Слияние импрессионизма и реализма. John Haag

Слияние импрессионизма и реализма. John Haag

Из импрессионизма в гиперреализм

Немного про Эдгара Дега, самого нетипичного импрессиониста

В славном ряду импрессионистов Дега стоит немного особняком. В отличие от своих коллег, он писал картины в помещениях, в его подходе мало случайного и сиюминутного, все работы срежиссированы до мельчайших подробностей.

Однажды Дега притащил в свою мастерскую тазы и всякие прибамбасы для ванной, нагнал натурщиц и сел наблюдать. Девушки часами занимались своими делами: расчесывались, мылись, вытирались, зевали, раздевались и одевались. Сперва они удивлялись, чего он не рисует то, а потом просто забивали на него и тусовались.

Хитрому Дега это как раз и было нужно)

Эдгар Дега – «Ванная», 1886

Таким образом создавалась нужная автору непринужденность, зарисовка жизни. Именно естественность героинь и повседневность обстановки позволили художнику выставлять на выставках голых девушек без мифических сюжетов, но не получать по шапке, как Мане.

Барышня не смотрит на зрителя, а живет сама по себе. Картина как будто обрезана, но если дополнить ее недостающими деталями, то все разрушится. Согласитесь, как будто автор не написал ее, а сфоткал))

Главные особенности творчества Дега — смещенная композиция, неожиданные предметы «в кадре», частое использование пастели вместо красок и сумасшедший перфекционизм: художник мог месяцами писать картину, бросить, а иногда выкинуть все и начать заново. Для примера тот же Моне мог написать полотно за 10 минут и успокоиться)

Эдгар Дега во всех любимых сюжетах искал и писал прежде всего движение: моющиеся женщины, жокеи перед стартом, разминающиеся, почесывающиеся и поправляющие прически балерины заняты своей жизнью и не подозревают, что за ними наблюдают.

Эдгар Дега – «Джентльмены на скачках: наездники перед стартом», 1862

Особняком стоит тема «Дега и танцовщицы».

Вот скажите мне, вы любите балет или балерин? Художник явно любил вторых))

Можно составить целый альбом с балеринами Дега, самая известная его работа – это «Голубые танцовщицы».

В момент написания картины художник уже страдал отслоением сетчатки и видел очень плохо. Через 6 лет он совсем перестал заниматься живописью и начал лепить скульптуры буквально наощупь.

Эдгар Дега – «Голубые танцовщицы», 1898

И это удивительно! Полуслепой художник смог создать удивительную композицию – складывается ощущение, что это одна и та же девушка кружится в сложном танце. Выверенное и будто математически точное расположение героинь картины придают эффект случайного фотографического кадра. И хотя Дега любил изображать тяжелый быт балерин и их изматывающие репетиции перед выступлениями, здесь он возвращает балету торжественность и праздник.

Эх, Дега, может мы тоже просто любим балерин?))

Другие истории можно посмотреть в моем телеграме или инстаграме.

Слияние импрессионизма и реализма. John Haag

История импрессионизма (Часть 1)

ФРАНЦУЗСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ И КНИГА ДЖОНА РЕВАЛДА «ИСТОРИЯ ИМПРЕССИОНИЗМА»

Книга Джона Ревалда «История импрессионизма», вышедшая в 1946 году в Нью-Йорке, рассчитана на широкий круг читателей. Она написана увлекательно, красочно, легко, не загромождена ни специальными терминами, ни отвлеченными рассуждениями. Но, в отличие от многих других популярных книг по искусству, живая форма изложения соединена в ней с точностью и строгостью подлинно научного исследования. Именно потому эта работа, посвященная одному из художественных течений прошлого столетия, завоевала такую большую известность не только среди широких читательских кругов, интересующихся историей искусства. Ее высоко оценили специалисты искусствоведы, и теперь она справедливо считается одним из самых серьезных трудов, посвященных изучению импрессионизма во Франции. В 1949 году «История импрессионизма» была переведена на итальянский, в 1955 — на французский, в 1958 — на немецкий языки.

Главное достоинство книги Ревалда заключается прежде всего в том огромном фактическом материале, ярком, интересном, разнообразном, которым она в полном смысле слова насыщена. При этом все приведенные факты, все даже мелкие события и подробности самым тщательным образом документированы, проверены и уточнены. Основная документация, на которой строится книга, это, как указывает автор в предисловии, сами художественные произведения, так же как письменные и устные высказывания художников, затем многочисленные свидетельства современников и, наконец, современная художественная критика. Ревалд пишет: «Широко цитируя источники, вместо того чтобы пересказывать сведения, почерпнутые из них, ставя читателей в непосредственное соприкосновение с оригинальными текстами, автор надеется в известной мере воссоздать атмосферу этой эпохи».

Ревалду действительно удается воссоздать атмосферу эпохи. На страницах книги возникает сложная, пестрая, полная противоречий и драматических эпизодов, отмеченная блеском новых открытий и в то же самое время несущая на себе печать тяжелых потерь и разочарований картина художественной жизни Франции второй половины XIX века. Внимание исследователя сосредоточено на истории импрессионизма, но он дает ее на широком фоне, в тесном взаимодействии с другими — враждебными и дружественными — художественными течениями, причем эта история преломляется им в очень своеобразном аспекте. Ревалд не развивает никаких теорий, не навязывает своих мнений, не защищает и не опровергает какие-либо концепции. Он стремится дать, как сам говорит в том же предисловии, совершенно объективный, беспристрастный «полный отчет» о всех событиях и обстоятельствах, обусловивших зарождение, формирование и развитие этого нового направления французского искусства. Поэтому он не только занят характеристикой импрессионизма как нового художественного явления, но и раскрытием чисто фактической и, если можно так сказать, «человеческой» стороны его истории. В книге есть очень подробные и наглядные описания и художественных принципов, и метода, и даже техники импрессионизма; но прежде всего перед читателем предстают живые, неповторимо индивидуальные, остро и ярко очерченные характеры основных участников движения. Читая книгу Ревалда, как бы погружаешься в бурный поток событий, знакомишься со сложными взаимоотношениями молодых мастеров, с их взглядами на жизнь и искусство, с особенностями их личных биографий, даже с их наружностью. Читатель словно присутствует при их первых встречах, при дебатах по поводу устройства выставок, он слышит горячие беседы и бесконечные споры в кабачке Гербуа и на террасе кафе «Новые Афины». Он читает письма художников и критические статьи, журнальную полемику и отчеты о первых распродажах картин. В книге прослеживаются все этапы той упорной, неутомимой борьбы, которую вели молодые живописцы в союзе со своими друзьями-единомышленниками — писателями и критиками, против деспотизма правительственной художественной политики, против непроницаемой косности близорукой буржуазной публики. И со всей ясностью раскрывается парадоксальная судьба этих художников, чьи произведения были так высоко оценены следующими поколениями, чье творчество стоит в центре внимания европейского искусствоведения XX столетия и которые прожили лучшие годы своей жизни в глубокой нищете (если у них не было, кроме занятия живописью, других средств к существованию), непризнанные, осмеянные, безвестные, в лучшем случае окруженные «успехом скандала». Приводимые Ревалдом данные в большинстве своем хорошо известны, но точно документированные, подтвержденные с большим чутьем отобранными цитатами из самых разнообразных источников, они приобретают особую фактическую ощутимость и убедительность. *

* Интерес ко всем фактам, связанным с историей импрессионизма во Франции, среди зарубежных исследователей все возрастает. Многие данные, приводимые Ревалдом, бесспорно, могут быть в дальнейшем дополнены и уточнены. Назовем, в связи с этим работы: Germain Bazin. L’epoque impressioniste. Paris, 1953; Oscar Reutersward. Impressionisterna infor publik och kritik. Stockholm, 1952.

И все-таки как ни увлекательна книга Ревалда, как ни подкупает она своей точной документальностью, действительным умением автора поставить читателя в живое соприкосновение с подлинными событиями, взятый им точно фактический, принципиально объективный метод далеко не всегда и не во всем себя оправдывает. Прежде всего общеизвестно, что как бы ни стремился историк быть совершенно объективным и не выходить за рамки «чистой» научности, сам выбор материала, сопоставление различных фактов, подчеркивания и ударения раскрывают его взгляды и склонности. Скажем заранее: нередко такие «ударения» расставлены у Ревалда верно и метко. И все же уже в этом плане у нас возникает много разногласий с автором книги «История импрессионизма». Но большей частью Ревалд уклоняется от точной оценки описываемых явлений, от обобщающих и подытоживающих характеристик. Он словно сознательно оставляет читателя в сложном лабиринте огромного количества описанных им крупных и мелких событий, предоставляя ему самому делать выводы. Причем от рассказа Ревалд часто переходит к простому перечислению этих событий, где далеко не всегда главное отделено от второстепенного, случайное от закономерного. И это не способствует ясности изложения. В пестром нагромождении отдельных эпизодов порой теряется основной стержень повествования. К тому же, когда Ревалд, приводя не только разные, но и прямо противоположные суждения о том или ином явлении, все-таки не высказывает своего мнения и не дает оценок, изложение становится не только расплывчатым, но и противоречивым. И это, действительно, в значительной мере дискредитирует тот «чисто фактический метод», которого он так упорно придерживается.

Мы остановимся сначала на тех положениях Ревалда, которые даны им с наибольшей определенностью и при этом освещены, на наш взгляд, правильно, так как они, главным образом, и обусловили выбор данной книги для перевода на русский язык.

Читать еще:  Современные художники Америки. Casey Baugh

Основной и самой значительной заслугой Ревалда является строгое ограничение темы своего исследования совершенно определенным периодом времени. Период этот очень недолог. Начавшись около 1860 года, он длился немногим более двадцати пяти лет и завершающей датой его был 1886 год. Именно эти годы, охватывающие всю творческую деятельность Эдуарда Мане, годы, в течение которых полной зрелости и силы достигло искусство Моне, Писсарро, Ренуара, Сислея, — Ревалд рассматривает как время формирования, высшего расцвета импрессионизма и даже появления первых признаков его упадка.

Таким точным ограничением Ревалд вносит ясность в решение одной из проблем, связанных с историей импрессионизма, которая до сих пор не всегда получает точное и обоснованное разъяснение. До сих пор можно услышать довольно распространенное мнение об импрессионизме как о художественном течении, развивавшемся и процветавшем в конце XIX века, а то и в начале XX столетия, в связи с чем как «классические» образцы этого искусства рассматриваются в первую очередь поздние произведения Клода Моне 90-х годов. Между тем 90-е годы и начало нашего столетия были временем только начавшегося признания импрессионизма (и то еще очень осторожного и ограниченного), появления многочисленных его последователей, но отнюдь не временем его расцвета и развития. Наоборот, эти годы были временем постепенной деградации и сужения этого течения.

Реализм или импрессионизм?

Всем доброго времени суток! Решил задать вопрос на этот форум, т.к. здесь множество художников и возможно искуствоведы тоже найдутся 🙂 Прошу сильно не пинать, я как бы не в теме))
Собстенно вопрос — вот такая живопись это реализм или импрессионизм? http://allday.ru/index.php?newsid=320541
По каким признакам вообще отличать? На что смотреть?
Спасибо 🙂

. и что, не на тот форум зашел? )))

Реализм. Это что-то меняет в вашем восприятии действительности?

Это однозначно Акварель 🙂 К стати автор присутствует на этом сайте, почему бы вам у него не спросить.

Обьясните пожлуйста, на что смотреть, что бы понять. Как различать эти два жанра? Дело в том, что мне один человек усиленно доказывал, что такого плана живопись это типа импрессио, т.к. все написано, ну как бы общими отношениями, не проработаны детали и т.д. Я понимаю, что это реализм, но слоd подобрать нужный не могу (или не понимаю да конца возможно) Как опровергнуть собеседника в эом споре? Поясните пжл. подробнее, может примеры какие-нибудь. оч. надо!
Спасибо бАльшое! 🙂

Кисничан евгений, кажется, автор. Правильно? Очень нравится, как он работает. А описание направлений неплохое вот здесь http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/index.htm

Чтож, спасибо за линк, я прочитал, те скупые строки 🙂 И у мнея только прибавилось вопросов! ))
Итак определение инпрессионизма звучит (на том сайте) так – направление в живописи, возникшее во Франции в 1860-х годах. Художники-импрессионисты воспевали красоту природы, увиденной во всем великолепии естественного освещения — будь то рассвет, яркий полдень или вечерние сумерки. Их чрезвычайно занимала проблема взаимоотношения света и цвета, свои картины они писали открытыми мазками чисто- го красочного пигмента. Они совершили также переворот в выборе сюжетов, отказавшись от традиционных исторических, религиозных или литературных тем, и обратились к сценам повседневной жизни. Название направления, данное вначале в насмешку неким журналистом, обязано своим происхождением картине Клода Моне Впечатление. Восход солнца (от французского impession — впечатление).
Собственно не поленился найти, вот и работа Моне – http://www.museum-online.ru/include/func/r_pic.php?type=3&id=1033
И сразу вопрос – и где тут «открытыми мазками чисто- го красочного пигмента»? Помойму цвета довольно сложные (если не брать ну может солнце). Кстати вот еще – http://www.museum-online.ru/include/func/r_pic.php?type=3&id=1072
На счет релизма определение гораздо интереснее и развернутее, ну там все понятно вобщем.
О.к., тогда так спрошу, если это реализм то почему? И если это не импрессионизм, то почему? 🙂

почему. да потому ,что надо книжки читать и в музеи иногда заглядывать. )

«почему. да потому ,что надо книжки читать и в музеи иногда заглядывать. )» – вам больше нечем занятьстя как писать тупые посты? Простите за офф-топ, но мне не интересны ваши рекомендации. Экономте свое и мое время. Спасибо.

И что вы такой обидчивый!Я вам дело говорю,,поди посмотри в музее. как что выглядет!И если не тупой, то поймете отличия!

Norway, Finnmark——————-там что нет музеев с реализмом. или импессионизмом?сопоставте их рядом и найдите 10 отличий! задача для 10летнего ребенка!даже тупой справится))) а что бы терминами разжится книжку почитайте!

Уважаемый lviktor, не пишите мне пжл.
Спасибо.

ни чистого реализма, ни импрессионизма сейчас нет и быть не может. все это осталось в 19 веке. так что успокойтесь. ))

Скажу по проще, чтобы Вы поняли суть — этих НАПРАВЛЕНИЙ В ЖИВОПИСИ. Реализм более продуман и выверен в своем выражении. Импрессионизм более ИМПУЛЬСИВЕН И НЕ ПРЕДСКАЗУЕМ. Вы же прочли, что термин придуман с легкой руки журналистов, которые увидели в ИМПРЕССИОНИЗМЕ- НАСМЕШКУ НАД ИСКУССТВОМ. В газетах того времени над основателями (импрессионизма) откровенно — СМЕЯЛИСЬ И ГОВОРИЛИ: ЭТО НЕ ЖИВОПИСЬ, А МАЗНЯ! Вы, не первый задались — этим вопросом.

А вот Вам более широкое понимание Реализма, взятое из БСЭ по ссылке http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00065/38800.htm?text=%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC&stpar3=1.3 (можно пропустить несколько общих абзацев до начала описания реализма в живописи). Здесь уже речь идет о том, что импрессионизм — это продолжение тех же идей Реализма. Их не противопоставляют, как разные направления.
Сознательное следование принципам Р., во многом подготовленное творчеством К. П. Брюллова, характеризует творчество А. А. Иванова, сочетающего непосредственное изучение натуры с глубокими философскими обобщениями, и особенно П. А. Федотова, повествующего о жизни «маленького человека» и дающего критическую оценку нравов крепостнической России. Обличительный пафос работ Федотова отводит ему место родоначальника русского демократического Р. 2-й половины 19 в. Процесс становления критического Р. шёл повсеместно. В Германии он выражается в искусстве бидермейера и близких ему мастеров (Г. Ф. Керстинг, И. П. Хазенклевер, Л. Ф. Райский, К. Блехен, К. Шпицвег и др.), принимая форму камерной поэтизации обыденного уклада жизни. В Польше он проявляется в романтически приподнятом творчестве П. Михаловского. В Великобритании этот процесс отмечен победами реалистического пейзажа у Дж. Констебла; отчасти затрагивает он и некоторых прерафаэлитов (Х. Хант, Ф. М. Браун). Ко 2-й половине 19 в. Р. достигает зрелости, развившись во всём многообразии национальных и стилистических вариантов.
Всем им, однако, присущи общие признаки метода Р.: конкретная достоверность в воспроизведении действительности, внимательное исследование окружающего мира, его разнообразных проявлений, утверждение эстетической ценности повседневной жизни, открыто-социальная направленность, выражающаяся в анализе общественных явлений и социально обусловленного человеческого характера, трактовка действительности как временного потока (последнее противоположно классицизму с его культом завершённости, статичности бытия). Наиболее полно принципы критического Р. раскрываются в живописи Франции и России. Крупнейший представитель Р. в середине 19 в. — Г. Курбе, демонстративно называвший свою программную выставку 1855 «Павильон реализма». Смелое, подчёркнуто естественное, не боящееся жизненной прозы искусство Курбе было враждебно встречено буржуазной публикой, справедливо усмотревшей в Р. художественное воплощение демократических идей. Созвучие эпохе с её обыденными или драматическими явлениями, непредвзятость в воссоздании окружающей жизни характерны для воспевающих крестьянский труд жанровых картин Ж. Ф. Милле, для композиций на современные, часто актуальные темы Э. Мане, а затем для творчества мастеров импрессионизма, не только добившихся важнейших завоеваний в реалистической передаче природы, но и утвердивших художественную ценность повседневной жизни современного города (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей). В области скульптуры Р. в 19 в. не получает столь широкого развития, как в живописи и графике, и выдвигает лишь отдельных значительных мастеров (О. Роден во Франции, К. Менье в Бельгии). Во 2-й половине 19 в. в рус. живописи утверждение Р. неразрывно связано с демократическим подъёмом общественной мысли: пристальное изучение натуры, глубокое сочувствие к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с последовательной идейной направленностью, с обличением буржуазно-крепостнического строя. Блестящая плеяда мастеров-реалистов в последней трети 19 в. объединяется в группу передвижников: В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др., окончательно укрепивших позиции Р. в бытовом жанре, историческом жанре, портрете и пейзаже.
Крупных представителей Р. выдвигают в это время и др. национальные школы: А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, М. Мункачи в Венгрии, И. Манеса и К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США. В конце 19 — начале 20 вв. традиции критического Р. продолжаются в творчестве таких значительных мастеров, сохраняющих прочные связи с демократическим движением, как Т. Стейнлен, А. Бурдель во Франции, М. Либерман, М. Слефогт, Г. Цилле, К. Кольвиц в Германии, И. Исраэлс в Нидерландах, Ф. Брэнгвин в Великобритании. В начале 20 в. традиции Р. были особенно устойчивы в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, А. С. Голубкиной и др.); после Октябрьской революции 1917 эти традиции стали одним из источников формирования искусства социалистического Р.
Реалистические тенденции в 20 в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений, новых средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких разных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, А. Рефрежье в США, А. Фужерон во Франции, Р. Гуттузо в Италии и др. Всё более отчётливой и последовательной становится органическая связь Р. с передовыми социально-политическими движениями времени, что приводит многих художников к освоению метода социалистического реализма.
Г. А. Недошивин.

Читать еще:  Современные художники Новой Зеландии. Matthew Carter

импессионизм это живописная оптическая цветовая вибрация мазков.Реализм,это изображение приближенное к реальности.но с художественно эстетическим наполнением этой самой реальности.

Презентация «Романтизм. Реализм. Импрессионизм»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Европейские стили. Романтизм. Реализм. Импрессионизм.

Стили 1 Н И Н Ь 2 А К О 3 Л С 4 Т А 5 Е С Н

Стили 1 А Н Т И Ч Н О С Т Ь 2 Б А Р О К К О 3 К Л А С С И Ц И З М 4 Г О Т И К А 5 Р Е Н Е С С А Н С

Стили 1 А Н Т И Ч Н О С Т Ь 4 Г О Т И К А 5 Р Е Н Е С С А Н С 2 Б А Р О К К О 3 К Л А С С И Ц И З М

К какому стилю относятся данные памятники культуры

Стили А Н Т И Ч Н О С Т Ь Г О Т И К А Р Е Н Е С С А Н С К Л А С С И Ц И З М Б А Р О К К О Г О Т И К А Р О М А Н Т И З М Р Е А Л И З М И М П Р Е С С И О Н И З М

Идейно-художественное направление, развивавшееся во всех странах Европы на рубеже XVIII — XIX вв. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства, наивысшего расцвета достиг в 20-30 гг. XIX ст. Это направление противопоставило реальному миру с его бездуховностью, утилитарностью, расчетливостью – подлинно-ценностный мир. Р О М А Н Т И З М

Стремление искать во всем прямую и общественную пользу У Т И Л И Т А Р Н О С Т Ь

Романтизм Новое направление в европейской культуре — романтизм— выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII— XIX вв., испытавшего разочарование в прописных истинах Просвещения. Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен. Основное в романтическом произведении — чувства и фантазия автора. Для художника романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что он создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, которое он чтил, — это верность себе, искренность художественного языка. «Странник над морем тумана». Каспар Давид Фридрих, 1818.

Характерные черты: живой колорит; более свободная композиция; идеализирование и поэтичность страны, служащие противовесом недостаткам цивилизации; сюжет изображает страсти, чувства, действие; изображаемое художником наполнено пафосом и возбуждением. Франсиско Гойя «Шабаш ведьм». 1797—1798

Творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью Эжен Делакруа, лидер романтизма, утверждал, что искусство «даёт только намёк, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя». Делакруа Э. «Резня на Хиосе»

Бегство от низменности реального мира выступило в трех пространственных формах: Уход в природу — критика городского образа жизни, идеализация сельской жизни, описание экзотических стран.

Уход в иное время – в средневековье (В.Скотт и его рыцарские романы; оперы Вагнера).

Уход в собственный внутренний мир (сказки Гоффмана, портреты Делакруа).

Романтизм начинает распространяться в культуре соседних стран. В Испании можно отметить яркое творчество живописца-романтика Франциско Гойя, в Англии – это незабываемая поэзия Джорджа Байрона. В музыкальном искусстве — произведения Роберта Шумана, Гектора Берлиоза, Вагнера, Ференца Листа, Федерика Шопена

утверждается и становится господствующим направлением в европейской культуре в 30-40 гг. XIX в. В отличие от романтизма, реализм призван объективно отражать действительность средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Писатели и художники обличали пороки – стяжательство, социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. Реализм интересует жизнь сердца, души и разума в нормальном, естественном состоянии; ему свойственны идеи гуманизма и общественной справедливости. Р Е А Л И З М

Характерные черты: — живопись изображает каждодневную реальную действительность; простая композиция, землистые цвета; — в качестве сюжета служит страна, труд, простая жизнь. Курбе Г. «Дробильщики камня»

И М П Р Е С С И О Н И З М

Импрессионизм (произошло от фр. impression — впечатление) — направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине 19 века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Название пейзажа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» и дало название творчеству этих художников.

Импрессионисты предложили новое видение мира и новые принципы живописи. Они воспринимали окружающую действительность как бесконечную смену впечатлений. Картина становится как бы отдельным кадром, фрагментом подвижного мира. Важнейшим правилом импрессионистов стала работа на открытом воздухе — на пленэре, благодаря чему в своих пейзажах им удалось создать ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, передать движение воздуха. Моне К. «Пейзаж в Монако» Сезанн П. «Дома в Провансе», 1882

Эдуард Мане Клод Моне Огюст Ренуар Эдуард Дега Берта Моризо Камиль Писсарро Альфред Сислей И М П Р Е С С И О Н И З М

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), — стилистическое направление в живописи импрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).

Осип Мандельштам Импрессионизм Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст, как струпья, положил. Он понял масла густоту – Его запекшееся лето Лиловым мозгом разогрето, Расширенное в духоту. А тень-то, тень всё лиловей, Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, – Ты скажешь: повара на кухне Готовят жирных голубей. Угадывается качель, Недомалёваны вуали, И в этом солнечном развале Уже хозяйничает шмель.

Романтизм ? Реализм ? Импрессионизм ?

Самопроверка 1 романтизм 6 импрессионизм 2 импрессионизм 7 романтизм 3 реализм 8 романтизм 4 реализм 9 реализм 5 романтизм 10 реализм

Романтизм. Реализм. Импрессионизм. Да или нет. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства, наивысшего расцвета достиг в 20-30 гг. XIX ст. – романтизм. Мир в реализме таинствен, противоречив и безграничен. Основное в романтическом произведении — чувства и фантазия автора. Характерные черты импрессионизма — живой колорит, более свободная композиция, идеализирование и поэтичность страны, служащие противовесом недостаткам цивилизации. Э.Делакруа, лидер романтизма, утверждал, что искусство «даёт только намёк, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя». Бегство от низменности реального мира выступило в трех пространственных формах. Уход в природу у романтиков — изображение только пейзажей. В отличие от романтизма, импрессионизм призван объективно отражать действительность средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Живопись реализма изображает каждодневную реальную действительность. Ф.Гойя, Д.Байрон, Ф.Шопен – представители реализма. Романтики избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Картина становится как бы отдельным кадром, фрагментом подвижного мира – в импрессионизме. Э.Мане,К.Моне,О.Ренуар, Э.Дега – представители искусства реализма. Простая композиция, землистые цвета, в качестве сюжета простая жизнь — это реализм. Импрессионизм — от французского – впечатление.

Да. Нет, в романтизме Да. Нет, романтизма. Да. Да. Нет. Критика городского образа жизни, идеализация сельской жизни, описание экзотических стран. Нет, реализм. Да. Нет, романтизма. Нет, импрессионисты. Да. Нет, импрессионизма. Да. Да.

На уроке я узнал… Мне понадобились сегодня знания … В будущем из того, что я сегодня узнал, мне пригодится … Я смогу применить полученные знания … Я почувствовал себя особенно успешным, когда … Сегодня на уроке я … Мне было особенно интересно … Я похвалил бы себя на уроке за … Больше всего мне понравилось… Больше всего на уроке меня поразил… После этого урока …

Читать еще:  Современное искусство. Rachel Herrera

Возникновение импрессионизма: как рождалось впечатление

Импрессионисты отказались от Салона и устроили свою первую отдельную выставку в 1874 году. Их стиль, вызвавший бурную реакцию общества, формировался постепенно.

Художники-импрессионисты: в чем особенности их стиля?

Цель художника-импрессиониста — не изображение самой действительности, в своей работе он передает собственное впечатление от того, что видит, атмосферу происходящего в определенный момент. Он всегда обращает внимание на игру света и движение воздуха, отказывается от чёрного и белого цветов, ведь в реальности они никогда не встречаются в чистом виде. Для импрессионистов было важно писать свои полотна с натуры, на открытом воздухе. Они использовали короткие отдельные мазки, что придавало их картинам вибрацию и движение.

Название течения родилось благодаря попытке журналиста Луи Леруа иронизировать над стилем импрессионистов в своём фельетоне в газете «Le Charivari». Поводом употребить это слово стала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от фр. «Impression, soleil levant»). Постепенно пренебрежение Леруа забыли, и слово «импрессионизм» превратилось в термин, точно передающий суть творчества его представителей.

Черты импрессионизма: от Веласкеса до Делакруа и Коро

Посетители выставки 1874 года восприняли стиль импрессионистов как революцию, но на самом деле его возникновение вовсе не было резким. Черты этого течения встречаются еще у Эль Греко и Диего Веласкеса в XVI-XVII веках: они пытались передать освещение в определенный момент и изобразить движение с помощью пробелов между мазками. Тем не менее, они любили использовать открытый чёрный цвет. В одно время с Веласкесом творил Питер Пауль Рубенс, тонко передававший свет и тень. Чистого чёрного цвета на его полотнах нет.

Однако гораздо более сильно на импрессионистов повлияли художники XIX века. Здесь стоит говорить о вкладе представителей барбизонской школы, особенно Шарля-Франсуа Добиньи, и близких к ней художников: Камиля Коро, Гюстава Курбе и Эжена Будена. Черты импрессионизма в их работах появились примерно в середине века. Барбизонскую школу окрестили по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где жили несколько её представителей. В окрестностях деревни работали многие художники (не только из этой школы), создавая свои пейзажи на пленэре.

Барбизонец Добиньи известен лирическими равнинными пейзажами. Ему нравилось изображать воду и небо, ему была важна работа с натуры, и для нее он даже устроил себе плавучую мастерскую, в которой писал, поднимаясь по течению реки Уазы. Добиньи усердно работал со светом и добился больших успехов в воспроизведении изменчивого воздуха, улавливал мельчайшие оттенки цвета.

Много внимания освещению уделял и Коро. Он старался передать его как можно более естественно, перенеся на полотно атмосферу происходящего так, чтобы не потерять материальность предметов. Коро несколько раз мог переписывать один этюд ради того, чтобы свет и оттенки получились наиболее натурально. Для него очень много значила близость человека к природе. В его работах много серых тонов, которые он получал не из чёрного и белого цветов (их он не использовал), а с помощью смешения многих ярких красок. Коро стал любимым живописцем Альфреда Сислея.

Гюстав Курбе, мастер пейзажа, прошел путь от романтизма к реализму. Он никогда не работал на пленэре, но умел изображать открытое пространство с помощью цветовых пятен, а также контраста между яркими красками и затемненными фрагментами. Курбе преподавал и говорил своим ученикам, что они должны изображать то, что видят и чувствуют — это главная идея импрессионизма. Наибольшее влияние он оказал на Эдуарда Мане.

В отличие от Курбе, Эжен Буден не представлял своего творчества без работы на открытом воздухе. Небо и море — его любимые сюжеты. На своих полотнах ему удавалось удивительно точно передавать реальные соотношения цветов. Буден часто рисовал пастели и акварели, а не только писал маслом по холсту. Этот художник был дружен с импрессионистами и принял участие в их первой выставке в 1874 году. Именно привил Клоду Моне любовь к работе на открытом воздухе.

Более того, во время франко-прусской войны 1870−1871 годов Моне, Сислей и Писарро были в Англии, где изучали творчество Констебла, Тёрнера и Крома. Потом импрессионисты вспоминали, что эти великие английские пейзажисты сильно повлияли на их стиль.

Эжен Делакруа создал свои первые акварели с импрессионистским чертами еще в 30-е годы XIX века. Поэтому, если следовать строгой хронологии, о нём стоило бы говорить еще перед упоминанием барбизонской школы. Однако многие исследователи считают Делакруа наиболее близким к импрессионистам среди всех предшественников этого течения, и из-за этого мы описываем его творчество последним. Действительно, уже во времена работы над акварелями 30-х годов этот художник понимал различие между естественным цветом предметов и теми красками, которые им придает освещение. Он, можно сказать, предвосхитил картину Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), написав своё полотно «Море в Дьеппе». Журналист Жюль Лафорг сравнил мазки Делакруа и Моне, заметив, что оба художника передают движение в своих работах вибрирующими мазками.

Мане, Ренуар и другие

Среди самих импрессионистов главную роль в формировании этого стиля сыграл тот человек, который всегда называл себя «независимым» художником, и имя ему Эдуард Мане. Его полотна «Завтрак на траве» и «Олимпия» шокировали публику еще в 1863 году в Салоне Отверженных, где были выставлены картины, не принятые официальным салоном. Эти две работы Мане можно назвать программными. Он, как и все импрессионисты, имел классическое образование и обучался академической живописи, но в этих двух картинах отошел от её стандартов, и именно это шокировало зрителей. Мане называли сумасшедшим, например, из-за того, что в работе «Завтрак на траве» он изобразил обнаженную даму среди парадно одетых мужчин. «Олимпию» возмущенные зрители несколько раз повреждали. Эти полотна поняли, пожалуй, только Эмиль Золя и Шарль Бодлер. Другая поразительная картина Мане, более ранняя «Музыка в Тюильри», тоже подверглась жесткой критике. Публика не поняла тонкую градацию цвета, назвав её «мешаниной красок», в то время как именно она вместе с обобщением форм создала взаимосвязь изображенных людей и предметов со средой, в которой они находились, и это прекрасно послужило передаче атмосферы схваченного Мане момента. Он писал то, что видел, работая с натуры, придавая огромное значение естественному освещению, выражая своё впечатление от увиденного на холсте, и Мане можно назвать главой течения импрессионистов, пусть он и не хотел связывать себя с их группой.

Пьер Огюст Ренуар достиг необычайного мастерства в жанре портрета. Он прекрасно отражал настроение модели, особенно это касается картин, изображающих женщин и детей. Этот художник больше других импрессионистов заботился о технике своей работы. Он писал то мелкими, плотными мазками, то длинными, полупрозрачными, положенными с пробелами. Часто эти приёмы соседствуют на одном полотне. Его картины запоминаются своей жизнерадостностью. Ренуар очень любил работать на открытом воздухе и творил до последних дней своей жизни, несмотря на сковавший его тело ревматизм, поразивший, в том числе, кисти рук.

Золотым временем импрессионизма в творчестве Клода Моне стали 1870-е годы. Именно он добился наибольшего успеха в передаче изменчивого естественного освещения. Этот мастер работал практически только на пленэре, создавая пейзажи, и с течением времени он всё реже изображал на них людей. Моне одним из первых начал писать серии картин, показывающих одно и то же место, но в разное время суток или года, после смены погоды. Так появились циклы изображений Руанского собора, вокзала Сан-Лазар в Париже, мостов Лондона. Такие серии помогли Моне научиться передавать свежие, яркие, естественные краски и тончайшие нюансы освещения.

Среди импрессионистов-пейзажистов стоит выделить Альфреда Сислея с его целостностью и тонким лиризмом творчества. Он любил изображать гармонию природы, очень большое значение на своих полотнах придавая небу, глубоко разрабатывая его оттенки и освещение: небеса никогда не были для этого мастера только фоном и даже могли служить главным выразителем настроения всего полотна. Постоянно работая на пленэре, художник научился переносить на полотно всю глубину открытого пространства с его струящимся воздухом. С развитием стиля Сислея спокойствие его пейзажей стало сменяться энергичностью, а цвета становились более контрастными.

К сожалению, расцвет импрессионизма не был долгим: громко заявив о себе в 1870-е годы, к началу 1890-х это течение сошло со сцены, уступив место постимпрессионизму, представители которого были заняты поисками нового в искусстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector