Скульптура древних майя

Скульптура древних майя

Цивилизация древних Майя

Культура Майя

Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих элементов культуры позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилизация майя.

Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период (с древности до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317-987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в.) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т.д.

Около 300 г. до н.э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться цивилизация майя. На этой территории народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, руины которых сохранились до наших дней. Эти центры состояли из нескольких больших зданий, а их население было незначительным — в основном жрецы, их слуги и ремесленники. В центрах проводились большие религиозные праздники, на которые стекались большие массы людей.

Религия составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях. В представлениях майя мир являлся сложным образованием, его наполняли различные священные силы. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки богов, которые в зависимости от их функций разделяются на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т.д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, как у тапира, бог Солнца и ночного неба, бог кукурузы — покровитель жизни и смерти. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны и совмещают два противоположных начала — жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Своих главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли. Они считали, что в зависимости от деяний человека после смерти душа человека пребывает л ибо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил, а грешники отправляются в Метналь — преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами.

Религиозные ритуалы древних майя были очень сложными, особенно жертвоприношения самого разного вида, среди которых наиболее распространены были человеческие, поскольку считалось, что боги питаются только человеческой кровью. Как и вольмекской цивилизации, у майя в жертву богам приносились самые красивые девушки, получая за это вечную счастливую жизнь, и самые лучшие юноши — победители в игре в мяч.

Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени, например через год или несколько лет. К моменту начала правления определенного бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях и те стояли до тех пор, пока не закончится время его правления. Царствование злого божества приносило людям беды и страдания, а доброго — благоденствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 пространств, каждым из них ведал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества, и у каждого был свой цвет: красный цвет принадлежал богу востока, белый — богу севера, черный — богу запада, желтый — богу юга; в центре мироздания располагался зеленый цвет. Таким образом, число четыре у майя имело особое магическое знание. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов: Копана, Калакмуля, Тикаля, Паленке.

Архитектура Майя

Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши; в центре дома сооружали очаг из камней. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является «Храм надписей» в Паленке. Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.

Скульптура и живопись Майя

Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Их образы представляют панораму жизни общества. Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.

Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. В ритуальных центрах воздвигались скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями, относящимися к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике, содержащими описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто указывалась дата смерти этого лица или прихода его к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регалиях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл.

Обычаи и традиции Майя

Обычаи и традиции играли особую роль в жизни майя, в первую очередь связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Рождение человека считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны — Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя и составляли для него гороскоп, предсказывающий, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.

Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз. К головке младенца спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку с тем, чтобы череп стал более плоским и удлинилась линия лба, что считалось признаком красоты и высокого общественного положения.

В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для его проведения выбирался особенно тщательно. В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и расстилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством и всеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки междулицами, связанными кровным родством.

Читать еще:  Фотограф из Франции. Jacques Bosser

Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.

Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт до сих пор является загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми — без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.

Скульптура майя

  • Скульпту́ра ма́йя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики.

Скульптура майя, преимущественно, представлена рельефами, единственным городом с круглой скульптурой был Копан. С точки зрения современных майянистов, «единственной целью и обоснованием для создания скульптурного, архитектурного или художественного образа был культ». Художник таким образом, наряду со священнослужителем, был посредником между земным и горным мирами. Сама философия скульптурного творчества для доколумбовых цивилизаций разительно отличается от всего, к чему привычна Европа. Если основой скульптурного творчества в Старом Свете выступал некий герой, или некое событие, воплощением которого являлась скульптура или стела, темой индейского творчества становилось воплощение мифа или ритуала, отношение человека и божества. Подобная направленность, так же как и попытка воплотить в понятном для рядового верующего форму, суть и характер божества, привела к возникновению сложного символического языка, состоящего из множества изображений и орнаментов, которые характерны для скульптурных и архитектурных форм всех культур доколумбовой Америки и, в частности, скульптуре майя. Ещё одним характерной только для творчества американских индейцев чертой является обязательная связь монументального творчества с календарём. Очередное творение создавалось именно тогда, когда это требовало положение звезд и планет, причем соответствующая дата скрупулезно отмечалась на статуе или стеле, служа затем точкой отсчета для астрологических толкований и пророчеств. Своё значение также имеет количество повторов того или иного орнаментального мотива, как правило, соответствующего количеству лет или дней в магических циклах, характерных для всех цивилизаций доколумбовой Америки.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Эпиольмекская культура — культурная зона в центральной части нынешнего мексиканского штата Веракрус, сосредоточенная в бассейне реки Папалоапан. Эпиольмекская культура существовала примерно с 300 г. до н. э. до 250 г. н. э. Эпиольмекская культура являлась потомком ольмекской, откуда и греческий префикс «-эпи», означающий «после». Хотя эпиольмеки утратили часть достижений прежнего периода, они создали усвоили сложный мезоамериканский календарь и систему письменности.

Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды.

Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70 % среди половецких изваяний) женщин, установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. По мнению советского искусствоведа А.А. Фёдорова-Давыдова, они издавна привлекали внимание русских людей и служили своебразным символом господства кочевников над степью. Ставились на курганах древними народами, например, возможно.

Нураг, или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Вокруг этих башен существовали небольшие деревни, встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами.

Скульптура. Часть 1.

Скульптура майя классического периода несомненно принадлежит к наиболее высоким художественным достижениям народов Нового Света. К сожалению, она еще недостаточно изучена, и мы не в состоянии представить себе полную картину ее развития. В значительной степени этому мешали различные объективные обстоятельства. Многие памятники, находящиеся в труднодоступных местностях, известны лишь по несовершенным, поспешно сделанным зарисовкам или предельно кратким описаниям. Раскопки выявляют каждый год новые произведения, иной раз существенно меняющие уже сложившиеся представления. Поэтому создание истории скульптуры майя является делом будущего; в этой области сделаны лишь первые шаги 1 .

Памятники майяской пластики этого периода очень разнообразны. Среди них монументальные стелы, алтари, мелкая пластика из терракоты, поделочных и полудрагоценных камней, кости, раковин др. Наконец, большую группу составляют скульптуры, тесно связанные с архитектурой. Назначение их в большинстве случаев не вызывает никаких сомнений; кроме часто декоративных функций, они имели специфическое назначение по своей символике (статуи на гребнях и лестницах, фризы из масок и др.). Обзор пластики классическо периода лучше начать с монументальной скульптуры, и прежде всего с наиболее изученной ее группы — стел.

На их лицевой стороне обычно высечена мужская фигура — правителя или божества. Однако встречаются и женские фигуры, хотя достаточно редко. Скульпторы следовали определенному канону, выработанному в течение нескольких веков, начальные этапы которого были уже прослежены выше. Чаще всего лицо дается в профиль, редко в три четверти, торс — в фас; головы удлиненные (известно, что древние майя производили искусственную деформацию черепа у новорожденных), крупный орлиный нос, маленький рот с опущенными углами, небольшой округлый подбородок, широкий, сильно отступающий назад лоб, слегка раскосые глаза, прямые волосы, изящные руки и ноги. Оборотная сторона, а позже и две боковые покрывались орнаментикой и иероглифическими надписями. Многофигурные композиции главным образом встречаются на притолоках или настенных рельефах, на стелах их мало.

На древнейших (из известных нам) па­мятниках с территории Петена (недавно найденная стела 29 в Тикале, стела 1 в Волантуне, стелы 5, 9 и 10 в Вашактуне), да­тирующихся концом III — началом IV в., центральная фигура изображена еще до­статочно неумело: из-за неверно найден­ных пропорций она кажется тяжелой и приземистой, но благодаря нестатичной позе, разнообразному положению рук об­щий контур обладает определенной жиз­ненностью и силой. Голова повернута в профиль, обычно влево (с точки зрения смотрящего на стелу), точно так же, как плечи и руки, но торс дается в фас; ступни ног показываются обязательно в профиль, одна за другой. Характерны большие мас­сивные подвески в ушах, напоминающие об ольмекском влиянии, и сложное укра­шение, так называемый «ласточкин хвост», висящее сзади у пояса. Подобная схема разворота фигуры существовала и на скульптурных памятниках Древнего Егип­та. Особенности низкого рельефа с неглу­боким фоном на древнейших памятниках также близки к египетским.

Около середины IV в. в Тикале и Вашак­туне появляются фигуры, изображенные в фас. С этого времени в майяской монумен­тальной пластике можно заметить две ли­нии развития: изображения на стелах с по­становкой фигуры, подобной древнейшим, совершенствуясь в композиции, пропор­циях и реалистичности трактовки образа, все же остаются рельефами, а композиции, данные в фас, постепенно переходят к почти круглой скульптуре. В этом послед­нем направлении решение поставленной задачи достигалось различными путями. В городах юго-востока (например, Копане и частично Киригуа), а также в Тонина ма­стера впоследствии сумели добиться того, что фигура выдавалась из плоскости стелы приблизительно на три четверти. С другой стороны, в некоторых городах, расположен­ных по реке Усумасинте, например, в Пьедрас Неграс, фигуру правителя помещали в нише, находившейся в верхней части стелы. По всей видимости, такие ниши должны бы­ли передавать трон с балдахином — один из отличительных знаков власти у древних майя. Однако такие виды горельефа все же не превратились в круглую скульптуру; возможно, что в этом сыграли определен­ную отрицательную роль не только неко­торые свойства известняка (хрупкость и т. п.), но и то, что на круглой скульптуре почти не оставалось места для обязатель­ных надписей и символической орнамен­тики фона.

Читать еще:  Французско-алжирская художница. Sarah Haddou

В конце раннеклассического периода произошли какие-то значительные собы­тия, вероятно, явившиеся результатом крупных общественных сдвигов. Может быть, стремившиеся к усилению своей вла­сти представители знати пытались ограни­чить или уничтожить культ правителя. Во всяком случае, в период с 534 г . по 593 г . монументальные скульптурные памятники с датами в большинстве городов не воздви­гаются. Более того, в некоторых городищах (например, в Тикале) археологи обнаружи­ли, что в это время несколько старых стел было разбито или повержено на землю. Это удалось установить благодаря тому, что поврежденные или разбитые стелы затем были тщательно восстановлены и помеще­ны во вновь построенные храмы. Таким образом, налицо свидетельства борьбы одной группы общества против другой или, что менее вероятно, одного города-государ­ства против другого. Возможно, наконец, что здесь мы имеем отдаленные отклики завоевания Каминальхуйу теотихуаканскими войсками, что могло вызвать неко­торые изменения и в общественной жизни низменности. Но к концу VI в. эти волне­ния оканчиваются; во многих городах снова начинают создаваться датированные стелы, в том числе и юбилейные, то есть кратные катуну. Число их непрерывно растет, а ма­стерство исполнения повышается.

Интересное толкование символики юбилейных стел предложено недавно Ю. В. Кнорозовым. Он пишет: «В дальнейшем (со второй половины IV в. — Р. К.) юбилейные стелы получают широкое распространенин, что свидетельствует о значительных изменениях политического и религиозного характера. Юбилейные стелы неразрывно связаны с культом богов, правящих пооче­редно в течение определенного периода. Религиозные представления о переходе власти от одного бога к другому, несом­ненно, являются отражением реально су­ществовавшего института смены правле­ния по родам. Появление юбилейных стел, по-видимому, свидетельствует о том, что захват власти одной династией получил религиозную санкцию. Смена власти про­исходит уже не в реальной жизни, а у бо­гов. Земной владыка, вместо того чтобы пе­редавать власть, получает от очередного бога инвеституру на правление». 2

1 Первые наблюдения по истории майяской монументальной пластики были сделаны Г. Дж. Спинденом (Н. J. S р i n d е n. A Study of Maya t. PMM, т. 6,

, 1913; Он же. Recent progress in the study of Maya art. Procedings

, 19th. sess., стр. 165—177, Washington, 1917), но они ограничивались, в сущности, лишь копанскими материалами классического периода. В 1950 г . вышло большое исследование Т. Проскуряковой, посвященное скульптуре майя (Т. Proskouriakoff. А Study of Classic Maya Sculpture. CIWP 593, Washington, 1950). В этой работе имеется немало ценных наблюдений, а также стилистических анализов памятников, разработана подробная система их датировки по деталям изображений. Однако исследовательница не уделяет никакого внимания значению образа в монументальной скульптуре, ее интерес сосредоточивается исключительно на формальном стилистическом анализе и вопросах датировки памятников. Но сама по себе тщательная разработка этих проблем, произведенная Т. Проскуряковой, является значительным шагом вперед в зучении майяской скульптуры. Проведенная в последние годы работа по интерпретации стел как исторических памятников (см. главу I, прим. 24) раскрывает широкие возмож­ности для выяснения общественной роли монументальной скульптуры майя.

2 Ю. В. Кнорозов. Письменность индейцев майя, стр. 12—13.

Скульптура доколумбовой Америки

Памятники цивилизации ольмеков

Первую цивилизацию в Центральной Америке когда-то создали ольмеки. Произошло это в конце II тыс. до н.э. Скульптура данной народности отличается необыкновенной реалистичностью. Памятники этой древнейшей цивилизации обнаружены учеными в Трес-Сапотес, Ла-Венте и Сан-Лоренсо. Изваяния представляют собой колоссальных размеров человеческие головы. Высота каждой составляет около 2,5 метров, вес – 30 т. Туловища, к сожалению, не удалось обнаружить до сих пор. Черты лица голов очень сильно напоминают африканские. Необыкновенно интересным можно назвать тот факт, что каменные глыбы для таких скульптур доставлялись порой с расстояния до 50-ти километров, учитывая, что тягловой животной силы у индейцев не было.

В поселениях этой же народности были обнаружены оригинальные стелы. Археологам удалось также отыскать многочисленные фигурки богов, жрецов и людей с пастью ягуара. В III в. н. э. ольмеки неожиданно исчезли. Ученые предполагают, что причиной тому могло стать извержение какого-либо из вулканов.

Культура Теотиуакана и тольтеков

Теотиуакан (II–VII вв.) – древний город, расположенный в нескольких километрах от Мехико. В нем построены два великолепнейших храма Луны и Солнца. Внутри этих пирамид когда-то были установлены многочисленные статуи богов. Эти изваяния ярко раскрашивались. В их глазницы вставлялись драгоценные камни. Эта цивилизация классического периода была разрушена при нашествии тольтеков.

Новые племена пришли из пустынь Мексики в VII в.. К X столетию они уже создали на этих территориях свою неповторимую культуру. Основной ее отличительной особенностью была мрачность и выразительность. К примеру, в столице этой народности Толлане найдены четырехметровые статуи воинов, на груди которых изображена бабочка. Этот элемент символизировал у тольтеков планету Венеру. Она, в свою очередь, была отображением божества Кетцалькоатля. В XI веке эти земли захватили другие племена – ацтеки. Они создали здесь поистине могучую цивилизацию.

Скульптура ацтеков

В искусстве создания скульптур ацтеки были просто непревзойденными мастерами. Первым европейцам, увидевшим их, они зачастую внушали непередаваемый ужас. Чего стоит только изображение богини Коатликуэ. Ее выполняют со змеиной головой и ожерельем из человеческих сердец. Основной отличительной чертой скульптуры ацтеков можно назвать необыкновенную реалистичность. Помимо страшных, а порой и отталкивающих изваяний археологами найдены изящные статуэтки, выполненные мастерами этой народности. К примеру, чистый и очень красивый кролик из белого кварца или фигурка женщины, работающей с зерном.

Ацтекская скульптура была самым тесным образом связана с архитектурой. Практически в каждом здании, дошедшем до нашего времени, можно видеть колонны, фризы, большие кариатиды и другие элементы. Ацтекская скульптура, в отличие от европейской, была функциональной составляющей конструкции зданий, а не внешним декоративным элементом. Очень интересен каменный календарь, найденный археологами в Мехико во время мощения одной из площадей. Представляет он собой дискообразный монолит из базальта весом в 25 тонн. Его диаметр – 3,5 метра. Согласно этому календарю, месяц ацтеков составлял всего 20 дней. Другое название каменного календаря ацтеков – «Солнечным камнем».

Скульптура майя

Изваяния цивилизации майя могли носить как религиозный, так и символический или исторический характер. Лаконичность и символизм их скульптуры выражается, прежде всего, в уравновешенности и четких пропорциях и в детальной проработке одежд. В традиции майя была установка статуй на площадях, во дворах культовых сооружений, у входов в дома знати и т.д. Малая пластика цивилизации (II – I вв. до н.э.) была глиняной, и первоначально она были довольно грубой и примитивной. Постепенно искусство развивалось совершенствовалось. Более поздняя скульптура отличается необыкновенным изяществом. Подтверждением тому могут служить фигурки, найденные на острове Ханна в Кампече. Позднее мастера майя начали использовать для изготовления статуй камень и дерево. В период коллапса (IX в.) искусство майя, в том числе и скульптура, пришло в упадок. Попытки возродить его в постклассический период особым успехом не увенчались. Более поздняя культура инков каменную статую практически не использовала.

Читать еще:  Талантливая российская художница. Илона Ализарчик

Многие народы доколумбовой Америки создавали на этом континенте свои могучие цивилизации. Проходили века и падали империи. Одно оставалось вечным – памятники культуры. Скульптура этого периода, сохранившаяся до наших дней, поражает воображение своей неповторимой самобытностью и великолепием исполнения.

Десять самых известных памятников древней цивилизации майя

Независимо от наличия либо отсутствия интереса к истории и археологии, руины древней цивилизации Древние цивилизации: голоса из глубины веков майя никого не оставят равнодушным. В то время как страны Европы переживали «Темные века», индейская культура развивалась и процветала. Захватывающее путешествие по самым известным городам и достопримечательностям и памятникам древних майя вряд ли кому-то покажется скучным.

1. Чичен Ица

Древний город майя Чичен Ица в Мексике поражает величественными и завораживающими объектами, это один из крупнейших городов высокоразвитой древней цивилизации. Здесь переплелись и слились воедино самые невероятные архитектурные стили, свидетельствующие о многообразии состава населения этого города. Если вы решили оправиться в Чичен Ица, обязательно посетите Священый Сенот и Храм Воинов.

2. Тикаль

Тикаль в Гватемале на сегодняшний день считается самый крупный городом древних майя, на его территории обнаружено около 3000 прелюбопытнейших объектов. Попав в древний Тикаль, вы ощутите себя в совершенно другом, незнакомом вам мире. Возможно, не случайно именно это место выбрал Мэл Гибсон для съемок своего нашумевшего фильма «Апокалипсис». Перед тем, как отправиться в Тикаль обязательно позаботьтесь о карте и компасе, карты можно приобрести прямо на входе. Наиболее впечатляющими объектами этого удивительного места являются древние пирамиды и Храм Двухголовой Змеи.

3. Кахаль Печ

Кахаль Печ, наверное, самый выдающийся древний город майя территории маленького государства Белиз. Кахаль Печ расположен в весьма любопытном месте: высокий холм, на котором расположен город, смотрит прямо на два крупных белизских города, Санта-Елена и Сан-Игнасио. Разрушенный город майя сегодня насчитывает чуть более тридцати объектов, но природа и атмосфера этого места, раскинувшегося на два акра, достойна того, чтобы ее увидеть и почувствовать.

4. Алтун Ха

Алтун Ха – один из наиболее известных древних городов майя. Разнообразие растительного и животного мира здесь просто поражает. До этого затерянного в глубине Белиза места довольно трудно добраться, но то, что вы там увидите, несомненно, поразит вас. Алтун Ха – область обитания 250 видов птиц, там в больших бассейнах, построенных еще древними майя, сегодня живут огромные крокодилы – это достойно восхищения. Одной из наиболее ярких достопримечательностей Алтун Ха является Нефритовая Голова. Голова представляет собой самый крупный объект, высеченный майя из этого камня, и символизирует одного из верховных майянских божеств Кинич Ахуа или Бога Солнца.

5. Паленке

Паленке – это место, которое обязательно стоит посетить, будучи в Мексике. В густых диких джунглях скрывается древний город, поражающий своей причудливой архитектурой и массой свидетельств о богатой и интереснейшей истории индейцев майя. Паленке никого не оставит равнодушным, это уникальное расположение посреди джунглей и тот факт, что пока обнаружено только 10% этого древнего города, несомненно вызовет интерес любителей истории и путешествий. Однако, не смотря на то, что здесь ученым предстоит открыть еще очень многое, в этом удивительном месте обязательно стоит посмотреть на уже доступные нашему взору древние строения, например, гробницу верховного вождя Пакала, Храм Лиственного Креста или Храм Надписей.

6. Кабах или Каба

Своими размерами этот мексиканский памятник древней цивилизации майя определенно не поражает, но именно там вы сможете увидеть один из самых потрясающих дворцов, построенных древними майя. Помимо четко прослеживаемого влияния архитектурного стиля Пуук, отличительной особенностью этого места является его уникальное украшение — своды и поверхности стен просто усеяны многочисленными изображениями и масками майянского бога дождя Чака. Дворец Масок – еще одно поражающее своей самобытностью сооружение, отражающее высокий уровень развития цивилизации древних майя.

7. Ушмаль

В нескольких милях от Кабы находится Ушмаль, еще одна достопримечательность древних майя, где уникальный архитектурный Пуук представлен во всей своей красе. Примечательно, что Каба и Ушмаль непосредственно связаны между собой дорогой, по которой шествовали ритуальные процессии. Эти дороги получили название сакба. Архитектура Пуук – истинное воплощение высокого уровня развития и уникального художественного стиля культуры древних майя.

8. Лубаантун

Лубаантун или Место Упавших Камней – еще одно место в Белизе, которое стоит посетить во время путешествия по Центральной Америке. Замысловатая архитектура этого древнего церемониального центра разительно отличается от других древних памятников майя на территории Белиза. Здесь любознательному путешественнику будет интересно очень многое, но особого внимания заслуживают древние пирамиды. К сожалению, их вершины основательно пострадали от времени и на данный момент практически разрушены, но истинная тайна пирамид Тайны пирамид: сверхъестественная энергия или тяжёлый труд? заключается в уникальности их конструкции. Пирамиды сложены из камней, которые просто лежат один на другом, но при этом сохраняют форму строения и не рассыпаются, а ведь в строительстве майя не использовали ни цементный раствор, ни какой-либо другой скрепляющий материал.

9. Шунантунич

Эта историческая достопримечательность Белиза известная благодаря любопытной истории, с ней связанной. Говорят, что здесь обитает Каменная Женщина, облаченное в белые покровы привидение с взором, подобным пламени. Чаще всего эта женщина появляется у главного здания Шунантунича, печально известного Эль-Кастильо, затем, проследовав вверх по ступеням, она исчезает за стенами древнего строения. Помимо мистического появления загадочного призрака, все желающие могут насладиться незабываемыми видами реки Мопан или как принято называть ее в Белизе, Рио-Мопан.

10. Караколь

Древний город майя Цивилизация майя: можно строить пирамиды, но без воды – никуда Караколь в диких джунглях Белиза был открыт сравнительно недавно, точнее в 1938 году. Однако на данный момент он является наиболее крупным городом майя на территории Белиза, где можно ознакомиться не только с загадочными архитектурными строениями, но и с богатой коллекцией уникальных произведений искусства той эпохи. Определенно археологам предстоит сделать в Караколе еще много интересных открытий, но уже сейчас у нас есть возможность увидеть там самую большую гробницу, построенную майя. Построена она была только для одного «жителя», некой женщины. Будучи в Караколе, обязательно посетите Каана, один из самых изысканных и интересных архитектурных комплексов южных областей империи древних майя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector