Сокровища русской живописи Третьяковской галереи

Сокровища русской живописи Третьяковской галереи

10 живописных сокровищ Третьяковской галереи

Мария Трошенкова

В коллекцию Третьяковской галереи входят десятки тысяч шедевров русской живописи, графики, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства XI — начала XXI веков.

«Вечёрка» предлагает совершить своеобразную виртуальную экскурсию по знаменитому музею и вспомнить десять самых известных живописных полотен Третьяковки.

1. «Утро в сосновом лесу» (1889)

Широко известно, что четырех медвежат, резвящихся на упавшем стволе дерева, написал вовсе не Иван Шишкин, а Константин Савицкий. Первоначально картина, изображающая ранее солнечное утро в лесу, была подписана двумя авторами, однако после покупки полотна Третьяков стёр с него автограф Савицкого, посчитав, что живописная манера Шишкина превалирует и не оставляет места для второго художника.

Кстати, если спросить, сколько медведей изображено на картине “Утро в сосновом лесу”, многие отвечают, что трое. Так происходит из-за того, что популярные шоколадная конфета «Мишка косолапый», обёртку которой украшает репродукция шедевра Шишкина, в народе называют «Три медведя».

2. «Демон сидящий» (1890)

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

Прекрасный юноша с печальным взором, сидящий на скале в лучах заходящего солнца – таким художник Михаил Врубель изобразил Демона из одноименной поэмы Михаила Лермонтова. В своей работе живописец вместо кисти использовал специальный нож для смешивания красок, создав таким образом эффект витража. Напряженность Демона усиливается композиционно – фигура как будто старается уместиться в рамках картины и ей явно не слишком просторно.

3. «Боярыня Морозова» (1884-1887)

Колоссальное по масштабам (304 см на 587,5 см) произведение Василия Сурикова можно разглядывать часами, ведь у каждого образа на этой картины есть самостоятельная история. Центральным персонажем, разумеется, является старообрядица Федосия Морозова, сподвижница протопопа Аввакума. Царь Алексей Михайлович сослал боярыню в Пафнутьево-Боровский монастырь, после чего её заточили в монастырскую тюрьму, где она погибла от голода.

Первоначально картина о «расколоучительнице» задумывалась небольшой, но очень скоро Суриков понял, что полотно не вмещает все те образы, которые он замыслил изобразить.

В зале Третьяковки, где представлена «Боярыня Морозова», висят не менее знаменитые этюды — художник буквально собирал свое произведение по частям, прикалывая наброски к основному полотну. Среди всего многообразия лиц одно особенно приковывает взгляд – измождённое, бледное лицо Федосии Морозовой с её глазами то ли фанатички, то ли святой мученицы, нервным жестом правой руки и безжизненно сложенными на санях ногами.

4. «Троица» (1411 (1425-1427))

Самое знаменитое произведение иконописца Андрея Рублёва хранится именно в Третьяковской галерее. На иконе изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом — палаты Авраама, дерево — дуб Мамврийский, и гора Мориа. Ангелы расположены на иконе так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша, которую благословляют руки среднего и левого ангелов. Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трёх ипостасей Святой Троицы, в иконе Рублева становится круг — именно он положен в основу композиции.

В своей знаменитой иконе Рублёв изобразил ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в 18-й главе библейской книги Бытия. Это рассказ о том, как праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников. Во время трапезы ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака.

5. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1883-1885)

Полотно Ильи Репина часто называют «Иван Грозный убивает своего сына» — что, собственно, исчерпывающе указывает на сюжет. Художник изобразил русского царя Ивана V в один из самых страшных моментов его жизни – он держит на руках тело своего сына, которого он буквально минуту назад сам же и убил в порыве ярости ударом посоха в висок. Невидящими от ужаса глазами на нас смотрит безутешный, обезумевший от боли отец, пытающийся спасти своего сына.

Стоит отметить, что судьба картине досталась непростая: её запретил к показу сам император Александр III. К счастью, запрет действовал всего три месяца. В 1913 году Репину пришлось почти полностью переписывать лицо Ивана Грозного, после того, как картину изрезал ножом старообрядец и иконописец Абрам Балашов.

6. «Богатыри» (1881-1898)

Виктор Васнецов работал над образами трёх былинных богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – почти 20 лет. Принято считать, что прообразом Ильи Муромца (богатырь в центре, на вороном коне) послужил император Александр III, которого Васнецов очень уважал. Добрыня Никитич (богатырь слева, на белом коне) в былинах вовсе не является старым человеком, однако на картин он изображён в возрасте, с бородой, и весьма напоминает самого художника. Отважные воины едут дозором – нет ли где врага, желающего напасть на землю русскую. Тревожное настроение передают не только позы богатырей, но и налитое свинцовыми тучами небо, сулящее трудную битву.

7. «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)

О своей первой картине из цикла о Сергии Радонежском художник Михаил Нестеров уверенно говорил: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей».

Картина пересказывает сюжет из «Жития Преподобного Сергия» Епифания Премудрого: отрок Варфоломей пошёл по приказу отца в поле искать коней и увидел под дубом старца-черноризца, саном пресвитера. Старец молился, отрок подошел к нему и поведал скорбь своей души. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о просвещении дитяти свыше, затем, достав ковчег, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, съешь: сия даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания».

8. «Купание красного коня» (1912)

Самая известная работа художника Кузьмы Петрова-Водкина с противоречивым и на первый взгляд незатейливым сюжетом, как и водится, с множеством скрытых смыслов. На первом плане – огромный конь ярко алого цвета и бледный юноша-всадник. Конь погружается в зеленоватые волны водоёма, в котором купают своих лошадей ещё два наездника.

Искусствоведы считают, что немалое влияние на Петрова-Водкина оказала иконопись – как в композиции, так и в колористике. Очень может быть, что изначально конь был гнедым, а красным стал из-за того, что художник вдохновился новгородскими иконами, где лошадей нередко изображали в красном цвете.

9. «Чёрный супрематический квадрат» (1915 год)

Казимир Малевич загадал загадку на все времена – над интерпретацией его полотна бьются уже почти век, версий множество, но, похоже, правда для каждого своя. Кто-то видит в изображенном на белом холсте черном квадрате свою философию жизни, для кого-то это просто прямоугольник, ничем не примечательный и не несущий никаких скрытых смыслов. Кто-то уверен, что Малевич писал нечто, а потом просто закрасил неудачный эскиз черной краской – но экспертизы показали, что никакого второго слоя у картины нет…

10. «Явление Христа народу» (1837-1857)

Александр Иванов создавал своё масштабное творение в Италии на протяжении долгих двадцати лет. Сейчас полотну размером 540 см на 750 см посвящён отдельный зал галереи. Рассматривать «Явление Христа народу» важно с расстояния – именно так зритель вместе с изображёнными на полотне людьми приобщается к чуду.

Известно, что одного из персонажей картины Иванов писал с Николая Гоголя, с которым был очень дружен. Черты литератора угадываются в ближайшем к Христу мужчине в красном одеянии.

[OBJ Третьяковская галерея за 10 минут]

Знаменитые иконы из коллекции Третьяковской галереи

Т ретьяковская галерея — одно из главных музейных собраний в России. Ее история началась с коллекции Павла Третьякова, который собирал картины русских художников и в 1867 году представил их широкой публике. Основной корпус галереи находится в Лаврушинском переулке: здесь можно увидеть шедевры русского искусства XI — начала XX веков.

Мы выбрали пять икон из постоянной выставки «Древнерусское искусство. Домонгольский период», которые можно рассмотреть в приложении дополненной реальности Artefact. Узнайте, как появилось предание о Спасе Нерукотворном, какой князь заказал новгородскую икону Димитрия Солунского и образ какого святого царь Иван Грозный лично привез в Москву из Великого Новгорода.

Спас Нерукотворный. Прославление Креста

В Третьяковской галерее хранится самая ранняя из сохранившихся русских икон с изображением Спаса Нерукотворного. С XII столетия этот сюжет часто использовали в храмовых росписях. Исследователи считают, что икону написали примерно в 1191 году для церкви Святого Образа в Великом Новгороде. В середине XVI века ее привезли в Успенский собор Московского Кремля.

По православному преданию, тяжело больной эдесский царь Авгарь верил, что изображение Христа поможет ему выздороветь. Он послал к Иисусу художника, чтобы тот нарисовал его. Однако картина не удалась. Тогда Христос умыл лицо и приложил к нему плат — кусок холста, на котором остался отпечаток его лика. Плат оказался чудотворным и исцелил царя. В 944 году полотно перенесли из древнего греческого города Эдессы в Константинополь и поместили в церкви Богоматери Фаросской. Там же хранились несколько частей Креста Господня, терновый венец, копье, гвозди, которыми распяли Христа, погребальные пелены и багряница — торжественная верхняя одежда или пурпурная мантия. Некоторые из этих предметов изображены на обороте иконы, в композиции «Прославление Креста».

В отличие от других образов Спаса Нерукотворного, которые были созданы примерно в одно время, на иконе из Третьяковки не изображен сам плат, а виден только лик Христа.

Святитель Николай Чудотворец с избранными святым

Византийские и древнерусские мастера чаще всего изображали Николая Чудотворца по пояс, облаченным в святительское одеяние. Правая рука его поднята в жесте благословения, а в левой он держит Евангелие. По легенде, в 1564 году царь Иван Грозный привез эту икону из Великого Новгорода. Она хранилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, откуда и попала потом в Третьяковскую галерею.

На верхнем поле иконы можно увидеть поясные изображения мучеников Косьмы и Дамиана, святых братьев-врачевателей. Между ними расположена Этимасия — престол, который предназначен для второго пришествия Иисуса Христа. На боковых полях иконы в полный рост изображены святые Борис и Глеб, мученики Фрол и Лавр, а также преподобная Евдокия и мученица Домна. На нижнем поле видны поясные фигуры святой мученицы Параскевы и ее сестры Фотинии. Все эти святые могли быть покровителями тех людей, которые заказали икону.

Изображения на полях иконы выполнены в манере, которая предвосхищала живописные приемы, характерные для новгородской живописи XIII века: легкие и прозрачные краски, мягкие контрасты белых бликов и фона. Лицо Николая Чудотворца изображено в сдержанной цветовой гамме. Длинный, тонкий, чуть изогнутый нос и асимметричная постановка глаз создают образ аскета, мыслителя и философа.

Великомученик Димитрий Солунский на престоле

Князь Всеволод III Большое Гнездо — в крещении он принял имя Димитрий — правил во Владимиро-Суздальском княжестве. Его небесным покровителем считался великомученик Димитрий Солунский. В честь него князь заказал икону, на которой святой был изображен сидящим на троне. Сначала она была храмовым образом одной из церквей, затем ее перенесли в придел Димитрия Солунского в Успенском соборе города Дмитрова.

По преданию, святой Димитрий происходил из знатного рода и был проконсулом — управляющим греческого города Салоники (на Руси его называли Солунь). Он исповедовал христианскую веру, поэтому попал в немилость к римскому императору. По указу правителя Димитрия заточили в темницу, а затем казнили.

Тронные изображения воинов-мучеников редко встречаются в византийском и древнерусском искусстве. Торжественный образ Димитрия Солунского напоминал об идеальном правителе и воине — защитнике города, поэтому святого изобразили с княжеским венцом.

Успение Богоматери

Новгородские мастера создали икону «Успение Богоматери» для церкви Рождества Богородицы, которая находилась в Десятинном монастыре. В 998 году его основал первый новгородский епископ Иоаким.

Помимо усопшей Богоматери на ложе и Христа с ее душой на руках, здесь представлен сюжет о путешествии апостолов в дом Иоанна Богослова, где умирала Мария. По преданиям Нового Завета, апостолы в тот момент находились в разных странах, где проповедовали учение Христа. Чтобы они успели проститься с Богородицей, ангелы чудесным образом перенесли их на облаках к ее ложу.

Иконописец использовал для этой работы темперу — краску на основе натурального порошкового пигмента и яичной эмульсии. Ее наносили на специально подготовленную деревянную основу. Мастер опирался на традиции византийского искусства XI–XII веков, о чем говорит большой размер — 155х128 сантиметров, симметричная композиция и много свободного пространства на фоне.

Богоматерь Великая Панагия

В 1919 году в одной из кладовых Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле обнаружили икону «Богоматерь Великая Панагия». Вероятно, она была создана для монастырского собора, который заложили еще в 1216 году, во времена ярославского князя Константина Всеволодовича.

Икона относится к одному из самых известных типов изображения Богоматери — Оранта (от латинского слова orans — «молящийся»), поэтому ее еще называют «Ярославская Оранта». На образах такого типа Богородицу писали с поднятыми руками и с Христом в медальоне на груди. Некоторые исследователи считают, что такая поза восходит к древней иконе Влахернского храма в Константинополе — Богоматери Влахернитиссы.

Шедевры Третьяковской галереи

Одно из крупнейших в мире собраний русской живописи, Третьяковская галерея основана купцом и меценатом Павлом Третьяковым, который с 1850-х годов собирал произведения лучших художников своего времени. Наш материал — о самых ценных её сокровищах.

«Явление Христа народу» А.А. Иванов

А.А. Иванова можно назвать «художником одной картины». Эпическое полотно «Явление Христа народу» он писал 20 лет. На картине изображен момент сошествия Христа к реке Иордан и встречи его с Иоанном Крестителем. Моделями для многих персонажей картины послужили реальные люди – в частности, сам художник и его друг Н.В. Гоголь.

Картина была выставлена в Санкт-Петербурге в мае 1858 года, а через полтора месяца художник скончался. Когда в 1925 году картину было решено переместить в Третьяковскую галерею, для громадного полотна размером 5,4 х 7,5 метров не нашлось подходящего по размеру помещения, и для нее к основному зданию галереи пришлось пристраивать отдельный зал.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» («Иван Грозный убивает своего сына»), И. Е. Репин

До сих пор точно не известно, действительно ли Иван Грозный убил своего сына в припадке ярости, или это историческая легенда. Но это и неважно. На картине И.Е. Репина изображено главное – глубинная сущность зла, выросшего из упоения властью, деспотизма и вседозволенности. Это не только ошеломляющее по силе воздействия полотно, но и яркий индикатор человеческой злобы и нетерпимости.

Картина «Иван Грозный» стала первым в истории России произведением живописи, которое подверглось цензуре. Император Александр III запретил П. Третьякову, который купил картину, выставлять ее либо показывать частным образом. Сам Третьяков испытывал настолько сильное негативное эмоциональное воздействие этого произведения, что ему пришлось переместить полотно в отдельное помещение. В 1913 году картина подверглась вандализму – была изрезана неуравновешенным старообрядцем-иконописцем. В 2013 г. группа агрессивных православных активистов попыталась организовать удаление картины из экспозиции музея.

«Апофеоз войны» В.В. Верещагин

«Апофеоз войны» — глубоко символичная картина знаменитого художника-баталиста Верещагина, которому довелось участвовать в военных действиях по всему миру, от Балкан до Туркестана, Индии и Китая. Это яркий и выразительный протест против войн и насилия.

Сам Верещагин с горькой иронией определял жанр своей картины так: «если не считать ворон, то это натюрморт, в переводе с французского «мертвая природа»». Действительно, огромная гора черепов, иссеченных саблями и пробитых пулями, в иссохшей каменной пустыне под ярко-синим небом – «мертвая природа», закономерный итог любых военных конфликтов. На раме картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

«Боярыня Морозова» В. И. Суриков

Эпическое историческое полотно было написано В. Суриковым по мотивам «Повести о боярыне Морозовой» — жизнеописания героини старообрядческого движения, которое было популярно в его родных сибирских краях. Картина «Боярыня Морозова» до сих пор остается одной их центральных в экспозиции Третьяковской галереи. Критики того времени сравнивали ее с «персидским ковром» за изображение пестрой многоликой толпы, образующей своеобразный «узор». Примечательно, что лица всех изображенных персонажей, даже второстепенных, строго индивидуальны и тщательно выписаны. Для этой картины Суриков создал более сотни портретных этюдов!

«Кружевница» В. А.Тропинин

До 47-летнего возраста В.А. Тропинин был крепостным. Правда, его хозяин, граф Морков, заметил художественное дарование юноши и на несколько лет отправил его учиться в петербургскую Академию художеств, но позже Тропинину пришлось долгие годы совмещать обязанности придворного живописца и слуги. Он получил «вольную» лишь в 1823 г., и в этом же году написал картину «Кружевница», поразившую художественных критиков лиризмом и непосредственностью. Произведение пронизано духом интимности и радости повседневной жизни. Задушевные женские образы Тропинина стали классикой русской живописи, а его самого называли «Русским Рембрандтом».

«Утро в сосновом лесу» И. Шишкин, К. Савицкий

Картина «Утро в сосновом лесу» больше известна в России под народным названием «Три медведя». Во времена СССР выпускались популярные шоколадные конфеты «Мишка косолапый», на обертке которых была изображена репродукция этого произведения. На самом деле медведей на картине четыре, а не три. Затянутый утренним туманом вековой бор принадлежит кисти непревзойденного мастера пейзажа И. Шишкина, забавных медвежат написал художник Константин Савицкий. Но после приобретения картины П. Третьяков стер подпись Савицкого, поэтому ее авторство долго приписывали одному Шишкину.

«Демон сидящий» М. Врубель

Врубелевские образы демонов – уникальное явление в русской живописи. Они не имеют ничего общего с библейским воплощением зла. Демоны Врубеля олицетворяют силу и величие человеческого духа, обуреваемого сомнениями, скорбью и страданиями. Наиболее выразителен в этой галерее образов «Демон сидящий». Он воплощен в образе юноши, словно зажатого между верхней и нижней гранью картины на фоне пылающего заката. Эффект тревоги и смятения подчеркивает специфическая, неповторимая живописная манера Врубеля, — резкие вибрирующие мазки, напоминающие мозаику. Вопреки распространенному мнению, «Демон» написан еще до того, как Врубель начал иллюстрировать одноименную поэму Лермонтова.

«Богатыри» В. Васнецов

«Богатыри» — не только самая известная картина В. Васнецова, но и одно из самых популярных художественных произведений в России. Ее знают все от мала до велика, чаще под названием «Три богатыря». Богатырская тематика – основа народной мифологии Руси. Имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, доблестных защитников русского народа, знакомы нам с детства.

В. Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, доводя до совершенства каждую деталь. Он считал эту работу своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом». Меценат Савва Мамонтов построил в имении Абрамцево отдельный павильон, где Васнецов мог работать над огромным полотном. Прообразом Ильи Муромца стал кузнец из Абрамцева Иван Петров, Алеши Поповича – младший сын Мамонтова Андрей. А вот Добрыня Никитич – собирательный образ самого художника, его отца и деда.

«Девочка с персиками» В.А. Серов

«Девочка с персиками» — одно из самых радостных, свежих и лирических живописных полотен конца XIX века. Она была написана двадцатидвухлетним В. Серовым в Абрамцево – усадьбе мецената Саввы Мамонтова, где часто собирались известнейшие художники того времени. На портрете изображена дочь хозяина, 12-летняя Вера Мамонтова. Кстати, персики, разложенные на столе, вовсе не были привезены из теплых краев, их выращивал в оранжерее усадьбы садовник-виртуоз. Позже В. Серов стал одним из лучших портретистов Европы и увековечил многих знаменитых современников, но «Девочка с персиками» до сих пор остается самой известной его работой.

«Купание красного коня» К.П. Петров-Водкин

«Купание красного коня» К. Петрова-Водкина – одно из самых необычных и символичных живописных произведений начала ХХ века. Оригинальная сферическая перспектива и цветовая гамма картины созданы под влиянием традиций русской иконописи и итальянских фресок. Когда критики обвинили художника в том, что красных коней не бывает, он показал им древнерусские иконы, на которых кони были того же цвета. В русской иконописи красный цвет обозначает величие жизни, а иногда и жертву. Современники считали картину Петрова-Водкина пророческой и ассоциировали красного коня с Россией, которую не в силах удержать юный хрупкий всадник.

10 потрясающих шедевров Третьяковской галереи

В коллекции ведущего музея России собраны самые значимые произведения русских художников. Это около 200 тысяч экспонатов, которые выставить одновременно практически невозможно. Всем известны её масштабные шедевры, такие как «Три богатыря» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Явление Христа народу» Иванова. Большинство художественных произведений галереи не так широко разрекламированы, но являются неоспоримыми шедеврами, имеющими свои тайны и интересную историю. Перед вами именно такие картины Третьяковской галереи, которые имеют огромную культурную ценность.

«Завтрак аристократа» П. А. Федотов (1847)

Небольшая картина 51×42 см, выполненная художником Федотовым П.А., светится озорством и юмором. Комната обставлена дорогой мебелью, стены увешаны картинами, хозяйский пудель подстрижен по последней моде. На фоне этого видимого благополучия молодой франт в дорогой шелковой домашней одежде завтракает обычным куском чёрного хлеба. Нежданный гость прервал его трапезу. Аристократ в растерянности пытается скрыть кусок хлеба под развёрнутой книгой. Во рту за щекой застыл непережёванный кусок.

Художник остро высмеивает новоявленных безденежных аристократов, готовых месяц есть один хлеб ради покупки модных дорогих штанов. Главная цель героя картины — создать видимость своего благополучия. А если вдруг застать такого аристократа врасплох? Картина актуальна и в наше время, когда многие стремятся пустить пыль в глаза любыми средствами, не имея за душой ни гроша.

«Воспитанница» Н. В. Неврев (1867)

Мастер бытового жанра Неверев Н.В. (автор знаменитого «Торга») один из первых открыто показал обществу всю мерзость и жестокость крепостничества. В картине «Воспитанница» он продолжил тему торговли людьми уже после отмены крепостного права.

Действие происходит в доме богатой дамы, которая проявляет «заботу» о девушке-сироте. Быть может, это бывшая крепостная, которую воспитали соответствующим образом или бедная родственница-бесприданница. В гостиной хозяйки собрались гости: молодой офицер, мелкий служащий и поп. Дама представляет господам свою юную воспитанницу.

Атмосфера в гостиной напряжённая и отталкивающая, ведь девушку предлагают в качестве содержанки за определённую мзду. Идёт скрытая торговля, кто больше даст за неё хозяйке. Молодой офицер отвернулся, пытаясь изобразить непричастность к происходящему. Мадам настойчиво рекомендует воспитаннице служителя церкви, так как он более состоятелен, чем остальные присутствующие.

«Богатый киргизский охотник с соколом» В. В. Верещагин (1871)

В конце 19 века Российская империя стала разрастаться за счёт экспансии в Средней Азии. Молодой художник попал в экспедицию по Туркестану, где плодотворно работал и гостил у своего друга Байтика Канаева — киргизского батыра, представителя высшей знати племени соло. С ним он познакомился и подружился ещё в столице на приёме у императора Александра II.

Байтик Канаев увлёкся творчеством Верещагина и с удовольствием позировал ему в национальной одежде со своим пернатым охотником. Содержать такую хищную птицу мог только знатный представитель племени. Сокол на руке подчёркивает статус Байтика Канаева.

«В праздник» Н. Д. Кузнецов (1879)

Выходец из Одесской области, член Академии художеств, передвижник Кузнецов Н.Д. славился как портретист и художник бытового жанра. На его полотне «В праздник» изображён прекрасный летний пейзаж. Бескрайние степные просторы южных областей Малороссии выписаны настолько реалистично, что хочется глубоко вдохнуть воздух, насыщенный ароматами степных трав.

В этой траве лежит молодая женщина в праздничном украинском наряде. Её правая рука закрывает от солнца лицо, а левая лежит на животе, лицо напряжено и не выражает никаких эмоций. Наконец она смогла спокойно полежать и отдохнуть в одиночестве, вдали от семьи.

Крепостничество уже отменено, но крестьянский труд в летнюю страду не изменился, он оставался тяжёлым и изнурительным. И только в церковные праздники работа не разрешалась, так как считалась грехом.

«Больной муж» В. Максимов (1881)

Художник в детстве пережил безвременную смерть отца, и в 1881 году он перенёс свои горькие детские воспоминания на небольшое полотно «Больной муж». На нём мастерски отражена атмосфера глубокого отчаяния из-за болезни отца семейства. В то время потеря кормильца — это самое страшное, что могло случиться с семьёй. Даже потеря ребёнка была не так ужасна.

Действие происходит в простой крестьянской избе. В ней ютится бедность и крайняя нужда. И без того семья жила впроголодь, перебивалась небольшими заработками мужа от ловли рыбы. На убогой кровати, покрытой простой соломой, лежит тяжелобольной мужчина. Его жена стоит на коленях и горячо молится о его выздоровлении. Художник сочувствует происходящему и передаёт зрителю все свои эмоции. Это полотно — настоящий шедевр, получивший наивысшие оценки критиков.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» И. Е. Репин (1885)

Эта картина появилась под впечатлением от убийства императора Александра II. Об этом говорит конкретная дата в названии картины. Трагическая гибель царевича Ивана от руки отца Ивана Горозного изображена художником настолько реалистично, что вызывает у зрителя психологическое напряжение. С безумным взглядом царь прижимает к себе голову убитого сына. Из раны на голове царевича хлещет алая кровь. Она стекает сквозь пальцы царя, ложится пятнами на шелковых одеждах царевича, она — везде.

Картина ярко передаёт весь ужас происшедшего. Дважды эту работу пытались испортить психически неуравновешенные посетители галереи. Несмотря на то что она хранилась под стеклом, в 2018 году картина подверглась повторному нападению. Стекло было разбито, и картина получила два существенных повреждения.

Из-за эмоций, которые возникают при просмотре картины, полотно никогда не покидает стены галереи.

«Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче» В. Г. Шварц (1860-е гг.)

В середине 19 столетия многие русские художники обратились к историческому жанру. В России возрос интерес к прошлому страны, стала развиваться археология и этнография. Допетровская эпоха первых из династии Романовых привлекала своей самобытностью и красочностью. На полотне Шварца В.Г. изображена обыденная сценка выезда царицы на богомолье.

Длинный царский поезд в окружении колоритной охраны проезжает через подмосковное село. Из домов вышли крестьяне и кланяются пышному царскому выезду. Карета царицы обшита золотой парчой, на её передней стенке красуется двуглавый герб. Далее в ярких каретах следует близкое окружение царицы. Художник мастерски изобразил костюмы и повседневный быт жителей тогдашней России.

«Дебри» И. И. Шишкин (1881)

Картина знаменитого русского пейзажиста «Дебри» — фотографически точное изображение глухой тайги. Размер полотна 144×95 см. Труднопроходимый лес, вросший корнями в каменистую почву, прописан до мельчайших подробностей. Тонкие стволы сосен с чешуйчатой корой освещены тёплым вечерним светом и смотрятся контрастно на тёмном фоне.

Следует учесть, что полотна такого размера Шишкин писал в студии по небольшим этюдам. Мастерство и уникальная память художника позволяли создавать за короткое время потрясающие по сложности пейзажи.

«Царевна-Лебедь» М. А. Врубель (1900)

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина и одноимённая опера Н.А. Римского -Корсакова, где партию Лебедя исполняла жена художника, навеяли Врубелю идею создания необычного портрета. Надежда Врубель позировала мужу. Сказочная и таинственная царевна получилась очень чувственной и чарующе прекрасной. Она застигнута в момент превращения из царственной птицы в человека.

Дивное белоснежное оперение, огромные серые глаза царевны зачаровывают своей неземной красотой. Кажется, что царевна источает нежное жемчужное сияние на фоне мрачного морского пейзажа.

«Заморские гости» Н. К. Рерих (1901)

Это роскошное по красоте полотно словно продолжает сюжет предыдущей картины и напоминает иллюстрацию к сказке о царе Салтане, где сказочные гости едут к острову Буяну на своих диво-ладьях. На самом деле, Рерих изобразил историческое прибытие варягов на Русь.

Стиль модерн успешно соединяет живопись и декоративно-прикладное искусство. Это единение позволяет художнику передать красоту ладьи, которая вырывается из рамок картины и стремительно движется на зрителя. Это ощущение возникает из-за изгиба ярких парусов, их отражения в волнах реки и белоснежных чаек, кружащих над волнами.

Достопримечательности России. Государственная Третьяковская галерея

Краткое содержание:

В экспозиции Третьяковской галереи более 180 000 картин, икон и скульптур. А началась она с коллекции Павла Третьякова, которая после его смерти выросла в 100 раз!

История галереи

В 1856 году один из владельцев Новой Костромской Мануфактуры купец Павел Третьяков купил две картины. С них началась будущая галерея.

В Петербурге Третьяков увидел коллекцию картин Федора Прянишникова. Его поразили работы Тропинина, Венецианова и особенно «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Федотова. Владелец коллекции предложил ее за 70 000 рублей. У Третьякова таких денег не было, и тогда Прянишников рекомендовал покупать картины у самих художников: так дешевле.

Павел Михайлович отправился в мастерские столичных живописцев, и у Николая Шильдера увидел работу «Искушение»: на кровати тяжело больная женщина, а рядом сваха с предложением выгодного брака ее дочери. Героиня картины отказалась, но решимость ее таяла, ведь матери срочно нужны были деньги на лекарства. Этот сюжет всколыхнул самого Третьякова, чья возлюбленная в такой же ситуации не смогла отклонить предложение богатого ухажера. Павел Михайлович никому не раскрывал эту тайну, чтобы сохранить доброе имя девушки, но картину Шильдера купил. Так определился принцип коллекции: никаких парадных портретов — только реализм и живые сюжеты.

Павел Третьяков пополнял коллекцию на протяжении всей жизни. Располагалась она в его доме в Лаврушенском переулке. Третьяковы купили его у купцов Шестовых еще в 1851 году. А в 1860 Павел Михайлович написал первое завещание, где выделял 150 000 рублей на создание галереи картин русских художников. На это благое дело он завещал свое собрание и предлагал выкупить еще несколько коллекций. Его брат, Сергей Третьяков, также был коллекционером, но собирал западную живопись.

Картины русских художников

Павел Михайлович отдавал предпочтение исключительно русским художникам.

Например, он не покупал картины Семирамидского, так как тот свою лучшую работу подарил Кракову. При выборе картин Третьяков полагался на свой вкус. Однажды на выставке передвижников искусствоведы бросились критиковать «Варфоломея» Нестерова. Они убеждали Третьякова, что картину нужно убрать. Выслушав доводы, Павел Михайлович ответил, что купил эту работу задолго до выставки, и приобрел бы вновь даже после гневной тирады оппонентов.

Вскоре Третьяков стал оказывать огромное влияние на развитие искусства. Он мог требовать у художников внести правки. Он заказывал портреты тех лиц, которых считал достойными для галереи. Так там появились Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин. А Константина Тона или Аполлона Майкова для него будто не существовало.

«Каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею, а моей — тем более: ведь мой отец давно объявил мне полусерьезно, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я — «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее». М. Нестеров

Правда, у Третьякова появился соперник на поприще коллекционирования. И какой — сам Александр III! Царь приходил в ярость, когда на выставках передвижников видел на лучших работах пометку «Собственность П.М. Третьякова». Но нередко ему удавалось перебивать предложенную Павлом Михайловичем цену. Так уже Николай II в память об отце выкупил у Сурикова за баснословные деньги «Покорение Сибири Ермаком». Художник пообещал эту картину Третьякову, но не устоял перед выгодной сделкой. А меценату он бесплатно отдал эскиз работы. Он до сих пор выставляется в галерее. Все это не мешало расти собранию Третьякова, и архитектор Каминский несколько раз перестраивал здание галереи.

Зимой 1887 года от скарлатины умер любимый сын Павла Третьякова. Последними его словами была просьба сходить в церковь. И тогда Павел Михайлович начал собирать иконы.

В 1892 году после смерти Сергея Третьякова коллекции братьев соединились. Павел Михайлович подарил их и здание в Лаврушенском переулке Москве. Так появился музей Третьяковская галерея.

На момент основания собрание включало 1 369 картин, 454 рисунка, 19 скульптур, 62 иконы. Павел Третьяков получил звание почетного гражданина Москвы и до самой смерти оставался попечителем Третьяковской галереи. Он продолжал пополнять коллекцию Третьяковки за свой счет. И это требовало расширения экспозиционной площади, поэтому к особняку пристраивали все новые помещения. При этом галерея носила имя обоих братьев, хотя, по сути, была коллекцией Павла Михайловича.

После смерти мецената, фасад Третьяковской галереи перестроили по эскизам В.М. Васнецова в виде сказочного теремка. Над входом в музей появился барельеф святого Георгия Победоносца и название, написанное древнерусской вязью.

В 1913 году Московская городская дума назначила попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря. Он превратил Третьяковку в музей европейского типа с экспозицией по хронологическому принципу.

Изменились и принципы выбора картин для коллекции. Уже в 1900 году галерея купила у фон Мекка васнецовскую «Аленушку». Ранее отвергнутую Третьяковым. А в 1925 вопреки завещанию основателей Третьяковки, ее коллекцию разделили. Часть собрания передали в Музей западной живописи (сейчас Музей Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), а некоторые картины увезли в Эрмитаж.

Но в собрании Третьяковской галереи остались настоящие сокровища. Наиболее полной является коллекция искусства второй половины XIX века — равных ей нет. Вот лишь некоторые шедевры Третьяковки: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Троица» А. Рублева, «Апофеоз войны» В. Верещагина, «Буря» И. Айвазовского, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Богатыри» В. Васнецова, Портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского, «Неизвестная» И. Крамского, «Золотая осень» И. Левитана, «Тройка» В. Перова, «Неравный брак» В. Пукирева, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Княжна Тараканова» К. Флавицкого. Есть отдельный зал, где экспонируется «Явление Христа народу» А.А. Иванова. Во Врубелевском зале можно увидеть «Принцессу Грезу», «Царевну-Лебедь», майолики. А картины П.А. Федотова обычно сопровождали стихи.

Интересные факты о картинах галереи

Есть среди сокровищ Третьяковской галереи и настоящие тайны.

Например, на картине «Утро в сосновом лесу» автором указан только Шишкин, хотя медведей написал Савицкий. Но Павел Третьяков, которому не рассказали о втором авторе, лично скипидаром стер подпись Савицкого.

На картине Рокотова «Неизвестный в треуголке» изображена женщина. Изначально это был портрет первой жены друга художника. Когда, овдовев, он женился второй раз, то попросил Рокотова пощадить чувства второй жены, и живописец нанес второй слой, превратив женщину в мужчину, но не тронул лицо.

А когда в 1885 году Павел Михайлович купил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», ему запретили ее выставлять. Сначала он показывал полотно в узком кругу, а потом повесил его в специальной комнате. В 1913 году в галерею пришел старообрядец Абрам Балашев с ножом в сапоге и исполосовал полотно. К счастью, картину удалось отреставрировать.

25 мая 2018 года полотно Репина опять пострадало: житель Воронежа Игорь Подпорин разбил стекло и порвал холст. Он объяснил свои действия тем, что картина изображает недостоверные события.

А 27 января 2019 года прямо на глазах посетителей из галереи украли полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым».

Преступника быстро нашли, и картину вернули. Сейчас Третьяковская галерея встречает гостей сказочным фасадом. А во дворе стоит памятник основателю — П.М. Третьякову. Он сменил монумент И.В. Сталину работы С.Д. Меркулова 1939 года.

Читать еще:  Современные художники Италии. Rocco Normanno
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector