Сочетание академической живописи и поп-культуры. Trent Call

Сочетание академической живописи и поп-культуры. Trent Call

OPEN CALL: «Призракология постсоветских пространств»

Приглашаем художников принять участие в open-call к выставке на тему «Призракология постсоветских пространств», которая состоится в HSE ART GALLERY в марте 2021 года.

После распада СССР и завершения эпохи построения коммунизма нам в наследство остались пространства, принадлежавшие цивилизации, чье существование было прервано. Постсоветские пространства — общественные и частные — от самой страны, промышленных зон, ее городов и улиц, — до многоквартирных типовых домов, коммуналок и дач — это те места, с которыми мы продолжаем жить и взаимодействовать. Здесь появлялись и строились новый быт, новые традиции, новая эстетика. Часть этих пространств продолжали функционировать, изменялись, поновлялись, меняли функцию, другие выпадали из использования, разрушались, руинировались. Так или иначе, их присутствие в новом государстве было и остается доминирующим, а их влияние на нашу повседневность — существенным.

Именно распад СССР (в результате которого коммунизм вновь отправляется в небытие) послужил отправной точкой для написания в 1993 году Жаком Деррида книги «Призраки Маркса», где он формулирует понятие «хонтология». Теория хонтологии, «призраковедения» (от слова haunt, «призрак»), названной так по аналогии с онтологией, учением о бытии, описывает особый тип бытия призрака как сущности, которая не является ни живой (то есть «существующей»), ни неживой (то есть «существовавшей»). Хонтология занимается изучением того, как существует несуществующее: ведь призраки присутствуют, но не обладают реальностью. В русском языке ряд исследователей употребляют термин «призракология» как альтернативный, более понятный вариант и перевод термина «хонтология».

«Призрачный момент, момент, более не принадлежащий времени, если под этим словом мы понимаем последовательность различных модальностей настоящего (настоящего прошлого, актуального настоящего: „сейчас“, настоящего будущего). Этот момент нас смущает, оставляет в недоумении, интригует — неподвластный времени, по крайней мере, тому, что мы так называем», — Жак Деррида.

Именно пространства, «зияния» являются местом бытования призраков, но так же важно, что и сами пространства в известном смысле являются призрачными.

Мы живем во времени, когда все утопические проекты будущего остались в прошлом. ХХ век учил предвкушать будущее, в отечественном контексте — «светлое будущее». Наше же время новых проектов будущего не предлагает, словно отпала сама возможность вообразить вариант будущего, радикально отличающегося от настоящего.

В этой ситуации художники обращаются к прошлому как к источнику, содержащему альтернативные, фантомные, неслучившиеся варианты будущего. Движущими силами и методами этого ретроспективного взгляда становятся память, препарирование времени и ностальгия. Именно этими инструментами мы предлагаем воспользоваться художникам, которые захотят присоединиться к данному проекту.

OPEN CALL: «Призракология постсоветских пространств»

Приглашаем художников принять участие в open-call к выставке на тему «Призракология постсоветских пространств», которая состоится в HSE ART GALLERY в марте 2021 года.

После распада СССР и завершения эпохи построения коммунизма нам в наследство остались пространства, принадлежавшие цивилизации, чье существование было прервано. Постсоветские пространства — общественные и частные — от самой страны, промышленных зон, ее городов и улиц, — до многоквартирных типовых домов, коммуналок и дач — это те места, с которыми мы продолжаем жить и взаимодействовать. Здесь появлялись и строились новый быт, новые традиции, новая эстетика. Часть этих пространств продолжали функционировать, изменялись, поновлялись, меняли функцию, другие выпадали из использования, разрушались, руинировались. Так или иначе, их присутствие в новом государстве было и остается доминирующим, а их влияние на нашу повседневность — существенным.

Читать еще:  Современный сирийский художник. Ayman Bitar

Именно распад СССР (в результате которого коммунизм вновь отправляется в небытие) послужил отправной точкой для написания в 1993 году Жаком Деррида книги «Призраки Маркса», где он формулирует понятие «хонтология». Теория хонтологии, «призраковедения» (от слова haunt, «призрак»), названной так по аналогии с онтологией, учением о бытии, описывает особый тип бытия призрака как сущности, которая не является ни живой (то есть «существующей»), ни неживой (то есть «существовавшей»). Хонтология занимается изучением того, как существует несуществующее: ведь призраки присутствуют, но не обладают реальностью. В русском языке ряд исследователей употребляют термин «призракология» как альтернативный, более понятный вариант и перевод термина «хонтология».

«Призрачный момент, момент, более не принадлежащий времени, если под этим словом мы понимаем последовательность различных модальностей настоящего (настоящего прошлого, актуального настоящего: „сейчас“, настоящего будущего). Этот момент нас смущает, оставляет в недоумении, интригует — неподвластный времени, по крайней мере, тому, что мы так называем», — Жак Деррида.

Именно пространства, «зияния» являются местом бытования призраков, но так же важно, что и сами пространства в известном смысле являются призрачными.

Мы живем во времени, когда все утопические проекты будущего остались в прошлом. ХХ век учил предвкушать будущее, в отечественном контексте — «светлое будущее». Наше же время новых проектов будущего не предлагает, словно отпала сама возможность вообразить вариант будущего, радикально отличающегося от настоящего.

В этой ситуации художники обращаются к прошлому как к источнику, содержащему альтернативные, фантомные, неслучившиеся варианты будущего. Движущими силами и методами этого ретроспективного взгляда становятся память, препарирование времени и ностальгия. Именно этими инструментами мы предлагаем воспользоваться художникам, которые захотят присоединиться к данному проекту.

Массовое и элитарное искусство.

. Сейчас продукты массовой культуры пропагандируют элитарное искусство, которое в свою очередь работает с элементами масскульта. Долго ли будет работать такой синтез покажет история, а пока можно только наблюдать за явлением, которое было бы совершенно невозможным еще 100 лет назад.

К высокой (элитарной) культуре относятся классические: музыка, живопись, литература, созданные специалистами высокого класса для состоятельных слоев общества (элиты).
Формирование массового искусства связано с ростом городского населения. В этот период возникают новые, городские по происхождению, жанры искусства. Они призваны удовлетворить собственно эстетические потребности человека. Среди массовых форм искусства преобладающего значения приобретают такие, которые ориентируются на отдых, развлечение, развлекательное чтение. При этом произведения, выступавшие в качестве эталона массового искусства, находили связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями

«В начале 20-го века появилась и широко распространилась теория, суть которой заключалась в проведении четкой границы между массовой и элитарной культурой. Большинство философов и историков искусства того времени выразили свои мысли по поводу этой концепции. Лейтмотивом данных работ была критика масскультуры и сравнение её примитивных ценностей с элитарным искусством.

В то время, когда появилась теория, массовое искусство только набирало оборотов, поэтому неудивительно, что оно пребывало на примитивной стадии своего развития. Такая культура играет на человеческих инстинктах, и именно поэтому становится популярной. Конечно, провозглашённые ею ценности являются сомнительными с точки зрения элитарной культуры, но имеют интересные особенности. Ориентиром масскульта выступает удовлетворения нужд среднего человека, пропаганда лёгкой, комфортной и стабильной жизни, которая легко трансформируется и меняет уклон под давлением социальных тенденций.

Антиподом к этим явлениям и ценностям выступает элитарное искусство. Оно появилось гораздо раньше, одни исследователи приписывают старт данного вида культуры с развитием культуры Древнего Египта, другие – с расцветом античности. Главной особенностью является экзистенциальная суть, что и отличает «высокое» искусство от «низкого», которое обычно оптимистичное. На протяжении хода истории не только национальные идентификаторы, но и всё культурное наследие человечества творилось благодаря представителям элитарного искусства.

Читать еще:  Художник-самоучка. Paul Hilario

Но стремление к самосовершенствованию, установка идеала как недостижимого, чувство прекрасного как двигатель внутреннего развития, которые являются главными идеями искусства, не совсем актуально применять к характеристике пост-модернизма, несомненно являющимся наследником модернизма и, соответственно, элитарной культуры в энциклопедичном представлении.
Также не совсем актуальными в мире гуманности и равноправия выступают концепции Шопенгауэра о разделении всего населения земного шара на «нужных людей» и «людей-гениев»
.
В соответствии с этой теорией, «высокое искусство» создано для небольшого процента людей, которые способны понять его.

Первые попытки преодолеть пропасть между двумя категориями культуры сделал Энди Уорхол в 60-х годах. Представители поп-арта не стеснялись заявлять, что методы выражения они позаимствовали у масскульта, но сумели преобразовать их в другой контекст. Таким образом был создан синтез искусств, выраженный понятными для большинства образами, но несущий глубокую идею. В современном мире арт социализирован как никогда раньше, художники вдохновляются социальными трендами и отображают их со своей точки зрения. При ориентире работы на небольшую группу людей, такой способ творчества был бы почти невозможным. Также, нельзя забывать об актуальной политике популяризации искусства и привлечении большого количества людей к ознакомлению с ним.

На основе этого мы видим, что наличие чёткой градации не совсем применимо к современной культуре.»

Стили и направления в изобразительном искусстве

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Читать еще:  Талантливая российская художница. Светлана Малахова

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Сочетание академической живописи и поп-культуры. Trent Call

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и раз­но­вид­но­стя­ми куль­ту­ры: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) на­прав­лен­ность про­из­ве­де­ний пре­иму­ще­ствен­но на це­ни­те­лей и зна­то­ков

Б) ори­ен­та­ция на за­про­сы ши­ро­ко­го круга по­тре­би­те­лей

В) ком­мер­ци­а­ли­за­ция ду­хов­ной де­я­тель­но­сти

Г) при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие раз­вле­ка­тель­ных жан­ров

Д) слож­ность со­дер­жа­ния и ху­до­же­ствен­ных форм

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Эли­тар­ная, или вы­со­кая куль­ту­ра со­зда­ет­ся при­ви­ле­ги­ро­ван­ной ча­стью об­ще­ства, либо по ее за­ка­зу про­фес­си­о­наль­ны­ми твор­ца­ми. Она вклю­ча­ет изящ­ное ис­кус­ство, клас­си­че­скую му­зы­ку и ли­те­ра­ту­ру. Вы­со­кая куль­ту­ра, на­при­мер, жи­во­пись Пи­кассо или му­зы­ка Шнит­ке, труд­на для по­ни­ма­ния не­под­го­тов­лен­но­го че­ло­ве­ка. Как пра­ви­ло, она на де­ся­ти­ле­тия опе­ре­жа­ет уро­вень вос­при­я­тия сред­не­об­ра­зо­ван­но­го че­ло­ве­ка. Круг ее по­тре­би­те­лей — вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ная часть об­ще­ства: кри­ти­ки, ли­те­ра­ту­ро­ве­ды, за­все­гда­таи му­зеев и вы­ста­вок, те­ат­ра­лы, ху­дож­ни­ки, пи­са­те­ли, му­зы­кан­ты. Когда уро­вень об­ра­зо­ва­ния на­се­ле­ния рас­тет, круг по­тре­би­те­лей вы­со­кой куль­ту­ры рас­ши­ря­ет­ся. К ее раз­но­вид­но­сти можно от­не­сти свет­ское ис­кус­ство и са­лон­ную му­зы­ку. Фор­му­ла эли­тар­ной куль­ту­ры — «ис­кус­ство для ис­кус­ства». Эли­тар­ная куль­ту­ра пред­на­зна­че­на для уз­ко­го круга вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ной пуб­ли­ки и про­ти­во­сто­ит как на­род­ной, так и мас­со­вой куль­ту­ре. Она обыч­но не­по­нят­на ши­ро­ким мас­сам и тре­бу­ет хо­ро­шей под­го­тов­ки для пра­виль­но­го вос­при­я­тия. К эли­тар­ной куль­ту­ре можно от­не­сти аван­гард­ные на­прав­ле­ния в му­зы­ке, жи­во­пи­си, ки­не­ма­то­гра­фе, слож­ную ли­те­ра­ту­ру фи­ло­соф­ско­го ха­рак­те­ра. Часто твор­цы такой куль­ту­ры вос­при­ни­ма­ют­ся как жи­те­ли «башни из сло­но­вой кости», от­го­ро­див­ши­е­ся своим ис­кус­ством от ре­аль­ной по­все­днев­ной жизни. Как пра­ви­ло, эли­тар­ная куль­ту­ра яв­ля­ет­ся не­ком­мер­че­ской, хотя ино­гда может ока­зать­ся фи­нан­со­во успеш­ной и пе­рей­ти в раз­ряд мас­со­вой куль­ту­ры. Со­вре­мен­ные тен­ден­ции та­ко­вы, что мас­со­вая куль­ту­ра про­ни­ка­ет во все об­ла­сти «вы­со­кой куль­ту­ры», сме­ши­ва­ясь с ней. При этом мас­со­вая куль­ту­ра сни­жа­ет об­ще­куль­тур­ный уро­вень ее по­тре­би­те­лей, но в то же время сама по­сте­пен­но под­ни­ма­ет­ся на более вы­со­кий куль­тур­ный уро­вень. К со­жа­ле­нию, пер­вый про­цесс пока про­те­ка­ет го­раз­до ин­тен­сив­нее, чем вто­рой.

Мас­со­вая или об­ще­до­ступ­ная куль­ту­ра не вы­ра­жа­ет изыс­кан­ных вку­сов ари­сто­кра­тии или ду­хов­ных по­ис­ков на­ро­да. Время ее по­яв­ле­ния — се­ре­ди­на XX в., когда сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции (радио, пе­чать, те­ле­ви­де­ние, грам­за­пи­си, маг­ни­то­фо­ны, видео) про­ник­ли в боль­шин­ство стран мира и стали до­ступ­ны пред­ста­ви­те­лям всех со­ци­аль­ных слоев. Мас­со­вая куль­ту­ра может быть ин­тер­на­ци­о­наль­ной и на­ци­о­наль­ной. По­пу­ляр­ная и эст­рад­ная му­зы­ка — яркий при­мер мас­со­вой куль­ту­ры. Она по­нят­на и до­ступ­на всем воз­рас­там, всем слоям на­се­ле­ния не­за­ви­си­мо от уров­ня об­ра­зо­ва­ния. Мас­со­вая куль­ту­ра, как пра­ви­ло, об­ла­да­ет мень­шей ху­до­же­ствен­ной цен­но­стью, чем эли­тар­ная или на­род­ная куль­ту­ра. Но у нее самая ши­ро­кая ауди­то­рия. Она удо­вле­тво­ря­ет сию­ми­нут­ные за­про­сы людей, ре­а­ги­ру­ет на любое новое со­бы­тие и от­ра­жа­ет его. По­это­му об­раз­цы мас­со­вой куль­ту­ры, в част­но­сти шля­ге­ры, быст­ро те­ря­ют ак­ту­аль­ность, уста­ре­ва­ют, вы­хо­дят из моды. С про­из­ве­де­ни­я­ми эли­тар­ной и на­род­ной куль­ту­ры по­доб­но­го не про­ис­хо­дит. Поп-куль­ту­ра — слен­го­вое на­зва­ние мас­со­вой куль­ту­ры, а китч — ее раз­но­вид­ность.

А) на­прав­лен­ность про­из­ве­де­ний пре­иму­ще­ствен­но на це­ни­те­лей и зна­то­ков — эли­тар­ная.

B) ори­ен­та­ция на за­про­сы ши­ро­ко­го круга по­тре­би­те­лей — мас­со­вая.

В) ком­мер­ци­а­ли­за­ция ду­хов­ной де­я­тель­но­сти — мас­со­вая.

Г) при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие раз­вле­ка­тель­ных жан­ров — мас­со­вая.

Д) слож­ность со­дер­жа­ния и ху­до­же­ствен­ных форм — эли­тар­ная.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector