Смесь наива, графики и поп-арта. Alan Fears

Смесь наива, графики и поп-арта. Alan Fears

Все о поп-арте

Уже в конце 1960-х поп-арт стал главным направлением в США. Его последователи воспроизводили в своих работах образы из комиксов, рекламы и СМИ и создавали портреты поп-звезд. Это направление — редкий случай в истории ХХ века, когда художники не объясняли свои работы с помощью философских конструкций, понять которые могли только избранные. Банка супа, Мерилин Монро, гамбургеры — сюжеты поп-артистов (то есть художников поп-арта) близки всем и не требуют особых объяснений. На первый взгляд.

Впрочем, прежде чем поп-арт признали настоящим искусством, на него обрушилось море нападок. Мы вспомнили главное, в чем его обвиняли, и встали на защиту.

Предметы изображения — это объекты повседневной жизни, образы рекламы и массовой культуры. Поп-арт разрушил представление об искусстве как о чем-то «высоком»: отныне оно могло черпать вдохновение откуда угодно.

Портреты Мерилин Монро от Энди Уорхола gettyimages.com

Так как художники в своих работах не просто использовали образы массовой культуры, а практически воспроизводили их без изменений, главным упреком со стороны адептов «высокого искусства» была неоригинальность.

Например, влиятельный критик-консерватор Хилтон Крамер считал, что по существу поп-арт ничем не отличается от искусства рекламы. По словам Крамера, оба этих явления преследуют цель «примирить нас с миром предметов потребления, банальностей и вульгарности».

В общем, такие обвинения кажутся обоснованными, ведь Рой Лихтенштейн копировал комиксы, а Уорхол — фотографии из газет. Правда, не так механически, как это могло показаться. В книге «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм» рассказывается, что Лихтенштейн, например, выбирал одну или несколько картинок из комиксов, которые печатали в газетах, перерисовывал ее, затем проецировал свой рисунок (никогда не сам комикс) на холст, обводил проекцию и, наконец, заполнял ее цветами. Хотя работа Лихтенштейна могла показаться фабричным продуктом, на самом деле она представляла собой наложение механического репродуцирования (комикса), ручной работы (рисунка), снова механического репродуцирования (проекции) и снова ручной работы (раскраска). Другие художники действовали по сходной схеме, и в результате получался сплав живописи и фотографии, а не просто прямое заимствование.

Работы Роя Лихтенштейна «Обнаженная с бюстом» (слева) и
«Девушки с пляжным мячом» (справа) в музее современного искусства в Париже, 2013 г.

Несмотря на это критикам казалось, что поп-артисты подрывают оппозиции, на которых основывалась живопись ХХ века: высокое/низкое, абстрактное/фигуративное, возвышенное/коммерческое.

Ричард Гамильтон — создал первую работу в стиле поп-арт — коллаж «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 года. Он же дал первое определение стилю: «Поп-арт это: популярное, преходящее, расходное, недорогое, серийное, молодое, остроумное, сексуальное, бесполезное, гламурное, и Большой Бизнес».

Коллаж «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 г. wikipedia.org

Рой Лихтенштейн — автор работ-комиксов, а потом — оммажей Пикассо, Ваг Гогу и Матиссу.

Энди Уорхол — первый художник-суперзвезда. Автор знаменитых «Банок супа Кэмпбелл» и разноцветных портретов Мерилин. В основном работал в технике шелкографии, в которой воспроизводил в том числе и фотографии из газет, посвященные катастрофам и смертям.

Роберт Раушенберг — автор «комбинированных картин», в которых живопись соединялась с объектами. Например, «Кровать» (1955) — это настоящая кровать Раушенберга, забрызганная краской и поставленная вертикально, а «Монограмма» — чучело барана внутри автомобильной шины.

Джеймс Розенквист — создатель полотен, которые выглядят как коллаж из вырванных из газет изображений.

Клас Олденбург — создатель скульптур-копий реальных объектов. Работы Олденбурга разной величины: от имитаций гамбургеров в масштабе 1:1 до многометровых зубных щеток, веников и огрызков, которые украшают площади городов по всему миру.

Особенно ополчились на поп-арт и стали обвинять его в бессмысленности сторонники предшествующего ему направления — абстрактного экспрессионизма ( мы писали о нем здесь ) . Они воспринимали живопись и картину как метафизическое пространство, что-то бесконечно высокое, а поп-артисты воспроизводили на полотнах образы из масс-медиа и показывали, что в общем-то никакой особой святой ауры вокруг живописи на самом деле нет.

Впрочем, поп-арт неправильно обвинять в бессмысленности еще и потому, что он, как и всякое хорошее искусство, анализирует современную ему реальность: в послевоенном мире все казалось тиражируемым и подверженным репродуцированию. А еще банки супа Кэмбелл и другие потребительские товары действительно были главными героями дня, ведь потребление было главным лозунгом Америки того времени.

Собственно, использование образов из СМИ или кино позволяло показать власть медиа над современным обществом (тогда же знаменитый философ Маршалл Маклюэн произнес свое знаменитое «Media is the message», то есть сказал, что каналы коммуникации не являются нейтральными способами передачи информации, а обладают свойствами, которые влияют на человека и общество сами по себе). Чтобы сделать это, художники немного изменяли образы, то есть помещали их в другой контекст, или показывали информационные помехи.

В потакании рынку поп-арт тоже обвиняли. Но только до тех пор, пока Клас Олденбург не сделал свой «Магазин» — энвайромент (то есть «тотальную инсталляцию»), представляющий собой собственно магазин, в котором продавались копии еды и других товаров ежедневного потребления.

Клас Олденбург, с кульптура Mistos oldenburgvanbruggen.com

Сделанные из ткани и пропитанные гипсом, эти мороженые, сосиски и рубашки не пытались сойти за настоящих, скорее, они демонстрировали, что искусство — такой же товар, как и все остальное, а значит, можно перестать притворяться и обнажить механизмы общества потребления.

Уорхол тоже говорил о механизмах рынка: «Если ты не можешь его победить — прими его. Вдобавок, если ты полностью сольешься с ним, то у тебя появится возможность выставить его напоказ; можно продемонстрировать его автоматизм и даже аутизм на собственном выразительном примере».

Поп — это любовь, так как поп признает все… Поп подобен разрыву бомбы. Это американская мечта, оптимистичная, щедрая и наивная.

Эти смелые творцы не только покажут нам, словно впервые, мир, который всегда нас окружал, хотя мы его не замечали: они откроют нечто совершенно неслыханное — события и явления, найденные в мусорных баках, полицейских досье и коридорах отелей, увиденные в витринах магазинов и на улицах, пережитые в снах и в несчастных случаях. Запах раздавленной земляники, письмо от друга, билборд с рекламой «Драно», три стука во входную дверь, царапина, вздох или голос, читающий нескончаемую лекцию, мгновенная ослепляющая вспышка, шляпа-котелок — все станет материалом для этого нового конкретного искусства.

Что такое поп-арт и оп-арт?

В середине прошлого века в словарях появилось два новых термина: «поп-арт» и «оп-арт». На письме их разделяет всего одна буква, а на деле.

Текст: Ирина Кулик · 22 сентября 2007

Само сходство терминов «оп-арт» и «поп-арт» является чисто случайной рифмой, порожденной привычкой давать самым разным художественным направлениям одинаковые названия (если не на «изм», так на «арт»), да еще приблизительной одновременностью обоих явлений, достигших массовой популярности к середине 1960-х годов. Течения эти возникли и развивались отнюдь не параллельно и произрастали из разных корней, а столь созвучные «оп» и «поп» имеют совершенно разную этимологию.

«Поп-арт» — сокращение от popular art («массовое искусство»). И хотя этот термин возник в 1955 году в Англии, самые хрестоматийные его произведения были созданы американскими художниками. Консервные банки, бутылки колы и раскрашенные фотографии кинозвезд Энди Уорхола, перенесенные на холст комиксы Роя Лихтенштейна, увеличенные до абсурдно гигантских размеров велосипеды, молотки и булавки, превращенные в скульптуры Клаасом Ольденбургом, знакомы почти всем. Поп-арт ввел в «высокое» современное искусство образы повседневности и масскульта, вещи заурядные, вульгарные и незначительные. Причем в отличие от авангардистов первой половины ХХ века, например дадаистов, с которыми их часто сравнивают, или от своих современников-«новых реалистов», поп-артисты вводили в искусство не грубую реальность, а массмедийные фантомы. Вещи заурядные, вульгарные, незначительные — газетные фотографии, рекламу, упаковку из супермаркета. И при этом сохраняли в своих работах ту нарочито искусственную эйфорию, которая свойственна, скажем, рекламе. Хрестоматийные произведения поп-арта запоминаются так же легко и радостно, как неувядающие рок-хиты 1960-х. Энди Уорхол был для искусства ХХ века тем же, чем The Beatles — для музыки: и в смысле азбучной неотменяемости для истории, и в смысле обманчивой легкости восприятия. Впрочем, сам Уорхол отдавал предпочтение вечным соперникам The Beatles — Rolling Stones (он нарисовал серию портретов Мика Джаггера и оформил один из дисков группы). Что вполне понятно: поп-арт отнюдь не является столь безоблачно-позитивным, каким он может показаться на первый взгляд, и своя «дьявольщина» там несомненно присутствует. Стоит чуть внимательнее всмотреться в эту «повседневность» — и чувствуешь, как за бессмысленным умножением банальных образов проступает небытие.

Читать еще:  Уличный художник из Индонезии. WD (стрит арт)

Как выглядит поп-арт, знают почти все, но о том, что значат эти произведения, в которых и понимать-то вроде бы нечего, можно дискутировать до бесконечности. Общим местом являются слова о том, что поп-арт — это реакция современного искусства на массовую культуру и общество потребления. Но вот отношение поп-арта к обществу потребления представляется весьма двусмысленным — то ли художники высмеивают его, как подобает настоящим интеллектуалам, то ли, напротив, создают его апологию. Известно, что поп-арт возник как антитеза абстрактному экспрессионизму, чьей отвлеченности он противопоставил возврат если не к реальности, то к фигуративному искусству. Можно спорить о том, был ли этот поворот знаком демократизации искусства (popular может переводиться и как «народный») или, напротив, его буржуазности. Был ли он жестом революционным — ведь заново были поставлены основные вопросы авангарда: что отделяет искусство от не-искусства, что такое произведение и какова в нем роль автора, — или же, напротив, уступкой той самой масскультуре, чьи образы и язык поп-арт заимствовал. Как бы то ни было, поп-арт остается одним из самых влиятельных течений современного искусства — и самым успешным, на что указывают цены на произведения его мэтров, тиражи репродукций и количество цитат из Уорхола и прочих поп-артистов, которые разлетаются по сумкам, обоям и шляпкам. Наверное, более или менее успешным членам общества потребления (будь то коллекционеры подлинников Уорхола или средний класс, вешающий его репродукции на стену) для остроты ощущений нужно время от времени напоминать себе, что все это консумеристское благополучие — только фантом, радужный мыльный пузырь. А бесхитростные, на первый взгляд, работы поп-арта идеально для этого подходят.

Термин «оп-арт» (сокращение от optical art — «оптическое искусство»), возникший гораздо позднее, в 1964 году, восходит к тому самому абстракционизму, с которым, по сути, боролся поп-арт. Впрочем, произведения, которые можно отнести к оп-арту, стали появляться задолго до 1960-х. Так, основоположник оп-арта Виктор Вазарели создал произведение «Зебра», считающееся первой оп-артистской работой, еще в 1938 году. Очевидно, что оп-арт — это наследник геометрического абстракционизма начала ХХ века. Но в отличие от произведений Малевича или Мондриана оп-артистские опусы существуют не столько на холсте, сколько в пространстве зрительского восприятия. Это искусство оптических иллюзий, в котором плоское кажется объемным, а неподвижное — движущимся. Сам Вазарели называл свои картины «вечным двигателем-обманкой». Посещение большой выставки оп-арта способно вызвать настоящие приступы головокружения. Именно этот почти физический эффект уходящей из-под ног почвы и обеспечивает направлению популярность, в которой есть что-то от популярности аттракциона. И в этом смысле оп-арт в его наиболее часто встречающихся проявлениях, пожалуй, даже ближе к массовой культуре, чем поп-арт. Впрочем, одна точка пересечения у этих, казалось бы, не имеющих ничего общего направлений все-таки есть — это возникшая в 1960-е годы психоделическая культура. (Радикальное произведение оп-арта «Машина грез» Брайана Гизина требовало даже специального просмотра: ажурные цилиндры, вращающиеся вокруг яркой лампочки, нужно было созерцать зажмурившись, наслаждаясь видениями, которые вспышки света порождают за закрытыми веками.) И оп-арт, и поп-арт в равной степени стремились поколебать ощущение реальности, изменить сознание зрителя. Оп-арт своими оптическими фокусами вызывал головокружение подлинное. Поп-арт — головокружение ментальное, доводя до галлюцинаторной, почти нестерпимой яркости и ясности самые банальные образы повседневности.

Комментарии

  • Все комментарии

«Сетевое издание «Woman’sDay.ru (ВумансДей.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67790, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 г. 16+.

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Дудина Виктория Жоржевна

Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2020.

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Смесь наива, графики и поп-арта. Alan Fears

В Архангельск привезли выставку «Поп-арт». Что это — безумие или высокое искусство?

В Архангельск привезли выставку «Поп-арт» — это одно из самых скандальных направлений в искусстве. «Как можно увидеть в жестянке от колы художественную ценность?» — возмущаются одни. «Это революция форм, сюжетов и техник!» — спорят другие. Безумие или философское направление? Живопись или обычная реклама? Псевдокультура или нонконформизм? На поле брани — любители Энди Уорхола и других поп-художников против ценителей традиционной живописи.

1. Поп-художники восхищались гамбургерами

Каждую весну Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» устраивает в залах музея изобразительных искусств настоящую провокацию — здесь горожане знакомятся с самыми яркими, неординарными, противоречивыми течениями в искусстве ХХ века. На этот раз в музей заглянула выставка работ поп-художников, среди которых Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Индиана, Джеймс Розенквист.

Поп-арт обращался к образам, которые наводнили жизнь людей в середине двадцатого столетия: комиксам, гамбургерам, знаменитостям, холодильникам, кока-коле, автомобилям, политическим деятелям, туфлям. Как говорил один из самых ярких представителей этого направления — художник Энди Уорхол — в центре оказались те классные современные вещи, которые так усердно не хотело замечать абстрактное искусство.

— Не было в истории искусства ни одного течения, которое воспринималось бы всеми с радостью и без критики. Так же как и поп-художников в обществе поначалу не воспринимали импрессионистов, авангардистов, над ними смеялись, но спустя время они стали классиками — сегодня арт-критики зовут поп-арт новым реализмом. Искусство это или провокация? Как бы то ни было, направление оказало влияние на развитие человечества ХХ века и до сих пор оказывает влияние, — считает куратор выставки Валерия Зиновьева. — Кстати, поп-арт зародился не в Америке, а в Англии, и в 1956 году была организована первая выставка «Завтра уже наступило». При этом представители течения не особенно интересовались будущим, им интересно было только то, что происходит прямо сейчас.

Читать еще:  Цифровая живопись. Adrian Chesterman

2. Отец поп-арта — это не Энди Уорхол

В общей сложности вниманию публики представлено около 80 произведений. Работы, представленные на выставке, выполнены в различных техниках: здесь и графика, и афиши, и постеры, и объекты, собранные от частных коллекционеров и галерей.

Энди Уорхол — художник, о котором слышали, пожалуй, все, и при этом он остался загадкой и для своего поколения, и для последователей. Часто на вечеринки, где его ждали, чтобы, наконец, познакомиться, вместо себя он отправлял двойников — в типичном для него парике и очках, то есть тиражировал себя самого.

Начиная с 1962 года, он много работал с шелкографией. Архангелогородцы могут увидеть его серию Sunday B. Morning (1985): портреты Мэрилин, Банки супа «Кэмпбелл», Цветы. Каждая работа на обороте вместо традиционной подписи имеет шутливый синий штамп автора «Fill in your own signature».

3. Банка супа за пару центов стала в сотни раз дороже

Эту картину Уорхол нарисовал спустя неделю после смерти популярной актрисы. Мэрлин Монро будто рисовал дальтоник — цвета использованы неоновые, контрастные, они смазаны, и ее даже сложно узнать. Считается, что Уорхол первый, кто выпустил в массы новый образ Монро, до которого был только один — секс-символ Америки. По популярности эту работу многие приравнивают к Джоконде. Кстати, на выставке вы тоже можете найти Мона Лизу, только в исполнении архангельского автора — Артема Хазанова.

— Что касается популярной банки супа «Кэмпбелл», во времена Уохола стоила несколько центов, однако после такого пиара ее покупали люди за сотни долларов, — отмечает Валерия Зиновьева. — На Уорхола ходили толпами, не столько ради его картин — образ самого художника, его персона стала символом в искусстве. Когда речь идет о поп-арте, все обычно вспоминают Уорхола, однако отцом направления считается Роберт Раушенберг. Он первый, кто обратился к массовому, и стер грани высокого искусства. И он первый из художников, кто посетил СССР в восьмидесятые, был поражен узбекским шелком и часто внедрял его как фактуру в свои произведения.

Кроме Раушенберга в музее ИЗО также можно увидеть работы и таких художников, как Джеймс Розенквист или Роберт Индиана, они представлены как в оригинальных выполненных художниками и подписных литографиях, так и в афишах и плакатах, поскольку основная идея выставки в том, чтобы рассказать историю поп-арта и сделать это максимально полно.

Также на выставке выставлена работа Мела Рамоса, выполненная в период, когда он увлекся техникой эмали. Она сделана художником на металлической пластине и подписана. Собранная коллекция — это плод более чем полуторалетних переговоров с коллекционерами и галереями. Некоторые доступные для нас плакаты и афиши приобретались в европейских и американских галереях и на аукционах.

4. Художники не писали, а «печатали» картины

Еще один представитель поп-арта — Рой Лихтенштейн, который считал, это направление должно быть понятно всем, — объектами произведений становятся те предметы, которые окружают каждого человека. Этим художникам хотелось сделать искусство ближе к реальности и современности. Лихтенштейн, к примеру, рисовал комиксы, при этом ему интересны были не фантастические сюжеты, а философия жизни. Он считал, что все идеи высокого искусства могут быть переданы в простой графике тиражированных образов. Например, знаменитая работа с несчастной брошенной девушкой, которая держит в руках телефонную трубку — рисунок выполнялся на огромном холсте, затем делался печатный оттиск, цвета использовались машинные — яркие, шрифты — типографские. Так автор добивался, чтобы работа выглядела так, словно только что вышла из-под станка. Говорят, растровые точки на его картинах делала целая команда помощников.

5. Женщина никогда не выйдет из моды

— Чтобы создавать такие божественные работы, какие делали Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, — отмечает куратор выставки Ольга Кулешова. — Нужно было как эти художники жить в гармонии с миром, находиться в полнейшем комфорте с природой и обществом. Эти художники верили, что мир необычайно красив, таким его и рисовали. Почему после них появился другой взгляд? Верят ли наши современники, что мир гармоничен, особенно после криминальной сводки по телевизору? Есть у людей такое же понимание божественной гармонии? Нет. Современники Леонардо да Винчи были очарованы миром. Его Мона Лиза улыбается, потому что ее мир прекрасен. Или давайте вспомним статую Давида — никто из натурщиков сегодня не сможет стоять также. Для нас эта поза неудобна. А для человека той эпохи — раскрепощение. Современного человека от Давида отличает зажатость.

Что остается неизменным во все времена — восторг художника перед женской красотой. Сегодня на нас влияет масс-культура, телевидение, интернет, но некоторые вещи остаются непреклонными: это любовь, мужчина всегда будет восхищаться женщиной вне зависимости от направлений в искусстве, моды и политических перемен. Так будет всегда.

Фото: Фото Сергея Сюрина

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

КОММЕНТАРИИ (5)

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

ПОП-АРТ Поп-арт популярный, мимолётный, остроумный, быстро забываемый, сексуальный, молодой. Ричард Гамильтон. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемДарья Шабалина

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПОП-АРТ Поп-арт популярный, мимолётный, остроумный, быстро забываемый, сексуальный, молодой. Ричард Гамильтон.» — Транскрипт:

1 ПОП-АРТ Поп-арт популярный, мимолётный, остроумный, быстро забываемый, сексуальный, молодой. Ричард Гамильтон

2 (англ. pop-art, сокращение от popular art) направление в изобразительном искусстве х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.

3 Поп – арт сломал стереотип высокого искусства, сделав его понятным и общедоступным. Термин «поп-арт» появился в 1956 году. Придумал его Лоуренс Эллоуэй видный критик и деятель арт – рынка. Поп-арт раскрывал эстетические стороны китча массовой продукции: рекламы, телевидения, иллюстраций, потребительских товаров.

4 Международную известность американскому поп-арту принесли такие художники как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Вессельман, Клас Ольденбург. Джеймс Розенквист Том Вессельман Клас Ольденбург

5 Роберт Раушенберг Рой Лихтенштейн Энди Уорхол Джаспер Джонс

6 «Художники поп-арта создавали образы, которые любой человек, идущий по Бродвею, узнавал в ту же секунду – комиксы, столы для пикника, мужские штаны, знаменитости, занавески для душа, холодильники, бутылки кока-колы – все те великие вещи, которые абстрактные экспрессионисты изо всех сил старались вообще не замечать».

7 Поп-арт означает Любить Вещи», говорил Энди Уорхол. Этот человек с непримечательной внешностью, в белом парике совершил переворот в направление развития современного искусства. Он стал королем поп-арта, провозгласив акт «превращения художника в ротационную машину» своим заветным стремлением. Мерилин Монро. Коллаж

9 Апельсин Мик Джаггер Принцесса Монако Суп

10 РОБЕРТ РАУШЕНБЕРГ Каньон. 1959

12 РОЙ ЛИХТЕНШТЕЙН Работы Роя Лихтенштейна выполнены в стиле комиксов. Используя яркие, «кислотные» цвета и промышленные типографские методы, он иронически соединял объекты и стереотипы «массовой культуры» и близкие ему образцы «высокого» искусства живописи. Тонущая девушка Плачущая девушка

13 ДЖАСПЕР ДЖОНС Флаг выглядит не как главный патриотический символ страны, развивающийся на ветру, а как простой товарный знак или товарная марка. Интересна история создание этого произведения. Данное произведение было создано в г, после того как ему во сне приснился американский флаг. Из-за оригинальности данной картины, у искусствоведов возникают трудности с тем, к какой же категории в искусстве относить это творение. Поп-арт фактически индустриальна я живопись, это то, чем скоро станет целый мир Рой Лихтенштейн

Читать еще:  Современная британская художница. Celia Paul

15 Неодушевленные предметы техники и массового потребления вкупе с фрагментами человеческих лиц и тел составили здесь странный мир – яркий и монументальный, но в то же время пугающе агрессивный «F-111»

16 Я люблю тебя моим фордом Диски

17 Том Вессельман «Еще жив 28»

18 Обнаженная на закате. Желтая занавеска. Желтые тюльпаны. «Обнаженная» Ванная комната

19 КЛАС ОЛЬДЕНБУРГ Клас Ольденбург, американский скульптор, инсталлятор, известный своими оригинальными взглядами на мир, на искусство, природу, людей и общество в целом.

21 Спасибо за внимание, рисуйте правильные картины

Все о поп-арте

Уже в конце 1960-х поп-арт стал главным направлением в США. Его последователи воспроизводили в своих работах образы из комиксов, рекламы и СМИ и создавали портреты поп-звезд. Это направление — редкий случай в истории ХХ века, когда художники не объясняли свои работы с помощью философских конструкций, понять которые могли только избранные. Банка супа, Мерилин Монро, гамбургеры — сюжеты поп-артистов (то есть художников поп-арта) близки всем и не требуют особых объяснений. На первый взгляд.

Впрочем, прежде чем поп-арт признали настоящим искусством, на него обрушилось море нападок. Мы вспомнили главное, в чем его обвиняли, и встали на защиту.

Предметы изображения — это объекты повседневной жизни, образы рекламы и массовой культуры. Поп-арт разрушил представление об искусстве как о чем-то «высоком»: отныне оно могло черпать вдохновение откуда угодно.

Портреты Мерилин Монро от Энди Уорхола gettyimages.com

Так как художники в своих работах не просто использовали образы массовой культуры, а практически воспроизводили их без изменений, главным упреком со стороны адептов «высокого искусства» была неоригинальность.

Например, влиятельный критик-консерватор Хилтон Крамер считал, что по существу поп-арт ничем не отличается от искусства рекламы. По словам Крамера, оба этих явления преследуют цель «примирить нас с миром предметов потребления, банальностей и вульгарности».

В общем, такие обвинения кажутся обоснованными, ведь Рой Лихтенштейн копировал комиксы, а Уорхол — фотографии из газет. Правда, не так механически, как это могло показаться. В книге «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм» рассказывается, что Лихтенштейн, например, выбирал одну или несколько картинок из комиксов, которые печатали в газетах, перерисовывал ее, затем проецировал свой рисунок (никогда не сам комикс) на холст, обводил проекцию и, наконец, заполнял ее цветами. Хотя работа Лихтенштейна могла показаться фабричным продуктом, на самом деле она представляла собой наложение механического репродуцирования (комикса), ручной работы (рисунка), снова механического репродуцирования (проекции) и снова ручной работы (раскраска). Другие художники действовали по сходной схеме, и в результате получался сплав живописи и фотографии, а не просто прямое заимствование.

Работы Роя Лихтенштейна «Обнаженная с бюстом» (слева) и
«Девушки с пляжным мячом» (справа) в музее современного искусства в Париже, 2013 г.

Несмотря на это критикам казалось, что поп-артисты подрывают оппозиции, на которых основывалась живопись ХХ века: высокое/низкое, абстрактное/фигуративное, возвышенное/коммерческое.

Ричард Гамильтон — создал первую работу в стиле поп-арт — коллаж «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 года. Он же дал первое определение стилю: «Поп-арт это: популярное, преходящее, расходное, недорогое, серийное, молодое, остроумное, сексуальное, бесполезное, гламурное, и Большой Бизнес».

Коллаж «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 г. wikipedia.org

Рой Лихтенштейн — автор работ-комиксов, а потом — оммажей Пикассо, Ваг Гогу и Матиссу.

Энди Уорхол — первый художник-суперзвезда. Автор знаменитых «Банок супа Кэмпбелл» и разноцветных портретов Мерилин. В основном работал в технике шелкографии, в которой воспроизводил в том числе и фотографии из газет, посвященные катастрофам и смертям.

Роберт Раушенберг — автор «комбинированных картин», в которых живопись соединялась с объектами. Например, «Кровать» (1955) — это настоящая кровать Раушенберга, забрызганная краской и поставленная вертикально, а «Монограмма» — чучело барана внутри автомобильной шины.

Джеймс Розенквист — создатель полотен, которые выглядят как коллаж из вырванных из газет изображений.

Клас Олденбург — создатель скульптур-копий реальных объектов. Работы Олденбурга разной величины: от имитаций гамбургеров в масштабе 1:1 до многометровых зубных щеток, веников и огрызков, которые украшают площади городов по всему миру.

Особенно ополчились на поп-арт и стали обвинять его в бессмысленности сторонники предшествующего ему направления — абстрактного экспрессионизма ( мы писали о нем здесь ) . Они воспринимали живопись и картину как метафизическое пространство, что-то бесконечно высокое, а поп-артисты воспроизводили на полотнах образы из масс-медиа и показывали, что в общем-то никакой особой святой ауры вокруг живописи на самом деле нет.

Впрочем, поп-арт неправильно обвинять в бессмысленности еще и потому, что он, как и всякое хорошее искусство, анализирует современную ему реальность: в послевоенном мире все казалось тиражируемым и подверженным репродуцированию. А еще банки супа Кэмбелл и другие потребительские товары действительно были главными героями дня, ведь потребление было главным лозунгом Америки того времени.

Собственно, использование образов из СМИ или кино позволяло показать власть медиа над современным обществом (тогда же знаменитый философ Маршалл Маклюэн произнес свое знаменитое «Media is the message», то есть сказал, что каналы коммуникации не являются нейтральными способами передачи информации, а обладают свойствами, которые влияют на человека и общество сами по себе). Чтобы сделать это, художники немного изменяли образы, то есть помещали их в другой контекст, или показывали информационные помехи.

В потакании рынку поп-арт тоже обвиняли. Но только до тех пор, пока Клас Олденбург не сделал свой «Магазин» — энвайромент (то есть «тотальную инсталляцию»), представляющий собой собственно магазин, в котором продавались копии еды и других товаров ежедневного потребления.

Клас Олденбург, с кульптура Mistos oldenburgvanbruggen.com

Сделанные из ткани и пропитанные гипсом, эти мороженые, сосиски и рубашки не пытались сойти за настоящих, скорее, они демонстрировали, что искусство — такой же товар, как и все остальное, а значит, можно перестать притворяться и обнажить механизмы общества потребления.

Уорхол тоже говорил о механизмах рынка: «Если ты не можешь его победить — прими его. Вдобавок, если ты полностью сольешься с ним, то у тебя появится возможность выставить его напоказ; можно продемонстрировать его автоматизм и даже аутизм на собственном выразительном примере».

Поп — это любовь, так как поп признает все… Поп подобен разрыву бомбы. Это американская мечта, оптимистичная, щедрая и наивная.

Эти смелые творцы не только покажут нам, словно впервые, мир, который всегда нас окружал, хотя мы его не замечали: они откроют нечто совершенно неслыханное — события и явления, найденные в мусорных баках, полицейских досье и коридорах отелей, увиденные в витринах магазинов и на улицах, пережитые в снах и в несчастных случаях. Запах раздавленной земляники, письмо от друга, билборд с рекламой «Драно», три стука во входную дверь, царапина, вздох или голос, читающий нескончаемую лекцию, мгновенная ослепляющая вспышка, шляпа-котелок — все станет материалом для этого нового конкретного искусства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector