Современное искусство Индии

Современное искусство Индии

Современное искусство Индии

Индийское современное искусство

В Индии в последние годы увеличивается интерес к искусству современных художников. Некоторые пространства галерей и выставочных залов специально перестраиваются, чтобы можно было показать крупные инсталляции, сложные проекты видеоарта или мультимедийные инсталляции. 3 характерных примера в Дели — галерея «Пространство», Вадехра арт-галерея, Талвар-галерея, которую многие считают лучшей галереей современного искусства, недавно открыла второй филиал, чтобы демонстрировать сложные арт проекты и ещё филиал в Калькутте.

Помимо аукционов, вернисажей, в южном районе Дели возник Центр KHOY с мастерскими для художников. Это единственная институция в стране, где разрабатывались проекты, программы для художников. В справочно-информационном зале имеются каталоги разных выставок и подшивки статей про современных индийских художников. Пуджа Суд, энергичный директор-основатель Центра KHOY, борется за то, чтобы Центр мог полноценно функционировать: «Правительство отказалось поддерживать современное искусство» — сказала она. Только частный сектор оказывает помощь подобным институциям и новому искусству. Однако в художественных кругах Индии сегодня царит разочарование и фрустрация. Никхил Чопра, молодой перформансист из Мумбаи, говорит: «Я не могу поверить, что в стране с более миллиардным числом жителей, имеется не более 10 примитивных художественных школ, нет музея современного искусства, нет реального финансирования, нет группы хорошо подготовленных кураторов по современному искусству, нет арткритики в периодической печати.[17] И существует лишь один серьёзный журнал по искусству («Искусство Индии»), мало крупных коллекционеров современного искусства. Другими словами, в стране нет настоящей инфраструктуры в сфере современного искусства».

И всё же появляются признаки улучшения ситуации. В Калькутте собираются строить музей современного искусства. В 2008 году здесь открылся Фонд Деви-арт по инициативе крупного молодого коллекционера Акунама Поддара для демонстрации его коллекции работ современных художников, организации выставок, лекций и конференций. В Университете имени Джавахарлара Неру в Дели появилась Школа искусств и эстетики с очень сложной программой по истории искусства и исследованиями в сфере культуры.

Лишь в последние годы художники Индии получили возможность выставляться вместе со своими европейскими и американскими коллегами. А те, кто не выезжают за границу, через интернет могут увидеть всё, что пожелают и найти свою идентичность на текущей глобальной художественной арене. И в их искусстве больше не прослеживается «исключительное проявление индийского духа» ни по сюжету, ни по стилю. Тем не менее, многие индийские художники, по их утверждениям, противостоят глобалистским вкусам. «Мы путешествуем, становимся всё более информированными и это дает нам полезнее для творчества знания» — говорит Субодх Гупта. — «Но в моих произведениях эти стальные горшки, кастрюли, кухонные приборы появляются из моего детства в среде низшей прослойки среднего класса, возникают из воспоминаний о семье и ритуалов, связанных с едой».

Однако не все так честно относятся к своему труду. Главный редактор журнала «Искусство Индии» Абхей Сардесаи говорит, что многие современные индийские художники либо слишком зацикливаются на местном контексте, либо чрезмерно акцентируют глобалистские теденции, в зависимости от вкусов заказчиков, эксплуатируя привычные символы индийской культуры так, чтобы, извлекая, утрируя местный контекст, сотворить нечто зрелищное для потребителей Запада.

Гайятри Синха, критик и куратор из Дели, считает, что в большей степени, чем какой-то иной источник влияния, политика южного континента формирует контекст, где сотворяется индийское искусство сегодня. Самый выдающийся живописц Индии Хуссейн своё 95-летие в 2010 году отмечал в изгнании, вынужденный покинуть родину из-за угроз и покушений на его жизнь индуистских фундаменталистов. Его обвиняют в том, что на своих картинах он изображал богов и богинь обнажёнными.И всё же, эти трения в некоторых случаях могут стать источником мощного творческого вдохновения. «Это крайне нетерпимое, крайне расистское общество» — сказал Канвар в интервью. — «Индийских художников показывают по всему миру. И каждый день они решают, как будут вести себя по отношению к обществу, вступать ли с ним в противостояние, сохранять ли критический настрой или делать работы для рынка».[24]

Но в настоящий момент мир искусства Индии переписывает последнюю страницу своей истории в яростном темпе.

Индия. Новое искусство

Крупнейшая выставка современного индийского искусства

Третьяковская галерея и Музей искусств Киран Надар (KNMA) объявили новую дату выставки «Индия. Новое искусство», беспрецедентная по масштабу выставка современного индийского искусства, которую планировалось открыть в июне 2020 года в Государственной Третьяковской галерее, перенесена на март 2021 года.

«Индия. Новое искусство» — это совместный проект Государственной Третьяковской галереи, Музея искусств Киран Надар и Индийско-российского культурного фонда.

«Весь мир сегодня ведет беспрецедентную борьбу против пандемии; многие страны находятся на карантине. В этих обстоятельствах мы приняли совместное решение перенести выставку. Мы намерены довести наш проект до конца и уверены, что в марте 2021 года сможем собраться в Москве, чтобы познакомить российскую и мировую публику с современным индийским искусством», — сказала в своем обращении Киран Надар, основательница Музея искусств Киран Надар.

Назвав эту выставку «уникальным обзором современного индийского искусства, представляющим работы более 60 художников, под кураторским руководством Рубины Кароде и сотрудников Третьяковской галереи», г-жа Надар поблагодарила директора музея, Зельфиру Трегулову, и ее коллег, а также президента Индийско-российского культурного фонда и его команду. «Спасибо всем, кто прикладывает все усилия, чтобы сделать это событие возможным», — сказала она.

«Лишь эти экстраординарные обстоятельства вынудили нас перенести столь важную выставку, особенно учитывая многомесячную работу членов международного коллектива с художниками со всей Индии», — добавила к этому Зельфира Трегулова. «Однако мы с нетерпением ждем ее открытия следующей весной, поскольку понимаем, что она откроет новые горизонты в понимании широты и значимости современной индийской арт-сцены».

«Мы глубоко признательны нашим партнерам и коллегам из Художественного музея Киран Надар в Дели и Индийско-российского культурного фонда, а также нашим спонсорам, без участия которых этот проект был бы невозможен. Кроме того, мы признательны самим художникам и всем, кто предоставил произведения для выставки. Мы с нетерпением ожидаем, когда эти произведения, передающие тревоги, силу духа и веру в будущее, предстанут перед публикой», — завершила Трегулова свою речь.

Выставка впервые соберет вместе более шестидесяти индийских художников разных поколений, среди которых и мастера, имеющие мировую известность, и молодые художники: Налини Малани, Виван Сундарам, Бхупен Хахар, Амар Канвар, Дж. Равиндер Редди, Мриналини Мукерджи, Анита Дубе, Шилпа Гупта, Даянита Сингх, Джитиш Каллат, Рохини Девашер и другие.

Бесплатные билеты можно получить в кассах музея или онлайн в одном заказе с платным билетом (полным или льготным) в предварительной продаже или в день посещения. Обратите внимание, что все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке. Условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке (билеты можно получить только в кассах непосредственно в день посещения).

Читать еще:  Современный художник-реалист. Derek Harrison

Право бесплатного посещения предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди (обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок):

Один раз в месяц — последняя суббота месяца: для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ) по удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ;

Один раз в месяц — первое воскресенье каждого месяца: для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (старше 18 лет) (граждане России и стран СНГ) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося;

Один раз в месяц — первое воскресенье каждого месяца студенты-держатели карт ISIC имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

В День народного единства — 4 ноября — Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

Расписание работы экспозиций и выставок 4 ноября:

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова — закрыты

Вход платный.

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения. Посетители приобретают льготный билет и посещают музей в порядке общей очереди.

  • пенсионеры (РФ и СНГ). По пенсионному удостоверению гражданина РФ или документу, удостоверяющему личность, с указанием даты рождения, социальной карта москвича;
  • учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (РФ и СНГ) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося;
  • студенты высших учебных заведений РФ, а также иностранные студенты, обучающиеся в российских высших учебных заведениях. По продленному на текущий учебный год студенческому билету. Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров»;
  • студенты, владеющие картой ISIC, вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке. По карте ISIC;
  • члены многодетных семей (РФ и СНГ). По удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста. По свидетельству о рождении (для граждан РФ, не достигших 14-летнего возраста), национальному или заграничному национальному паспорту;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров». По продленному на текущий учебный год студенческому билету соответствующего учебного заведения или справке с места обучения с указанием факультета (если факультет не указан в студенческом билете);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории;
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации. По военному билету с записью, подтверждающей прохождение военной службы по призыву;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ). По удостоверению о присвоении соответствующего звания;
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории и удостоверению участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств. По удостоверению члена соответствующей организации;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM). По членской карте ICOM;
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ. По удостоверению музейного сотрудника, удостоверению члена общественного совета при Министерстве культуры России;
  • волонтеры программы «Спутник». По карте «Спутник» в комплекте с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность;
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента)(граждане России и стран СНГ);
  • один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Бесплатные билеты можно получить в кассах в предварительной продаже и в день посещения, а также онлайн в одном заказе с одним платным (полным или льготным) билетом.

Онлайн мантры любви, здоровья, исцеления, богатства и очищения

С приходом британцев в Восточную Индию в XVIII веке и низвержением царствовавших дворов индийские художники потеряли высокое покровительство и были вынуждены соответствовать требованиям открытого рынка — производить работы, которые не требовали много времени для их создания и хорошо продавались. Самые ранние произведения, характеризующие этот период (который теперь называют периодом «Компании»), были выполнены европейскими художниками, путешествовавшими по Индии, которая представала в их работах экзотической страной таинственных храмов и танцующих красавиц, богатых правителей и роскошно одетых придворных. Эти произведения имели большое значение, так как они задавали новые эстетические стандарты для индийских художников, обвиненных в недостатке техники и неспособности реалистично воспроизводить образы окружающего мира.

Со временем местные художники, наученные рисовать в западной академической манере, стали создавать работы на потребу британским чиновникам. Их произведения служили своеобразным визуальным архивом колониальных владений, а также увозились в Европу в качестве сувениров. Таким образом, индийское искусство периода «Компании» характеризовалось столкновением местных культурных традиций и приобретенного западного стиля.

Важным нововведением, оказавшим долговременное влияние на индийское искусство, стало основание художественных школ по западному образцу для воспитания нового поколения местных мастеров. В 1854 году Британская империя запустила проект по «улучшению вкуса индийцев для общего повышения морали», согласно которому состоятельные молодые индийцы, подражая «джентльменам-художникам», могли учиться западным техникам письма маслом, рисуя портреты, пейзажи и обнаженную натуру (М.Ф.Питхавала «Мисс Кларк» конец XIX века, П.Б.Эрукшоу «Портрет женщины из Пенджаба» 1908).

Читать еще:  Украинский художник. Эдуард Гуревич

В начале XX века произошел подъем националистических настроений. В искусстве это привело к возрождению традиций индийской культуры и духовности, обращению к местным, исконным техникам и материалам. Националистический проект в искусстве возглавил Абаниндранат Тагор. Избегая рисунка маслом и тем, которые были популярны у британцев и индийской интеллигенции, художники так называемой Бенгальской группы обращались к древним фрескам и средневековым миниатюрам за смысловым наполнением, а главное в стремлении вернуться к исконно индийским материалам, в первую очередь к темпере.

Период стыка веков привнес в искусство один из основных признаков модернизма — возникновение художника как индивидуальности. Различные между собой и по технике, и по тематике работы художников Б.Б.Мукерджи («Любитель деревьев» 1932), Р.К.Вайджа («Бинодини, К.1948» 1948) и др., составляют карту живописной истории Индии в самые важные этапы её борьбы за независимость. Ведь кроме всего прочего искусство этого времени использовалось как эффективное политическое оружие.

В годы, предшествующие обретению независимости в 1947-м, усилились связи с мировыми художественными движениями. Для этого периода характерно смещение фокуса с сельской местности к городам. Бомбей, Дели, Калькутта и Мадрас стали центрами нового индийского искусства, которое подчеркивало необходимость формирования иного изобразительного языка и модернистской идентичности.

Художники, образовавшие в 1943 году «Калькуттскую группу», одним из основателей которой стал П.Сен («Сиеста» 1980-е), акцентировали внимание на важности разработки художественного языка, который, несмотря на корни в индийских традициях, был бы не ограничен ими, а завязывал активный диалог с мировыми художественными течениями. С содержательной точки зрения для творчества калькуттских художников стал характерен интерес к насущным социальным вопросам.

Одной из самых значимых была образованная в 1947 году в Бомбее «Прогрессивная группа художников». Она знаменовала переломный момент в истории индийского искусства, так как провозглашала демократизацию личности индийского художника, расширение социального состава в художественных кругах. Обращение к абстракции стало модным, несмотря на сосуществование с исконно индийской склонностью к фигуративности и описательному искусству (Т.Мехта «Падающая фигура» 1965, А.Падамси «Метапейзаж-3» 1977, В.С. Гаитонде «Живопись» 1987).

Региональные центры формировали свою собственную идентичность. Например, созданный К.С.С.Паникером («Слова и символы» 1971) в 1966 коллектив близ Мадраса поощрял коммунальный образ жизни и работы. Паникер и несколько позднее Д.Сваминатан («Без названия» 1986) оказали сильное влияние на целое поколение художников, творивших в абстрактном стиле.

Необходимо отметить и роль школ искусств — художественной школы Джей Джей в Бомбее, государственного колледжа искусств в Калькутте и факультета изобразительных искусств при университете МС в Бароде — в формировании пути индийского искусства. Такие педагоги, как К.Г.Субраманьян («Ночи области Малва» 1990-е), передали ученикам особую восприимчивость к важности взаимодействия с местными условиями в развитии живописного языка, и глубокие познания в том, что касалось мировых художественных движений. Среди выпускников – А.Э.Менон («Матаджи» 1983) и Д.Дас («Точка касания» 1985).

Главным наследием этих художественных школ было развитие индивидуальной эстетики в противопоставление коллективному характеру, что остается краеугольным камнем индийского искусства и сегодня.

В 1990-е годы, когда индийская экономика открылась либерализации, глобальной промышленности и торговле, искусство также вступило в новую фазу. Изобразительное искусство освободилось от своей привязанности к двухмерности, а границы между живописью, скульптурой и дизайном оказались размыты (М.Раи «Иллюстрированная рукопись» 1995, Р.Родвиттья «Старые басни, новые мифы» 2003, Н.Малани «Без названия» 2004).

Сейчас продолжаются захватывающие эксперименты с материалами и масштабами в изобразительном искусстве. Современные индийские художники пытаются найти способ соотнести и совместить требования нового глобализма с местной историей и проблемами.

Современное искусство Индии

В середине двадцатого века Индия была новой демократической страной, вырезанной из субконтинента и возглавляемой индийским Национальным Конгрессом. В этот зарождающийся период независимости государства её граждане стремились определить параметры и понять причину ее существования. Культурная сфера была сильно политизирована.

Авторы писали рассказы и стихи, которые критиковали то, как националистические лидеры справлялись с событиями, приведшими к независимости и разделу Индии и Пакистана. На растущей художественной сцене художники представляли себя как современных и светских практиков. Некоторые из них были политическими, в то время как многие другие были связаны с формальными вопросами. Некоторые из них основывались на местных традициях, в то время как другие обратились к художественной практике из-за пределов Индии.

Бомбейские Прогрессисты

В течение 1930-х и 40-х годов ряд коммунистических групп активно действовал на культурной арене Индии. Наряду с театральными профессионалами и писателями, визуальные художники объединились под знаменем прогрессивного и отождествили себя с марксизмом. В Бомбее в 1947 году Фрэнсис Ньютон Соуза (1924-2002), Макбул фида Хусейн (1915-2011) и другие сформировали группу прогрессивных художников. Они придерживались левых взглядов, отвергали националистическое искусство бенгальской школы и принимали международные практики современного искусства.

За эти годы Соуза приобрел международную известность благодаря своим эротическим и религиозным картинам, которые были основаны на различных стилях, включая экспрессионизм, сюрреализм, кубизм и примитивизм. Хусейн также работал в нескольких международных режимах живописи; он был представлен искусству европейцев, включая Эмиля Нольде и Оскара Кокошки через группу прогрессивных художников. Его работа, однако, сохраняет следы местных традиций; в частности, у него был постоянный интерес к индийскому кино. Хусейн сначала поддерживал себя как художник, рисуя афиши кино; позже он стал режиссером фильмов и изобразил современных кинозвезд в своих картинах.

«Живая традиция»

К. Г. Субраманян (1924-2016) придумал традиции, сопоставляя современное искусство с массовой культурой, а народное искусство-с городскими тенденциями. Он учился у Нандалала Боуза в Санти-Никетане за пределами Калькутты. Эта художественная школа, основанная поэтом Рабиндранатом Тагором, подчеркивала индийские традиции и ремесла. Субраманян передал свои знания о народном и изобразительном искусстве новым поколениям художников. Его влияние простиралось далеко и широко через его труды по теории искусства и преподаванию в Университете Махараджи Саяджирао в Бароде (прогрессивный факультет искусства, открытый в 1949 году).

Абстракция, минимализм и фигуративная живопись

При первом взгляде на работы ряда современных индийских художников, кажется, мало что отличает их образы от искусства, сделанного в других частях мира. Тем не менее, их культурное наследие влияет на их работу, даже если это не очевидно. В эфирных абстрактных картинах Натвар Бхавсар (род.1934) поля цвета дышат и пульсируют. Хотя он переехал в Нью-Йорк в 1960-х годах и был современником абстрактных экспрессионистов, индийская культура продолжала информировать его работу-индуизм направлял его использование цветов, например.

Насрин Мохамеди (1937-1990) сделала минималистские рисунки тушью. Отражающиеся линии в ее работах напоминают индийскую музыку, и она была под влиянием чистых форм исламской архитектуры и дизайна. Изобразительные работы Арпита Сингх (родившийся 1937) производится с пигментом и очень небольшим количеством масла, чтобы сформировать пирожные в пастозной краской. Это неоднородное качество ссылается на народное искусство одеял в Индии. И Кришна Редди (родился в 1925 году) играл с несколькими методами печати в Париже в 1950-х годах. Он чувствовал себя свободным в этой среде в отличие от Индии, которая только что испытала свет свободы после столетий иностранного правления.

Читать еще:  Современный британский художник. Philip Harris

Фотография

Эбрахим Алькази известен своим зрительным зрением, театральным мастерством и глубоким интересом к отношениям между искусством и театром. Недавно он получил премию «живые сокровища Бомбея» в знак признания его вклада в культурную жизнь города. Директор галереи художественного наследия в Тривени Кала Сангам, он был одним из первых промоутеров таких художников, как Макбул фида Хусейн. Алькази теперь имеет одну из крупнейших частных коллекций исторических фотографий, «Sepia International», которая базируется в Нью-Йорке.

Шахматисты, Муссонные Наводнения, Бенарес, Уттар-Прадеш

За свою короткую жизнь Рагубир Сингх (1942-1999) опубликовал более двенадцати книг цветных фотографий, сделанных в различных регионах Индии. Книги Сингха обычно посвящены географическому региону или области, такой как Раджастан, Кашмир и Бомбей, и обрамляют современную Индию в историческом и легендарном контексте. Цвет является важным инструментом в его откровенных образах повседневной жизни.

В Третьяковку едут 60 индийских художников

В Нью-Дели официально объявлено о грандиозной выставке «Индия! Новое искусство», которая откроется в Третьяковской галерее в июне

Субодх Гупта. «В этом сосуде лежит философский камень». 2017. Фото: Ela Bialkowska, OKNO Studio

Торжественное объявление состоялось во время крупнейшей индийской художественной ярмарки IndiaArtFair, на приеме, организованном Kiran Nadar Museum of Art, главным партнером Государственной Третьяковской галереи по организации выставки «Современное индийское искусство». Частный музей, основанный коллекционером Киран Надар десять лет назад, обладает одним из лучших собраний современного индийского искусства. На приеме был объявлен и победитель закрытого конкурса на новое здание музея — им стал известный британский архитектор Дэвид Аджайе, автор Нобелевского центра мира в Осло, Московской школы управления «Сколково» и Дома авраамических религий в Абу-Даби.

Именно Kiran Nadar Museum of Art выступил организатором выставки в павильоне Индии на прошлой Венецианской биеннале. Арт-директор музея Рубина Кароде была куратором павильона и готовит вместе с коллегами из Третьяковки московскую выставку. «Мы счастливы этому сотрудничеству, — рассказала Рубина Кароде. — Я давно думала: почему мы делаем выставки в Европе, в Нью-Йорке и не едем в Россию? Ведь это очень близкая нам страна. Это будет очень большая, гигантская выставка с несколькими тематическими разделами, со множеством направлений и измерений, которая должна показать, что такое Индия сегодня. Вы знаете, что у нас очень сильны традиционные ремесла, но наша выставка — не о них. Там будут многие ключевые работы из собрания нашего музея, а также Devi Art Foundation и частных коллекций, такие важные художники, как Ранбир Калек, Аниш Капур, Субодх Гупта, Даянита Сингх, Шилпа Гупта, видеоартист Амар Канвар, но будут также и сюрпризы, молодые художники. Выставка должна показать многообразие индийской арт-сцены».

Зельфира Трегулова. Фото: Юрий Чичков

Выставка откроется 17 июня в Новой Третьяковке на Крымском Валу, ее соорганизаторами выступают Александр Попов и галерея «Триумф».

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала нашей газете о том, как возникла идея выставки «Современное индийское искусство».

Правда ли, что это будет самая большая в мире выставка индийского современного искусства?

Почти так. Индийское современное искусство показывали мировые музеи — нашу выставку можно сравнить с той, что была некоторое время назад в Центре Помпиду. Но за последние годы это самая большая выставка индийского современного искусства, организованная за пределами Индии. Там будет более 60 художников — как тех, кого уже нет, так и живущих, — но это выставка именно актуального, современного искусства за последние 10–20 лет.

Аниш Капур. «Моя алая родина». 2003. Фото: Nic Tenwiggenhorn ©Anish Kapoor, 2015

Почему вы решили показать именно индийское, а не, скажем, китайское искусство?

Первый раз я оказалась в Индии в 2011 году. Я тогда работала в Музеях Кремля, и мы сделали невероятную, значительную, крутую выставку индийского ювелирного искусства от эпохи махараджей до наших дней — и, кстати, если где в мире и сохранилось ювелирное искусство, так это в Индии. Так вот, мне безумно нравится Индия, и на биеннале последних лет я все больше и больше обращала внимание на индийское искусство, а на последней Венецианской биеннале, пусть меня простят коллеги, самые яркие и интересные проекты были у китайских и у индийских художников — как в их национальных павильонах, так и на основной выставке биеннале.

Когда Александр Попов, с которым мы делали ювелирную выставку в Кремле, предложил сделать выставку современного искусства Индии, я сразу сказала да. Потому что оно настоящее.

Конечно, китайское современное искусство более раскрученное, но их проекты какие-то мегаломаньячные, от слова «мегаломания», и сейчас эти прекрасные художники, когда-то вышедшие в авангард мирового художественного развития, стали настолько коммерчески востребованными, что это не может не повлиять на их проекты и все китайское искусство в целом.

Ранбир Калек. Auroboros. 2009. Фото: RANBIR KALEKA / rkaleka.com

Как бы вы описали современное индийское искусство? Чем оно примечательно?

Что меня поразило в индийском искусстве — оно настоящее, оно глубокое, и, будучи поразительно современным и новым по подходам, оно коренится в традиции и истории. Эстетическое чувство у них врожденное, в генах, и ты видишь это всюду. Даже на улицах самые бедные и нищие люди держат себя как короли и королевы. В этих своих цветных сари ценой в копейку они прекрасны. И они воспринимают мир прекрасным. И это тоже есть в индийском искусстве. Еще там присутствует невероятное качество и умение работать с материалом. Меня поразила их работа с бумагой, которую они используют так, как сейчас никто в мире. Цвет, форма, орнаментальность. А главное, что о важнейших вопросах сегодняшнего дня, о которых искусство говорит, как бы внешне оно ни было далеко от буквального изложения социального или политического послания, они говорят так сложно и глубоко, что сначала ты воспринимаешь художественное послание, а потом через него считываешь послание миру.

Расскажите, пожалуйста, о месте, где вы делаете эту выставку.

Эта выставка будет первым серьезным проектом Третьяковки в Западном крыле (бывший ЦДХ. — TANR), за которым последует большая выставка немецкого современного искусства.

Мы перекидываем мостик к тем невероятным временам конца 1980-х, еще до распада СССР, когда в этом здании, благодаря Таиру Салахову — не устаю произносить его имя, — проходили лучшие выставки главных мировых звезд: Фрэнсиса Бэкона, Гилберта и Джорджа, Янниса Кунеллиса и многих других, — и это было невероятным открытием. Между прочим, многие художники тогда думали, что у них выставка в Третьяковке, — и, например, Роберт Раушенберг подарил тогда нам свои работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector