор Васнецов, Три царицы подземного царства, 1884

Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889

Виктор Васнецов, Богатыри, 1881-1898

Васнецов, Снегурочка, 1899

Васнецов, Царевна Несмеяна, 1916-1926

Виктор Васнецов, Кащей Бессмертный, 1917-1926

Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918

Виктор Васнецов, Спящая царевна, 1900-1926

Иван Билибин, Иван-царевич и Жар-птица, 1899

Иван Билибин, Иван-царевич, 1899

Иван Билибин, Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год

Иван Билибин, Баба Яга, 1900 год

Иван Билибин, Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год

Иван Билибин, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Иван Билибин, Сказка о золотом петушке

Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902

Иван Билибин, Вольга с дружиной, 1902

Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905

Иван Билибин, Бояре

Иван Билибин, Иллюстрация к сказке Василиса прекрасная, 1900

Слушание музыки «Сказочные образы в музыке»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (850,4 кБ)

Цель урока: закрепление знаний о сказочных героях в музыке (на примере детских песен); формирование знаний о сказочных образах в музыке (на примере произведения П.И. Чайковского “Щелкунчик”).

а) закрепить знания о сказочных героях на примере детских песен; формировать знания о сказочных образах на примере произведения П. И. Чайковского “Щелкунчик”;
б) развивать вокально-хоровые навыки выразительного пения, корригировать слуховое восприятие;
в) воспитывать эстетические чувства.

– вокально-хоровые упражнения: “Котенок”, “Вновь солнышко смеется”, “Заяц Егорка”;

– “Неприятность эту мы переживем” – муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта;

– “Песня друзей” – из м/ф “Бременские музыканты”, муз. Г. Гладкова, сл.Ю. Энтина;

– “В гостях у сказки” – муз. Е.Птичкина;

– Марш. Из балета “Щелкунчик”. Музыка П. И. Чайковского;

– Марш деревянных солдатиков. Из “Детского альбома”. Музыка П. И. Чайковского;

– видеосюжет балета “Щелкунчик”.

– портрет П. И. Чайковского;

– наглядные пособия (изображения сказочных героев);

– дидактический материал для игры.

Организационный этап урока (слайд 1).

Вход под музыку “Марш деревянных солдатиков” (приложение 1).

Уч.– Здравствуйте, ребята, рада видеть вас!

Об.– Здравствуйте, учитель, добрый день, наш класс!

Исполняются вокально-хоровые упражнения:

а) “Котенок” – на напевное протяжное звучание (слайд 2, рисунок 1);

Рисунок 1. “Котенок”

б) “Вновь солнышко смеется” – на пение слигованных звуков, на легкость звучания (слайд 3, рисунок 2);

Рисунок 2. “Вновь солнышко смеется”

в) “Заяц Егорка”– на развитие четкости дикции (слайд 4, рисунок 3).

Рисунок 3. “Заяц Егорка”

Уч. – Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в гости к сказочным персонажам. Ведь вы любите сказки? (ответы обучающихся)

Уч. – Назовите своих любимых сказочных героев. (ответы обучающихся)

Уч. – Но на музыкальных занятиях сказки необычны, так как их герои говорят на музыкальном языке – они поют или играют на музыкальных инструментах.

Читать еще:  Шотландский художник. Marjory Sime

Включается инструментальная фонограмма “В гостях у сказки” (приложение 2).

Уч. (на фоне музыки): Вспомните, как называется эта сказка: давным-давно на белом свете жили глупые короли и прекрасные принцессы, страшные лесные разбойники и веселые бродячие артисты – Трубадуры. Трубадуры бродили по дорогам, пели песни и устраивали представления, которые народ очень любил. Однажды утром на дороге, ведущей в королевский замок, появился осел, запряженный в ярко окрашенную повозку. В повозке сидел веселый Трубадур, вместе с ним ехали его верные друзья: пес, кот и петух. Все они – и пес, и кот, и петух и даже осел были бродячими артистами.

– вы узнали эту сказку? (ответы обучающихся)

Уч. – Давайте и мы с вами споем эту песню

Словесная оценка исполнения.

Уч. – Как мы видим, героями музыкальных сказок бывают и люди, и животные. А какую песню исполнял этот сказочный герой?

Показывается изображение кота Леопольда (слайд 5)

Обучающиеся называют песни: “Если добрый ты”, “Неприятность эту мы переживем”

Уч. – Давайте исполним песню “Неприятность эту мы переживем”, а солистами будут (выбираются из наиболее чисто поющих воспитанников (приложение 5)

Словесная оценка исполнения

Уч. – Но музыка может рассказывать сказки и без слов – только звуками. И на прошлом уроке мы познакомились с таким произведением. Это “Баба-Яга” композитора П. И. Чайковского. Вспомните, какую Бабу-Ягу изобразил композитор? (ответы обучающихся)

– А как рассказывает музыка о Бабе-Яге? (ответы обучающихся с помощью учителя)

Словесная оценка наиболее правильно ответивших воспитанников.

Уч. – И, прежде чем мы будем дальше знакомиться со сказочными героями в музыке П. И. Чайковского, мы с вами немного отдохнем.

Физминутка. Ритмическая разминка (музыкальное сопровождение “Марш деревянных солдатиков” (приложение 1.)

– хлопки на счет: 1-2-3-4, 1-2-3-4

– повороты головы: на 1-2– направо,

на 3-4 – прямо,
на 1-2– налево,
на 3-4– прямо

– маршевый шаг: на 1-2-3-4, 1-2-3-4

– прыжки (руки на пояс): на 1-2-3-4, 1-2-3-4

Этап изучения нового

Уч. – П. И. Чайковский написал много произведений для детей. И сегодня мы познакомимся еще с одним его таким произведением – балетом “Щелкунчик”, в основе которого лежит сказка немецкого писателя Э. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. Послушайте загадку и постарайтесь отгадать, о ком идет речь?

“Сначала жил я в сказке, что Гофман написал.
Затем стал музыкальным – уже в балет попал.
Среди других игрушек я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден, огромный рот, мундир…
И для забавы ради колол орехи я.
Врагами были мыши – солдатики друзья”.

Уч. – А как это все показано в балете? Балет начинается новогоднего праздника в доме, где живет девочка Маша. К ней на праздник пришло много друзей и все они веселятся возле елки.

– этот марш похож на обычную маршевую музыку: в нем четкий ритм, слышна барабанная дробь. Вместе с тем этот марш имеет отличие: он детский, шутливый, легкий, сказочный. Композитор использует высокие звуки – как будто звучат звонкие детские голоса. Музыка звучит задорно, она полна счастья и веселья. Посмотрите фрагмент этого праздника.

Включается видеозапись балета “Щелкунчик” .

Уч. – Какой марш по характеру? (ответы)

– Почему этот марш считают сказочным и детским? (ответы)

Уч. – А сейчас мы с вами проведем игру – соревнование. Разделимся на две команды: команда “Бабы-Яги” и команда “Щелкунчика”. Каждой команде нужно выбрать из предложенных вариантов те, которые относятся к названию вашего произведения.

Каждая команда выбирает варианты ответов (приложение 7).

Побеждает команда, которая первой выбрала все свои карточки с подходящими вариантами ответов.

Уч. – Итак, подведем итоги игры. Проверим правильность выбранных вариантов.

Поздравление победившей команде

– сегодня мы с вами говорили о сказочных сюжетах в музыке. Назовите музыкальные сказки, которые вы запомнили (ответы)

– Всегда ли музыкальные сказки бывают со словами? (ответы)

Словесная оценка обучающихся

– В конце нашего урока я хочу вам сказать, что любовь к музыке превращает нас в прекрасных принцев и принцесс, которые слышат и любят сказочную красоту окружающих нас звуков. Наш урок закончен, всем спасибо, до свидания.

Выход под музыку “Песня друзей” (инструментальная фонограмма (приложение 4).

Сказочные образы в изобразительном искусстве, литературе, музыке

Тема: Сказочные образы в изобразительном искусстве, литературе, музыке

Цельвыявление сходного и различного в воплощении сказочных образов в литературе, музыке и искусстве

Просмотр содержимого документа
«Сказочные образы в изобразительном искусстве, литературе, музыке»

Тема: Сказочные образы в изобразительном искусстве, литературе, музыке

Цельвыявление сходного и различного в воплощении сказочных образов в литературе, музыке и искусстве

  • Знакомство детей с творчеством художников, иллюстраторов, писателей;
  • формирование знаний о сказочных образах ;
  • воспитание эстетических чувств;
  • формирование личности ребенка-дошкольника, развитие в ребенке творческого мышления и воображения.

Сказочные образы в музыке

Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве композитора Н.А.Римского-Корсакова.

Среди них Симфоническая сюита

«Шахеразада» по сказкам «1001 ночь»

Знаменитые оперы- сказки Снегурочка

Тайну заснеженного зимнего леса хранит девочка – снегурочка из сказки.

Она – часть русской природы.

Сказка о царе Салтане

Сказочные образы в изобразительном искусстве

Среди сказочных образов В.М. Васнецова самая милая – Снегурочка.

Тихой нежной грустью наполнил художник образ русской девушки

Сказочные образы в литературе

С прекрасной Царевной в образе дивного лебедя мы знакомимся на страницах сказки А.С. Пушкина о царе Салтане.

СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ.

СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ

Задачи:познакомить с творчеством русских композиторов, с историей и тембром звучания гуслей, со сказочными персонажами, играющими на них; показать роль инструмента в создании народного колорита в опере Н.А.Римского — Корсакова «Садко».

1. А.С.Пушкин отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый. «)

2. «Былина о Садко и Морском царе» из учебника 1 класса.

Читать еще:  Талантливый американский художник. Lennie Muscarella

3. Презентация и набор картинок по творчеству Пушкина.

1. Вторая песнь Баяна из оперы «Руслан и Людмила» Глинки (№28 из 3 класса).

2. «Заиграйте, мои гусельки» песня Садко(№18 из 1 класса) и «Колыбельная Волховы» (№19 из1 класса),.

3. «Как под яблонькой» и «Былинные наигрыши» (из 1 класса № 17 и 25).

Введение в тему. (Видео «Приходи сказка»)

— Скажите, пожалуйста, что вы сейчас увидели? (Мультфильм)

— А в основе этого м/фчто лежит? (Сказка)

— Кащей, баба Яга, лягушка, царевич – это все кто…? (Сказочные герои)

Итак, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ) Слайд 1

— Вспомните, как можно начать сказку? (Жили-были. Давным-давно. В некотором царстве. В незапамятные времена. )

Молодцы! Сегодня я приглашаю всех вас в сказку. Только сказка эта будет не простая, потому что от вас будет зависеть, интересной ли она получится и чем она закончится. Давайте вспомним, что говорят о труде народные пословицы? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; что посеешь, то и пожнешь; под лежачий камень вода не течет.)

— Правильно, значит пора и нам начинать сказку.

II . Рассказ «Гусли: о чем «поют», как звучат».

— Давным-давно жили-были на Руси скоморохи. А кто это? Картинка СКОМОРОХИ и чтение стихотворения

(Скоморохи — это бродячие актеры, музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления).

Верно. Конечно, ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении всевозможных рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были. (Гусли.)

Картинка ГУСЛИ Слайд 2

— Конечно же — гусли. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. (Звучит «Былинный наигрыш» 1кл. №25).

— Обычно представления разыгрывались на всем известные сюжеты. Давайте и мы попробуем свои силы в инсценировке известного отрывка.

Вспомните, кому принадлежат эти строки? Слайд 3-9

(Поэма Пушкина «Руслан и Людмила»)

(Инсценировка отрывка поэмы, читает Анкутдинова Наташа).

— Гусли сопровождали не только шутливые представления. Под мягкий рокот струн рассказывались былины. А что такое былина? Слайд 10

(Народная песня-сказание, где рассказывается о богатыряхзащитниках Родины)

— Вот как написано о киевском сказителе во вступительных строках «Слово о полку Игореве»:

У Бояна вещего, бывало,

Если петь он начинал о ком,

Мысль, как серый волк в степи, бежала,

Поднималась в облака орлом…

Но не десять соколов взлетали,

А Боян персты на струны клал.

И живые струны рокотали

Славу тем, кто не искал похвал…

Как называли киевского сказителя? (Баян)

— В операх русских композиторов тоже есть такой персонаж. Послушайте «Песнь Баяна»Слайд 11 из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»Слайд 12 и опишите основные черты прозвучавшей музыки. (Эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку).

-О ком пел Баян? (О Руслане и злом колдуне Черноморе).

— А кто такой Черномор? (Сказочный персонаж)

— В опере музыкальная характеристика Черномора — марш, который исполняет симфонический оркестр. Послушайте и попробуйте представить себе этот образ. (Слушание «Марша Черномора» №70, 2класс)Слайд 13

. У вас на столах есть карточки с вопросами и заданиями (подписать инструменты) Слайд 14

— Одним из самых известных гусляров был новгородский купец Садко. Напомните, пожалуйста, содержание сказания о Садко.

— Посмотрите на иллюстрациюи определите, к какому фрагменту она относится. (Это фрагмент, когда Садко попал к морскому царю).

— Верно. Начал Садко играть плясовую, не удержался морской царь и пустился в пляс. Расшумелось-расходилось сине море, поднялись волны, стали тонут корабли. А морской царь не унимается, велит играть еще и еще. Слайд 15 Узнал Садко, что тонут корабли, и решил остановить царя. Как он это сделал?(Порвал струны, а царю сказал, что запасные остались на берегу).

— И так тронула музыка Садко морского царя, что отпустил он гусляра на берег, но сначала дал ему в жены свою дочь. Что пела морская царевна Волхова? («Колыбельную»)

В этой песне слышны переборы гуслей? (Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание учащихся на то, что звучали не сами гусли, а их оркестровая имитация.)

-Конечно, такое яркое сказание не могло остаться без внимания русских композиторов. Как вы думаете, кто обратился к этому сюжету и написал к нему музыку? (Н.А.Римский-Корсаков). Слайд 16

— Правильно. А почему? (Этого композитора можно назвать великим сказочником. Многие его произведения – это оперы на сказочные сюжеты.)

— Кто может назвать эти оперы? («Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка») Слайд 17

— Подумайте, на тексты какого русского поэта написана почти половина опер Римского-Корсакова? (На стихи Пушкина). Слайд 18- 19

— Верно, получается, что встретились в своем творчестве два великих «сказочника» — писатель и музыкант. А создать волшебную атмосферу в произведениях композитора помогали наши хорошие знакомые – гусли.

Наступил XX век – появились новые инструменты, новые направления в музыке. Казалось бы, гусли остались там, в прошлом. А вот и нет. Оказывается, и в наше время нашлась работа для такого самобытного инструмента. Гусли входят в состав народных оркестров.

Да и сольные концерты гусляров – не редкость. На этом инструменте сейчас исполняются народные мелодии, а их разнообразию нет предела.

(Звучит «Как под яблонькой»).

III . Итог урока. (Можно вернуться на слайд 1)

— Итак, с какими героями вы сегодня познакомились? (Это сказочные образы Черномора, Морского царя и царевны Волховы). Да, начали мы с вами со сказки и закончить урок хочется песней о сказке. (Исполнение песни Спор Маши и Вити»).

Домашнее задание — предлагаю вам заполнить маршрутный лист. В каждом прямоугольникевам нужно одним словом обозначить одну из точек нашего путешествия. Если не хватает прямоугольников, то смело дорисовывайте столько, сколько надо, — главное, не пропустите ни одной остановки на нашем сказочном пути.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector