Содержимое сердца. Esther J. Williams

Содержимое сердца. Esther J. Williams

Уильямс, Эстер

Эстер Уильямс (англ. Esther Williams , 8 августа 1921 ( 1921-08-08 ) — 6 июня 2013 ) — американская пловчиха, актриса и сценарист, звезда «водного мюзикла» 1940-х и 1950-х годов, получившая прозвище «Американская Русалка» и «Русалка Голливуда».

Содержание

Ранние годы

Эстер Джейн Уильямс родилась 8 августа 1921 года в еврейской семье в Инглвуде (Калифорния, США). Она была младшим ребёнком домохозяйки Булы Миртл Джилпин и художника Луиса Стентона Уильямса. У неё двое старших братьев: Стэнтон и Дэвид, и две сестры: Джун и Морин. За несколько лет до её рождения семья переехала из Солт-Лейк-Сити в пригород Лос-Анджелеса, Инглвуд, так как её брату Стэнтону прочили актёрскую карьеру. Но он неожиданно умер в 1929 году в возрасте шестнадцати лет.

В подростковом возрасте Эстер усиленно занималась плаванием, параллельно заканчивая школу Glendale High School. Выиграла три чемпионата США в 1939 году в Сиэтле, Вашингтоне и Майами в заплыве на 100 метров вольным стилем и брассом. В 1940 году должна была войти в состав олимпийской сборной и участвовать в XII летних Олимпийских играх. Состязания должны были происходить в Токио, но после начала в 1937 году второй японо-китайской войны Олимпийский комитет перенёс игры в Хельсинки. Но с началом Второй мировой об играх пришлось забыть.

В 1940 году одна из газет поместила у себя фотографии пловцов в купальных костюмах. Эстер сразу же заметили и пригласили принять участие в водных шоу Aquacade, которые проходили на ежегодных всемирных ярмарках, на пляжах Сан-Франциско. Это было первое знакомство Эстер с шоу-бизнесом, и она не скрывала разочарования. Там встречалось и злоупотребление властью, и сексуальные домогательства, и нечестность агентов. Но водные шоу имели необыкновенный успех у зрителей и слухи о них дошли до Голливуда.

Кинокарьера

В киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» отмечали растущий интерес в обществе к здоровому телу, хорошим формам и спорту, позволяющему их добиться. В 1940 году на студии 20th Century Fox был снят фильм «Серенада солнечной долины», где главную роль сыграла Соня Хени, чемпионка по фигурному катанию. Фильм имел большой успех.

Эстер Уильямс должна была стать продолжателем традиции спорта в кино. Это сулило зрительский успех и коммерческую прибыль. Но девушка вовсе не хотела быть кинозвездой. Кинокомпания смогла добиться её подписи под контрактом только спустя год уговоров. В первые месяцы на «MGM» она изучала манеры и ораторское искусство, брала уроки танцев и вокала.

Эстер дебютировала в 1942 году в фильме «Двойная жизнь Энди Харди». Дебют оказался громким и вскоре специально для неё был создан жанр «аквамюзикл», где основные вокально-хореографические номера исполнялись в воде. Публика была впечатлена. Уильямс получила прозвище «Русалка Америки».

Фактически, фильмы с участием Эстер Уильямс дали жизнь новому виду спорта — синхронному плаванью. Да и моду на купальники её картины определяют и сегодня.

Одним из самых знаменитых её фильмов — «Безумства Зигфилда», который собрал более 5 миллионов долларов в кинопрокате, а в 1947 на Каннском кинофестивале фильм победил в категории музыкальная комедия.

Всего же Эстер Уильямс сыграла около 20 подобных ролей и даже выиграла несколько внеконкурсных наград — в рамках вручения премий «Золотой Глобус» и «Золотое Яблоко».

В 1954 году Эстер Уильямс участвовала в создании сценария для фильма «Афина»

Личная жизнь

Со своим первым мужем Леонардом Ковнером Эстер познакомилась в университете Лос-Анджелеса, где он изучал медицину. Позднее, она написала в автобиографии «он был умным, красивым, надежным… и скучным. Я уважала его интеллект, и его надежду на будущую карьеру в медицине. Он любил меня, и даже попросил выйти за него замуж». Они поженились 27 июня 1940 года в Лос-Альтосе, пригороде Сан-Франциско. Эстер тогда было восемнадцать лет. Этот брак продлился четыре года. В 1944 году они развелись.

Но уже через год Эстер вновь была замужем. На этот раз её избранником стал вокалист «Big Band» Бен Гэйдж, позже известный и как актёр. Свадьба состоялась 25 ноября 1945 года. Через три года, 6 августа 1949 года родился их первенец Бенджамин Стэнтон Гэйдж. Прошло чуть больше года, и у маленького Бена появился младший брат, которого назвали Кимбэлл Остин. А ещё через три года, 1 октября 1953 года, в семье Гэйджев родилась и дочь, Сьюзен Тенни.

В 1959 году супруги развелись. В автобиографии Уильямс писала, что он пил и проматывал её заработки. А сама она в то время имела романтические отношения с актёрами Джефом Чендлером и Виктором Матуром.

31 декабря 1969 года она вышла замуж в третий раз. Её мужем стал аргентинский актёр Фернандо Ламас. Вместе они прожили двенадцать лет. 8 октября 1982 года Ламаса не стало. Он умер от рака поджелудочной железы.

Через два года на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе Эстер познакомилась с Эдвардом Беллом. 24 октября 1994 года они поженились и жили в своём доме в Беверли-Хиллз вплоть до самой смерти актрисы.

В мае 2008 в возрасте 57 лет умер сын Эстер Кимбэлл.

Эстер Уильямс скончалась в своём доме в Лос-Анджелесе 6 июня 2013 года в возрасте 91 года. [1]

Содержимое сердца. Esther J. Williams

Эта девушка, будучи пловчихой, мечтала выиграть Олимпийские игры. Однако Вторая мировая война помешала ей. Впрочем, она нашла другое занятие – отправилась покорять Голливуд, где именно для нее сочиняли аквамюзиклы и киносценарии. В сороковые, пятидесятые годы минувшего столетия девушка стала настоящей звездой мюзикла на воде. Эстер Джейн Уильямс стали называть и «Американской Русалкой».

Девочка родилась 8 августа 1921 в Калифорнии в многодетном еврейском семействе психолога и учителя Булы Миртл Джилпин и живописца Луиса Стентона Уильямса. Мать, прекратив работу в школе после рождения 3-го ребенка, целиков посвятив себя воспитанию детей. Младшая дочь Эстер считала ее «лекарем души». Ведь мама всегда находилась рядышком и объясняла все, что не понимали ее дети.

В восьмилетнем возрасте Эстер научилась плавать. Однако она понимала, что в семье такое занятие посчитают прихотью и не дадут ни цента, чтобы ходить в бассейн. Тогда девочка предприняла следующее: она начала оказывать помощь в подсчете полотенец в раздевалках. За это ей разрешали поплавать. Целеустремленность Эстер не знала границ. Девочка много тренировалась, идя к своей мечте. Восемнадцатилетняя спортсменка победила в стометровых заплывах брассом, вольным стилем на соревнованиях в Майами, Вашингтоне, Сиэтле. Огромные надежды возлагались ею на Олимпиаду в Хельсинки, которая планировалась на 1940 год. Однако Игры были отменены из-за Второй мировой войны. Эстер, по ее словам, тогда получила «пощечину от Вселенной».

Для того чтобы собрать средства для получения образования, девушка стала торговать одеждой в Лос-Анджелесе, подрабатывая также моделью. В 1940 ее фотография в купальнике появилось на обложке модного журнала и впечатлило антрепренера Билли Роуза. Он и пригласил Эстер поучаствовать в водном шоу Aquacade. Шоу-бизнес разочаровал девушку, увидевшую нечестность агентов, злоупотребление властью и много других неприятных моментов. Однако водные шоу со стройными красавицами, исполнявшими синхронные движения под звуки музыки, и фантастическими световыми эффектами привлекали огромное количество людей. Этот невероятный успех заинтересовал и Голливуд.

Читать еще:  Современные художники Испании. Montse Almonacid Cebrian

Тогда в обществе отмечался рост интереса к здоровому красивому телу, а также к тем видам спорта, которые помогали его заполучить. В 1940 вышла американская кинолента «Серенада солнечной долины» с норвежской фигуристкой Соней Хени в главной роли. Подошел черед и Эстер Уильямс, которая должна была продолжить спортивную традицию голливудского кинематографа. Перерождение спортсменки в артистку, когда девушка брала уроки вокала, хореографии, обучалась ораторскому искусству и хорошим манерам, длилось почти год. Громкий дебют Уильямс состоялся в 1942 в кинофильме «Двойная жизнь Энди Харди», снятом на студии «Metro-Goldwyn-Mayer». А после этого специально для Эстер начали создаваться сценарии в жанре аквамюзикла. В них вокально-хореографические номера разыгрывались в воде. В 1944 она снялась в фильме «Прекрасная купальщица», а через год в кинолентах «Медовый месяц втроём» и «Безумства Зигфелда», вознесшие молодую актрису из бассейна на голливудский Олимп. Восторгу публики, давшей Эстер прозвище «американская русалка», не было предела.

В военный период актриса много выступала в госпиталях перед ранеными. К тому времени она уже была замужем за медиком Леонардом Ковнером, которого считала надежным и умным, но скучным до умопомрачения. Эстер прожила с ним четыре года, разорвав брачные узы в 1944.

Уильямс мечтала о серьезных ролях, но для кинематографа важнее была ее симпатичная личность и подтянутая фигура, а для зрителей – хэппи-энд и грация, с которыми она ассоциировалась. Кинокритики писали об актрисе как об уникальном «аттракционе», куда покупается много билетов. А главным вкладом в кино считали ее прекрасное тело, эксплуатируемое почем зря. Сама же Уильямс свои роли именовала «айсбергами». Ведь за яркими купальными костюмами, ослепительной улыбкой, демонстрирующей бесконечное экранное счастье, скрывались длинные утомительные репетиции и многочасовой съемочный процесс в сводящей ноги воде.

1950-е годы доставили Эстер много моральных и физических страданий. Ее второй супруг Бен Гейдж сильно пил. Сама женщина после трех беременностей с трудом восстанавливала свою физическую форму. В 1952 в период работы над киномюзиклом «Миллион долларов для русалки» актриса, прыгая с 35-метровой вышки, травмировала шейный позвонок. Позже в своих мемуарах, она писала, что не единожды была на волосок от смерти.

Эстер продолжала сниматься, однако сохранять статус яркой актрисы Голливуда было все труднее. Последней ее работой стал испано-американский фильм «Волшебный фонтан». Следует отметить, что закат карьеры не стал для актрисы трагедией. Она начала активно посещать телевизионные шоу. Ей нравилось общаться с публикой.

Кроме того, Эстер не собиралась коротать старость, живя в одиночестве и бедности. Для нее почтенный возраст оказался началом нового жизненного этапа. Уильямс стала бизнес-леди, создав вместе со своим последним супругом Эдвардом Беллом, компанию по изготовлению и продаже купальников. Кроме того, Эстер записывала видеуроки по плаванию, комментировала соревнования по водным видам спорта, писала автобиографическую книгу под названием «Миллион долларов для русалки», которую опубликовала в 1999.

Ей суждено было пережить смерть третьего мужа, аргентинского актера Фернандо Ламаса, умершего от злокачественной опухоли поджелудочной железы в 1982, своего 57-летнего сына Эстера Кимбэлла в 2008. А спустя пять лет самой тихо во сне уйти в мир иной в начале лета 2013. Она завещала кремировать свое тело и развеять его прах над водами Тихого океана, что и было сделано. Эстер не раз говорила, что жизнь ее была счастливой. В ее ходе она не раз побеждала по-крупному. Была отличной спортсменкой в юности, стала блестящей актрисой в молодости. Ее любили мужчины, а последний супруг до конца жизни окружал ее любовью и заботой. Планы Уильямс, которые были озвучены в преклонном возрасте, сбылись. Эстер воссоединилась с водой, которая дает начала жизни и в которую, по ее мнению, должны уходить люди.

Реальный секс. Фильмы, в которых актёры не имитировали постельные сцены

Эротическими фильмами никогда не удивишь, а вот теми, в которых есть реальный секс, — ещё можно. Лайф собрал несколько скандальных и провокационных картин, которые залезли на территорию порнографии, оставшись при этом художественными фильмами.

Перечень фильмов, конечно, отнюдь не исчерпывающий, но семь картин действительно привлекли в своё время немало внимания смелым подходом к откровенным сценам, несмотря на то что иногда на экране демонстрировалось соитие дублёров.

«Нимфоманка» Ларса фон Триера (2013)

Фото © Постер к фильму

Фильм рассказывает историю эротических переживаний женщины от рождения до пятидесятилетия, которая подаётся от имени героини по имени Джо, поставившей себе диагноз «нимфомания». В фильме есть множество откровенных сцен. А режиссёр сообщал, что в его кинокартине покажут только реальный секс. В результате для исполнения сексуальных сцен были приглашены порноактёры.

«Отголоски прошлого» Пола Моррисона (2008)

Фото © Кадр из фильма

Большинству из нас Роберт Паттинсон известен по роли Эдварда в культовой саге «Сумерки». Но мало кто знает, что задолго до того, как стать этим вампиром, он снялся в роли, где ему пришлось доставлять удовольствие самому себе. Это был испано-британский фильм «Отголоски прошлого».

«Любовь» Гаспара Ноэ (2015)

Фото © Кадр из фильма

В основе сюжета — история любви парня, девушки и ещё одной девушки, которые вместе постигают все радости секса. После разрыва с любимой главный герой всё чаще воспроизводит в памяти романтические моменты. И всё в реальности. Никаких дублёров, всё крупно и в 3D.

«Необратимость» (2002)

Фото © Кадр из фильма

Драматический триллер, в центре сюжета которого история молодых Маркуса и Алекс. Началось всё, когда в одном из обычных подземных переходов кто-то изнасиловал молодую французскую девушку. Ровно через два часа в этот же день был убит один из посетителей популярного клуба. Фильм, конечно, ужасает сценами насилия и слишком выраженным реализмом происходящего на экране, но союз Моники Беллуччи и Венсана Касселя остаётся очень горячим. Особенно если учесть тот факт, что на момент съёмок они уже были в браке.

«Антихрист» (2009)

Фото © Кадр из фильма

Тяжёлая история, разворачивающаяся вокруг несчастной пары, которая отчаянно пытается оправиться от трагической смерти своего сына. Кинолента начинается откровенной сценой страстного секса, снятой в фирменном стиле Ларса фон Триера и завершающейся падением ребёнка из окна. Эта смерть травмирует психику женщины. После чего муж увозит её в загородный дом, где они отдыхали прошлым летом, надеясь, что это поможет обоим. Кинокартину не раз называли эротическим хоррором и выделяли в отдельный жанр. В интимных сценах здесь не использовали дублёров.

«Калигула» (1979)

Фото © Кадр из фильма

Фильм рассказывает о правлении римского императора Калигулы, вошедшего в мировую историю кровожадным и жестоким правителем. Откровенные сексуальные сцены в картине появились благодаря его продюсеру Бобу Гуччионе. Он, как издатель порножурнала «Пентхаус», захотел добавить их без ведома режиссёра уже после того, как съёмка была завершена.

Читать еще:  Шотландский художник. Marjory Sime

Уильямс, Эстер

Эстер Джейн Уильямс

Эстер Уильямс (англ. Esther Williams , род. 8 августа 1921 ( 19210808 ) ) — американская пловчиха, актриса и сценарист, звезда «водного мюзикла» 1940-х и 1950-х годов, получившая прозвище «Американская Русалка» и «Русалка Голливуда».

Содержание

Ранние годы

Эстер Джейн Уильямс родилась 8 августа 1921 года. Она была младшим ребёнком домохозяйки Булы Митрл Джилпин и художника Луиса Стентона Уильямса. У неё двое старших братьев: Стэнтон и Дэвид, и две сестры: Джун и Морин. За несколько лет до её рождения семья переехала из Солт-Лейк-Сити в пригород Лос-Анджелеса, Инглвуд, так как её брату Стэнтону прочили актёрскую карьеру. Но он неожиданно умер в 1929 году в возрасте шестнадцати лет.

В подростковом возрасте Эстер усиленно занималась плаваньем, параллельно заканчивая школу Glendale High School.
Выиграла три чемпионата США в 1939 году в Сиэтле, Вашингтоне и Майами в заплыве на 100 метров вольным стилем и брассом. В 1940 году должна была войти в состав Олимпийской сборной и участвовать в XII Летних Олимпийских играх. Состязания должны были происходить в Токио, но после начала в 1937 году второй японо-китайской войны Олимпийский комитет перенёс игры в Хельсинки. Но с началом Второй мировой об играх пришлось забыть.

В 1940 году одна из газет поместила у себя фотографии пловцов в купальных костюмах. Эстер сразу же заметили и пригласили принять участие в водных шоу «Aquacade», которые проходили на ежегодных всемирных ярмарках, на пляжах Сан-Франциско. Это было первое знакомство Эстер с шоу-бизнесом, и она не скрывала разочарования. Там встречалось и злоупотребление властью, и сексуальные домогательства, и нечестность агентов. Но водные шоу имели необыкновенный успех у зрителей и слухи о них дошли до Голливуда.

Кинокарьера

В киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» отмечали растущий интерес в обществе к здоровому телу, хорошим формам и спорту, позволяющему их добиться. В 1940 году они сняли фильм «Серенада солнечной долины», где главную роль сыграла Cоня Хени, чемпионка по фигурному катанию. Фильм имел небывалый успех.

Эстер Уильямс должна была стать продолжателем традиции спорта в кино. Это сулило зрительский успех и коммерческую прибыль. Но девушка вовсе не хотела быть кинозвездой. Кинокомпания смогла добиться её подписи под контрактом только спустя год уговоров. В первые месяцы на «MGM» она изучала манеры и ораторское искусство, брала уроки танцев и вокала.

Эстер дебютировала в 1942 году в фильме «Двойная жизнь Энди Харди». Дебют оказался громким и вскоре специально для неё был создан жанр «аквамюзикл», где основные вокально-хореографические номера исполнялись в воде. Публика была впечатлена. Уильямс получила прозвище «Русалка Америки».

Фактически, фильмы с участием Эстер Уильямс дали жизнь новому виду спорта — синхронному плаванью. Да и моду на купальники её картины определяют и сегодня.

Одним из самых знаменитых её фильмов — «Безумства Зигфилда», который собрал более 5 миллионов долларов в кинопрокате, а в 1947 на Каннском кинофестивале фильм победил в категории музыкальная комедия.

Всего же Эстер Уильямс сыграла около 20 подобных ролей и даже выиграла несколько внеконкурсных наград — в рамках вручения премий «Золотой Глобус» и «Золотое Яблоко».

В 1954 году Эстер Уильямс участвовала в создании сценария для фильма «Афина»

Личная жизнь

Со своим первым мужем Леонардом Коунером Эстер познакомилась в университете Лос-Анджелеса, где он изучал медицину. Позднее, она написала в автобиографии «он был умным, красивым, надежным… и скучным. Я уважала его интеллект, и его надежду на будущую карьеру в медицине. Он любил меня, и даже попросил выйти за него замуж». Они поженились 27 июня 1940 года в Лос-Альтосе, пригороде Сан-Франциско. Эстер тогда было восемнадцать лет. Этот брак продлился четыре года. В 1944 году они развелись.

Но уже через год Эстер вновь была замужем. На этот раз её избранником стал вокалист «Big Band» Бен Гэйдж, позже известный и как актёр. Свадьба состоялась 25 ноября 1945 года. Через три года, 6 августа 1949 года родился их первенец Бенджамин Стэнтон Гэйдж. Прошло чуть больше года, чем у маленького Бена появился младший брат, которого назвали Кимбэлл Остин. А ещё через три года, 1 октября 1953 года, в семье Гэйджев родилась и дочь, Сьюзен Тенни.

После четырнадцати лет совместной жизни супруги развелись. В автобиографии Уильямс писала, что он пил и проматывал её заработки. А сама она в то время имела романтические отношения с актёрами Джефом Чендлером и Виктором Матуром.

В последний день 1969 года она вышла замуж в третий раз. Её мужем стал аргентинский актёр Фернандо Ламас. Вместе они прожили двадцать два года. 8 октября 1982 года Ламаса не стало. Он умер от рака поджелудочной железы.

Через два года на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе Эстер познакомилась с Эдвардом Беллом. 24 октября 1994 года они поженились и до сих пор живут в своём доме в Беверли-Хиллз.

В мае 2008 в возрасте 57 лет умер сын Эстер Кимбэлл.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Сердце — это не только центральный орган, который обеспечивает ток крови по кровеносным сосудам, но и средоточие физической, чувственной и умственной жизни человека. Каббалисты называют сердце жилищем духа. Сердце может быть сосудом как для самых высоких стремлений человека, так и для самых низменных.

Оглавление

Сердце как средоточие жизненных сил [↑]

В Мишлей (4:23) говорится: «Больше всего хранимого береги сердце твое, потому что из него источники жизни». Мудрейший из людей — царь Шломо учит нас, что сердце — это средоточие всех жизненных сил организма, и недаром слово «сердце» встречается в Коэлет 37 раз, а в Мишлей — 81 раз!

Слово «сердце» употребляется в Торе в десятках метафор: ужесточить сердце, мудрость сердца, положить на сердце, поселить в сердце. Сердце может быть совершенным, чистым, добрым и справедливым, а может — лживым, упрямым и далеким от Б-га. Сердце чувствует голод и жажду; радость, горе и страх.

Рамбам подробно разбирает в «Морэ Невухим» все основные определения понятия «сердце». Например, он указывает, что, поскольку сердце находится в середине тела, это слово метафорически обозначает середину любой вещи: «…до сердца небес» «с сердцевине огня».

Рамбам пишет, что сердце служит вместилищем воли и желаний — как праведных, так и греховных. Если говорится, что «сердца едины» — это означает, что у всех было единое мнение. А если сказано, что «глупцы умирают, лишенные сердца» (Мишлей 10:21), подразумевается, что глупцы лишены истинного воззрения. Рамбам также указывает, что слово «сердце» может означать «разум»: «И пустой [вначале] человек обретает сердце…» (Иов 11:12), то есть [начинает] умопостигать.

Жилище духа [↑]

Почему именно понятию «сердце» свойственна такая многозначность? Мы знаем, что у каждого органа в теле человека есть не только физиологические функции. У него имеется духовный прообраз, с которым связаны духовные «функции» этого органа.

Читать еще:  Справочник фотографа. Canon против Nikon

Каббалисты пишут (например, в Нэфеш а-Хаим 1, 14 и в других местах), что сердце — жилище духа (руах). Из этого можно сделать вывод, что сердце отождествляется с самим человеком в большей мере, чем другие органы.

Поэтому сердце также орган чувств, ведь чувства человека в наибольшей мере отождествляют с ним самим, его сущностью. И когда Тора говорит (Дварим 4, 39): «Познай же ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу», это значит, что наша задача — сделать веру также нашим чувством, «положив ее на сердце».

Мудрость сердца [↑]

Читаем в книге Шмот (28:3), что Вс-вышний обратился к Моше: «Поговори со всеми мудрыми сердцем, которых Я исполнил духа мудрости». Что значит «мудрый сердцем» (хахам лев)? Это тот, у кого мудрость происходит от сердца, а не только от рассудка.

Мудрость сердца — это качество, которое зависит от самого человека. Он располагает свое сердце, готовит себя к тому, чтобы получить мудрость. Просто мудрый — это тот, кто умен от природы. Мудрый сердцем — это тот, кто хочет принять в свое сердце мудрость.

Царь Шломо еще в юности попросил у Вс-вышнего: «Дай Твоему рабу послушное сердце — (лев шомеа)… чтобы различать между добром и злом». И за это Вс-й дал ему «сердце мудрое и понимающее, лев хахам венавон».

Слова, в которые облек Шломо свою просьбу, проливают еще больший свет на ее суть. Он попросил дать ему чуткое, внимающее, мудрое сердце. Когда человек желает лишь одного — прислушиваться к голосу Б-га и понимать Его, он таким образом посвящает всего себя служению Б-гу. В этом и заключалось желание Шломо, и именно в этом состояла его мудрость. Шломо хотел получить чуткое сердце, всегда готовое внимать Создателю. Он стал обладателем дара мудрости только потому, что мудрость, к которой он стремился, была для него средством служения Б-гу, но не самоцелью.

Понимание сердца [↑]

Сказали мудрецы (Трактат Брахот 61а), что сердце — источник понимания. Это объясняется тем, что понимание зависит от чувства: чтобы понять что-либо, недостаточно внешнего знания, важно «прожить» это.

Поэтому в Танахе мысль описывается как «сказанное в сердце», например, (Берешит 17, 17): «И пал Авраам на лицо своё, и обрадовался, и сказал в сердце своём: чтобы у столетнего родилось! и Сара, девяностолетняя, родила!»; (Берешит 27, 41): «…и сказал Эсав в сердце своём: приблизятся дни плача по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего».

Существует два «вида» человеческой мысли: теоретическая мысль, место которой в мозгу, и мысль, которая выражает внутренние чувства человека. Место такой мысли — в сердце, так как сердце — источник чувств.

Рав Нисим Гаон в предисловии к своему комментарию к Талмуду пишет, что есть правила, которые зависят от понимания сердца, и понимание сердца обязывает человека эти правила выполнять. Другими словами, есть какие-то основы правил поведения и отношений между людьми, которые Б-г заложил в сердце каждого человека изначально. Например, чувство благодарности к тому, кто сделал тебе добро. Ощущение недопустимости грабежа, нарушения права собственности. Ощущение, что жена другого человека запрещена тебе. И многие другие внутренние ощущения такого рода.

Сердце как сосуд [↑]

Всевышний ждет от нас служения «всем сердцем». Так сказано в Торе, и так нам заповедано повторять каждый день: «И люби Всевышнего, Б-га твоего всем сердцем твоим…» (Дварим 6:5), «…любить Всевышнего, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей…» (Дварим 11:13). Чем чище сердце, чем больше человек работает над этой чистотой, тем выше уровень его служения, тем желаннее оно Вс-вышнему.

С другой стороны, сказано (Бемидбар 15:39): «…вы вспомните все заповеди Всевышнего и исполните их, и (тогда) не будете следовать сердцу вашему и очам вашим…». Оба эти отрывка мы произносим каждый день, читая Шма Исраэль. И, казалось бы, они противоречат друг другу.

Дело в том, что сердце — сложный «сосуд». Оно может быть наполнено высокими чувствами, сопереживанием, мудростью, преданностью служению, оно может слышать истину, а может быть наполнено страстями, необработанными эмоциями, эгоизмом, пламенем ложных идей. Человек не рождается совершенным, он должен много работать, исправляя себя.

Сердце фараона [↑]

Один из самых известных образов сердца как сосуда, полного злодейства, — это «отяжеленное сердце» фараона: «И сказал Всевышний Моисею: Иди к фараону, ибо Я отяжелил его сердце…» (Шмот 10:1). Фараон сначала совершал преступления по своему выбору, а потом Вс-вышний отяжелил его сердце, чтобы наказать его.

Так пишет Рамбам: «Если кто-то совершит великий грех или множество грехов, то в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле, Праведный Судья может лишить его способности к раскаянию… Поэтому написано в Торе: “И ожесточу Я сердце фараона” (Шмот, 4:21). За то, что он грешил прежде, делал зло Израилю, жившему в его стране… по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать его за все грехи. Потому-то и ожесточил Всевышний сердце фараона» (Законы раскаяния, гл. 5).

Когда мы говорим, что у человека нет сердца, мы имеем в виду, что он потерял способность сострадать людям. В физическом смысле у фараона, конечно, было сердце, но в духовном — оно ничем не отличалось от печени (слово «тяжелый», кавед, на иврите пишется так же, как слово «печень»), являясь обычным органом, который выполняет свои физиологические функции, но не умеет делать главного — сострадать людям!

О служении сердца [↑]

«И узнаешь сегодня, и поместишь на сердце свое». «Поместить на сердце» — означает: связать разум с духом, пребывающим в сердце.

Сказано в Талмуде: «Всевышний требует сердца» (Санедрин 106). Тора без сердца называется «внешней Торой», «только на словах». Восприятие Торы как интеллектуальной системы, а не как жизненной реальности, объединяющей внутренний мир человека с волей Творца, не приводит человека к приобщению к Творцу и к жизни Грядущего мира.

Молитву недаром называют «служением сердца». Это искренний порыв человека к Б-гу, наиболее непосредственное выражение любви к Нему. «И служите Г-споду, Б-гу вашему…» — сказано в Торе (Шмот, 23:25). И еще: «Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим…» (Дварим,6:5). Рамбам считает, что эти слова относятся к молитве.

В Нэфеш а-Хаим (1, 4) написано, что строение человека заключает в себе все силы духовных миров, а сердце человека, центр его тела, заключает в себе всё и соответствует Храму, центру мира, основе мироздания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector