Сложная история шедевра из мрамора. Давид Микеланджело

Сложная история шедевра из мрамора. Давид Микеланджело

Сложная история шедевра из мрамора. Давид Микеланджело

Фраза «сложная история шедевра из мрамора» как нельзя лучше подходит к Давиду, учитывая, что его создатель тоже был сложным человеком

Давид — самая известная статуя в мире. Её автор великий Микеланджело. Она находится в галерее Академии изящных искусств во Флоренции, выполнена из мрамора, в период с 1501 по 1504 год.

У 5-метрового шедевра из мрамора сложная история.

Фраза «сложная история шедевра из мрамора» как нельзя лучше подходит к Давиду, учитывая, что его создатель тоже был сложным человеком. Этот создатель — Микеланджело.

Верите или нет, но Микеланджело был не первым человеком, которого наняли для создания великой статуи. Фактически, Микеланджело даже не родился, когда была предпринята первая попытка.

Первым человеком, пытавшимся создать Давида, был знаменитый скульптор Агостино ди Дуччио. Он был нанят из-за его чрезвычайно впечатляющего списка достижений и, соответственно, опыта. К сожалению, Дэвид оказался для него слишком трудной задачей. После начала высекания формы ног, рук, туловища и головы, Дуччио оказался в тупике. Получив большую плиту из мрамора, толстую в некоторых областях и мелкую в других, он не мог понять, как вызволить скульптуру, запертую внутри. Вскоре он отказался от своей затеи и через некоторое время умер.

Однако Overai (The Overseers of the Office of Works in Florence — Надзирательное Управление Работ во Флоренции) не сдалось. Эта скульптура должна была стать частью коллекции библейских фигур, которую они в то время собирали. Вскоре они нашли еще одного скульптора, достойного превратить высокий прямоугольный мраморный блок в шедевр. Его звали Антонио Росселлино. Он был еще одним известным скульптором и Overai очень рекомендовал его, но контракт Росселлино был расторгнут вскоре после его назначения. Почему? Просто история повторилась . он был в тупике. Он понятия не имел, как сделать скульптуру из того, что оставил Дуччио. В результате было в тупике и само Управление.

Кто мог бы справиться с, казалось бы, невыполнимой задачей? Они понятия не имели. В конце концов они отказались от этой идеи, не зная, что ответ на их молитвы уже около года живёт в Капрезе, Италия.

Незавершенной статуей пренебрегали 25 лет. Overai теперь больше заботило их нынешнее затруднительное положение. Большинство людей задаются вопросом, почему они просто не забыли об этом куске камня и не продолжили двигаться дальше. Ответ прост, люди, особенно в XIII и XIV веках, не поняли бы денежных затрат и физического труда, понадобившихся, чтобы привезти огромный кусок тончайшего мрамора в город-государство в Италии. Мрамор и деньги были бы потрачены впустую. Оверай снова начал искать художника, который смог бы решить эту загадку.

К счастью для молодого Микеланджело, бывшего уже тогда гением Возрождения, он смог убедить Overai в том, что он сам может закончить работу. Убедить их было большой удачей, так как Микеланджело был очень молодым. Несмотря на это, Overai предпочёл его многим другим, более опытным художниками (одним из них был Леонардо да Винчи).

Было 16 августа 1501 года, когда Микеланджело получил контракт на выполнение этой сложной задачи.

Скульптура была завершена через два с половиной года и показана на площади, называемой Пьяцца.

Знал ли Overai об обнаженном виде, неизвестно, но мы знаем, что они были так довольны, что дали еще 200 поручений Микеланджело, благодаря чему его слава продолжила неуклонно расти.

Дэвид был интересной скульптурой на протяжении веков, и в её честь были сделаны бесчисленные реплики. Но дух этой скульптуры никто повторить не смог.

Статуя Давида — лучшая скульптура Микеланджело Буонаротти

Статуя Давида

Статуя Давида, созданная руками итальянского скульптора Микеланджело Буонарроти в начале XVI века, прекрасно сохранилась до наших дней. Она выставлена во флорентийской Академии изящных художеств и доступна для осмотра всем желающим.

Давид — герой ветхозаветных сюжетов

Кто же такой Давид и почему его так хотели увековечить флорентийцы? В ветхозаветные времена филистимляне пошли войной на израильтян. Последние собрали войско, в состав которого вошли старшие братья Давида. Как-то раз отец послал его передать им хлеб и привет из дома.

Во время этого похода Давид услышал, как филистимлянский воин Голиаф смеется над Богом. Но никто из израильского войска не смог дать ему за это отпор. Только Давид решился на бой с гигантом. Отказавшись от шлема и доспехов, он взял камень и бросил его в Голиафа. Этого хватило, чтобы сразить филистимлянина наповал.

В результате израильтяне выиграли битву, а Давид стал символом их противостояния с филистимлянами. Ученые же до сих пор не могут точно ответить на вопрос, существовал ли Давид в реальности или это мифический герой.

Описание скульптуры

Статуя высотой 5,17 м изображает обнаженного иудейского царя Давида перед битвой с опасным врагом — воином Голиафом. Он спокоен, но сосредоточен и готов к бою.

Мышцы слегка напряжены, губы сжаты, а брови сдвинуты и нахмурены. Даже посадка головы демонстрирует несгибаемую волю и твердый характер. При этом тело довольно расслаблено. Как будто царь уверен в своей победе. Возможно, уверенности ему прибавляет перекинутая через левое плечо праща — грозное оружие для метания камней, которое сулит гибель противнику.

Интересный факт! Микеланджело — первый скульптор, который изобразил Давида не после битвы с воином Голиафом, а до ее начала, в ответственный момент подготовки. Еще одна особенность фигуры заключается в том, что она изображает не юношу, как сказано в ветхозаветном сюжете, а взрослого мужчину, царя.

Флорентийская статуя Давида изображена с анатомической точностью и осмотреть ее можно со всех сторон. Однако некоторые ученые утверждают, что для достижения особой выразительности скульптуры Микеланджело пошел на хитрость и исказил анатомию тела. Особенно заметно это в его верхней части. Непропорциональна и правая рука Давида, которая слишком большая по отношению к телу.

Читать еще:  Художник-импрессионист. Mike Wise

История создания

Изначально статуя Давида задумывалась как религиозная скульптура. Ей и еще одиннадцатью фигурами в XV веке должны были украсить периметр главного кафедрального храма Флоренции — Санта-Мария-дель-Фьоре.

Работы продвигались медленно, до Давида было изготовлено лишь две статуи. На этом процесс украшения храма и вовсе остановился. Огромная глыба мрамора, предназначенная для скульптуры иудейского царя, почти полвека стояла под открытым небом.

Она подвергалась воздействию солнца, осадков, да и некоторые мастера предпринимали попытки ее обтесать. В результате амбициозному молодому Микеланджело достался материал не самого лучшего качества. Ему нужно было превратить мраморную глыбу в красивую фигуру и при этом как-то «обойти» имеющиеся повреждения.

В 1501 году Микеланджело подписал договор на 200 флоринов и пообещал закончить работу над статуей Давида через 2 года.

Создание статуи происходило в атмосфере тайны. Микеланджело работал один, передвигаясь вдоль скульптуры по строительным лесам. Работы велись независимо от погоды и времени суток. Вокруг фигуры было возведено деревянное ограждение, чтобы никто не мог наблюдать за их ходом.

Интересный факт! Микеланджело использовал инструменты, которые ковал сам. Когда они приходили в негодность, он также самостоятельно их ремонтировал.

Установка статуи Давида

В 1504 году именитые флорентийские художники собрались у Микеланджело, чтобы оценить качество его работы. Но совершенная статуя Давида настолько потрясла их воображение, что большинством голосов было решено не размещать ее возле кафедрального собора.

Ее установили в лоджии Ланци, где дела города обсуждал выборный совет. Транспортировка статуи заняла четыре дня. Именно в это время иудейский царь Давид, увековеченный в мраморе, потерял свое религиозное значение. Отныне он стал символом борьбы народа Флоренции за свободу.

В 1873 году статую Давида, созданную Микеланджело, транспортировали в Академию изящных искусств. Это было сделано для ее защиты от ветров и осадков. Там она осталась и до сегодняшних дней.

Интересные факты о статуе и скульпторе + видео

  1. Статуя Давида имеет колоссальное количество копий во всем мире. Самые известные из них находятся в крупнейших музеях мира — Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Академии художеств в Санкт-Петербурге, Пушкинском музее в Москве.
  2. В 1527 году пострадала левая рука статуи. Она была задета скамьей, которую выкинули из окна во время политических споров.
  3. В 1991 году некий мужчина повредил оригинальную скульптуру молотком, отбив мрамор с пальцев ее левой ноги.
  4. Окончательная полировка скульптуры заняла у Микеланджело около четырех месяцев.
  5. В 2004 году статуя отмечала свое 500-летие.
  6. Во время работы над скульптурой Микеланджело было всего 26 лет. Он дожил до 88 лет, в течение которых неоднократно поражал мир своими работами.
  7. На оригинальную статую в Академии изящных искусств ежегодно приходит посмотреть 8 миллионов человек.

Если у вас будет возможность полюбоваться оригиналом или хорошей копией статуи Давида, обязательно ей воспользуйтесь. Хотя бы для того, чтобы поразиться совершенным ручным трудом Микеланджело Буонаротти.

«Давид» Микеланджело: история шедевра

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую Давида. Монумент должны были установить в кафедральном соборе Флоренции на одном из контрфорсов. Со временем заказ, изначально абсолютно религиозный, стал политически ангажированным. Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян был наложен на противостояние Флоренции и папского Рима. Давид должен был стать символом патриотизма и защиты Флоренции.

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.

Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.

Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться.

Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

Контекст

Во Флоренции есть три музея, куда в любую погоду в любое время года стоит неохватная взглядом очередь: галерея Уффици, где собраны лучшие произведения искусства Возрождения, собор Санта-Мария-дель-Фьоре и галерея Академия. В последнюю люди идут единственно ради «Давида».

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Современники не особенно переживали о сохранении культурного наследия, поэтому Давид как символ независимости и силы Флоренции стоял рядом с административными зданиями, которые, кстати, сегодня тоже музеи.

По условиям договора, заключенного в 1501 году, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. Материал, который предложила Флоренция, был сложным — не каждый опытный мастер взялся бы за глыбу, которая уже долгое время бесцельно стояла во дворе Санта-Мария-дель-Фьоре, да еще и была испорчена скульпторами-предшественниками.

Читать еще:  Украинская художница. Tatyana Binovskaya

26-летний Микеланджело, сбежавший как раз из Рима без разрешения папы, был уверен в своей гениальности, и не колеблясь, приступил к работе. У стены Санта-Мария-дель-Фьоре скульптор отгородил место вокруг глыбы мрамора и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами.

Когда же Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты этого мраморного исполина. Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит».

На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные.

Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть.

В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию.

Судьба художника

Микеланджело, хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание всех детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.

Позднее, уже во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Его силами в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.

Одно из таких — свод Сикстинской капеллы. Огромный по площади потолок был расписан сюжетными фресками за 4 года. У Микеланджело не было ни плана, ни эскизов, ни разметки — он все держал в голове. Во время работы в зал не мог зайти даже папа римский.

О вздорном характере Микеланджело ходили легенды. Особенно о его перфекционизме. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует замыслу. А многие свои рисунки и наброски он и вовсе сжег незадолго до смерти. Во-первых, он не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство. А во-вторых, он понимал, что на тот момент не было технических средств для их воплощения.

Общество женщин Микеланджело не жаловал. Только на седьмом десятке он встретил свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой и находила утешение в поэзии. Видимо, ради нее Микеланджело тоже начал писать стихи:

И даже Феб объять не в силах разом

Своим лучом холодный шар земной.

А нам подавно страшен час ночной,

Как таинство, пред коим меркнет разум.

Бежит от света ночь, как от проказы,

И защищается кромешной тьмой.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным. Последние были особенно удивлены, получив десятки миллионов долларов в современном эквиваленте. Дело в том, что при жизни Микеланджело не переставая жаловался на убытки и всячески прибеднялся.

Давид — самый узнаваемый силуэт

Давид — самый узнаваемый силуэт

Всем известно, что Флоренция – жемчужина Италии, и миллионы туристов приезжают сюда, чтобы насладиться незабываемым настроением, которое создали выдающиеся флорентийцы. И вклад Давида в государственную казну – 8 миллионов евро в год. Не удивительно, что флорентийцы хотят получить свой процентуальный интерес из этой суммы, поскольку правительство значительно сократило бюджетные перечисления для местных органов.

А как создавался этот красавец-Давид, ставший причиной разногласия между Римом и Флоренцией и одной из самых часто копируемых скульптур в мире?

Маэстро Микеланджело запечатлел образ царя Давида, сосредоточенный на предстоящей битве с Голиафом. Молодой царь 7 лет управлял Иудеей, а потом еще 33 года объединенным царством Израиля и Иудеи. Его считают идеальным правителем, оттого и тело Давида скульптор создал идеальным. Хотя, анатомы все-таки узрели отсутствующую мышцу под правой лопаткой на спине у Давида.

Косметические процедуры Давида

Общественность была ошеломлена совершенством выполнения образа царя, из чьего рода, по Новому Завету, произошел Мессия. Джорджио Вазари писал, что гигантская статуя Давида, исполненная двадцати шести-летним Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских. Сей Давид, сей величественный и прекрасный юноша, полный беспредельного мужества и силы, спокойный, но одновременно готовый развернуть эту отвагу для победы над угрозой, уверенный в своей победе и в своей правоте».

Копия Давида, сделанная самим Микеланджело, пьяцца Синьории,Флоренция

По библейской легенде, еще совсем молоденький Давид (тогда был простым пастухом, а дальше проявивший себя мудрым правителем) убил филистимлянского воина Голиафа, побеждая его в поединке с помощью пращи, а затем отрубает великану голову. И вот, по словам флорентийского библеографа Вазари, Микеланджело создал статую победителя для своей родной Флоренции, ибо Давид «справедливый защитник и правитель своего народа». Так великий скульптор своим творением хотел определить тот идеал, в котором он видел спасение оскорбленной отчизны.

Такой образец Микеланджело даже не пытался искать вокруг себя. В то время, как Рафаэль и Леонардо да Винчи писали портреты, а по заметкам того же Джорджио Вазари, скульптора и художника Микеланджело «ужасала мысль срисовывать человека, если тот не обладал идеальной красотой».

Образ Давида, побеждающего Голиафа на картине Караваджо

Читать еще:  Цифровая раскраска рисунков старых мастеров

Для изготовления своей заветной мечты, мастер взял кусок мрамора, от которого уже отказалось множество скульпторов, и сомневались, получится ли у Микеланджело что-нибудь толковое.

Однажды, флорентийцы решили подарить копию Давида в полный рост, 5 метров 17 сантиметров, 25 сентября 1995 года на юбилей города Иерусалима, ему исполнилось 3000 лет. Флорентийцы считали, это очень символично: иудейский царь Давид для Израиля. Но, власти города Иерусалима, осмотрев Давида, отказались, сославшись на то, что скульптура голая, а посему явно видно, что иудейский царь не обрезанный. Иерусалимские чиновники, видимо, предположили что именно израильтяне могли бы сделать со статуей необрезанного царя…

Светлана Конобелла, из Италии с любовью!

«Давид» Микеланджело: факты, о которых знает далеко не каждый

«Давид» работы Микеланджело. В мире не так много великих скульптур, которыми люди не перестают восхищаться. Это произведение искусства явили миру 8 сентября 1504 года во Флоренции, и с тех пор интерес к нему не иссякает.

Следует сказать, что вокруг этого шедевра всегда ходило много слухов. И правда, мастерство скульптора кажется совершенно невероятным. Это и правда сотворил человек? Факты говорят, что именно так и было. Давай узнаем о «Давиде» немного больше, ведь не всем известны интересные факты об этом великом творении.

1. Статуя высечена из цельного куска мрамора

Известно, что Микеланджело создал «Давида» из куска мрамора, который перед этим был дважды заброшен другими скульпторами. Агостино ди Дуччо отказался от проекта по созданию скульптуры, едва начав обтесывать ноги, а через 10 лет от него отказался и Антонио Росселино — после того как нашел в камне трещину. Микеланджело начал работать над «Давидом» в 1501 году, этот кусок мрамора прождал его 40 лет.

2. «Давид» создан по библейским мотивам

Мужчина, да еще и полностью обнаженный, которого сотворил великий мастер эпохи Возрождения, вряд ли походит на библейского героя. Человек, победивший Голиафа, наверняка должен был бы выглядеть иначе.

3. Статуя гораздо выше человеческого роста

Высота скульптуры — 5,17 метров, а это больше обычного человека в три раза.

4. Рука статуи непропорциональна

Правая рука Давида слишком большая и не соответствует пропорциям. Исследователи считают, что Микеланджело специально подчеркнул эту часть изваяния в честь прозвища библейского героя: manu fortis — сильная рука.

5. «Давид» — левша

Так утверждают, потому что мужчина держит пращу в левой руке, а камень в правой. Однако положение скульптуры говорит о том, что он всё-таки правша.

6. Давид родом из Древней Греции

Микеланджело придал скульптуре характерную позу: в такой часто изображали Геракла. Некоторые эксперты считают, что Геракл был изображен на городской печати Флоренции, а значит библейский Давид должен был соотвествовать.

7. «Давид» — символ свободы

Изначально заказанная скульптура носила лишь религиозный подтекст, однако в период создания статуи Флоренция изгнала семью Медичи. Таким образом «Давид» стал символом республиканской свободы.

8. «Давида» изначально должны были установить на большой высоте

Власти Флоренции заказывали «Давида» с расчетом, что статуя украсит купол собора вместе с другими изваяниями, однако, после того как Микеланджело закончил работу, заказчики были настолько впечатлены творением, что решили разместить скульптуру в лоджии Ланци (затем «Давид» переехал в Академию искусств). Украсили купол флорентийского собора лишь в 2010 году, создав реплику оригинала.

9. Репутация Микеланджело

До «Давида» Микеланджело уже успел прославиться благодаря скульптуре «Римская Пьета». Однако звания мастера он удостоился лишь после того, как изваял «Давида». На тот момент ему было 29 лет. Через четыре года, в 1508 году, мастер начнет работу над величайшим творением в области живописи всех времен — фресками Сикстинской капеллы.

10. «Давид» и вандалы

14 сентября 1991 года итальянский художник Пьеро Канната подобрался с молотком к статуе, которая стоит теперь в галерее Академии изящных искусств во Флоренции, и успел отколоть кусочек пальца на ноге перед тем, как его остановили другие посетители. Так «Давид» был «травмирован». Судебная экспертиза признала художники невменяемым, после чего его отправили в лечебницу.

11. Существует не один «Давид»

Миллионы — именно в таких масштабах измеряется количество репродукций, которые можно встретить даже на ковриках для компьютерных мышек. Только во Флоренции есть две полноразмерные копии. Одна из них стоит на своем первоначальном месте перед Палаццо Веккьо, а вот бронзовая копия, как уже известно, украшает купол собора.

12. «Давид» подвергался цензуре

Когда в 1857 году великий князь Тосканы подарил копию статуи английской королеве Виктории, она была настолько шокирована подробностями наготы, что приказала прикрыть достоинство «Давида» гипсовым фиговым листочком.

13. Туристы наносят вред статуе

За год более 8 миллионов посетителей приходят в галерею Академии искусств, чтобы посмотреть на «Давида». Исследования показали, что все они создают вибрации при ходьбе, которые вызывают появление трещин в мраморе. А это изваянию на пользу совсем не идет.

14. Кому принадлежит «Давид»

«Давид» стоит во флорентийской Академии изящных искусств с 1873 года, однако правительство Италии пытается добиться права собственности на статую и сделать ее национальным достоянием.

15. Статуя всегда вызывала восторг

Итальянский живописец и архитектор шестнадцатого века Джорджо Вазари так написал о «Давиде»: «Того, кто видел эту работу, больше не удивит ни одна скульптура в мире!»

Скорее всего, господин Вазари не ошибался, когда утверждал это. Скульптурный шедевр действительно несет в себе гениальность великого Микеланждело, и даже через полтысячелетия можно лишь удивляться тому, как удалось мастеру создать подобное из куска мрамора своими собственными руками.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector